Сделай Сам Свою Работу на 5

Предупреждение насильственных преступлений





Общепрофилактическое предупреждение насильственных преступлений во многом зависит от последовательного проведения в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. Решение этих общесоциальных задач создаст попутно предпосылки и для успешной борьбы с насильственными преступлениями. В числе этих задач надо выделить целенаправленную работу по воспитанию в человеке совестливости, привитию ему культуры общения и нравственных личностных идеалов, уважения к человеческой личности,

1 Повышенная латентность корыстно-насильственных преступлений в определенной степени объясняется и поведением самих потерпевших. В среднем по России около 60% опрошенных жертв тяжких насильственных преступлений не обращались в правоохранительные органы (доля такого рода потерпевших от грабежей и разбоев составляет 12%).

ее неприкосновенности, нетерпимости к любым актам насилия над ней, к проявлениям грубости, агрессивности, цинизма, по возрождению в значительной мере утраченных традиций взаимопомощи, милосердия, сострадания ко всему живому; улучшение полового воспитания подростков и молодежи, подготовку их к семейной жизни, воспитание уважения к достоинству женщины, отвращения к распущенности и вседозволенности,



К основным направлениям специально-криминологической (специально целенаправленной) профилактики в рассматриваемой сфереотносятся:

а) последовательная и настойчивая борьба с пьянством и наркотизмом на основе
постановки четких и реальных целей, надлежащей комплексности и коорди
нации;

б) своевременность реагирования на правонарушения, совершаемые на почве се
мейных и других бытовых конфликтов и могущие перерасти в преступления;

в) обеспечение решительной борьбы с хулиганством и эффективной охраны об
щественного порядка на улицах и в других общественных местах;

г) решительное усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной роз
ни;

д) пресечение криминогенных влияний на несовершеннолетних и молодежь ре
цидивистов и профессиональных преступников;



е) улучшение качества профилактической работы в маргинальной среде;

ж) активация деятельности по выявлению антиобщественных молодежных груп
пировок со склонностью ее участников к насилию;

з) активация деятельности по ликвидации организованных преступных групп и
сообществ;

и) своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктимности;

к) активизация борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, с их хищениями;

л) использование уголовно-правовых мер так называемой двойной превенции для своевременного реагирования на угрозы убийством и причинением тяжкого вреда здоровью, побои, истязания, на приготовление к совершению тяжких насильственных преступлений, массовых беспорядков, группового хулиганства;

м) обеспечение справедливой ответственности за насильственные преступления на основе ее дифференциации и индивидуализации;

н) решительное противодействие пропаганде жестокости и насилия средствами массовой информации, распространению в общественном сознании культа силы, суперменства, ориентации молодежи на противоправные насильственные варианты разрешения жизненных проблем; переориентация СМИ на пропаганду образа законопослушного гражданина.

Активизация работы на этих направлениях способствует стабилизации, а затем и сокращению уровня криминального насилия. Программы усиления борьбы с преступностью, другие целевые программы, а также документы межведомственного и ведомственно-отраслевого комплексного криминологического планирования содержат в этом отношении



ряд важных положений. (Вместе с тем ресурсное обеспечение их на сегодняшний день неудовлетворительно.)

Особое значение имеют меры усиления профилактического воздействия в специфически криминогенных группахнаселения (представители маргинальной среды; несовершеннолетние и молодежь; лица, злоупотребляющие спиртными напитками, потребляющие наркотические средства или психотропные вещества; не занятые общественно полезным трудом; ранее судимые; лица с отклонениями в психике). Значимым было бы расширение правовой базы для дифференцированной работы с группами повышенного социального риска и для собственно профилактической работы по месту жительства.

В системе специальных мер борьбы с насильственными преступлениями выделяются меры общей, групповой и индивидуальной профилактики.

Исходя из деления специальных мер общепрофилактического характера на организационные (связанные с организацией предупредительной деятельности) и функциональные (по ее непосредственному осуществлению), к числу первых следует отнести изучение и анализ информации об уровне, структуре и динамике насильственной преступности в регионе (оценка состояния и тенденций этих преступлений с учетом латентности, криминогенных и антикриминогенных факторов, прогнозирования развития криминологической ситуации, оценка эффективности осуществляемых профилактических мероприятий и пр.), криминологическое планирование, профилактическую отработку отдельных территорий и объектов и т.д.

К функциональным относятся меры по осуществлению профилактического контроля и воздействия в соответствующей микросреде:

- систематическое обследование мест, где наиболее часто совершаются преступ
ления против личности и общественного порядка (скверы, строящиеся зда
ния, подвалы, чердаки, заброшенные строения, рюмочные, закусочные и
проч.);

- обеспечение дислокации милицейских служб с учетом места и времени совер
шения большинства рассматриваемых деяний; проведение специальных про
филактических рейдов, проверок, отдельных комплексных операций;

- осуществление мероприятий, направленных на своевременное выявление и
изъятие незаконно хранимого оружия, пресечение фактов его противоправно
го изготовления в производственных условиях;

- обеспечение профилактической деятельности других государственных органов
и общественных организаций и поддержание с ними постоянного взаимодей
ствия;

- правовое воспитание граждан и т.д.

Исключительно важным направлением в деятельности по борьбе с насильственными преступлениями является групповая и индивидуальная

профилактика. Ее объекты -- лица, которые по причине своей антиобщественной агрессивно-насильственной направленности могут совершить насильственные преступления.

Наиболее сложной задачей в индивидуальной профилактике является выбор тех признаков-индикаторов,которые могут быть положены в основу прогностической оценки личности.

К объективным признакам, позволяющим с высокой степенью вероятности определить возможность совершения насильственного преступления конкретным лицом, относятся:

— проявившаяся склонность к действиям, нарушающим общественный порядок,
в том числе участию в драках, оскорбительному приставанию к гражданам, де
монстрации циничного отношения к женщинам;

— устойчиво повторяющиеся конфликты с одними и теми же лицами с тенден
цией к их насильственному разрешению;

- систематическое пьянство, потребление наркотиков, других одурманивающих
веществ в сочетании с агрессивным поведением;

— паразитизм, бесцельное времяпрепровождение;

— судимость за преступления, связанные с насильственными противоправными
действиями;

 

- угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, избиение сосе
дей, родственников и т.д.;

- привлечение к административной ответственности за мелкое хулиганство, дра
ки и проч.;

— изготовление, приобретение, незаконное хранение и ношение холодного или
огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных уст
ройств.

При этом следует учитывать и субъективные признаки:

— такие характерологические черты личности, как грубость, дерзость, агрессив
ность, склонность к вспышкам гнева и аффектам, озлобленность, мститель
ность, циничность;

— порочные потребности (пьянство, наркотизм, разврат и др.) и неразборчивость
в средствах их удовлетворения;

- специфические болезненные состояния (алкоголизм, наркомания, психопа
тия, расстройство сексуальных влечений).

Надо принимать во внимание и ситуационные криминогенные факторы, например образование неформальных групп, сложившихся на антисоциальной основе, со склонностью к пьянству, хулиганству, разврату, насилию; возникновение опасных конфликтных ситуаций в ближайшем окружении (скандалы между родственниками и соседями, драки, ссоры, угрозы).

Учет всех этих факторов весьма важен для криминологической диагностики, прогнозирования возможности совершения конкретными лицами насильственного преступления и определения методов индивидуальной

профилактики. К числу последних относятся: убеждение и переубеждение, оказание необходимой помощи, нейтрализация негативных влияний окружающей среды, контроль и надзор, меры гражданско-правового, административно-правового и уголовно-правового воздействия.

Новое законодательство о социальном обслуживании создает здесь и базу для социальной помощи лицам из групп повышенного криминального риска. Отрадным явлением стало быстрое развитие в субъектах Федерации и территориях местного самоуправления учреждений для реабилитации лиц с отклоняющимся поведением и для лиц, нуждающихся в защите от жестокости, насилия. По экспертным оценкам, в каждой четвертой российской семье процветает насилие. В семидесяти случаях из ста жертвами избиений становятся женщины и дети.

Большое значение имеет в связи с этим развертывание деятельности общественных кризисных центров (центров социальной помощи), призванных, в частности, оказывать помощь потерпевшим от насильственных преступлений, «горячих линий» связи («телефонов доверия»), убежищ для жертв семейного и сексуального насилия и т. п. В настоящее время в регионах России действует около 50 таких кризисных центров.

Специфику анализируемых профилактических мер целесообразно рассмотреть применительно к предупреждению насильственных преступлений в сфере быта. Центральной фигурой профилактической работы здесь является участковый уполномоченный милиции.

При осуществлении профилактики бытовых насильственных преступлений важно добиваться адекватного реагирования на поступающие сообщения уже на ранней стадии развития опасных конфликтных ситуаций и формирования агрессивных группировок, компаний.

Очень важно при этом в соответствии с конкретной ситуацией избрать правильную форму реагирования (эпизодическое, длящееся, неотложное, экстренное).

Если конфликтная ситуация периодически то обостряется, то улучшается без особо резких колебаний, наиболее целесообразно эпизодическое (контрольное) реагирование.Оно осуществляется, как правило, участковым уполномоченным милиции и представителями общественности. Методы профилактического воздействия в таких случаях - - советы, беседы, оказание необходимой помощи, нейтрализация неблагоприятных факторов окружающей среды, эпизодический контроль.

Если конфликтная ситуация в течение продолжительного времени ухудшается, применяется длящееся реагирование.В подобных случаях с нарушителями проводятся профилактические беседы в милиции (главным образом участковыми уполномоченными), инициируется проведение бесед с участием представителей администрации и общественности,

персонально уважаемых участниками конфликта лиц; используются иные уже указанные формы воздействия. Если они оказываются неэффективными, применяются более строгие меры: обсуждение поведения конфликтующих лиц на общем собрании трудового коллектива, собрании граждан по месту жительства, сельском сходе, вызов в орган милиции для беседы о недопустимости антиобщественного поведения в быту, официальное предупреждение суда о возможном выселении с жилой площади за невозможностью совместного проживания и т.д.

Неотложное реагированиеосуществляется в условиях резко обострившейся конфликтной ситуации. Речь идет о часто повторяющихся ссорах, скандалах, драках, угрозах, об отклоняющемся поведении лиц, страдающих психическими заболеваниями, антиобщественном поведении пьяниц, алкоголиков, наркоманов.

Могут быть использованы различные меры правового принуждения:

- лишение по суду родительских прав;

— принудительный обмен по суду жилой площади и выселение за невозможнос
тью совместного проживания;

- ограничение дееспособности; принудительное лечение в психиатрической
больнице или психоневрологическом диспансере;

- изъятие охотничьего оружия;

- привлечение к административной и уголовной ответственности.

Экстренное реагированиенеобходимо в случаях бурного, агрессивного поведения нарушителя. Оно осуществляется непосредственно в момент хулиганских действий, драк, реальных угроз физической расправой и т.д. Его, как правило, выполняют дежурные части райгорорганов внутренних дел. По поступлении соответствующего сообщения они обязаны срочно направить на место конфликта сотрудников патрульно-постовой службы, а иногда и участковых уполномоченных, сотрудников уголовного розыска для его пресечения; реагирование в таких случаях предполагает:

— активную защиту граждан, которые могут пострадать от агрессивных действий;

- подавление сопротивления правонарушителей;

— изъятие у них оружия;

- их задержание и т.п.

После этого решается вопрос о привлечении данных лиц к уголовной или административной ответственности.

Очевидна необходимость постановки неформальных групп со склонностью к насилию на соответствующие виды оперативного и профилактического учета, оказания предупредительного воздействия на всю группу в целом (в частности, при осуществлении профилактики насильственных преступлений в маргинальной среде, в общежитиях и т.д.).

Весьма важна винтим алогическая профилактика. Ее меры должны основываться на выявлении потенциальных потерпевших и предотвращении их неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, распущенного, провокационного поведения (скандалистов, постоянно конфликтующих; лиц, попадающих в состоянии опьянения в виктимогенные ситуации; лиц, склонных к случайным компаниям, приглашениям незнакомых людей, легкомысленному поведению в общественных местах и т.д.).

Значимость этой работы подтверждается ростом уровня виктими-зации населения. Показатель этого уровня по лицам (число зарегистрированных потерпевших на 100 тыс. чел. населения) в 1999 г. составил 1511,6, что на 20% больше, чем в 1998 г. (1259,1)1.

Значение виктимологического аспекта целесообразно рассмотреть применительно к задачам предупреждения корыстно-насильственных преступлений (грабежей, разбоев, бандитских налетов). Весьма важным в этом плане представляется осуществление следующих мероприятий:

- изготовление и распространение в жилом секторе специальных памяток-пре
достережений о способах защиты от преступных посягательств с учетом не
однократно повторяющихся наиболее опасных их видов;

- оповещение граждан через средства массовой информации о распространен
ных в данном населенном пункте фактах совершения преступлений, типич
ных действиях преступников, а также рекомендуемом алгоритме действий граж
дан в различных криминогенных ситуациях;

- привлечение внимания населения к необходимости принятия мер по обеспе
чению личной безопасности, охране жилищ, хранилищ материальных ценно
стей, транспортных средств и иного имущества (укрепление дверей и окон,
установка надежных запирающих устройств, кодовых запоров и домофонов на
дверях подъездов домов, охранной сигнализации, осуществление видеоконт
роля за входами в подъезды, квартиры и подсобные помещения2);

— проверка и принятие мер по надлежащему освещению в населенных пунктах улиц, скверов, подъездов домов и других общественных мест; организация несения патрульно-постовой службы милиции в местах, наиболее удобных для совершения преступлений;

- проведение профилактических бесед в детских образовательных учреждениях
со школьниками и педагогами, а также по месту жительства с родителями о
возможных вариантах поведения при столкновении с преступниками;

1 См.: Криминогенная ситуация в России на рубеже XXIвека. М., 2000. С. 10.

2 Как справедливо отмечается в криминологической литературе, «задачи предуп
реждения разбоев, насильственных грабежей, вымогательства решаются не только пу
тем противодействия криминальному насилию, но и мерами, направленными на про
филактику, предотвращение и пресечение преступлений против собственности (уси
ление физической охраны имущества, внедрение соответствующих технических средств
и т.п.» (Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика:
теория, опыт, проблемы. М., 2001. С. 400).

— выявление отдельных лиц и «групп риска» с повышенной степенью виктимно-сти и осуществление профилактического воздействия на них в целях активизации их защитных свойств и последующей девиктимизации1.

Нетрудно оценить важную роль этих мероприятий в предупреждении других насильственных (в частности половых) преступлений.

В последнее время активизировалась деятельность преступных групп, которые, наряду с осуществлением мошеннических действий по купле-продаже квартир, совершают убийства их владельцев с целью завладения приватизированной жилой площадью потерпевших.

Потерпевшими от этих преступлений чаще всего являются лица, относящиеся к так называемой группе риска: одинокие, пожилые, пенсионеры, алкоголики, наркоманы, страдающие отклонениями в психике, представители социально не защищенных слоев населения, не имеющие устойчивых родственных и дружеских связей2. Эти лица должны находиться под пристальным вниманием участковых уполномоченных милиции, работников муниципальных жилищных органов и общественных комиссий. Проявление повышенного интереса к указанной категории граждан должно вызывать настороженность, безусловную необходимость взаимного информирования, принятия экстренных мер пресечения возможных преступлений.

Серьезное внимание следует уделить уголовно-правовой профилактикенасильственных преступлений, в частности возможности использования в борьбе с ними отдельных уголовно-правовых норм и институтов с непосредственно выраженной профилактической направленностью. Это прежде всего нормы Общей части Уголовного кодекса, регламентирующие институты необходимой обороны, задержания преступника, крайней необходимости, а также нормы, стимулирующие добровольный отказ от преступления, деятельное раскаяние. Их содержание и значение необходимо разъяснять гражданам в ходе осуществления правовой пропаганды.

Важную профилактическую роль играют и упоминавшиеся нормы Особенной части Уголовного кодекса с так называемой двойной превенцией.Это нормы об уголовной ответственности за деяния, создающие условия и непосредственную обстановку для совершения других, более тяжких преступлений. Речь идет именно о двойной превенции,

1 См.: Задорожный В.И. Виктимологическая характеристика и профилактика ко
рыстных и корыстно-насильственных преступлений, осуществляемая участковыми
уполномоченными милиции в условиях сверхкрупного города: Автореф. дис. канд.
юрид. наук. М., 2001. С. 20.

2 См.:ДворкинА.И., Толпекин К.А. Методика расследования убийств, совершенных
с целью завладения жильем потерпевшего // Прокурорская и следственная практика.
1998. №2. С. 136.

двойном профилактическом действии таких норм - - против деяний, для борьбы с которыми они непосредственно предназначены, и против тяжких преступлений, для которых создается благоприятная почва, если указанные деяния останутся без реагирования.

В их числе следует выделить нормы, предусматривающие ответственность за хулиганство, угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, истязание, незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления или иное антиобщественное поведение, притоносодержательство и некоторые другие. Эффективность их профилактического воздействия связана главным образом с обеспечением своевременности ответственности за деяния, создающие условия для совершения других, более опасных преступлений. Например, по мнению опрошенных экспертов (сотрудников правоохранительных органов и научных работников), до 10% убийств можно было бы предотвращать, если бы своевременно применялась норма об ответственности за угрозу убийством и причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ).

Обеспечение ответственности за само криминальное насилие, в свою очередь, чрезвычайно важно для общей и специальной превенции. Интервьюирование осужденных за преступления против личности показало, например, что расчет на безнаказанность был выявлен почти у половины опрошенных.

Очень важной в связи с этим представляется проблема своевременного и полного выявления и раскрытия этих преступлений. Она тесно связана с последовательным осуществлением мероприятий по снижению их латентности. В связи с этим весьма значим эффективный прокурорский надзор за исполнением требований закона о своевременной и полной регистрации заявлений и сообщений о насильственных преступлениях, своевременном и обоснованном их разрешении; введение новой системы оценок деятельности милиции.

Серьезное внимание надо обратить также на возможности информационной системы «лечебное учреждение правоохранительный орган». Ее использование в значительной степени могло бы способствовать снижению уровня латентности фактов преступного причинения вреда здоровью. Медицинские учреждения в соответствии с требованиями нормативных актов обязаны сообщать в милицию о всех травмах криминального характера. Однако эти обязанности на практике выполняются недостаточно полно. Поэтому надо обеспечить тщательный учет лиц, поступающих с такими повреждениями в лечебные учреждения, и фиксацию информации о них в книге заявлений и сообщений о преступлениях дежурными частями органов внутренних дел.

Существенное профилактическое значение имеют оперативно-розыскные мероприятия,направленные на недопущение криминальных насильственных посягательств со стороны замышляющих их лиц1. Основная роль здесь принадлежит оперативным аппаратам органов внутренних дел, особенно подразделениям уголовного розыска. Оперативно-розыскная профилактика прежде всего предполагает сбор в ходе поисковых мероприятий негласной разведывательной информации о лицах с повышенной криминальной активностью (ранее судимых, алкоголиках, наркоманах, бытовых дебоширах, членов групп с антиобщественной направленностью, лицах, связанных с участниками организованных преступных формирований, и др.). Совокупность полученных сведений, дающих основания для вывода о вероятности криминального поведения, указывает на необходимость установления оперативного наблюдения за такими лицами в целях своевременного предупреждения и пресечения подготавливаемых ими преступлений. Используемые при этом методы оперативно-розыскной деятельности разнообразны. Это и профилактическое воздействие через негласных сотрудников на членов криминальных и антиобщественных формирований, а также на лиц, конфликтующих в семейно-бытовой сфере, и разобщение путем проведения оперативных комбинаций враждующих группировок в условиях исправительных учреждений, и оперативное прикрытие объектов, намеченных преступниками для совершения грабежей, разбойных нападений, похищений людей, бандитских налетов, и проч. Оперативно-розыскная профилактика особенно актуальна в отношении лиц, ранее судимых за насильственные преступления. В отношении этих лиц традиционные методы индивидуальной профилактики (меры убеждения, воспитания и т.п.) в значительной мере уже устарели2. В условиях современной криминологической ситуации необходимы более оперативные и жесткие меры.

Весьма значима также оперативная разработка некоторых частных охранных и детективных структур, могущих выполнять роль бандформирования при фирме-спонсоре, либо криминальные заказы различных коммерческих организаций.

Повышение эффективности мер оперативно-розыскной профилактики во многом зависит от совершенствования ее правового регулирования, организационно-штатного и ресурсного обеспечения.

1 См.: Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия.
М., 2000. С.188, 197—204; Исиченко А.П. Оперативно-розыскная криминология. М.,
2001. С. 47—51; Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяи-
нова, B.C. Овчинского, А.Ю. Шумилова.
М., 2001. С. 572—579.

2 См.: Абельцев С.Н. Указ. соч. С. 203.

Весьма своевременным в этом плане представляется создание специальных оперативно-профилактических подразделений криминальной милиции1.

Контрольные вопросы:

1. Общая характеристика уровня, интенсивности, структуры и динамики
насильственной преступности в стране в конце XX и начале XXI вв.

2. Изменения мотивации убийств за последние годы.

3. Особенности личности насильственных преступников.

4. Причины и условия насильственной преступности.

5. Система предупреждения насильственных преступлений.

1 Дело в том, что оперативные аппараты органов внутренних дел нацелены главным образом на раскрытие преступлений, хотя Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и определил предупреждение преступлений как одну из задач их работы. С растущим валом преступности криминальная милиция, и прежде всего ее авангардный отряд — уголовный розыск, уже давно не справляется (см.: Иси-ченкоА.П. Указ. соч. С. 47). Профилактика преступлений не пользуется особой популярностью у сыщиков. Поэтому необходима самостоятельная служба, которая этим бы специально занималась.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.