|
СССР и Россия на фоне мировой экономики.
Любая страна, а в особенности крупная (какой был Советский Союз и остается Россия) обладает собственным уникальным экономическим портретом. Структура производства и потребления, уровень цен и их соотношения, пропорции занятости и оплата труда, виды производимой продукции и ее качество - эти и многие другие характеристики очень сильно разнообразят экономическую действительность мира. По этой причине международные сопоставления делать нелегко, даже при отвлечении от многих частностей. В отношении бывшего СССР дополнительные трудности в этом отношении создавали неконвертируемость рубля, а также несопоставимость большинства советских товаров по своему качеству с товарами, производившимися на Западе. 168
Центральное статистическое управление (ЦСУ) бывшего Союза, используя порочную методику подсчета величины национального дохода, еще в 70-х годах пыталось убедить советских граждан, что их среднедушевой доход был выше, чем в таких странах как ФРГ, Дания, Нидерланды, Бельгия, Великобритания, Италия и др. Приукрашивая истинное экономическое положение Советского
Союза, официальная статистика пыталась упрочить миф о всесторонней высокоразвитости советской экономики. Статистический ежегодник «Народное хозяйство СССР», сообщая о наших успехах в экономическом развитии, утверждал, что за период 1913-1986 годы национальный доход страны увеличился в 94 раза, а продукция промышленности - в 205 раз. Если бы это соответствовало действительности, то Советский Союз был бы самой развитой и богатой страной мира, со среднедушевым уровнем национального дохода в 2,8 превышающим уровень США и более чем в 3 раза - уровень ФРГ и Японии. В действительности национальный доход за это период вырос не более, чем в 10 раз. (Еще более скромными являются результаты расчетов западных специалистов. Так, известный американский экономист русского происхождения, лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев оценивает рост национального дохода СССР за рассматриваемый период в 5-6 раз) .
1 В 50-60 годах американские ученые (М. Джильберт, И. Кревмс, А. Хестон и др.) разработали широко признанную ныне методику международных сопоставлений. Ее суть заключается в измерении валовых продуктов разных стран в единой валюте - «международных» долларах). Покупательная способность этой денежной единицы определяется в результате сопоставления цен на товары и услуги, производимые в других странах. 169
Темпы же роста российской экономики на протяжении советского периода были ниже общесоюзных (по разным оценкам на 1/3 - 1/4), что было связано с политикой ускорения хозяйственного развития бывших окраин Российской империи. Накануне распада СССР в 1990 году по общему объему ВВП он находился на шестом месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии и Франции), причем, 59 % ВВП Советского Союза приходилось на долю Российской Федерации.
Хозяйство страны (прежде всего РСФСР) отличалось многими уникальными чертами, не свойственными ни одной стране мира. Так, с начала 30-х годов рост советской экономики происходил прежде всего за счет выпуска средств производства. Продукция группы «А» (то есть - средств производства, в отличие от изделий группы «Б» - предметов потребления) составляла в советской промышленности как минимум 85 % против 55-65 % в ведущих странах Запада. Иначе говоря, в стране существовало «производство ради производства» а не для людей (по удачному определению известного экономиста В. Селюнина - «самоедская экономика»).Диспропорциональность экономики СССР усугублялась еще в нескольких направлениях. Так, несмотря на огромные капиталовложения в сельское хозяйство (в течение длительного периода туда направлялось до 30 % общих капиталовложений, против 5-7 % в США), данный сектор экономики фактически «топтался» на месте, о чем свидетельствовал постоянный дефицит продуктов питания в стране. Более суровые природные условия СССР по сравнению с США в данном случае не могут служить оправданием многократной разницы в инвестициях. Практически во всех отраслях экономики при новом строительстве проявлялись тенденции «гигантомании» при крайне малом внимании к небольшим и даже средним предприятиям, хотя мировая практика неоспоримо доказала их высокую эффективность (подчас более высокую, чем у крупных предприятий). 170
Диспропорциональность советской экономики подтверждалась также многими поотраслевыми и производственными данными. Так, легкая и пищевая отрасли производили не более 10 % всей продукции, в то время, как в США аналогичный показатель - 25-30 % (не говоря уже о качественном отличии самой продукции). В США в течение не только XX века, но и во второй половине XIX столетия постоянно (за исключением периодов крупных войн) на жилищное строительство направлялось до одной четверти всех капиталовложений, у нас же в лучшие годы - 10-15 %. И уж вовсе несопоставимыми по сравнению с ведущими странами Запада оставались показатели, характеризующие сферу услуг. Эти важнейшие детали, характеризовавшие экономику СССР и в той или иной мере присущие нынешней российской экономике, важно учитывать при разработке стратегии регионального развития на государственном уровне. 171
32. Масштабы и уровень, развития хозяйства современной РФ.РСФСР была самой крупной республикой Советского Союза и по занимаемой ею территории - 76 % от общей площади СССР, и по численности населения - 51 %, и по всем основным производственным показателям экономического потенциала (табл. 1). Особенно был велик вклад РФ в промышленное производство страны. В 1990 году Россия производила 2/3 всей промышленной продукции Советского Союза. На ее территории располагались 3 из 4-х наиболее развитых в индустриальном отношении регионов (Центральный, Уральский и Поволжский) и оба крупнейших в стране промышленных центра - Москва и Санкт-Петербург. Намного скромнее выглядела доля России в суммарном производстве сельскохозяйственной продукции страны - 46 %.
Вместе с тем, обладая полифункциональной и самой развитой (относительно других республик) экономикой, Россия имела и наиболее сильно выраженные диспропорции между отраслями тяжелой, с одной стороны, и легкой и пищевой промышленностью - с другой. Здесь наблюдался и наибольший в Союзе перекос всего хозяйства в сторону военно-промышленного комплекса. 172
Распад СССР и последовавший за ним глубокий социально-экономический кризис, обусловленный также и переориентацией хозяйства на рыночный путь развития, серьезно подорвал экономический потенциал России. К середине 90-х годов суммарный объем ВВП России сократился против предкризисного 1989 года более чем в 2 раза. Экономический кризис затронул все отрасли российской экономики, причем в наибольшей степени пострадали легкая промышленность, производства военно-промышленного комплекса и научное обслуживание.
Экономический кризис подорвал также позиции России в мировом хозяйстве и в преддверии XXI века по суммарной величине ВВП она уже не входила в первую десятку крупнейших стран мира, хотя по целому ряду экономических показателей сохраняла ведущие позиции.(Так,наряду с США, она оставалась лидером в освоении космоса и развитии авиастроения, ей принадлежали ведущие места в мире по добыче природного газа и нефти, бурого угля, заготовке деловой древесины, произву электроэнергии, чугуна, стали, серной кислоты, мяса, сахарной свеклы, картофеля и т. д.).
Таблица 1 Доля бывших республик в общих показателях СССР в 1990 г., ( %) 173
Бывшие республики СССР - ныне суверенные страны
| Население
| Продукция промышленности
| Продукция сельского хозяйства
| Национальное
Богатство*
| Россия
| 51,3
| 66,4
| 46,2
| 60,0
| Украина
| 18,0
| 16,0
| 22,5
| 16,8
| Узбекистан
| 7,0
| 1,7
| 4,6
| 3,5
| Казахстан
| 5,8
| 3,5
| 6,9
| 6,3
| Беларусь
| 3,6
| 4,1
| 5,9
| 3,7
| Азербайджан
| 2,5
| 1,7
| 1.8
| 1,6
| Грузия
| 1,9
| 1,2
| 1,4
| 1,6
| Таджикистан
| 1,8
| 0,4
| 1,0
| 0,7
| Молдова
| 1,5
| 0,8
| 2,2
| 1,2
| Кыргызстан
| 1,5
| 0,5
| 1,3
| 0,8
| Литва
| 1,3
| 1,2
| 2,2
| 1,4
| Туркменистан
| 1,2
| 0,4
| 1,1
| 0,8
| Армения
| 1,1
| 0,8
| 0,6
| 0,9
| Латвия
| 0,9
| 0,8
| 1,4
| 1,1
| Эстония
| 0,5
| 0,7
| 0,9
| 0,7
| * Основные производственные и непроизводственные фонды 174
Исключительно велико отставание России от развитых в экономическом отношении стран в уровне производительности труда (в середине 90-х годов производительность труда в промышленности России была в 4 раза, а в сельском хозяйстве - более чем в 10 раз ниже, чем в США). Крайне высока сырье-, топливо- и энергоемкость отечественного ВВП (на 1 доллар ВВП Россия затрачивала 1,4 кВт часа электроэнергии, против 0.6 кВт часа в США и 0,4 - в Японии, ФРГ и Франции). Крайне неэффективна товарная структура экспорта и импорта России. Преобладание в экспорте сырья, полуфабрикатов и топлива, а в импорте готовых промышленных изделий является одним из основных признаков низкой экономической эффективности и уровня развития хозяйственного комплекса, что, как правило, характерно для развивающихся стран. И, наконец, качество продукции и услуг отечественной экономики, долгое время развивавшейся в условиях отсутствия конкуренции также оставляет желать много лучшего.
Хозяйственные трудности и политическая нестабильность предопределяют все еще крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степени их риска во всех регионах и странах мира. Вместе с тем, РФ остается в перспективе притягательным объектом для иностранных частных инвестиций. Напомним, речь идет о стране, занимающей первое место в мире по площади и шестое по населению; обладающей богатейшим природно-ресурсным потенциалом (нефть, газ, уголь, железная руда, полиметаллические руды, золото, алмазы, лес и т. п.; располагающей грамотным населением и высококвалифицированными кадрами, переподготовка которых для овладения новейшими профессиями не требует больших затрат. Рабочия сила отличается пока относительной дешевизной, а внутренний рынок - малой насыщенностью современными товарами отечественного производства. 175
33. Территориальные социально-экономические диспропорции.Происшедшие в 90-е годы изменения в РФ существенно преобразовали ее социально-экономический ландшафт. Возникли колоссальные разрывы в годовом объеме денежных доходов между отдельными экономическими регионами и субъектами Федерации. Из 1452,6 трлн руб. (в старом исчислении) денежных доходов РФ в 1996 году 330,2 трлн руб. (22,7 %) приходилось на Москву, в то время как на 10 наиболее бедных регионов (субъектов РФ), по совокупной численности населения несколько превышающих столицу, приходилось лишь 33 трлн руб.(2,6 %) (К. Иванов, 1997). Еще более наглядное представление об углубившихся социально-экономических диспропорциях в российском обществе дает табл. 2. и рис. 10. Подобное перераспределение за короткий период «национального пирога» свидетельствует как о появлении географических зон относительно высокого и крайне низкого уровня жизни, так и об ослаблении позиций главной опоры страны, так называемых «средних регионов», с которыми связываются основные надежды на возрождение России. 176
В период резкой трансформации социальных отношений в РФ прочно вошли в научный обиход регионалистики понятия «социальная справедливость», «социальное неравенство», «социальные противоречия». Как известно, в прежние годы уровень социального расслоения в стране был сравнительно невелик, что давало адептам внедрения либеральной модели экономики основание утвер
ждать, что это было «равенство в бедности».
Таблица 2 Разрыв между субъектами Федерации в 1994, 1996 гг. (К. Иванов, 1997)
Субъекты
| Населние, млн. чел.
| %
| Подушевой денежный доход (месяц, руб.)
1994 1996
| Разрыв между группами регионов (раз)
1996 1994
| РФ
| 147,5
| 100,0
| 378,5 820,7
|
| Москва
| 8,63
| 5,8
| 876,4 3188,7
| Москва - 10 бедных 5,27 8,56
Москва - другие 69 2,7 3,9
| 9 богатых*
| 17,66
| 11,9
| 530,4 1365,7
| 9 богат. -10 бедных 3,19 3,66
9 богат. - другие 69 1 ,63 1 ,67
| Другие 69
| 1 12,32
| 76,3
| 323,7 816,8
| другие 69-19 бедных 1,95 2,19
| 10 бедных**
| 8,89
| 6,0
| 166,0 372,2
|
| * Тюменская область (1924,6), Магаданская область (1567,5), Республика Саха (1534,8)» Камчатская область (1459,3), Санкт-Петербург (954,4), Красноярский край (868,4), Карелия (834,2), Иркутская область (824,0), Республика Коми (823,0).
** Ивановская область (377,5), Мордовия (374,1), Пензенская область (350,1),
Марий-Эл (345,6), Кабардино-Балкария (311,4), Адыгея (310,0), Калмыкия (286,7), Карачаево-Черкессия (261,6), Дагестан (244,0), Ингушетия (180,0). 177
По мере рыночных преобразований произошло перераспределение материальных благ в пользу узкого круга людей, удельный вес которых по разным оценкам составляет от 3 до 5 %. Еще 8-10 % относятся к представителям так называемого «среднего слоя». Остальная же часть населения быстро «люм-пенизируется», будучи озабоченной лишь проблемами выживания. В определенной связи с территориальными социально-экономическими диспропорциями можно говорить о региональной фрагментации российского политического сознания. Основная географическая линия «разлома» (примерно 55-я параллель) пролегает между поддержкой курса на экономические реформы и оппозицией ему. 178
Бедные регионы менее 1,5
прожиточных минимумов
не 1 чел. в среднем)
Дагестан
Адыгея
Карачаево-Черкессия
Кабардино-Балкария
Калмыкия
Марий Эл
Алтайский край
Хакасия
Тьша
Бурятия
Читинская область
Еврейская АО
Сахалинская обл.
Чукотский АО
Регионы малой обеспеченности населения (более 2прожиточных минимумов
на I чал. в среднем)
Калинишрадская обл.
Ленинградская обл.
Псковская обл
| Тверская обл.)
Брянская обл..
Курская обл.
Воронежская обл..
Краснодарский край
Респ.Северная Осетия Астраханская обл.
Волгоградская обл.
Саратовская обл.
Тамбовская обл
Пензенская обл. Мордовия
Чувашия
Нижегородская обл.
Рязанская обл.
Владимирская обл
Ивановская обл.
Архангельская обл.
Ненецкий АО
Челябинская обл.
Курганская обл.
Новосибирская обл
Алтай
| Саха (Якутия
Амурская обл
Хабаровский кр.
Приморский кр
Магаданская обл.
Корякский АО
Камчатская обл.
Регион относительного благопо лучия (2-3 прожи-
точных минимумана 1 челе среднем
Карелия
Мурманская обл.
Вологодская обл.
Ярославская обл.
Новгородская обл.
Смоленская обл.
Калужская обл.
Тульская обл.
Липецкая обл.
Орловская обл
Белгородская обл.
Ростовская обл
| Ставропольский кр.
Республика Коми
Кировская обл.
Коми-Пермяцкий АО
Пермская обл
Екатеринбургская обл.
Омская обл.
Томская обл.
Кемеровская обл
Красноярский кр.
Таймырский (Долгаю-
Ненецкий) АО
Эвенкийский АО
Иркутская обл.
Санкт-Петербург
Регионы высокой обеспе
ценности населения
(более 5 прожиточных минимумов на 1 чал. в среднем)
Москва
Тюменская обл.
Ханты-Мансийский АО ЯмалоНенеикий АО
| Рис.10. Уровень покупательной способности денежных доходов населения в регионах РФ в 1997 г. 179
Если население северных регионов во время всех демократических выборов 90-х годов голосовало преимущественно за реформистские партии и движения, то население к югу от 55-й параллели демонстрировало в основном более консервативную, антиреформаторскую модель голосования.
Феномен 55-й параллели (иногда линию «разлома» проводят по 52-й параллели) объяснить не трудно. Во-первых, население северных регионов, богатых углеводородным сырьем (нефтью и газом), золотом, алмазами, уже извлекли реальную пользу от экономических реформ, получая своевременную и достойную (по «нынешним меркам») зарплату. Во-вторых, население южных, аграрных регионов традиционно более консервативно, чем северных, урбанистических, а также Москвы и Санкт-Петербурга. В третьих, слабая поддержка идей «монетаризма» на юге объясняется живучестью здесь таких нерыночных элементов как бартер и самообеспечение. Указанная линия «разлома» в политических симпатиях российского общества отражает далеко не всю региональную фрагментацию российского политического сознания. Уместно говорить о феномене пограничных регионов, где по понятным причинам наиболее ярко проявляется аппеляция к национальным символам и установлению порядка с помощью «сильной руки»; о нонконформистской специфике восточных регионов, население которых проявляет повышенный «электоральный интерес» к новым лидерам (отторжение как действующей власти, так и главной оппозиции) и т. д.Все это свидетельст вует о том, что проблема регионализма приобретает ключевое значение для современной России.180
34. Проблема единого экономического пространства.Дезинтеграционные процессы в российской экономике в 90-е годы привели к реальной опасности распада единого экономического пространства. Первейшими атрибутами последнего служат, как известно, не только общие внутренний рынок и денежно-кредитная система, но и единство ключевых инфраструктурных систем - энергетики, транспорта, связи. Координация действий центральных и региональных властей должна быть направлена прежде всего на сохранение общих принципов функционирования рынка на всей территории Федерации, контроль налоговой и кредитной политики, централизацию экономического механизма природопользования и т. д. К числу главных принципов формирования единого экономического пространства (общероссийского рынка) относятся (А. Г. Гранберг, 1994):
- беспрепятственное движение товаров, капиталов и рабочих кадров между регионами; снятие все еще имеющихся ограничений на выбор людьми места жительства и вида трудовой деятельности: 181
- свободное формирование экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями, расположенными в любом регионе Федерации и за ее пределами, с неукоснительным соблюдением действующего законодательства;
- устранение монополизации производства, честная конкуренция производителей, представляющих разные формы собственности;
- предпочтительность денежной формы товарообмена по сравнению с натуральной;
- осуждение политики двусторонней сбалансированности в межрегиональных экономических связях;
- обеспечение свободы транзитных перевозок на всей российской территории (без использования системы региональных пошлин);
- установление единых принципов налогообложения товаров.
Важнейшими составляющими единого общеоссийского рынка являются национальные рынки товаров, труда и капиталов. 182
Функции государства при организации национального рынка товаров заключаются в создании условий равновесия без вмешательства администрации, в ликвидации искусственных барьеров в межрегиональных связях - только в этом случае рынокначинает играть роль саморегулятора структуры спроса и предложения, а затем производства и потребления. Вместе с тем неизбежно возникновение противоречий между региональными интересами на рынке товаров, грозящее превратиться в протекционизм без конкуренции. Усилия правительства в этой связи состоят в выработке специальных мер по регулированию рынка товаров с помощью федеральных контрактов, специальных трансфертов и т. п. (особенно когда речь идет о северных регионах, приграничных и др.).
Специфика рынка труда в условиях распада хозяйственных связей состоит в его сегментации, в том числе - «регионализации». Поскольку рынок рабочей силы становится неотъемлемой частью регионального (на уровне субъектов РФ) воспроизводства, постольку система управления им формируется прежде всего на региональном уровне. Появилась реальная угроза дерегулирования рынка труда на государственном уровне. Чтоб этого не случилось, государство в лице правительства (Министерство труда, государственная служба занятости, федеральная служба миграции) обязано отслеживать тенденции и вырабатывать политику в области занятости, разрабатывать все основополагающие нормативно-правовые документы. Главное при этом - установить единые правила регулирования интересов всех субъектов рынка труда, охватывающие весь спектр экономических, социальных, юридических, психологических и других факторов. 183
Становление общероссийского рынка капиталов предполагает беспрепятственное движение финансовых ресурсов (устранение всех искусственных «региональных барьеров» на этом пути), государственную поддержку межрегиональных хозяйственных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и т. д. Дальнейшей «кристаллизации» единого экономического пространства страны служит сложившаяся практика межрегиональных договоров и соглашений, создания различных ассоциаций экономического взаимодействия с соблюдением существующего законодательства (рис. 11) и т.д. Основная цель подобных мер - укрепление межрегиональной экономической интеграции субъектов РФ на основе расширяющегося регионального самоуправления.
Что касается региональной политики в данном процессе, то хотя ее проведение и призвано способствовать укреплению национального рынка и интеграции регионов, главные методы и средства укрепления единого экономического пространства лежат все же за пределами региональной политики и связаны с оздоровлением валютно-финансовой и кредитно-денежной системы страны, стабилизацией экономики и т. д. 184
(Рис. 11. Экономические районы и межрегиональные ассоциации РФ(по: А. Н. Журавлеву и др. – в компьютере).
35. Политико-административные изменения 90-х годов.Административно-территориальная сетка России никогда не отличалась стабильностью. Однако легко критиковать постоянно меняющуюся схему административных единиц обширной многонациональной страны, приводя в пример стабильные образцы внутреннего устройства США, Канады и некоторых других крупных по территории государств. Трудно объяснить и понять природу многих административно-поли- тических реформ, особенно в прошлом, когда Россия оказывалась на исторических перепутьях.
Как известно, административно-территориальное деление любого государства правомерно рассматривать в двух его ипостасях. Во-первых, это одна из сторон объективного развития общества, нуждающегося во внутренней упорядоченности дифференцированных и относительно автономных его частей (учитывая огромную протяженность России, членение ее территории на многочисленные составные части всегда было непростой проблемой). Во-вторых, это деление территории государства на части, соответствующие его природе, задачам и функциям, а также адекватная этому делению организация системы местных органов государственной власти и управления. 186
Отсюда становится ясным, что административно-территориальные границы имеют бесспорно субъективный характер и нередко соответствуя одним требованиям, противоречат другим. Так, административное устройство царской России было более или менее удовлетворительно приспособлено к задачам налогообложения, полицейско-бюрократи-ческого управления и рекрутских наборов, однако далеко не всегда учитывало интересы этнического и национально-политического размежевания, а также территориального разделения труда. 187
В СССР административно-территориальное деление стало в руках государства мощным рычагом целенаправленнного воздействия на всю территориальную организацию общества и более того -на все стороны социально-экономического развития. Мощь этого рычага оказывалась тем большей, чем более дробным являлось само административно-территориальное деление и чем дольше оставались «выключенными» экономические механизмы местного самоуправления. В «постперестроечной» России административно-территориальное устройство претерпело существенные количественные и качественные изменения. Прежде всего «парад суверенитетов» привел к изменению статуса всех бывших автономных республик и ряда автономных областей. При этом процесс преобразований шел очень интенсивно. (Например, Горно-Алтайская автономная область -Горно-Алтайская АССР - Горно-Алтайская ССР -Республика Горный Алтай - Республика Алтай). Россия признала новый статус автономных республик поправкой к Конституции РСФСР от 14 мая 1991 года, отказавшись от термина «АССР» и заменив его другим - «Республика в составе РСФСР». Если раньше в состав РСФСР входило 16 автономных республик, то в конце XX в. РФ объединяла 21 республику. Многие из них изменили свои прежние названия. Их новые названия: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай (Алтай), Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмы-кия-Хальм Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика (Ичкерия), Чувашская Республика . 188
Бывшие автономные области - Адыгейская, Горно-алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасия, став республиками, вышли из состава краев (Краснодарского, Алтайского, Ставропольского и Красноярского), в которые они раньше входили. Автономная область в России осталась одна - Еврейская; другие за последние годы преобразованы в республики. Автономных округов (АО) - всего 10: Агинский, Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий. Остается неизменным с 1958 года количество краев и областей (рис. 12, 13). 189
Согласно новой Конституции «правовое поле» краев, областей и республик существенно расширилось. Хотя их собственное правовое регулирование (включая принятие законов и иных правовых актов) и ограничивается Основами законодательства, издающегося Федерацией, тем не менее, вошло в практику заключение специальных договоров между Центром и субъектами Федерации о разграничении прав и обязанностей. Именно эта тенденция вызывает наиболее ожесточенную критику со стороны «государственников» -сторонников жесткого курса, считающих, что получение односторонних льгот отдельными политико-административными единицами ни в коем случае недопустимо. Стабильность административно-территориального деления государства - одно из свидетельств его социально-экономической и политической устойчивости. Настойчивые требования отдельных политиков и ученых осуществить новую реформу административно-территориального деления России игнорируют фактическое отсутствие концепции такой реформы и особенно подлинно научных обоснований целе-положенной национальной политики. Пока остается слишком много неясных вопросов, нерешенность которых не дает морального права приступать к реорганизации административно-территориального деления. Назовем некоторые из них (Н. Т. Агафонов и др., 1990). 190
191-рис.
1. Каким образом следует учитывать межэтнические грани цы,особенно в условиях чересполосного расселения наро- дов? 2. Следует ли исходить в процессе предполагаемой реформы из численности и плотности населения географи- ческих таксонов? Какой потенциал более значим: материально-технический или социально-демографический? 3. Какому фактору следует отдавать приоритет при столкнове нии интересов экономики, демократии и этнических общно стей? 4. В какой мере следует учитывать природную спе -цифику, масштаб и характер природопользования в процес се административно-территориального устройства? Очень вероятно, что в условиях такой огромной территории и уникального разнообразия природных, социально-экономи- ческих, национальных и конфессиональных условий России новая попытка перекроить административно-территори- альную сетку окажется новой «раной» на больном «теле» •российского общества.
Рис. 12. Административно-территориальное устройство СССР 192
Рис. 13. Административно-территориальное устройство новой России
36. Региональная политика для России как исторический императив.Если в отдельных, небольших по площади странах Запада иногда еще ставят под сомнение регионалистику как таковую, считая ее весьма абстрактной субстанцией, то для России (как и для многих обширных по территории, неоднородных по природным условиям, поли- этнических и поликонфессиональных государств) региона- льная теория и региональная практика представляют жизне нную необходимость.Одной из стратегических целей регио нальной политики в любой стране является выравнивание (или, по крайне мере, сближение) условий социально-экономического развития регионов, предполагающее поэтапное создание предпосьшок для укрепления в отстающих регионах собственной экономической базы. Выравнивание («эквализация») уровней социально-экономического развития регионов для России - задача столь трудная, сколь и вечная, что обусловлено объективным неравенством многих условий их развития, а именно:
1) природных: разнообразие климатических, гидрологических, геоморфологических, минерально-сырьевых, сейсмических и иных условий на террито-| рии РФ создают слишком разные стартовые условия для развития регионов, лимитируют (или, напротив, ускоряют) их нынешний рост, предоставляют шанс использовать богатый минерально-сырьевой потенциал, дифференциальную ренту для первоначального накопления капитала или, наоборот, почти не оставляют надежд на будущее процветание без федеральной помощи; 193
2) пространственных: речь идет как о географ-ом положении регионов (особенно транспортно-географическом), указывающем на их связь с окружением, так и о размерах, а также конфигурации территорий,что является одним из факторов регион-ого развития (своеобразный вердикт необъятным российским просторам вынес император Николай I,изрекший:«пространство-проклятье России»);
3) социально-исторических, под которыми подразумеваются, во-первых, стадийное запаздывание в осуществлении социально-экономических преобразований (индустриализации, электрификации, коллективизации, механизации сельского хозяйства, и т. д., а позже - рыночной реформы) в отдельных регионах; а, во-вторых, крайне неравномерное распределение по регионам центров и объектов духовной культуры, национальных святынь и т. д.;
4) эконом-х, суть которых состоит в неравноценности сохранившихся по регионам от советских лет основных фондов и н-технического потенциала; несправедливости, связанной с действием меха низма бюджетного федерализма;несопоставимости инвестиционного потенциала регионов и т.п;194
5) демографических: то есть режима воспроизводства населения, который в свою очередь зависит от его возрастно-половой, семейной, национальной, религиозной структуры; (на территории РФ признаки заметной рег-ной дифференциации в естественном движении населения появились еще в начале XX века, но наиболее выраженный характер эти процессы приобрели в конце столетия);
6) этноконфессиональных: хотя российская цивилизация - не просто мозаичная картина, составлен ная из культур различных народов, а определенная целостность, национальное и религиозное самосознание отдельных российских этносов подчас так или иначе влияет на социально-экономическую сферу (особенно мощную, слабо контролируемую силу приобретают национальные стихийные процессы, уже приведшие на территории РФ к тяжелым социально-экономическим последствиям);
7) геополитических, то есть условий, сложившихся в результате распада СССР и разрыва традиционных межреспубликанских и межгосударственных экономических связей, что привело к остродепрессивному состоянию экономики многих приграничных регионов; часть из них оказалась втянутой в зону военных конфликтов; 195
8) субъективных: имеются в виду недостаточно рациональные действия как центральных, так и отдельных местных властей, постоянно сопровождающие человеческую историю (России - в том числе); в условиях РФ к числу достаточно распространенных субъективных факторов следует отнести воровство и коррупцию, бюрократизацию властей, региональное местничество, выражающее, как правило, интересы региональных элит и крайне редко - интересы простых людей;
9) экологических условий, сказывающихся практически на всех направлениях и формах социально-экономического развития российских регионов. 197 – контр.вопр.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|