Меры борьбы с организованной преступностью
Борьба с организованной преступностью есть не что иное, как осуществление политики государства в обеспечении национальной безопасности; она включает в себя широкий круг государственных органов и систему мер политической, правовой и специальной направленности.
1. Меры политического характера.В данном случае имеются в виду предпринимаемые властью меры для подавления организованной пре ступности и желание это сделать, чего, скажем, явно недоставало в прошедшие Шлет.
В стране должен существовать орган, полномочный разрабатывать единую уголовно-правовую политику в борьбе с преступностью, в том числе с организованной, а также координирующий работу органов правопорядка в этой сфере. Возложение координирующей функции на прокуратуру, как это сделано сегодня, ошибочно, поскольку она должна заиматься другим делом - надзором за соблюдением Конституции и законов Российской Федерации.
Таким полномочным органом мог бы стать Совет безопасности, который в настоящее время является совещательным органом. Поэтому необходимо политическое решение по определению его места и роли в системе органов государственного управления. На его основе в силу ст. 83 Конституции РФ можно будет принять закон «О статусе Совета безопасности», предусматривающий необходимые полномочия этого органа1.
Следующим политико-правовым актом должен стать закон «О национальной безопасности Российской Федерации» взамен устаревшего Закона «О безопасности». Смысл предлагаемого закона - - определение различных угроз, в частности со стороны организованной преступности, и компетенции органов власти по борьбе с нею. Принятие этого закона повлечет за собой корректировку более чем 40 законов, так или иначе связанных с проблемой обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Необходимо также политическое решение о целесообразности разработки и реализации Национальной программы по противодействию организованной преступности.
2. Законодательные меры борьбы с организованной преступностью. Несмотря на существенные позитивные изменения уголовного и уго ловно-процессуального законодательства в области борьбы с органи зованной преступностью, в целом оно не отвечает потребностям прак тики. К сожалению, по-прежнему нет базовых законов, регулирующих борьбу с коррупцией и организованной преступностью.
Нуждаются в серьезной корректировке и действующие нормы УК РФ, предусматривающие ответственность за бандитизм, терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия.
Изучение судебной практики применения ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации)», направленной
1 Работа над концепцией такого закона ведется в Комитете по безопасности Государственной Думы.
непосредственно против организованной преступности, показало, что эта норма несовершенна: законченных уголовных дел по фактам создания преступных сообществ крайне мало. Некоторые полагают, что мешает коррупция и противодействие лидеров организованной преступности. Конечно, какое-то влияние они оказывают, но главная причина в другом - - в неопределенности правовых понятий, используемых в законе.
В ст. 35 УК РФ, например, указано, что «преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях».
Как видим, речь здесь идет либо о преступном сообществе (организации), либо об объединении организованных групп (союзе). Указаны их признаки - - «сплоченность» и «организованная группа».
В ст. 210 УК РФ предусматривается ответственность за «создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений». Как видим, здесь еще больше понятий - - «объединения организаторов», «подразделения», «руководители», «организаторы» и «иные представители».
Понять законодателя можно, ибо он, находясь в сложных социально-политических условиях середины 90-х гг., вносил в УК РФ ранее не известные уголовному законодательству нормы. Так как закона о борьбе с организованой преступностью не было, то появилось желание отразить все ее особенности в одной норме. Лишь со временем стало ясно, что многие признаки требуют более четких обоснований и правовых отграничений друг от друга.
Выделенные в ч. 4 ст. 35 УК РФ признаки преступного сообщества (организованность, сплоченность и цель — совершение тяжких и особо тяжких преступлений), наряду с отмеченными особенностями диспозиции ст. 210 УК РФ, часто вызывают непонимание на практике. Чем, например, отличается преступное сообщество от организованной преступной группы и от объединения организаторов? В чем различия между организованностью и устойчивостью и почему столь узко определена цель преступления?
Представляется, что при разработке специального закона эти и другие проблемы можно решить с помощью детализации составов преступлений, отражающих специфику и характер организованной преступности.
В предполагаемом законе эффективную роль может сыграть норма об освобождении от ответственности тех, кто был втянут в незаконную деятельность под угрозой насилия, а также добровольно заявил о своих связях с преступным сообществом либо активно способствовал его разоблачению.
Есть и еще одна проблема, которая требует решения. В условиях высокой коррумпированности общества необходимы правовые меры воздействия для тех, кто получал взятки или выступал посредником в них, но добровольно заявил о совершенном преступлении. Пока это касается лишь взяткодателей. Введение нормы об исключении уголовной ответственности либо ее смягчении (при добровольном заявлении виновных о получении взятки и активном участии в ее раскрытии) существенно нарушило бы коррумпированные связи, создало бы позитивные стимулы к чистосердечному раскаянию.
В последние годы становится массовым уклонение свидетелей и потерпевших от явки на предварительное следствие и в суды для дачи показаний. Часто это связано не с отсутствием гражданской позиции, а с воздействием на них преступников. Поэтому был принят закон о защите участников процесса, но он не обеспечен материально, а потому бездействует. Это лишний раз говорит о том, что закон без механизма его реализации — голый закон.
3. Специальные меры борьбы с организованной преступностью.Под ними понимается совокупность гласных и негласных мер, осуществляемых специальными подразделениями правоохранительных органов на основе Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и иных законов.
С организованной преступностью вело борьбу Главное управление поорганизованней преступности МВД РФ, включающее 13 региональных управлений1.
В 2000 г. Правительством России принято решение о создании в системе МВД федеральной криминальной службы с вертикальным подчинением. В ее задачи входит борьба с организованной преступностью, терроризмом, коррупцией, наркобизнесом и иными тяжкими преступлениями.
На счету у специальных подразделений, усиленных СОБРами (специальные отряды быстрого реагирования), немало разоблаченных
1 Историю создания подразделений по борьбе с организованной преступностью см. подробнее: Гуров А.И. Красная мафия.
организованных групп преступников. Только в 2000 г. было привлечено к уголовной ответственности более 2,5 тыс. организаторов преступных групп или преступных сообществ. К сожалению, отвлечение этих подразделений на решение других задач (участие в боевых действиях на Северном Кавказе, борьба с экстремизмом и др.), отсутствие четкой идеологии противодействия организованной преступности и погоня за статистическими показателями в работе существенно снижают эффективность борьбы с анализируемым явлением1.
Анализ практики показал, что в ближайшие годы специальные подразделения могли бы активизировать свою деятельность на следующих направлениях: декриминализация преступных группировок; их разобщение; подрыв экономической базы преступных группировок; лишение их так называемых государственных крыш.
В концепции борьбы с организованной преступностью не следует ставить задачу ликвидации последней, эта идея сегодня утопична. На данном этапе развития российского общества важно решить другую задачу - - ослабления организованной преступности путем вытеснения ее из экономики, политики и социальной сферы; прекращения разграбления ею государства.
Учитывая, что Россия стала полигоном международной организованной преступности, исключительно важной остается задача создания надежной системы взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран и прежде всего постсоветских республик.
В этом направлении в последние годы сделано много: разработаны модельные УК и другие законы; принята программа борьбы с преступностью на территории СНГ; проведены научно-практические конференции; подписаны двусторонние договоры о правовой помощи.
Совершенно очевидно, что только общими усилиями можно предотвратить угрозу со стороны организованной преступности, не имеющей границ и национальности.
Контрольные вопросы:
1. Понятие организованной преступности.
2. Общественная опасность и тенденции развития организованной пре ступности.
3. Меры борьбы с организованной преступностью.
1К тому же это Управление децентрализовано: появились окружные самостоятельные подразделения. Таким образом, система борьбы вернулась к началу 1991 г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|