Предупреждение рецидивной преступности
В соответствии с названными выше тремя подсистемами причин и условий рецидивных преступлений можно выделить специальныемеры предупреждения рецидива, связанные, во-первых, с оперативно-розыскной деятельностью, предварительным расследованием и назначением наказаний; во-вторых, с исполнением наказаний; в-третьих, с работой с рецидивоопасным контингентом после отбытия осужденными наказания.
Применительно к выявлению преступлений, дознанию, следствию и судебному разбирательствустоит задача обеспечить:
а) высокую вероятность наказания для преступников, стимулируя формирование представлений о риске и «невыгодности» преступлений;
б) исходные данные, необходимые для избрания меры пресечения или наказа ния, максимально соответствующей содеянному, личности виновного, моти вации преступления;
в) избрание мер пресечения, препятствующих продолжению преступной деятель ности '.
Очень важно по материалам дела организовать профилактическую работу, направленную на то, чтобы пресечь существование притонов,
1 По экспертным оценкам, необоснованное ограничение прокурорами и судами применения мер пресечения к рецидивистам в виде ареста приводит к совершению этими лицами тысяч новых преступлений в период предварительного расследования их предыдущих преступлений. Новый УПК РФ, согласно которому санкцию на арест дает только суд, объективно способствует криминальному рецидиву.
разобщить группы лиц, склонных к правонарушениям, привлечь к установленной законом ответственности лиц, бездействие которых создало благоприятные условия для преступлений рецидивистов.
Применительно к назначению мер наказаниянеобходимо последовательное осуществление индивидуализации применяемых мер.
Во избежание рецидива со стороны условно осужденных, УК РФ 1996 г. ужесточил предъявляемые к ним требования. Суд может возложить на условно осужденного определенные обязанности (например, не посещать какие-то места, пройти курс лечения от наркомании и токсикомании и другие обязанности, перечень которых в законе теперь не является исчерпывающим, как было в прежнем УК 1960 г.). Суд также может продлить испытательный срок.
Установлены новые правила назначения наказания при рецидиве (см. 68 УК РФ). Помимо традиционных оснований индивидуализации наказания при рецидиве суд должен учитывать «обстоятельства, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным». Срок наказания рецидивистам не может быть ниже половины максимальной санкции за вменяемое преступление, при опасном рецидиве - - не менее двух третей, при особо опасном рецидиве - - не менее трех четвертей. Такие законодательные предписания должны исключить практику судебного либерализма.
В составах рецидивоопасных преступлений, имеющих тенденцию к профессионализации, например, кражи, мошенничество, фальшивомонетничество, вымогательство и т.д., УК РФ предусмотрел в качестве квалифицирующего обстоятельства судимость с соответствующим повышением санкций. Одновременно для стимулирования исправления рецидивистов Кодекс отказался от запретов на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания рецидивистов.
В целях устранения или нейтрализации рецидивоопасных детерминант, относящихся к подсистеме исполнения наказания,обстоятельно регламентирована профилактика рецидивной преступности в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (УИК), который вступил в cwiy \ WK>5\5\ V)91 т. Твдсшуи \1ста\очшет\ъ\ш сД£§нъ\й контроль за решением вопросов условно-досрочного освобождения, досрочного освобождения, а также при заменах одного наказания другим либо вида исправительного учреждения. Сделано это для устранения нарушений законности сотрудниками исправительных учреждений при применении данных уголовно-правовых институтов.
В УИК РФ тщательно регламентировано правовое положение осужденных, в том числе впервые предусмотрено их право на личную безопасность. Должностные лица исправительных учреждений обязаны
принять незамедлительные меры к обеспечению личной безопасности осужденных при обращении их по этому поводу. Осужденный должен быть переведен в безопасное место либо должны быть приняты иные меры, устраняющие возможность совершения в отношении осужденного насилия. Такого рода законодательные установления нацелены на устранение насилия в колониях, диктата «авторитетов» преступной среды, нейтрализацию воровских традиций и неформальных кодексов поведения, которые стали активно возрождаться в последние годы в ИТУ.
В колониях предусмотрено обязательное лечение по решению медицинских комиссий больных наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, а также не прошедших курса лечения от венерических заболеваний. За последние годы уровень заболеваемости сифилисом в России возрос более чем в 40 раз (по коэффициенту 177 случаев на 100 тыс. населения). Этот уровень близок к эпидемическому, и немалый вклад в него вносят бездомные, отбывшие наказание в местах лишения свободы. Каждый третий из них за время заключения теряет связь с семьей и лишается жилья.
Для устранения злоупотреблений со стороны работников исправительных учреждений в новом УИК РФ нормативно определено, что признается злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания. Традиционно завышенное карательное воздействие на осужденных со стороны администрации, нередко весьма произвольное, при соблюдении этих норм должно быть серьезно сокращено.
Таким злостным нарушением в исчерпывающем перечне названы: употребление наркотиков, мелкое хулиганство, угроза, оскорбление или неповиновение представителям администрации исправительных учреждений, мужеложство, лесбиянство, организация забастовок и активное участие в группировках осужденных, направленных на совершение названных нарушений. При этом признание злостного нарушения фиксируется в мотивированном постановлении начальника исправительных учреждений одновременно с наложением взысканий. Взыскания, кроме выговора, также назначаются в письменной форме. Перечень взысканий в Кодексе исчерпывающий и потому не может произвольно дополняться.
Такие меры призваны снизить конфликтность между администрацией УИК и осужденными, подчас выливающуюся в насильственные преступления, в том числе в захват заложников из числа сотрудников колоний.
Для стимулирования исправления, особенно рецидивистов, даже содержащихся в колониях особого режима и тюрьмах, вводятся три (для опасных рецидивистов - - два) вида условий содержания: общие, облегченные
и строгие. На строгих условиях, в частности, содержатся лица, ставшие рецидивистами вследствие совершения ими умышленного преступления в местах лишения свободы. В тюрьмах устанавливаются два вида условий: общие и строгие. В воспитательных колониях для несовершеннолетних осужденных предусмотрено четыре вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные, льготные и строгие.
Чтобы адаптация осужденных к условиям жизнедеятельности на свободе после освобождения протекала бесконфликтно, Кодекс расширил возможности свиданий с родственниками и близкими в колонии и отпусков за ее пределы. Даже осужденные к смертной казни получили право на краткосрочное свидание с родственниками один раз в месяц и шесть раз — со священником.
В последнее время представители различных религиозных конфессий получили возможность участвовать в исправлении осужденных. Психологическое воздействие в духе покаяния весьма полезно для воздержания от последующей преступной деятельности. Исследования показали, что две трети опрошенных осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, считают, что в той или иной степени работа религиозных организаций, приобщение к вере способствуют улучшению отношений внутри колоний, укрепляют в них правопорядок и дисциплину1.
Для усиления профилактики преступности несовершеннолетних и молодежи УИК регулирует участие общественности в исправительном процессе. Для оказания помощи администрации воспитательных колоний в организации учебно-воспитательной работы и укрепления материально-технической базы таких учреждений, решения вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства их после освобождения создаются попечительские советы из представителей государственных органов, предприятий, обществе иных организаций, иных юридических лиц и граждан. Предусмотрено также создание родительских комитетов из родителей и других близких родственников воспитанников колоний для несовершеннолетних.
При планировании борьбы с рецидивом надо учитывать особенности и причины его распространения в соответствующих регионах. Помимо федеральных следует разрабатывать аналогичные программы в субъектах Федерации.
Эффективность постпенитенциарной профилактики определяется результативностью деятельности учреждений, призванных ресоциали-зировать и адаптировать к условиям свободной жизнедеятельности лиц, отбывших срок лишения свободы.
1 См.: Деятельность религиозных учреждений в исправительных учреждениях. М., 1995. С. 64.
Основными субъектами специальной постпенитенциарной профилактики рецидива являются уголовно-исполнительные инспекции, участковые инспектора, в том числе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних; в органах местного самоуправления - - наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии, комиссии по законности, органы социального обслуживания; общественные и религиозные учреждения: попечительские и родительские советы, шефствующие трудовые коллективы, персональные шефы и попечители, внебюджетные фонды поддержки осужденных и др.
Поскольку многие из освобожденных из мест лишения свободы нуждаются в материальной и бытовой помощи, в решении проблем трудоустройства, резко обострившихся в современных условиях безработицы, настоятельно требуется строительство домов-интернатов для пожилых и инвалидов, домов временного пребывания (ночлежек). В них до решения своих проблем с участием и под контролем государственных и общественных органов мог бы первое время после освобождения находиться отбывший наказание гражданин, а не под «крышей» (в переносном и буквальном смысле) криминальных элементов.
С 1997 г. расширяется сеть специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с право-нарушающим поведением. Должны быть разработаны и реализованы меры по обеспечению социальной защиты ранее судимых несовершеннолетних и лиц молодого возраста. Ставится вопрос о создании государственных гарантий их трудовой занятости независимо от состояния рынка труда в стране.
Многие осужденные, освобожденные из мест лишения свободы, нуждаются в помощи по трудоустройству. Этим в настоящее время занимаются центры занятости населения органы федеральной государственной службы занятости населения РФ, которые контролируются местными органами власти и самоуправления; отделами, управлениями внутренних дел, благотворительными организациями; ассоциациями взаимопомощи судимым и их близким. Благотворительность может быть эффективной, если будут созданы специальные фонды для осужденных. В некоторых регионах местными органами власти приняты решения о квотировании рабочих мест для освобожденных из мест лишения свободы на предприятиях любых форм собственности, о создании центров адаптации таких лиц1.
1 См.: Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Указ. соч. С. 359.
Проблема отсутствия жилья у осужденных в настоящее время является наиболее сложной, так как свободного муниципального жилья практически нет. При отсутствии жилья освобожденный может обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет. Поскольку лицо имеет право на проживание в данном населенном пункте, но у него нет жилой площади, его обязаны поставить на учет как нуждающегося в ее получении.
При высокой степени вероятности рецидива со стороны лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, за ними устанавливается административный надзор со стороны органов внутренних дел. Цель административного надзора - предупреждение совершения новых преступлений освобожденными и оказание на них воспитательного воздействия. Административный надзор не является видом или продолжением наказания, он относится к числу профилактических мер, осуществляемых принудительно. К лицам, в отношении которых установлен административный контроль, могут применяться ограничения в виде запрещения ухода из дома (квартиры) после определенного времени; запрещения пребывания в определенных пунктах района, города; запрещения или ограничения времени выезда по личным делам за пределы района, города; явки в милицию для регистрации от 1 до 4 раз в месяц. Перечисленные ограничения применяются индивидуально, и при их избрании учитываются характер ранее совершенных преступлений, образ жизни, семейное положение, место работы освобожденных и другие обстоятельства.
Ограничения могут изменяться органом внутренних дел (в сторону смягчения или усиления) в зависимости от поведения поднадзорного, с учетом его личности, изменения характера или графика работы и т.д.
Лица, находящиеся под административным надзором, обязаны: являться по вызову в орган внутренних дел в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора; уведомлять работников милиции, осуществляющих административный надзор, о перемене места работы или жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным делам; при выезде по личным делам с разрешения органов внутренних дел в другой населенный пункт и нахождении там более суток следует зарегистрироваться в местном органе внутренних дел; соблюдать установленные в отношении его ограничения.
Вступление России в Совет Европы обязывает к приведению отечественной пенитенциарной системы в соответствие с требованиями Всемирной декларации прав человека.
Существующая система профилактики рецидивной преступности во многом устарела и не отвечает современным условиям. Необходимо создание новой системы профилактики, построенной на закрепленных в Конституции России и в международ но-правовых документах принципах. Новая система профилактики должна, во-первых, основываться на комплексном подходе к проблемам рецидивной преступности, во-вторых, предусматривать более широкие возможности взаимодействия различных субъектов профилактики, в том числе общественности, и, в-третьих, максимально концентрировать и детализировать разрабатываемые меры.
Учреждения социальной помощи (дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации и др.)? создаваемые в системе органов социальной защиты населения, предназначены для временного пребывания или ночлега в них лиц без определенного места жительства и занятий, для оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи, в первую очередь тех, кто освобожден из мест лишения свободы, к условиям жизни в обществе.
Межведомственная комиссия по проблемам профилактики бродяжничества1 координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации по профилактике бродяжничества. Председателем Комиссии является министр социальной защиты населения. Деятельность этой Комиссии имеет самое непосредственное отношение к предупреждению рецидива.
Согласно постановлению о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденному приказом МВД РФ от 11 августа 1998 г. № 40, участковые инспекторы милиции контролируют соблюдение лицами, имеющими судимость, ограничений, установленных в отношении их в соответствии с действующим законодательством.
Значительное внимание уделяется проблемам бытового и трудового устройства лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Согласно ст. 180 УИК РФ, не позднее чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за 6 месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его
1 См.: Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670 (с изм. и доп. от 6 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 3025; 1999. № 29. Ст. 3734.
предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющейся специальности.
В сентябре 2003 г. Госдума приняла в первом чтении важный для предупреждения криминального рецидива законопроект «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений в их деятельности». В соответствии с законопроектом наблюдательные общественные комиссии должны быть созданы в каждом субъекте Федерации1 .
Контрольные вопросы:
1. Понятие рецидивной преступности и значение борьбы с ней.
2. Уровень, структура, динамика рецидивной преступности в период 1991—1999гг.
3. Особенности личности рецидивистов. Типология личности рецидивис тов.
4. Основные причины и условия рецидивной преступности.
5. Система предупреждения криминального рецидива на стадиях до знания, следствия и суда, в процессе исполнения наказания и в пост пенитенциарный период.
См.: Российская газета. 2003. 17 сент.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|