|
Борьба с терроризмом, его предупреждение и пресечение
Необходимость и возможность профилактики террористической деятельности предписывается Федеральным законом «О борьбе с терроризмом», законодательством о правоохранительных органах, Концепцией национальной безопасности и другими нормативными документами. Согласно Закону, субъектами борьбы с терроризмом являются Прокуратура РФ, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Министерство обороны и Федеральная пограничная служба, Государственный таможенный комитет и другие федеральные органы в пределах своей компетенции, перечень которых определяется Правительством РФ, например, Аэрофлот, Минатом, Министерство транспорта и т.д. Координацию деятельности субъектов осуществляет Федеральная антитеррористическая комиссия, контроль - - Президент и Правительство РФ, а надзор за законностью осуществления борьбы с терроризмом осуществляет Генеральный Прокурор и подчиненные ему прокуроры. В рамках СНГ действует Антитеррористический центр, а в мире - - широкая антитеррористическая коалиция государств.
Предупреждение и пресечение терроризма и уголовно-правовая борьба с ним предполагает разработку и реализацию большого комплекса мер,коррелируемых с комплексом его причин и условий. В этот комплекс могут входить меры политического, идеологического, социального, экономического, организационного, правового, оперативного, информационного, психологического и воспитательного характера.
Устранение, минимизация или блокирование причин и условий, способствующих совершению терроризма и других преступлений террористической направленности, являются магистральным направлениемпредупреждения и пресечения террористической деятельности и более или менее успешной борьбы с ней. Это требует постоянного мониторинга и системного изучения меняющейся причинной базы терроризма, которые должны основываться на серьезной оперативной, информационной, аналитической и прогностической работе. Проблема безопасности от терроризма выходит на первый план, отодвигая на
вторые позиции опасность военную. Не случайно в США при наличии мощных структур ФБР и ЦРУ в июне 2002 г. было принято решение о создании нового «интеграционного» департамента внутренней безопасности с 35-миллиардным ($) бюджетом. Сейчас становится известно, что оперативная информация о готовящихся терактах в Вашингтоне и Нью-Йорке при соответствующей системной и профессиональной обработке была в определенной мере достаточной для надежного прогноза и принятия своевременных эффективных мер по предупреждению террористических атак гражданских самолетов. Однако этого не случилось. Какие-то звенья системы безопасности страны не сработали. Имеющаяся информация не была должным образом использована.
Анализ системы предупреждения терроризма после известных сентябрьских событий в разных странах, особенно в США, Великобритании, Германии и в России, показывает, что среди предпринимаемых мер пока доминируют силовые, военные и специально-разведывательные мероприятия. В этой работе почти не уделяется внимания вопросам изучения реальных причин и условий, способствующих возникновению и разрастанию терроризма, их устранению или минимизации. Не может не тревожить и то, что предпринимаемые меры нередко нарушают фундаментальные права человека (массовые задержания и обыски, прослушивание телефонных разговоров, поощрение националистических и расовых тенденций, подозрительности и доносительства, ковровые бомбардировки и другие насильственно-военные действия). Многие противопоставляют личную безопасность правам человека.
Мир вновь стоит перед проблемой ювелирного решения важнейшей двуединой задачи — эффективности правоохранительной деятельности и ее гуманности, результативной работы органов правоохраны и строжайшего соблюдения фундаментальных прав человека, нового соотношения свободы и необходимости, свободы и безопасности, свободы и социально-правового контроля.В то же время массовые нарушения прав человека в процессе совершаемых антитеррористических операций, нередко совершаемые без соответствующего правового обеспечения, могут не только помогать предупреждению террористических актов но и способствовать нагнетанию протеррористических настроений, что неоднократно подтверждалось в Чечне.
Терроризм является наиболее опасной формой экстремизма.Поэтому своевременная борьба с экстремистскими проявлениями представляет собой важную антитеррористическую профилактическую меру. О борьбе с экстремизмом, национализмом и другими крайне
радикальными течениями (например, скинхеды) в России, как предпосылками террористической деятельности, говорится давно. Исполнительной властью предпринимались и предпринимаются попытки законодательного решения этой борьбы. Но они не находили необходимой поддержки в определенных слоях общества. Некоторые партии видят в этом стремление властей поставить под контроль оппозиционную деятельность. Однако как бы ни воспринимались эти попытки, борьба с экстремистскими течениями крайне необходима. В 2002 г. был принят закон «О противодействии экстремистской деятельности». Необходим определенный запрет на пропаганду экстремистской идеологии.
Эффективными мерами борьбы с терроризмом и его предупреждения могут быть:
— жесткий социально-правовой контроль за хранением и оборотом огнестрель ного оружия, боеприпасов, ядерных взрывных устройств, радиоактивных, хи мических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодей ствующих, ядовитых веществ;
- работа по выявлению и ликвидации источников финансирования террористичес кой деятельности. Известно несколько таких источников: поддержка некоторых государств-изгоев, спонсорство коммерческих структур, помощь преступных со обществ и других формирований организованной преступности, самофинанси рование в виде легальной и криминальной коммерческой деятельности;
- создание эффективной системы просвещения граждан в духе уважения и тер пимости к иным социокультурным, этническим, национальным и религиоз ным традициям и особенностям разных народов, населяющих нашу многона циональную и многоконфессиональную страну. Особое место в этом должны занимать телевидение и другие средства массовой информации, так как боль шая часть совершаемых терактов специально рассчитана на массовый отклик СМИ. Они не должны выступать вольными или невольными пособниками тер рористов и распространять их идеи, как это было на НТВ во время первой ан титеррористической операции в Чечне, когда под флагом критики военных действий федеральных властей телеканал систематически предоставлял три буну чеченским террористам;
— осуждение насилия, применяемого в политических, экономических, нацио нальных и религиозных целях, а также пресечение распространения в печати технологий изготовления и применения взрывных устройств и других средств террористической деятельности;
- расширение активного международного сотрудничества на различных уров нях в общей борьбе с национальной и транснациональной террористической деятельностью. Обмен информацией и совместные действия спецслужб раз ных стран в целях активной и предметной борьбы с распространением терро ризма в разных странах, регионах и в мире в целом1.
1 В последнее время только в Москве было проведено более десятка международных и российских конференций по проблемам борьбы с терроризмом и его предупреждения, на которых было высказано множество ценных предложений (См., например: «Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма». Международная конференция. Всемирный антикриминальный и антитеррористический форум. М., 2002.
Особая роль в противодействии терроризму принадлежит правовой и уголовно-правовой борьбе'. Ее тенденции хотя и неполно, и с заметным отставанием, но коррелируют с тенденциями террористической деятельности.
Интенсификация терроризма после второй мировой и «холодной» войн прогнозировалась и в мире, и в отдельных странах. В 70-х годах ООН были приняты Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, о борьбе с захватом заложников; в 90-х - - о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, декларация о мерах по ликвидации международного терроризма и конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. Всего 12 конвенций и ряд резолюций.
Криминологически значимым документом является резолюция Восьмого Конгресса ООН «Меры по борьбе с международным терроризмом», в которой рассмотрены наиболее актуальные вопросы: международное сотрудничество в целях эффективного и единообразного предупреждения терроризма и борьбы с ним, юрисдикция, выдача, взаимная помощь и сотрудничество, неприменимость оправдательных аргументов, действия государств, потенциальные объекты нападений с высокой степенью уязвимости, контроль за оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами, защита судей и работников уголовного правосудия, защита жертв, защита свидетелей, обращение с правонарушителями, роль средств массовой информации, кодификация международного уголовного права и учреждение международного уголовного суда, повышение эффективности международного сотрудничества2. Многие положения этой резолюции реализованы. Однако это не останавливает терроризм в мире и в его отдельных регионах.
Та же тенденция просматривается и в России. В 1994 г. УК РСФСР 1960 г. был впервые дополнен ст. 2133 об ответственности за терроризм, а в 1996 г. в новый УК РФ введены ст. 205 под тем же наименованием и ряд других статей, предусматривающих ответственность за иные формы террористической деятельности. В 1997 г. был издан Указ Президента РФ о мерах по усилению борьбы с терроризмом, а в 1998 г. принят Федеральный закон о борьбе с терроризмом. В эти годы была создана Межведомственная антитеррористическая комиссия, а позднее и другие организационные структуры в рамках СНГ. 10 января 2002 г. был издан Указ Президента РФ «О мерах по выполнению резолюции
1 В этом плане особый интерес для российских правоохранительных органов пред ставляет обобщающий сборник, объемом в 1746 страниц, правовых и иных материалов о борьбе с терроризмом в США «International Terrorism: a Compilation of Major Laws, Treaties, Agreements, and Executive Dokuments». (Washington, 2000).
2 Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уго ловного правосудия. ООН, Нью-Йорк, 1992. С. 49—55.
Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г.», требующей поставить преграды финансированию террористической деятельности. Аналогичные тенденции наблюдались и в других странах Запада. Но принимаемые меры также не дают желаемых результатов. Необходима разработка более эффективных мер, в том числе и уголовно-правового характера, о чем подробно говорилось в § 1 настоящей главы при изложении правовых основ борьбы с терроризмом. Там же указывалось, что в УК РФ кроме прямых статей, предусматривающих ответственность за те или иные формы террористической деятельности, есть еще около четырех десятков статей, в которых описаны деяния, прямо не являющиеся террористическими, но совершение которых облегчает осуществление террористической деятельности или способствует достижению террористических целей. Эффективная и своевременная борьба с ними служит эффективному предупреждению прямых преступлений террористической направленности. Вот их перечень:
- преступления против общественной безопасности- - захват заложников, нару шение правил безопасности на объектах атомной энергетики, приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, нарушение правил безопас ности на взрывоопасных объектах, нарушение правил учета, хранения, пере возки и использования взрывчатых, воспламеняющихся веществ и пиротех нических изделий, незаконное обращение с ядерными материалами и радио активными веществами, хищение или вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ, незаконное приобретение, передача, сбыт, хра нение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, ненадлежащее исполнение обя занностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение и вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых ве ществ и взрывных устройств;
- экологические преступления- - нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов; нарушение правил безопасности при обращении с микро биологическими либо с биологическими агентами или токсинами, нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вре дителями растений; загрязнение вод; загрязнение атмосферы; загрязнение мор ской среды, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
- преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта - -нару шение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воз душного или водного транспорта, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, нарушение правил безопасности при строитель стве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, нарушение международных полетов;
преступления в сфере компьютерной информации— неправомерный доступ к компьютерной информации; создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
преступления против основ конституционного строя и безопасности государства- - государственная измена, шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, диверсия, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, разглашение государственной тайны, утрата документов, содержащих государственную тайну; преступления против порядка управления(незаконное пересечение Государственной границы РФ) и преступления против порядка военной службы-- нарушение правил боевого дежурства, нарушение правил несения пограничной службы, нарушение уставных правил караульной службы, нарушение правил полетов и подготовки к ним, нарушение правил кораблевождения; преступления против мира и безопасности человечества -планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, производство или распространение оружия массового поражения и другие деяния.
Физическая, технологическая, юридическая и уголовно-правовая охрана перечисленных объектов возможной террористической деятельности является особо значимой в условиях, когда террористы ищут все новые и нетрадиционные способы террористических акций.
Интернационализация современной жизни людей сопровождается транснационализацией преступности и распространением ее типичных закономерностей, тенденций и форм на другие регионы и страны. А это требует интернационализации борьбы с преступностью, поскольку контролировать ее транснациональную составляющую на уровне отдельных государств практически невозможно.
Отсутствие в той или иной стране борьбы с каким-то видом преступной деятельности, например, с отмыванием «грязных» денег, организованной преступностью, наркобизнесом, терроризмом и т.д., делает данную страну желательной не только для «своих», но и для «чужих» преступников.
Глобализация мира, транснационализация преступности делают расширение международного сотрудничества в этой области неизбежным. А оно может быть осуществлено лишь при наличии координирующих международных организаций и международно-правовых установлений. Эти функции взяли на себя ООН, Интерпол, Европол, неправительственные международные организации. Важно, чтобы они сохранили и усилили свою деятельность. Большие возможности в борьбе с терроризмом могут быть у НАТО при ее трансформации из военной организации в структуру европейской безопасности, действующую под руководством СБСЕ и ООН. Однако есть симптомы ослабления ООН. Ее роль постепенно сокращается и подменяется иными наднациональными органами ведущих стран мира, или, как пишет Сб. Бжизинский, «гегемонией нового типа» и «американской глобальной системой»1.
1 Бжизинский Сб. Великая шахматная доска. М., 2000. С. 20—42
Мы продолжаем жить в условиях войн и вооруженных конфликтов, непрерывных вспышек социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, невиданного разгула терроризма, насилия, грабежа, обмана, технологических и экологических бедствий и других форм современной преступности. Человеческое сообщество нередко оказывается бессильным перед ней. Чудовищные террористические акты в самой могучей стране мира в сентябре 2001 года поставили мировое сообщество и его отдельные страны перед серьезным выбором. Выход из криминального капкана, в который человечество себя загнало в XX столетии, лежит в ювелирном решении сложной двуединой задачи эффективности и гуманности, жесткого социально-правового контроля при строжайшем соблюдении фундаментальных прав человека, нового понимания соотношения свободы и необходимости, свободы и безопасности, свободы и социально-правового контроля.Криминологи давно этим озабочены1.
Ближайшее будущее человечества - - свободное демократическое общество, но с надежным дифференцированным и жестким социально-правовым контролем за реальными и возможными криминальными тенденциями не в ущерб демократии, рыночной экономике и другим жизненно важным процессам. Самоограничиться заставит страх перед диктатурой растущей и наглеющей общей, организованной и террористической преступности. Речь идет не об иррациональном страхе индивида за свою жизнь, а об осознанном страхе человеческой цивилизации за свое существование. И это осознание уже приходит.
Контрольные вопросы:
1. Понятие терроризма, его основные формы.
2. Терроризм в России и в других странах.
3. Основные причины и условия терроризма.
4. Меры борьбы с терроризмом, его предупреждение и пресечение.
5. Виды преступлений террористической направленности.
1 Bennet G. Crimewarps. The Future of Crime in America New York, 1989. P. 12—13, 395—485; Лунеев В.В. Преступность XXвека. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 472—480.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|