|
Понятие и общая характеристика
Термин «терроризм» происходит от латинского слова «terror» «страх», «ужас». Как социально-политическое явление и общественно опасное деяние терроризм имеет многовековую историю. Его обыденное и юридическое понимание с течением времени изменялось и расширялось, но основная суть его - - наведение страха и ужаса на власть и население путем совершения жестокого насилия и угроз насилием с целью запугивания, устрашения и подавления политических противников и конкурентов, навязывания им своей линии поведения - -остается практически неизменной. Террологи (специалисты по изучению терроризма) отмечают, что в литературе приводится до ста определений терроризма, но во всех, как правило, присутствует два основных признака собственно террористических действий - - насилиеи его необходимое следствие - - устрашение.Использование крайнего насилия и угрозы его применения для достижения публичных или политических целей является наиболее распространенным определением терроризма в мировой и отечественной литературе. Тем не менее, общепринятого понятия терроризма пока не выработано.
Терроризм в широком понимании многолик. Он вбирает в себя самые разные формы террористической деятельности - - от политической, идеологической, сепаратистской, религиозной и даже так называемой партизанской борьбы до разовых кровавых криминальных акций; от справедливой вынужденной борьбы против угнетения за свое выживание до зверского уничтожения ни в чем не повинных людей в узко корыстных и политических интересах. В связи с этим общемирового юридического и политического понимания его до сих пор не выработано. Тем более что после окончания «холодной войны» он стал трансформироваться, приобретая при этом не только политическую, но и религиозную направленность. Параллельно он стал распространяться в сферы экономики, бизнеса и других общественных отношений, в том числе и криминальных. Никто сегодня не застрахован от террористического нападения, считая самых охраняемых людей в мире (монархов, президентов и глав правительств, руководителей банков, корпораций, компаний и т.д.).
Лига Наций еще в 1934 г. после убийства короля Югославии Александра и министра иностранных дел Франции Барту поручила Комитету
экспертов сформулировать понятие терроризма и подготовить конвенцию по предотвращению актов терроризма и борьбы с ним, но начавшаяся Вторая мировая война отодвинула реализацию этих решений. В послевоенное время Генеральная Ассамблея ООН приняла более десяти резолюций о национальном, региональном и международном терроризме, но так и не смогла дать его более или менее приемлемого определения. В своем первом анализе терроризма в 1972 г. Секретариат ООН констатировал существование в мире главным образом таких форм терроризма, которые проистекают от нищеты, безысходности, бед и отчаяния, побуждающих некоторых людей жертвовать человеческими жизнями, включая свои собственные, в стремлении добиться радикальных перемен для притесняемых групп населения, а иногда и целых народов.
Таким образом, основной трудностью при выработке более или менее однозначного толкования терроризма было прямое или косвенное признание справедливости борьбы народов за свое освобождение (независимость, суверенитет) при наличии противоречивых международно-правовых принципов (право наций на самоопределение, с одной стороны, и нерушимость существующих границ - - с другой). Не способствовало выработке единого понимания и использование разными странами двойных стандартов при оценке действий тех или иных национальных, религиозных, политических и социальных групп населения. Руководство отдельных стран в угоду своим политическим или экономическим притязаниям при оценке действий террористических образований, использующих крайнее насилие для достижения политических, сепаратистских, националистических и религиозных целей, в одной стране признает их борьбой за свободу, а в другой - - терроризмом.
Такая двойственность была особенно характерна в период жестокого противостояния в холодной войне двух мировых систем (социализма и капитализма). Более того, они широко использовали террористические методы для борьбы друг с другом, а также в целях свержения неугодных режимов или их лидеров. Эти различия оценок и двойных стандартов в той или иной мере сохраняются и до настоящего времени, хотя холодной войны давно уже нет. Инерция не остановлена. Одним из последних примеров международного двуличия может служить оценка насильственно-террористической практики сербов и косовских албанцев в бывшей Югославии. Аналогичные подходы применялись и применяются к другим странам.
Народы этих стран по-своему осознают, кто для них является террористом: те, кто под флагом борьбы с терроризмом осуществляет ковровые бомбардировки их территории, разрушая экономику и уничтожая мирных жителей, или те, кто, хотя и путем жестокого насилия,
отстаивает их национал-патриотические, сепаратистские или религиозные интересы. Таким разночтением можно было бы пренебречь, если бы оно не было особо криминогенным и террогенным.
При всей противоречивости подходов определенные сдвиги к взаимопониманию есть. Окончание холодной войны и интенсивный процесс глобализации терроризма в последние годы приводят мировое сообщество все к большему единству взглядов о недопущении насильственных террористических методов для достижения любых политических, национальных, религиозных и уж тем более сугубо криминальных целей.Но данное единство пока не закреплено в международном праве, и оно не может запретить борьбу людей (иногда многолетнюю и многовековую) за политическую, социальную, национальную и религиозную справедливость, что при определенных условиях может вылиться в радикализм, экстремизм, насилие и терроризм. Лобовое военное насилие против таких «борцов» и поддерживающего их народа, как показывают события на Ближнем Востоке и в других регионах и странах, лишь «загоняют болезнь вглубь». Выход лежит в переговорном процессе и поиске компромиссов. Но озлобившиеся друг на друга стороны для принятия таких решений, как правило, не готовы.
Терроризм обычно делится на государственный и «частный». Эти формы используются как в международных, так и во внутренних целях. Другие авторы классифицируют его на государственный, международный и внутренний1. Все эти деления условны, поскольку в их основе лежат разные классификационные признаки. Но при всех их недостатках они позволяют увидеть разные сферы его распространения.
Государственный терроризмпредполагает террористическую деятельность самого государства против внутренних политических противников и в отношении иностранных государств для решения внутриполитических и внешнеполитических задач. Субъектом данного вида терроризма (а точнее, террора) выступают государства и их различные структуры.
Внешний, или международный,государственный терроризм, наибольшее распространение после Второй мировой войны получил в идеологически противоборствующих странах (между социалистическими и капиталистическими государствами), а также в развитых странах против развивающихся и других государств в целях военно-политической экспансии и расширения зоны влияния.
В резолюции ООН «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв
1 См.: Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2000. С. 54-71
общественно-политического строя в других суверенных государствах» эта деятельность получила международное осуждение, и ее уровень стал постепенно уменьшаться. Но борьба за зоны влияния продолжается, в том числе и методами, близкими к террористическим.
Следующей формой государственного терроризма является различная поддержка (финансирование, предоставление оружия, баз для обучения террористов, укрытие их от возможного наказания и т.д.) некоторыми странами с военными диктаторскими режимами (например, Афганистаном во время правления талибов) террористических организаций в собственных политических интересах. Этот вид государственного терроризма также получил международное осуждение. Против таких стран (Ливия, Ирак и др.) применялись жесткие международные политические, экономические и иные санкции.
Международный терроризм может быть осуществлен двумя субъектами, террористическими государствами (государствами, поддерживающими терроризм) и международными террористическими организациями типа Аль-Каиды Бен-Ладена, которые в настоящее время представляют основную опасность. К ним можно отнести также такие террористические организации, как «Серые волки» (Турция), «Красные бригады» (Италия), «ИРА» (Англия), «ЭТА» (Испания), «Фронт национального освобождения Корсики» (Франция), «Хамас» (Палестина, Израиль), «Хезболла» (Ливан), «Братья мусульмане» (Египет, Сирия, Саудовская Аравия), «Аум Синрике» (Япония), «Арийские нации» (США), «Вооруженная исламская группа» (Алжир, Франция), «Военно-спортивная группа Гофмана» (ФРГ) и многие другие1. Между этими субъектами международного терроризма существуют различные формы преступного сотрудничества. И если внешний государственный терроризм (в своем изолированном виде) более или менее контролируем, то преступная деятельность международных террористических организаций в условиях глобализации, расширяющейся свободы передвижения, интенсивных миграционных и коммуникационных процессов является трудно отслеживаемой. Более того, различные международные террористические организации, располагающиеся на территории многих государств, имеют тенденцию к политическому, организационному, материальному и финансовому взаимодействию, что делает их еще более опасными. Особую опасность международный терроризм представляет не столько для отдельных стран, сколько для международного правопорядка и международных отношений в целом.
1 См.: Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений. Минск, 2000; Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е.И. Степанова. С. 43.
Внутренний терроризмтакже может быть осуществлен двумя субъектами: собственным государством против своего народа и внутренними террористическими организациями и отдельными лицами против своих политических и экономических конкурентов. И если первая разновидность внутреннего терроризма более или менее надежно контролируется международными организациями, наблюдающими за соблюдением прав человека и гражданина в разных странах, то террористические организации политической, националистической, религиозной, а чаще всего уголовной, корыстной направленности, нередко сросшиеся с организованной преступностью внутри страны, труднее поддаются социально-правовому контролю.
Политически, националистически или религиозно мотивированный внутренний негосударственный, или «частный», терроризм может быть направлен против существующей власти, ее отдельных представителей, ее конкретных решений, установленного правопорядка, общественной безопасности, прав и свобод граждан, а также против национальных или религиозных установлений и традиций (назовем его условно «оппозиционный терроризм»).
Особо распространенным подвидом «частного» внутреннего терроризма является применение насильственных методов в борьбе с политическими и экономическими противниками и конкурентами, их убийство, устранение с политической сцены, разгром их организаций и т.д. (условно назовем его «междуусобный терроризм»). Его разновидностью является уголовный, корыстный терроризм, направленный на раздел сфер и территорий влияния, захват банковских и других коммерческих структур, денежных потоков, прибыльной деятельности, борьба за лидерство в криминальной среде, за контроль над «общаком», устранение конкурирующих преступных группировок и т.д. А поскольку борьба с политическим терроризмом отнесена в России к ведению ФСБ, а борьба с уголовным, корыстным терроризмом - - к ведению МВД, то в литературе предпринята попытка разграничить эти две разновидности терроризма по ряду существенных признаков (по субъектам, идеологии, мотивации, целям, методам, выбору жертв и др.)1.
Таким образом, в структуре различных видов терроризма особое место занимает уголовный терроризм.Он может включать все или большинство видов террористической деятельности, классифицированных по тем или иным основаниям: международный и внутренний, наземный, воздушный и морской, традиционный и технологический и т.д.
См.: Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. М, 2001. С. 180—181.
Уголовный терроризм, как правило, интернационален, аполитичен и атеистичен. Он не гнушается сотрудничать с террористическими организациями, занимающими те или иные идейно-политические платформы (идеологические, националистические или религиозные), обеспечивая их средствами и оружием и используя их для давления на власть в целях самозащиты или для облагораживания и прикрытия своих сугубо криминальных целей. На плечах оппозиционных сил, использующих террористические методы борьбы, террористы при благоприятных для них условиях не прочь войти с ними во власть.
Всеядность уголовного терроризма представляет особую общественную национальную и международную опасность. В связи с этим он является особым измерением террористической деятельностисо специфической причинной базой, для контроля над которым и для борьбы с которым необходимы особые меры.
Уголовный терроризм, как и любой другой, может быть совершен одиночками и группами лиц. Одиночный терроризм - - ныне явление относительно редкое, и он не представляет особой общественной национальной или транснациональной опасности. Главными субъектами уголовного терроризма являются организованные преступные группы, преступные сообщества и преступные организации национального или транснационального характера1.
Они используют устрашение и непосредственное насилие в различных формах как главное средство воздействия на власть, ее представителей, лоббистов, на своих конкурентов по незаконному и законному бизнесу в целях перераспределения сфер влияния, собственности, финансовых потоков, видов преступной и правомерной деятельности. Президент США Никсон в свое время указал на три цели организованной преступности в США: эксплуатация, коррупция, и уничтожение. Последняя форма ее преступной деятельности и является организованным уголовным терроризмом.
Заказные умышленные убийства представителей власти, правоохранительных органов, судов, предпринимателей, банкиров, мешающих преступной деятельности или не выполняющих их требований, конкурирующих в сфере их преступного или правомерного бизнеса, кровавые разборки между самими преступными группировками во второй половине 90-х годов истекшего столетия стали обыденным явлением в нашей стране и в мире в целом.
1 Эти вопросы нашли широкое освещение в выпускаемом Московским исследовательским центром альманахе «Организованная преступность, терроризм и коррупция» (См.: Организованная преступность, терроризм и коррупция: Криминологический ежеквартальный альманах. М., 2003. Вып. 2), главной темой которого был терроризм во многих его проявлениях.
Учитывая, что в России не преодолены криминальные связи в отношениях «деньги — собственность — власть и власть — собственность - - деньги», террористическая деятельность организованной преступности имеет тенденцию к определенной политизации в целях ослабления деятельности правоохранительных органов, торможения законодательных инициатив, которые не выгодны преступной среде, деморализации населения, вхождения в органы законодательной власти преступных авторитетов или их пособников и покровителей, занятия важных постов в исполнительной федеральной и региональной власти, получения иммунитета от законных преследований за совершенные преступления.
Стремление организованной преступности к желаемым политическим результатам используется некоторыми далекими от политической чистоты партиями, которые получают от организованных преступников серьезную финансовую поддержку своих политических целей, расплачиваясь за это лоббированием интересов преступных формирований, включением в свои списки представителей от организованной преступности, оказанием иной политической помощи уголовному миру.
Международные и внутренние террористические акты по среде, технологии и форме совершения могут быть наземными, воздушными, морскими, технологическими, информационными, ядерными, биологическими, химическими, генетическимии т.д. Особо распространенным является наземный, воздушный, химический и биологический терроризм. Наибольшую опасность может представлять ядерный терроризм, посягательства на объекты применения атомной энергии, использования ядерных материалов, радиоактивных веществ, источников радиоактивного заражения.
Терроризм как явление социально-политической жизни известен в России давно. Первые попытки какого-то определения его в действующих законах специалисты относят к XVI в. В истории российского самодержавия политически мотивированные заговоры и убийства сановников или царствующих особ в политических и иных целях были частыми. Наряду с этим фактический властный террор осуществлялся царями и вельможами против своих подданных. В XIX в. террор в России приобрел наиболее зримые черты. Народнический, революционный террор, с одной стороны, и черносотенный - - с другой.
С 1917 г. в нашей стране существовали специфические формы политического и идеологического терроризма: революционный и контрреволюционный (белый и красный) террор в период революции и гражданской войны; государственный внутренний террор в период
сталинских и последующих политических репрессий; государственный международный терроризм в течение всего периода существования советской власти. Эти формы терроризма не были криминализированы во время их существования и оценены обществом и государством в качестве политического террора только после разрушения советской системы.
Государственный террор в советское время, особенно во времена сталинизма, стал действительно ужасающим. Им занималась политическая юстиция, которая академиком РАН В.Н. Кудрявцевым определяется как «часть юридической системы, специально созданная или используемая для подавления политических противников путем применения правовых и противоправных средств»1. Миллионы людей были уничтожены и репрессированы по политическим мотивам. По подсчетам автора, общее число репрессированных составило около 40 млн человек2. В то же время массовый страх и жесточайший тоталитарный контроль советского режима фактически заблокировали реальное и политически мотивированное насилие против существующей власти. Террористические акты были единичны (в 1973 г. взрыв самолета, летевшего из Москвы в Читу, в 1978 г. серия взрывов в московском метро, совершенных армянскими националистами, в 1982 г. угон самолета в Турцию братьями Шмидт, в 1983 г. захват самолета в тбилисском аэропорту, покушения на руководителей КПСС и Советского государства и др.).
В период перестройки в СССР в 80-х годах XX столетия, распада советского государства и непоследовательного демократического и рыночного реформирования России и других стран, образованных на постсоветском пространстве на рубеже XX и XXI вв., насильственная террористическая деятельность этнополитической, сепаратистской, националистической и религиозной мотивации приобрела практически новый массовый характер (Азербайджан, Армения, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Чечня и т.д.), и со временем получила поддержку международных террористических организаций и стран, поощряющих международный терроризм. Внутренний терроризм объединился с международным.
В России нет консолидированной террористической организации, хотя террористических групп, особенно чеченских, много и террористические акты совершаются статистически почти ежедневно (в 2002 г. было зарегистрировано 360 случаев терроризма на 365 дней года). Следующей
1 Кудрявцев В., Трусов А. Политическая юстиция в СССР. М., 2000. С. 14. 2ЛунеевВ.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 187-189.
особенностью российского терроризма является то, что никто из террористов не берет на себя ответственности за совершенные взрывы и нападения, за исключением отдельных случаев, когда такую ответственность публично брал на себя С. Радуев, но и это могло быть «игрой на публику». Из сказанного можно сделать вывод, что российский терроризм еще не отошел от традиционной организованной преступности и не «легализовался» в отдельную политико-террористическую структуру.
В действующем УК РФ 1996 г.существуют несколько самостоятельных статей об ответственности за терроризм и другие деяния террористической направленности.
Статья 205 (терроризм) является основной. Она дает определение терроризма. «Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решения органами власти, а также совершения указанных действий в тех же целях».
Квалифицирующими обстоятельствами являются совершение террористических действий группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, с применением огнестрельного оружия, а особо квалифицирующими - - совершение этих же действий организованной группой, причинение смерти человека или иные тяжкие последствия, а равно если они были сопряжены с посягательствами на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения.
Более подробное определение рассматриваемого явления дается в ст. 2 Федерального закона от25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом»(далее -Закон). В этом определении выделяется три аспекта терроризма:
- насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или органи заций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного иму щественного ущерба либо наступления иных общественно опасных послед ствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, уст рашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных иму щественных и (или) иных интересов;
- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совер шенное в целях прекращения его государственной или иной политической де ятельности либо из мести за такую деятельность;
- нападение на представителя иностранного государства или сотрудника междуна родной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служеб ные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной
защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.
Закон также дает определение террористической деятельности, которая может включать организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции; подстрекательство к террористическим действиям; организацию незаконного вооруженного формирования и преступного сообщества для совершения террористических акций; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; финансирование террористической организации.
Международная террористическая деятельность в соответствии с этим Законом имеет некоторые специфические признаки. Она проводится на территории более чем одного государства гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или против граждан того же государства, откуда и террористы, но осуществляемая на территории другого государства.
Под террористической акцией Закон подразумевает непосредственное совершение преступления террористического характера в форме:
- взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных уст ройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсичес ких, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ;
- уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов;
- посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, пред ставителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населе ния;
— захвата заложников, похищения человека;
— создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу нео пределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф тех ногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности;
— распространения угроз в любой форме и любыми средствами;
— иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значитель ного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Обращение к Закону о борьбе с терроризмом помогает понять, почему к терроризму относят не только деяние, предусмотренное ст. 205 УК РФ (терроризм), но и другие деяния террористической направленности: захват заложников (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360). И это прямо указано в Законе. А исходя из определения террористической акции, к терроризму при определенных обстоятельствах следует
отнести также и угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211), и организацию преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210), и некоторые другие деяния.
Террористическую направленность могут приобрести и преступления, предусмотренные ч. 2 п. «б» ст. 105 (убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или общественного долга), ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357 (геноцид), ст. 358 (экоцид) и др. Прямой и непосредственной целью перечисленных деяний при их отнесении к террористическим должна быть соответствующая направленность (мотивация).
Аналогичный подход можно наблюдать и в других странах, например в США. В Законе о борьбе с терроризмом и применении смертной казни 1996 г. раскрываются различные формы террористической деятельности. Указав в качестве квалифицирующего признака на цель совершения террористических акций, законодатель дает относительно широкий перечень ранее криминализированных деяний (более 30), которые могут быть автоматически отнесены к разряду террористических, если они совершены с целью оказания давления на правительство США, в качестве мести ему или для затруднения его нормальной деятельности1. Подобные подходы в той или иной мере наблюдаются в Италии, Германии, Франции, Великобритании, Израиле и других странах. Террористическая мотивация может быть реализована во многих насильственных преступлениях, которые давно предусмотрены в уголовных кодексах разных стран.
В УК РФ есть еще около четырех десятков статей, предусматривающих деяния, связанные с общественной, транспортной, компьютерно-информационной, государственной и международной безопасностью, с экологией и порядком управления, которые, не являясь непосредственно террористическими, облегчают совершение террористической деятельности или способствуют достижению террористических целей. Эффективная и своевременная борьба с ними способствует предупреждению терроризма и будет предметно рассмотрена в разделе о предупреждении терроризма.
При всем многообразии норм, которые прямо или косвенно могут быть связаны с уголовно-правовой борьбой с терроризмом, нельзя не заметить тех пробеловв действующем УК, которые обнаружились в последнее время.
1 См.: Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. М., 2000. С. 137.
Во-первых, ст. 205 УК РФ связывает терроризм только с целями нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти (ч. 1). Однако терроризм как преступление более многолик. Он предполагает воздействие и на другие структуры (убийство банкиров, предпринимателей, руководителей и активистов партий, других общественных деятелей, журналистов). В связи с этим диспозиция ч. 1 ст. 205 УК должна быть дополнена еще одной целью террористических действий - - воспрепятствование политической, служебной или иной общественно-полезной деятельности. И это непосредственно вытекает из положений Закона о борьбе с терроризмом 1998 г. и криминальных реалий.
Во-вторых, явным пробелом (в свете последних событий в США) было отсутствие в УК РФ нормы об ответственности за финансирование террористических организаций. В Законе, а затем и в Указе Президента РФ от 10 января 2001 г. «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г.» прямо говорится о необходимости предотвращения и пресечения финансирования террористических актов и о введении уголовной ответственности за умышленное предоставление или сбор средств с намерением их использования для совершения террористических актов. И такая норма (ст. 205-1) была введена в УК РФ. При ее введении встает вопрос и об ответственности за создание террористических организаций и участие в них.
В-третьих, возникает необходимость введения уголовной ответственности за угрозу совершения террористической акции, поскольку такие угрозы общественно опасны и они стали реальностью наших дней.
В-четвертых, возникает необходимость в криминализации распространения материалов, содержащих указания (инструкцию, пособия) по совершению террористических действий. Примером такого пособия может служить книга «Война без правил» (2000 г.), в которой подробно описываются с объяснением на рисунках различные способы изготовления и применения взрывных и зажигательных устройств, организация террористических актов на различных видах транспорта, совершения убийств и т.д. Аналогичными пособиями для террориста могут служить и другие книги («Поваренная книга анархиста», «Работа секретного суперагента», «Рельсовая война», «Подготовка разведчика»). Перечень книг свидетельствует о массовости и общественной опасности этого явления, которые являются важными основаниями для его криминализации. Опыт уголовного преследования за распространение материалов, содержащих указания по совершению не только
терроризма, но и других преступлений против общественного порядка есть, например, в Германии (ст. 130а УК ФРГ).
В-пятых, особо остро стоит вопрос о криминализации международного терроризма. Это вытекает из многих международных документов, российского закона о борьбе с терроризмом и из криминальных реалий в мире и в стране. Такая норма, например, имеется в УК Республики Беларусь (ст. 126). Статья 360 УК РФ предусматривает ответственность за нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, в целях провокации войны или осложнения международных отношений. Но эта норма не охватывает всего спектра действий международных террористов.
Таким образом, терроризм и преступления террористической направленности — это сложное социально-политическое общественно опасное явление, имеющее многовековую историю существования, представляющее собой сложный конгломерат различных уголовно-наказуемых деяний, которые при соответствующей мотивации субъектов преступлений представляют собой конкретные формы террористической деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|