Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 12.СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНА





Выше уже отмечалось, что разделение и ин­теграция труда взаимосвязаны друг с другом. Син­тез этих процессов ведет к формированию терри­ториальной организации всей жизни общества, об­уславливает иерархически структурированную сис­тему регионов, проявляющуюся как в развитии и размещении производительных сил, так и в органи­зации производственных отношений, то есть всех сфер функционирования территориальных ячеек общества.

В основе формирования территориальных общественных систем (ТОС) находится трудовая деятельность населения, а также интересы личности, коллектива людей. Соответственно, в состав ТОС включаются на только труд, но и услуги, культура, наука, информация, охрана природы и др. Форми­рование ТОС способствует расширению «контак­тов» между производственной и социальной сфе­рами, ведет к углублению материальных, техноло­гических, информационных, духовных связей. Раз­витие и укрепление этих связей способствует фор­мированию межотраслевых производственных об­разований, единой региональной инфраструктуры, систем расселения. 361

73. Структура хозяйства региона. Под воздействи­ем специализации и кооперирования, концентрации и комбинирования производства усиливается инте­грация труда в «горизонтальном» (территориаль­ном) и «вертикальном» (отраслевом) аспектах. Первое ведет к расширению и углублению связей между ТОС, второе - между отраслями хозяйства. Сочетание этих связей и обуславливает формиро­вание региональных межотраслевых комплексов. На уровне хозяйственного комплекса страны межотраслевой комплекс (МОК) представляет со­бой интегрированные системы отраслей, производств и сопряженных с ними организаций, объединенных общей целью развития. Они построены на основе объективных критериев, количественно учитываю­щих системообразующие воздействия различного рода связей: функциональных, синергических, раз­вития и управления.



Региональный МОК - это совокупность наиболее тесно взаимосвязанных элементов производства, входящих одновременно в систе­му межотраслевых связей на уровне страны и в интегральную систему региона. Такой «симбиоз» обеспечивает получение дополнительного эффекта за счет удачного сочетания форм организации тер­риториального разделения труда - специализации, концентрации и комбинирования. Членение региональных МОК на относитель-автономные и устойчивые (по отношению ко всем возможным изменениям внутренних и внеш­них условий) основывается на тесноте внутриком-плексных связей. Она определяется по доле участия производств в достижении конечных результатов, по степени комплексности использования идентичных или взаимозаменяемых ресурсов, по последователь­ности стадий технологических процессов, по ис­пользованию инфраструктуры и территории. Каж­дый из названных типов связей оказывает хотя и неравномерное, но многоплановое влияние на фор­мирование и развитие МОК. 362



В хозяйственной системе любого ранга выде­ляются две группы МОК: конечноцелеъые и обес­печивающие. К первой группе относят такие ком­плексы: агропромышленный, жилищно-коммуналь-ный и бытового хозяйства, здравоохранения, культу­ры, обороны, защиты окружающей среды. Во вто­рую группу входят: топливно-энергетический, ме­таллургический, лесной, химический, машинострои­тельный, строительно-промышленный, транспорт­ный, связи, научно-исследовательский комплексы, а также комплекс муниципального управления.

В основу анализа МОК, связанных с перера­боткой сырья, кладется концепция ЭПЦ, о сути которой выше уже шла речь. Здесь лишь приведем слова Н. Н. Колосовского о том, что под ЭПЦ сле­дует понимать всю «совокупность производственных процессов, развертывающихся в экономиче­ском районе на основе сочетания данного вида энергии и сырья от первичных форм - добычи облагораживания сырья до получения всех видов готовой продукции, которые возможно получить на месте, исходя из требований приближения производства к источникам сырья и требований ком­плексного использования всех компонентов сырьевых и энергетических ресурсов данного типа» (Ко-лосовский Н. Н., 1969). И еще: «В соответствии с конкретными условиями района ... каждый цикл в данном районе может быть полным (законченным) и неполным (усеченным)» (там же). 363



В самом общем виде система ЭПЦ подразде­ляется на три категории: абстрактные, генерали-зованные и реальные циклы.Первая категория -это логическая модель возможностей развития организации производственных процессов, вторая -обобщенная модель всех конкретных циклов дан­ного типа, третья - организованные (или органи­зуемые) управляемые производственные процессы. ЭПЦ могут полностью сформироваться в пределах той или иной ТОС, но могут и выходить за ее пре­делы, в том числе и в отдаленные на значительные расстояния регионы. Соответственно и циклы на­зывают полнымиили усеченными.Переходя к анализу взаимоотношений ЭПЦ и МОК, прежде всего заметим, что понятие об ЭПЦ уже понятия о МОК. В то же время возможно совпадение объемов данных понятий: например, это имеет место в агропро -мышленном комплексе и устриально-аграрном цикле, лесопромышленном комплексе и лесоэнер- гопромышленном цикле. Отличия МОК и ЭПЦ заключаются и в том, первые включают в себя все отрасли, участвую-рвцие в достижении цели, то есть в получении конечных результатов, а вторые - всю совокупность ^производственных процессов вплоть до получения ^готовой продукции. 364

На региональном уровне элементами МОК Евыступают конкретные предприятия, а элементами 1ЭТЩ - производственные процессы, которых на одном предприятии может быть несколько. Например, в составе металлургического комбината - элемента МОК - выделяются сталеплавильный, чугунолитейный, прокатный и другие процессы - эле­менты пирометаллургического цикла черных металлов.Общим для МОК и ЭПЦ является то, что они выполняют важные для понимания сути региональ­ных процессов онтологические и гносеологические функции. МОК формируются вокруг целевой функции и включают все ресурсы и средства приведения их в действие для выпуска конечной продукции. ЭПЦ более детерминированы территориальным сочетанием ресурсов, хотя и они направлены на эффективное достижение цели: обеспечить выпуск готовой продукции средствами (предприятиями) взаимосвязанных отраслей. Очевидно, нужно взять все положительное, накопленное в процессе функц-ия ЭПЦ, и обогатить им теорию, методологию и практику формирования МОК. 365

В целях совершенствования механизма регулирования развития МОК важно выявить их внутреннюю структуру. Современная структура производственных МОКможет быть представлена таким бразом: = топливно-энергетический комплекс с подком­плексами: а) угольноэнергетическим, б) нефтеэнер-гетическим, в) газоэнергетическим, г) сланцеэнерге-тическим, д) торфоэнергетическим, е) гидроэнергети­ческим;

= металлургический с подкомплексами: а) чер­ной металлургии, б) цветной металлургии, в) ред-кометалльным;

= машиностроительный с подкомплексами: а) тя­желого машиностроения, б) транспортного машино­строения, в) электротехнической промышленности, г) химико- и нефтемашиностроительным, д) станко­строительным, е) приборостроительным, ж) автомо­билестроительным, з) тракторостроительным, и) до-рожно- и коммунально-машиностроительным;

= химический с подкомплексами: а) горнохи-мическим, б) химико-фармацевтическим, в) нефте-газохимическим;

= лесохимический с подкомплексами: а) дерево­обрабатывающим, б) целлюлозно-бумажным, в) лесо­химическим;

= строительно-промышленный с подкомплек­сами: а) цементным, б) железобетонным, в) кир­пичным;

= агропромышленный с подкомплексами: а) свек­лосахарным, б) молочно-маслодельным, в) мясопе-рерабатывающим, г) масложировым, д) зерноперера-батывающим (хлебным), е) плодоовощеконсервным, Е _ж) картофелеперерабатывающим, з) волокнистотекс-тильным, и) кожевенно-обувным, к) рыбопромышлен­ным и др. 366

МОК непроизводственной сферынаправле­ны на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. Среди них выделяются следующие:

1) комплекс по удовлетворению материально-бытовых запросов населения с подкомплексами: а) жилищно-коммунального хозяйства, б) бытового обслуживания, в) торговли, г) общественного пита­ния, д) связи, е) социального обеспечения и др; 2) комплекс материальной и духовной культуры с подкомплексами: а) образования, б) науки, в) ис­кусства и т.д. 3) комплекс физическо го совершенствования с подкомплексами: а) физкультуры и спорта, б) здра->лоохранения, в) курортно-рекреационным и др.

Основные особенности комплексов непроизводственной сферы заключаются в конкретности целевой направленности, а именно в удовлетворении потребностей населения и всестороннем развитии личности, а также во взаимодополняемости входящих в их состав элементов и компонентов.367

Каждый из них не может быть заменен другим - дейст­вие их проявляется только совместно.

Система МОК образует экономическую и со­циальную основу развития и территориальной ор­ганизации общества. Для повышения эффективно­сти их функционирования важно вовлекать все их внутренние ресурсы и резервы, необходима также более строгая фиксация и активизация их элемен­тов и компонентов в пространстве и времени.

74. Этапность формирования межотраслевых ком­плексов.Процесс выделения и прогнозирования развития МОК ведется в определенной последова­тельности и включает несколько этапов.

Первый этапотводится предварительной ран­жировке на основе метода ЭПЦ отраслей по груп­пам, отражающим технологическую последователь­ность в создании конечного продукта - начиная от добычи сырья, изготовления полуфабрикатов, средств производства и предметов потребления.

На втором этапеопределяется отраслевой состав МОК. Дня этого учитываются, во-первых, технологическая последовательность отраслей в процессе создания конечного продукта (функцио­нальные связи), во-вторых, взаимозаменяемость ис­пользуемых материальных ресурсов в процессе производства, с одной стороны, и взаимозаменяе­мость произведенной конечной продукции, с другой, в-третьих,воспроизводственные связи и связи мате­риальных потоков. Отраслевой состав определяется путем расчета коэффициентов тесноты связей, от­ражающих интенсивность материальных потоков по текущему производственному потреблению и распределению продукции. 368

Необходимая для этого • информация может быть получена из межотраслево­го баланса производства и распределения продукции в регионе. Расчет коэффициентов ведется относи­тельно основного ядра комплексов - отраслей спе­циализации. Отрасль включается в состав комплек­са, если теснота ее связи более, чем на 50 % пре­вышает тесноту связей с другими комплексами.

Третий этап- это выделение в составе комплексов комплексирующих и обслуживающих отраслей; первые призваны обеспечивать функционирование отраслей специализации, вторые направлены на удовлетворение вспомогательных нужд производства и потребностей населения. Установление функций отраслей в составе МОК, их вза­имной соподчиненности позволяет перейти к определению путей совершенствования структуры про­изводства в регионе.

На четвертом этаперассчитываются основ­ные показатели развития МОК на перспективу. В начале анализируются тенденции развития, затем строятся динамические ряды основных показателей: количество предприятий, численность работающих, объемы производства, рентабельность, прибыль. В типических группах предприятий выявляются фак­торы, способствующие получению наиболее высо­ких результатов, анализируются возможности других производств в достижении аналогичных результатов. Формирование целевых функций МОК ведется в соответствии с региональными предпосылками и по­требностями в производимых видах продукции в ус­ловиях рыночной экономики. Количественное опре­деление целевых функций кладется в основу разра­ботки целевых комплексных программ формирова­ния региональных МОК. 369

75. Размещение предприятий в регионе.Выбор оптимального варианта размещения предприятия основывается на системном анализе факторов, ока­зывающих влияние на обеспечение условий произ­водства. Причем все расчеты должны осуществ­ляться с учетом сопряженных затрат. Для расчетов нужна всесторонняя информация по всем альтерна­тивным предложениям о размещении производства. При размещении предприятий обрабатываю­щей промышленности возможны два подхода. Один подход предполагает учет максимального количест­ва факторов. При другом подходе учитывается от­носительно небольшое число факторов, оказываю­щих наибольшее воздействие на выбор места раз­мещения предприятия. Различия между ними - в трудоемкости расчетов. Поэтому обычно эксперт­ным путем отбирают основные факторы. К их числу чаще всего относятся: удельные затраты на освоение территории, на энерго- и водоснабжение, строи­тельно-монтажные работы, на доставку топлива, сырья, на сбыт готовой продукции. Вторая группа показателей - это объемы грузооборота, числен­ность занятых, затраты на обеспечение социально­го развития. 370

Затраты, связанные с освоением территории, определяются путем умножения суммы удельных затрат на освоение 1 га территории на общую площадь застройки. Отдельно рассчитываются затраты, связанные с необходимостью намыва территории, засыпки оврагов и т. п. Затраты на обеспечение условий водоснабжения определяются по данным затрат, необходимых для создания источников водоснабжения. В каждом населенном пункте они различны. В качестве отдельных объектов рассматриваются каналы, водоводы, водохранилища, а также объекты водоотведения, очистки стоков. Определение затрат по обеспечению условий электроснабжения производится по данным о стои­мости работ на его организацию (например, на строительство ЛЭП, подстанций и т. п.). Организация теплоснабжения сопряжена с за­тратами на приобретение топлива, расход электро­энергии.Обеспечение грузооборота, возможно, потре­бует модернизации существующих и создания но­вых транспортных объектов - подъездных путей, погрузочных площадок и т. п. Строительство ма­гистральных путей, портов, посадочных площадок и т. п. рассматривается как строительство новых объектов. 371

Затраты на развитие строительной базы для сооружения объекта определяются по объему строительно-монтажных работ, необходимых для возведения объекта. Определение затрат на обеспечение производства рабочей силы производится по совокупном расчете затрат на создание условий труда, быта и отдыха населения, связанного с производством. Это - затраты на жилье, объекты социально-культурного и культурно-бытового назначения, благоустройства, городского транспорта и т. д. Выбор места размещения предприятия (при условии предварительных экологических ограничений) осуществляется по совокупности важнейших критериев: общей и сравнительной эффективности инвестиций, рентабельности производства, стоимости продукции у потребителя. При многочисленных вариантах размещения нового объекта расчет ведется на основе автоматизированной системы, спо­собной обрабатывать большое количество исходной информации.

76. Рационализация транспортно-экономических связей.Известно, что чем выше уровень развития транспорта, тем больше предпосылок для размеще­ния новых объектов, тем доступнее естественные богатства, все виды промышленной и с/х продукции. Одновременно транспорт сам зависит от уровня развития производства, характера размещения производительных сил. Следовательно, исследование транспорта не может вес­тись в отрыве от исследования производства. 372

Решение задач развития транспорта во взаимосвязи с производством наталкивается на необ-ходимость изучения распределения и обращения средств производства и предметов потребления, "взаимодействия различных видов транспорта и распределения между ними грузовых и пассажирских перевозок. При единстве основных теоретических и ме­тодических предпосылок обязательным условием формирования рациональной системы транспортно-экономических связей региона является учет специфики природных и социально-экономических условий. Так, при новом освоении территории не всегда правомерно ориентироваться на быструю окупаемость затрат. Такие объекты транспортной инфраструктуры носят пионерный характер. Они имеют значение для многих будущих предпринима­телей; затраты на их сооружение имеют комплексный, совокупный характер, они, безусловно, окупятся, но не в ближайшие годы. Поэтому роль государства в строительстве «пионерных» дорог всезначительна. 373

Одним из важнейших методов рационализа­ции транспортно-экономических связей является метод районирования потребления и перевозок продукции, то есть определения рациональной зо­ны сбыта, состоящей из базы (производство про­дукта) и тяготеющей к ней территории. В сочета­нии с материальными балансами этот метод служит основой формирования взаимосвязанной системы межрайонных и внутрирайонных экономических связей и, следовательно, для правильного распреде­ления капитальных вложений. Экономически целесообразный грузораздел между двумя пунктами производства определяется следующим равенством:

Pi + S . Ii= Р2 + S . 12,

где Р1 и P2 - себестоимость продукции в пунктах производства; S - себестоимость перевозок; li и I2- расстояние между пунктами производства и пунктами потребления.

Транспортно-экономические связи весьма ди­намичны: будучи рациональными при данном уров­не развития и характере размещения производства, они могут оказаться нерациональными при измене­нии конъюктуры рынка, сдвигах в размещении производительных сил. Так, по мере освоения ре­сурсов нефти в районах нового освоения на 180° менялась направленность потоков нефти по трубо­проводам и железной дороге. Следовательно, схема транспортно-экономических связей не может быть установлена раз и навсегда. Только при системати­ческой рационализации перевозок (транспортиров-ки) можно добиться снижения транспортных из­держек. 374

При решении вопросов рационализации транспортно-экономических связей региона, выяв­лении необходимости нового транспортного строи­тельства учитывают природно-ресурсный и про­мышленный потенциал региона, плотность населе­ния, удельный вес транзитных перевозок.

Показатели, характеризующие транспортную освоенность территории, выше уже назывались (гла­ва 3). Здесь дополнительно приведем формулу для установления уровня густоты сети путей сообщения:

Где Кr — индекс густоты путей сообщения, Lподр -густота сети путей сообщения подрайона (напри­мер, субъекта РФ), Lэк.р-н - густота сети путей ре­гиона более высокого таксономического ранга (на­пример, крупного экономического района).

Сравнения по индексу густоты путей сообще­ния достаточно полно отражают картину обеспеченности территории транспортными путями. Однако вывода о потребностях региона в дополни­тельных транспортных путях на их основе не сде­лать, так как в них не учитываются особенности развития и размещения центров производства и потребления продукции, величина населенных пунк­тов, пропускная способность путей сообщения. 375

Поэтому дополнительно необходим показатель плот­ности грузовой массы (Кгт ):

К-гт — (Qomnp + Qnpu6/ ' S ,

где Qomnp - объемы отправления грузов; QnpU6 - объ­емы прибытия грузов; S - площадь региона. Аналогичным образом можно рассчитать и ч потребность в транспортных путях для пассажир­ских перевозок.

77. Создание логистически-терминальных ком­плексов и ситуационных центров.Мировой опыт свидетельствует о том, что терминальные грузовые комплексы, имеющие надежные системы связи и информационно-аналитическое обеспечение, играют огромную роль в развитии регионов. Они влияют на уровень цен в оптовой и розничной торговле, на общую деловую активность, но самое главное - способствуют разгрузке транспортных средств, взаимодействию различных видов транспорта. Современный уровень развития логистически-терминальных комплексов в России,отно­сительно высокоразвитых стран мира, крайне низок. Как правило, каждый вид транспорта имеет свои складские помещения со слабым техническим оснащением, устаревшими технологиями. Как ре­зультат, под погрузкой и выгрузкой транспортные средства находятся в течение длительного времени. Как следствие, возрастает цена товаров, усугубляет­ся общая экономическая и социальная ситуация в •регионе. 376

Логистически-терминальные комплексы обыч­но создаются в местах развязки двух-трех видов транспорта, на въезде-выезде из городов, в непо­средственной близости от транспортных магистра­лей. Они должны располагать современными погрузочно-разгрузочными средствами, иметь возмож­ность управлять ими по радиосвязи, принимать ин­формацию с бортовой компьютерной техники. В их задачу входит изучение спроса и предложения, переработка грузопотоков, передача их с одного ви­да транспорта на другой, а также выполнение марке­тинговой, информационной, кредитно-финансовой и страховой деятельности. Создание логистически-терминальных ком­плексов позволит: - повысить привлекательность грузооборота в .регионе, увеличить входяще-исходящий и транзит­ный грузопоток; - пополнить доходную часть бюджета региона за счет средств, полученных от операций с грузами; — разумно организовать движение основных товаропотоков грузового автотранспорта по город­ским магистралям; — рационализировать грузовые перевозки, повы­сить их рентабельность, снизить материально-фи­нансовые затраты; - улучшить экологическую ситуацию в регионе, особенно в крупных городах. 377

Создание в регионах ситуационных центровпредполагает:

- отслеживание (мониторинг) грузопотоков во времени и пространстве (объемы и направление грузопотоков, степень загрузки терминалов, состоя­ние грузов и т. п.); - прогнозирование объемов транзитных перево­зок, необходимых транспортных средств и обору­дования, потребности в терминалах; - оценку воздействия транспорта на состояние окружающей среды (ОВОС); - оперативный анализ транспортных заявок, составление оптимальных оперативных графиков движения, перевалки и хранения грузов; поиск оптимальных путей разрешения кризисных ситуаций на транспорте; -руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Учитывая начальный этап формирования ло­гистически-терминальных комплексов и ситуаци­онных центров в регионах России, очевидно, нужна разработка и реализация соответствующих целевых комплексных программ. В качестве первоочеред­ных выступают следующие программы:

- информационного обеспечения перевозок и транспортной логистики (разработка и реализация проектов создания эффективной системы мониторинга, анализа и регулирования регионального рынка транспортных логистических услуг, инфор­мационных систем обеспечения перевозок на отдельных видах транспорта; 378

- технологической связи, контроля, предупреждения, безопасности, включая береговые и наземные службы навигации и полетов (разработка и реализация проектов по обеспечению работы транспортных узлов - морских и речных портов, аэропортов, железнодорожных узлов и станций, трубопроводов и компрессорных станций, автодорог и станций технического обслуживания автомобильного транспорта);

- сети связи общего пользования (создание но­вых и модернизация существующих средств связи для обеспечения функционирования транспортно-технологических комплексов).

Усиление интеграционных тенденций должно сопровождаться совершенствованием правового и финансового регулирования транзитных пере­возок.Прежде всего необходимо максимально при­близить федеральные законы к международным правилам и стандартам, привести нормативную базу в состояние, отвечающее складывающейся практи-- ке осуществления международного транспортного ~ н информационного сообщения (при безусловном обеспечении приоритетности интересов отечест­венных грузоперевозчиков). На правовую основу должен быть положен механизм финансирования проектов создания и эксплуатации транспортно-технологических комплексов, осуществляющих экс­портно-импортные и транзитные перевозки. В этой части нужны законы, определяющие взаимоотно­шения центра и регионов в инвестировании проек­тов и распределении прибыли. 379

78. Формирование региональных систем расселе­ния.Расселение - это локализация населения в системе населенных мест, составная часть террито­риальной структуры (организации) производства, один из вопросов, входящих в систему региональ­ных прогнозно-аналитических исследований. Ре­шение проблем, связанных с формированием сис­тем расселения, является важной социальной зада­чей, действенным средством улучшения образа и подъема уровня жизни населения.

Важнейшая закономерность расселения - его взаимосвязь с производством. Под воздействием рассмотренных выше форм организации общественного разделения труда (см. гл. 4), происходит территориальная концентрация производства, формируются производственные зоны, промышленные центры и узлы, ТПК. Масштабы развития и размещения каждой из этих форм территориальной организации производства определяют специфику форм расселения. Расселение - инертная система. Она может отставать от развития производительных сил и со­циальных потребностей населения. В этом случае она вступает в противоречие с социально-экономическими интересами общества, с важнейшими, на данном этапе, объективными условиями и требованиями производства. Расселение всегда объективно стремится к соответствию местным условиям - как природным, так и социально-экономическим. Среди последних главную роль играют, во-первых, особенности развития и размещения производительных и, во-вторых, ранее сложившаяся материально-техническая база расселения. Исключение составляют районы нового освоения, где это «наследие прошлого» практически отсутствует и общество может не учитывать его влияние. 380

В районах нового освоения производство первичный компонент, а расселение - вторичный. Управлять расселением в них нужно через производство и для целей производства. А в староосво-енных районах и производство, и расселение уже сложились, приобрели характер жестких систем. Их территориальный динамизм ограничен. В исключительных случаях общество вынуждено идти ломку сложившихся систем. Например, это имеет место в районах добывающей промышленности в случae истощения запасов природных ресурсов. Режe переформирование системы расселения происходит под воздействием геополитических факторов.Под системой расселения понимают ^территориальную совокупность городских и сельских поселений, между которыми склады­ваются взаимосвязи, выражающиеся в разнооб­разных перемещениях населения - периодичес­ких и эпизодических поездках культурно-быто-вого и иного назначения, маятниковых миграци­ях и передвижениях, связанных с переменой по­стоянного места жительства.Система расселе­ния имеет свой центр, к которому направлены связи. 381

Выделяют три этапа формирования систем расселения. На 1 из них складываются групповые формы расселениявокруг средних и больших городов. Уже на этом этапе города берут на себя функции обслуживания не только своего населения, но и населения тяготеющих к ним поселений данной группы, способствуя тем самым повышению уровня жизни населения. На 2 этапе группы населенных мест, вступая во взаимодействие друг с другом, перерастают в групповую систему расселения,в которой места проживания и приложения труда могут быть разорваны, но находятся в пределах массовой транспортной доступности. Нередко доля межпоселенческих передвижений на транспорте превышает сумму внутригородских транспортных передвижений населения.

3 этапу свойственно формирование межобластных систем расселения.Они скла­дываются вокруг крупнейших городов, имеющих мощный хозяйственный, а также научный и куль­турно-бытовой потенциалы развития. В зависимо­сти от административного ранга города осуществ­ляются административно-управленческие связи. 382

Таким образом, в зависимости от территориальных масштабов и полноты обслуживания насе­ления можно выделить и целенаправленно развивать локальные, региональные и межрегиональные системы расселения. Локальные системы расселения - нижняя ступень в общей иерархии систем расселения. Они охватывают территорию одного-двух-трех админи­стративных районов. В них осуществляются в ос­новном культурно-бытовые и гражданско-правовые поездки. Связи производственного характера направ­лены как в центр системы, так и в обратном на­правлении - из центра в периферию. В качестве ор­ганизующих центров таких систем выступают малые и средние города.

Региональные системы расселенияохваты­вают территорию вокруг больших и крупных горо­дов, являющихся административными центрами республик РФ, краев, областей. Массовый характер в них приобретают производственные и информа­ционные связи. Культурно-бытовые поездки тоже значительны, хотя удельный вес их здесь ниже, чем в локальных системах расселения. С центром сис­темы обеспечиваются пассажирские связи различ­ными видами транспорта, включая воздушный. На железных дорогах организовано местное движение поездов. 383

Межрегиональные системы расселения скла­дываются на территории двух и более регионов -субъектов РФ. Культурно-бытовые и социально-культурные поездки эпизодичны, но значимы. Связь центра системы с центрами других систем расселе­ния осуществляется по железным дорогам магист­рального и местного значения, по автодорогам и воздушным линиям.

Каждую (любую) систему расселения можно рассматривать с двух позиций: как территориальную часть единой системы расселения и как подсистему ТОС соответствующего уровня. Внутреннее единство систем расселения формируется в процессе услож­нения и укрепления разнообразных связей - произ­водственных, организационных, экистических, демо­графических, социальных, культурных и т.д. Как правило, внутренние связи систем более устойчивы и продолжительны по сравнению с внешними. Стр.384 – контр.вопросы 384

Глава 13.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Стратегия регионального развития - это спо­соб, средство достижения намеченных целей, форма управления хозяйственной деятельностью и террито­риальной организацией (жизни) общества. Правиль­ный выбор стратегии позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала эко­номического развития и тем самым обеспечивать эффективное развитие регионов в рыночных усло­виях. В ходе разработки стратегии выявляются ме­сто, роль и функции регионов в новых условиях хозяйствования, определяются стратегические при­оритеты развития региона в трансформируемой экономике, обосновываются экономические, фи­нансовые и организационные механизмы реализа­ции стратегии в новой институциональной среде. Безусловно, стратегия развития Отдельного региона должна органически вписываться в стратегию раз­вития страны и составлять с ней единое целое.

79. Концепция-идея развития региона.Концеп­ция - первичный, начальный документ в системе выработки стратегии и постановки задач развития региона. В обобщенном виде в ней определяются масштабы, темпы, пропорции и основные направ­ления социально-экономического развития региона, отдельных его структурно-функциональных под­систем, проблемных территорий, а также дается общее обоснование системы мер, направленных на повышение эффективности управления производст­вом, методов устранения территориальных и отрас­левых диспропорций и несоответствий, обосновы­ваются рост уровня и совершенствование образа жизни населения региона. На основе концепции разрабатываются отраслевые и территориальные программы - целевые комплексные документы, в которых позиции концепции получают подробное и конкретное обоснование, а также согласование проблемных вопросов. 386

Одним из важных методологических принци­пов разработки концепции является зависимость ее от иерархического ранга региона. Высшим звеном в этой иерархии выступает социально-экономичес­кая система страны, за ним следуют крупные эко­номические районы, которым в настоящее время в значительной мере соответствуют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия -«Северо-Запад», «Центр», «Черноземье», «Большая Волга», «Урал», «Сибирское соглашение» и т. д. Следующее звено - субъекты РФ: республики РФ, края, области, автономная область, автономные ок­руга, города федерального подчинения. Низшими иерархическими звеньями в региональной иерархии являются муниципальные образования. Чем выше ранг объекта, тем устойчивее и предсказуемые тенденции его развития, меньше зависимость от внешних, случайных факторов, больше опора на собственные ресурсы развития. 387

Устойчивость тенденций развития региона за­висит не только от его таксономического ранга, но и от масштабов потенциала развития, то есть сово­купности социально-демографического, природно-ресурсного, материально-технического, технологи­ческого, информационного, экологического потен­циалов, Чем крупнее совокупный потенциал, тем объективно выше инерционность развития, досто­верность показателей развития региона в перспек­тиве. Чем крупнее потенциал, тем меньше воздей­ствие случайных явлений. Например, в малом го­роде достаточно ввести в строй одно более или ме­нее крупное предприятие, чтобы коренным образом повлиять на структуру хозяйства и темпы развития, хотя на уровне области (края, республики) этот факт скажется в малой мере.

При разработке концепции развития региона необходимо учитывать большую роль внешних условий и факторов развития. К наиболее значимым можно отнести совокупность централизованных ре­сурсов (включая финансовые), возможности при­влечения иностранных инвестиций, госуарствен­ную стратегию социально-экономического развития, особенности геополитического положения региона и др. Без учета внешних условий нельзя добиться стабильного развития региона. 388

80. Структура концепции.В соответствии с назна­чением концепция состоит из четырех содержательных блоков. В первом блоке, целевом, иссле­дуется «стартовый» уровень социально-экономического развития региона, выявляются тенденции и основные проблемы региона. В процессе ранжирования вычленяются две-три главных проблемы, определяющих характер и направления развития региона. По сути, речь идет о тех проблемах, для решения которых целесообразна первоочередная концентрация дефицитных ресурсов. Логическим завершением целевого блока является формирование субординированной системы целей ближней перспективы. Это необходимо для того, чтобы noследующие этапы разработки концепции имели ак­тивный, целенаправленный характер. От того, насколько верно установлены проблемные ситуации на базовый и прогнозный периоды, в большой мере зависит правильность выбора системы целей. В этом как раз и заложена основа учета природной, социально-экономической и геополитической специфики региона, оценки peально пригодных для использования ресурсов. Качество разработки концепции повысится, если будут установлены промежуточные проблемные ситуации. Установление их облегчит процедуру элиминирования (устранения) конечной проблемной ситуации, постановку «узловой народохозяйственной проблемы» (термин В. М. Четыркина) развития ре­гиона в расчетном периоде. 389

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.