Запоминание последовательностей
С необходимостью запомнить много последовательностей мы сталкиваемся в повседневной жизни регулярно, будь то пункты до клада, покупки в магазине или оформляемые документы.
Существует несколько способов запоминания последовательно стей. Это способ карманов, матричное запоминание, запоминание по цепочке, способ ассоциаций и табличное запоминание.
Центром каждого из этих пунктов, его основой является налажи вание связей через образы.
Способ карманов
Это самый простой из способов запоминания последовательно стей. Он пригодится рассеянным людям, которые постоянно забыва ют, что и где положили, что им надо купить в магазине, какие вещи надо взять с собой в путешествие. Рассмотрим применение этого способа на конкретном примере: вам надо купить в магазине молоко, масло, хлеб, колбасу и творог.
Сначала разместим продукты по отделам, в которых они продают ся: молоко, масло, творог — в молочном, хлеб — в бакалее, колбаса — в мясном. Затем мысленно представим, что мы размещаем все эти про дукты по карманам. Палку колбасы положите во внутренний карман пиджака и явственно представьте, что он слишком короткий и узкий, чтобы она туда без труда вошла. В левый наружный карман пиджака положите масло и вообразите, что ему там слишком тепло и оно будет таять, в правый карман поместите пакет с молоком и представьте, что оно может пролиться. Ощущения не из приятных, но оттого они на долго запомнятся. В верхний правый карман поместите пакет с зерне- ным творогом и представьте, что он весь превращается в однородную массу и выдавливается наружу, так как карман слишком маленький для такого пакета. Подключите свои эмоции и осязание.
Применив несколько раз способ карманов для запоминания, вы перестанете нуждаться в записках с перечнем того, что нужно взять с собой или купить.
Матричное запоминание
Представьте, что вам досталась «горящая» путевка в страну, которую вы давно хотели посетить, но не было достаточно средств для этого. Вы оформили отпуск, теперь едете домой и по доро ге мысленно составляете список вещей, которые вам необходимо взять с собой. Мысли заняты тем, чтобы ничего не упустить, бы стро собраться и не тратить драгоценное время на ненужную суе ту. Для этого стоит планировать сборы по определенной системе.
1. Представьте себе комнату в которой будете производить сборы.
2. Представьте, как расположена мебель в ней.
3. Составьте из мебели последовательность, поместите всю ме бель на отдельные картинки.
4. Одна картинка — это мебель, которая находится возле окна (журнальный столик, горшки с цветами, тумбочка с телевизором). Мысленно охватите воображаемую картинку взглядом.
5. Другая картинка — мебель, которая находится справа от двери. Охватите ее взглядом (диван, кресло и стол-книга).
6. Третья картинка — это мебель, которая находится слева от две ри (ковер на полу, еще одно кресло).
7. Если этих картинок окажется мало, составьте еще несколько в другой комнате.
8. Еще раз охватите мысленным взглядом созданные картинки, чтобы они запечатлелись в вашей памяти. Это и будет вашей ма трицей.
9. Начинайте укладывать в матрицу вещи.
На диван мысленно положите шорты, рубашку, парочку ярких сарафанов, свитер, маечку — это будет один блок одежды. Соз дайте на диване несколько таких блоков. Лучше будет, если их на берется 5—6, по 4—5 предметов одежды в каждом. Причем надо сделать так, чтобы одежда каждого блока была видна друг из-под друга. Второй блок одежды — нижнее белье, купальник, носочки, носовые платки. Третий: солнечные очки, крем для загара, шля па от солнца, крем от ожогов и т. д. На диване, таким образом, у вас поместилось около двадцати четырех предметов. Повторите
в памяти каждую картинку блока и переходите к креслу. На него можно положить содержимое косметички: лак для ногтей, шпиль ки и заколки, маникюрный набор. Второй блок будет спортивным: ракетка для тенниса, бадминтон, волейбольный мяч и т. д. Не за бывайте, что в каждом блоке должно быть не более пяти предме тов. Мысленно запоминаете каждый блок, который находится на кресле. Дальше переходите к стулу. Можно положить на него про дукты, можно — предметы личной гигиены, все зависит от вашего желания. При переходе от одной матрицы к другой не забывайте
«отложить» созданные картинки в своей памяти и несколько раз повторяйте их. Несмотря на простоту способа, он требует некото рой тренировки. У тех, кто пользуется матричным способом рас пределения последовательностей, значительно укрепляется па мять и уравновешивается характер.
В данном случае матрицей является мебель в вашей квартире, но ею может служить любое место (дача, улица, офис), в котором надо встретиться и поговорить со многими сотрудниками и в течение дня решить различные вопросы. Рассортируйте сотрудников по поме щениям офиса: один стоит у ксерокса (необходимо размножить и раздать документ), другой сидит у компьютера (надо по электрон ной почте сообщить клиентам, что их заказ готов), третий — на теле фоне (надо связаться с очень выгодным клиентом), четвертый — у двери (это курьер, с которым вы отправите почту) и т. д.
Можно иметь в своем распоряжении несколько матриц, которые вы могли бы использовать в зависимости от ситуации. Одну матри цу вы будете заполнять блоками, а та, которую использовали ранее, будет освобождаться от заложенной информации, чтобы потом вы могли воспользоваться ею снова.
Способ ассоциаций
По мнению специалистов, этот способ является самым действен ным для запоминания последовательностей. Он позволяет работать с весьма объемным списком последовательностей и обладает ключе выми словами к разнообразной информации. С помощью ассоциаций можно запомнить номера телефонов и длинные цифровые ряды.
Для того чтобы применить метод на практике, надо запомнить ас социативный ряд, который включает в себя сто одно ключевое слово. Сведем эти слова в таблицу (см. с. 78).
Таблица
С каждым словом ассоциативного ряда вы должны придумать конкретный образ и запомнить номер этого образа, что само по себе несложно. Для этого применяется цифро-буквенный код. В таблице кодов только согласные буквы.
Таблица цифро-буквенных кодов
Попробуйте запомнить первые 26 слов ассоциативного ряда. Цифре 1 в таблице цифро-буквенных кодов соответствует буква
«К». Поэтому в первом слове ассоциативного ряда должна быть лишь одна согласная «К». У вас должен сложится образ, в котором централь
ное место будет занимать автомобиль «оКа». Цифре 2 в ассоциативном ряде соответствует буква «Л» — «юЛа». Представьте себе детский разноцветный волчок в движении. Цифре три соответствует буква
«Т» — «Тир». Согласная «Р» не входит в таблицу цифро-буквенных кодов, поэтому ее не стоит учитывать. Буквы «К» и «Л» — исключе ние из общего правила, так как все остальные буквы соответствуют букве, с которой начинается цифра. «Ч» — четыре (Чашка), «П» — пять (Пир), «Ш» — шесть (Шар) и т. д. Примените для запоминания свои ощущения и эмоции. «С» — семь (уСы) (можно представить себе бравого майора с длиннющими усами). «В» — восемь (иВа). «Д» — де вять (йоД) (множество стеклянных баночек с медикаментами, среди которых выделяются склянки с йодом, некоторые из них открыты; тут же, в специальной таре, лежат использованные ватные тампоны с йодом. Слышится характерный запах, виден цвет).
Пройдитесь по всему ассоциативному ряду и заучите его. Дву значные числа обозначаются словами, содержащими согласные буквы, которые соответствуют каждой цифре, например 27 — ЛеС: цифре 2 соответствует буква «Л», цифре 7 — буква «С».
После тренировки и проработки ряда требуется проверить, на сколько вы усвоили цифро-буквенный код.
Напишите двадцать не связанных между собой слов: «гитара»,
«кресло», «нитки», «площадь», «паук», «апельсин», «книга», «стул»,
«фланец», «крыжовник», «кошка», «зубы», «самолет», «игрушка»,
«машина», «кувшин», «скатерть», «катушка», «цемент», «платье»,
«газета», «автомобиль», «лошадь», «кальсоны», «капуста», «ботва»,
«айсберг», «поезд», «армия», «черника». Теперь надо составить кар тинку из слов ассоциативного ряда с запоминаемыми словами. Кро ме зрительных образов обязательно должны присутствовать ваши эмоции и ощущения.
1. Первое слово «гитара». Связывайте его с первым словом ас социативного ряда — в автомобиле «Ока» за рулем сидит гитара. Представьте себе эту картинку, а для полноты ощущений можно по садить рядом еще парочку гитар. Подержите созданный образ в те чение шести секунд в своей голове, чтобы он закрепился в памяти.
2. Второе слово «кресло» связывайте его со вторым словом ассо циативного ряда «юла». Представьте, что у юлы на ручке стоит крес ло, ему очень трудно там удержаться, а юла старается его сбросить. Удержите созданный образ в памяти несколько секунд.
3. Третье слово «нитки» — с третьим словом «тир» из ассоциа тивного ряда. Мишени в тире были обмотаны стрелками и запутаны нитками так, что их почти не было видно.
4. «Чашка» и «площадь». Посреди главной площади города стоит громадная чашка ярко-оранжевого цвета.
5. «Пир» и «паук». На веселом пиру за столами сидели одни пауки.
6. «Шар» и «апельсин». Апельсин был такой огромный, что был больше воздушного шара.
7. «Усы» и «книга». Усы у папы были такие закрученные и жест кие, что он мог бы носить на них книгу.
8. Созданные вами картинки после проработки 6—7 слов надо вос произвести в памяти и повторить. Для этого нужно вспомнить ассо циативный ряд («Ока», «юла», «тир», «чашка», «пир», «шар» и т. д.), а затем двигаться дальше и создавать новую группу из 6—7 слов, вос производить созданные образы и откладывать их в своей памяти.
9. «Ива» и «стул». Предположим, что ваш образ — красивая пла кучая ива, на ветках которой закреплены качели из стула. Останав ливаем качающийся стул и садимся в него. Раз — и взмываем вверх над ивой, два — опять оказываемся внизу.
10. «Йод» и «фланец». При установке шлицевого фланца я пора нил палец и поэтому обработал его йодом.
11. «Окно» и «крыжовник». Этот куст крыжовника удивлял всех: когда созревали ягоды, он прыгал на подоконник и стучал ветками в окно.
12. «Окорок» и «кошка». Огромный свиной окорок кошка прита щила в дом со склада мясокомбината. Она урчала от удовольствия, когда время от времени им лакомилась. По дому разлетался запах копченостей.
13. «Кол» и «зубы». Зубы у акулы были такие огромные и твердые, что вместо зубочистки потребовался кол.
14. «Кот» и «самолет». В самолете стюардом работал полосатый кот. Особенно он любил угощать пассажиров жирной сметанкой и сливками.
15. «Куча» и «игрушка». В ванной комнате была навалена гора из детских пластмассовых игрушек.
16. Проработав таким образом еще несколько слов из ассоциатив ного ряда, просканируйте эти слова («ива», «йод», «окорок», «кол»,
«кот», «куча» и т. д.). Со всеми остальными шестью словами тоже со ставьте образы. Теперь попросите кого-нибудь назвать вам любое слово из двадцати (тех, что вы запомнили), и вы наверняка будете правильно называть его номер.
После тренировок вы сможете называть сто слов в любой после довательности или по номерам, но для этого вам надо будет выучить весь ассоциативный ряд.
Некоторые слова в ассоциативном ряду потребуют от вас хоро шей фантазии и воображения. Например, слово «чудо» — это цве тущие в зимнем лесу подснежники, «дань» — это гора соболиных шкурок у ног татарского хана, а может быть, целая ладья с драго
ценностями, которую привезли завоевателю. В ассоциативном ряду вы можете заменить некоторые слова на свои, учитывая таблицу цифро-буквенного кода.
Чем раньше вы научитесь воспринимать цифры и слова из ассоци ативного ряда в виде образов, то есть научитесь произносить цифры от одного до ста неторопливо и видеть соответствующие образы, не говоря при этом названий, тем быстрее вы овладеете способом ассо циаций. Вы говорите цифру «семь» и видите большие усы, говорите цифру «двадцать» и видите полную луну в небе. Но, называя цифры, слова вы не произносите, образы сами возникают в вашей голове.
Тренироваться можно на улице, считывая образы с номеров до мов, проезжающих машин, из телефонной книжки или с дверей квартир в вашем подъезде.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|