Сделай Сам Свою Работу на 5

КОНЦЕПЦИЯ IEV-МОДЕЛИ И КВАНТОВАЯ СИНЕРГЕТИКА

Если бы эту книгу писать языком строгой синергетики, то доступность ее понимания для читателей была бы в некоторой мере утрачена.

Тем не менее, попробуем проанализировать некоторые особенности концепции IEV-пространства с позиций синергетики. Но сначала несколько слов о ней самой.

Синергетика – наука о сложном, точнее междисциплинарное движение в современной науке, наследующее методы системного анализа и кибернетики, но обогащенное современной теорией нелинейных динамических систем, теориями катастроф, динамического хаоса, фрактальной геометрией, нейрокомпьютингом и т.п. Она описывает эволюцию сложных систем произвольной природы, а поскольку те, как правило, многоэлементны, иерархичны, открыты, то сам термин «синергетика» отражает факт коллективных взаимодействий в системе «син» – совместное, «эрго» – действие, т.е. кооперативные действия элементов и уровней произвольной природы – термин, предложенный Германом Хакеном в 70-е годы XX века.

Часто для синергетики используют как синоним термин «теория самоорганизации». Как отмечено в книге, идеи синергии мы находим еще у Платона, а затем в святоотеческой традиции. Однако современная синергетика возрождается из задач теории турбулентности и биофизики: теория генерации лазера (Г. Хакен), теория диссипативных структур в физхимии (И. Пригожий), теория плазмы (А.Н. Самарский, СП. Курдюмов), турбулентность (Ю.Л. Климонтович), биофизика и теория информации (Д.С. Чернавский) и т.д. Сегодня ее универсальные методы успешно транслируются в общественные науки, но видимо настало время и духовной проблематики.

Синергетика как наука возникла в недрах строгого естествознания. Ее представители весьма осторожно относятся к переносу научных методов на и за границы человеческого бытия. И дело не только в «родимых пятнах» воинствующего материализма и рационализма, но и в том, что такой экзистенциальный опыт уникален для каждого. Он приходит с багажом прожитых лет, либо предполагает погружение в какую-либо духовную традицию, что в наш век не часто встретишь среди ученых.



Кроме того, разговор в научном дискурсе на метафизические темы может быть обречен на поругание, если личность, его ведущая, недостаточно авторитетна в научных кругах – «что дозволено Юпитеру, то не дозволено Быку». Сегодня в отечественной истории, пожалуй, есть лишь один несомненно удачный пример диалога науки и духовной традиции (эзотерической) – творчество Василия Васильевича Налимова. Вместе с тем все большее число активно работающих ученых мирового уровня обращаются к этим проблемам. Например, Ю.С. Владимиров, Ю.И. Кулаков организовали серию изданий мыслей ученых о религии. Т.П. Григорьева, глубоко знающая японскую традицию, использует язык синергетики в своих трудах. С.С. Хоружий многие годы анализирует практику православного исихазма с синергетических позиций.

Чем же все-таки помогает синергетика в понимании метафизики?

Синергетика и метафизические границы. В предложенной В.Н. Волченко IEV-модели, пусть и метафорически, допускается переход в сферы не сказанного, не формализуемого субъективного опыта. Этим как бы продолжена традиция В.В. Налимова. В то же время в этой модели все граничные условия, отвечающие переходам от одного вида сложных систем к другим, определены как точки сингулярности от альфа до омега. Все они имеют метафизический характер и не могут быть представлены известными математическими формами для физико-химических превращений. Сами же области сингулярности для современной физики трансцендентны.

Во-первых, синергетика не навязывает образов, форм, онтологии, которые свои в каждой религии, духовной традиции, в каждом экзистенциальном опыте, тем самым она толерантна к ним.

Во-вторых, она оперирует скорее не элементами, а типами процессов, их взаимодействий, их отношений, в ее фокусе рассмотрения – скорее акты становления, возникновения нового, что так характерно в пригранич ной области, чем заданное положение вещей. В этом отношении IEV -модель вполне вписывается в идеологию синергетики. Каждая группа сложных живых систем на IEV-диаграмме является специфическим аттрактором (например, царство растений, классы насекомых, млекопитающих и т.п.). Язык аттракторов-целей, бифуркаций-выборов, флуктуаций-сомнений, неустойчивости-хаоса, является не только языком синергетики, но и архетипом любого языка, архетипом нашего мышления и действия. Принцип подчинения Хакена и коллективные координаты проясняют идеи иерархии в сложных системах. И в этом аспекте интересны: подход русел и джокеров Г.Г. Малинецкого, метод ритмокаскадов В.Г. Буданова, модель роста народонаселения СП. Капицы, идеи социального суператтрактора В.П. Бранского, синергетики архетипов В.В. Васильковой, триадной методологии Р.Г. Баранцева в описании человекомерных систем. Синергетика никогда не подменит ни одну традицию, ни одну духовную практику, но поможет найти в них то общее, что необходимо сегодня в диалоге культур, конфессий, людей.

В третьих, именно синергетика может корректно работать с информацией (Д.С. Чернавский), проясняет механизмы генерации, рецепции и ценности информации. Все это происходит на границах динамического хаоса систем, где в точках неустойчивости энергия взаимодействия может быть пренебрежимо мала и информационные взаимодействия действительно не нуждаются в энергетическом носителе, – точнее, его природа совершенно не существенна, – и в этом колоссальный эвристический опыт для метафизических построений. Наиболее наглядным примером в этом отношении служит барьер гамма-сингулярности между вещественным (проявленным) и тонким (непроявленным) мирами в IEV-модели.

Понятие витальности и S-теорема Ю.Л. Климонтовича. Наряду с информативностью и энергетичностью важнейшим элементом IEV-модели является витальность V = I / Е. По своей сущности витальность количественно отражает сложность, упорядоченность, а точнее, – уровень организации саморазвивающихся систем. Таким образом, IEV-модель как бы «насквозь синергетична», но ее основные понятия могут быть уточнены и развиты. В частности, используем критерий упорядоченности систем Ю.Л. Климонтовича, так называемую «S-теорему» (от selforganisation – самоорганизация). Критерий большей упорядоченности, согласно этой теореме, будет связан не просто с отрицательным приращением энтропии, но приращением энтропии, деленной на эффективную энергию системы. Вспоминая, что отрицательное приращение энтропии и есть положительное приращение микроинформации, а эффективная температура пропорциональна удельной энергии, находим, что более корректно определение витальности может быть представлено исходя из формул

V= I/E→ΔV= ΔI/E,

тогда витальность будет задаваться интегралом от последней формулы

V =

 

Отметим, что в точках «фазовых» переходов систем, в точках рождения новых иерархических уровней возникает понятие ценности информации, и витальность перестает быть просто числом, но разворачивается по мере эволюции мира как вектор, число компонент которого возрастает по мере увеличения числа иерархических уровней, по мере рождения новых смыслов.

В заключение отметим, что помимо динамического хаоса, осуществляющего коммуникативную функцию Универсума, есть еще один механизм целостности Вселенной – механизм Эйнштейна-Подольского-Розена или теорема Белла, сегодня надежно подтвержденные опытами Аспека. Дело в том, что единая многочастичная волновая функция системы может мгновенно реагировать на воздействие на ее любую компоненту.

Так, видимо, близкие люди узнают о происшествии с любимым на расстоянии. Так отражается герметический принцип «все во всем» через единую волновую функцию вселенной, которая позволяет получать любую информацию в любой ее точке. Квантовая синергетика сегодня только развивается, но на этом пути, возможно, удастся объяснить многое, не умножая сущностей.

 

В.И. Волченко, СВ. Галкин

ИНФОРМАЦИОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ
МОДЕЛЬ НОМОГЕНЕЗА В КОМПЛЕКСНОЙ ФОРМЕ

Не бойтесь своих сомнений!
Не бойтесь сомнений других!
Не думайте, что это ставит под вопрос Бога,
или небо, или землю, или человека, или науку...
И радуйтесь, продумывайте и стройте...
более умное и более духовное мировоззрение.

Митрополит Антоний Сурожский

Слова известного современного ученого-богослова как нельзя лучше отражают те условия, в которых авторы пытаются найти варианты корректного в научном отношении описания целостного мира.

В результате обсуждения проблемы в предшествующих работах авторов сформулировано целостное миропонимание, опирающееся на следующие положения.

1. Основными проявлениями Универсума полагаем, с одной стороны, энергию-материю (вещество), с другой – информацию-сознание. Оба проявления равнозначны, взаимодополняющие и обусловлены смыслом или целью Универсума. Если иметь в виду, что главными проявлениями Универсума являются материя-энергия и информация-сознание, то искать адекватную модель целостного мира следует в некоем информационно-энергетичес
ком пространстве.

2. Целью Универсума мы полагаем повышение сложности систем и их витальности V (V = I / Е) в процессе развития от косных к живым и разумным вплоть до человека и человеческого сознания.'

3. Развитие Универсума – номогенез – описывается в координатах I, Е, V как некая ступенчатая диаграмма систем. Каждая ступень модели-лестницы номогенеза представляет собой некую информационную матрицу, априори заданную алгоритмом ее развития.

4. В модели номогенеза области непрерывной (дарвиновской) эволюции систем чередуются с областями (точками) сингулярности, являющимися метафизическими границами классов (видов) систем. Все области сингулярности носят информационно-энергетический, а не вещественный характер. Развернутая модель номогенеза включает условное начало (точка альфа) цикла развития Универсума (точка Большого взрыва); этап развития косного вещества альфа – бета; бета-границу появления жизни. Различные виды живых систем эволюционируют ступенчато, и мы их выделяем дельта-границами δi. Граница появления сознания человека, т.е. разума, соответствует точке δ. Тогда этап бета – δ соответствует реализации все более сложных «умных» живых систем. На этапе δ – гамма развивается разум человека, способный, в отличие от ума животных, к абстрактному мышлению. Наконец, в области гамма-сингулярности формируется сверхсознание человека, присущее только ему понятие Бога и способность связи с духовным миром. Далее следует этап гамма-омега совершенствования духовного мира вплоть до точки омега как условного завершения цикла развития Универсума.

5. Точка (область) омега содержит всю энергоинформацию Универсума, позволяющую завершить и затем вновь начинать в точке альфа новый цикл его развития. Таким образом, «двойная» точка сингулярности омега-альфа или альфа-омега в рамках IEV-модели представляется нам как информационно-энергетический центр Универсума. Этот центр, согласно христианской традиции, может рассматриваться как Животворящая Троица.

6. Таким образом, под целостностью мы понимаем ряд явлений, главное из которых – реальность существования как вещественного, проявленного, так и духовного, непроявленного, миров. Не менее важным является целостность Человека и Природы, тела и Души, Богочеловечность Христа.

7. Анализ модели эволюции как номогенеза показывает, что во всех областях сингулярности от точки альфа до точки омега имеют место процессы преобразования энергии в информацию и обратно. Целостность Универсума находит свое отражение в представлении энергоинформации, или обобщенной энергии, как комплексной величины ∑ = Е + iI. Под действительной частью энергоинформации понимаем физическую энергию Е, под мнимой частью – информацию I. В целом в Универсуме справедлив закон сохранения энергоинформации.

8. В мире косного и живого можно проследить две тенденции: «стрелу жизни» – тенденцию уменьшения энтропии в мире живых и разумных систем и «стрелу времени» – тенденцию увеличения энтропии в мире косной материи.

9. Можно показать, что в целом эволюция живого происходит по минимаксным алгоритмам последовательного поиска минимума энтропии. Известно, что оптимальным методом последовательного поиска экстремума является метод Фибоначчи. Поэтому эволюция и организация живых систем оказываются тесно связанными с числами Фибоначчи, и виды живых систем сменяют друг друга в процессе эволюции.

10. Строение тела и функциональная деятельность мозга человека, его творчество связаны с соотношением золотого сечения (1,618). Метод золотого сечения тоже является методом последовательного поиска экстремума и уступает методу Фибоначчи всего в 1,17 раза по скорости сходимости. Он позволяет, однако, в отличие от предыдущего метода, неограниченно продолжать итерации. Реализация алгоритма золотого сечения в разумных системах принципиально позволяет человеку, в отличие от других живых систем, эволюционировать бесконечно. В рамках данной модели можно предположить, что неограниченное возрастание свободы совершенствования человека может реализовываться через создание им техносферы. Однако совершенствование техники от палки, колеса и до... компьютера не должно быть беспредельным. Стихийное развитие цивилизации может привести к увеличению порога риска для существования человека как естественного вида. Поэтому неизбежны качественные изменения как индустриальных, так и информационных технологий. Изложенный в книге материал показывает, что эти изменения уже имеют место и темпы их нарастают.

А.Е. Акимов



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.