Структура рекламы и рекламный слоган
Особенно ценно значение рекламы для нового товара, только что разработанного и выходящего на рынок впервые. Именно структура рекламы, умение показать товар лицом, броскость и оригинальность рекламного объявления во многом определяют успех продажи товара на всех стадиях его жизненного цикла.
Структура рекламы зависит от вида товара, который она призвана рекламировать. Например, для потребительских товаров реклама должна быть относительно краткая, эмоционально настроенная, пышная и броская, а для товаров производственного назначения — более простая, содержательная и рациональная.
Так, для привлечения внимания покупателей к своей рекламе универмаг «Orbah» использовал острый, неожиданный заголовок и оригинальный рекламный сюжет: «Выгодный товарообмен. Приведите свою жену и не забудьте немного денег. Мы вернем Вам совершенно другую женщину».
Фирма «Volkswagen» рекламе автомобилей своей марки дала такой заголовок — «Бракованное изделие», подчеркивая в тексте, что контрольные органы фирмы проверяют автомобили тщательно и качеству ее продукции можно доверять.
Субъект рекламы
Выбор субъекта рекламы — не менее важная задача. Фирма, как правило, не в состоянии решить все рекламные вопросы самостоятельно и обращается за помощью в специализированные рекламные агентства.
В качестве субъектов рекламы могут выступать либо специализирующиеся на определенных средствах рекламы рекламные агентства, либо рекламные агентства с полным циклом работ, включающих и маркетинговые исследования.
Определение адресата рекламы
Чрезвычайно важна при планировании рекламных выступлений точность фокусирования, сегментации рынка и определения адресата (аудитории) рекламных объявлений. Следует иметь в виду, что сегмент конечных потребителей и адресат рекламной кампании — не обязательно одно и то же лицо. Например, при сегменте рынка костюмов или галстуков для мужчин адресаты рекламных объявлений — прежде всего женщины, которые в подавляющем большинстве случаев играют решающую роль в принятии решения о покупке данного товара.
В связи с этим необходимо знать о предполагаемом адресате рекламных объявлений как можно больше, понимать его интересы, предпочтения в покупках, потребности, проблемы, уметь сопереживать ему, стараться качественными характеристиками товара и сопутствующими продаже услугами помочь решить возникающие в его жизни и деятельности трудности и в итоге давать ту рекламу, которую он предпочитает и которая соответствует его вкусам, привычкам, образу жизни и устремлениям. При планировании рекламной кампании по конкретному товару следует учитывать зрительные и ролевые стереотипы, сложившиеся в сознании адресата рекламных выступлений, а именно: его быт, воспитание, систему ценностей, социальный статус, уровень образования, культуры, компетенцию и др.
Выбор адресата в существенной степени влияет на определение содержания рекламного объявления. Например, для руководителей, менеджеров предприятий и фирм не следует готовить подробные рекламные каталоги с конкретными техническими данными — им в большей степени подойдут рекламные материалы общего характера; для руководителей сбытовых и снабженческих подразделений лучше подбирать хорошо иллюстрированные, краткие проспекты по товарам и услугам, которые показывали бы преимущества торговых условий приобретения; техническим специалистам и инженерам будут интересны детальные, с подробными технико-экономическими характеристиками рекламные каталоги, демонстрирующие технические возможности и преимущества товара, включающие схемы, графики и т.д.
Для рекламодателя большое значение имеют состав рекламной аудитории и ее численность.
Мотив рекламы
При определении плана и организации рекламной кампании важен выбор основного мотива рекламы, самым тесным образом связанного с сегментацией рынка данного товара и его позиционированием. Рекламные идеи (специальные рекламные предложения) разрабатываются в соответствии с целями общей рекламной кампании фирмы, долгосрочными и краткосрочными задачами ее маркетинговой политики в целом, что помогает определить побудительный аргумент в пользу покупки товара, наиболее привлекательного на данном сегменте рынка и самого сильного в конкурентной борьбе.
Необходимо найти наиболее соответствующий требованиям потребителей данного товара акцент в пользу приобретения именно этого товара в ряду других, ему аналогичных.
Мотивы рекламных объявлений могут быть первичными и вторичными, в зависимости от критериев, положенных в основу их классификации.
К первичным мотивам рекламы товара относятся такие показатели, как качество, эксплуатационные достоинства, особенности и отличия от товаров-конкурентов, низкие расходы на эксплуатацию и ремонт, высокая производительность, прочность, долговечность, надежность, безопасность, легкость, мощность, точность, экологическая чистота, пригодность для конкретных целей покупателя, выгоды, которые товар ему принесет, и т.д.
К вторичным мотивам рекламы относятся качество и широта услуг, предоставляемых покупателю и потребителю, полнота ассортимента товара, опыт предприятия по производству данной продукции, успехи на выставках, тщательность лабораторных тестов в отношении качества товара, мнение других представительных покупателей по использованию товара и др.
При выборе основных мотивов рекламных сообщений полезен анализ возможных преимущественных мотивов приобретения товара покупателем, которые подразделяются на:
· первичные мотивы покупки — желание утолить голод и жажду, обеспечить уютное окружение и комфорт, избавиться от боли и опасности, обеспечить благополучие близких, получить одобрение со стороны окружающих, добиться превосходства над другими людьми, помочь преодолеть препятствия, игровой азарт, в некоторых случаях — риск и др.;
· вторичные мотивы покупки — стремление к красоте и развитию вкуса, к чистоплотности, выгоде, экономии, надежности, сохранению здоровья, культуре, повышению работоспособности, любопытство и др.
Можно также подразделить мотивы рекламы на эмоциональные и рациональные.
Рациональные мотивы лучше «срабатывают» в отношении адресата с высоким уровнем образования, а также мужчин т.е. тех, кто желает сам покупать товар, а не «покупаться» рекламой
Эмоциональные мотивы рекламы не соответствуют товарам производственного назначения.
Выбор каналов распространения рекламы
Определение каналов, средств распространения рекламы и оптимального их сочетания осуществляется в соответствии с целями рекламы в целом, а также с особенностями товара, характеристиками адресата рекламы и основных мотивов, акцентов рекламного обращения.
Разработка плана используемых в рекламной кампании средств и их оптимального комбинирования, взаимоувязывания, взаимодополнения и взаимоусиления — важнейшая задача сотрудников маркетинговых и рекламных служб. Так, например, для рекламы товаров промышленного назначения (машин, оборудования, агрегатов) наиболее подходящие рекламные средства — специальные газеты, журналы, радио, а не телевидение.
При выборе канала распространения рекламы необходимо учитывать:
· соответствие рекламы имиджу товара и фирмы, ее стилю и специфике товара;
· функцию канала — информационную, развлекательную или образовательную;
· характер рекламного послания;
· технические возможности канала;
· соответствие канала целевой аудитории, адресату рекламной кампании, по структуре, количеству и регионам;
· выбор времени рекламной кампании, периодичность канала рекламы;
· доступность и стоимость.
Составление рекламного сообщения
Составление сообщения предполагает:
· заголовок рекламного сообщения, его девиз (slogan);
· текстовую часть рекламы;
· выбор носителя (персонажа) рекламного сообщения;
· иллюстрации;
· музыкальное сопровождение;
· тиражирование и копирование рекламного сообщения.
Заголовок рекламного сообщения, особенно по потребительским товарам, должен быть кратким (5-7 слов), вызывать положительные эмоции и включать слова повышенной эмоциональной ценности (например: сегодня, теперь, здесь, развитие, важно, быстро, легко, совет, истина, натуральный, эффективный, выгодный, экономия и др.). Заголовок может обещать потребителю разрешить беспокоящую его проблему, содержать новые сведения о рекламируемом товаре, указывать на его преимущества. Заголовок — вопросительное предложение придает рекламе некую тайну, загадку и т.д.
Рекламу рекомендуется вести в спокойном, ненавязчивом тоне, обращаться к потенциальному покупателю на «Вы», не использовать превосходную степень, восклицательные знаки, название фирмы в заголовке, такие слова, как «нет», «не», «незаменим», «на уровне мировых стандартов» и т.д.
Не рекомендуется в рекламном заголовке указывать на конкретный сегмент рынка, для которого данный товар предназначен, поскольку это суживает и ограничивает возможный охват покупателей и исключает внимание потребителей других сегментов рынка. Так, если в рекламном заголовке или сообщении оговаривается, что этот мотоцикл — для молодых, то отторгаются покупатели среднего и пожилого возраста, которые могут считать для себя интересным приобретение машины с высокоскоростными, «молодежными» показателями. Лучшим решением в этом случае может быть заголовок «Для тех, кто любит скорость».
Текст рекламного сообщения обычно строится по методу индукции, т.е. смысл излагается от частного к общему, а также по формуле: новое — известное — новое. В начале рекламного сообщения дается тезис, ясное и точное суждение, затем приводятся аргументы, которые доказывают этот тезис, а затем следуют демонстрации — суждения, показывающие, почему тезис обосновывается именно этими аргументами, а не другими.
Текст рекламного сообщения обычно подразделяется на абзацы, так называемые врезы. Специалисты по рекламе советуют избегать канцеляризмов, научно-популярного стиля, в частности начало абзацев рекомендуют отмечать звездочками, треугольничками, кружочками, галочками и т.д., а не тире.
Текст рекламного сообщения желательно сочетать с заголовком. Он не должен содержать «информационного шума», т.е. избыточную информацию, не работающую непосредственно на эффективность. Оптимальный объем текста — 50—60 слов, однако для товаров промышленного назначения допустим и больший объем.
При выборе носителя рекламного сообщения следует учитывать установившиеся в той или иной стране или регионе традиции. Например, в Японии в качестве рекламных персонажей чаще используются известные личности: актеры, спортсмены, музыканты и т.д., а в США — обычно незнакомые лица, которые не отвлекают внимание от рекламируемого товара или фирмы.
Иллюстрации должны воздействовать на эмоциональное восприятие адресата рекламной кампании.
По свидетельствам физиологов и нейрофизиологов, человек в первую очередь обращает внимание на динамичные изображения с людьми (прежде всего детьми, женщинами), животными, растениями, природой.
Связь заголовка и изображения большей частью бывает ассоциативной, полуявной (в 50% случаев): в заголовке указывается параллельная изображению мысль и предполагается определенное соучастие адресата рекламы в творческом процессе по определению смысла рекламы и выработке решения о покупке. При иллюстративной или явной связи (в 40% случаев) иллюстрация повторяет с помощью изобразительных средств заголовок. Такая связь отличается точностью и однозначностью понимания и требует минимума работы воображения адресата. Реже используется конкретная связь иллюстрации и заголовка (10%), когда одно как бы противоречит другому и требует поэтому довольно изощренного ума, чтобы проследить связь и определить реальный смысл рекламы в целом.
В качестве иллюстраций рекомендуется использовать цветные фотографии, рисунки, коллажи, крупный и сверхкрупный план (лица людей, глаза, кисти рук), необычные оптику, ракурс и т.д. Техника съемки и фотопечати должна быть при этом безукоризненной. Высококачественная иллюстрация привлекает к тексту рекламы в 1,5 раза больше людей, чем обычная.
График рекламных выступлений
График рекламных выступлений определяет время и частоту публикации и демонстрации рекламы в средствах массовой информации, длительность демонстрации плакатов, панно и т.д., а также набор рекламных средств в разбивке по времени. Поэтому чрезвычайно важно определить период (годы, месяцы, недели, дни, часы, даже минуты и секунды), когда рекламные сообщения эффективнее представить для обозрения потенциальным покупателям. Обычно график рекламных выступлений представляет таблицу, где в подлежащем перечисляются отобранные для рекламной кампании средства или каналы рекламы, а в сказуемом — даты (месяцы, недели и т.д.) проведения рекламных мероприятий.
Необходимо определить последовательность, степень важности и приоритеты различных рекламных мероприятий, а также время их проведения (рис. 4.18).
Средства рекламы
| Календарные числа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| …
| Телевидение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вводящая реклама
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Утреннее время
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дневное время
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вечернее время
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Пиковое время
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Поддерживающая реклама
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Утреннее время
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дневное время
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вечернее время
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Пиковое время
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Радио
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Утреннее время
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Дневное время
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вечернее время
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Пиковое время
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Газеты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общего характера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Специализированные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| и т.д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рис. 4.18. График рекламной компании
Составление сметы расходов и рекламный бюджет
Составление сметы расходов на рекламные мероприятия — теоретически последний этап в планировании рекламной кампании. Однако на практике при планировании рекламной кампании и рекламной работы на фирме в первую очередь определяется ее бюджет исходя из величины суммы средств, выделяемых на рекламу. При разработке рекламного бюджета учитываются факторы, влияющие на его величину: объем и размер предполагаемого рынка сбыта, роль рекламы в общем комплексе маркетинговой деятельности и этапы жизненного цикла товара, его дифференциация, предполагаемый объем сбыта и размеры прибыли, затраты конкурентов на аналогичную рекламу, собственные финансовые возможности и др.
Планирование рекламного бюджета предполагает определение общего количества выделяемых на цели рекламы средств и их распределение, т.е. постатейное указание того, каким образом и в каком объеме они будут использованы.
В частности, специалисты по рекламе должны определить расчетную стоимость работ по копированию и тиражированию рекламных материалов, их эффективность для рекламной кампании в целом, наметить конкретные организации и службы, которые будут осуществлять этот вид деятельности, охарактеризовать требуемый уровень технологии и приготовить соответствующие заказы и т.д.
Возможны следующие способы определения уровня расходов на рекламу.
1. В процентном отношении от предыдущего или предполагаемого объема сбыта продукции в стоимостном выражении.
2. С учетом практики и уровня затрат на рекламу конкурирующих фирм с поправкой на соотношение в силах и долю на рынке. При этом уровень расходов на рекламу конкурентов должен быть ориентиром, а не основным определителем рекламного бюджета собственного предприятия.
Такой способ учета при составлении рекламного бюджета соответствующей политики фирм-конкурентов в определенной степени предотвращает вспышки рекламных войн, предоставляет возможность использовать коллективный опыт, однако не отличается устойчивой оптимальностью, поскольку конкуренты также могут ошибаться в своих расчетах, делать ложные ходы и т.д.
3. Способ остаточных средств — компания выделяет на рекламу столько денег, сколько осталось после распределения на все остальные цели. Такой метод неэффективен и, как правило, приводит к неудачной рекламной и маркетинговой деятельности. Обычно такой способ выбирает фирма, которая не имеет опыта в проведении рекламной работы, не знает точных ее целей и весьма ограничена в средствах.
4. С учетом целей и задач, которые фирма ставит перед собой в проведении рекламных кампаний. Определяются задачи рекламной деятельности и расходы на выполнение каждой из них, которые в итоге суммируются, что является теоретически наиболее предпочтительным и эффективным методом определения затрат на рекламу.
5. Модели принятия решений, например модель Видаля — Вольфа, описывающая изменения товарооборота в зависимости от величины расходов на рекламу, модели последовательной взаимосвязи, адаптивные модели, модели, учитывающие конкурентную борьбу.
Определяя рекламный бюджет, необходимо не только скалькулировать общие объемы расходов на рекламу, но и распределить эти расходы по функциям рекламной деятельности (рекламные исследования, производство рекламных объявлений и т.д.), сбытовым территориям, средствам рекламы, рекламируемым товарам.
Например, рекламный бюджет может быть распределен по средствам распространения рекламы следующим образом: 30% — на рекламу в прессе; 15 — печатная реклама (проспекты, каталоги, плакаты); 15 — участие в выставках; 10 — прямая почтовая реклама; 7,5 — сувениры, представительские приемы; 7,5 — поездки агентов, дилеров для налаживания связей с потенциальными покупателями; 7,5 — престижная, фирменная реклама; 7,5% — непредвиденные расходы.
Следует иметь в виду, что около 80% всех рекламных средств составляют издержки на каналы распространения рекламы.
Оценка эффективности затрат на рекламу
Предварительная оценка эффективности затрат на рекламные цели осуществляется следующими методами.
Портфельные испытания (метод портфеля объявлений) предполагают выбор оптимальной рекламы из альтернативных рекламных вариантов, которые потребитель оценивает по шкале: «очень информативные» — «не очень информативные», «запоминается» — «не запоминается» и т.д.
Метод ранжирования основан на оценке (ранжировании) рекламы несколькими потребителями или экспертами, присваивающими соответствующее место (ранг) каждому из предлагаемых рекламных вариантов.
Театральное тестирование (метод эксперимента) предполагает наиболее приближенное к реальной ситуации исследование реакции потребителя на рекламу. Так, потребителям предоставляется возможность посмотреть новую телевизионную программу или фильм, где будет показана и тестируемая реклама, и специальные медицинские датчики определяют физиологические реакции потребителя на предложенное рекламное объявление.
Рыночное тестирование — то же, что и при театральном тестировании, но в реальных рыночных условиях ограниченного сегмента.
В период проведения рекламной кампании или по ее окончании также проводятся тесты определения реальной эффективности рекламы: на узнаваемость рекламы (starch test); на запоминаемость (gallup test); на эффективность расходов на рекламу (cost-efficiency index) в сравнении с другими компаниями-конкурентами. Последний тест обычно рассчитан на 1000 покупателей, которые приобрели рекламируемый товар.
Помимо приведенных выше оценок психологического восприятия рекламных объявлений определяется и их экономическая эффективность. Простейший метод — сопоставление увеличения объема продаж в регионе, где проводилась рекламная кампания, с увеличением или сокращением объема продаж этого же товара в регионе, где рекламы не было (контрольном сегменте).
Следует помнить основную цель рекламных выступлений — увеличение продаж и расширение рыночной доли. Например, американский специалист в области маркетинга и рекламы Дэвид Огилви так ответил человеку, утверждавшему, что видел потрясающую рекламу: «Вы утверждаете, что видели гениальную рекламу? Я не видел ее. Но утверждаю, что это плохая реклама. Будь она гениальной, Вы говорили бы не о ней, а о товаре».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|