Сделай Сам Свою Работу на 5

Запоминание последовательностей





 

С необходимостью запомнить много последовательностей мы сталкиваемся в повседневной жизни регулярно, будь то пункты до­ клада, покупки в магазине или оформляемые документы.

Существует несколько способов запоминания последовательно­ стей. Это способ карманов, матричное запоминание, запоминание по цепочке, способ ассоциаций и табличное запоминание.

Центром каждого из этих пунктов, его основой является налажи­ вание связей через образы.

 

 

Способ карманов

Это самый простой из способов запоминания последовательно­ стей. Он пригодится рассеянным людям, которые постоянно забыва­ ют, что и где положили, что им надо купить в магазине, какие вещи надо взять с собой в путешествие. Рассмотрим применение этого способа на конкретном примере: вам надо купить в магазине молоко, масло, хлеб, колбасу и творог.

Сначала разместим продукты по отделам, в которых они продают­ ся: молоко, масло, творог — в молочном, хлеб — в бакалее, колбаса — в мясном. Затем мысленно представим, что мы размещаем все эти про­ дукты по карманам. Палку колбасы положите во внутренний карман пиджака и явственно представьте, что он слишком короткий и узкий, чтобы она туда без труда вошла. В левый наружный карман пиджака положите масло и вообразите, что ему там слишком тепло и оно будет таять, в правый карман поместите пакет с молоком и представьте, что оно может пролиться. Ощущения не из приятных, но оттого они на­ долго запомнятся. В верхний правый карман поместите пакет с зерне- ным творогом и представьте, что он весь превращается в однородную массу и выдавливается наружу, так как карман слишком маленький для такого пакета. Подключите свои эмоции и осязание.




Применив несколько раз способ карманов для запоминания, вы перестанете нуждаться в записках с перечнем того, что нужно взять с собой или купить.

 

 

Матричное запоминание

Представьте, что вам досталась «горящая» путевка в страну, которую вы давно хотели посетить, но не было достаточно средств для этого. Вы оформили отпуск, теперь едете домой и по доро­ ге мысленно составляете список вещей, которые вам необходимо взять с собой. Мысли заняты тем, чтобы ничего не упустить, бы­ стро собраться и не тратить драгоценное время на ненужную суе­ ту. Для этого стоит планировать сборы по определенной системе.



1. Представьте себе комнату в которой будете производить сборы.

2. Представьте, как расположена мебель в ней.

3. Составьте из мебели последовательность, поместите всю ме­ бель на отдельные картинки.

4. Одна картинка — это мебель, которая находится возле окна (журнальный столик, горшки с цветами, тумбочка с телевизором). Мысленно охватите воображаемую картинку взглядом.

5. Другая картинка — мебель, которая находится справа от двери. Охватите ее взглядом (диван, кресло и стол-книга).

6. Третья картинка — это мебель, которая находится слева от две­ ри (ковер на полу, еще одно кресло).

7. Если этих картинок окажется мало, составьте еще несколько в другой комнате.

8. Еще раз охватите мысленным взглядом созданные картинки, чтобы они запечатлелись в вашей памяти. Это и будет вашей ма­ трицей.

9. Начинайте укладывать в матрицу вещи.

На диван мысленно положите шорты, рубашку, парочку ярких сарафанов, свитер, маечку — это будет один блок одежды. Соз­ дайте на диване несколько таких блоков. Лучше будет, если их на­ берется 5—6, по 4—5 предметов одежды в каждом. Причем надо сделать так, чтобы одежда каждого блока была видна друг из-под друга. Второй блок одежды — нижнее белье, купальник, носочки, носовые платки. Третий: солнечные очки, крем для загара, шля­ па от солнца, крем от ожогов и т. д. На диване, таким образом, у вас поместилось около двадцати четырех предметов. Повторите


в памяти каждую картинку блока и переходите к креслу. На него можно положить содержимое косметички: лак для ногтей, шпиль­ ки и заколки, маникюрный набор. Второй блок будет спортивным: ракетка для тенниса, бадминтон, волейбольный мяч и т. д. Не за­ бывайте, что в каждом блоке должно быть не более пяти предме­ тов. Мысленно запоминаете каждый блок, который находится на кресле. Дальше переходите к стулу. Можно положить на него про­ дукты, можно — предметы личной гигиены, все зависит от вашего желания. При переходе от одной матрицы к другой не забывайте



«отложить» созданные картинки в своей памяти и несколько раз повторяйте их. Несмотря на простоту способа, он требует некото­ рой тренировки. У тех, кто пользуется матричным способом рас­ пределения последовательностей, значительно укрепляется па­ мять и уравновешивается характер.

В данном случае матрицей является мебель в вашей квартире, но ею может служить любое место (дача, улица, офис), в котором надо встретиться и поговорить со многими сотрудниками и в течение дня решить различные вопросы. Рассортируйте сотрудников по поме­ щениям офиса: один стоит у ксерокса (необходимо размножить и раздать документ), другой сидит у компьютера (надо по электрон­ ной почте сообщить клиентам, что их заказ готов), третий — на теле­ фоне (надо связаться с очень выгодным клиентом), четвертый — у двери (это курьер, с которым вы отправите почту) и т. д.

Можно иметь в своем распоряжении несколько матриц, которые вы могли бы использовать в зависимости от ситуации. Одну матри­ цу вы будете заполнять блоками, а та, которую использовали ранее, будет освобождаться от заложенной информации, чтобы потом вы могли воспользоваться ею снова.

 

 

Способ ассоциаций

По мнению специалистов, этот способ является самым действен­ ным для запоминания последовательностей. Он позволяет работать с весьма объемным списком последовательностей и обладает ключе­ выми словами к разнообразной информации. С помощью ассоциаций можно запомнить номера телефонов и длинные цифровые ряды.

Для того чтобы применить метод на практике, надо запомнить ас­ социативный ряд, который включает в себя сто одно ключевое слово. Сведем эти слова в таблицу (см. с. 78).


Таблица

С каждым словом ассоциативного ряда вы должны придумать конкретный образ и запомнить номер этого образа, что само по себе несложно. Для этого применяется цифро-буквенный код. В таблице кодов только согласные буквы.

 

Таблица цифро-буквенных кодов

Попробуйте запомнить первые 26 слов ассоциативного ряда. Цифре 1 в таблице цифро-буквенных кодов соответствует буква

«К». Поэтому в первом слове ассоциативного ряда должна быть лишь одна согласная «К». У вас должен сложится образ, в котором централь­


ное место будет занимать автомобиль «оКа». Цифре 2 в ассоциативном ряде соответствует буква «Л» — «юЛа». Представьте себе детский разноцветный волчок в движении. Цифре три соответствует буква

«Т» — «Тир». Согласная «Р» не входит в таблицу цифро-буквенных кодов, поэтому ее не стоит учитывать. Буквы «К» и «Л» — исключе­ ние из общего правила, так как все остальные буквы соответствуют букве, с которой начинается цифра. «Ч» — четыре (Чашка), «П» — пять (Пир), «Ш» — шесть (Шар) и т. д. Примените для запоминания свои ощущения и эмоции. «С» — семь (уСы) (можно представить себе бравого майора с длиннющими усами). «В» — восемь (иВа). «Д» — де­ вять (йоД) (множество стеклянных баночек с медикаментами, среди которых выделяются склянки с йодом, некоторые из них открыты; тут же, в специальной таре, лежат использованные ватные тампоны с йодом. Слышится характерный запах, виден цвет).

Пройдитесь по всему ассоциативному ряду и заучите его. Дву­ значные числа обозначаются словами, содержащими согласные буквы, которые соответствуют каждой цифре, например 27 — ЛеС: цифре 2 соответствует буква «Л», цифре 7 — буква «С».

После тренировки и проработки ряда требуется проверить, на­ сколько вы усвоили цифро-буквенный код.

Напишите двадцать не связанных между собой слов: «гитара»,

«кресло», «нитки», «площадь», «паук», «апельсин», «книга», «стул»,

«фланец», «крыжовник», «кошка», «зубы», «самолет», «игрушка»,

«машина», «кувшин», «скатерть», «катушка», «цемент», «платье»,

«газета», «автомобиль», «лошадь», «кальсоны», «капуста», «ботва»,

«айсберг», «поезд», «армия», «черника». Теперь надо составить кар­ тинку из слов ассоциативного ряда с запоминаемыми словами. Кро­ ме зрительных образов обязательно должны присутствовать ваши эмоции и ощущения.

1. Первое слово «гитара». Связывайте его с первым словом ас­ социативного ряда — в автомобиле «Ока» за рулем сидит гитара. Представьте себе эту картинку, а для полноты ощущений можно по­ садить рядом еще парочку гитар. Подержите созданный образ в те­ чение шести секунд в своей голове, чтобы он закрепился в памяти.

2. Второе слово «кресло» связывайте его со вторым словом ассо­ циативного ряда «юла». Представьте, что у юлы на ручке стоит крес­ ло, ему очень трудно там удержаться, а юла старается его сбросить. Удержите созданный образ в памяти несколько секунд.

3. Третье слово «нитки» — с третьим словом «тир» из ассоциа­ тивного ряда. Мишени в тире были обмотаны стрелками и запутаны нитками так, что их почти не было видно.

4. «Чашка» и «площадь». Посреди главной площади города стоит громадная чашка ярко-оранжевого цвета.


5. «Пир» и «паук». На веселом пиру за столами сидели одни пауки.

6. «Шар» и «апельсин». Апельсин был такой огромный, что был больше воздушного шара.

7. «Усы» и «книга». Усы у папы были такие закрученные и жест­ кие, что он мог бы носить на них книгу.

8. Созданные вами картинки после проработки 6—7 слов надо вос­ произвести в памяти и повторить. Для этого нужно вспомнить ассо­ циативный ряд («Ока», «юла», «тир», «чашка», «пир», «шар» и т. д.), а затем двигаться дальше и создавать новую группу из 6—7 слов, вос­ производить созданные образы и откладывать их в своей памяти.

9. «Ива» и «стул». Предположим, что ваш образ — красивая пла­ кучая ива, на ветках которой закреплены качели из стула. Останав­ ливаем качающийся стул и садимся в него. Раз — и взмываем вверх над ивой, два — опять оказываемся внизу.

10. «Йод» и «фланец». При установке шлицевого фланца я пора­ нил палец и поэтому обработал его йодом.

11. «Окно» и «крыжовник». Этот куст крыжовника удивлял всех: когда созревали ягоды, он прыгал на подоконник и стучал ветками в окно.

12. «Окорок» и «кошка». Огромный свиной окорок кошка прита­ щила в дом со склада мясокомбината. Она урчала от удовольствия, когда время от времени им лакомилась. По дому разлетался запах копченостей.

13. «Кол» и «зубы». Зубы у акулы были такие огромные и твердые, что вместо зубочистки потребовался кол.

14. «Кот» и «самолет». В самолете стюардом работал полосатый кот. Особенно он любил угощать пассажиров жирной сметанкой и сливками.

15. «Куча» и «игрушка». В ванной комнате была навалена гора из детских пластмассовых игрушек.

16. Проработав таким образом еще несколько слов из ассоциатив­ ного ряда, просканируйте эти слова («ива», «йод», «окорок», «кол»,

«кот», «куча» и т. д.). Со всеми остальными шестью словами тоже со­ ставьте образы. Теперь попросите кого-нибудь назвать вам любое слово из двадцати (тех, что вы запомнили), и вы наверняка будете правильно называть его номер.

После тренировок вы сможете называть сто слов в любой после­ довательности или по номерам, но для этого вам надо будет выучить весь ассоциативный ряд.

Некоторые слова в ассоциативном ряду потребуют от вас хоро­ шей фантазии и воображения. Например, слово «чудо» — это цве­ тущие в зимнем лесу подснежники, «дань» — это гора соболиных шкурок у ног татарского хана, а может быть, целая ладья с драго­


ценностями, которую привезли завоевателю. В ассоциативном ряду вы можете заменить некоторые слова на свои, учитывая таблицу цифро-буквенного кода.

Чем раньше вы научитесь воспринимать цифры и слова из ассоци­ ативного ряда в виде образов, то есть научитесь произносить цифры от одного до ста неторопливо и видеть соответствующие образы, не говоря при этом названий, тем быстрее вы овладеете способом ассо­ циаций. Вы говорите цифру «семь» и видите большие усы, говорите цифру «двадцать» и видите полную луну в небе. Но, называя цифры, слова вы не произносите, образы сами возникают в вашей голове.

Тренироваться можно на улице, считывая образы с номеров до­ мов, проезжающих машин, из телефонной книжки или с дверей квартир в вашем подъезде.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.