Сделай Сам Свою Работу на 5

Интермедия: оставшиеся в живых в скорбное время Иакова





Разрушение внезапно прекращается, и пророк перемещает свой взор на тех, кто «устоял» (ср.: Откр.6:17). Эти люди, пережившие тяжкое время скорби, несут на себе печать, особый знак, который защищает их от гнева Божьего. Это вызывает у нас ассоциации с событиями в Египте, когда те израильтяне, которые помазали косяки своих дверей кровью агнца, избежали смерти (Исх.12:23). Но на этот раз четыре ветра Земли, которые несут гнев Божий, угрожающий «четырем углам земли», т. е. всей планете Земля. 48.

Хиастическая структура (ABA’) описывает действия ангелов и указывает на спасенных от гнева Божьего. В первом акте (А) не наносится вреда земле, морю, и деревьям (Откр.7:1). Во втором акте (B) наносится вред земле и морю (ст. 2). В третьем акте (A’) не наносится вреда земле, морю и деревьям (ст. 3).

А (7:1) B (7:2) А’
не наносится вреда: земле, морю и деревьям наносится вред: земле и морю не наносится вреда: земле, морю и деревьям

 

Центр хиазма раскрывает, каким частям Земли наносится вред: это суша и море, т. е. вся Земля. 49. В этом катаклизме выживают лишь деревья. С точки зрения грамматики, синтаксиса, в тексте показана важность деревьев. В первом акте, который предшествует двум другим, греческое слово «дерево» отличается по своему склонению от двух других существительных здесь: «земля» и «море», хотя в тексте оригинала перед ними стоит тот же самый предлог. Слово «дерево» стоит в аккузативе (винительном падеже), тогда как слова «земля» и «море» стоят в генитиве (родительном падеже). Это различие подчеркивает, что «ветры» относятся к земле и морю иначе, чем к деревьям.



Эти стилистические и синтаксические особенности помогают выделить деревья особо, отделив их от этих двух элементов. Деревья знаменуют собой стойкость и упорство. Их корни, уходящие глубоко в землю, помогают им противостоять ветрам. В Библии деревья символизируют праведность (Пс.1:3; Иер.17:8)., тогда как солома, мякина, легко развеваемая ветром, используется как образ нечестивого (Пс.1:4 — «прах» в синодальном переводе; «мякина» в новом переводе под ред. М. П. Кулакова; Иов. 21:18).

Мы должны понимать тот факт, что ангел охраняет деревья как защиту Божью для праведного. Но, следует подчеркнуть, что деревья/праведники обязаны своему спасению не силе своих корней. Сохранность их жизни — это дар свыше. «Ангел, восходящий от востока солнца», со стороны, символизирующей восход солнца, приносит жизнь и свет; Эдемский сад (Быт.2:8); Тот, «кто воздвиг от востока мужа правды» (Ис.41:2) и «слава Бога Израилева шла от востока» (Иез.43:2 ) — этот ангел ставит печать на их челах.



В противовес другим печатям в Апокалипсисе, которые несут смерть, эта единственная, которая несет жизнь (Откр.7:20). Другие печати возвещают суд и уничтожение. Эта же печать знаменует собой спасение и сотворение. Другие печати гарантируют сохранность конфиденциальной информации документа, но данная печать указывает на владение собственностью.

В древности часто на товарах ставилась печать их владельца. Обычно печать ставилась на глине или воске — ее высекали на металле или на драгоценном камне, вставленном в перстень (Исх.28:11; Есф.8:8), где было выгравировано имя или знак принадлежности владельцу. В нашем отрывке печать ставится на челе. Это напоминает нам о Каине, который имел печать, знамение, которое дал ему Бог как охранную грамоту. Но библейский пассаж из Иез.9:4–6 лучше всего раскрывает суть нашего отрывка: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак».



Те, кто получил печать на чело свое, это верные Богу люди, которые «воздыхают о всех мерзостях», совершенных своими современниками. В предшествующих стихах используются то же самое слово: «мерзости», когда речь идет о том, что они «кланяются на восток солнцу» (Иез.8:16-17). Печать Бога, таким образом, указывает на поклонение истинному Богу, живому Богу, Творцу. По-видимому, тот же смысл раскрывается и здесь, Откр.7. Последовательность: земля, море и деревья (ср.: Быт.1:9–13) еще больше подчеркивает аллюзию на Творца. Печатью отмечены те, кто верит в своего Творца. Исповедовать господство Бога в своей жизни означает признать Его как своего Творца. Псалмы воздают хвалу Богу как Властелину всего сущего в мире: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее» (Пс.23:!–2) 50.

Признание Бога как властелина всего сущего приводит к признанию Его как Творца. Его печать объемлет и наш образ мыслей. Быть запечатленным означает показать, что мы всем обязаны Богу: эта тема проходит красной нитью через всю Библию. Десятина представляет то, что мы возвращаем Богу то, что принадлежит Ему: это уже понимал Мелхиседек, который принял десятину от Аврама: «благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли» (Быт.14:19). В книге Левит раскрывается та же тема. До вхождения народа израильского в Землю обетованную Бог напомнил им о том, что эта земля принадлежит Ему: «Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев.25:23). В этой связи «всякая десятина … принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев.27:30).

Не является простым совпадением тот факт, что заповедь о Субботе в Декалоге занимает в нем центральное место, наподобие печати, которая именно так ставилась в древних договорах. 51. Суббота прославляет Творца и Его деяния — это печать Бога на Его творении. Мы видим печать Бога на выборе здоровой пищи Даниилом и его друзьями, который показывает, что они стремились показать свою связь и зависимость от Творца, а не от царя (Дан.1). 52.

Печать на челе представляет знамение Бога на человеческой личности, знак принадлежности Ему. Образ Бога, если он отражен в человеке, в определенном смысле составляет Его печать. Принадлежать Богу означает жить с Ним. Через этот образ Апокалипсис обозначает тех, кто исповедует Бога Творца во всех сферах своей жизни. Суббота, десятина, здоровая пища и почитание закона Божия — все это может указывать на печать Божью в человеке, но сам человек не может каким-то магическим способом соделать ее. Печать Бога одновременно и невидимая, и живая, точно так, как ее представляет Бог Творец.

Те люди, которые несут на себе эту печать, составляют духовную сущность. Их число 144 000 — сугубо символическое и представляет собой произведение: 12 x 12. Число 12 — это число завета-договора между Богом и Его народом (4 — число Земли, 3 — число Бога: 4 x 3 =12) .Это также число двенадцати израильских колен, о которых говорится в Откр.7:4–8. Каждое колено состоит из 12 000 человек. Число 1000, на которое умножается 12, символизирует не только множество 53, но и колено, племя. В еврейском языке элеф (тысяча) означает племя, клан или даже полк. 54. Число 12 000, таким образом, описывает колено во всей его полноте. Во времена Иоанна, однако, документы, фиксирующие принадлежность людей к определенному колену, были уничтожены во время разрушения Храма. Только принадлежавшие к коленам Иуды, Вениамина и Левия могли уверенно утверждать о своих коленах. Поэтому мы не можем говорить, что здесь представлен буквальный Израиль. Строгий размеренный порядок в перечне колен — как на военном параде — усиливает впечатление полноты и совершенства. Слово охлос, переведенное как «множество» в ст. 9, означает также и «армия», «войска». И, действительно, в ст. 9 и 10 описывается армия-победительница. Белые одежды и пальмовые ветви составляли часть ритуала праздника в честь победы. 56. Стиль, язык и символизм чисел в данном тексте — все указывает на присутствие всего Израиля. 144 000 описывают Израиль, идущий единым маршем. Это «весь Израиль», о котором мечтал апостол Павел (Рим.11:26), «полное» число спасенных, о чем идет речь в Откр.6:11 (пятая печать). Это также и великое множество, люди разных культур и национальностей, которые в видении Иоанна облачены в белые одежды (Откр.7:9; ср.: 6:11), те, кто пережил все испытания (Откр.7:14; ср.: 6:9, 11).

Неполная группа из Откр.6, где речь идет о пятой печати, и эти 144 000 — одни и те же люди. Они представлены все: аутсайдеры истории, которые могли взывать лишь к небесам, обреченные на скитания, чужие везде, изгнанники, — теперь они вновь обрели свое лицо, свои корни, свой народ — Израиль. Делясь воспоминаниями об испытания и страданиях, они ныне обрели единство души и тела. Эти пришедшие от великой скорби теперь ликуют, вознося славу и издавая победные крики (Откр.7:10).

К их победным возгласам присоединяются ангелы, старцы и четыре живых существа: «Аминь». Раздается семикратное славословие: «Аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь» (Откр.7:12).

В видении теперь открывается Небо, в далеком грядущем, когда Небо воссоединится с Землей в прославлении Творца; когда Бог будет наяву присутствовать среди Своего народа. Его народ будет служить Ему «день и ночь в храме Его» (ст. 15), как в древности служили священники и левиты (1Пар.9:33). Это видение открывает образ скинии, шатра, который Бог распрострет над ними (Откр.7:15): это аллюзия на скинию в пустыне. В греческом слово скенун (раскрыть скинию) созвучно еврейскому слову шехина (от глагола шахан — пребывать), которое обозначает «огненное облако», символ «пребывания» Бога среди Его народа (Исх.40:34–38).

Присутствие Бога — это реальный факт: Он являет Свое присутствие среди народа Божьего. Текст из Откр.7:17: «Ибо Агнец… будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» перекликается с Пс.23. Бог не довольствуется тем, что обеспечивает лишь физические нужды Своих созданий, но стремится установить тесные взаимоотношения с ними. Бог не только избавляет нас от голода, жажды, жары и страданий в нашей жизни, но и дает нам утешение и успокоением самим Своим присутствием среди нас.

Тишина на Небе

Пророк теперь взирает на последнюю печать. Со снятием этой седьмой печати, наконец, раскроется содержание всего свитка, этой книги. Но эта печать снимается совсем иначе, чем все другие. Каждый раз Иоанн подключается к видению лично. Выражение «видел я» предшествовало снятию первых четырех печатей, а выражение «и я видел» или «я взглянул» пятой и шестой печатям. Но Иоанну не потребовалось видеть или слышать что либо о седьмой печати. Впервые события, которым дает начало седьмая печать, происходят только на Небе. Первые шесть печатей касались событий земной истории, седьмая же печать описывает весьма краткий промежуток времени в одном только стихе (Откр.8:1). То, о чем здесь говорится, относится к разряду фундаментально иных событий. После грохота военных баталий и рева диких животных, человеческих стенаний и воплей, ужасов природных катаклизмов (Откр.6:12 –16) внезапно наступает тишина, полное безмолвие.

То, что происходит, не поддается описанию. Этого нельзя выразить никакими словами; ни музыка, ни живопись, никакое искусство не в состоянии передать того, что происходит. Только полное безмолвие, тишина, может передать не поддающееся словесному описанию. И только тишина может выразить беспредельного Бога 58. Безмолвие на Небе длится «как бы полчаса». На профетическом языке, в котором один день соответствует одному году 59, эти полчаса охватывают целую неделю (если одни сутки, 24 часа, равняются одному пророческому году в 360 дней, то 360, поделенное на 24, составит 15 дней, а полчаса составят одну неделю). История человечества завершается, как она и началась — временем сотворения. Неделя безмолвия в конце земной истории перекликается с неделей тишины в начале сотворения (Быт.1) — эта концепция в дальнейшем была воспринята и еврейской традицией. 60. Снятие седьмой печати раскрывает содержание свитка: Второе пришествие Бога и обетование о новом сотворении, сотворении нового мира — это единственное решение, ответ на все наши вопросы, на наши жадные мечты о будущем, ответ на вопрос о наших страданиях.

Примечания

1. См. Иов. 34:1; ср. Откр.11:18, 19; 14:2

2. Ср.: Откр.20:4

3. Втор.17:9; ср.: Иер.18:19

4. См. Taanith 2. 6; Sukkah 5, 6-8

5. См. Исх.25:40; ср.: Евр. 8:5; 9:23

6. См. Иез.19:21; Ион. 2:6; Авв. 3:10; ср.: Philippe Reymond. L’Eati sacree, sa vie, et sa significftion dans le Ancien Testament. Vetus Testamentum, Supplements (Leiden: 1958), vol. 6, p. 231. Этот образ также появляется в других современных культурах и в различных мифах. В вавилонском мифе описывается происхождение мира как победа вавилонского бога Мардука над Тиамат, богиней водной стихии.

7. Пс.135:6

8. Ис.27:1; 40:12

9. Пс.73:12, 13; 88:13-15

10. Иер.49:36; Дан.7:2

11. Откр.7:1; 20:8

12. Hermann L. Strack und Paul Billerbeck. Kommentar zum Neuen Testaament aus Talmud und Midrash (Munish: 1922 -1961), vol. 3, p. 799

13. Пс.131:17; Иер.48:25; Дан.7:8, 11, 21; Зах.1:18, 19 и др.

14. См. Деян.7:55, 56; Флп. 2:9-11; Евр. 8:1,2; 10:19-22

15. Leslie C. Allen. Psalms 101-150. World Biblical Commentary (Waco, Tex.: 1983), vol. 11, p. 80; Gerhard von Rad.”The Royal Ritual in Judah”. In The Problem of Hexateuch and Other Essays (London: 1966), pp. 103ff

16. Исх.24:7; 4 Цар.13:2, 21; Втор.17:18; 4Цар.11:11-13; 23:3 и др.

17. Следует отметить, что в нашем отрывке из Апокалипсиса, как и в Исх.40, речь идет о внутреннем убранстве скинии (сосудах, кадильнице и др.) и о херувимах. Обо всем этом говорится лишь в контексте Дня искупления, во время церемонии очищения святилища (Лев.16). Но присутствие агнца исключает любую ссылку здесь на День искупления, поскольку агнца традиционно приносили в жертву во время церемонии открытия святилища (Исх.40:29; ср. Лев.1:10), а не в День искупления (Лев.16:11-15). Аналогичным образом, здесь нет указания на ковчег завета — ключевого предмета и символа в День очищения (Лев.16:11-15). Более того, слово наос — технический термин, описывающий Святое святых, где хранится ковчег завета, отсутствует в Откр.4 и 5; однако он встречается в гл.11. Интересно отметить, что это слово широко используется во второй части Апокалипсиса: Откр.11:2,19 (дважды); 14:15, 17; 15:5, 6, 8 (дважды); 16:1, 17; 21:22 (дважды). Единственные два отрывка, где этот термин встречается в первой части Апокалипсиса, относятся к будущему времени.

18. Деян.1:8; 2:38, 39; Еф. 5:18

19. Быт.49:10; 2Цар.7:1; 1Пар.17; Дан.9:24-27; Лук.32,33

20. Пс.32:3-9; 95:1, 4-6; .97:1-9; 149:1,2

21. В Откр.1:19 выражение из Откр.4:1 – «после сего» объясняется как время семи церквей в буквальном смысле; «после сего» обозначает время после эпохи первых христиан, современников Иоанна

22. Иов. 40:9; Пс.44:5; Лук.6:6; Деян.3:7; Ис.48:13; Исх.15:6-12; Пс.16:6, 7.

23. Есть несколько свидетельств того, что этот свиток касается грядущего воцарения Мессии, и контролирует историю – как «книга завета» соединяет царей Израиля с их сюзереном в момент их восшествия на престол (см. выше). Другая параллель — с отрывком из Иез.1, где говорится, что такой свиток держит в Своей правой руке восседающий на престоле Бог. Важно также отметить, что этот свиток исписан с обеих сторон (Иез.2:9, 10; ср.: Откр.5:1). В отрывке из Иезекииля далее отмечается, что этот свиток содержал такие слова: «плач, и стон, и горе» (Иез.2: 10), которые истолковываются как суды и предостережения Израилю о его грядущей судьбе (см. Иез.3). Подобно этому в видении Иоанну показаны предостережения и суды, касающиеся народа Божьего во время правления Иисуса Мессии. Возможно, пророк свидетельствует о судах, которые будут далее более подробно раскрыты в Апокалипсисе. Эти два документа: Апокалипсис и книга (свиток) из главы 5 обозначаются одним и тем же греческим словом «библион» (указывающим на Апокалипсис в Откр.1:11; 22:7, 9, 18, 19) и на свиток в Откр.5:1, 2, 3, 4, 5, 7, 8. Тот факт, что Апокалипсис не запечатан, получает эсхатологическое истолкование, ибо «время близко» (Откр.22:10). В этом смысле мы можем сравнивать Апокалипсис с книгой Даниила, которая запечатана «до последнего времени: многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан.12:4; ср.: ст.9, 10).

24. См. свитки, открытые в Кумране среди писем Бар Кохбы, Йигаэля Ядина: The Finds from the Bar Kokhba Period in the Cave of Letters. Judean Desert Studies (Jerusalem: 1963), p. 118; cf. Frank Moore Cross, “The Discovery of Samaria Papuri”, The Biblical Archaeologist 26 (1963); 111-115

25. Откр.1:4, 7, 8; 2:5, 16; 3:11; 4:8; 16:15; 22:7, 12, 17, 20

26. Doukan. Secrets of Daniel, pp. 186-190

27. 1 Енох 90:19, в разделе, написанном около 161 г.до н. э.

28. Genese de l’Antesemitisme (Paris: 1956); p. 133

29. Втор.11:14; 14:23; 28:51; 2Пар.32:28; Неем.5:11 и др.

30. Doukan. Secrets of Daniel, pp. 65, 66, 72

31. См. Втор.8:3; ср.: Матф.4:4; Иоан.6:46-51; Неем.9:15

32. Пс.44:8, 9; Зах.4:1-6

33. Лук.22:20; 1 /Кор. 11:25

34. Лук.10:34

35. L’Eglise de Saint Augustin a l’Epoque moderne (Paris: 1970), p. 72

36. Isaac. Genese de l’Antesemitisme, p. 196

37. См. Втор.28:49; Иов.9:26; Плач. 4:19; Авв. 1:8; Матф.24:8

38. Откр.1:18; 20:13, 14

39. Пс.21:15-30; 90:13

40. Это выражение заимствовано из: Isaac. Genese de l’Antesemitisme, p. 131 и дал.

41. Hitler Table Talk, cited d Rosmary Ruether, Faith and Fratricide (New York, 1974), p. 224

42. Saul Frienlander, Pius XII and the Third Reich. A Documentation, transl. Charles Fullman (New York: 1966)

43. Пс.12:3; 34:17; 78:5; 88:46; 93:1-3

44. Ср.: Дан.12:6an

45. См. Лев.16:30; ср.: Doukan. Secrets of Daniel, pp. 126-129

46. Doukan. Secrets of Daniel, pp. 129-133

47. Doukan. Secrets of Daniel, pp. 108-110

48. См. Дан.7:2

49. См. Откр.10:2,5; ср: Быт.1:1-9; Исх.20:11; Неем.9:6; Пс.94:5; Матф.23:15 и др.

50. См. Пс.88:12, 13; 99:3

51. См. Meredith G. Kline. Treaty of the Great King: The Covenant Structure of Deutoronomy, Studies and Commentary (Grand Rapids: 1963), p. 120

52. Doukan. Secrets of Daniel, pp. 18-20

53. Суд. 15:15; 1Пар.12:14; 16:15; Пс.90:7 и др.

54. Исх.18:21; Втор.33:17; Суд. 6:15; ЧИс.1:16; Нав.22:21 и др.

55. Cм. Gerhard Kittel, ed. Theological Dictionary of the New Testament. Transl. and ed. Geoffrey W. Bromiley (Grand Rapids^ 1964-1976), vol. 5, p. 583

56. См. 2 Макк.11:18; 1 Макк. 13:51; ср.: Иоан.12:13

57. См. Жак Дукан: Aux portes de l’espectance (Dammaire- les-Lys, 1986), pp. 243ff

58. См. Авв. 2:20; Соф.1:7; Зах.2:13

59. Doukan. Secrets of Daniel, pp. 108, 109, 143-145

60. 4 Ездра (2 Ездра) 6:39; 7:30 и дал.; 2 Барух 3:7 и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.