|
Глава 12.СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНА
Выше уже отмечалось, что разделение и интеграция труда взаимосвязаны друг с другом. Синтез этих процессов ведет к формированию территориальной организации всей жизни общества, обуславливает иерархически структурированную систему регионов, проявляющуюся как в развитии и размещении производительных сил, так и в организации производственных отношений, то есть всех сфер функционирования территориальных ячеек общества.
В основе формирования территориальных общественных систем (ТОС) находится трудовая деятельность населения, а также интересы личности, коллектива людей. Соответственно, в состав ТОС включаются на только труд, но и услуги, культура, наука, информация, охрана природы и др. Формирование ТОС способствует расширению «контактов» между производственной и социальной сферами, ведет к углублению материальных, технологических, информационных, духовных связей. Развитие и укрепление этих связей способствует формированию межотраслевых производственных образований, единой региональной инфраструктуры, систем расселения. 361
73. Структура хозяйства региона. Под воздействием специализации и кооперирования, концентрации и комбинирования производства усиливается интеграция труда в «горизонтальном» (территориальном) и «вертикальном» (отраслевом) аспектах. Первое ведет к расширению и углублению связей между ТОС, второе - между отраслями хозяйства. Сочетание этих связей и обуславливает формирование региональных межотраслевых комплексов. На уровне хозяйственного комплекса страны межотраслевой комплекс (МОК) представляет собой интегрированные системы отраслей, производств и сопряженных с ними организаций, объединенных общей целью развития. Они построены на основе объективных критериев, количественно учитывающих системообразующие воздействия различного рода связей: функциональных, синергических, развития и управления.
Региональный МОК - это совокупность наиболее тесно взаимосвязанных элементов производства, входящих одновременно в систему межотраслевых связей на уровне страны и в интегральную систему региона. Такой «симбиоз» обеспечивает получение дополнительного эффекта за счет удачного сочетания форм организации территориального разделения труда - специализации, концентрации и комбинирования. Членение региональных МОК на относитель-автономные и устойчивые (по отношению ко всем возможным изменениям внутренних и внешних условий) основывается на тесноте внутриком-плексных связей. Она определяется по доле участия производств в достижении конечных результатов, по степени комплексности использования идентичных или взаимозаменяемых ресурсов, по последовательности стадий технологических процессов, по использованию инфраструктуры и территории. Каждый из названных типов связей оказывает хотя и неравномерное, но многоплановое влияние на формирование и развитие МОК. 362
В хозяйственной системе любого ранга выделяются две группы МОК: конечноцелеъые и обеспечивающие. К первой группе относят такие комплексы: агропромышленный, жилищно-коммуналь-ный и бытового хозяйства, здравоохранения, культуры, обороны, защиты окружающей среды. Во вторую группу входят: топливно-энергетический, металлургический, лесной, химический, машиностроительный, строительно-промышленный, транспортный, связи, научно-исследовательский комплексы, а также комплекс муниципального управления.
В основу анализа МОК, связанных с переработкой сырья, кладется концепция ЭПЦ, о сути которой выше уже шла речь. Здесь лишь приведем слова Н. Н. Колосовского о том, что под ЭПЦ следует понимать всю «совокупность производственных процессов, развертывающихся в экономическом районе на основе сочетания данного вида энергии и сырья от первичных форм - добычи облагораживания сырья до получения всех видов готовой продукции, которые возможно получить на месте, исходя из требований приближения производства к источникам сырья и требований комплексного использования всех компонентов сырьевых и энергетических ресурсов данного типа» (Ко-лосовский Н. Н., 1969). И еще: «В соответствии с конкретными условиями района ... каждый цикл в данном районе может быть полным (законченным) и неполным (усеченным)» (там же). 363
В самом общем виде система ЭПЦ подразделяется на три категории: абстрактные, генерали-зованные и реальные циклы.Первая категория -это логическая модель возможностей развития организации производственных процессов, вторая -обобщенная модель всех конкретных циклов данного типа, третья - организованные (или организуемые) управляемые производственные процессы. ЭПЦ могут полностью сформироваться в пределах той или иной ТОС, но могут и выходить за ее пределы, в том числе и в отдаленные на значительные расстояния регионы. Соответственно и циклы называют полнымиили усеченными.Переходя к анализу взаимоотношений ЭПЦ и МОК, прежде всего заметим, что понятие об ЭПЦ уже понятия о МОК. В то же время возможно совпадение объемов данных понятий: например, это имеет место в агропро -мышленном комплексе и устриально-аграрном цикле, лесопромышленном комплексе и лесоэнер- гопромышленном цикле. Отличия МОК и ЭПЦ заключаются и в том, первые включают в себя все отрасли, участвую-рвцие в достижении цели, то есть в получении конечных результатов, а вторые - всю совокупность ^производственных процессов вплоть до получения ^готовой продукции. 364
На региональном уровне элементами МОК Евыступают конкретные предприятия, а элементами 1ЭТЩ - производственные процессы, которых на одном предприятии может быть несколько. Например, в составе металлургического комбината - элемента МОК - выделяются сталеплавильный, чугунолитейный, прокатный и другие процессы - элементы пирометаллургического цикла черных металлов.Общим для МОК и ЭПЦ является то, что они выполняют важные для понимания сути региональных процессов онтологические и гносеологические функции. МОК формируются вокруг целевой функции и включают все ресурсы и средства приведения их в действие для выпуска конечной продукции. ЭПЦ более детерминированы территориальным сочетанием ресурсов, хотя и они направлены на эффективное достижение цели: обеспечить выпуск готовой продукции средствами (предприятиями) взаимосвязанных отраслей. Очевидно, нужно взять все положительное, накопленное в процессе функц-ия ЭПЦ, и обогатить им теорию, методологию и практику формирования МОК. 365
В целях совершенствования механизма регулирования развития МОК важно выявить их внутреннюю структуру. Современная структура производственных МОКможет быть представлена таким бразом: = топливно-энергетический комплекс с подкомплексами: а) угольноэнергетическим, б) нефтеэнер-гетическим, в) газоэнергетическим, г) сланцеэнерге-тическим, д) торфоэнергетическим, е) гидроэнергетическим;
= металлургический с подкомплексами: а) черной металлургии, б) цветной металлургии, в) ред-кометалльным;
= машиностроительный с подкомплексами: а) тяжелого машиностроения, б) транспортного машиностроения, в) электротехнической промышленности, г) химико- и нефтемашиностроительным, д) станкостроительным, е) приборостроительным, ж) автомобилестроительным, з) тракторостроительным, и) до-рожно- и коммунально-машиностроительным;
= химический с подкомплексами: а) горнохи-мическим, б) химико-фармацевтическим, в) нефте-газохимическим;
= лесохимический с подкомплексами: а) деревообрабатывающим, б) целлюлозно-бумажным, в) лесохимическим;
= строительно-промышленный с подкомплексами: а) цементным, б) железобетонным, в) кирпичным;
= агропромышленный с подкомплексами: а) свеклосахарным, б) молочно-маслодельным, в) мясопе-рерабатывающим, г) масложировым, д) зерноперера-батывающим (хлебным), е) плодоовощеконсервным, Е _ж) картофелеперерабатывающим, з) волокнистотекс-тильным, и) кожевенно-обувным, к) рыбопромышленным и др. 366
МОК непроизводственной сферынаправлены на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. Среди них выделяются следующие:
1) комплекс по удовлетворению материально-бытовых запросов населения с подкомплексами: а) жилищно-коммунального хозяйства, б) бытового обслуживания, в) торговли, г) общественного питания, д) связи, е) социального обеспечения и др; 2) комплекс материальной и духовной культуры с подкомплексами: а) образования, б) науки, в) искусства и т.д. 3) комплекс физическо го совершенствования с подкомплексами: а) физкультуры и спорта, б) здра->лоохранения, в) курортно-рекреационным и др.
Основные особенности комплексов непроизводственной сферы заключаются в конкретности целевой направленности, а именно в удовлетворении потребностей населения и всестороннем развитии личности, а также во взаимодополняемости входящих в их состав элементов и компонентов.367
Каждый из них не может быть заменен другим - действие их проявляется только совместно.
Система МОК образует экономическую и социальную основу развития и территориальной организации общества. Для повышения эффективности их функционирования важно вовлекать все их внутренние ресурсы и резервы, необходима также более строгая фиксация и активизация их элементов и компонентов в пространстве и времени.
74. Этапность формирования межотраслевых комплексов.Процесс выделения и прогнозирования развития МОК ведется в определенной последовательности и включает несколько этапов.
Первый этапотводится предварительной ранжировке на основе метода ЭПЦ отраслей по группам, отражающим технологическую последовательность в создании конечного продукта - начиная от добычи сырья, изготовления полуфабрикатов, средств производства и предметов потребления.
На втором этапеопределяется отраслевой состав МОК. Дня этого учитываются, во-первых, технологическая последовательность отраслей в процессе создания конечного продукта (функциональные связи), во-вторых, взаимозаменяемость используемых материальных ресурсов в процессе производства, с одной стороны, и взаимозаменяемость произведенной конечной продукции, с другой, в-третьих,воспроизводственные связи и связи материальных потоков. Отраслевой состав определяется путем расчета коэффициентов тесноты связей, отражающих интенсивность материальных потоков по текущему производственному потреблению и распределению продукции. 368
Необходимая для этого • информация может быть получена из межотраслевого баланса производства и распределения продукции в регионе. Расчет коэффициентов ведется относительно основного ядра комплексов - отраслей специализации. Отрасль включается в состав комплекса, если теснота ее связи более, чем на 50 % превышает тесноту связей с другими комплексами.
Третий этап- это выделение в составе комплексов комплексирующих и обслуживающих отраслей; первые призваны обеспечивать функционирование отраслей специализации, вторые направлены на удовлетворение вспомогательных нужд производства и потребностей населения. Установление функций отраслей в составе МОК, их взаимной соподчиненности позволяет перейти к определению путей совершенствования структуры производства в регионе.
На четвертом этаперассчитываются основные показатели развития МОК на перспективу. В начале анализируются тенденции развития, затем строятся динамические ряды основных показателей: количество предприятий, численность работающих, объемы производства, рентабельность, прибыль. В типических группах предприятий выявляются факторы, способствующие получению наиболее высоких результатов, анализируются возможности других производств в достижении аналогичных результатов. Формирование целевых функций МОК ведется в соответствии с региональными предпосылками и потребностями в производимых видах продукции в условиях рыночной экономики. Количественное определение целевых функций кладется в основу разработки целевых комплексных программ формирования региональных МОК. 369
75. Размещение предприятий в регионе.Выбор оптимального варианта размещения предприятия основывается на системном анализе факторов, оказывающих влияние на обеспечение условий производства. Причем все расчеты должны осуществляться с учетом сопряженных затрат. Для расчетов нужна всесторонняя информация по всем альтернативным предложениям о размещении производства. При размещении предприятий обрабатывающей промышленности возможны два подхода. Один подход предполагает учет максимального количества факторов. При другом подходе учитывается относительно небольшое число факторов, оказывающих наибольшее воздействие на выбор места размещения предприятия. Различия между ними - в трудоемкости расчетов. Поэтому обычно экспертным путем отбирают основные факторы. К их числу чаще всего относятся: удельные затраты на освоение территории, на энерго- и водоснабжение, строительно-монтажные работы, на доставку топлива, сырья, на сбыт готовой продукции. Вторая группа показателей - это объемы грузооборота, численность занятых, затраты на обеспечение социального развития. 370
Затраты, связанные с освоением территории, определяются путем умножения суммы удельных затрат на освоение 1 га территории на общую площадь застройки. Отдельно рассчитываются затраты, связанные с необходимостью намыва территории, засыпки оврагов и т. п. Затраты на обеспечение условий водоснабжения определяются по данным затрат, необходимых для создания источников водоснабжения. В каждом населенном пункте они различны. В качестве отдельных объектов рассматриваются каналы, водоводы, водохранилища, а также объекты водоотведения, очистки стоков. Определение затрат по обеспечению условий электроснабжения производится по данным о стоимости работ на его организацию (например, на строительство ЛЭП, подстанций и т. п.). Организация теплоснабжения сопряжена с затратами на приобретение топлива, расход электроэнергии.Обеспечение грузооборота, возможно, потребует модернизации существующих и создания новых транспортных объектов - подъездных путей, погрузочных площадок и т. п. Строительство магистральных путей, портов, посадочных площадок и т. п. рассматривается как строительство новых объектов. 371
Затраты на развитие строительной базы для сооружения объекта определяются по объему строительно-монтажных работ, необходимых для возведения объекта. Определение затрат на обеспечение производства рабочей силы производится по совокупном расчете затрат на создание условий труда, быта и отдыха населения, связанного с производством. Это - затраты на жилье, объекты социально-культурного и культурно-бытового назначения, благоустройства, городского транспорта и т. д. Выбор места размещения предприятия (при условии предварительных экологических ограничений) осуществляется по совокупности важнейших критериев: общей и сравнительной эффективности инвестиций, рентабельности производства, стоимости продукции у потребителя. При многочисленных вариантах размещения нового объекта расчет ведется на основе автоматизированной системы, способной обрабатывать большое количество исходной информации.
76. Рационализация транспортно-экономических связей.Известно, что чем выше уровень развития транспорта, тем больше предпосылок для размещения новых объектов, тем доступнее естественные богатства, все виды промышленной и с/х продукции. Одновременно транспорт сам зависит от уровня развития производства, характера размещения производительных сил. Следовательно, исследование транспорта не может вестись в отрыве от исследования производства. 372
Решение задач развития транспорта во взаимосвязи с производством наталкивается на необ-ходимость изучения распределения и обращения средств производства и предметов потребления, "взаимодействия различных видов транспорта и распределения между ними грузовых и пассажирских перевозок. При единстве основных теоретических и методических предпосылок обязательным условием формирования рациональной системы транспортно-экономических связей региона является учет специфики природных и социально-экономических условий. Так, при новом освоении территории не всегда правомерно ориентироваться на быструю окупаемость затрат. Такие объекты транспортной инфраструктуры носят пионерный характер. Они имеют значение для многих будущих предпринимателей; затраты на их сооружение имеют комплексный, совокупный характер, они, безусловно, окупятся, но не в ближайшие годы. Поэтому роль государства в строительстве «пионерных» дорог всезначительна. 373
Одним из важнейших методов рационализации транспортно-экономических связей является метод районирования потребления и перевозок продукции, то есть определения рациональной зоны сбыта, состоящей из базы (производство продукта) и тяготеющей к ней территории. В сочетании с материальными балансами этот метод служит основой формирования взаимосвязанной системы межрайонных и внутрирайонных экономических связей и, следовательно, для правильного распределения капитальных вложений. Экономически целесообразный грузораздел между двумя пунктами производства определяется следующим равенством:
Pi + S . Ii= Р2 + S . 12,
где Р1 и P2 - себестоимость продукции в пунктах производства; S - себестоимость перевозок; li и I2- расстояние между пунктами производства и пунктами потребления.
Транспортно-экономические связи весьма динамичны: будучи рациональными при данном уровне развития и характере размещения производства, они могут оказаться нерациональными при изменении конъюктуры рынка, сдвигах в размещении производительных сил. Так, по мере освоения ресурсов нефти в районах нового освоения на 180° менялась направленность потоков нефти по трубопроводам и железной дороге. Следовательно, схема транспортно-экономических связей не может быть установлена раз и навсегда. Только при систематической рационализации перевозок (транспортиров-ки) можно добиться снижения транспортных издержек. 374
При решении вопросов рационализации транспортно-экономических связей региона, выявлении необходимости нового транспортного строительства учитывают природно-ресурсный и промышленный потенциал региона, плотность населения, удельный вес транзитных перевозок.
Показатели, характеризующие транспортную освоенность территории, выше уже назывались (глава 3). Здесь дополнительно приведем формулу для установления уровня густоты сети путей сообщения:
Где Кr — индекс густоты путей сообщения, Lподр -густота сети путей сообщения подрайона (например, субъекта РФ), Lэк.р-н - густота сети путей региона более высокого таксономического ранга (например, крупного экономического района).
Сравнения по индексу густоты путей сообщения достаточно полно отражают картину обеспеченности территории транспортными путями. Однако вывода о потребностях региона в дополнительных транспортных путях на их основе не сделать, так как в них не учитываются особенности развития и размещения центров производства и потребления продукции, величина населенных пунктов, пропускная способность путей сообщения. 375
Поэтому дополнительно необходим показатель плотности грузовой массы (Кгт ):
К-гт — (Qomnp + Qnpu6/ ' S ,
где Qomnp - объемы отправления грузов; QnpU6 - объемы прибытия грузов; S - площадь региона. Аналогичным образом можно рассчитать и ч потребность в транспортных путях для пассажирских перевозок.
77. Создание логистически-терминальных комплексов и ситуационных центров.Мировой опыт свидетельствует о том, что терминальные грузовые комплексы, имеющие надежные системы связи и информационно-аналитическое обеспечение, играют огромную роль в развитии регионов. Они влияют на уровень цен в оптовой и розничной торговле, на общую деловую активность, но самое главное - способствуют разгрузке транспортных средств, взаимодействию различных видов транспорта. Современный уровень развития логистически-терминальных комплексов в России,относительно высокоразвитых стран мира, крайне низок. Как правило, каждый вид транспорта имеет свои складские помещения со слабым техническим оснащением, устаревшими технологиями. Как результат, под погрузкой и выгрузкой транспортные средства находятся в течение длительного времени. Как следствие, возрастает цена товаров, усугубляется общая экономическая и социальная ситуация в •регионе. 376
Логистически-терминальные комплексы обычно создаются в местах развязки двух-трех видов транспорта, на въезде-выезде из городов, в непосредственной близости от транспортных магистралей. Они должны располагать современными погрузочно-разгрузочными средствами, иметь возможность управлять ими по радиосвязи, принимать информацию с бортовой компьютерной техники. В их задачу входит изучение спроса и предложения, переработка грузопотоков, передача их с одного вида транспорта на другой, а также выполнение маркетинговой, информационной, кредитно-финансовой и страховой деятельности. Создание логистически-терминальных комплексов позволит: - повысить привлекательность грузооборота в .регионе, увеличить входяще-исходящий и транзитный грузопоток; - пополнить доходную часть бюджета региона за счет средств, полученных от операций с грузами; — разумно организовать движение основных товаропотоков грузового автотранспорта по городским магистралям; — рационализировать грузовые перевозки, повысить их рентабельность, снизить материально-финансовые затраты; - улучшить экологическую ситуацию в регионе, особенно в крупных городах. 377
Создание в регионах ситуационных центровпредполагает:
- отслеживание (мониторинг) грузопотоков во времени и пространстве (объемы и направление грузопотоков, степень загрузки терминалов, состояние грузов и т. п.); - прогнозирование объемов транзитных перевозок, необходимых транспортных средств и оборудования, потребности в терминалах; - оценку воздействия транспорта на состояние окружающей среды (ОВОС); - оперативный анализ транспортных заявок, составление оптимальных оперативных графиков движения, перевалки и хранения грузов; поиск оптимальных путей разрешения кризисных ситуаций на транспорте; -руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Учитывая начальный этап формирования логистически-терминальных комплексов и ситуационных центров в регионах России, очевидно, нужна разработка и реализация соответствующих целевых комплексных программ. В качестве первоочередных выступают следующие программы:
- информационного обеспечения перевозок и транспортной логистики (разработка и реализация проектов создания эффективной системы мониторинга, анализа и регулирования регионального рынка транспортных логистических услуг, информационных систем обеспечения перевозок на отдельных видах транспорта; 378
- технологической связи, контроля, предупреждения, безопасности, включая береговые и наземные службы навигации и полетов (разработка и реализация проектов по обеспечению работы транспортных узлов - морских и речных портов, аэропортов, железнодорожных узлов и станций, трубопроводов и компрессорных станций, автодорог и станций технического обслуживания автомобильного транспорта);
- сети связи общего пользования (создание новых и модернизация существующих средств связи для обеспечения функционирования транспортно-технологических комплексов).
Усиление интеграционных тенденций должно сопровождаться совершенствованием правового и финансового регулирования транзитных перевозок.Прежде всего необходимо максимально приблизить федеральные законы к международным правилам и стандартам, привести нормативную базу в состояние, отвечающее складывающейся практи-- ке осуществления международного транспортного ~ н информационного сообщения (при безусловном обеспечении приоритетности интересов отечественных грузоперевозчиков). На правовую основу должен быть положен механизм финансирования проектов создания и эксплуатации транспортно-технологических комплексов, осуществляющих экспортно-импортные и транзитные перевозки. В этой части нужны законы, определяющие взаимоотношения центра и регионов в инвестировании проектов и распределении прибыли. 379
78. Формирование региональных систем расселения.Расселение - это локализация населения в системе населенных мест, составная часть территориальной структуры (организации) производства, один из вопросов, входящих в систему региональных прогнозно-аналитических исследований. Решение проблем, связанных с формированием систем расселения, является важной социальной задачей, действенным средством улучшения образа и подъема уровня жизни населения.
Важнейшая закономерность расселения - его взаимосвязь с производством. Под воздействием рассмотренных выше форм организации общественного разделения труда (см. гл. 4), происходит территориальная концентрация производства, формируются производственные зоны, промышленные центры и узлы, ТПК. Масштабы развития и размещения каждой из этих форм территориальной организации производства определяют специфику форм расселения. Расселение - инертная система. Она может отставать от развития производительных сил и социальных потребностей населения. В этом случае она вступает в противоречие с социально-экономическими интересами общества, с важнейшими, на данном этапе, объективными условиями и требованиями производства. Расселение всегда объективно стремится к соответствию местным условиям - как природным, так и социально-экономическим. Среди последних главную роль играют, во-первых, особенности развития и размещения производительных и, во-вторых, ранее сложившаяся материально-техническая база расселения. Исключение составляют районы нового освоения, где это «наследие прошлого» практически отсутствует и общество может не учитывать его влияние. 380
В районах нового освоения производство первичный компонент, а расселение - вторичный. Управлять расселением в них нужно через производство и для целей производства. А в староосво-енных районах и производство, и расселение уже сложились, приобрели характер жестких систем. Их территориальный динамизм ограничен. В исключительных случаях общество вынуждено идти ломку сложившихся систем. Например, это имеет место в районах добывающей промышленности в случae истощения запасов природных ресурсов. Режe переформирование системы расселения происходит под воздействием геополитических факторов.Под системой расселения понимают ^территориальную совокупность городских и сельских поселений, между которыми складываются взаимосвязи, выражающиеся в разнообразных перемещениях населения - периодических и эпизодических поездках культурно-быто-вого и иного назначения, маятниковых миграциях и передвижениях, связанных с переменой постоянного места жительства.Система расселения имеет свой центр, к которому направлены связи. 381
Выделяют три этапа формирования систем расселения. На 1 из них складываются групповые формы расселениявокруг средних и больших городов. Уже на этом этапе города берут на себя функции обслуживания не только своего населения, но и населения тяготеющих к ним поселений данной группы, способствуя тем самым повышению уровня жизни населения. На 2 этапе группы населенных мест, вступая во взаимодействие друг с другом, перерастают в групповую систему расселения,в которой места проживания и приложения труда могут быть разорваны, но находятся в пределах массовой транспортной доступности. Нередко доля межпоселенческих передвижений на транспорте превышает сумму внутригородских транспортных передвижений населения.
3 этапу свойственно формирование межобластных систем расселения.Они складываются вокруг крупнейших городов, имеющих мощный хозяйственный, а также научный и культурно-бытовой потенциалы развития. В зависимости от административного ранга города осуществляются административно-управленческие связи. 382
Таким образом, в зависимости от территориальных масштабов и полноты обслуживания населения можно выделить и целенаправленно развивать локальные, региональные и межрегиональные системы расселения. Локальные системы расселения - нижняя ступень в общей иерархии систем расселения. Они охватывают территорию одного-двух-трех административных районов. В них осуществляются в основном культурно-бытовые и гражданско-правовые поездки. Связи производственного характера направлены как в центр системы, так и в обратном направлении - из центра в периферию. В качестве организующих центров таких систем выступают малые и средние города.
Региональные системы расселенияохватывают территорию вокруг больших и крупных городов, являющихся административными центрами республик РФ, краев, областей. Массовый характер в них приобретают производственные и информационные связи. Культурно-бытовые поездки тоже значительны, хотя удельный вес их здесь ниже, чем в локальных системах расселения. С центром системы обеспечиваются пассажирские связи различными видами транспорта, включая воздушный. На железных дорогах организовано местное движение поездов. 383
Межрегиональные системы расселения складываются на территории двух и более регионов -субъектов РФ. Культурно-бытовые и социально-культурные поездки эпизодичны, но значимы. Связь центра системы с центрами других систем расселения осуществляется по железным дорогам магистрального и местного значения, по автодорогам и воздушным линиям.
Каждую (любую) систему расселения можно рассматривать с двух позиций: как территориальную часть единой системы расселения и как подсистему ТОС соответствующего уровня. Внутреннее единство систем расселения формируется в процессе усложнения и укрепления разнообразных связей - производственных, организационных, экистических, демографических, социальных, культурных и т.д. Как правило, внутренние связи систем более устойчивы и продолжительны по сравнению с внешними. Стр.384 – контр.вопросы 384
Глава 13.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Стратегия регионального развития - это способ, средство достижения намеченных целей, форма управления хозяйственной деятельностью и территориальной организацией (жизни) общества. Правильный выбор стратегии позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала экономического развития и тем самым обеспечивать эффективное развитие регионов в рыночных условиях. В ходе разработки стратегии выявляются место, роль и функции регионов в новых условиях хозяйствования, определяются стратегические приоритеты развития региона в трансформируемой экономике, обосновываются экономические, финансовые и организационные механизмы реализации стратегии в новой институциональной среде. Безусловно, стратегия развития Отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития страны и составлять с ней единое целое.
79. Концепция-идея развития региона.Концепция - первичный, начальный документ в системе выработки стратегии и постановки задач развития региона. В обобщенном виде в ней определяются масштабы, темпы, пропорции и основные направления социально-экономического развития региона, отдельных его структурно-функциональных подсистем, проблемных территорий, а также дается общее обоснование системы мер, направленных на повышение эффективности управления производством, методов устранения территориальных и отраслевых диспропорций и несоответствий, обосновываются рост уровня и совершенствование образа жизни населения региона. На основе концепции разрабатываются отраслевые и территориальные программы - целевые комплексные документы, в которых позиции концепции получают подробное и конкретное обоснование, а также согласование проблемных вопросов. 386
Одним из важных методологических принципов разработки концепции является зависимость ее от иерархического ранга региона. Высшим звеном в этой иерархии выступает социально-экономическая система страны, за ним следуют крупные экономические районы, которым в настоящее время в значительной мере соответствуют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия -«Северо-Запад», «Центр», «Черноземье», «Большая Волга», «Урал», «Сибирское соглашение» и т. д. Следующее звено - субъекты РФ: республики РФ, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального подчинения. Низшими иерархическими звеньями в региональной иерархии являются муниципальные образования. Чем выше ранг объекта, тем устойчивее и предсказуемые тенденции его развития, меньше зависимость от внешних, случайных факторов, больше опора на собственные ресурсы развития. 387
Устойчивость тенденций развития региона зависит не только от его таксономического ранга, но и от масштабов потенциала развития, то есть совокупности социально-демографического, природно-ресурсного, материально-технического, технологического, информационного, экологического потенциалов, Чем крупнее совокупный потенциал, тем объективно выше инерционность развития, достоверность показателей развития региона в перспективе. Чем крупнее потенциал, тем меньше воздействие случайных явлений. Например, в малом городе достаточно ввести в строй одно более или менее крупное предприятие, чтобы коренным образом повлиять на структуру хозяйства и темпы развития, хотя на уровне области (края, республики) этот факт скажется в малой мере.
При разработке концепции развития региона необходимо учитывать большую роль внешних условий и факторов развития. К наиболее значимым можно отнести совокупность централизованных ресурсов (включая финансовые), возможности привлечения иностранных инвестиций, госуарственную стратегию социально-экономического развития, особенности геополитического положения региона и др. Без учета внешних условий нельзя добиться стабильного развития региона. 388
80. Структура концепции.В соответствии с назначением концепция состоит из четырех содержательных блоков. В первом блоке, целевом, исследуется «стартовый» уровень социально-экономического развития региона, выявляются тенденции и основные проблемы региона. В процессе ранжирования вычленяются две-три главных проблемы, определяющих характер и направления развития региона. По сути, речь идет о тех проблемах, для решения которых целесообразна первоочередная концентрация дефицитных ресурсов. Логическим завершением целевого блока является формирование субординированной системы целей ближней перспективы. Это необходимо для того, чтобы noследующие этапы разработки концепции имели активный, целенаправленный характер. От того, насколько верно установлены проблемные ситуации на базовый и прогнозный периоды, в большой мере зависит правильность выбора системы целей. В этом как раз и заложена основа учета природной, социально-экономической и геополитической специфики региона, оценки peально пригодных для использования ресурсов. Качество разработки концепции повысится, если будут установлены промежуточные проблемные ситуации. Установление их облегчит процедуру элиминирования (устранения) конечной проблемной ситуации, постановку «узловой народохозяйственной проблемы» (термин В. М. Четыркина) развития региона в расчетном периоде. 389
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|