Организованная преступность как угроза национальной безопасности.
Опасность этого явления не всегда реально оценивается даже теми, кто призван с нею бороться. К сожалению, до настоящего времени критерии (показатели) работы специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью нацелены на выявление количества преступлений, совершенных группами лиц. Это в корне неверно: опасность измеряется не количеством совершенных краж, разбоев, вымогательств, контрабанды оружия и т.д., а угрозами, исходящими от организованной преступности, и, соответственно, степенью поражен-ности ею тех или иных сфер жизнедеятельности общества.
Рассмотрим основные виды угроз и их поражающую способность.
Прежде всего организованная преступность оказывает существенный вред политической и государственной системам. Проникая в них, организованная преступность дезорганизует работу органов власти и управления, разъедает их, как ржа, с помощью коррупции. Это ведет к деструктивным
решениям, лоббированию интересов криминальных сообществ и коммерческих организаций. Отмечались факты, когда лидеры преступных сообществ протаскивали своих людей в Государственную Думу и в местные законодательные собрания, финансировали некоторые партии и движения для создания своего лобби. В период избирательной кампании осенью 1999 г. органами МВД, ФСБ и Центризбиркомом РФ были выявлены и раскрыты сотни, таких скуад&ъ. Д,о*одуи\о до чото, что ъ ряде регионов приходилось подбирать и готовить кандидатов в депутаты, с тем чтобы противопоставить их кандидатам, выдвинутым при участии мафиозных группировок.
Не случайно же в обществе распространена коррупция и отношение населения к власти в целом негативное. Конечно, есть здесь и иные причины. Однако в сознании простого человека мафия и власть частенько отождествляются (порой мы слышим: «Да что там мэр, глава администрации? Это мафия»). Таким образом, организованная преступность как в прямом, так и в переносном смысле подрывает доверие к власти и саму власть.
Организованная преступность подрывает экономику, так как происходит незаконное изъятие из государственного, банковского или коммерческого оборота материальных и денежных средств. По разным оценкам, из России в течение последних 10 лет переведено в зарубежные банки от 250 до 300 млрд долл. США.
Этому в значительной мере способствовало то, что в оффшорных зонах с участием российских граждан создано и действует 60 тыс. коммерческих предприятий. Перевод денежных средств осуществляется через специально создаваемые банки и так называемые фирмы-бабочки (однодневки), которых, по данным правоохранительных органов России, только в течение 1988—1998 гг. было выявлено около 500 тыс.1
Экспертами правоохранительных органов отмечается, что около 80% предприятий среднего и малого бизнеса находится под контролем преступных организаций, что криминализует экономику, способствует сокрытию налогов и повышению цен на товары и услуги.
При проведении специальной операции в г. Тольятти было ликвидировано семь преступных групп численностью 800 человек, которые с помощью террора полностью установили контроль за процессом производства и сбыта автомобилей. Это привело к тому, что некогда высокорентабельное предприятие превратилось в крупнейшего должника по выплате в федеральный и местный бюджеты: долг приближался к 20 трлн
1 На координационном Совете по вопросам борьбы с преступностью при Совете безопасности РФ в мае 2003 г. отмечено усугубление этой проблемы за последние два года.
руб. Аналогичное наблюдалось при проведении операций в морских портах: Северо-Западном, Азово-Черноморского бассейна и г. Находки, на Дальнем Востоке, в угледобывающей отрасли Кузбасса, на объектах спир-товодочной отрасли Татарстана. В стране из-под контроля преступных группировок в 1999 г. выведено 147 объектов «спиртовой» отрасли, ликвидировано 336 подпольных цехов по изготовлению фальсифицированной водки. Разоблачено около 100 преступных групп и изъято продукции на 60 млн руб.
Такое положение отмечалось по каждой отрасли, по каждому крупному предприятию. Не случайно теневая экономика, по официальным данным, составила на конец 2002 г. 50%. По данным независимых экспертов, она достигает 60—70%.
Организованная преступность может посягать как непосредственно, так и опосредованно на конституционный строй. Такой вывод подтвержден, например, в Аналитической справке Центра политических исследований при Администрации Президента.
Опасность организованной преступности заключается в ее связи с наркобизнесом, торговлей оружием и проявлением терроризма. Так, ежегодно Таможенный комитет задерживает 700—800 наркокурьеров. В 1999 г. было изъято и уничтожено 60 т наркосырья и препаратов1. Импорт наркотиков в незаконном их обороте на территории страны составляет 50%, а в Москве — 95%.
Проблема наркобизнеса в России, как и во всем мире, - - проблема международная. Это отмечалось на сессии ОБСЕ, проходившей на Кипре в 2000 г.
Что касается связи с терроризмом, то, во-первых, организованная преступность сама развязала так называемый коммерческий террор (от рук наемных убийц гибнут ежегодно сотни человек; во-вторых, она подпитывает международный терроризм на Северном Кавказе. Так, ГУБОП МВД выявило ряд кавказских преступных групп, которые контролировали в России 73 банка и 2,5 тыс. коммерческих предприятий с целью материально-финансовой поддержки террористов в Чечне.
Организованная преступность представляет угрозу духовному развитию нации. Она ведет к обнищанию нравственных ценностей, создает стереотипы «красивой» жизни, культивирует насилие и анархию среди молодежи. Не случайно в середине 90-х гг., по данным одного исследования, проведенного ВНИИ МВД РФ в г. Москве, из опрошенных школьниц 70% хотели стать элитными проститутками, а 40% мальчиков - - киллерами и «авторитетами».
1 См. подробнее: Калачев Б.Ф. и др. Организованные преступные группировки в российском наркобизнесе на рубеже XXI века. СПб., 2000. С. 13.
Общественная опасность организованной преступности заключается еще и в том, что она стимулирует, активизирует уголовные элементы;объединяя и контролируя их, заставляет с большей энергией вести преступную деятельность, что способствует росту корыстной преступности.
Следует отметить и такую угрозу, как подрыв генофонда нации.Это связано не только с наркотиками, производством фальсифицированной алкогольной продукции (в период с 1994 по 1999 гг. от отравлений умерло 230 тыс. и стало инвалидами 80 тыс. человек), но и с организацией детской проституции, торговли «живым товаром» (в зарубежные притоны вывозятся десятки тысяч российских женщин).
Есть и другие угрозы. В связи со всем этим организованная преступность в Концепции национальной безопасности, объявленной Президентом России В.В. Путиным в Указе от 10 января 2000 г., отнесена к одной из основных угроз безопасности государства.
2. Состояние организованной преступности.Современная организованная преступность характеризуется возрастанием количества и качества преступных сообществ, стабильностью их положения и расширением сфер влияния, в том числе и международного уровня.
В стране нет устоявшегося мнения о количестве преступных групп, относимых к организованной преступности. Статистика противоречива, поскольку четкого критерия оценки нет. Отсюда их число колеблется в разных отчетах и публикациях от 5 тыс. до 11,6 тыс., количество участников составляет 83 тыс. человек1. Таким образом, в обыденном сознании наших граждан и зарубежных политиков сложилось мнение, будто в России действует свыше 10 тыс. мафий, что в корне неверно и вредит имиджу России.
Групповая преступность в нашей стране была всегда высокой, но речь шла о простом соучастии. Такой же подход обнаруживается и сегодня в погоне за показателями в работе. По оценкам, базирующимся на данных практики, можно говорить о 300—400 группах среднего уровня и о 15 преступных организациях с сетевой структурой.
Необходимо подчеркнуть: Россия сегодня - - это полигон международной организованной преступности. Мало того, что в мафиозных организациях имеют большое представительство преступники из бывших республик СССР, появились также чисто этнические преступники—из граждан Вьетнама, Китая, Афганистана и других стран. Поданным миграционной службы России, на территории страны проживают сотни тысяч иностранцев, находящихся на нелегальном положении.
1 См.: Организационно-правовые проблемы борьбы с организованной преступностью. Воронеж, 1998. С. 52.
В зарубежных странах, к сожалению, различий между украинскими, грузинскими, азербайджанскими преступными группами не делают и говорят о русской мафии, принимая за основу русский этнос. Это вредит России, да и им тоже, поскольку принимаемые без учета специфики меры не всегда достигают цели. Этнически русскую мафию не найти. Она либо из другого государства, либо интернациональна (сказывается братское прошлое народов СССР). Более того, из 1800 выявленных лидеров организованной преступности русские составили лишь 30%. Неверная оценка по этническому признаку (речь идет не о национализме) приводит к неверным решениям.
Распространенность преступных групп и группировок весьма значительна. Средний и примитивный уровни организованной преступности, по данным руководителей органов внутренних дел, существуют повсеместно. Преступные организации с сетевой структурой превалируют в городах-гигантах, урбанизированных зонах и южных регионах России. При этом отношения между преступными группами приобрели форму криминальных союзов: явление как для России, так и для мировой практики новое.
Лидеры организованной преступности вышли за пределы России и создали свои филиалы в зарубежных странах. В последние годы зафиксированы криминальные съезды в ряде стран Европы и Азии. Их цель - - выработка международных отношений и связей с иностранными партнерами. Такое положение отмечают власти США, Израиля, Германии, Турции и других государств.
3. Тенденции и прогноз организованной преступности в России характеризуются рядом признаков:
1) Не завершился процесс полной консолидации преступных сообществ и раздел между ними сфер влияния, в связи с чем лидеры организованной преступнос ти пытаются осуществлять контроль наиболее важных отраслей экономики (не фтяной, алюминиевой и др.). Отмечается тенденция дальнейшей интеграции преступных сообществ, в связи с чем можно предположить, что в ближайшие 10 лет в России будет действовать несколько весьма крупных криминальных объединений.
2) По мере усиления государственной власти, укрепления порядка в эко номической сфере организованная преступность будет выходить из теневой экономики и проникать в легальную. Собственно, процесс этот становится за метным в последние годы (некоторые известные главари преступных групп уже выступают на телевидении в качестве экспертов, и называют их не иначе как «крупными предпринимателями»).
3) Российская организованная преступность не сможет офаничиться созданием своих филиалов в зарубежных странах (это уже сделано), а будет вынуждена завоевывать территории и рынки сбыта у осевших там международных синдикатов. Она попы тается их вытеснить, что может привести к переносу «боевых» действий в Европу, страны Азии и даже США. Возможности для этого есть: интеллектуальный потен-
циал, способность выживания в любых социальных условиях, нетрадиционное криминальное мышление, большие людские резервы, а также запасы сырья для черных услуг и рынка.
4) Организованная преступность постарается усилить влияние на право охранительные органы с целью реализации своих замыслов. Процесс этот уже идет, и роль подкупа увеличивается. Однако в связи с возможным усилением борьбы с организованной преступностью и явной нерентабельностью взяток рос сийская мафия будет вынуждена целенаправленно готовить своих людей для работы в органах власти и управления. Подобная тенденция правоохранитель ными органами уже замечена.
5) Усилится роль организованной преступности в таких криминальных сферах, как терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, торговля «живым товаром», что будет связано с вытеснением ее из привычных сфер криминаль ного бизнеса.
6) Организованная преступность войдет в соприкосновение с профсоюзами. С од ной стороны, она будет их провоцировать, с другой, получив от хозяина предпри ятия деньги, подавлять.
7) Возникшие этнические проблемы в организованной преступности получат свое дальнейшее развитие в связи с сужением сфер деятельности и разделом терри торий. Поэтому разрастание мафиозных войн имеет реальную перспективу.
8) Выдавливание лидеров организованной преступности, действующих в полу легальной экономике и пытающихся осуществлять политическое влияние в стране, может привести (собственно, уже приводит) к локальным вспышкам политической дестабилизации.
9) К уже известным видам организованной преступной деятельности добавятся попытки хищения и контрабанды ядерного оружия1 и продажа «мозгов» (вер бовка и вывоз ученых), органов или тканей человека для трансплантации, ус луги по «отмыванию» денег, добытых преступным путем, спекуляция землей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|