Маркетинг в системе общественного производства
Экономические отношения - это всегда отношения между определенными социальными субъектами: производителями и потребителями материальных и духовных благ, их потребностями и интересами. Интересы формируются в процессе совместного труда людей, в рамках определенных производственных отношений. С другой стороны, экономические отношения, будучи первичными по отношению к экономическим интересам, всегда и в любом обществе проявляются именно через интересы.
Экономические интересы - это побудительные мотивы хозяйственной деятельности людей, обусловленные их местом в системе отношений собственности и общественного разделения труда, присущими им потребностям и поэтому интересы выступают мощными двигателями экономического прогресса, образуют ту "пружину", которая приводит в движение экономический механизм.
Очевидно, что экономические интересы у различных социальных групп далеко не одинаковы. Интересы порождены не биологической природой или абстрактной сущностью человека. Они определяются положением соответствующей социальной группы в обществе, ее местом в экономическом укладе общественной жизни, а в конечном счете, господствующими формами собственности. При всем разнообразии индивидуальных вкусов и запросов у мелкого производителя одни интересы; у наемного рабочего - другие; у предпринимателя - третьи.
Экономические интересы имеют весьма сложную структуру. Человек одновременно выступает и как индивидуум, и как представитель той или иной социальной группы. В соответствии с этим он является носителем весьма различных интересов.
Способы воздействия на интересы людей, с помощью которых обеспечивается их участие в производстве, весьма многообразны и определяются своеобразием той или иной экономической системы. Они неодинаково сочетаются на различных этапах развития общества. Если среди способов воздействия выделить главные, то они таковы: во-первых, внеэкономическое принуждение; во-вторых, экономическое воздействие на интересы людей; в-третьих, моральное и социальное побуждение трудовой активности.
Для удовлетворения потребностей необходимы продукты или блага. Продукт или благо является результатом производства. Каждый продукт характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять ту или иную потребность и воплощенными в нем затратами общественного труда. Соответственно различают натурально - вещественную и общественную сторону продукта.
Совокупность механических, физических, химических и других полезных свойств делает продукт способным удовлетворять потребности людей, превращает его в потребительную стоимость. Существует гигантское разнообразие потребительных стоимостей. Это объясняется огромным многообразием самих потребностей людей.
Потребности, в отличие от желаний, объективны и выражают необходимость в материальных и духовных благах для обеспечения жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом. По мере развития общественного производства, науки и техники потребности людей все более умножаются и обогащаются. Вместе с этим открываются и все новые возможности их удовлетворения.
Движение общественного продукта так же непрерывно, как непрерывно течение жизни. Начавшись в производстве и пройдя через стадии распределения, обмена, оно завершается в потреблении. В связи с движением общественного продукта и складываются экономические отношения между людьми.
Между производством и потреблением существует сложная, диалектически противоречивая связь. При всей важности производства оно имеет смысл лишь тогда, когда служит потреблению. Потребление образует цель и одновременно движущий мотив производства, определяющий социальный заказ производству, предопределяет объем, структуру и качество общественного продукта.
Всякая удовлетворенная потребность порождает новую, часто более сложную. Рост и усложнение потребностей - мощная движущая сила развития производства. В то же время, сами потребности образуются отнюдь не произвольно, не из фантазии или прихотей человека. Их появление в решающей степени обусловлено самим производством. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потребителем, образуют своеобразный механизм их взаимодействия, расширения возникающих между ними противоречий (Рис.1.2.)
Рис. 1.2. Система общественного производства
Все эти стадии не существуют сами по себе, изолированно друг от друга, а образуют части единого целостного процесса, соединенные между собой прямыми и обратными связями.
Производство - исходный пункт, в котором возникает, создается сам продукт и с которого начинается его движение. В процессе производства человек приспосабливает вещества и силы природы к удовлетворению своих потребностей.
Распределение отчасти само входит в производство в виде распределения средств производства и, соответственно, членов общества по сферам и отраслям производства, экономическим регионам, предприятиям. В то же время распределение образует особую стадию в движении общественного продукта. Проблема здесь, отнюдь, не в том лишь что делить, но и в том, как делить.
Принципы, в соответствии с которыми осуществляется распределение, как и его организация, являются мощным стимулом, побудительным мотивом воздействия на производство. Если они неправильны, то есть противоречат объективным законам, то в таком случае распределение может серьезно тормозить, сдерживать развитие производства. Хорошо известно, например, что уравниловка, нарушающая присущий социализму принцип распределения по труду, снижает трудовую активность работников и отрицательно сказывается на темпах роста производства, ухудшает качество самого производимого продукта.
Обменопосредует связь между производством и распределением, с одной стороны, и потребителем - с другой. Обмен, как и распределение, совершается и в самом производстве (в виде обмена деятельностью и способностями). А также и вне его, представляя собой самостоятельную функцию в движении продукта. Обмен продукта призван доставлять каждому участнику производства, каждому его звену определенные блага в соответствии с долей, устанавливаемой распределением. Обмен развивается вместе с углублением общественного разделения труда. Хорошо налаженный обмен обеспечивает непрерывность и согласованность производства, а любые нарушения на этой стадии (скажем, срыв договорных обязательств одного предприятия по поставкам комплектующих деталей другому) подрывают нормальный его ход, отрицательно сказываются на конечных результатах.
Потреблениеявляется завершающей стадией движения продукта. Именно здесь реализуется его потребительная стоимость. Потребление бывает двух видов. Производственное потребление является составным звеном самого процесса производства. Личное потребление. Начав движение с производства, продукт сразу, полностью или постепенно исчезает в потреблении , обеспечивая при этом воспроизводство самой жизни человека и его деятельности. Однако личное потребление - не просто физиологический или культурный акт. Важнейшей общественной функцией личного потребления является создание мощного импульса, стимула развития и совершенствования производства.
Любая экономика базируется на двух аксиомах: первая - потребности общества, его индивидов и институтов безграничны и неутолимы; вторая - экономические ресурсы редки и ограничены.
Редкость ресурсов, ограничивающая объемы производства, создает проблему экономического выбора, т.е. принятия решения о том:
· что и сколько производить? (какие товары и в каких пропорциях создавать, а от каких отказываться);
· как производить? (какие формы организации производства и технологии применять, а от каких отказываться);
· для кого производить? (кто будет потреблять произведенный продукт или услугу, а кто нет, как распределять продукт).
Смысл выбора - эффективность, т.е. такое использование редких ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества. (Советский ученый Л.В. Канторович совместно с американским ученым Т. Купмансом получил в 1975 г. Нобелевскую премию по экономике за разработку теории оптимального использования ресурсов).
Оптимальность - это выбор из множества возможных (альтернативных) вариантов наилучшего, наиболее соответствующего определенным условиям и задачам.
Выбор целью общества эффективность экономики порождает много противоречий. Это вызвано тем, что эффективность имеет экономическое и социальное содержание. Экономическое содержание эффективности состоит в достижении максимума продукции максимального качества при минимальных затратах производительных ресурсов и времени. Социальное содержание эффективности означает, что всякое совершенствование производства должно идти на пользу людям и не вредить природе (Рис. 1.3).
Рис. 1.3. Место маркетинга в системе общественного производства
Содержание, цели и функции маркетинговой деятельности
В современную эпоху запросы потребителей быстро растут и становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки - разнообразными по структуре.
Главная цель маркетинга - ориентация на потребителя. Компании (предприятия) достигают успеха в хозяйственной и коммерческой деятельности только тогда, когда их целью становится удовлетворение нужд потребителя. Вместе с тем, задача маркетинга - не только увеличить спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению. Предвидеть, прогнозировать спрос можно лишь при постоянном изучении запросов потребителей.
Управление спросом включает стимулирование, содействие и регулирование. Стимулировать - значит вызывать у потребителей стремление к тому, что предлагает фирма, привлекательно оформляя продукт, интенсивно его рекламируя. Содействие предполагает, что фирма делает свой продукт легко доступным физически по условиям кредита, хорошей информированности продавцов и т.п. Регулирование необходимо, когда существуют скачки в спросе на протяжении года или если спрос превышает предложение. В этом случае цель - сделать спрос более равномерным в течение года или осуществить демаркетинг товара или услуги. Удовлетворение спроса подразумевает не только нормальное функционирование товара или услуги, но и их безопасность, доступность различных вариантов, послепродажное обслуживание.
Маркетинговая деятельность может быть направлена как на отдельных или группы потребителей, так и на население в целом. Потребительский спрос касается характеристик и нужд конечных потребителей, потребителей товаров производственного назначения, каналов сбыта (оптовая и розничная торговля), государственных ведомств, международного рынка и некоммерческих организаций. Предприятие может ориентировать свое предложение на всех или некоторых из них. Общественный спрос определяется характеристиками и потребностями служащих, профсоюзов, акционеров, объединений потребителей, населения в целом, государственных организаций и другими внутренними и внешними факторами, воздействующими на деятельность предприятия.
Основываясь на принципиальной методологии маркетинга как рыночной концепции управления и сбыта, целесообразно найти универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций, к приведению их в логически непротиворечивую систему. Этот подход состоит в выделении четырех блоков комплексных функций и ряда подфункций в каждом из них.
Структурно они выглядят следующим образом.
Аналитическая функция
· Изучение рынка как такового.
· Изучение потребителей.
· Изучение фирменной структуры.
· Изучение товара (товарной структуры).
· Анализ внутренней среды предприятия.
Производственная функция
· Организация производства новых товаров, разработка новых технологий.
· Организация материально-технического снабжения.
· Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|