Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 15. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И РЫНОК





91. Региональное накопление.В условиях форми­рования рыночных отношений процесс регионального накопления представляется исключительно важным, поскольку благодаря ему создается потенциал роста региона. Под ним следует понимать, во-первых, аккумуляцию определенной части денежных средств (прибавочного продукта), которая идет преимущественно на финансирование капитальных работ; и, во-вторых, ввод в строй новых или реконструкцию старых производственных фондов (Феодоритов В. Я., 1994).

1. Аккумуляция денежных средств в регионе может происходить следующими основными путями: а) в результате производственной деятельности и сбыта продукции в пределах региона; б) в результате производства в регионе, но реализации товаров в других местах; в) путем реализации продукции, произведенной в других регионах и странах; г) вследствие ввоза инвестиций; д) в результате накопления отчислений и трансфертов из федерального Центра; е) как результат банковской деятельности; ж) путем взимания местных налогов. При этом не сле­дует упускать из виду то обстоятельство, что часть денежных средств из региона вывозится иногда безвозвратно. 446



Таблица 16 20 первых регионов РФ по собственным доходам бюджета и производству валового регионального продукта - ВРП (в ценах 1996 г.)

Доходы Регионального бюджета 1996, млрд руб. Доля в Региональном суммарном ВРП, %
Москва 38128,04 Ханты-Мансийский АО 14611,78 Московская область 10803,71 Свердловская область 9950,82 Республика Татарстан 9600,68 Санкт-Петербург 9324,01 Республика Башкортостан 7728,05 Ямало-Ненецкий АО 7510,03 Самарская область 7481,84 Челябинская область 6795,45 Кемеровская область 6763,42 Красноярский край 6563,23 Иркутская область 5673,65 Краснодарский край 5376,55 Нижнгородская область 5343,45 Пермская область 5264,80 Тюменская область 4097,45 Новосибирская область 4087,81 Ростовская область 3820,04 Волгоградская область 3738,47 Москва 10,47 Ханты-Мансийский АО 4,22 Свердловская область 3,87 Санкт -Петербург 3,65 Московская область 3,64 Красноярский край 3,00 Самарская область 2,96 Нижегородская область 2,90 Республика Башкортостан 2,86 Челябинская область 2,77 Республика Татарстан 2,65 Иркутская область 2,51 Пермская область 2,45 Кемеровская область 2,44 Краснодарский край 1,99 Ямало-Ненецкий АО 1,88 Новосибирская область 1,76 Ростовская область 1.71 Волгоградская область 1,65 Оренбургская обздасть 1,52

«Эксперт», N47 от 08.12.1997 447



2. Процесс накопления как ввод в строй новых или реконструкция старых производственных мощностей органически связан с аккумуляцией денежных средств, но имеет свою специфику. При создании новых производственных фондов обычно преследуются следующие основные цели: а) удовлетворение местного потребительского спроса; б) создание рабочих мест для местного населения при реализации продукции вне региона и в) включение в хозяйственный оборот местного природно-ресурсного потенциала для ввоза или вывоза капитала. Учитывая колоссальную природную, экономическую, культурно-историческую и этно-конфессиональную специфику российских регионов, нет и не может быть какой-то унифицированной политики в области накопления.

Но, совершенно очевидна польза для всех регионов от притока внешних капиталов, как зарубежных, так и «инорегиональных». Они могут стимулировать развитие местного производства, способствовать внедрению иннова­ций и новой технологии, помогать становлению новой хозяйственной дисциплины и т. п. Параллельно полезно использовать и вывоз капитала в те регионы, где есть возможность заработать дополнительный прибавочный продукт или, скажем, получить на концессионной основе дефицитные ресурсы и сырье. Таблица 16 дает представление о ранжировании ведущих 20 субъектов Федерации по собственным доходам бюджета и производству валового регионального продукта (ВРП). 448



92. Региональные рынки.Как известно, реформы рыночных отношений выражаются в создании ус­ловий для нормального функционирования стоимостных отношений. Для того, чтобы в регионе (впрочем, как и во всей стране) действовал нор­мальный рынок, должны существовать некие обязательные условия, как-то:

первое: свободная конкуренция производите­лей за сбыт своей продукции. При этом она может быть только в условиях демонополизации производ­ства, выработки в стране антимонопольного законо­дательства и неукоснительного его соблюдения;

второе: свободное ценообразование, регулируемое соотношением спр. и предл. на рынке;

третье: последовательное соблюдение прав собственности и отказ от всякого диктата со сто­роны местных администраций, а также свобода предпринимательской деятельности, если последняя не противоречит букве закона;

четвертое: наличие государственных гарантий предпринимателям (в т. ч. зарубежным) на случай «форс-мажорных» (непредвиденных, чрез­вычайных) обстоятельств (криминальных нападе­ний, наводнений, землетрясений и т. д.);

пятое: развитие кредитных учреждений и компаний, банк-ой системы, региональных бирж и т. п.;

шестое: организация всем доступной и достоверной деловой информация о спросе и т. и у.,

седьмое: организация систем социальной за­щиты населения, особенно его беднейших слоев у имеющих фиксированные доходы;

восьмое: честность и добропорядочность агентов рынка, неотвратимость наказания за умыш­ленное нанесение экономического, финансового, морального и других видов ущерба. 449

Региональный рынок логично рассматривать как территориальную организацию сферы обраще­ния, где происходит согласование интересов произ­водителей и потребителей, то есть с позиций вос­производства, в котором переплетаются многочис­ленные, иногда противоречивые взаимодействия и взаимосвязи субъектов региональной экономики, выступающих одновременно в виде производителей и потребителей материальных благ и услуг.При общей оценке емкости регионального рынка по отдельным товарам и группам товаров можно воспользоваться следующей шкалой града­ций его качественного состояния: 1) рынок емкий ненасыщенный; 2) рынок емкий; 3) рынок равно­весный; 4) рынок емкий насыщенный; 5) емкость рынка исчерпана; 6) рынок неемкий насыщенный и 7) рынок неемкий ненасыщенный (О. Дмитриева, 1992). При этом оценка емкости регионального рынка при хорошо поставленном маркетинге -задача элементарная. 450

Другое направление оценки регионального рынка - определение степени его монополизации и характера конкуренции. Влияние этих характери­стик на дифференциацию хозяйственного климата и конъюнктуры по регионам по мере экономиче­ского возрождения России будет возрастать. По це­лому ряду товаров и услуг уровень монополизации и характер конкуренции по регионам различается слабо. Однако по рынку строительных услуг, рынку первичной переработки сельскохозяйственной про­дукции, рынку бытовых услуг, рынку недвижимо­сти и т. д. региональный рынок практически всегда оказывается локализованным.

При его диагностике можно воспользоваться следующей элементарной номинальной шкалой:

1) рынок немонополизирован; 2) рынок монополизирован со стороны спроса; 3) рынок монополизирован со стороны предложения. 451

В литературе имеется и более детализирован­ная шкала (D. Weintraub, J. Margulis, 1986):

1) рынок монополизирован, но есть прямые каналы выхода на рынок, минуя монополиста;

2) рынок монополизирован, нет прямых каналов выхода на рынок, минуя монополиста, однако монополист контролирует лишь один товарный рынок;

3) монополист контролирует несколько товарных рынков одновременно;

4) монополист является частью более общей организации, связанной с общенациональными институтами;

5) монополист не зависит от местных властей или, наоборот, оказывает на них влияние. Анализ складывающихся региональных рын­ков России обнаруживает общие их недостатки. Спешно проведенные приватизация и акциониро­вание предприятий пока не дали ожидаемых ре­зультатов. Степень монополизации достигла мак­симальных масштабов и поддерживается в новой форме при создании концернов и объединений, что не способствует конкуренции производителей. В этих условиях «свободное колебание» происходит практически в сторону их повышения, поскольку отсутствует конкуренция отечественных товаров, а цены на импортные - зачастую искусственно «ни­велируются». С другой стороны, цены не могут опускаться ниже производственных издержек (в противном случае - это будет нонсенс).

В стране все еще отсутствуют четкие, за­фиксированные в законодательном порядке меры экономического регулирования всех аспектов хо­зяйственной деятельности, призванного заменить старое директивное планирование. Слишком мед­ленными темпами идет организация страховых институтов, которые занимались бы страхованием предпринимательского риска, особенно в тех слу­чаях, когда речь идет о привлечении крупных (в т. ч. зарубежных) инвестиций для реализации новых проектов. Во многих регионах (исключая Москву, Петербург и еще несколько субъектов) как следует ^не налажено информационное обеспечение бизне­са: не хватает данных о соотношении спроса и предложения по большинству товаров, не развита маркетинговая информация, да и само состояние ка­налов связи явно неудовлетворительное. В то же время обеспечить информационное «поле» для преоб­ладающих во многих регионах «челночников-мел-кооптовиков» - задача не из легких. 452

При формировании региональных рынков возникает целый ряд специфических вопросов, как-то: открыть или закрыть доступ на него другим регионам и странам? Кого следует привлекать в первую очередь: продавцов или покупателей? Како­го рода мероприятия и документы по поддержке регионального рынка следует разработать местной администрации в первую очередь? В создании ка­ких объектов рыночной инфраструктуры ей следует принять участие и т. д.?

С одной стороны, закрывать доступ на местный рынок продукции, капиталов и рабочей силы из других регионов - означает протекционизм без конкуренции. С другой, - в условиях незрелых рыночных отношений существует опасность того, что какие-то местные предприятия и отрасли без своевременной поддержки не выдержат конкуренции и полностью обанкротятся. В этой связи задача региональных властей состоит в разработке своеобразных рекомендаций своим производителям в достижении большего экономического эффекта в зависимости от соотношения спроса и предложения. Эти функции достаточно деликатны: администрация не должна препятствовать созданию условий равновесия для регионального рынка, но обязана заботиться о тех лицах и фирмах, которые рынком будут вытолкнуты из нормального кругооборота. 453

93. Региональные биржи.Важнейшим элементом развитой рыночной среды является биржевая дея­тельность. В масштабах крупных регионов РФ все больший вес приобретают региональные биржи, где заключаются торговые сделки, определяются объемы и условия поставки массовых товаров и ценных бумаг и т. д. С известной долей условно­сти функции региональных бирж можно сравнить с деятельностью прежних плановых органов. Дей­ствительно, на фоне постоянной неопределенно­сти рынка именно биржа осуществляет регистра­цию среднесрочного соотношения спроса и пред­ложения и таким образом становится для товаро­производителей необходимым инструментом ры­ночного регулирования своей деятельности. 454

В переходный период лишь незначительная доля реализуемой продукции (в 1998 г. - около 15 %) проходит оптовую биржевую торговлю. Од­нако перспективность биржевых механизмов несо­мненна. Рынок в данном случае дает финансово-экономические рекомендации государству, которое участвует на биржевых торгах как важнейший дер­жатель денег и их эмиссионер. Именно благодаря биржевой деятельности становятся более четкими «параметры» бюджета, распределения доходов и их покрытия, инфляции, дефляции, эмиссии денег и т. п., что в конечном счете не дает государству бесконечно нарушать законы свободного рынка. В рамках конкретного региона биржа выполняет по своей сути функцию проверки эффективности работы местных предприятий и хозяйствующих агентов. Биржа ценных бумаг помогает оценить общую эффективность предпринимательской деятельности, способствует привлечению капиталов, их аккумуляции у наиболее преуспевающих фирм и в целом содействует установлению атмосферы партнерства и взаимозависимости, что необходимо для здоровой конкуренции. Поэтому органы местного самоуправления по идее должны быть заинтересованы в биржевой котировке продукции и ценных бумаг с тем, чтобы более эффективно проводить региональную экономическую политику. 455

94. Инвестиционная привлекательность регионов.Применявшаяся в 90-е годы методика определения инвестиционной привлекательности регионов РФ была рассчитана преимущественно для ориентации портфельных инвесторов (покупка в спекулятивных целях акций, прежде всего ценных бумаг), а не на реальных вкладчиков капитала в экономику. В лю­бом случае среди главных составляющих инвести­ционного климата регионов выделяют: 1) инвести­ционный потенциал; 2) инвестиционный риск и 3) инвестиционное законодательство. Под инвестиционным потенциалом региона понимается совокупность характеристик, учиты­вающих основные его экономические параметры, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основны­ми фондами, производственной и социальной ин­фраструктурой и т. д.), потребительский спрос на­селения и др. Считается, что инвестиционный по­тенциал региона формируется по крайней мере из десяти основных частных потенциалов:

1) производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения);

2) кадрового (наличие профессионально обученной рабочей силы и инженерно-техн-го персонала);

3) ресурсно-сырьевого (обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов; 456

4) потребительского (совокупная покупательная способность населения);

5) инфраструктурного (уровень развития произ­водственной и социальной инфраструктуры);

6) институционального (обеспеченность необ-эйэдимыми институтами рыночной экономики);

7) интеллектуального (образовательный уровень населения, степень развития НИОКР и др.);

8) инновационного (мера внедрения достижений научно-технического прогресса и степень модерни­зации производства);

9) климатического (значение январской изотер­мы, вечная мерзлота, циркуляция атмосферы и т. д.); (примечательно, что климатическая состав-ляющая инвестиционной привлекательности редко используется при оценке инвестиционного потен-циала, поскольку для портфельных инвесторов она представляет мало интереса);

10) локационного (экономико-географическое положение относительно Москвы и Петербурга, главных транспортных коммуникаций, стран «но­вого» и «старого» зарубежья и т. д. 456

Оценка инвестиционного риска обычно про­изводится с учетом следующих ограничений: 1) экономического; 2) социального; 3) политичес­кого; 4) экологического; 5) криминального. Под­разумевается, что чем выше в регионе степень экономического спада и социальной напряженно­сти, уровня преступности и деградации природной среды, чем консервативнее лица, возглавляющие местные администрации, тем вероятнее финансо­вые потери. Степень инвестиционного риска обычно слабо поддается эконометризации и ассо­циируется с качественными параметрами. (Соглас­но оценкам, сделанным консалтинговым агентст­вом «Эксперт-география», в число 10 наименее рисковых регионов в 1996-97 гг. входили Москва, Белгородская область, Санкт-Петербург, Республи­ка Татарстан, Нижегородская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Республика Башкортостан, Краснодарский край и Астраханская область). 457

Наконец, инвестиционное законодательство связано со специальными нормативными актами как федерального, так и субъектного уровня, регу­лирующими инвестиционную деятельность. Извест­но, что местные власти отдельных субъектов Феде­рации самостоятельно определяют возможности инвестирования в своих регионах или пользуются отдельными территориально ориентированными за­конодательными актами РФ (например, касающи­мися организации свободных экономических зон). По состоянию на 1998 г. на территории РФ образо­валось две зоны с наиболее благоприятными усло­виями инвестирования. Первая из них представляла собой широкую полосу из 10 регионов, протянув­шуюся от Москвы до Санкт-Петербурга и ориентировавшуюся на страны ЕС. Вторую зону составляли регионы Сибири и Дальнего Востока (Приморский край, Амурская область, Иркутская область и др.), ориентировавшиеся на страны Азиатско-Тихооке-анского региона. 458

На рис. 22 показано распределение 89 регио­нов РФ по инвестиционному потенциалу и риску в 1996-97 гг. с дифференциацией обеих составляю­щих. Хотя конкретная картина территориального распределения регионов на нем отсутствует, из­вестно, что среди 14 регионов с наиболее благо­приятными условиями инвестирования (см. высо­кий потенциал - незначительный риск) нет ни од­ного региона Сибири и Дальнего Востока. В то же время из 14 регионов с наихудшими инвестицион­ными условиями 12 расположены в азиатской мак­розоне. Прослеживается сдвиг благоприятности ин­вестиционных условий из центра и северо-запада на юг и юго-восток европейской части РФ.

Само собой разумеется, что иностранные ин­весторы предпочитают регионы с высоким инве­стиционным потенциалом, незначительным риском и надежным инвестиционным законодательством. Что же касается российских инвестиций, то они направляются, главным образом, в высокодоходные сырьевые регионы, несмотря на имеющийся риск инвестирования.

Как уже отмечалось, наибольшим доверием инвесторов пользуется Москва. Финансовое и поли­тическое первенство, близость федеральной власти я штаб-квартир многих российских предприятий делает столицу однозначным лидером в привлече­нии денег. Не остаются без внимания инвесторов Санкт-Петербург, Тюменская область, Татарстан, i Башкортостан, Московская и Ленинградская облас­ти, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, где имеется хороший инвестиционный климат и прояв­ляется благосклонное отношение местных властей. Осторожность иностранных инвесторов в Хакасии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Мордовии, Калмыкии, Брянской области, Костром­ской, Астраханской, Пензенской, Ульяновской, Кур­ганской, Оренбургской и некоторых других регио­нах объясняется отсутствием ориентированных на экспорт предприятий, неразвитостью инфраструк­туры и местного законодательства, регулирующего вопросы взаимоотношений инвесторов с властью. Иногда плохо согласуются с международной прак­тикой местные обычаи, служит препятствием кри­минальная обстановка и т. п. В целом иностранные инвестиции слишком медленно проникают в обрабатывающую промыш­ленность, сельское хозяйство, транспорт, строи­тельство, предпочитая рынок ценных бумаг и сфе­ры с быстрым оборотом капитала. 459

95. Выбор приоритетов и механизм реализации.При выработке региональной политики инвести­рования требуется не только определить сферы приоритетного вложения капитала, с последующей детализацией, но и наметить экономический меха­низм, предполагающий эффективное использование инвестиций. Ясно, что характер инвестиционной политики по регионам не может быть универсаль­ным. Он зависит от типа региона (старопромыш­ленный, урбанизированный, слабоосвоенный и т. д.), финансовых возможностей, величины основных производственных фондов и т. п. 461

Так, данные зондажного предпрограммного социально-экономического исследования направле­ний инвестиционной политики Санкт-Петербурга позволил определить следующие направления ино­странного инвестирования: жилищное строительст­во (35,0 %), инженерная подготовка и оборудова­ние территорий (17,0 %), социальная инфраструк­тура (14,0 %), наука и подготовка кадров (13,0 %), пассажирский транспорт (12,0 %), охрана природы и рекреация (9,0) (В. К. Потемкин, 1994).

(Рис.22. Распределение регионов России по инвестиционному потенциалу и риску в 1996-97 гг. "Эксперт", N 47 от 8.12 1997 г – в компьютере) 460

В основу построения приоритетов заложены принципы важности этих сфер жизнедеятельности человека для нормальной организации жизни. Ме­жду тем инвестирование жилищного строительства за счет собственных источников затруднено в связи с дефицитом бюджета и плачевным состоянием жилого фонда; остается заметно меньше нормативного уровня обеспеченность таким элементом социальной инфраструктуры как оборудованные торговые площади; физически износился и нуждается в срочном пополнении подвижной состав городского транспорта; требует улучшения санитарно-эпиде-миологическая обстановка в городе и т. д. Аналогичные приоритеты инвестирования характерны для Москвы как субъекта РФ, а также для некоторых других староосвоенных регионов. 462

В целом приоритетность^ привлечения инвестиций в отдельные сферы экономики и конкрет­ные регионы РФ определяется современной социально-экономической ситуацией. Так, острейшей за­дачей остается насыщение внутреннего рынка продуктами питания. В социальном и экономическом плане труднейшей проблемой является конверсия ВПК, лишенного государственных заказов и источ­ников финансирования. Немедленного увеличения инвестиций требуют нефтеперерабатывающая, хи­мическая, нефтехимическая и металлургическая промышленность.

Однако инвестиционные программы последних лет оставляли слишком мало надежд на быст­рую модернизацию отраслей с медленным оборотом капитала. Напротив, в программах, финанси­руемых за счет бюджета, отдельной строкой предусматриваются инвестиции на быстроокупаемые "коммерческие проекты (срок окупаемости не должен превышать двух лет). Участники этого кон­курса представляют в Министерство экономики свои предложения (бизнес-план с сопутствующими материалами) в соответствии с рекомендациями Минэкономики, Минфина и Минстроя России. Финансовые ресурсы под проекты, победившие на конкурсе, выделяет Минфин. Критерий отбора про­ектов - быстрая окупаемость, способность производить новый продукт, обеспеченный платежеспо­собным спросом рынка. (Хотя формально предпочтение отдавалось проектам, являющимся «точками роста» и способными «потянуть» за собой национальную экономику, победителями конкурса поче­му-то неизменно оказывались в основном столичные предприниматели). 463

Отметим существующую опасность несовпа­дения интересов регионов и государства, когда идет речь о закреплении топливно-сырьевой ориентации экспорта России. Будучи выгодной для многих ре­гионов страны, последняя противоречит задачам структурной перестройки национальной эко- номи­ки. В этой связи процесс интеграции российских регионов в мировое хозяйство неизбежно должен учитывать интересы развития приоритетных отрас­лей, для чего необходимо создавать механизм ком­пенсации возможных потерь регионов.

96. Региональное распределение иностранных ин­вестиций.Для российских регионов прямые ино­странные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ в сравнении с другими формами меж­дународного экономического партнерства. Во-пер­вых, инвестиции, в отличие от иностранных займов и кредитов (чем, к сожалению, злоупотребляет пра­вительство РФ), не ложатся дополнительным бре­менем на внешний долг, а напротив, способствуют накоплению средств для его погашения. Во-вторых, они служат источником капитала для вложений в производство товаров и услуг, обеспечивают транс­ферт технологии, ноу-хау, передовых методов уп­равления и маркетинга. В-третьих, иностранные технологии «приобщают» российские регионы к мировой экономике, способствуют наиболее элек­тивной интеграции местного хозяйства в мировое. 464

Оговоримся, что речь идет не просто об иностранном капитале, а о «стратегических» партне­рах с большими капиталами, с их колоссальным опытом в соответствующих отраслях, знанием и управленческим опытом в различных странах мира. В этой связи протекционистская деятельность государства должна способствовать ограждению нарождающегося рынка от «карликовых» зарубежных фирм, одержимых холодным расчетом и практицизмом, но неспособных оживить российскую экономику и повысить ее эффективность. Для более интенсивного притока иностранного капитала предстоит создать принципиально новый деловой климат, базирующийся на понятных для инвесторов принципах, с хорошо предсказуемой политикой на 20-30 и более лет. Особенно иностранный бизнес заинтересован в государственных гарантиях (в том числе, в форме межправительственных и межгосударственных соглашений) нрав собственности. В целом масштабы иностранных инвестиции определяются следующими факторами:

- прибыльностью капиталовложений; налогами, тарифами и их стабильностью; характером банков­ской системы и механизмом валютного регулиро­вания; контрактным правом; уважением законода­тельных норм; регулированием экспортно-импорт­ной деятельности;

- состоянием национального законодательства, определяющего условия предпринимательской дея­тельности иностранных инвесторов. 465

На начальном этапе поступления иностран­ных частных инвестиций наиболее крупной сферой их приложения была торговля в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и регионов Европей- ского Центра РФ. Позже основная часть инвестиций «перетекла» в различные отрасли промышлен- ности, преимущественно топливную и машиностроительную. Важными сферами приложения капита ла стали общественное питание, поставленное на промышленную основу, промышленность, строительная индустрия, целлюлозно-бумажная промышленность, система телекоммуникаций и др. Произошли положительные сдвига и в сфере высоких технологий. Так, одной из наиболее крупных в авиакосмической промышленности США фирмой «Локхид», НПО им. Хруничева и «Энергия» создано перспективное совместное предприятие для организации запуска космических спутников с помощью российских ракет; наблюдается прилив инвестиций в авиацио -нную промышленность известных американских фирм «Пратт энд Уитни» и «Юнайтед Текнолоджиз», французских компаний и др.; образованы многочисленные совместные предприятия с ведущими телекомму никационными предприятиями США, ФРГ, Великобритании и Дании по строительству современных оптоволоконных и радиорелейных телефонных линий, которые свяжут Москву через Санкт-Петербург с Данией, через Хабаровск и Находку - с Японией и Южной Кореей, через Новороссийск - с Турцией и Италией и т. д.; расширяется деятельность иностр. инвесторов и в такой высокотехнологичной отрасли, как производство турбин в Санкт-Петербурге и Калуге и т. п. 466

Крупных инвестиций можно ожидать в нефтегазовые регионы Сибири, Дальнего Востока, Ев­ропейского Севера. В середине 90-х годов заключено соглашение с консорциумом, состоящим из 5 крупных нефтяных фирм (американских «Мак-Дермот и «Маратон-Ойл», японских «Мицуи» и «Мицубиси», англо-голландской «Шелл»), об освоении им двух нефтегазовых месторождений на шельфах Сахалина. Предполагаемые инвестиции -около 10 млрд дол., причем доля России в прибылях составит более половины. Ценность подобного соглашения еще и в том, что она получает около70 % заказов на строительство, что облегчит конверсию ряда оборонных предприятии. Аналогичные проекты с участием иностранного капитала готовы к реализации для Тимано-Печорского нефтегазо-носного региона (Республика Коми), российского сектора Каспия и др. 467

Высокая потенциальная прибыльность ино­странных инвестиций в РФ перекрывается сравни­тельно большим коммерческим и политическим риском, связанным с внутриполитической и эконо­мической нестабильностью, несовершенством юри­дической базы (следует, в частности принять об­новленный закон об иностранных инвестициях, за­коны о концессиях и разделе продукции, о свобод­ных экономических зонах и др. Параллельно, долж­но быть прекращено действие многочисленных до­кументов различных органов власти, ограничиваю­щих деятельность иностранных инвесторов).

Вл-е предприятий с иностранными инве­стициями на макроэкономические показатели раз­вития РФ в конце 90-х годов оставалось весьма скромным. В частности, их уд. вес в общем объеме промышленного произ-ва составлял около 2 %, а в общей численности занятых - менее 0,5 %. (Для сравнения укажем на Венгрию, которая проводит приватизацию по классическим образцам Великобритании и Новой Зеландии, и где аналогичные показатели уже составляют соот­ветственно 15 и 10 % при плане приблизиться к обычной для Западной Европы доле иностранного капитала - 25 %).468

97. Свободные экономические зоны как перспек­тивный инструмент рыночной трансформации Экономики России.Одним из важных элементов перехода России к рыночной экономике является политика открытости внешнему миру, цель кото­рой заключается в максимальном привлечении ино­странного капитала, создании новых каналов по­ступления в страну передовых технологий, техники и организационных методов управления. Ключевым направлением подобной политики могло бы стать создание российских свободных экономических зон (СЭЗ), открытых для приложения прямых ино­странных инвестиций.Под СЭЗ принято понимать часть терри­тории страны, на которой товары рассматрива­ются как объекты, находящиеся как бы за преде­лами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и используется специальная система льгот и сти­мулов, направленная на активизацию внешнеэкономической и инновационной деятельности. К числу таких льгот относятся: фискальные, кредитные и административные льготы, льготы по обеспечению эконом. безопасности, льготы в области обеспечения коммунальных услуг и др. 469

Известно несколько разновидностей СЭЗ, что зависит как от способов организации (функцио­нального и территориального), так и признаков хозяйственной специализации. В соответствии с тер­риториальной трактовкой СЭЗ рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом (обшир­ные административные районы со статусом свободных зон в Китае, зона Манаус в Бразилии и др.). Функциональный способ организации зон ассоциируется с точечными местами, представленными отдельными предприятиями (например, оффшорные фирмы в странах Карибского бассейна). Нередко территориальные и функциональные способы орга­низации как бы нивелируются (производственные зоны в виде промышленных парков - небольших по размерам локальных территорий в Гонконге, Сингапуре, Южной Корее и др.).

Что касается критерия хозяйственной спе­циализации, то в зависимости от него различают пять разновидностей СЭЗ: 1) зоны свободной тор­говли, под которыми подразумеваются свободные таможенные зоны, свободные порты, транзитные зоны и беспошлинные зоны; 2) зоны промышлен­ной обработки, включающие в себя импортные, импортзамещающие, экспортно-импортзамещаю-щие и экспортные зоны; 3) технико-внедренческие зоны, к которым относятся научно-технические зоны, технополисы и технопарки; 4) сервисные зоны с концентрацией банковских, страховых, оффшо рных и рекреационных услуг; 5) комплексные зоны, понимаемые как зоны свободного предприни мательства (Западная Европа, Канада), специальные экономические зоны (Китай), территории особо го режима (Бразилия, Аргентина) и, наконец, особые экономические зоны (Россия ) (рис. 23). 470

В конце XX в. в странах различного типа (включая высокоразвитые страны Запада) существо­вало около 800 СЭЗ различных моделей, из которых заслуживают упоминания зоны внешней торговли США, свободный порт Гамбург в ФРГ, зона свобод­ной торговли Манаус в Бразилии, зона свободного экспорта Шеннон в Ирландии, «точечные» зоны в Гонконге (КНР), Сингапуре, Малайзии и Южной Корее, технико-внедренческие зоны «Кремниевая долина» в США, технополисы Цекуба и «Кремние­вый остров» Кюсю в Японии, зона Кембриджский научный парк в Англии и т.д.

Продолжающиеся в России многолетние дискуссии (в т. ч, на правительственном уровне) о формировании в стране свободных экономических зон пока не привели к кардинальным сдвигам в этом вопросе (что, вероятно, и дало основание в известном Указе президента РФ «ОБ основных по­ложениях региональной политики в Российской Федерации» среди основных намечаемых мер ре­гиональной политики отметить: «создание условий для формирования свободных экономич. зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую ин­фраструктуру»).

 

Рис. 23. Классификация типов свободных экономических зон в мировом хозяйстве 472

К 1998 году в РФ было объявлено о создании 18 СЭЗ. Это свободные порты (Находка, Калининград), технопарк (Зеленоград), экспортно-производственные зоны (Выборг, Сахалин), концессионные участки (Горный Алтай, Чита, Кемерово). Была зарегистрирована и приступила к формированию инфраструктуры СЭЗ «Шерри-зон» (аэропорт Шереметьево) и др. Специалисты полагают, что действительно свободных экономических зон в РФ лишь две: «Янтарь» и «Находка».471Объективным условием для создания свободных таможенных зон в РФ является тот факт, что через ее территорию пролегают важнейшие международные транспортно-коммуникационные линии: Западная Европа - Япония, Скандинавские страны - Южная Азия и др. Такие зоны (представляющие собой наиболее простые формы СЭЗ) целесообразно создавать в морских и речных портах, ме­ждународных аэропортах, на главных транспортных магистралях для обработки, перевалки и хра­нения грузов, перевозимых по территории России.Однако значение свободных таможенных зон не следует переоценивать. Часто они превращаются в своеобразные перевалочные пункты, принося срав­нительно небольшой экономический эффект. 473

Важна их трансформация в свободные промышленно-торговые зоны, деятельность которых ориентировалась бы на конкретные рынки и регионы РФ. Такие зоны (В Калининградской и Ленинградской областях, в Приморском крае и на Сахалине и т. д.) могли бы выполнять функции стыковочных узлов внутреннего и внешнего рынков России. Медлительность в организации и становле- нии зон промышленной обработки связана с общей социально-экономической обстановкой в стране, недопустимым отставанием специального законодательства, определяющего их статус, отсутствием государственных гарантий в случае «форс-мажорных» обстоятельств и т. д. Что же касается свободных технико-внедренческих зон (технополисов, технопарков), то перспектива их широкой организации в Российских регионах весьма неопределенна. Пытаться вкли­ниться на мировой рынок с принципиально новыми высокотехнологичными изделиями чрезвычайно трудно. Дня создания такой продукции нужна не испытывающая финансовых затруднений опытно-конструкторская база, внедренческие предприятия для выпуска пилотных образцов, предприятия по производству малых серий и для серийного производства, современная сеть обслуживания, полная отмена несправедливых санкций в мировой торговле и т. п. 474, 475-контр.вопр.

Глава 16.ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СФЕРА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

98. Нормативная правовая база региональной политики.В нелегкое переходное время рыночных реформ исключительно важная роль отводится политико-правовой сфере деятельности властей, которая призвана обеспечивать условия и предпосылки для сбалансированного развития регионов. Такая сфера формируется путем демонтажа структур, занимавшихся директивным планированием и лимитно-распределительными функциями, и создания законодательной базы для становления рынка, многоукладного хозяйства и цивилизованной конкуренции. Новое законотворчество в области налоговой системы и регулирования денежных и финансово-кредитных отношений должно быть направлено на социальную защиту населения и территориальную справедливость. Оно призвано отражать все аспекты регионального воспроизводственного процесса и включать законодательные акты, касающиеся: 476

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.