ЧАСТЬ II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РФ: УСЛОВИЯ,ПРЕДПОСЫЛКИ,ТРАДИЦИИ.165
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ РОССИИ........................................................... 165
.31. СССР и Россия на фоне мировой экономики. 168
32. Масштабы и уровень, развития хозяйства современной РФ......................................... 172
33. Территориальные социально-экономические диспропорции........................................ 176
34. Проблема единого экономического пространства....................................................... 181
35. Политико-административные изменения 90-х годов...................................................... 186
36. Региональная политика для России как исторический императив................................. 193
ГЛАВА 7. ПРИРОДНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ............................ 198
37. Страна с самым холодным в мире климатом............................................................. 199
38. Необходимость адаптации к суровым природным условиям...................................... 202
39. Холод и расселение россиян............................ 205
40. Природная специфика и комфортность среды обитания.............................................. 208
41. Природа и социосреда России ......................... 209
542. Природа и материальное производство...........215
43. Суровая природа и инертность социально-экономического развития ...............220
ГЛАВА 8. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В БЫВШЕМ СССР .......................................226
44. Этапы региональной политики.........................227
45. Экономическое районирование СССР.............239
46. Програмно-целевые территориально-производственные комплексы............................242
47. Программно-целевые народохозяйственные зоны...............................248
48. Хозяйственное освоение территории...............249
49. Региональные системы расселения ...................252
50. Территориальные общественные системы .......255
ГЛАВА 9. РЕГИОНЫ-СУБЪЕКТЫ РФ: ПУТЬ К РЫНКУ..260
51. Проблемы формирования региональных рынков............................................................261
52. Региональная дифференциациясоциально-экономической ситуации ...............271
53. Факторы регионального развития «новой» России...................................................277
54. Региональные компенсационные механизмы..283
55. Инвестиционная привлекательность регионов ..............................................................288
56. Региональные рынки иностранных инвестиций...........................................................290
ЧАСТЬ Ш. ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ... 297
глава 10. ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ........................................ 297
57. Задачи региональной диагностики.................. 297
58. Диагностика природно-ресурсного потенциала. 301
59. Демографическая диагностика и диагностика рынка труда... 305
60. Диагностика расселения................................... 309
61. Диагностика экономического уровня развития региона................................................ 312
62. Диагностика динамических качеств региона................................................................ 314
63. Диагностика отраслевой, функциональной и территориальной структуры региона ..... 316
64. Диагностика комплексности хозяйства региона............................................................. 320
65. Экологическая диагностика региона.................. 323
ГЛАВА 11. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ............. 329
66. Особенности методологии регионального прогнозирования.......................................... 330
67. Социально-демографический прогноз............ 339
68. Прогноз природно-ресурсного потенциала.... 346
69. Экономический прогноз................................... 351
70. Экологический прогноз..................................... 352
71. Технологический прогноз.................................. 357
72. Информационный прогноз................................ 358
глава 12. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНА...................361
73. Структура хозяйства региона............................362
74. Этапность формирования межотраслевых комплексов.. ...................................................368
75. Размещение предприятий в регионе................370
76. Рационализация транспортно-экономических связей.................372
77. Создание логистически-терминальных комплексов и ситуационных центров............376
78. Формирование региональных систем расселения...........................................................380
ГЛАВА 13. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ..........................386
79. Концепция-идея развития региона...................386
80. Структура концепции ........................................389
81. Процесс целеполагания в регионе....................394
82. Реализация стратегических целей региона......398
83. Региональная инвестиционная политика.........404
84. Необходимость поддержки депрессивных регионов ........................................................406
ЧАСТЬ IV. БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВЫЙ И ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИРОССИИ .........................................................................412
глава 14. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ ...........412
85. Понятие о федерализме.....................................414
86. Бюджетный федерализм и территориальная справедливость.................... 17
87. Недостатки существующей модели эк-го федерализма (по состоянию на 1998 г.)......421
88. Механизм финансового взаимодействия Центра и регионов....................................... 424
89. Факторы, влияющие на формирование межбюджетных отношений.......................... 430
90. Москва в зеркале региональных патологий.... 436
ГЛАВА 15. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И РЫНОК ................. 446
91. Региональное накопление................................. 446
92. Региональные рынки......................................... 449
93. Региональные биржи......................................... 454
94. Инвестиционная привлекательность регионов....................... 456
95. Выбор приоритетов и механизм реализации.......................................................... 461
96. Региональное распределение иностранных инвестиций.............................................. 464
97. Св.эк-е зоны как перспективный инструмент рын-й трансформации эк-ки России...... 469
ГЛАВА 16. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СФЕРА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.............. 476
98. Нормативная правовая база региональной политики........................................................ 476
99. «Об осн. положениях рег-ой политики в РФ» (Указ президента от 3 июня 1996 г.).......... 479
100. Правовой режим для иностранных частных инвестиций............................................486
101. Местное самоуправление - реальная власть .………………………….488
102. Муниципальные образования и процессы микрорегиональной стабилизации ..........492
103. Регионы и Центр................................................497
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мнение о том, что рыночная экономика - это стихия, которая, сама себя регулирует, находит все меньше сторонников в реформируемой России. Выясняется, что для создания жизнеспособной экономики переходного периода мало все поделить, акционировать и приватизировать - она немыслима без активной отраслевой и региональной политики государства, без его прямой или косвенной поддержки ключевых экономических проектов. Большинство экономистов, анализирующих переходную экономику (прежде всего - из бывших социалистических стран), приходят к выводу, что роль государства в этот период гораздо шире, чем это предполагалось ранее, особенно исходя из либеральных концепций «основного направления (mainstream)» экономической теории.
Согласно современному учению о государственном секторе (Public Economics), государство в развитой рыночной среде призвано обеспечивать институционально-правовую структуру экономики и восполнять так называемые «провалы рынка» (market failers). Последние чаще всего связываются с такими функциями государства, как: а) производство «общественных благ» (оборона, охрана общественного порядка, общественные услуги и пр.); б) защита общества от «внешних эффектов» (охрана природной среды); ~в) регулирование «естественных монополий» (энергетика, транспорт, связь): г) стабилизация экономики и поддержание экономического роста; д) ликвидация чрезмерного неравенства в доходах, резких региональных контрастов. Эти функции еще более актуальны при трансформации командно-административной системы в рыночную. 13
Из многих функций государства в данном случае нас больше всего интересует региональная политика. Опыт послевоенного экономического развития стран - «рыночных лидеров» неопровержимо свидетельствует о том, что ни в одной из них не была допущена рыночная анархия в формировании региональных пропорций, развитии крупных городов, не были забыты малые народы, обитающие на территориях с экстремальными природными условиями и т. д. Конечно, внешние и внутренние шоки («революции» в ценах, технологические прорывы, политические потрясения и др.) постоянно меняли соотношение плана и рынка (планомерности и стихийности), но фактом является усиление государственного регулирования экономики (в том числе - региональных пропорций) этих стран. Долгое время категории «планомерность» и «региональное планирование» жестко привязывалась к социализму, а «стихийность», «анархия» - к рынку, товарному производству. Но социалистическая экономика вовсе была не застрахована ни от хозяйственных диспропорций, ни от региональных «перекосов», а ставшие хроническими сбои в выполнении разного рода «программ партии» раз за разом порождали ситуацию «планируемой анархии». («Мы с трудом освобождаемся от иллюзий, что у нас в экономике все по плану, - однажды удачно заметил видный советский экономист, акад. РАН О. Богомолов. - Планы действительно регулярно составляются и одобряются, но жизнь часто идет своим чередом»). 14
Все это подтверждает мысль о внеформацион-ном, всеобъемлющем характере процесса усиления планомерности и региональной организации мировой экономики в целом. Это обстоятельство особенно важно иметь в виду в условиях обширной по территории РФ, где в ходе реформ целые регионы не выдерживают испытания рынком. «Отдавать» их во власть рыночной стихии - значит проявлять равнодушие к судьбе собственного народа. Это очевидный императив, который должен учитываться правительством Российской Федерации (тем более, что все чаще высказывается мнение о необходимости «воссоздания Госплана в рыночном варианте» - такого органа, который выполнял бы многие планирующие и регулирующие функции).
Было бы ошибкой рассматривать региональную политику как чисто экономическое явление. (Это просчет, который иногда допускают экономисты). Ее неотъемлемым атрибутом является претворение в жизнь социальных, политических, экологических заказов общества, составляющих иногда «сердцевину» государственного вмешательства в дела территорий. И хотя осуществление таких мероприятий происходит обычно посредством экономического механизма, нет никаких оснований «зауживать» проблему. Вот почему в названии учебного пособия «Основы региональной политики» вполне сознательно опущено слово «экономической». В отношении Российской Федерации, все еще «раздираемой» социальными, этноконфессиональными и другими противоречиями, это пояснение звучит особенно кстати. 15
Несколько слов следует сказать о логике изложения и специфике расположения материала в учебном пособии. Его структура обусловлена содержанием вузовского курса «Региональная политика», читаемого сегодня на многих факультетах экономического, финансового, социологического, юридического, географического и иного профиля. Открывается пособие изложением основ теории и методологии региональной политики, заканчивается -систематизированным изложением опыта региональной политики за рубежом, прежде всего в развитых странах Запада и Японии. Большинство его разделов и фактологический материал тесно «привязаны» к конкретике РФ: вопросам стратегии ее регионального развития, становления бюджетно-финансового федерализма и т. п. 16
Можно предположить, что некоторые разделы учебной программы и соответственно учебного пособия еще не вполне «устоялись», нуждаются в корректировке или даже новой интерпретации. В этой связи все критические замечания пользователей настоящего учебного пособия будут обязательно учтены при повторном его издании. 17, 18-чистая страница
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|