Сделай Сам Свою Работу на 5

Немного о российской истории

Анализируя политическую историю России, хотя бы с эпохи Петра I и до первой мировой войны, мы не увидим ровной исторической дороги – то взлеты, то падения... Но особенно «сотрясал» Россию XX век. Хотелось бы напомнить три периода, когда, с нашей точки зрения, Россия пала духом: перед революцией 1917 года, во время репрессий 30-х годов и в самом конце века. Причем именно конец 90-х годов привел, наряду с обнищанием основной массы людей, к их глубокой нравственной деградации. Люди забыли о былом величии России.

А это величие было вполне реальным. Россия показала себя и при Петре, и при Екатерине, и в Отечественную войну 1812 года. Однако в России практически никогда не было демократии западного образца. Несмотря на это, а может быть благодаря этому, в России XIX века возник необычайный феномен русской интеллигентской духовности. Русская интеллигенция проявилась, скорее, не как сословие, а как образ и состояние души. Всему миру известны такие писатели, как Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов. Художественный гений Пушкина дополнялся политическим и философским гением Радищева и Чаадаева. Всемирно известными стали имена многих русских художников и композиторов.

Отличительной особенностью русской интеллигенции наряду с духовностью была ее высокая гражданственность, весьма отличная от формализованного западного правосознания. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». И еще – «поэт в России больше, чем поэт». Именно русская литература XIX века заставила весь мир признать величие России. Посещая университеты США, я познакомился с десятками библиотек и всегда находил в них имена своих великих соотечественников. Недаром прошлый век называют золотым веком русской литературы.

Литература XX века не принесла России знаков духовного величия. И хотя 1900-е годы считаются серебряным веком, гражданственность в эту эпоху пронизана упадничеством декаданса и формализмом модерна, неизбежным следствием которых стала революция. В то же время исключительным явлением стала русская религиозно-философская мысль, представленная именами В. Соловьева, Н. Бердяева, о. С. Булгакова, о. П. Флоренского, Н. Лос-ского, П. Струве... Почти все они категорически выступали против революции в сборнике «Вехи». Однако в целом литература 1900-х годов теряет то духовное величие, которое было присуще ей в предшествующий век.



В послереволюционные годы интеллигенция была практически разгромлена, однако тогда же взошла звезда А. Платонова и М. Булгакова. Величие России в XX веке несомненно связано с победой в Отечественной и второй мировой войнах. На фоне горя и радости этой Победы возникла пронзительная по искренности и честности литература шестидесятников, одной из самых ярких фигур которой стал известный всему миру А. Солженицын. Именно ему принадлежит глубокая работа «Как нам обустроить Россию». Но никто из власть имущих не прислушался к этим размышлениям.

Еще один взлет величия России связан с прорывом в космос: первым советским спутником и полетом Гагарина. Наша страна фактически открыла новую космическую эру, что позволило исследовать космическое пространство на инструментальном уровне. Не нами сказано: «Наши представления о структуре ближнего и дальнего космоса в доспутниковую эпоху (до 1957 г.) были менее точны, чем воззрения Аристотеля» (лауреат Нобелевской премии Христиан Альфвен).

Завоевания космонавтики не свалились на нашу страну с неба. Они явились результатом продуманной системы образования, как среднего, так и высшего. Программы наших вузов были срочно востребованы американцами. И не только программы, но учебники, учебные пособия, научно-технические журналы. Не один год американцы догоняли нас в образовательной сфере. Результаты сказались очень быстро – они первые на Луне и в экспедициях к дальним планетам. Престиж Америки был восстановлен благодаря высокообразованным специалистам и... громадным деньгам.

Таким образом, в разные эпохи Россия блистала и в духовном, и в военном отношениях, и в космосе. Так что величия России не занимать, хотя доставалось оно исключительно трудно. Парадоксально, но все ужасы войны 1941-1945 годов не сломили дух народа, а вот разбойный капитализм, коррупция, воровство, бессилие власти, проблемы Чечни сильно его подорвали. Однако надежда умирает последней. Новый, молодой, всенародно избранный президент в своей инаугурационной речи почти повторил мысль поэта: буду беречь Россию. Пожелаем ему успехов и подумаем, в свою очередь, как и от кого беречь свою страну.

5.2. России нужна аристократическая демократия?!

Какая польза человеку, если он приобретет
весь мир, а душу свою потеряет.

Евангелие

Человек – святопорочное животное
без резких границ.

Толкование Аристотеля

Люди, берущие на себя прерогативы власти в той или иной сфере деятельности, всегда обязаны иметь в виду наличие у человека души и его врожденное стремление к идеалам добра и даже святости.Но в реальной жизни эти идеалы нужно постоянно поддерживать учебой и воспитанием. Причем никакие узкие специалисты, которые, как утверждал Прутков, подобны флюсу, не могут руководить адекватно.

В греческих университетах сохранилась легенда о первых годах учения Александра Македонского у Аристотеля. Отец Александра, царь Филипп II, спросил учителя о том, научил ли он его сына началам геометрии и физики. Аристотель ответил, что более года он учил Александра быть человеком – воспитывал его душу. И только затем будущий великий полководец осваивал премудрости разных наук. Результаты такого воспитания нам хорошо известны: Македонский, пожалуй, единственный великий завоеватель, который, покоряя народы, не разрушал страны, а строил новые города и передавал людям лучшие черты античной культуры.

Не менее впечатляет и вторая легенда о Македонском, который, как говорят, предложил Диогену из Синопа, жившему в бочке на берегу моря, свои царские милости. Диоген ответил: «Отойди. Ты загораживаешь мне солнце». Свобода для Диогена оказалась дороже любых милостей. И мудрый царь исполнил просьбу свободного человека. Более того, сказал, что, не будь он Александром Македонским, он хотел бы быть Диогеном из Синопа.

История учит, что таких мудрых царей, как Александр Македонский, было мало, и люди стремились к демократии, которая даст власть народу, т.е. большинству. В реальности эпохи демократии и жесткой власти чередовались, и это вполне логично, как логично и то, что до эпохи Нового времени человечество практически не знало свободы в социально-политическом смысле. И все же истории известен положительный пример демократии – это античная Греция, особенно Афины при Перикле. Но демократия в Афинах, наряду с властью народа, отличалась мудрым правлением Ареопага, в котором были лучшие, по-гречески – «аристос». Таким образом удачно ре-ализовывалась некая аристократическая демократия, или демократия с правящей элитой наверху. Гармоничное сочетание элиты и демоса известно как золотой век афинской демократии.

Однако при любых вариантах демократического правления мнение большинства и его власть над меньшинством часто оказываются разрушительными. Историческая литература полна такими примерами. Можно опять начать с Афин, где в 399 году до н.э. волею большинства был казнен 70-летний мудрец и великий философ Сократ. Его ученик Платон дает нам возможность проследить все перипетии этой трагедии в «Апологии Сократа» и своих диалогах. Переходя к российской истории, лучше всего вспомнить А.С. Пушкина в его неоднократных упоминаниях о черни и ее разрушительной роли. Гении как двигатели прогресса и «большинство» нередко оказывались противостоящими друг другу. Такова, к сожалению, неизбежная логика демократии. Недаром У. Черчиллю приписывают слова о том, что демократия – далеко не идиллия, но ничего лучшего человечество не придумало...

Квазимодо российской демократии.Уродливый звонарь из «Собора Парижской богоматери» Виктора Гюго по своему статусу должен был быть олицетворением духовности. И, защищая красавицу Эсмеральду от озверевшей толпы, он проявил себя именно так, излучая любовь как мог. Но Эсмеральда, отнюдь не отличавшаяся высокой нравственностью, его не полюбила. Надо заметить, что Квазимодо переводится как «почти Что-то». Так оно и получилось в действительности: хотел как лучше, а получилось как всегда плохо. А почему? Потому что горбун, не будучи телесным идеалом, хотел целиком обладать существом, не внимавшим его страстям и заботам.

Автор приносит извинения за эту метафору. Но современная «квазимодная» демократия не смогла управиться с российской действительностью: то ли демократия не совершенна, то ли Россия не доросла... Истина, наверное, и в том, и в другом. Попытки привить на российское древо демократию западного образца, да еще вместе с диким рынком, конечно, были обречены. Все делалось в крайней спешке. Решения правящих лиц зачастую носили эмоциональный характер. Борьба велась, скорее, не за интересы России, а за власть, добываемую любой ценой.

Поле власти после многих перипетий было занято, но отнюдь не интеллектуальной элитой и не аристократами духа. Соответственно невысокому духовно-интеллектуальному уровню власти ее действия носили не созидательный, а разрушительный характер. Все больше проявлялись признаки паралича политической и финансово-экономической систем. Народ нищал, олигархия обогащалась, демографическая ситуация «трещала по всем швам»... Пришла пора сменить вывеску псевдодемократии и навести порядок в стране, не сползая к диктатуре. Нам представляется оптимальной такая демократия, в которой правящая элита аристократична.

Демократия – способ выпускать пар.Современная демократия является наиболее распространенной формой власти (правления) в так называемых цивилизованных странах. Причем западная демократия накопила достаточный опыт разумного сочетания независимых ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. В соседних странах мирно сосуществуют парламентские и президентские формы правления.

Но наряду с этим в мире имеются жесткие тоталитарные режимы, угрожающие демократическим государствам вооруженной силой, включающей кое-где уже и атомное оружие, и международным террором. В реальных условиях любая демократия должна быть внутренне устойчивой и обладать высоким оборонным потенциалом. После развала коммунистического блока демократический Запад укрепился как равновесная система США и Европейского Союза.

Особняком стоят Япония и Китай, а вернее, азиатско-тихоокеанский, латиноамериканский и африканский регионы. Заметим, что все развитые страны обладают крепкой рыночной экономикой, а большинство финансово-экономических монополий имеют трансконтинентальный характер. Эту систему теперь дополнительно цементирует паутина Интернета.

Что касается России, то за истекший социалистический период она сильно отстала от Запада в умении использовать рынок. Не меньшие проблемы возникают с пришедшей на смену тоталитаризму демократией. Система выборов власти отнюдь не идеальна как в модели, так и в ее реализации. Власть по-прежнему принадлежит чиновничьей номенклатуре, которая все больше пронизывается коррупцией. Этому процессу способствует низкий уровень законодательной деятельности парламента, который вместо принятия законов занимается политическими склоками. Не вдаваясь в подробный анализ наших трудностей, позволим себе заметить, что выход мы видим в первую очередь в укреплении власти и порядка в стране, иначе неизбежен разгул дикого рынка.

Глубоко уверен, что нужно срочно создавать элиту, или духовно-интеллектуальную аристократию. Это сделать нелегко, поскольку многие десятилетия такие люди уничтожались. Однако другого выхода нет – охлократия никогда не приводила к расцвету. Не менее страшна и олигархия, растущая, как правило, именно на почве псевдодемократической власти, которую можно покупать. Элиту нужно воспитывать в элитных лицеях и университетах, как это делается во всем мире. Хорошо известны Кембридж и Оксфорд в Англии, Гарвард и Принстон в США, Сорбонна, Эколь Нормать и Эколь Политехник во Франции... Когда ведущих политиков спрашивают, где они учились, мы обычно слышим имена этих университетов. Такие элитные школы нужны и в России. И как можно скорее. Их кредо должно включать приоритет целостного миропонимания и экоэтики.

Выводы по главе IX

Итак, психика и сознание человека отнюдь не вторичные элементы его личности. Столь же важны они в общественной жизни людей – во всех ее проявлениях. Культура, образование, политика, религия, наука пронизаны так называемой психической энергией. В понимании экстрасенсов психическая энергия – какой-то особый вид энергии. Вряд ли это так. IEV-концепция позволяет в абстрактном плане говорить о некой энергоинформации, а не об информации и энергии в отдельности.

Видимо, в космосе господствуют не только законы сохранения отдельно энергии и отдельно информации, сколько всеобщий закон сохранения энергоинформации: это и есть психическая энергия космоса как живой системы. Она формируется как внутренними человеческими проявлениями культуры, так и космическими ритмами. Когда космобиоритмы совпадают с биоритмикой человека и природы, жизнь расцветает. Если ритмика нашей жизни, проявляющаяся через культуру, музыку, политику, технику, пронизана низкочастотными, дисгармоничными, т.е. злыми по своей внутренней структуре, «вибрациями», – то жизнь угнетается.

Развиваются болезни и в природе, и у людей, стимулируются религиозные и экономические конфликты, войны; «сон разума», как писал великий испанский художник Гойя, и в искусстве рождает чудовищ. Задача правителей всех рангов, от рыночных воротил до политиков, состоит в том, чтобы понять, что человек не только потребитель материальных благ, но и духовное существо.

А душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь... (Н. Заболоцкий).

Только народ с устойчивой психикой может рождать в своей среде политиков, которые не будут подвержены излишним аффектам и «революционным болезням». Тогда возможно нормальное эволюционное развитие, раскрывающее глубокие духовные богатства народов.

 

Глава X
ИНФОРМАЦИОННО-ДУХОВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ АПОКАЛИПСИСА

Всякой физике предшествует метафизика.

Из «Метафизики» Аристотеля

То, что в прошлом веке казалось сказкой,
в настоящем становится реальностью.

Из «Мыслящего тростника» Б. Паскаля

Физика, бойся метафизики!

Из «Математических начал натуральной философии»

И. Ньютона

...Самое раннее указание должно исходить
из философского и вместе с тем плодотворного
принципа..., полный смысл которого
и все его следствия, возможно, суждено понять
лишь впоследствии.

Ч. Мизнер, К. Торн, Дж. Уилер. Гравитация

В этой главе оказываются причудливо переплетенными религиозные и научные представления. Возвращаясь к ранее сказанному, можно полагать, что такое переплетение должно стать характерным для развития человечества в XXI веке – иначе ему не быть. При этом надо понимать, что религия есть обличение вещей невидимых, а наука – видимых. Метафизика же – некий буфер между ними. Эпиграфы, вынесенные в начало главы, надеюсь,позволят читателю самостоятельно продумать глубину этих утверждений великих мыслителей.

I. Апокалипсис или новое небо?!

Слово «апокалипсис» в переводе с греческого – это откровение о «конце света», стало нынче очень модным как в России, так и в других странах. Моду эту всячески нагнетают средства массовой информации и телевидение, спекулируя на страхах разных слоев населения. Эти страхи пытаются обосновать многочисленные современные прорицатели, во многом опираясь на литературу прошлых веков, включая произведения знаменитого Нострадамуса. Но мода эта отнюдь не безопасна для сознания людей и вообще для нормального функционирования цивилизации. Как обосновываются предсказания о конце мира в религии и науке? Что здесь реально, а что миф? Постараемся в этом разобраться.

В этих попытках нужно иметь в виду, что последние 10-20 лет многие публикации о судьбах мира, как у нас, так и за рубежом, представлялись авторами как результат некоего «контакта» их сознания с мировым разумом. Начальный пик «контактерских писаний» в России приходится, пожалуй, на середину 1980-х годов. Именно тогда в районе Нальчика, а также так называемого Пермского треугольника, по сообщениям печати и телевидения, наблюдались многочисленные «посадки» НЛО, появления инопланетян, диктовка инопланетных сообщений контактерам.

Автору, как члену комиссии АН СССР по аномальным явлениям, пришлось вместе с коллегами, профессорами разных специальностей, разбираться в значимости контактерских посланий, количество страниц в которых часто переваливало за сотню. Появились десятки специальных газет: «Голос Вселенной», «Аура», «Поговорим по-орионски»... Многие годы щекотала чувства телезрителей передача «Необъявленный визит», носящая откровенно спекулятивный характер.

Непредвзятый анализ контактерских сочинений показал нам, что так называемый сухой остаток составляет значительно менее 1 % принятой информации. Но весьма важно заметить, что этот остаток – не нулевой. Более того, если контактер хорошо образован, чист разумом и душой, то по мотивам контакта могут быть написаны хорошие и полезные книги. В качестве примера хотелось бы привести стостраничную брошюру инженера-лесовода Вячеслава Князева «Апокалиптическое Евангелие» (1999). Кратко приведем ее оглавление: «О духовном устройстве и цели жизни мироздания...», «О необходимости перемен... и роли России...», «О стратегии развития высшего человеческого общества», «О русском национализме и российской экспансии», «О вере и неверии. О сектантстве и грехе». Брошюра написана грамотно, ясно и, с нашей точки зрения, содержит ряд интересных идей.

Заметим, что одновременно с указанной брошюрой автору удалось познакомиться с другой рукописью, составленной одним из московских контактеров. Полезно отметить, что многие содержательные элементы обеих книг в отношении сценария Апокалипсиса почти совпадают. Оба автора говорят о неизбежной смене структуры нашей цивилизации в ближайшее десятилетие: злосчастная технократия будет заменена добротолюбивым обществом. Правда, его численность уменьшится в 5-10 раз в результате глобальных экологических катаклизмов и эпидемий...

Почти все авторы подобных посланий взывают к ограничению материальных потребностей и совершенствованию человеческого духа. Во всем мире распространены также несколько воззваний к человечеству с теми же рекомендациями и некоторыми конкретными рецептами спасения. Однако, к сожалению, весь этот поток информации «ко спасению» хотя и проходит через миллионы людей, но практически не затрагивает разум и душу политиков и финансовых воротил. Хищный рыночный технократический бум продолжает развиваться, несмотря на любые отрицательные предсказания и прогнозы экологических конференций.

И все же выход должен быть. Усилия Творца, Его надежды на человека не могут быть обмануты. Скорее всего, спасение надо ждать в победе человеческого эго над самим собой, ибо только приоритет любви к ближнему в мире может спасти его от гибели. Ведь как сказано в конце Откровения Иоанна, Апокалипсис закончится Новым Небом, т.е. победой сил добра над злом. Но само собой, конечно, ничего не происходит – вакханалия богоборчества должна уступить место новому пришествию Христа в сердца и умы людей. Снова, через 2000 лет после Голгофы.

Нелишне напомнить Пьера Тейяра де Шардена, который еще в 1926 году писал в своей книге «Божественная среда», что вместо создания шумихи о конце света нужно понимать суть все интенсивнее разворачивающихся встречных движений: любви Христа к людям и все большего стремления людей к Нему. Этот внушающий оптимизм процесс был прерван событиями, связанными с первой и второй мировыми войнами, большевизмом в России и нацизмом в Германии. В настоящее время эти события уже далеко позади, но гонка за материальным благополучием, комфортностью, сверхприбылями удушает всяческие попытки движения человека к Богу. Опасность поклонения золотому тельцу сегодня переместилась из-за океана к нам в Россию в еще более диком виде.

Как никогда обострилась проблема сохранения окружающей нас природы в целях ее спасения от жесткой технократии. Будем надеяться, что человек вновь потянется к Христу через Разум и Дух. Не нужно множить страхи и запреты. Обожить – это не разрушить, а воссоздать мир по Христу.

Как утверждает статистика, около 70 % людей на планете считают себя верующими, независимо от принадлежности к какой бы то ни было конфессии: верят и все. Но тщательные опросы показывают, что на самом деле не более двух процентов людей по-настоящему верят и доверяют Богу. Это очень мало! И, пожалуй, в эпоху Интернета и высоких технологий не так уж важно количество людей, ходящих в храм. А вот поверить в Высшую Совесть мира, принять идею Творца как вполне совместимую с научным знанием, доверять Всевышнему – это, наверное, необходимо.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.