Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 5. ТЕОРИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ





Идейный арсенал региональной политики стран Запада (см. Часть П) достаточно богат и многие его наработки нашли практическое приме­нение при реформировании экономики конкретных государств. Некоторые идеи оказались востребо­ванными также на первых этапах экономических реформ в России.

26. Западные идеи регионального развития. Крат­ко рассмотрим наиболее известные из них.

Посткейнсианская теория предполагает государственное регулирование межрегиональных различий. В ее основе - стимулирование инвести­ций и притока частного капитала в слабо развитые регионы. Из рыночных инструментов региональной политики используются субсидии, кредитные и на­логовые рычаги. Неоклассический региональный подход базируется на постулате: свободный нерегулируемый рынок естественным образом приводит к устранению неравенства между регионами и, следовательно, не нужно ограничивать стихийное действие рыночных сил. Теория несбалансированного развития прямо противоположна предыдущим. Согласно этой теории, рынок без гос. Регулиро вания объективно увеличивает региональные различия в силу цикличности и самоорганизации рыночного механизма, закрепляющего высокую развитость од­них регионов и слабости других. 138



Общественные теории регионализма во ; главу угла ставят столкновение политических по s форме и экономических по сути общенациональ-\ дох и региональных интересов. В рамках этих тео­рий особо рассматриваются распределение ресур-ilcob и политической власти между регионами и " центром, социальные различия и конфликты. 1 Теория жизненного цикла товара также J имеет региональный аспект, поскольку совмещает «стадии развития товара от его рождения до упадка ' и размещение товаров различной зрелости по ре-- гионам. Согласно этой теории, региональная поли-'тика призвана содействовать появлению новых продуктов и освобождать экономическую структуру от устаревших товаров.

Развитая рыночная модель региональной по­литики прошла три методологические парадигмы:

1) неотложная помощь кризисным регионам (с конца 1920-х по 1940-е годы);

2) межрегиональное перераспределение эконо­мического роста с ориентацией на сбалансирован-Уное региональное развитие, создание полюсов роста (1950-1970-е годы);



3) реструктуризация регионов (с середины 11970-х до конца 1980-х годов), опирающаяся на неоклассические и технологические теории и ори­ентированная на максимальное использова ние внутреннего потенциала каждого региона, поддержку малого и среднего бизнеса. 139

В настоящее время формируется новая пара­дигма - регионального саморазвития на базе учета интересов регионов и возложения от­ветственности за развитие регионов на мест­ные власти.В основу ее кладутся общественные теории регионального роста. Именно на этой пара­дигме в значительной мере основывается современ­ная региональная политика России.

Вместе с тем, определенную роль в нашей стране играют теории посткейнсианская и несба­лансированного регионального развития, направ­ленные на активную поддержку проблемных регио­нов и становление местного самоуправления. Прак­тическое воплощение находят и некоторые техно­логические теории - создание технополисов и полюсов роста.Такое переплетение нескольких методологических подходов к выработке регио­нальной политики России обусловлено велением времени: если на Западе методологические подхо­ды последовательно сменялись на разных этапах развития, то нам необходимо пройти многолетний период эволюции региональной политики развитых стран мира за короткий срок. 140

27. Экономическая политика и региональная поли­тика.Если первая осуществляется ради разрешения проблем, препятствующих достижению поставлен­ных целей развития и обеспечению экономического благополучия страны и/или отдельной ее части, то суть второй состоит в отношении к управлению ре­гиональным развитием для достижения общенацио­нальных целей.



Осуществляя экономическую политику, правительство страны обязано четко и обосно­вано сформулировать цели социально-экономи­ческого развития, дезагрегировать их на отрас­левые и региональные уровни, поставить задачи перед субъектами подведомственных террито­рий, инвестировать государственные программы и проекты, обеспечить контроль за выполнени­ем законодательных актов, правовых норм.

При решении многообразных задач, связанных с достижением экономических целей, можно дви­гаться как от фактов, имеющих отношение к соот­ветствующей экономической проблеме или опреде­ленному аспекту экономики, так и от уже сущест­вующей теории экономического развития к фактам, то есть можно использовать как индуктивный, так и дедуктивныйспособы познания. Напомним, что при первом из них исходят от общего к частному, при втором - от частного к общему. Оба способа не противостоят, а дополняют друг друга, используются в том или ином сочетании применительно к кон­кретному предмету исследования. 141

В экономической теории существуют два уров­ня на основе которых выявляются закономерности поведения соответствующих объектов исследования, - макроэкономический и микроэкономический. Макроэкономический уровень - это агрегиро­ванные характеристики определенных явлений и процессов, относящихся как к экономике в целом, так и к отдельным ее подразделениям - государствен­ному, частному и домашнему секторам. На этом уровне анализируется общая структура хозяйства, ус­танавливаются важные связи между наиболее круп­ными элементами (частями) экономической системы. Соответственно, в качестве основных показателей выступают: общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем доходов и расходов, общий уровень цен и т. п. Образно говоря, макроэкономиче­ский уровень связан с изучением «леса», а не отдель­ных «деревьев», из которых он состоит.

Микроэкономический уровень, наоборот, свя­зан с анализом деятельности совершенно конкрет­ных хозяйственных единиц: отраслей, фирм и пред­приятий, личных подсобных и домашних хозяйств. При анализе, синтезе и прогнозе оперируют такими показателями, как объем производства и цена кон­кретного продукта, численность занятых на опре­деленном предприятии, доходы и расходы отдельно взятой фирмы и т. д. Или, продолжая образное сравнение, можно сказать, что при микроэкономи­ческом уровне изучают не «лес» в целом, а его от­дельные «деревья». 142

Но, однако, нельзя считать, что понятия мак­ро- и микроэкономики резко разделяют экономи­ческую теорию на две части. Во многих случаях Просто необходимо опираться на оба уровня, что позволяет углубить исследование, получить объек­тивные результаты, выработать рекомендации по поводу возникших экономических проблем как в общегосударственном, так и в региональном аспек­тах. На уровне государства вырабатываются право­вые, фискальные и монетарные регуляторы эконо­мики, на уровне региона - только два первых -• правовые и фискальные (решение о выпуске массы денег в обращение принимается только на общего­сударственном уровне).

Среди совокупности целей экономики наибо­лее универсальными являются:

- экономический рост, предполагающий уве­личение масштабов производства, улучшение каче­ства товаров и услуг и, в конечном счете, обеспе­чивающий повышение уровня жизни населения;

- полная занятость, то есть обеспечение ра­ботой всех, кто желает и способен работать;

- экономическая эффективность - стремле­ние к достижению максимальной отдачи от исполь­зования ограниченных производственных ресурсов при оптимизации издержек, связанных с решением соответствующих хозяйственных задач; 143

- стабильный уровень цен,то есть отсутст­вие существенного роста или падения цен (инфля­ции и дефляции);

- экономическая свобода,дающая право уп­равляющим предприятиями вместе с работниками и потребителями принимать самостоятельные реше­ния в своей экономической деятельности;

- справедливое распределение доходов,на­правленное на поддержание всех категорий граж­дан, участвующих в производственном процессе;

- экономическая обеспеченность- создание условий для нормального жизнеобеспечения хрони­чески больных, нетрудоспособных, недееспособных и других иждивенцев;

- экологическая безопасность- все виды хозяйственной деятельности должны осуществлять­ся с постоянной минимизацией ущерба, наносимого окружающей среде и здоровью человека.

Этот перечень целевых установок характерен как для страны в целом, так и ее субъектов. Разли­чия возникают лишь на стадии реализации целей, поскольку арсенал средств на их претворение в жизнь у государства и региона различен в силу конституционного разделения полномочий между ними. Любой регион, являясь сложной социально-экономической системой, имеет многоцелевую направленность развития. Траектория и скорость движения его экономики зависят от конкретных условий: экологической ситуации, геодемографической обстановки, уровня занятости и т. д. Эти условия, в свою очередь, зависят от природно-ресурсного потенциала, отраслевой структуры хозяйст ва, экономико-географического положения, развитости инфраструктуры, этнического состава населения. И те, и другие условия изменяются во времени, что не позволяет однозначно и навсегда выделить эко­номические приоритеты. 144

Как государственное, так и региональное ре­гулирование рыночной экономики предполагает выполнение следующих условий:

- наличие свободной конкуренции,то есть действие на рыночном пространстве множества продавцов и покупателей, причем доля каждого субъекта рынка не в состоянии повлиять на сло­жившуюся здесь ситуацию;

- возможность получения исчерпывающей информации о состоянии рынка,то есть каждый продавец и покупатель знают все цены в любой части рынка (данное условие называется транспорентностью, или прозрачностью рынка);

- покупатель товара принимает решение из чисто деловых соображений,то есть не руко­водствуется какими-либо персональными предпочтениями;

- оборачивающиеся товары являются совершенно идентичными,то есть не разл-ся по своим потребит.свойствам (данное условие называется гомогенностью, или однородностью товаров).145 Если рынок не отвечает названным условиям, то он является несовершенным. Однако «совершен­ный рынок» - это абстракция. В реальной экономической деятельности всегда имеют место те или иные отклонения от оптимальной ситуации, при которой обеспечивалось бы равновесие спроса и предложения. Поэтому можно говорить лишь о максимально возможном приближении к состоянию «совершенного рынка» путем административного вмешательства в систему хозяйства - сдерживания или стимулирования деловой активности. Эти воздействия основываются на денежно-финансовых, налоговых, амортизационных, экспортно-импортных нор­мах регулирования. Причем на региональ- ном уровне названные регуляторы ограничены пределами данных региону полномочий, а прямое финансово-денежное регулирование на региональном уровне не осуществляется, если не считать косвенных воздействий кредитных, страховых и других финансовых учреждений.

Функционирование региональной системы на­логов и сборов регламентировано государственными законами. Налоговый инструментарий не должен быть сложным и непонятным для налогоплательщи­ков. Налоги должны ограничиваться неизбежным минимумом, иначе они станут обременительными для налогоплательщиков, что будет обуславливать всяческое уклонение от уплаты. Несовершенство налоговой системы создает широкий простор для «теневой» экономики, для перемещения капитала предпринимательского сектора в регионы с мень­шим налоговым бременем 146

На региональном уровне ограничены возмож­ности амортизационного и экспортно-импортного регулирования, хотя в Российской Федерации от­дельные территории получили большие права на са­мостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Все регионы имеют реальные возможности для ини­циирования экспортно-импортной политики на госу­дарственном уровне. На уровне отраслевых интере­сов возможна корректировка амортизационной по­литики на государственном и региональном уровнях.

Чем выше конкуренция во всех сферах дея­тельности, тем более результативны действия рыночных механизмов. Именно конкуренция вынужда­ет товаропроизводителей снижать издержки произ­водства, повышать производительность труда, улуч­шать качество продукции, бороться за внимание по­требителей. Отсутствие или слабость конкуренции приводят к подавлению положительных функций рынка, творческой свободы в сфере экономического созидания, сознательного настроя людей.

Правила конкуренции и регламентация антимо­нопольного регулирования определяются государст­венными законами, но его практическая реализация - задача регионального уровня. В любом регионе нужна множественность объектов - «атомизация» рынка,хотя это условие в сложившейся ныне в России ситуации выполнить трудно. Простым раз­делением ранее функционировавших крупных про­изводственных объектов на более мелкие данную задачу не решить. Но именно по этому пути перво­начально пошел процесс приватизации в нашей стране, в ходе которого были разрушены достаточ­но жизнеспособные производственные и научно-производственные структуры. Конкурентную среду таким образом создать не удалось, а дезорганизация хозяйственной жизни усугубилась, поскольку про­изошел разрыв технологических и управленческих связей. 147

То же самое характерно для развития среднего и малого бизнеса:отсутствует необходимая информационная служба, слаба система кредитования и поддержки, сильны бюрократические барьеры, на преодоление которых приходится тратить много усилий и средств, обычно весьма ограниченных у начинающих дело. Одно из главных препятствий -криминализация экон-ой жизни. Для устране -ния или хотя бы некоторого ослабления действия этих преград необходимо вводить льготное кредитование, снижение или временное освобождение от налогов, предоставление помещений и земельных участков на льготных условиях. Не поиск работы по найму, а организация и развитие собственного дела в любой сфере, где возможен коммерческий успех, - вот тот путь, которым необходимо идти дееспособным людям, а долг властных структур-всячески способствовать любым начинаниям.148

В условиях рыночных отношений существен­ное значение имеет развитие самозанятости населения.Эту форму производительной деятельно­сти нельзя смешивать с малым и средним бизне­сом. Ее особенность в том, что работает сам пред­приниматель с неоплачиваемыми членами семьи, в исключительных случаях - малым числом времен­ных или постоянных работников. Основой деятель­ности самозанятых служат доходы от вложенного крайне незначительного капитала, собственный труд и предпринимательское умение. Помощь со стороны государственных и частных структур может состоять в бесплатных консультациях по ведению собствен­ного дела, профессиональной подготовке, услугах по маркетингу, содействию в получении сырья и орга­низации сбыта, поощрении производства продукции на экспорт, из отходов, в лизинге оборудования.

Доля самостоятельно занятых в общем составе рабочей силы в отдельных странах Латинской Аме­рики, Азии довольно высокая. В Японии на долю некорпорированных предприятий, в которых занято в среднем по три человека, приходится 65 %; на этих предприятиях занято более 12 млн. человек, около миллиона человек трудятся в одиночку, шесть миллионов человек - вдвоем-втроем. В Индии для мелких производителей резервируется 1200 видов товаров (крупные предприятия не имеют права на изготовление аналогичной продукции). 149

Вовлечению населения в производственную деятельность способствует надомный труд. В той же Японии субподряды передаются мелким пред­приятиям, а те, в свою очередь, распределяют зака­зы между сотнями и тысячами надомников. Рабо­тодатель таким образом экономит на помещении, отоплении, освещении. В договор нанимателя с на­домником помимо заработной платы включаются и такие условия, как возмещение затрат за использо­вание собственного оборудования, помещения, электроэнергии.

В наших условиях для внедрения самозанято­сти необходима ломка устоявшегося образа жизни, приспособление его к новым условиям существова­ния. Особенно это актуально в приложении к сель­ской местности, где издержки текущих социально-экономических преобразований велики и болез­ненны. То же самое можно сказать и относительно территорий, удаленных от крупных рынков сбыта, не имеющих с ними хороших коммуникационных связей.

Рынок, помимо своей экономической сущно­сти, является пространственным понятием. Он все­гда определен границами движения товаров и услуг и может быть подразделен на локальный, регио­нальный, национальный и мировой. 150

Локальный рынок связан с производством и обменом той час-"ти товаров и услуг, которая предназначена для удовлетворения местного спроса. Совокупность ло­кальных рынков формирует региональный рынок, группа последних - межрегиональный, националь­ный и т. д. В конечном счете образуется то, что принято понимать под территориальным разделе­нием труда. На каждой территории складываются свои условия экономического развития, что и пре­допределяет содержание региональной экономичес­кой политики.

С позиций макроэкономики любая страна рассматривается в виде точки, имеющей свои ха­рактеристики. Выработанные таким образом выво­ды и предложения не всегда корректны для всей страны, не представляющей собой однородную со­вокупность отдельных частей. Фактически любой стране присущи различные уровни социально-экономического развития составляющих ее регио­нов. Обеспечить сближение этих уровней только на основе стихии рынка, как свидетельствует опыт высокоразвитых стран, не представляется возмож­ным. Поэтому в экономической политике и при­сутствует региональная составляющая.

В состав задач региональной политики вхо­дит выработка мер по компенсации региональных различий. Это - специальные субсидии, льготные кредиты, стимулы для расширения инвестицион­ной активности в отсталых регионах. Благодаря им, ранее отсталые регионы начинают прогресси­ровать в своем развитии, тогда как прежние лидеры могут утрачивать свои экономические позиции. Сле­довательно, данный процесс динамичен, он требует постоянного внимания к себе со стороны госу­дарства. Если этого не делать, то депрессивные рай­оны вовсе остановятся в своем развитии, в них не останется людей, не будет и экономики. 151

Чрезмерная индустриализация и высокая кон­центрация экономической деятельности обостряют экологические проблемы,сдерживают возможно­сти экономического роста. Располагая свободными территориями, можно рассредоточить производство и тем самым уменьшить техногенное давление на природу. Однако только таким образом нельзя ре­шить экологические проблемы - нужны прогрес­сивные технологии, мощные очистные сооружения. Поэтому забота о всемерном развитии научно-технического прогресса, объектов инфраструктуры является первейшей задачей на всех ступенях ре­гионального управления.

Общегосударственный, или национальный, ры­нок может успешно развиваться лишь в том случае, если будут созданы и эффективно развиваться рын­ки локального и регионального уровней. Ведь про­цессы обмена выходят за рамки отдельных террито­рий лишь постольку, поскольку углубляются про­цессы территориального разделения труда. В России они в значительной мере заданы существующим размещением производительных сил, которое фор­мировалось на принципах директивных, а не на экономических началах. Поэтому рыночные меха­низмы будут срабатывать в тех регионах, где удаст­ся развить экономику, опирающуюся на внутренние ресурсы и возможности. 152

28. Структурная модель региона.Она отражает суть выполняемых им функций: во-первых, обеспе­чение условий для жизнедеятельности людей; во-вторых, внесение максимального вклада в нацио­нальный экономический рост. В совокупности они составляют двуединую функцию региона или его миссию -предназначение. В рыночных условиях роль и функции регионов состоят прежде всего в формировании экономических отн-ний, среды жизнеде-ти населения. Более конкретно роль регионов проявляется в выполняемых ими следующих основных функциях (Осипов А. К., 1997):

- институциональных(определяют, с од­ной стороны, экономическую самостоятельность, с другой - политико-экономическое единство стра­ны; гарантируют конституционные права населения на свободное проживание, свободное волеизъявле­ние, обеспечение законности и правопорядка);

- экономических(направлены на обеспече­ние экономической безопасности страны и созда­ние условий и возможностей свободного осуществ­ления экономической деятельности); 153

- социальных(гарантируют права и возмож­ности социального развития населения, обеспечен­ные экономическим потенциалом региона);

- экологических(обеспечивают полноцен­ную среду жизнедеятельности населения, осуществ­ляют природоохранные и другие мероприятия по оздоровлению окружающей среды);

- этно-психологических(способствуют реа­лизации этно-культурных потребностей населения).

В качестве основного средства реализации миссии региона выступает стратегия социально-экономического развития региона,которая долж­на органически вписываться в стратегию развития страны и составлять с ней единое целое. Стратегия формируется в ходе разработки научно обоснован­ной программы действий по реализации объектив­но обусловленных принципов развития региона. Она становится стержнем, научной основой регио­нальных программ. В конечном счете цель страте­гии сводится к реализации миссии региона на ос­нове принятия эффективных решений.

Выработка стратегии и постановка задач раз­вития региона осуществляется на основе концепции регионального развития - совокупности взгля­дов на пути решения социально-экономических проблем, достижения целей и задач развития региона в перспективе.Цели развития региона определяются с учетом условий и факторов внеш­ней среды. 154

Финансовые механизмы реализации стра­тегиипредставляют систему практических мер по оптимизации бюджетного процесса в регионе и привлечению инвестиционных ресурсов для эффек­тивного решения задач развития региона.

Управление и оценка реализации страте­гииобеспечиваются на основе использования спе­цифических форм и методов регулирования регио­нальных процессов, направленных на достижение стратегических целей и задач развития региона и имеющих одновременно обратную связь достигну­тых результатов с целевыми ориентирами. Все структурные элементы стратегии регио­нального развития находятся во взаимосвязи друг с другом, «работают» друг на друга, составляя еди­ную систему стратегического управления региона (рис. 8.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.