Сделай Сам Свою Работу на 5

Нужны ли библейские знания на рубеже 2-го – начала 3-го тысячелетия?





Если народ теряет веру в Бога,
то его постигают бедствия
и несчастья, и если не кается,
то гибнет и исчезает с земли...

Из святоотеческих писаний

Если Бога нет, то все позволено

Ф.М. Достоевский

Библия и христианский мир. Мы будем говорить о Библии как о памятнике культуры и неиссякаемом источнике знаний. Этот источник остается актуальным и сегодня. Более того, полагаем, что для современного человека, кем бы он ни был по имущественному или служебному статусу, эта Вечная Книга крайне необходима. Попытаемся обосновать данное утверждение исходя не из богословских, а из «просветительских» оценок.

Известно, что Библия, а вернее, ее книги Ветхого Завета, относятся к древнейшим письменным памятникам – ориентировочно около 3-го тысячелетия до н.э. В 1-м столетии нашей эры появились книги, описывавшие жизнь и учение Иисуса Христа, что составило основу Нового Завета. Библию тщательно изучали и толковали ее содержание раввины и иудейские богословы – фарисеи и книжники. Библейские догматы сурово критиковались в разные эпохи, но до последних двух столетий никем серьезно не оспаривалась польза чтения Библии. Многие люди читали и читают Библию всю жизнь. Например, Робинзон Крузо все свое время пребывания на острове читал единственную книгу – Библию, и она поддерживала его дух много лет.



Всего в Библии 66 книг. Отразить их содержание кратко невозможно. И стремиться к этому мы не будем. Более того, дальнейшее изложение отражает личные, весьма субъективные впечатления автора. Как и большинству советских людей, мне не приходилось знакомиться в те времена с Библией и святоотеческими писаниями: в этом не было необходимости. Но и возможности тоже не было, поскольку знание религиозной литературы осуждалось... Однако в последние десятилетия автор постепенно приходил от прагматической «инженерии» к экологии человека и экологии сознания. А вот тут без религиозных знаний обойтись невозможно. В соответствии с разрабатываемыми экоэтическими моделями и потребностью в новой научной парадигме автор использовал те или иные интересные ему библейские источники. Далее комментируются именно эти источники.



Наиболее известные книги Ветхого Завета – Пятикнижие Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), книги Царств, книга Иова, книги Притчей Соломоновых, Екклезиаста, Песни Песней Соломона, семнадцать книг Пророков (Исайи, Амоса, Захарии и др.). Новый Завет Библии содержит четыре канонических Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна), Деяния и Послания Апостолов, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

В XVIII веке началась серьезная борьба с Церковью, и польза Библии стала оспариваться. В этом особенно преуспели французские материалисты-энциклопедисты – Гельвеции, Гольбах, Дидро, Ламетри. Именно они заложили основы механистического материализма, который был глубоко атеистичен. Но до уничтожения книг тогда дело не дошло. А вот в XX веке как в СССР, так и в нацистской Германии Библия фактически была выведена из круга чтения граждан.

В то же время Библия, безусловно, содержит наряду со спорными в современном научном понимании моментами множество безусловных истин, в том числе глубоко воспитательного характера. Мы здесь говорим о Библии, включающей Ветхий и Новый Заветы, а также послания апостолов. Причем, по нашему мнению, и сегодня наиболее значимы послания святого апостола Павла, который был ученым-богословом и глубоко верующим человеком. Следуя мысли апостола Павла, Бог есть имманентный Творец Всего, т.е. Он создает мир как бы внутри себя и испытывает радость от своего творения.

Павел, в частности, осветил многие жизненные проблемы, актуальность которых не исчезла до настоящего времени. Его советы об отношениях супругов, а также родителей и детей проникнуты глубочайшей мудростью. Например, наставление апостола Павла отцам: не раздражайте излишне своих детей, иначе вы можете испортить жизнь им и себе... Это сейчас очень своевременно помнить.



Апостол Павел впервые начал представлять христианство как религию для всего человечества. Он писал, что для Христа нет ни грека, ни иудея, ни раба, ни свободного – т.е. нет никаких имущественных или этнических преград для распространения новой для тех времен религии. Таким образом, появилось представление о некоем христианском мире без каких бы то ни было географических границ. Важным являлось духовное единство людей. Постепенно вся Европа становилась таким христианским миром, а затем к ней прибавились и другие континенты. Теперь, после появления радио, телевидения и, наконец, Интернета, наша современная планетарная «деревня», где за минуты можно связаться с любым ее краем, вся пронизана христианским духом. Это отнюдь не значит, что христианство вытеснило другие религии. Просто христианский мир и Библия представлены везде и всегда. Поэтому мы должны знакомиться с Библией независимо от нашей основной специальности.

Библия в современной России. Мне приходит на ум рассказ одного из наших писателей, прошедших ГУЛАГ. У его сокамерника-уголовника на груди было выколото: «Хочу жить, но не знаю как?!» Этот крик души можно отнести не только к тюремным перипетиям. Он, пожалуй, актуален сейчас для всего нашего народа, разных его слоев – от обывателей до власть имущих. Столетиями люди искали ответы на свои духовные вопросы в библейских текстах. Многие помнили важные для них места наизусть. Но может ли помнить наш человек то, что он никогда не читал. И не мог читать, поскольку семьдесят лет советской власти Библия и другие церковные книги были фактически под запретом. В нашей недавней истории хорошо известны и другие гонения по отношению к религии, священникам и верующим.

Сейчас положение существенно изменилось. Библию и святоотеческие писания можно легко найти и прочитать. Более того, Библия переведена на многие языки России, в том числе на якутский, мордовский, тувинский и другие. Появляются новые, все более совершенные переводы Библии и на русский язык. Выше мы уже упоминали, что прекрасным знатоком Библии был гениальный А.С. Пушкин, и это наложило глубокий нравственный отпечаток на все его творчество: «Веленью Божию, о муза, будь послушна...»

А многие ли наши россияне читают и знают Библию? Полагаю, что старшее поколение, несмотря на все имевшие место запреты, кое-что из Библии знало.

Лишь немногие верующие христиане знали ее хорошо. Но это знание носило скорее церковный, чем общекультурный характер. А мы имеем в виду именно последнее. Культурный аспект библейских знаний, с нашей точки зрения, является исключительно важным именно в критический для нашей цивилизации, в том числе для России, период. Особенно полезен багаж христианской православной культуры для молодых людей.

Но откуда возьмут библейские знания, например, школьники и студенты? Преподавать в школах и вузах Закон Божий вряд ли имеет смысл; к тому же это запрещено. И, пожалуй, правильно, иначе каждая конфессия может навязывать свои религиозные представления. В то же время вполне рационально подумать о факультативных курсах религиозного просвещения, этики и морали. Знание христианских заповедей любви, истины, смирения может существенно облегчить переход от агрессивного мировоззрения к поиску компромиссов.

Творение по Библии и эволюционизм. Согласно Библии имеем: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».

Творение продолжалось, согласно Библии, шесть дней. И на шестой день «сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею...»

Таким образом, библейский «шестиднев» творения не предусматривал никакой эволюции, никакого развития в течение миллионов лет. Ни с какой научной концепцией эволюционизма, конечно, шестиднев не согласуется. Однако на его концепции настаивают некоторые ученые-те-ологии, которых называют креационистами. Борьба между креационистами и эволюционистами продолжается и сегодня, но наибольшего напряжения она достигла, пожалуй, в 1925 году, когда состоялся так называемый «обезьяний процесс» над школьным учителем Сколсом в штате Теннесси, США. Учитель преподавал теорию происхождения видов по Дарвину, где говорилось, в частности, о происхождении человека от обезьяны. Все прочие виды также происходили, по дарвиновской концепции, один из другого вследствие естественного отбора и накопления случайных изменений. Прокурор Браун на том процессе добился осуждения учителя и отстранения его от работы. Весь научный мир был возмущён «обезьяньим процессом», но теория эволюции в школах США и сегодня не везде является обязательным предметом.

Следует отметить, что современная эволюционная теория номогенеза как творения по закону природы отнюдь не предполагает образование одного вида из другого случайным образом. Например, подсчитано, что случайное образование 239-ти основных протеиновых молекул могло бы произойти с вероятностью около 10-160, что потребовало бы времени большего, чем 15 млрд лет существования нашей Метагалактики. Однако противоречий с концепцией Дарвина в этой доктрине нет, поскольку для данного вида на каждой полочке или в ячейке «лестницы» номогенеза эволюция может происходить согласно дарвиновской триаде: изменчивость – наследственность – отбор.

В свою очередь, относясь к библейским текстам как к символической метафоре, можно полагать, что каждый день «шестиднева» условен – он мог длиться миллионы или миллиарды лет в полном соответствии с научными представлениями (рис. 10.2). Можно вообще говорить о некоторой научной апологетике наряду с апологетикой богословской. Это предлагает, например, известный математик Виктор Тростников в статье «Наука становится религиозной», опубликованной в журнале «Православная беседа» (1996. № 3).

Надо иметь в виду сформулированный в физической космологии в конце 1970-х годов антропный принцип. Согласно ему набор основных физических констант во Вселенной уникален. Для возникновения жизни и разума он может быть только таким. Известно, что в точке Большого взрыва (альфа-сингулярность) не было ни пространства, ни времени, а только некое первичное поле. Затем возникают четыре известных фундаментальных физических взаимодействия, элементарные частицы и атомы водорода и гелия. Дальнейшее увеличение разнообразия и сложности материи происходит, с нашей точки зрения, отнюдь не случайно, а по четкому сценарию.

На упомянутых выше ступеньках «лестницы» номогенеза формируются новые химические элементы, происходит их периодический распад и синтез. Но поскольку в каждой ячейке-матрице той или иной системы процесс стохастичен, от формирования косного вещества до появления молекул ДНК потребовались миллиарды лет. «Сосудами», в которых формировалась будущая жизнь, являлись звезды. Размеры их оказывались оптимальными для появления планетарных систем и будущей жизни только при единственно определенном значении гравитационной постоянной.

Столь же однозначна ядерная постоянная, чтобы синтез и распад ядер дали нам в результате таблицу Менделеева. Не менее уникальны физико-химические свойства воды как некоего символа пракосмической материи. Без воды немыслима жизнь, а по Библии, чтобы эта жизнь возникла, «Дух носился над водою...» Из сказанного выше ясно, что многие современные научные взгляды позволяют перекинуть мостики между научными и религиозными представлениями о мире.

В общем плане, рассматривая соотношение между верой и наукой, верой и разумом, более целесообразно не противопоставлять их друг другу, а считать взаимодополняющими. Это отвечает, в частности, принципу дополнительности Бора, который был им провозглашен в квантовой механике. Сейчас принцип дополнительности считается универсально-методологическим для многих дисциплин. Полезно иметь в виду, что знание в какой-то мере всегда тоталитарно, а вера – свободна. Например, еще в 1909 году в сборнике «Вехи» был дан подробный анализ проблем религии и духа как основной опоры человека в противоположность нарождающейся уже тогда суровой науко-технике.

Заметим, что библейские знания не определяют автоматически веру читателя в Бога-Творца. В то же время, наверное, не следует категорически отказываться от веры в пользу науки. Новое тысячелетие человечеству надо встречать, всячески воспитывая в себе терпимость ко всем проявлениям иных взглядов, иным национальностям, иным религиям: всякая ксенофобия (неприятие чужого) бесперспективна в эпоху высоких технологий и вооружений. И к Библии, и к вере лучше идти с радостью, кем бы Вы ни были... Не могу не вспомнить здесь о любимой молитве известной артистки Ф. Раневской: Господи, благодарю тебя за происхождение видов.

Современное миропонимание: возвращение эзотерических и религиозных познаний на новом уровне. По нашему мнению, парадигма развития наступающего столетия не должна быть стерильно научной. Искать пути преодоления Апокалипсиса, находясь на чисто научной платформе, бессмысленно: антикризисные научные и экологические программы одна за другой проваливаются, а сама науко-техника приносит все больший вред.

Инженерия XXI века, как союз творческих людей, должна расширять свою эрудицию за счет древних, а также современных эзотерических знаний. В данном контексте под эзотерикой мы имеем в виду все религиозные знания, включая такие источники, как Библия, индийские Веды, славянская Велесова книга, тибетскую эзотерику, буддизм, конфуцианство, даосизм, сведения о древ-неиндейской культуре майя, инков и ацтеков. Речь здесь, конечно, идет не о детальных знаниях, а о некоторых общих представлениях и философских концепциях. Если миропонимание XIX-XX веков было материалистическим и редукционистским, то новое миропонимание должно быть научно-эзотерическим и холистическим. Таким образом, мир должен восприниматься не как эволюция от мелкого к агрегату, а наоборот, как развитие от целостного организма к совершенствованию его частей и функций.

Современные модели квантовой механики и других разделов фундаментального естествознания, информационные модели номогенеза демонстрируют нам преемственность физических и метафизических знаний, их дополняющие друг друга функции. Такое сотрудничество науки с эзотерикой уже не вызывает всплесков разногласий, подобных результатам «обезьяньего процесса» 1925 года. В тех же США, но в Канзасе создано научное общество христианских биологов-эволюционистов, которые ищут и находят общие научно-эзотерические концепции. Еще раз замечу, что термин «эзотерика» здесь используется как общий для всех вненаучных знаний.

Здесь мы ведем разговор в основном о западной культуре. На формирование ее научного багажа кроме Библии большое влияние оказала досократовская античная философия VI-V веков до н.э. Тогда в греческой Ойкумене почитались олимпийские боги. Но религия, в противоположность иудейской, носила не мистический, а гражданский характер. Отдельные боги в отдельных местах и на какое-то время выделялись в «главные»: Афина, Деметра, Дионис, Орфей и т.д. Например, мистерии в честь Деметры и Диониса в Греции просуществовали почти до I века н.э., но остались только в качестве формы общения с природой.

Обряд Диониса стимулировал путешествия и торговлю: именно тогда были основаны многие города-колонии Причерноморья, в том числе Одесса, Мариуполь и т.д. Тогда же, в V веке до н.э., Афины, добившись победы над персами, пришли к демократическому правлению. Именно при Перикле имело место уникальное сотрудничество между аристократией и демократией, что дало толчок к возникновению и расцвету науки, искусства, философии.

Известны первые ионийские философские учения Фалеса Милетского, Анаксимена и Анаксимандра. Эти самые ранние натурфилософские представления принимали в качестве первоначала мироздания как его семя одну из четырех известных стихий: огонь, воду, землю или воздух. Впервые появляется также учение об абстрактном первоначале-субстанции – апейроне Анаксимандра. Примерно в то же время создает свою эзотерическую школу науки и философии Пифагор. По его мнению, число служит первоосновой мироздания.

Кстати, постоянно упоминаемая нами современная модель номогенеза включает в себя «лестницу» информационных ячеек, которая может рассматриваться как некий числовой ряд. Значительный вклад в досократовскую философию внес также Анаксагор, который, как считают многие исследователи, способствовал становлению античной науки и философии. Именно ему приписывают авторство понятия о «ноосе» как неком первичном разуме. Причем этот разум Анаксагора имеет материальный носитель в форме вихря. Здесь мы имеем пример натуралистического объективного идеализма, идеальное которого позднее у Платона освобождается от всякой связи с материальным.

Краткий обзор лишь некоторых источников библейских и эзотерических знаний наглядно показывает исключительную ценность этих знаний для нынешнего миропонимания.

Библейские знания как опора нравственности. Почему именно библейские знания мы рассматриваем как одну из главных опор нравственности? А не может ли светская мораль, основанная на научном и философском анализе, обеспечить высокий экоэтический облик цивилизации будущего. В том-то и дело, что чисто рационалистические подходы к проблемам нравственности, морали, совести приводят нас в тупик.

Например, первый вариант – поиск абсолютной справедливости, восходящий к языческим традициям и развитый в исламе. Начинается он с принципа справедливого воздаяния: око за око, зуб за зуб. Светская мораль развивает этот принцип, оправдывая так называемые справедливые войны, борьбу за самоопределение этносов или, наоборот, за нерушимость державных границ. В итоге получаются бесконечные распри, передел границ, круговая кровная месть. Вот вам одна дурная бесконечность – бесконечность погони за справедливостью.

Второй подход к морали – всепрощение. Но сколько можно «подставлять щеки для ударов» и любить врагов своих... Ведь опять придем в тупик бесконечности, но уже связанной с самоуничтожением. А ведь выход нам подсказывает Евангелие. Библия нисколько не утверждает бессилие перед злом. Нужно иметь в виду слова Христа: «Не мир Я пришел принести Вам, но меч!»

Где же выход из этих моральных тупиков? Ответ опять дает Священное Писание: через жертву. Только богодух-новенный путь жертвенного подвига разрывает цепи зла. Милосердие необходимо проявлять в любых самых острых конфликтных ситуациях, независимо от того, где они происходят: на войне или в мирной жизни. Ведь наш технократический мир полон самых драматических конфликтов. Ими наполнена история финансово-экономических отношений между правящими миром транснациональными корпорациями. Примеров рыночного милосердия мы не знаем.

Каков же вывод? Выходит, .что безрелигиозная, светская и даже научно обоснованная мораль ведет человека назад, к дикости: светская мораль часто связана, например, с грязной политикой, поскольку в отсутствие абсолютного критерия она всегда оправдает человеческую слабость и прагматический интерес. У апостола Павла сказано: только Христос есть Путь, Истина, Жизнь; злом зла не победишь; свобода – через Любовь!..

Умение находить компромиссы в конфликтных ситуациях важно как в быту, так и в государственной политике. Примеры последних лет, когда во всем мире обостряются конфликты на экономической, национальной и религиозной почве, говорят о неумении людей искать компромиссы, о неразвитых представлениях о совести и нравственности. На основе многовекового опыта религия и вера должны занимать свое место в общественной жизни наряду с научным мировоззрением. Все это остается правильным, несмотря на многочисленные примеры искажения нравственных заповедей в истории религии вплоть до инквизиции и крестовых походов.

Итак, библейские знания в новую эпоху еще нужнее, чем раньше.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.