Сделай Сам Свою Работу на 5

Из книги «В ПОИСКАХ БОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

I

Поиск божественной реальности – это поиск той части физического мира, которая является источником всеобщих законов, необходимых для нашего продвижения к просвещенной и достойной жизни. Однако эти законы не могут быть установлены ни методом логических рассуждений, ни на основе уже имеющегося опыта познания окружающего мира... Поиск божественной реальности на протяжении истории человеческой цивилизации – это поиск всего специфически трансцендентного: трансцендентных элементов человеческого знания, трансцендентной части физической реальности, а также трансцендентных аспектов природы человека. Трансцендентными я называю все аспекты, элементы или условия существования, которые выходят за пределы нашего непосредственного контроля, за пределы видимой сути вещей, за пределы логических объяснений или доказательств, которые дают нам наши ощущения. Таким образом, поиск божественной реальности тесно связан с проблемным комплексом «реальность – самопознание» (РСП), т.е. комплексом проблем, с которыми мы сталкиваемся в попытке понять природу физической реальности, природу людей и природу человеческого знания...

III

Результатом нашего поиска стало то, что мы обнаружили трансцендентную физическую реальность в мире квантовых явлений – элементарных частиц, которые являются предметом исследований квантовой механики. В своей основе материальные объекты оказываются нема териальными. Отдельные компоненты реальных объектов реальны не так, как реальны состоящие из них объекты. Локальный порядок находится под влиянием нелокальных, сверхсветовых явлений. В создании видимого порядка вещей детерминизм чередуется с тенденциями выбора. Наблюдение рождает реальность. Открываются объекты, обладающие разумоподобными свойствами. Каждое из этих утверждений бросает вызов здравому смыслу, который обусловлен видимой сутью вещей. Однако рассматриваемые явления позволяют воспринимать такие утверждения как вполне правдоподобные...

С точки зрения Гейзенберга, функции вероятности можно считать существующими реально. Их можно рассматривать как объективно существующие тенденции или возможности фактических событий. Они представляют собой современную версию понятия потенции у Аристотеля. Согласно Аристотелю, материя без формы не может быть вполне реальной, но она потенциально способна стать таковой в процессе формирования. Точно так же Гейзенберг полагает, что квантовые волны не вполне реальны, они занимают промежуточное положение «между образом предмета и реальным предметом», но потенциально способны стать реальными во время наблюдения...



Аристотель писал по этому поводу: «Форма превращает материю в реальность». На языке квантовой механики это звучит так: Наблюдение превращает тенденции в реальность.

Становится очевидным, что волноподобное состояние элементарных систем в онтологии Гейзенберга не является отражением физической реальности в нашем сознательном опыте. Суперпозиция тенденций, потенциально способных стать реальными, но не являющихся таковыми, отличается от реальности, которая формируется на основании опыта. Таким образом, составные элементы реальных вещей не являются столь же реальными, как состоящие из них вещи. Более того, поскольку ранее не существовавшее состояние возникает во втором процессе Гейзенберга, есть основание считать, что наблюдение рождает реальность, причем термин «наблюдение» обозначает взаимодействие квантовой системы с объектом в обычном состоянии реальности.

Аналогичным образом, поскольку квантовые волны вероятности пусты и не обладают ни массой, ни энергией и являются всего лишь числовыми отношениями, но при этом их интерференционные картины вполне наблюдаемы, логично предположить, что основа материального мира нематериальна.

В дополнение к этому отметим, что выбор и актуализация вероятного события во втором процессе Гейзенберга может включать внезапное изменение вероятностей в обширных зонах Вселенной. В связи с этим можно с большой долей уверенности говорить, что природа физической реальности нелокальна. Так, наблюдение, сделанное в одной части Вселенной, может иметь мгновенное сверхсветовое воздействие на возможности другого наблюдателя, находящегося на значительном удалении от первого.

В заключение можно сказать, что вероятности фактических событий представляют собой форму информации, которая по своей природе приближается скорее к элементам разума, чем к материи. В настоящее время нам уже известны процессы, в которых физические системы заметным образом реагировали на незначительные изменения в информации, поступавшей к ним. В обычных условиях реакция на информацию является прерогативой разума. Таким образом, в основе обыкновенных предметов можно найти элементы, обладающие разумоподобными свойствами.

IV

Подобно дуализму волн и частиц в сфере физической реальности, дуализм разума и тела является определяющим символом природы человеческой реальности, который свидетельствует о наличии в ней элементов трансцендентности...

Из множества традиций человеческого мышления современная наука выбрала в качестве своей основы традицию объективности. Существует убеждение, что природа объективна, поскольку ею управляют законы, а не намерения. Законы природы незыблемы, неумолимы, имеют количественный и всеобщий характер. Они не подчиняются обстоятельствам. Механические процессы бессознательны, подчиняются только законам движения и не имеют цели. Напротив, если процесс является выражением конечной цели, то стремление достигнуть ее каким-то образом становится причиной действия. Объективная наука по определению должна исключать цель при описании природы.

В течение почти всей истории нашего развития основой выживания человека была жизнь в составе племени. Но как только человек стал контролировать другие части биосферы до такой степени, что они перестали представлять для него серьезную опасность, роль интенсивного естественного отбора взяла на себя межплеменная борьба, а точнее, смертоносная война – это особое состояние человечества. С этого момента жизненную важность приобретает принцип сплоченности толпы.

Цивилизация общественных насекомых – муравьев, термитов – заложена в их генетическом коде. Требуемое поведение носит автоматический характер. Общественное поведение человека не запрограммировано, оно опирается на культуру. Установление и поддержание общественных связей требует мотивации. На протяжении всего культурного развития все объяснения происходили, главным образом, из мифов и религий. Они учили людей определенным образом воспринимать окружающее и разъясняли им, почему необходимо вести себя так, а не иначе. Таким образом, знание о мире и нравственные ценности имели один общий источник.

Причины неиссякаемого стремления человека к поискам трансцендентности, объяснению и определению цели жизни заложены в самой истории. Это стремление присуще нам как потомкам анимистов. В силу того, что общественный порядок на протяжении значительного периода эволюции объяснялся анимистическими причинами и проецировал человеческую природу на остальную часть мира, считается, что наше стремление несет в себе потребность поиска универсального телеономического начала: «Каждое живое существо в определенном смысле является ископаемым. Внутри каждого из них, если проследить весь путь к микроструктурам белковой основы, можно найти признаки, если не отпечатки следов его предков».

Для мирового порядка, построенного на мифах и религиях, возникновение науки с ее опорой на объективность в качестве основного источника достоверного знания стало катастрофой. При первом же анализе, а затем и доказательствах несостоятельности мифологических и религиозных объяснений существующего устройства Вселенной наука уничтожила их в качестве источника знаний и тем самым против собственной воли подорвала основы социальной стабильности и авторитет принятой системы ценностей.

В этом смысле наука подтолкнула человека к «леденящему одиночеству» во Вселенной, которая перестала быть частью его характера, не заботилась о его чаяниях.и не имела никаких планов относительно его будущего. Жизнь оказалась лишенной смысла, а человек ощутил себя бесцельно дрейфующим во времени и пространстве с мыслью о том, что (Моно): «Подобно цыгану он живет на границе чуждого ему мира, который глух к его музыке и безразличен к его надеждам так же, как он безразличен к его страданиям и преступлениям». Так выглядит история разрушения договора (гармонии) между человеком и природой, эволюция жизни, лишенной смысла, и причина того, почему наука не смогла проникнуть в сознание основной массы людей.

Таким образом, «ложь привела к болезни духа» современных обществ. Суть этой болезни состоит в отчаянных попытках сохранить верность ценностям и мифам, поставленным под сомнение тем же принципом объективности, который активно используется в сфере технологии. С одной стороны, мы успешно применяем объективность в качестве познавательного принципа, а науку – в качестве основы нашей силы и жизнеспособности. С другой стороны, мы по-прежнему привержены старым анимистическим мифам, которые без всяких оснований сохраняют единство общества и служат критерием верности его оценок. Моно приходит к выводу о неизбежности радикальной переоценки и отказе от многих из традиционных ценностей.

Такая же переоценка может происходить и сейчас, но в результате мы приходим к тому, что жизнь может иметь смысл и нравственные ценности, не вступая в противоречие с принципом объективности в качестве важнейшего источника достоверного знания. Мы должны не отрицать традиционные ценности, а искать новый фундамент, на который они могли бы опереться.

V

Последнее можно утверждать достаточно определенно, поскольку:

• трансцендентность является частью человеческогознания;

• трансцендентность является частью физического мира;

• трансцендентность является частью человеческойприроды;

• если исходить из того, что Вселенная нелокальна, тоследует считать, что человек является частью информационной сети, которая определяет сущность его природы;

• если природа Вселенной разумоподобна, следуетожидать, что она включает в себя человека и взаимодействует с его разумом.

И согласие между человеком и природой восстанавливается...

Игумен Иоанн (Экономцев)[1]



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.