|
Глава 4. ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Главным инструментом интеграции всех сторон жизнедеятельности населения выступает территория. Ей присущи своеобразные черты, обусловленные спецификой природных условий и ресурсов данной местности.
Природно-ресурсный потенциал как совокупность всех видов природных ресурсов территории, во многом определяет структуру и функции хозяйства, его место в мирохозяйственных связях. Но ведущей производительной силой является экономически активное население. Не что иное, как человеческий фактор обеспечивает экономическую безопасность страны, создает условия для свободного осуществления экономической деятельности. С ним связаны функции, обеспечивающие воспроизводство населения, материальных благ, функционирование управленческих и информационных структур. В ходе взаимодействия всех сторон жизнедеятельности на территории формируются региональные системы, которым присущи все свойства систем. Формирование региональных систем происходит в результате территориального разд. труда закрепляющего определенные производства. за определенными территориями, повышающего уровень развития производительных сил. 105
Обычно масштабы развития и уровень диверсификации производительных сил государства наглядно проявляются в существующей системе разделения труда. При этом, как справедливо заметил В. Ульянов-Ленин, «В непосредственной связи с разделением труда вообще стоит ... территориальное разделение труда, специализация отдельных районов на производстве одного продукта, иногда одного сорта продукта и даже известной части продукта» (Ленин В. И. ПСС- Т. 3.- С. 431). Как видим, территориальное разделение труда, район (регион) и его специализация выступают как система взаимосвязанных явлений, существующих только в их единстве.
21. Виды и уровни территориального разделения труда.В отечественной научной литературе данную категорию называют по разному: географическое разделение труда и территориальное разделение .труда. Одни авторы употребляют эти термины как синонимы, другие - разделяют их. Так, Э. Б. Алаев называет географическим любое разделение труда, осуществляемое в территориальном аспекте, а территориальным - то разделение труда, которое соотносится с юридическим толкованием термина «территория» (например, государственная территория). Если речь идет о разделении труда между отдельными странами или их сообществами - это международное разд.труда, а если между частями одной страны, одного района - внутригосударственное, внутрирайонное, территориальное (рис. 7.). 106
Ю. Г. Саушкин по масштабу пространственного охвата выделил шесть уровней разделения труда:
1) всемирное разделение труда, охватывающее в той или иной степени все государства мира;
2) международное разд. труда в рамках того или иного объединения государств (ЕС, СНГ и др.);
3) межрайонное разд-е труда, которое регулярно и, как правило, в течение длительного времени осущ-ется между экон-ми районами страны и явл-ся основой ее хозяйств-ного развития как целого;
4) внутрирайонное разд-е труда, то есть разд-е труда внутри эконом-ких районов страны, которое-складывается между входящими в состав районов единиц административно-территор-ного деления;
5) внутриобластное разделение труда, то есть разделение труда между специализированными частями областей, республик и т. д.;
6) локальное разделение труда, то есть разделение между городом и его пригородом, между городами и агломерациями. 107
Выделенные уровни распадаются на два макроуровня: международный и внутригосударствен ный. Международное разделение труда – это специализация стран в рамках международного рынка, процесс устойчивой концентрации производства материальных благ и услуг сверх внутренних потребностей и одновременно процесс развития потребления сверх производственных возможностей на основе приобретения продукции извне. Внутригосударственное разделение труда проявляется не только в производстве материальных twiar, но и в территориальной организации жизни людей, общества. Это означает, что в систему разделения труда включаются не только производство, но и сфера услуг, культура, наука, информация.
Рис. 7. Понятийно-терминологическая система «Территориальное разделение труда»
Участие в международном разделении труда возможно при наличие трех главных условий:
1) страна должна обладать определенными преимуществами для развития производства - высоким природно-ресурсным потенциалом, выгодным экономико-географическим положением, хорошей квалификацией и относительно дешевой рабочей силой; 2) необходимо иметь рынки сбыта товаров за пределами страны, где существует спрос по более высокой цене; 3) затраты на доставку товаров на рынок не должны поглощать всю разницу между продажной ценой товара на месте производства и на том рынке, куда товар доставляется. 109
Научно-технический прогресс в производственно-технологических и транспортных процессах меняет представления об условиях международного и внутригосударственного разделения труда, особенно в развитии внутриотраслевой (внутрипроизводственной) специализации. В ряде случаев оказывается выгодным производить не готовые изделия, ,а комплектующие детали или узлы (подетальная специализация), выполнять отдельные стадии единого технологического процесса (постадийная специализация). Соответствующим образом осуществляется и территориальная организация производственных процессов: они могут быть разорваны в территориальном отношении, отдельные их составляющие могут находиться за тысячи километров друг от друга и от мест производства конечных (готовых) видов продукции.
22. Формы организации территориального разделения труда.В процессе хозяйственного развития сложились четыре формы организаций территориального разделения труда: специализация и кооперирование, концентрация и комбинирование. Каждая из них в отдельности, попарно и в совокупности влияет на размежевание и территориальную организацию производства, на формирование региональных систем.
Специализацияхозяйства основывается на территориальной дифференциации природных и экономических условий. Там, где условия более благоприятны относительно других мест, складываются предпосылки для организации производства определенных видов продукции, затраты на которые- будут меньше, чем при других вариантах размещения аналогичных производств. В ходе дальнейшего развития производственные процессы кооперируются с другими процессами данного предприятия или других предприятий, в результате чего возникают новые предпосылки для увеличения производственных мощностей. 110
Таким образом, специализация самым непосредственным образом связана с кооперированиемпроизводства. В этих двух формах организации территориального разделения труда проявляется не что иное, как разделение труда в производстве товара, направленное на повышение экономии труда и ускорение темпов развития производства. В этом состоит экономическая сущность специализации и кооперирования, а технологическая их сущность заключается в возможности пространственного расчленения производственных процессов и создания условий, обеспечивающих более высокую эффективность каждой отдельной части производственного процесса. Причем пространственное расчленение возможно в очень широких пределах - от предприятий, размещенных на одной площадке, до предприятий, удаленных друг от друга на сотни и тысячи километров.
Концентрация— это любое производственное укрупнение, проявляющееся либо в росте производственной мощности единичных предприятий, либо в объединении (централизации) производств. Научно-технический прогресс ускоряет процесс концентрации, усиливает и делает более мно гообразным влияние данной формы организации территориального разделения труда на формирование и развитие региональных систем. Концентрация произ-ва ведет к увеличению объема транспортных работ и, как следствие, к увеличению доли транспортных затрат в общей структуре издержек.111
Результатом концентрации производства являются следующие тенденции,имеющие прямое отношение к формированию и организации региональных систем:
- радикальное изменение географии добывающей промышленности, сдвиг ее в места с высокой концентрацией природных ресурсов, освоение в местах сосредоточения обрабатывающей промышленности не только лучших или средних, но и худших по качественным и количественным характеристикам природных ресурсов;
- приближение первичной переработки к местам добычи сырья и топлива, производства электроэнергии, усиление пространственного разрыва между добывающими и* обрабатывающими отраслями;
- увеличение зависимости трудоемких отраслей производства от размещения экономически активного населения, особенно предприятий с высокими затратами живого труда, в первую очередь машиностроения, а также легкой промышленности; 112
— рост взаимообусловленности концентрации промышленного производства и других отраслей хозяйства - транспорта, строительства, сельского хозяйства, непроизводственной сферы;
- усиление агломерационных тенденций, возникновение таких форм территориальной организации производства и населения, как агломерации, технополисы, мегалополисы и др.
В конечном счете концентрация производства ведет к локализации производительных сил, образованию своего рода экономических ядер. Наличие ', последних - один из важнейших факторов формирования региональных социально-экономических систем.
Комбинирование производства ведет к технико-экономическому и территориальному единству сопряженных отраслей, их сочетаний. Такое сочетание не требует обязательного раз-мещения комбината на одной промышленной площадке - площадки могут быть раздельными и даже удаленными друг от друга на значительные расстояния, но между ними обязательно должнны существовать устойчивые технологические связи. Характерный пример Урало-Кузнецкий комбинат, созданный в кД930-х годах: в обоих регионах были построены крупные металлургические заводы, сырьевой базой которых являлись железные руды горы Магнитной и коксующиеся угли Кузбасса. Между заводами осуществлялись «маятниковые» перевозки названных грузов. 113
В силу действия закона агломерации комбинаты вовлекают в орбиту своих технико-экономических связей предприятия с другим характером производства, то есть не имеющие прямых технологических связей. Например, в г. Череповце Вологодской области при обогащении печорских (вор-кутинских) углей, производстве из них кокса для металлургического завода возникло предприятие по выпуску азотных удобрений на базе углеводородов коксогазового завода. Как видим, крупные комбинаты сами становятся агломератами производства, одним из существенных факторов сосредоточения промышленности. Однако комбинирование проявляется главным образом в отраслях первичной переработки сырья - в черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности. Каждая из рассмотренных форм организации территориального разделения труда в отдельности не встречается - на практике всегда имеет место сочетание форм. Чем теснее взаимосвязь, тем сильнее влияние их на эффективность производства. Но такая зависимость будет проявляться в полной мере только в том случае, если система хозяйства, органы управления соответствуют процессам и формам организации территориального разделения труда. 114
23. Территориальная структура хозяйства.Она складывается под воздействием процессов общественного разделения труда, научно-технического прогресса, факторов дифференциации и интеграции экономики. Еще в 1950-х годах И. М. Маергойз писал, что под территориальной структурой хозяйства понимается взаиморазвитие и взаимодействие территориальных центров тяжести народного хозяйства (прежде всего материального производства), а также отдельных его отраслей в их общегосударственном сочетании.В качестве основных параметров терри- ториальной структуры выступают: 1) стоимость основных фондов в расчете на единицу площади и на одного жителя (дает представление об интенсивности хозяйства на территории); 2) степень хозяйственной освоенности территории (измеряется по доле хозяйственно освоенной территории во всей территории страны, региона); 3) территориальная концентрация производства и расселения (объемы производства и численность населения в расчете на единицы площади); 4) локализация всего производства или отдельных видов производства в стране, регионе (определяется по доле производства или населения города, поселка во всем производстве или населении страны, региона).115
Заметим, что выбор показателей для оценки территориальной структуры хозяйства стран и регионов зависит от полноты имеющейся статистической базы. Наиболее полную информацию о территориальной структуре хозяйства имеют европейские страны - члены ЕС. Система национальных отчетов позволяет определять объем добавленной стоимости по отдельным предприятиям, населенным пунктам, единицам административно-территориального устройства. Показатели добавленной стоимости рассчитываются в общей валюте - экю, что облегчает межотраслевые сопоставления, причем не только в целом по территории, но и по традиционным для западной статистики трем секторам хозяйства. Первичный сектор- это сельское и лесное хозяйство, рыболовство, горнодобывающая промышленность; вторичный сектор- обрабатывающая промышленность и строительство; третичный сектор- сфера обслуживания, транспорт, связь, финансы, торговля, здравоохранение, образование. Выделение таких структур позволяет максимально комплексно оценить уровень развития производительных сил. К числу важных параметров территориальной структуры хозяйства относится насыщенность территории системой городов.Города, как отмечал Н. Н. Баранский (1946), - это как бы командный состав страны, организующий ее во всех отношениях -и в хозяйственном, и в политико-административном, и в культурном. Многие региональные центры сосредоточивают у себя крупнейшие предприятия, каждый город имеет свои определенные функции и свой более или менее определенный круг действия, свой радиус влияния и притяжения. Система городов имеет свою иерархию: среди них есть и младший, и средний, и старший, и высший «комсостав». 116
Относительно невысокая урбанизированность многих развивающихся стран при высокой степени территориальной концентрации урбанизации представляет их важнейшую типологическую и структурную особенность. В доказательство можно привести ряд характерных для таких стран показателей, отражающих нарушенность иерархии в государственных системах городов. Это - гипертрофированная роль столиц, низкий уровень обслуженности территории объектами инфраструктуры, большие разрывы в численности населения городов. В определенной мере все это характерно и для России. Количественную оценку развитости иерархии государственной системы городов можно сделать по формуле Ципфа:
pj = Pi/n,
где pj - численность населения j-го города; Рi _ население первого по величине города; п - порядковый номер ; j-го города в ранжированном ряду городов данной страны в зависимости от численности жителей. 117
Разнородные части регионального социально-экономического пространства «цементирует» инфраструктура- один из главных факторов интеграции региональных систем. В этом смысле особенно большую роль играет транспорт- важнейший фактор интеграции территориальной структуры хозяйства, связующий воедино региональную систему расселения, способствующий обеспечению специализации и кооперирования хозяйственных структур. «Город плюс дорожная сеть, - писал Н. Н. Баранский (1946), - это каркас, это остов, на котором все остальное держится, остов, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию ».
Развитие крупных центров промышленности и соединяющих их транспортных коммуникаций взаимообусловлено: без наличия развитой системы магистрального транспорта в регионе не возникнут крупные предприятия, а после того, как они появились возникает потребность в развитии новых транспортных средств, в наращивании пропускной способности существующих путей сообщения. Таким образом возникают «коридоры развития» в которых транспорт играет главную роль.
Уровень развития транспортной инфраструктуры в регионе отражают показатели протяженности и густоты транспортной сети (о них мы уже говорили в предыдущей главе), условия взаимодействия различных видов транспорта (наличие общетранспортных узлов, портово-технологаческих и логистически-терминальных комплексов, интермодальных коридоров и т. п.), объемы грузовых и пассажирских перевозок, грузонапряженность и т. д. 118
Важным элементом производственной инфраструктуры региональных систем является энергетическое хозяйство.Основные его характеристики - энерговооруженность труда и энерговооруженность территории - отражают уровень развития производительных сил и степень зрелости территориальной структуры хозяйства. Оцениваются также показатели удельного производства и потребления энергии относительно доли населения в стране, протяженности линий электропередач напряжением от 110 кВ и выше, вклада региона в единую общегосударственную систему электроснабжения. Среди многочисленных объектов социальной инфраструктурыпервостепенное значение имеют здравоохранение, образование, культура, бытовое обслуживание. До настоящего времени основными показателями, характеризующими уровень развития социальной инфраструктуры, остаются количественные показатели удельной обеспеченности населен. региона (на 1000 жителей). Что касается качественной стороны, то она не имеет достоверной информации, государственная статистика в данном отношении крайне бедна. Существуют расчетные способы интегральной оценки уровня раз вития социальной инфраструктуры, н., методы главных компонент, кластерного анализа и др. Такие расчеты выполняются не регулярно, выборочно, носят опытно-экспериментальный характер. 119
В последние годы в региональных системах стали выделять психообщественный элементсоциальной инфраструктуры. Впервые его обозначил польский ученый Я. Зюлковский, который высказал необходимость исследования и учета закрепившихся среди населения данной территории хозяйственных и культурных навыков, степени дисциплинированности и восприимчивости к достижени ям научно-технической революции. Наш отечественный географ Б. Н. Зимин, анализируя проблемы развития мирового машиностроения, также пришел к выводу о большом значении психообщественных характеристик рабочей силы. Однако до настоящего времени статистика по этому поводу отсутствует. Синтезирующим типологическим критерием территориальной структуры хозяйства является соотношение территорий с разной степенью хозяйственной освоенности.Принято считать, что высокую степень зрелости территориальной структуры хозяйства имеют те региональные системы, в которых интенсивно используются не менее 2/3 территории. Если же этот показатель составляет 1/2, то уровень зрелости оценивается как низкий. Конечно, данный критерий имеет условный характер, тем не менее он позволяет обосновать типические структуры, которые используются при составлении районных планировок, обосновании градостроительных проектов. 120
Очаговая и рассеянная структурысвойственны регионам начального этапа хозяйственного освоения территории. Для очаговой структуры характерны обособленное расположение поселков и городов, большие расстояния между очагами хозяйственной жизни, неосвоенные территории вокруг осваиваемых территорий. Рассеянным структурам свойственно относительно равномерное распределение отдельных пунктов и небольших центров производства и населения. Равномерно-узловая и агломерационно-узловая структурыскладываются в регионах с умеренно интенсивным хозяйственным освоением территории. В первой структуре промышленные центры и узлы более или менее равномерно распределяются по территории, а между ними находятся слабо освоенные пространства. Вторая структура характеризуется высокой концентрацией производства и населения в крупных и крупнейших городах, а также в агломерированных зонах. 121
Гипертрофированно-агломерационную и аг-ломерационно-мегалополиснуюструктуры имеют г региональные системы с высокоинтенсивным ос-„ воением территории. В пределах первой структуры происходит слияние границ города-центра и агломерированных с ним промышленных, транспортных, рекреационных центров. Вторая структура характеризуется сплошным слиянием городов и городских агломераций на значительной площади (до 100 и более километров).
24. Эволюция факторов размещения производства.Первые исследования размещения производства выполнены в XIX в. немецкими учеными. Особую известность получили «теории штандорта» (от нем. standort - местоположение, размещение) И. Тюнена и А. Вебера, «теория рыночных зон» А. Леша, «теория центральных мест» В. Кристаллера, «теория полюсов роста и центров развития» Ф. Перру и др. Не все из них нашли применение на практике, но ознакомление с ними способствует пониманию эволюционных процессов в региональной политике, поэтому не будет лишним обращение к ним. И. Тюнен в своем труде "Изолированное го-сударство" предложил поясную систему размеще-ния сельского хозяйства_вокруг рынка. В первом поясе - вольное хозяйство - должно развиваться высокоинтенсивное пригородное хозяйство. В растениеводстве здесь должны преобладать овощные культуры, не выдерживающие дальних перевозок, а в животноводстве - производство цельного молока. Севообороты в этом поясе отсутствуют, урожайность поддерживается за счет внесения удобрений. Второй пояс - лесное хозяйство — предназначен для выра-щивания дровяного леса. В третьем поясе - плодо-семенное хозяйство выращиаают_.картоф., рожь и репу по жнивью, овес, клевер, пшеницу и репу по жнивью, откармливают скот. Четвертый пояс отводится зерновому и молочнрму хозяйству земледелие - семипольное (пар,рожь,ячмень,овес и три поля - выгоны и сенокосы). Пятый пояс специали-зируется на пр-ве зерна, имеются выгоны и сенокосы. В шестом поясе преобладает отгонно-пастбищное скотов-во, а землед-е развивается только в потребительских целях.122
Конечно, теория И. Тюнена игнорирует многие реальные условия размещения сельского хозяйства, не учитывает сложных взаимосвязей между сельским хозяйством и промышленностью, транспортом. Тем не менее его учение получило широкое распространение, поскольку оно было одним из первых в области обоснования размещения производства.
А. Вебер, подобно И. Тюнену, констатирует свою «теорию штандарта промышленности» в «изолированно мыслимой хозяйственной области», то есть в абстрактных условиях. Своей задачей он ставит изучение не производственных предприятий, расположенных в пределах региональных систем, а только отдельных производственных единиц, причем исходит из того, что такая «единица» производит только один продукт и охватывает все стадии производственного процесса. Согласно теории А. Вебера, размещение промышленности определяется тремя «ориентациями»: 123
— транспортной (стр-во предпр-ий осуществляется там, где затраты на транспорт минимальны);
— рабочей (строит-во предприятий осуществляется в пунктах с наиболее дешевой рабочей силой);
— агломерационной (предпр.размещаются в центрах скопления других промышл. предприятий что ведет к сокращению затрат на создание транспортных путей, энергетического хозяйства, коммунальных объектов, то есть всего того, что теперь мы называем производственной инфраструктурой).
При рассмотрении транспортной ориентацииВебер принимает во внимание две особенности сырьевых материалов, подлежащих перевозке. Он подразделил эти материалы, во-первых, на повсеместные (вода, глина, дерево) и локализованные (добыча их возможна в определенных местах); во-вторых, - на чистые, то есть потребляемые без остатка (металл, хлопковое волокно и др.), и «весоте-ряющие» (уголь, железная руда), Эти особенности сырья влияют на транспортные издержки и тем самым определяют выбор места размещения предприятий. 124
Далее Вебер формулирует три главных закономерности размещения промышленности, обусловленные транспортной ориентацией, а именно:
— при использовании одного или нескольких повсеместных материалов производство ориентируется на пункт потребления;
— при использовании чисто локализованного материала «штандорт» может находиться между местом добычи сырья и пунктом потребления, а при добавлении к локализованному материалу повсеместно распространенного материала «штандорт» перемещается к месту потребления;
— использование одного весотеряющего локализованного материала ведет к совпадению центра производства и места добычи сырья, а при соединении его с повсеместно распространенным материалом перемещается к пункту потребления. Определение места, где самый низкий уровень зарплаты при высоких трудовых навыках рабочих, дает «рабочую ориентацию»предприятию. Но это место притянет к себе «штандорт» из места с минимальными транспортными издержками только в том случае, если экономия на рабочих издержках превысит перерасход в транспортных издержках, получающийся в результате перемещения продукции.
Агломерационную ориентациюА. Вебер обуславливал технической и экономической структурой производства, она может проявиться в виде организованного обслуживания трудом, кредитом, рыночными связями по снабжению материалами и сбыту изделий, складами, подъездными путями. Могут иметь место и антиагломерационные процессы, проявляющиеся в виде повышения цен на земельные участки, повышения заработной платы, роста цен на материалы и т. д. Вебер различал две степени агломерации: низшую (простое укрупнение производственных единиц) и высшую (пространственное сближение производств без слияния их в одну единицу). 125
Свой вклад в развитие теории размещения производства внес еще один немецкий ученый -А. Леш. В отличие от предшественников, И. Тюне-на и А. Вебера, он вскрывает влияние на выбор места размещения объекта таких факторов, как монопольная прибыль, демпинги, налоги, таможенные пошлины и т. д., указывает на появление преимуществ у одной стороны за счет утраты их у другой стороны. Для обоснования теоретических положений А. Леш привлекает математический аппарат, особенно при анализе транспорта, сырьевых и других факторов размещения производства.
По мнению А. Леша, в процессе столкновения разноречивых сил формируются «рыночные зоны», а рыночный оборот товаров является главным районообразующим фактором. Используя математические расчеты, он определяет «радиус сбыта» товаров, за пределами которого их продажа нерентабельна. Идеальной формой «сферы сбыта» был бы круг, но при его соприкосновении с другими кругами на «идеальной равнине», по которой, как полагал Леш, равномерно размещено сырье (в этом смысле он следует Тюнену и Веберу, повторяя их ошибочные предположения, допуски) образуются бреши. Поэтому идеальной формой районов, по Лешу, является шестиугольник. 126
Немало внимания в учении А. Леша уделено «рациональному экономическому порядку», под которым он понимал соподчиненность районов различного типа: 1) простых рыночных зон, 2) сети районов, то есть совокупности всех зон сбыта одного и того же товара, 3) системы районов. В этой иерархии высшим и самым сложным типом назван «экономический ландшафт» - система рынков или сфера экономического влияния главного города. Однако и в этом аспекте учения априорно допускалось, что ни рыночные зоны, ни сети или системы районов, ни экономический ландшафт не имеют внешних связей, а замкнуты в изолированном пространстве, не функционируют во времени.
Теория центральных мест,как и рассмотренная выше теория размещения производства, появилась в Германии. Основоположником ее считается В. Кристаллер. Изучая в 1930-х годах характер расселения, он пришел к выводу о том, что наименьшее среднее расстояние для поездок покупателей в центр, где производятся покупки, будет в случае размещения населенных пунктов на территории, имеющей форму шестиугольника. Он ввел понятие «радиус реализации услуг и товаров» -различный для конкретных видов услуг и товаров. 127
Так, хлеб должен продаваться в каждом населенном пункте, даже в маленькой деревне. За сахаром нужно идти (ехать) в поселок. Починить обувь можно в мастерской маленького города. А для того чтобы заказать костюм, необходимо поехать в средний или большой город. Соответственно, число предприятий возрастало по мере увеличения иерархического ранга поселения. На основе математических расчетов В. Крис-таллер пришел к выводу, что сама иерархия от ступени к ступени отвечает правильной геометрической прогрессии. Если у города есть шесть занимающих нижеследующую ступень поселков (седьмой - сам город), то у каждого поселка будет 36 деревень, на которые направлены соответствующие данному рангу поселка услуги и товары. Продолжая подобным образом расчет оптимальных вариантов организации системы расселения, ученый создал теорию центральных мест, названную его именем («кристаллеровская решетка»). На основе этой теории могут быть сформулированы наиболее экономичные структуры рыночных зон, обеспечены кратчайшие маршруты передвижений, созданы оптимальные административно-территориальные органы управления. Определение соотношений параметров центральных мест, которые могут возникнуть в «кристаллеровской решетке», использует уравнение Бекмана-Парра:128 =
где Рт - средняя людность центрального места уровня m; Р(т+1) - средняя людность центрального места нижеследующего уровня т+1; К - число зон уровня m+1, подчиненных одному центральному месту уровня т и центрам более высокого иерархического ранга; k - доля центрального места в населении обслуживаемой им зоны. Определенный вклад в развитие теории центральных мест внес В. Бунге. В частности, он установил зависимость между людностью (количеством жителей) города и его местом (рангом) в системе иерархии городов. Пользуясь известной формулой Ципфа, Бунге, отрываясь от действительности утверждал, что на территории с равномерно распределенным населением и всюду одинаковыми транспортными условиями количество населения, например, пятого по размерам города, будет составлять пятую часть от населения самого большого города.Пространство, образуемое центром снабжения и услуг (вместе с проживающим там населением), В. Бунге назвал «рыночными зонами», а в них, зонах, выделил места размещения потребителей и «центральное место», из которого исходят услуги и снабжение. Пользуясь математическими методами, моделирования, он рассчитал кратчайшие маршруты коммивояжера в пределах рыночных зон, но эти расчеты также имели абстрактный характер. 129
Центрографический метод довольно рано стал использоваться в России. Великий русский ученый Д. И. Менделеев, исходя из данных переписи населения 1897 г., рассчитал центры территории и населенности России. В основу исследований он положил отыскание физического центра тяжести, зная который можно легко определить центр населенности страны, города, уезда и т. д.
Большую роль в развитии центрографическо-го метода сыграл Е. Е. Святловский. В 1930-х годах он впервые поставил вопрос о структурно-системном анализе экономических районов. По его мнению, петрографическая структура района (региона) выражает натуральные элементы природы, населения и экономики, а также направленность и объемы хозяйственных связей. Эти величины выражаются на картах изолиниями различного рода, а также точками-центрами, или, по-другому, центрами тяжести. Выделены различные центры: средние, центры схождения, центр срединный или меридиональный, функциональный центр. Содержание понятия об этих центрах, как вообще о центрографи-ческом методе, Святловский выражал в сложной, труднодоступной форме, что, видимо, и повлияло на то, что его труды длительное время не получали признания. 130
Теория полюсов роста и центров развитиявозникла на основе теории центральных мест. Ее
родоначальником считается французский ученый Ф.Перру. Он обосновал классификацию отраслей производства по тенденциям их развития, выделив медленно развивающиеся отрасли (текстильная, угольная, судостроительная и др),развивающиеся но не оказывающие существенного влияния на развитие других отраслей ( пр-во предметов потребления), быстро растущие и вовлекающие в процесс развития другие отрасли (станкостроение и др.)
Места размещения комплекса динамично развивающихся профилирующих отраслей Перру назвал географически агломерированным полюсом развития. Он разработал модель взаимодействия полюса и окружения. Ключевое значение в этой модели принадлежит отрасли, обеспечивающей максимальные темпы развития. При обосновании взаимосвязей профилирующих отраслей Перру ввел понятие «комплекс отраслей», которое является фактически аналогом термина «территориально-производственный комплекс», обоснованного Н. Н. Колосовским за 25 лет до появления на Западе теории полюсов роста и центров развития. 131
Отметим, что принципы моделирования полюсов роста и центров развития, помимо Перру, разрабатывались и другими зарубежными учеными. Так, Ж. Будвилль, соотечественник Ф. Перру, обосновал принципы совмещения матриц отраслевого баланса, инвестиций и развития инфраструктуры, а на этой основе составил комплексную структуру полюса. Американский географ Д. Дарвент разработал классификацию полюсов роста, стремился от абстрактных теоретических построений перейти к изучению конкретных центров и отраслей - полюсов развития. Такого же характера исследования выполняли канадские ученые А. Блэкберн, Р. Стефенсон и Т. Хартшорн (последние двое - однофамильцы известных американских географов), американец В. Леонтьев, члены «Римского клуба».
Теория диффузии нововведенийисходит из того, что весь процесс экономического развития является следствием возникновения и распространения (лат. diffusio - распространение, растекание) нововведений, то есть технологических усовершенствований, новых источников сырья или энергии, новых материалов, новых товаров, новых услуг. Диффузия нововведений является одним из направлений более широкой сферы - инноватики (англ, innovation - нововведение), то есть создания, освоения и распространения разного рода новшеств. В развитии пространственной диффузии нововведений на Западе можно выделить три периода:
- конец 1930-х - начало 1950-х гг. - создание основ изучения пространственного распространения идей и причин их адаптации в том или ином регионе; 132
— начало 1950-х - середина 1960-х гг. - исследования шведского ученого Т. Хагерстранда и его коллег по школе социальной географии Лундского университета, где наряду с другими исследованиями разрабатывалась идея информационного поля, включавшего в себя и процессы распространения .нововведений;
; — середина 1960-х гг. - настоящее время - использование идей Хагерстранда в исследованиях по распространению инноваций для нужд региональ-,ной политики, электоральной географии, информатики, управления, создания информационных сетей и баз данных, анализа предпосылок зарождения и .развития новшеств в регионах и странах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|