Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4. ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ





Главным инструментом интеграции всех сто­рон жизнедеятельности населения выступает терри­тория. Ей присущи своеобразные черты, обуслов­ленные спецификой природных условий и ресурсов данной местности.

Природно-ресурсный потенциал как совокупность всех видов природных ресурсов территории, во многом определяет структуру и функции хозяйства, его место в мирохозяйственных связях. Но ведущей производительной силой является экономически активное население. Не что иное, как человеческий фактор обеспечивает экономическую безопасность страны, создает условия для свободного осуществления экономической деятельности. С ним связаны функции, обеспечивающие воспроизводство населения, материальных благ, функционирование управленческих и информационных структур. В ходе взаимодействия всех сторон жизнедеятельности на территории формируются региональные системы, которым присущи все свойства систем. Формирование региональных систем происходит в результате территориального разд. труда закрепляющего определенные производства. за определенными территориями, повышающего уровень развития производительных сил. 105



Обычно масштабы развития и уровень диверсификации производительных сил государства наглядно проявляются в существующей системе разделения труда. При этом, как справедливо заметил В. Ульянов-Ленин, «В непосредственной связи с разделением труда вообще стоит ... территориальное разделение труда, специализация отдельных районов на произ­водстве одного продукта, иногда одного сорта продукта и даже известной части продукта» (Ленин В. И. ПСС- Т. 3.- С. 431). Как ви­дим, территориальное разделение труда, район (регион) и его специализация выступают как сис­тема взаимосвязанных явлений, существующих только в их единстве.

21. Виды и уровни территориального разделения труда.В отечественной научной литературе данную категорию называют по разному: географическое разделение труда и территориальное разделение .труда. Одни авторы употребляют эти термины как синонимы, другие - разделяют их. Так, Э. Б. Алаев называет географическим любое разделение труда, осуществляемое в территориальном аспекте, а территориальным - то разделение труда, которое соотносится с юридическим толкованием термина «территория» (например, государственная территория). Если речь идет о разделении труда между отдельными странами или их сообществами - это международное разд.труда, а если между частями одной страны, одного района - внутригосударственное, внутрирайонное, территориальное (рис. 7.). 106



Ю. Г. Саушкин по масштабу пространствен­ного охвата выделил шесть уровней разделения труда:

1) всемирное разделение труда, охватывающее в той или иной степени все государства мира;

2) международное разд. труда в рамках того или иного объединения государств (ЕС, СНГ и др.);

3) межрайонное разд-е труда, которое регулярно и, как правило, в течение длительного времени осущ-ется между экон-ми районами страны и явл-ся основой ее хозяйств-ного развития как целого;

4) внутрирайонное разд-е труда, то есть разд-е труда внутри эконом-ких районов страны, которое-складывается между входящими в состав районов единиц административно-территор-ного деления;

5) внутриобластное разделение труда, то есть разделение труда между специализированными час­тями областей, республик и т. д.;

6) локальное разделение труда, то есть разде­ление между городом и его пригородом, между го­родами и агломерациями. 107

Выделенные уровни распадаются на два мак­роуровня: международный и внутригосударствен ный. Международное разделение труда – это специализация стран в рамках международного рынка, процесс устойчивой концентрации производства материальных благ и услуг сверх внутренних потребностей и одновременно процесс развития потребления сверх производственных возможностей на основе приобретения продукции извне. Внутригосударственное разделение труда проявляется не только в производстве материальных twiar, но и в территориальной организации жизни людей, общества. Это означает, что в систему разделения труда включаются не только производство, но и сфера услуг, культура, наука, информация.



 
 

 

 


Рис. 7. Понятийно-терминологическая система «Территориальное разделение труда»

Участие в международном разделении труда возможно при наличие трех главных условий:

1) страна должна обладать определенными преимуществами для развития производства - вы­соким природно-ресурсным потенциалом, выгодным экономико-географическим положением, хо­рошей квалификацией и относительно дешевой рабочей силой; 2) необходимо иметь рынки сбыта товаров за пределами страны, где существует спрос по более высокой цене; 3) затраты на доставку товаров на рынок не должны поглощать всю разницу между продажной ценой товара на месте производства и на том рын­ке, куда товар доставляется. 109

Научно-технический прогресс в производст­венно-технологических и транспортных процессах меняет представления об условиях международного и внутригосударственного разделения труда, осо­бенно в развитии внутриотраслевой (внутрипроиз­водственной) специализации. В ряде случаев оказы­вается выгодным производить не готовые изделия, ,а комплектующие детали или узлы (подетальная спе­циализация), выполнять отдельные стадии единого технологического процесса (постадийная специали­зация). Соответствующим образом осуществляется и территориальная организация производственных процессов: они могут быть разорваны в территори­альном отношении, отдельные их составляющие могут находиться за тысячи километров друг от друга и от мест производства конечных (готовых) видов продукции.

22. Формы организации территориального разделения труда.В процессе хозяйственного раз­вития сложились четыре формы организаций тер­риториального разделения труда: специализация и кооперирование, концентрация и комбинирование. Каждая из них в отдельности, попарно и в совокупности влияет на размежевание и территориаль­ную организацию производства, на формирование региональных систем.

Специализацияхозяйства основывается на территориальной дифференциации природных и экономических условий. Там, где условия более благоприятны относительно других мест, склады­ваются предпосылки для организации производства определенных видов продукции, затраты на кото­рые- будут меньше, чем при других вариантах раз­мещения аналогичных производств. В ходе даль­нейшего развития производственные процессы кооперируются с другими процессами данного предприятия или других предприятий, в результате чего возникают новые предпосылки для увеличения производственных мощностей. 110

Таким образом, специализация самым непосредственным образом связана с кооперированиемпроизводства. В этих двух формах организации территориального разделения труда проявляется не что иное, как разделение труда в производстве товара, направленное на повышение экономии труда и ускорение темпов развития производства. В этом состоит экономическая сущность специализации и кооперирования, а технологическая их сущность заключается в возможности пространственного расчленения производственных процессов и создания условий, обеспечивающих более высокую эффективность каждой отдельной части производственного процесса. Причем пространственное расчленение возможно в очень широких пределах - от предприятий, размещенных на одной площадке, до предприятий, удаленных друг от друга на сотни и тысячи километров.

Концентрация— это любое производственное укрупнение, проявляющееся либо в росте производственной мощности единичных предприятий, либо в объединении (централизации) производств. Научно-технический прогресс ускоряет процесс концентрации, усиливает и делает более мно гообразным влияние данной формы организации территориального разделения труда на формирование и развитие региональных систем. Концентрация произ-ва ведет к увеличению объема транспортных работ и, как следствие, к увеличению доли транспортных затрат в общей структуре издержек.111

Результатом концентрации производства яв­ляются следующие тенденции,имеющие прямое отношение к формированию и организации регио­нальных систем:

- радикальное изменение географии добы­вающей промышленности, сдвиг ее в места с высо­кой концентрацией природных ресурсов, освоение в местах сосредоточения обрабатывающей про­мышленности не только лучших или средних, но и худших по качественным и количественным харак­теристикам природных ресурсов;

- приближение первичной переработки к мес­там добычи сырья и топлива, производства электро­энергии, усиление пространственного разрыва между добывающими и* обрабатывающими отраслями;

- увеличение зависимости трудоемких отрас­лей производства от размещения экономически ак­тивного населения, особенно предприятий с высо­кими затратами живого труда, в первую очередь машиностроения, а также легкой промышленности; 112

— рост взаимообусловленности концентрации промышленного производства и других отраслей хозяйства - транспорта, строительства, сельского хозяйства, непроизводственной сферы;

- усиление агломерационных тенденций, воз­никновение таких форм территориальной органи­зации производства и населения, как агломерации, технополисы, мегалополисы и др.

В конечном счете концентрация производства ведет к локализации производительных сил, обра­зованию своего рода экономических ядер. Наличие ', последних - один из важнейших факторов формирования региональных социально-экономических систем.

Комбинирование производства ведет к технико-экономическому и территориальному единству сопряженных отраслей, их сочетаний. Такое сочетание не требует обязательного раз-мещения комбината на одной промышленной площадке - площадки могут быть раздельными и даже удаленными друг от друга на значительные расстояния, но между ними обязательно должнны существовать устойчивые технологические связи. Характерный пример Урало-Кузнецкий комбинат, созданный в кД930-х годах: в обоих регионах были построены крупные металлургические заводы, сырьевой базой которых являлись железные руды горы Магнитной и коксующиеся угли Кузбасса. Между заводами осуществлялись «маятниковые» перевозки названных грузов. 113

В силу действия закона агломерации комби­наты вовлекают в орбиту своих технико-экономи­ческих связей предприятия с другим характером производства, то есть не имеющие прямых техно­логических связей. Например, в г. Череповце Воло­годской области при обогащении печорских (вор-кутинских) углей, производстве из них кокса для металлургического завода возникло предприятие по выпуску азотных удобрений на базе углеводородов коксогазового завода. Как видим, крупные комби­наты сами становятся агломератами производства, одним из существенных факторов сосредоточения промышленности. Однако комбинирование прояв­ляется главным образом в отраслях первичной пе­реработки сырья - в черной и цветной металлур­гии, целлюлозно-бумажной промышленности. Каждая из рассмотренных форм организации территориального разделения труда в отдельности не встречается - на практике всегда имеет место сочетание форм. Чем теснее взаимосвязь, тем сильнее влияние их на эффективность производ­ства. Но такая зависимость будет проявляться в полной мере только в том случае, если система хозяйства, органы управления соответствуют про­цессам и формам организации территориального разделения труда. 114

23. Территориальная структура хозяйства.Она складывается под воздействием процессов общественного разделения труда, научно-технического прогресса, факторов дифференциации и интеграции экономики. Еще в 1950-х годах И. М. Маергойз писал, что под территориальной структурой хозяйства понимается взаиморазвитие и взаимодействие территориальных центров тяжести народного хозяйства (прежде всего материального производства), а также отдельных его отраслей в их общегосударственном сочетании.В качестве основных параметров терри- ториальной структуры выступают: 1) стоимость основных фондов в расчете на единицу площади и на одного жителя (дает представление об интенсивности хозяйства на территории); 2) степень хозяйственной освоенности территории (измеряется по доле хозяйственно освоенной территории во всей территории страны, региона); 3) территориальная концентрация производства и расселения (объемы производства и численность населения в расчете на единицы площади); 4) локализация всего производства или отдельных видов производства в стране, регионе (определяется по доле производства или населения города, поселка во всем производстве или населении страны, региона).115

Заметим, что выбор показателей для оценки территориальной структуры хозяйства стран и ре­гионов зависит от полноты имеющейся статистиче­ской базы. Наиболее полную информацию о терри­ториальной структуре хозяйства имеют европей­ские страны - члены ЕС. Система национальных отчетов позволяет определять объем добавленной стоимости по отдельным предприятиям, населен­ным пунктам, единицам административно-террито­риального устройства. Показатели добавленной стоимости рассчитываются в общей валюте - экю, что облегчает межотраслевые сопоставления, при­чем не только в целом по территории, но и по традиционным для западной статистики трем секторам хозяйства. Первичный сектор- это сельское и лесное хозяйство, рыболовство, горнодобывающая промышленность; вторичный сектор- обрабаты­вающая промышленность и строительство; тре­тичный сектор- сфера обслуживания, транспорт, связь, финансы, торговля, здравоохранение, образование. Выделение таких структур позволяет максимально комплексно оценить уровень развития производительных сил. К числу важных параметров территориальной структуры хозяйства относится насыщенность территории системой городов.Города, как отмечал Н. Н. Баранский (1946), - это как бы командный состав страны, организующий ее во всех отношениях -и в хозяйственном, и в политико-административном, и в культурном. Многие региональные центры со­средоточивают у себя крупнейшие предприятия, каждый город имеет свои определенные функции и свой более или менее определенный круг действия, свой радиус влияния и притяжения. Система городов имеет свою иерархию: среди них есть и младший, и средний, и старший, и высший «комсостав». 116

Относительно невысокая урбанизированность многих развивающихся стран при высокой степени территориальной концентрации урбанизации представляет их важнейшую типологическую и структурную особенность. В доказательство можно привести ряд характерных для таких стран показателей, отражающих нарушенность иерархии в государственных системах городов. Это - гипертрофированная роль столиц, низкий уровень обслуженности территории объектами инфраструктуры, большие разрывы в численности населения городов. В определенной мере все это характерно и для России. Количественную оценку развитости иерархии государственной системы городов можно сделать по формуле Ципфа:

pj = Pi/n,

где pj - численность населения j-го города; Рi _ население первого по величине города; п - порядко­вый номер ; j-го города в ранжированном ряду городов данной страны в зависимости от численности жителей. 117

Разнородные части регионального социально-экономического пространства «цементирует» ин­фраструктура- один из главных факторов инте­грации региональных систем. В этом смысле осо­бенно большую роль играет транспорт- важней­ший фактор интеграции территориальной структу­ры хозяйства, связующий воедино региональную систему расселения, способствующий обеспечению специализации и кооперирования хозяйственных структур. «Город плюс дорожная сеть, - писал Н. Н. Баранский (1946), - это каркас, это остов, на котором все остальное держится, остов, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию ».

Развитие крупных центров промышленности и соединяющих их транспортных коммуникаций взаимообусловлено: без наличия развитой системы магистрального транспорта в регионе не возникнут крупные предприятия, а после того, как они поя­вились возникает потребность в развитии новых транспортных средств, в наращивании пропускной способности существующих путей сообщения. Та­ким образом возникают «коридоры развития» в ко­торых транспорт играет главную роль.

Уровень развития транспортной инфраструк­туры в регионе отражают показатели протяженно­сти и густоты транспортной сети (о них мы уже говорили в предыдущей главе), условия взаимодействия различных видов транспорта (наличие общетранспортных узлов, портово-технологаческих и логистически-терминальных комплексов, интермодальных коридоров и т. п.), объемы грузовых и пассажирских перевозок, грузонапряженность и т. д. 118

Важным элементом производственной инфраструктуры региональных систем является энергетическое хозяйство.Основные его характеристики - энерговооруженность труда и энерговооруженность территории - отражают уровень развития производительных сил и степень зрелости террито­риальной структуры хозяйства. Оцениваются также показатели удельного производства и потребления энергии относительно доли населения в стране, протяженности линий электропередач напряжением от 110 кВ и выше, вклада региона в единую общегосударственную систему электроснабжения. Среди многочисленных объектов социальной инфраструктурыпервостепенное значение имеют здравоохранение, образование, культура, бытовое обслуживание. До настоящего времени основными показателями, характеризующими уровень развития социальной инфраструктуры, остаются количественные показатели удельной обеспеченности населен. региона (на 1000 жителей). Что касается качественной стороны, то она не имеет достоверной информации, государственная статистика в данном отношении крайне бедна. Существуют расчетные способы интегральной оценки уровня раз вития социальной инфраструктуры, н., методы главных компонент, кластерного анализа и др. Такие расчеты выполняются не регулярно, выборочно, носят опытно-экспериментальный характер. 119

В последние годы в региональных системах стали выделять психообщественный элементсо­циальной инфраструктуры. Впервые его обозначил польский ученый Я. Зюлковский, который выска­зал необходимость исследования и учета закрепившихся среди населения данной территории хозяй­ственных и культурных навыков, степени дисциплинированности и восприимчивости к достижени ям научно-технической революции. Наш отечественный географ Б. Н. Зимин, анализируя проблемы развития мирового машиностроения, также пришел к выводу о большом значении психообщественных характеристик рабочей силы. Однако до настоящего времени статистика по этому поводу отсутствует. Синтезирующим типологическим крите­рием территориальной структуры хозяйства является соотношение территорий с разной степенью хозяйственной освоенности.Принято считать, что высокую степень зрелости территориальной структуры хозяйства имеют те региональные системы, в которых интенсивно используются не менее 2/3 территории. Если же этот показатель составляет 1/2, то уровень зрелости оценивается как низкий. Конечно, данный критерий имеет условный характер, тем не менее он позволяет обосновать типические структуры, которые используются при составлении районных планировок, обоснова­нии градостроительных проектов. 120

Очаговая и рассеянная структурысвойст­венны регионам начального этапа хозяйственного освоения территории. Для очаговой структуры ха­рактерны обособленное расположение поселков и городов, большие расстояния между очагами хозяй­ственной жизни, неосвоенные территории вокруг осваиваемых территорий. Рассеянным структурам свойственно относительно равномерное распределе­ние отдельных пунктов и небольших центров про­изводства и населения. Равномерно-узловая и агломерационно-узловая структурыскладываются в регионах с умеренно интенсивным хозяйственным освоением тер­ритории. В первой структуре промышленные центры и узлы более или менее равномерно распреде­ляются по территории, а между ними находятся слабо освоенные пространства. Вторая структура характеризуется высокой концентрацией производства и населения в крупных и крупнейших городах, а также в агломерированных зонах. 121

Гипертрофированно-агломерационную и аг-ломерационно-мегалополиснуюструктуры имеют г региональные системы с высокоинтенсивным ос-„ воением территории. В пределах первой структуры происходит слияние границ города-центра и агло­мерированных с ним промышленных, транспорт­ных, рекреационных центров. Вторая структура характеризуется сплошным слиянием городов и го­родских агломераций на значительной площади (до 100 и более километров).

24. Эволюция факторов размещения производст­ва.Первые исследования размещения производства выполнены в XIX в. немецкими учеными. Особую известность получили «теории штандорта» (от нем. standort - местоположение, размещение) И. Тюнена и А. Вебера, «теория рыночных зон» А. Леша, «теория центральных мест» В. Кристаллера, «тео­рия полюсов роста и центров развития» Ф. Перру и др. Не все из них нашли применение на практике, но ознакомление с ними способствует пониманию эволюционных процессов в региональной полити­ке, поэтому не будет лишним обращение к ним. И. Тюнен в своем труде "Изолированное го-сударство" предложил поясную систему размеще-ния сельского хозяйства_вокруг рынка. В первом поясе - вольное хозяйство - должно развиваться высокоинтенсивное пригородное хозяйство. В рас­тениеводстве здесь должны преобладать овощные культуры, не выдерживающие дальних перевозок, а в животноводстве - производство цельного молока. Севообороты в этом поясе отсутствуют, урожайность поддерживается за счет внесения удобрений. Второй пояс - лесное хозяйство — предназначен для выра-щивания дровяного леса. В третьем поясе - плодо-семенное хозяйство выращиаают_.картоф., рожь и репу по жнивью, овес, клевер, пшеницу и репу по жнивью, откармливают скот. Четвертый пояс отво­дится зерновому и молочнрму хозяйству земледелие - семипольное (пар,рожь,ячмень,овес и три поля - выгоны и сенокосы). Пятый пояс специали-зируется на пр-ве зерна, имеются выгоны и сенокосы. В шестом поясе преобладает отгонно-пастбищное скотов-во, а землед-е развивается только в потребительских целях.122

Конечно, теория И. Тюнена игнорирует мно­гие реальные условия размещения сельского хозяй­ства, не учитывает сложных взаимосвязей между сельским хозяйством и промышленностью, транс­портом. Тем не менее его учение получило широ­кое распространение, поскольку оно было одним из первых в области обоснования размещения про­изводства.

А. Вебер, подобно И. Тюнену, констатирует свою «теорию штандарта промышленности» в «изолированно мыслимой хозяйственной области», то есть в абстрактных условиях. Своей задачей он ставит изучение не производственных предприятий, расположенных в пределах региональных систем, а только отдельных производственных единиц, при­чем исходит из того, что такая «единица» произво­дит только один продукт и охватывает все стадии производственного процесса. Согласно теории А. Вебера, размещение про­мышленности определяется тремя «ориентациями»: 123

— транспортной (стр-во предпр-ий осуществляется там, где затраты на транспорт минимальны);

— рабочей (строит-во предприятий осуществляется в пунктах с наиболее дешевой рабочей силой);

— агломерационной (предпр.размещаются в центрах скопления других промышл. предприятий что ведет к сокращению затрат на создание транспортных путей, энергетического хозяйства, коммунальных объектов, то есть всего того, что теперь мы называем производственной инфраструктурой).

При рассмотрении транспортной ориентацииВебер принимает во внимание две особенно­сти сырьевых материалов, подлежащих перевозке. Он подразделил эти материалы, во-первых, на по­всеместные (вода, глина, дерево) и локализованные (добыча их возможна в определенных местах); во-вторых, - на чистые, то есть потребляемые без ос­татка (металл, хлопковое волокно и др.), и «весоте-ряющие» (уголь, железная руда), Эти особенности сырья влияют на транспортные издержки и тем са­мым определяют выбор места размещения пред­приятий. 124

Далее Вебер формулирует три главных зако­номерности размещения промышленности, обу­словленные транспортной ориентацией, а именно:

— при использовании одного или нескольких повсеместных материалов производство ориентиру­ется на пункт потребления;

— при использовании чисто локализованного материала «штандорт» может находиться между местом добычи сырья и пунктом потребления, а при добавлении к локализованному материалу по­всеместно распространенного материала «штандорт» перемещается к месту потребления;

— использование одного весотеряющего лока­лизованного материала ведет к совпадению центра производства и места добычи сырья, а при соеди­нении его с повсеместно распространенным мате­риалом перемещается к пункту потребления. Определение места, где самый низкий уровень зарплаты при высоких трудовых навыках рабочих, дает «рабочую ориентацию»предприятию. Но это место притянет к себе «штандорт» из места с мини­мальными транспортными издержками только в том случае, если экономия на рабочих издержках превы­сит перерасход в транспортных издержках, полу­чающийся в результате перемещения продукции.

Агломерационную ориентациюА. Вебер об­уславливал технической и экономической структу­рой производства, она может проявиться в виде ор­ганизованного обслуживания трудом, кредитом, ры­ночными связями по снабжению материалами и сбыту изделий, складами, подъездными путями. Мо­гут иметь место и антиагломерационные процессы, проявляющиеся в виде повышения цен на земель­ные участки, повышения заработной платы, роста цен на материалы и т. д. Вебер различал две степе­ни агломерации: низшую (простое укрупнение про­изводственных единиц) и высшую (пространствен­ное сближение производств без слияния их в одну единицу). 125

Свой вклад в развитие теории размещения производства внес еще один немецкий ученый -А. Леш. В отличие от предшественников, И. Тюне-на и А. Вебера, он вскрывает влияние на выбор места размещения объекта таких факторов, как монопольная прибыль, демпинги, налоги, таможен­ные пошлины и т. д., указывает на появление пре­имуществ у одной стороны за счет утраты их у дру­гой стороны. Для обоснования теоретических по­ложений А. Леш привлекает математический аппа­рат, особенно при анализе транспорта, сырьевых и других факторов размещения производства.

По мнению А. Леша, в процессе столкнове­ния разноречивых сил формируются «рыночные зоны», а рыночный оборот товаров является главным районообразующим фактором. Используя математические расчеты, он определяет «радиус сбыта» товаров, за пределами которого их продажа нерентабельна. Идеальной формой «сферы сбыта» был бы круг, но при его соприкосновении с другими кругами на «идеальной равнине», по которой, как полагал Леш, равномерно размещено сырье (в этом смысле он следует Тюнену и Веберу, повторяя их ошибочные предположения, допуски) образуются бреши. Поэтому идеальной формой районов, по Лешу, является шестиугольник. 126

Немало внимания в учении А. Леша уделено «рациональному экономическому порядку», под ко­торым он понимал соподчиненность районов раз­личного типа: 1) простых рыночных зон, 2) сети районов, то есть совокупности всех зон сбыта од­ного и того же товара, 3) системы районов. В этой иерархии высшим и самым сложным типом назван «экономический ландшафт» - система рынков или сфера экономического влияния главного города. Однако и в этом аспекте учения априорно допуска­лось, что ни рыночные зоны, ни сети или системы районов, ни экономический ландшафт не имеют внешних связей, а замкнуты в изолированном про­странстве, не функционируют во времени.

Теория центральных мест,как и рассмотрен­ная выше теория размещения производства, появи­лась в Германии. Основоположником ее считается В. Кристаллер. Изучая в 1930-х годах характер расселения, он пришел к выводу о том, что наи­меньшее среднее расстояние для поездок покупате­лей в центр, где производятся покупки, будет в случае размещения населенных пунктов на терри­тории, имеющей форму шестиугольника. Он ввел понятие «радиус реализации услуг и товаров» -различный для конкретных видов услуг и товаров. 127

Так, хлеб должен продаваться в каждом населен­ном пункте, даже в маленькой деревне. За сахаром нужно идти (ехать) в поселок. Починить обувь можно в мастерской маленького города. А для того чтобы заказать костюм, необходимо поехать в средний или большой город. Соответственно, число предприятий возрастало по мере увеличения иерар­хического ранга поселения. На основе математических расчетов В. Крис-таллер пришел к выводу, что сама иерархия от сту­пени к ступени отвечает правильной геометричес­кой прогрессии. Если у города есть шесть зани­мающих нижеследующую ступень поселков (седь­мой - сам город), то у каждого поселка будет 36 деревень, на которые направлены соответствующие данному рангу поселка услуги и товары. Продолжая подобным образом расчет оптимальных вариантов организации системы расселения, ученый создал теорию центральных мест, названную его именем («кристаллеровская решетка»). На основе этой тео­рии могут быть сформулированы наиболее эконо­мичные структуры рыночных зон, обеспечены кратчайшие маршруты передвижений, созданы оп­тимальные административно-территориальные ор­ганы управления. Определение соотношений параметров цен­тральных мест, которые могут возникнуть в «кристаллеровской решетке», использует уравнение Бекмана-Парра:128 =

где Рт - средняя людность центрального места уровня m; Р(т+1) - средняя людность центрального места нижеследующего уровня т+1; К - число зон уровня m+1, подчиненных одному центральному месту уровня т и центрам более высокого иерар­хического ранга; k - доля центрального места в на­селении обслуживаемой им зоны. Определенный вклад в развитие теории центральных мест внес В. Бунге. В частности, он ус­тановил зависимость между людностью (количеством жителей) города и его местом (рангом) в сис­теме иерархии городов. Пользуясь известной формулой Ципфа, Бунге, отрываясь от действительности утверждал, что на территории с равномерно распределенным населением и всюду одинаковыми транспортными условиями количество населения, например, пятого по размерам города, будет со­ставлять пятую часть от населения самого большо­го города.Пространство, образуемое центром снабжения и услуг (вместе с проживающим там населением), В. Бунге назвал «рыночными зонами», а в них, зо­нах, выделил места размещения потребителей и «центральное место», из которого исходят услуги и снабжение. Пользуясь математическими методами, моделирования, он рассчитал кратчайшие маршруты коммивояжера в пределах рыночных зон, но эти расчеты также имели абстрактный характер. 129

Центрографический метод довольно рано стал использоваться в России. Великий русский ученый Д. И. Менделеев, исходя из данных переписи насе­ления 1897 г., рассчитал центры территории и на­селенности России. В основу исследований он по­ложил отыскание физического центра тяжести, зная который можно легко определить центр насе­ленности страны, города, уезда и т. д.

Большую роль в развитии центрографическо-го метода сыграл Е. Е. Святловский. В 1930-х го­дах он впервые поставил вопрос о структурно-системном анализе экономических районов. По его мнению, петрографическая структура района (ре­гиона) выражает натуральные элементы природы, населения и экономики, а также направленность и объемы хозяйственных связей. Эти величины выра­жаются на картах изолиниями различного рода, а также точками-центрами, или, по-другому, центра­ми тяжести. Выделены различные центры: средние, центры схождения, центр срединный или меридио­нальный, функциональный центр. Содержание по­нятия об этих центрах, как вообще о центрографи-ческом методе, Святловский выражал в сложной, труднодоступной форме, что, видимо, и повлияло на то, что его труды длительное время не получали признания. 130

Теория полюсов роста и центров развитиявозникла на основе теории центральных мест. Ее

родоначальником считается французский ученый Ф.Перру. Он обосновал классификацию отраслей производства по тенденциям их развития, выделив медленно развивающиеся отрасли (текстильная, угольная, судостроительная и др),развивающиеся но не оказывающие существенного влияния на развитие других отраслей ( пр-во предметов потребления), быстро растущие и вовлекающие в процесс развития другие отрасли (станкостроение и др.)

Места размещения комплекса динамично раз­вивающихся профилирующих отраслей Перру на­звал географически агломерированным полюсом развития. Он разработал модель взаимодействия полюса и окружения. Ключевое значение в этой модели принадлежит отрасли, обеспечивающей максимальные темпы развития. При обосновании взаимосвязей профилирующих отраслей Перру ввел понятие «комплекс отраслей», которое является фактически аналогом термина «территориально-производственный комплекс», обоснованного Н. Н. Колосовским за 25 лет до появления на Запа­де теории полюсов роста и центров развития. 131

Отметим, что принципы моделирования полю­сов роста и центров развития, помимо Перру, разра­батывались и другими зарубежными учеными. Так, Ж. Будвилль, соотечественник Ф. Перру, обосновал принципы совмещения матриц отраслевого баланса, инвестиций и развития инфраструктуры, а на этой основе составил комплексную структуру полюса. Американский географ Д. Дарвент разработал клас­сификацию полюсов роста, стремился от абстрактных теоретических построений перейти к изучению конкретных центров и отраслей - полюсов развития. Такого же характера исследования выполняли канадские ученые А. Блэкберн, Р. Стефенсон и Т. Хартшорн (последние двое - однофамильцы известных американских географов), американец В. Леонтьев, члены «Римского клуба».

Теория диффузии нововведенийисходит из того, что весь процесс экономического развития является следствием возникновения и распростра­нения (лат. diffusio - распространение, растекание) нововведений, то есть технологических усовершен­ствований, новых источников сырья или энергии, новых материалов, новых товаров, новых услуг. Диффузия нововведений является одним из направ­лений более широкой сферы - инноватики (англ, innovation - нововведение), то есть создания, ос­воения и распространения разного рода новшеств. В развитии пространственной диффузии ново­введений на Западе можно выделить три периода:

- конец 1930-х - начало 1950-х гг. - создание основ изучения пространственного распростране­ния идей и причин их адаптации в том или ином регионе; 132

— начало 1950-х - середина 1960-х гг. - иссле­дования шведского ученого Т. Хагерстранда и его коллег по школе социальной географии Лундского университета, где наряду с другими исследованиями разрабатывалась идея информационного поля, включавшего в себя и процессы распространения .нововведений;

; — середина 1960-х гг. - настоящее время - ис­пользование идей Хагерстранда в исследованиях по распространению инноваций для нужд региональ-,ной политики, электоральной географии, информа­тики, управления, создания информационных сетей и баз данных, анализа предпосылок зарождения и .развития новшеств в регионах и странах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.