|
Экономическая преступность
Экономические преступления являются частью корыстной преступности, непосредственно связанной с экономическими отношениями в стране я вмире. Понятие этой группы деяний еще более неопределенно, чем корыстной преступности. Тем не менее эти преступления во многих странах рассматриваются в виде относительно самостоятельной группы. И для этого есть много оснований: экономических, социальных, криминологических и даже политических.
Начало разработки проблем экономической преступности в рыночной экономике, можно сказать, было положено в 1945 г. Сатерлендом с введением понятия беловоротничковой преступности в США как преступности, совершаемой высокопоставленными лицами в сфере бизнеса1 . Позже к этим преступлениям стали относить уклонение от налогов и другие преступления, причиняющие вред экономике государства, ее отдельным секторам, предпринимательской деятельности, а также экономическим интересам отдельных групп граждан. Перечень этих преступлений расширился до 20—30 составов. В экономическую преступность
1 См.: Сатерленд Эдвин X. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями? // Социология преступности. М., 1966. С. 45—59.
обычно включаются нарушения законов, направленных на совершенствование рыночной экономики и ее регулирующих, нарушения антимонопольного финансового и налогового законодательства. Предлагаются и другие классификации этой преступности.
При всем разнообразии подходов суть экономической преступности в странах с рыночной экономикой и при наличии уголовной ответственности не только физических, но и юридических лиц состоит в том, что это преступления, совершаемые корпорациями (фирмами и т.п.) против государственной экономики, против других корпораций, служащими корпораций против самой корпорации, корпорациями против потребителей.
В советской действительности эта группа деяний в основном была связана с теневой экономикой и предопределялась доминированием социалистической (государственной и общественной) собственности, которая, с одной стороны, институционально более строго охранялась государством, с другой - - оказалась в дискреционном владении парт-госхозноменклатуры. Ее растаскивали все, кто имел к ней хоть какое-либо отношение. СМ. Шнейдер в работе «Растратчики» 1925 г. имел все основания написать, что общественную собственность «нельзя было не брать» и ее «только ленивые не брали». Процесс разворовывания социалистической собственности не могли остановить ни драконовские законы, ни жесточайшая судебная практика, когда за кошелку картошки, охапку сена или горсть колосков с колхозного поля назначалось наказание в виде нескольких лет лишения свободы.
К экономической преступности в СССР и до принятия нового УК в России обычно относили: некоторые государственные преступления (нарушения правил о валютных операциях, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг); преступления против социалистической собственности (хищения, совершенные путем присвоения, растраты и злоупотребления служебным положением, мошенничество и др.); хозяйственные преступления (спекуляцию, приписки, частнопредпринимательскую деятельность, коммерческое посредничество); должностные преступления (взяточничество, злоупотребление властью или служебным положением, подлог и др.).
К1995 г. уголовное законодательство существенно изменилось: было декриминализировано нарушение правил о валютных операциях (ст. 88) с одновременным введением новых составов (незаконные сделки с валютными ценностями и сокрытие средств в иностранной валюте); унифицирована уголовная ответственность за преступления против собственности с исключением главы о посягательствах на социалистическую собственность; декриминализированы многие хозяйственные деяния
(спекуляция, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество, приписки и др.) с введением новых составов о незаконном повышении и поддержании цен, нарушении правил государственной дисциплины цен, уклонении от уплаты налогов, таможенных пошлин и т.д.
В УК РФ имеется специальный раздел «Преступления в сфере экономики», в который вошли три главы: о преступлениях против собственности, о преступлениях в сфере экономической деятельности, о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях, - - где можно насчитать около 40 статей, предусматривающих традиционно экономические деяния. Аналогичные составы содержатся также в главах об экологических преступлениях, преступлениях в сфере компьютерной информации и должностных преступлениях.
Главный информационный центр МВД (ГИЦ) в виде отдельной группы отслеживал посягательства экономической направленности: присвоение вверенного имущества; незаконные сделки с валютными ценностями; изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; обман потребителей; выпуск или продажа товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности; сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения; сокрытие средств в иностранной валюте; незаконное предпринимательство в сфере торговли; должностные преступления; контрабанда и нарушения таможенного законодательства; преступления, связанные с приватизацией, и др. В 1996 г. (в последний год действия УК РСФСР 1960 г.) в структуре учтенной преступности они составили около 10%, или 239,4 тыс. деяний (на 27,6 тыс. больше, чем в 1995 г.).
После вступления в действие УК РФ 1996 г. в ведомственной статистике продолжают выделять преступления экономической направленности (см. табл. 1).
Экономическая преступность, возникшая в недрах теневой экономики СССР, была действительной базой становления организованной преступности. С одной стороны, сама экономическая преступность еще со времен «цеховиков» (подпольные цеха в 60-х гг.) была невозможна без отлаженных организационных структур, нити которых нередко тянулись в ЦК КПСС и Совет Министров СССР, с другой -наличие мафиозных подпольных миллионеров способствовало формированию адекватных организаций бандитов, разбойников, грабителей, вымогателей и воров, паразитирующих на теневой экономике и осуществляющих третичное (первичное государственное, вторичное - экономическими преступниками) перераспределение материальных ценностей.
Следующей особенностью отечественной экономической преступности является ее исключительная латентность. Регистрируемая
Таблица 1.Преступления экономической направленности, выявленные правоохранительными органами в 2002 г.
| Зарегистрировано
| |
| (в отчетном периоде)
| | Виды преступлений
|
|
|
| |
| всего
| прирост
| удельный
| |
| (снижение)
| (в Ж)
| вес,
| | ВСЕГО
| 374 976
| -1,9
| 100,0
| | втом числе:
|
|
|
| | • по которым обязательно
|
|
|
| | предварительное следствие
| 223 254
|
| 59,5
| | • тяжкие и особо тяжкие
| 138 127
| -6,2
| 36,8
| | связанные с:
|
|
|
| | - потребительским рынком
|
|
| 12,0
| | - финансово -кредитной системой
|
|
| 18,3
| | - внешнеэкономической деятельностью
|
|
| 2,4
| | - приватизацией
|
|
| 1,0
| | Нарушение авторских и смежных прав
|
|
| 0,3
| | Против собственности
|
| -11,3
| 26,4
| | в том числе:
|
|
|
| | • кража
|
| -34,4
| 3,9
| | • мошенничество
|
| -2,9
| 10,7
| | • присвоение или растрата
|
| -6,4
| 11,7
| | В сфере экономической деятельности
|
| -13,7
| -25,1
| | в том числе:
|
|
|
| | • незаконное предпринимательство
|
| -25,1
| 0,8
| | • изготовление или сбыт поддельных
|
|
|
| | денег или ценных бумаг
|
|
| 6,3
| | • контрабанда
|
|
| 0,6
| | • производство, приобретение, хранение,
|
|
|
| | перевозка или сбыт немаркированных
|
|
|
| | товаров и продукции
|
|
| од
| | • легализация (отмывание) денежных
|
|
|
| | средств или иного имущества,
|
|
|
| | приобретенных другими лицами
|
|
|
| | преступным путем
|
| -21,5
| 0,3
| | • незаконный оборот драгоценных
|
|
|
| | металлов, природных драгоценных
|
|
|
| | камней или жемчуга
|
| -3,5
| 0,6
| | • неправомерные действия при
|
|
|
| | банкротстве, преднамеренное
|
|
|
| | банкротство, фиктивное
|
|
|
| | банкротство
|
|
| 0,2
| | Против интересов службы
|
|
|
| в коммерческих и иных организациях,
| 688 983
| 3,3
| 1,9
| в том числе:
|
|
|
| коммерческий подкуп
|
| 9,4
| 0,7
| Против государственной власти, интересов гос. службы и службы в органах местного самоуправления,
|
| 6,3
| 6,6
| в том числе:
|
|
|
| взяточничество
|
|
| 1,9
| | | | | | | | | величина ее порой не превышала пятой, десятой, а по некоторым деяниям и сотой ее части. К1990 г. эти показатели снизились в 3—7 раз. С распадом Союза, социально-правового контроля и переходом к рыночной экономике многие экономические преступления выявляются не более чем в тысячной части.
Наиболее серьезные преступления совершаются в сфере кредит-но-банковских отношений. В советское время вскрывались единичные случаи этих деяний, в 1992 г. их было 1100, в 1995 г. - 14 800, в 1999 г. — 40 592, в 2002 г. — 68 583 (рост в 62 раза). Были совершены крупномасштабные мошенничества с подложными авизо и чеками «Россия». Большинство хищений совершены преступными сообществами. Широкое распространение получили хищения и незаконный вывоз за рубеж сырья и готовой продукции, цветных и редкоземельных металлов, энергоносителей, других стратегически важных ресурсов и валюты.
Большую угрозу представляет фальшивомонетничество. В 1989 г. было выявлено 52 случая изготовления и сбыта поддельных денежных знаков и ценных бумаг, в 1994 г. — 14 884 случая, а в 2002 г. — 23 581 (рост в 453 раза). Росли незаконные сделки с валютными ценностями и преступления, связанные с приватизацией. Миллионы граждан стали жертвами крупномасштабных афер по присвоению ваучеров. В ходе приватизации активно «отмываются» теневые капиталы и организованные преступники завладевают контрольными пакетами акций предприятий.
Особое распространение приобретают налоговые нарушения и преступления, уголовная ответственность за совершение которых вводилась и корректировалась в 1992—94 гг. В 1993 г. было зарегистрировано 544 налоговых преступления, в 1994 г. - • 1054, а в 1995 г. - - 4229. И это при условии, что 9 из 10 налоговых преступников уходили от ответственности. С вступлением в действие УК 1996 г. динамика
налоговых преступлений была следующей: в 1997 г. было зарегистрировано 3473 деяния, в 1998 г. — 5960 и в 1999 г. — 15 758. Число налоговых преступлений за 1998—99 гг. увеличилось в 4,5 раза.
В ряде территориальных органов государственного управления государственные средства используются для ростовщической деятельности и финансирования собственных коммерческих структур, увеличивая неплатежи, задерживая выплату заработной платы и финансирование государственных программ. По сообщению помощника Президента РФ по экономическим вопросам, 45 трлн руб. из 116 трлн, выделенных государством в первой половине 1996 г. для погашения задолженности предприятиям, не дошли по назначению1.
В 1996 г. налоговые и бюджетные нарушения вынудили Президента РФ к созданию Временной чрезвычайной комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины (ВЧК). За нецелевое использование средств федерального бюджета и невыплаты заработной платы за 9 месяцев 1996 г. было возбуждено 190 уголовных дел, около 6 тыс. руководителей (в том числе губернаторов, представителей Президента, федеральных чиновников) были наказаны в дисциплинарном порядке.
Широкое распространение получили незаконное предпринимательство, мошенничество, торговля фальсифицированными товарами, противоправное повышение цен, обман потребителей и нарушения правил торговли. При каждой второй проверке торговых предприятий выявляются грубейшие нарушения. Обсчет покупателей достигает трети стоимости покупки. За рамками финансового контроля и налогообложения находится до 20% общего розничного товарооборота. Созданы целые цеха по изготовлению фальсифицированных винно-водочных изделий, до 70% которых не отвечают требованиям безопасности. В 1996 г. подпольное производство водки превысило легальное, а контрабандный ввоз в полтора раза превзошел законопослушный импорт. На каждого жителя России приходилось по 20 л абсолютного алкоголя в год, что более чем в 2 раза превышает порог душевого потребления алкоголя, с которого начинается деградация народа.
Вне поля зрения государства остаются многочисленные стихийные рынки, товарный оборот которых является многомиллиардным. Эти рынки, как правило, контролируются преступными группировками, где процветают вымогательство, грабежи, формируются каналы сбыта похищенного имущества.
Выявленные должностные хищения с 1956 г. и до распада СССР увеличивались в 2—3 раза медленнее, чем вся регистрируемая преступность, и в 5 раз медленнее, чем кражи. Но если проанализировать динамику
1 Труд. 1995. 5 мая.
должностных хищений в крупных и особо крупных размерах, то здесь картина иная. Они, по сопоставимым показателям, с 1967 по 1986 г. увеличились в 26 раз. Это свидетельствует о росте корыстных аппетитов должностных лиц и о большем внимании правоохранительных органов к крупным и особо крупным хищениям, от которых нельзя было отмахнуться. За 1992—99 гг. присвоения и растраты увеличились на 17% и в 1999 г. составили 47 135 случаев. При некотором росте выявленных присвоений и растрат в последующие годы их число в 2002 г. составило 47 959 случаев, т.е. вернулось к уровню 1999 г. Следует иметь в виду, что выявляется лишь малая доля реальных присвоений и растрат.
Бурно развивающиеся криминальные процессы в экономике деформируют всю систему общественных отношений, тормозят развитие институтов гражданского общества, подрывают веру людей в правильность и справедливость проводимых в стране реформ. Экономическая преступность в сфере приватизации вторгается в сферу политики, нарушает баланс между субъектами Федерации, деформирует их отношения с федеральным центром.
Приведенные данные об экономических преступлениях в России и других странах свидетельствуют о том, что статистика их неполна и несопоставима. Но общий фактический уровень их велик, а динамика неблагоприятна. По оценкам специалистов, в США ежегодно потери от преступности корпораций превышают 200 млрд долл., а от компьютерных преступлений — 6 млрд. В Великобритании компьютерные преступления обходятся в 2 млн фунтов стерлингов в день1. Во Франции общий ущерб от экономических преступлений вдвое превышает совокупный бюджет МВД, юстиции и здравоохранения, а ежегодные потери от неуплаты налогов составляют 60 млрд франков, а в ФРГ 16 млрд марок2. Кроме материального ущерба рассматриваемые преступления причиняют большой вред, связанный с нарушением техники безопасности и законов об охране здоровья в результате выпуска недоброкачественных продуктов питания и медикаментов.
Коррупция
Те особенности, которые характерны для экономической преступности (высокое общественное положение субъектов преступлений;
1 Matti Youtsen. Research on European Juvenile Delinguency// HEUNI Publication Series. 1987. № 7.
2 См.: Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М., 1991. № 134. С. 105.
изощренно-интеллектуальные способы их действий; огромный материальный, физический и моральный ущерб, причиняемый ими; исключительная латентность экономических посягательств и снисходительное отношение властей к этой группе преступников), особенно показательны в коррупции и ее уголовно наказуемых формах (о которых и пойдет речь дальше, так как понятие коррупции далеко не сводится к ним).
Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные стороны получают обоюдную выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки далеко не всегда влечет за собой заявление об этом, поскольку люди в различных странах скептически относятся к борьбе с коррупцией. И для этого есть достаточно оснований, объективных и субъективных. Коррупционные действия обычно совершаются в очень сложных специфических и конфиденциальных видах государственной деятельности, где разобраться непрофессионалу трудно. Коррупция имеет высочайшую приспособительную способность. Она непрерывно видоизменяется и совершенствуется. Латентность — ее основная особенность. Поэтому нигде нет сколько-нибудь полных данных об этом явлении, еще меньше виновных лиц привлекается к уголовной ответственности судом, и лишь небольшому их числу, причем обычно самой низшей категории, назначается реальное уголовное наказание.
Ядром коррупции можно назвать взяточничество. Однако даже это деяние, кроме как в Белой книге о преступности в Японии, не значится ни в одном из ежегодников криминальной статистики ведущих зарубежных стран. В США взяточничество учитывается по арестам подозреваемых и обнародуется лишь в общей графе «Все другие преступления»1 . Они выделяются в тюремной статистике. В 1999 финансовом году в тюрьмы поступили 196 взяточников2. Во Франциивзяточничество фиксируется в графе «Другие экономические и финансовые преступления», в Германии- - в графе «Должностные преступления», в Англии и Уэльсев числе подлежащих регистрации преступлений также нет сведений о коррупции чиновников, ответственность за которую может наступать по общему и статусному праву. В Японииэти сведения публикуются отдельной строкой, но не в числе учтенных преступлений, а в общем количестве подозреваемых лиц, чьи дела были рассмотрены государственным обвинителем.
1 Uniform Crime Reporting Handbook. U. S. Departament of Justice. Wash., D. C., 1984. P. 81.
21999 Sourscebook of Federal Sentencing Statistics. United States Sentencing Commission. P. 12.
В Россииобщие сведения о коррупционных преступлениях публикуются. ГИЦ МВД РФ в 1993—96 гг. отслеживал отдельно даже коррупцию государственных служащих по их должностному положению.
По данным всех обзоров ООН, удельный вес взяточничества в 1970—90 гг. не превышал 1% в структуре преступлений, отслеживаемых международным сообществом. За 1986—90 гг. количество выявленных случаев взяточничества увеличилось в мире на 8%. Иных данных в обзорах нет.
Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Оплачиваемые лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами коррупции. Они реально существуют в России, но не имеют надлежащего уголовно-правового контроля со стороны государства. Более того, прямо коррупционными или, как правило, сопровождаемыми коррупцией, может быть множество других деяний: присвоение и растрата, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог, коммерческий подкуп, а также - - воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, незаконное получение кредита, преднамеренное и фиктивное банкротство, фальсификация доказательств, вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта и другие.
Если бы фактическая коррупция в мире соответствовала статистическому отражению взяточничества, то не было бы той международной озабоченности, которая проявилась в последнее время.
В 1989 г. под эгидой ООН был проведен международный семинар по проблеме коррупции в сфере государственного управления в Гааге (Нидерланды), результаты которого послужили серьезной предпосылкой рассмотрения этой проблемы на Восьмом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г.). Препровождая проект резолюции этому Конгрессу, Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) рекомендовал:
«Поскольку коррупция среди государственных должностных лиц может свести на нет потенциальную эффективность всех видов
правительственных программ, затруднить развитие и создать угрозу для отдельных лиц и групп лиц, в высшей степени важно, чтобы все государства:
а) рассмотрели адекватность своего уголовного законодательства, включая про цессуальные нормы, в целях реагирования на все виды коррупции и выработ ки соответствующих санкций, которые бы обеспечили надлежащее сдержива ние;
б) разработали административные механизмы и механизмы регулирования для предупреждения коррупции и злоупотребления властью;
в) установили процедуры выявления, расследования и осуждения коррум пированных должностных лиц;
г) разработали правовые положения для конфискации средств и имущества, при обретенных в результате коррупции;
д) применили экономические санкции к предприятиям, причастным к корруп ции1».
Конгресс рассмотрел подготовленное Секретариатом ООН руководство «Практические меры борьбы с коррупцией» и принял резолюцию «Коррупция в сфере государственного управления». В ней обоснованно отмечалось, что проблемы коррупции носят всеобщий характер и оказывают пагубное влияние на экономику стран, подрывая эффективность правительственных решений, наносят ущерб состоянию морали, расшатывают доверие граждан к правительству и разрушают принцип справедливого и беспристрастного правосудия. Конгресс рекомендовал разработать проект международного кодекса поведения для государственных служащих, с тем чтобы представить его Девятому конгрессу. Все эти вопросы потом были рассмотрены Генеральной Ассамблеей (Резолюция 45/107 от 14 декабря 1990 г.), ЭКОСОС и другими организациями ООН. К ним обращались Совет Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), Программа ООН по международному контролю над наркотиками, организовавшая Форум по борьбе с коррупцией в Претории (Южная Африка), и Семинар стран Восточной и Центральной Африки в Эн-теббе (Уганда), где серьезно был поставлен вопрос о коррупции при заключении международных сделок.
В феврале 1995 г. Совет Европы, куда Россия в настоящее время также входит, созвал междисциплинарную группу по проблеме коррупции. В 1998 г. Комитет Министров Совета Европы принял Конвенцию «Об уголовной ответственности за коррупцию», которую Россия подписала в 1999 г., но пока не ратифицировала. Эта проблема рассматривалась и Организацией американских государств, Европейским союзом, Европейской
1 Практические меры борьбы с коррупцией. Руководство, подготовленное Секретариатом ООН. A/CONF; 144/8. 1990. 29 May. P. 4.
комиссией и другими международными объединениями. Коррупция была одной из важных тем на Девятом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, 1995 г.), где при обсуждении всего комплекса вопросов был обсужден и одобрен проект Международного кодекса поведения государственных должностных лиц1. Серьезным ответом на вызовы коррупции была организация международной конференции в 1999 г.2
Десятый конгресс ООН (Вена, 2000) в п. 6 своей Венской декларации особо подчеркнул:
«Мы далее обязуемся более активно предпринимать международные действия против коррупции, основываясь на Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях, Международном кодексе поведения государственных должностных лиц и соответствующих региональных конвенциях, а также опираясь на работу региональных и глобальных форумов. Мы подчеркиваем безотлагательную необходимость разработать эффективный международно-правовой документ против коррупции, помимо Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, и мы предлагаем Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию просить Генерального секретаря представить Комиссии на ее десятой сессии, в консультации с государствами, тщательный обзор и анализ всех соответствующих международных документов и рекомендаций в качестве части подготовительной работы по разработке такого документа. Мы рассмотрим вопрос о поддержке глобальной программы борьбы против коррупции, разработанной Центром по международному предупреждению преступности и Межрегиональным научно-исследовательским институтом ООН по вопросам преступности и правосудия при условии проведения тесных консультаций с государствами и обзора этого вопроса Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию3 . В настоящее время в ООН разработан проект фундаментальной конвенции о борьбе с коррупцией в мире, принятие которой - - дело недалекого будущего.
Что же понимает международное сообщество под коррупцией? Существует множество определений, но полной ясности и правовой точности нет. Конечно, коррупция - - скорее синтетическое социальное или криминологическое понятие, чем правовое, поэтому ее надо рас-
1 Государство и право. 1996. № 8. С. 89—91; Чистые руки. 1999. № 2. С. 95-98.
2 Responding to the Challenges of Corruption. Acts of the International Conference. Milan, 19-20 November 1999. UN1CRI. Publication № 63. Rome; Milan, 2000.
3 См.: Государство и право 2000. № 9. С. 99.
сматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов деяний.
Давнее краткое и емкое определение, которое используется в Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией, таково: «Коррупция - - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Из него видно, что коррупция выходит за пределы взяточничества.
Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном Секретариатом ООН на основе опыта разных стран. Оно включает в коррупцию:
1) кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;
2) злоупотребление служебным положением для получения неоправданных лич ных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса;
3) конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.
Международное сообщество, озабоченное транснациональной коррупцией, рекомендует ввести в национальное законодательство также уголовную ответственность за подкуп за рубежом. Первой страной, которая сделала это, были США. После разоблачения случаев взяток в 1977 г., которые выплачивались крупными корпорациями США за получение иностранных заказов, был принят Закон об иностранной коррумпированной практике (ФКПА), предусматривающий санкции: до 2 млн долл. штрафа для корпораций и до 5 лет тюремного заключения для физических лиц. Особое распространение это деяние имеет в международной торговле самолетами, кораблями, вооружением, боевой техникой, нефтепродуктами, а также при заключении контрактов на военное и гражданское строительство, где нет стандартных цен, но давно существуют таксы комиссионных для должностных лиц разных уровней.
По данным неправительственной организации «Трансперенси Интернэшнл», 5% от 100 тыс. долл. могут заинтересовать старшее должностное лицо, а от 100 млн долл. - - главу государства, тогда как для корпорации 5% от суммы сделки считается достаточно низкой ценой комиссионного вознаграждения1.
В международных документах есть множество других важнейших положений и рекомендаций - - не только уголовно-правовых, но и процессуальных, административных, гражданско-правовых, организационных,
1 См.: Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН. A/CONF. 169/14. 1995. 13 April.
которые актуальны для России, где нет необходимых норм в законе о государственной службе, нет закона о борьбе с коррупцией, нет независимых структур борьбы с коррупцией, а самое главное, нет политической воли в различных ветвях власти для организации этой борьбы на уровне мировых стандартов. Только в преломлении через эти «нет» и можно уяснить реальный уровень и тенденции коррумпирования российской бюрократии1.
Обратимся к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г., который с большими трудностями разрабатывался и принимался около пяти лет. В ст. И и 12 определены важные ограничения для чиновников, связанные с государственной службой, и обязанности ежегодного представления ими сведений об имуществе. Из 12 пунктов ограничений в 10 предусматриваются меры, предупреждающие коррупцию. Но этот закон, как и ранее действовавшее Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Президентом, распространяется только на «обычных» должностных лиц (служащих) (государственные должности категорий «Б» и «В»). Вне его юрисдикции остаются высокие государственные должностные лица категории «А», руководители законодательной и исполнительной властей, депутаты, министры, судьи и многие другие высокие чиновники различных уровней. А предусматриваемый контроль за имущественным положением касается только самих должностных лиц и не распространяется на их близких родственников, тогда как хорошо известно, что приобретаемую собственность коррупционеры оформляют не на себя. Отечественная коррупция интенсивно срастается с экономическими преступлениями и организованной преступностью. Рыночная экономика, разгосударствление собственности, прямые международные торговые, промышленные и иные связи открыли неограниченные возможности для коррупционеров государственных должностных лиц, их широких дискреционных полномочий при отсутствии открытости, подотчетности и подконтрольности.
Финансовый контроль за доходами должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах. Это нашло отражение и в ст. 8 упоминавшегося нами Международного кодекса поведения государственных должностных лиц. В ней говорится: «Государственные должностные лица... сообщают сведения обо всем имеющемся у них личном имуществе, активах и обязательствах, а также сведения об имуществе, активах и обязательствах супруга (супруги) и/или других иждивенцев».
1 См.: Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: Материалы международной конференции / Под ред. В.ВЛунеева. М., 2001.
К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, о массовой коррупции государственных должностных лиц в России говорится на каждом шагу и даже жестко осуждается промедление и нерешительность в борьбе с ней1, с другой — более десятилетия откровенно тормозится принятие основополагающих антикоррупционных законов, хотя их разработка в Госдуме формально никогда не прекращалась.
Такой парадокс характерен для многих стран. Президент Уганды объяснил его на открытии Конференции Африканского руководящего форума по проблемам коррупции, состоявшегося в Энтеббе в декабре 1994 г.: «Реальная проблема заключается в том, что в Африке лица, призванные обеспечивать соблюдение законности, сами нуждаются в надзоре, и это явно представляет собой порочный круг. Если наше высшее руководство не имеет морального авторитета, весьма трудно искоренить коррупцию, а, к сожалению, именно наверху воровство происходит в подлинно крупных масштабах. Для борьбы с коррупцией на таком уровне морального воздействия недостаточно. Нам необходимы юридические санкции и обеспечение соблюдения законов о коррупции. Если такие санкции в отношении коррупции не существуют, они должны быть введены. Проблема... состоит в том, что коррумпированные руководители, являющиеся также законодателями, не принимают законы для борьбы с коррупцией, поскольку тем самым они создавали бы проблемы для самих себя»2.
За время перестройки и рыночных реформ регистрируемая преступность, несмотря на рост ее латентности, увеличивается. Мздоимство и казнокрадство стали в эти годы массовыми, а число учтенных преступлений и осужденных за них снижалось. Зарегистрированные должностные хищения, присвоения и растраты сократились практически вдвое, а судимость за них - - почти в 10 раз. Аналогичные тенденции демонстрируют сведения о взяточничестве и должностных злоупотреблениях.
Сведения о коррупции в системе государственной службы несколько иные. Именно в этой сфере коррупция приобрела огромные размеры. И это не могло не сказаться на ее учете, хотя и он не отражает действительного положения дел в государстве.
Количество возбужденных уголовных дел в отношении государственных должностных лиц (из органов государственной власти, государственного управления, правоохранительных и судебных органов) за отслеживаемый период 1995—96 гг. увеличил ось на 42%, а число лиц, подлежащих преданию суду, - - в 2,2 раза, тогда как число лиц, уголовные
1 Сатаров Г.А. Диагностика российской коррупции. М., 2002.
2 Цит. по: Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготов ленный Секретариатом ООН. A/CONF. 169/14. 1995. 13 April. P. 12.
дела на которых были направлены в суд, возросло лишь на 63,6%. Число лиц, реально осужденных, исчисляется десятками, если не единицами. Их нельзя выделить из общего числа осужденных за должностные преступления, так как в судебной статистике государственные служащие отдельно не учитываются.
В числе коррупционеров из правоохранительных органов до 95% и более составляют работники органов внутренних дел. Это заставило МВД в конце 1995 г. создать службу собственной безопасности, а в 2002 г. перед выборами в Государственную Думу начать операцию «Оборотни в погонах».
Рассмотрим динамику коррупционных деяний последних лет (табл. 2) и уголовно-правовой контроль за ними (табл. 3).
Таблица2. Динамика некоторых коррупционных деяний
| Годы
| Преступления
|
|
|
| Присвоение или растрата Взяточничество Коммерческий подкуп
| 53579 7047 2146
| 54283 7909 2542
| 47959 7311 2780
| Данные таблицы свидетельствуют, что никакого усиления борьбы с коррупцией в последние годы не наступило.
Таблица 3.Уголовно-правовой контроль некоторых коррупционных деяний.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|