|
Целевая функция региональной политики.
Она вытекает из экономических преобразований и структурной перестройки экономики, межрегиональных различий в уровне жизни населения, динамике производственных показателей, финансовой ситуации и т. д. В ходе реформирования экономики происходит расслоение регионов по основным параметрам, характеризующим социально-экономическую ситуацию и глубину экономических реформ, возникают скрытые каналы территориального перераспределения ресурсов, в первую очередь финансовых. 155
Рис.8. Структура стратегии развития региона (по А.К.Осипову, 1997) 156
В результате этих процессов в одних регионах может наступить деградация всей социально-экономической сферы при относительно ускоренном развитии других регионов. Такие контрасты в региональном развитии обуславливают обострение социальной напряженности, углубление политического кризиса, усиление межрегиональных конфликтов. В конечном счете все это замедляет темпы экономических реформ в стране в целом. Активная региональная политика может и должна противодействовать этим тенденциям.
Достижение общенациональных целей возможно путем вычленения и использования экономических, социальных и политических рычагов развития регионов страны, прежде всего тех, которые в состоянии обеспечить эк. рост и, за счет этого, решить социальные пробл. населения, обеспечить внешнюю безопасность территориальную целостность страны. Соответственно, цели региональной политики подразделяются на экономические, социальные и политические.
Экономические цели,как следует из рассмотренной выше сущности экономической политики, состоят в основном, в государственном регулировании размещения инвестиций, роль государст ва при этом будет тем выше, чем больше значение факторов (ресурсов) производства (рабочей силы, природных ресурсов отдаленных регионов, неосвоенных земель и т. п.). С учетом особенностей России (60 % ее территории относятся к зоне Севера) экономические цели дифферен-цируются по отношению к северным, центральным и южным регионам страны, а также по отноше нию западной (европейской) и восточной (азиатской) ее частей, которые существенно отличаются друг от друга как по природным, так и по социально-экономическим факторам развития производ-ва. 157
Социальные цели прямо связаны с экономическими целями, на их достижение направлена экономика региона. В условиях России, с учетом ее огромной территории, большого числа субъектов (их 89), в достижении социальных целей важную роль призваны сыграть сами регионы. Роль государства в достижении социальных целей непосредственно вытекает из таких принципов демократического общества как социальная справедливость и равноправие граждан. Иначе говоря, государство обязано взять на себя регулирование регионального развития с тем, чтобы выравнить качество жиз ни населения. Если в регионе недостаточно природных ресурсов для развития экономики, то в него необходимо вложить средства для создания производств на привозном сырье. Гарантии со стороны государства не допустить дискриминации граждан с точки зрения качества жизни по их местожительству (или, по крайней мере, сократить ее) - суть государственной региональной политики в социальной сфере. Эта политика, должна быть направлена на выравнивание межрегиональных различий в доходах насел., уровне безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети и т. п. 158
Политические цели региональной политики имеют двойную направленность - во вне и внутрь государства. С другой стороны их можно подразделить на «национальные» и «прагматические»; заметим при этом, что «национальные» цели региональной политики в большой мере связаны с внешней политикой государства, а «прагматические» — с внутренней политикой государства. «Наци-ональные» цели отражают естественное для каждого гос-ва желание обеспечить свою внешнюю безопасность, территориальную целостность. В условиях многонационального госу-дарства, каковой является Россия, обеспечение территориальной целостности имеет особенно важное значение, поскольку рост регионального сепаратизма здесь обостряет напряженность в отношениях между регионами и между центром и регионами, создает угрозу для территориальной целостности государства. «Прагматические» цели подразумевают использование региональной политики внутри государства как средства регулирования взаимоотношений между различными политическими блоками (политическими силами, партиями). В «прагматических» целях — стремление правящей элиты выявить общенациональные интересы, ранжировать их в соответствии с ожиданиями (запросами) общества. Значимость последнего аспекта особенно возрастает по мере приближения выборов. 159
Таким образом, целевая направленность региональной политики политически обусловлена. Ее выбор определяется не только (а иногда - и не столько) экономической эффективностью или социальной справедливостью, а и (сколько) господствующей в тот или иной период времени политической «идеологией», интересами электората правящей партии.
В условиях переходного периода к рыночной экономике региональная политика весьма динамична. При неудаче в экономике правящие круги пытаются переложить ответственность на руководителей регионов. И, наоборот, при действенном рыночном механизме государственный уровень ставит под сомнение необходимость региональной политики как таковой, и это проявляется прежде всего в экономических аспектах. Это - субъективный подход к динамизму региональной политики; наряду с ним, существуют и объективные причины разного отношения центра к регионам, проводящим разную экономическую политику. Очевидно, в одних регионах со стороны государства достаточно поддерживать общеправовую среду для становления рыночной экономики, в других нужно стимулировать движение к рынку, а в третьих необходимы экономические методы воздействия на экономическую политику в регионе как помощь в осуществлении реформ. 160
Как видим, региональная политика далеко не всегда опирается на строгие научные концепции и рекомендации, а идет по пути нащупывания и экспериментальной обработки возможных вариантов действий в постоянно меняющейся экономической и политической ситуации. Потребности региональной политики в условиях формирующегося в России рынка проходят процесс трансформации к новым целям.
30. Структура региональной политики.В качестве структурных элементов теории и методологии формирования структуры и функций региональных систем выделим три: 1) регионы как объекты региональной политики и субъекты федерации; 2) теории регионального развития; 3) подходы и методы анализа и прогнозирования развития территориальных единиц. Эти элементы вбирают в себя все теоретико-методологические аспекты региональной политики, призванные объяснять закономерности и факторы регионального развития, прогнозировать тенденции социально-экономического роста регионов и различия между ними, давать научное обоснование мерам регулирования межрайонных взаимосвязей и 'региональных диспропорций. Место и роль методологии изучения хозяйства регионов в познании механизма и закономерностей регионального развития для выработки целей экономического роста в рег-ах показаны на рис. 9. 161
Структурная «блок-схема» региональной политики охватывает все основные части и субъекты процессаразвития и управления регионом. Одновременно она характеризует как взаимодействие структурных элементов, так и их взаимное влияние. Данная структурная модель может быть приложима к любому региону различных стран мира и любому временному периоду.На одних из показанных в «блок-схеме» (рис. 9) структурных элементах региональной политики мы уже останавлива -лись выше, другие -будут раскрыты в нижеследующих главах. Здесь же только кратко заметим, что к инструментам регион. политики относятся способы и средства, которые гос-во использует для решения рег-х проблем, а именно: налоговые льготы, субвенции, кредиты, государственные заказы и др.
Рис. 9. Структура региональной политики (по Н. М. Ратнер и др., 1995) 162
В каждой стране они специфичны, поэтому применительно к России будут рассмотрены в соответствующем разделе. Реализация региональной политики предполагает разработку соответствующих документов, призванных определять основные направления социально-экономического развития территории. К числу таковых относятся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы, отдельные целевые программы по наиболее актуальным проблемам. Эти документы не носят директивного характера, а отражают лишь систематизированное представление о вероятном состоянии экономики региона в перспективе. Такой взгляд в будущее позволяет предположить характер и масштабы возможных проблем, заблаговременно подготовиться к их разрешению. 163,164 контр.зад.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|