Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Библиотеки – экоэтический шлюз для Интернета

Итак, мы пришли к выводу, что развитие систем WWW (трех W) превращает земной шар как бы в информационную «деревню». Теперь, как в небольшой деревне, Иван в одном ее конце может крикнуть что-то Джону на другой край и тот его мигом услышит и отзовется. Раньше в деревнях все друг друга знали лично и местная мораль регулировала стабильность сельской общины, не допуская ее гибели в жестком противостоянии.

В планетарной деревне «живут» миллиарды Иванов-Джонов, но мало кто кого знает лично, – это невозможно. Стремительно развивающиеся компьютерные технологии позволяют усилить полноту ощущений межличностного контакта, но взаимодействие души и духа на «тонком плане» посредством компьютера принципиально недостижимо. В то же время технические системы совершенствуются, и ответственность человека за их безаварийность растет. Инженерная этика должна стать доминирующей дисциплиной в курсах университетов. Соответственно, нравственность планетарного суперэтноса должна поддерживаться на все более высоком уровне. Иначе эпидемия рукотворных аварий из-за невежества и низкой культуры операторов, их психическая неустойчивость могут превратить общество в вооруженные сверхтехникой толпы животных под управлением дирижеров – террористов, преследующих отнюдь не духовные цели. Здесь самое время вспомнить знаменитые антиутопии Оруэлла «Звероферма» и «1984». Писатель предвидел сегодняшнюю ситуацию, когда сверхинформация может воздействовать на сознание и психику людей по воле отдельных, часто совершенно аморальных вождей, выступающих, например, в образе всеведущего Большого Брата.

Пожалуй, наиболее эффективным этическим шлюзом в потоке взаимодействия сети суперЭВМ с сознанием масс могут и должны стать библиотеки, а через них – школы, университеты и прочие общественные институты. Как подчеркивалось выше, библиотеки ряда стран стремительно включаются в Интернет. Но при этом тревожат два явления: во-первых, часто в погоне за поголовной компьютеризацией исчезает культурно-просветительская функция общения читателя с чистым книжным источником – родником классики; и во-вторых, пока нет никакой эффективной системы контроля за нравственным уровнем, т.е., скажем, за качеством той электронной информации, которая будет приходить и может храниться в библиотеках. Кроме того, именно библиотеки будут иметь выход к абоненту-пользователю.



Эта функция библиотек является пока совершенно новой, а во многом непонятной и спорной. Дело в том, что весьма распространено и влиятельно мнение о необходимости свободного прохождения «интернетской» информации. Мы, однако, полагаем, что это будет не только свобода информации, но и свобода дезинформации сомнительного или разрушительного качества. Как реализовать функцию контроля или, прямо скажем, нравственной цензуры электронной информации в библиотеках, – не ясно. Нужны этические кодексы, вводимые во все информационные, образовательные и воспитательные программы, а также усовершенствованные системы криптографической защиты. Кроме того, как отмечалось, нужен приоритет для нравственно-экологических, образовательных и воспитательных программ. Современное телевидение и средства массовой информации пока совершенно недостаточно занимаются нравственным воспитанием человека, а это жизненно необходимо делать. Следует, кстати, отметить, что замена вербальных носителей информации на визуальные совсем не так актуальна, а тем более полезна, как этого хотелось бы некоторым «компьютерщикам». Книга, тем более классическая, всегда будет в моде, она незаменима, телевидение и другие средства только дополняют ее. Сейчас, кстати, хорошие книги дорожают, – попробуйте найти, например, Данте, Рабле, Платона, что-то о Пифагоре.

Надо сказать, что ЮНЕСКО и ряд известных специалистов, как отмечалось, озабочены нравственней стороной информационной проблемы. Например, ЮНЕСКО наметила начать проект «Интерэтика», но пока это только планы.

Один из «пишущих» людей, полагающий себя учителем, сказал, что нравственность – это естество. Думаю, что это ошибочное суждение. Скорее всего, нравственность, этика, мораль, стыд, совесть – это духовные категории, присущие только человеку, выросшему в обществе. Ни животные, ни, тем более, растения указанными качествами не обладают. К сожалению, человеку, как-животному, пакость более естественна, чем духовная культура. Пакостность – как сорняк. Именно она естественна для толпы, или черни, как ее называл великий Пушкин. Чтобы из черни сделать интеллигентных людей, а не бул-гаковского Шарикова или специалиста по «новоязу» из романа Оруэлла, нужно много работать.

Душа обязана трудиться. Иначе, когда общество теряет смысл жизни и превращается в толпу, процесс озверения способен разрушить любые крепкие цивилизации. История, и старая, и новая, знает тому много примеров. Достаточно вспомнить разграбление культурных ценностей в 1918 году, в 1941-м и уже в 1991-м, когда имущество, принадлежавшее ранее «оборонке», при ее обнищании за месяцы превратилось без хозяина в руины.

А толпы фанатов, несущихся с рок-концерта, крушащих все от избытка разрушающего животного начала. Откуда они берутся? Примитивная псевдокультура навязывает ритмы, синхронизирующие активность низших животных чакр. Боюсь, что Интернет будет разносить еще шире, на всю планету, именно такую «культуру», поскольку его кибермальчики – выходцы из недр телевидения, не обладающие, к сожалению, высокой духовностью.

Напомним, что виновата все-таки не сама техника, а тот, кто ее использует. Значит, возвращаемся к началу: нужно совершенствовать сознание, Душу и Дух человека. Кардинально изменить отношение к образованию и экологическому воспитанию и не забывать, что в начале была Мысль (Кибалион) и Слово (Библия), а только потом уже наука и техника.

Таким образом, если говорить «высоким штилем», цель автора связана с его желанием содействовать через принятие новых научных парадигм подъему Духа людей, их веры в высокий смысл жизни. К сожалению, понимание этого смысла у общества, воспитанного на технократических идеях, замыкается, как правило, на чисто материальных благах и радостях, связанных с доходами и комфортом... Духовная жизнь за последний век потеряла престижность, а духовного человека считают «за чудака». Этому волей-неволей способствовало бурное развитие науки, развенчавшей политизированную церковь. Но вместе с институтом Церкви была утеряна идея Бога-Творца и нравственной ответственности перед Ним. В вечную жизнь мало кто верит, поэтому поем: «Живи пока живется, и нечего тужить...» А в результате – тупик и катастрофы цивилизации.

Телевидение и средства массовой информации во многих случаях растаптывают уважение к высокой роли Женщины в обществе, памяти предков, всей тысячелетней истории человечества. Современные компьютерные мальчики-виртуалыцики, поклонники рок-культуры, электронной информации, Интернета, киберигр и тренажеров могут сделать много полезного обществу. Но они, например, могут говорить всерьез, что время книги, классической музыки и литературы, многих других атрибутов культуры прошлого безвозвратно ушло. Впереди, считают они, – торжество компьютерной цивилизации с паутиной Интернета, замена книг CD-ROM'aми, а Баха и Бетховена – музыкальными синтезаторами и творчеством Майкла Джексона.

Полагаю, что эти мальчики «от компьютера», сколько бы ни было им биологических лет, – духовно неразумные дети, нашедшие новую научную игрушку. Компьютерная синтетическая «культура» уйдет в ближайшее десятилетие, – в этом нет сомнений, и сожалений быть не должно. По своему нравственному и духовному статусу она себя исчерпала. Но Духовная Культура в людях должна продолжаться. Она должна иметь преемственность и развитие, а не погибать вследствие поголовной компьютеризации, – иначе уцелевшему человечеству грозит отупение.

Повторяем: компьютер и Интернет могут сыграть исключительно позитивную роль в раскрытии и закреплении вековой культуры человечества, в том числе и древней эзотерики. Важно, чтобы не получился очередной круг: «весь мир разрушим, а затем – мы новый, лучший мир построим». Имеется в виду – компьютерный мир.

Короче, этой работой мы зовем к этическим и экологическим постижениям; не к ускорению кризиса планеты, а к любви и добру. Полагаю, что эти ценности должны стать не чуждыми науке. В самоликвидацию человечества на планете не хотелось бы верить. Хотелось бы верить и в Разум человека, и в его Духовность.

На ум приходят слова из песни «Оглянись!» известной на Алтае Галины Кузнецовой:

Архитекторы замков воздушных,
мы порою бываем бездушны:
Наших карточных домиков высь –
убивает летящую мысль...

Давайте почаще оглядываться – не убивают ли новые высокие технологии летящую Мысль, Душу, Дух людей.

Выводы по главе III

Несомненно, высшим достижением Природы-Творца явилось человеческое сознание. Оно, видимо, занимает свое весьма важное место в общей картине космического сознания, являясь его неотъемлемой частью. Разработанная выше концепция сингулярного гамма-барьера между вещественным и тонким мирами, с одной стороны, как бы разделяет, а с другой, неразрывно связывает два эти мира.

Человек создал компьютер, искусственный интеллект, виртуальную реальность, наконец, еще более высокое достижение, – глобальную паутину Интернета. Реализуемые через Интернет виртуальные киберпространства имеют столь высокую информативность, что могут соперничать с информативностью человеческого мозга и сознания. С одной стороны, такой шквал искусственной информации многократно увеличивает мощь технократической цивилизации. Но с другой – в Интернете, как и в атомной энергетике, наряду с положительной составляющей заключена и громадная опасность.

В отличие от механических средств и технологий информационные технологии развиваются и совершенствуются в сотни раз быстрее. Увидев опасность атомного и ядерного вооружения, человечество успело объявить мораторий на эти средства. В информационных технологиях надо вовремя увидеть их негативные стороны, чтобы успеть объявить соответствующий мораторий: здесь время идет гораздо быстрее...

 

Глава IV
КОНЦЕПЦИЯ СИНЕРГИЙНОСТИ В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

1. Экологическое невежество как причина
отсутствия синергии (коэволюции)
человека и природы

Согласно прогнозам Всемирной ассоциации исследований будущего, человечество может пережить рубеж XXI века всего на пару десятков лет. Форма прогнозируемой гибели цивилизации – ее глобальный нравственно-экологический кризис.

Вещественные признаки кризиса связаны с загрязнением и перегревом биосферы, нарушением баланса в природе, а также истощением ее ресурсов (см.: Данилов-Данильян В.И. Экологические проблемы, 1997). Причины этого – неуправляемый технический прессинг и гонка вооружений, потеря человечеством чувства меры в эксплуатации природы, рост численности населения планеты (до 6 млрд к 2000 году).

Духовно-нравственные, а шире – информационные признаки кризиса заключаются, во-первых, в катастрофической потере физического здоровья населением. Сегодня, например, только 5 % детей рождаются здоровыми и менее 15 % женщин способны к нормальному воспроизводству здоровых детей (см.: Яковлев С.А. Экология и здоровье, 1995; Хлуновский А.Н. О современной медицинской парадигме // Сознание и физическая реальность.1996. № 4). Второй важный признак – катастрофический разрыв в духовном здоровье поколений из-за буквального растления молодежи печатно-телевизионным психотеррором и рекламой антикультуры с навязыванием ею грубого насилия, псевдомузыки, наркотических средств и других видов зла.

Кардинальная причина кризиса кроется в несоответствии между взрывом научно-технического «прогресса» общества, с одной стороны, и отставанием духовных знаний и нравственных устоев в системе свобода – ответственность человека с другой. Легко понять, что истоки всех бед коренятся не во внешних условиях или посторонних сущностях, а в самом обществе, в его сознании, в возможностях этической и экологической самооценки человека.

Видимо, низкий гуманитарный и духовно-нравственный уровень образования современного человека не вполне соответствует возможностям его потенциального воздействия на среду обитания. Как в сказке: «...А синички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли». Люди как бы оказались и недостаточно образованными, и недостаточно разумными (см.: Федоров И.Б., Волченко В.Н. Философия образования и научная парадигма XXI века, 1996).

Если конспективно определить причины кризиса, то две из них, по нашему мнению основные, могут быть сформулированы следующим образом.

Первая.Сугубый приоритет материализма как в философском, так и в жизненном аспекте, что привело к потере нравственных и вообще «идеальных» критериев в обществе и разрушению Церкви, несущей этические правила в жизнь людей.

Вторая.Возникшая на базе воинствующего материализма технократичность развития цивилизации и прагматичность ее целей, что, в свою очередь, породило особый научно-технический снобизм человека по отношению к природе. Природа рассматривалась столетиями только как ресурс для развития цивилизации, без синергийности в ее взаимоотношениях с человеком.

2. Эзотерические корни синергизма
и духовный смысл в современной синергетике

Во второй половине XX века, вернее, с 1920-30-х годов все большее распространение получило понятие информации, как в науке, так и в обыденной жизни. Определение термина «Информация» до сих пор вызывает дискуссии. Мы понимаем информацию как структурно-смысловое разнообразие, которое может быть непроявленным, проявленным и отраженным. Здесь как бы заложен принцип православной синергийной Троицы: непроявленная информация – Абсолют, проявленная – Логос, а отраженная – Дух. Дело в том, что еще в III—VI веках нашей эры понятие синергизма достаточно широко использовалось в христианской богословской литературе. Так, у Максима Исповедника (VI век) имеются неоднократные ссылки на православный синергизм как сотворчество Человека с Богом.

В учении Григория Паламы Бог Отец – это Первопричина, Абсолют; Бог Сын – это Слово – Логос; Святой Дух – это Божественная Творящая энергия – Любовь. Любовь, опять-таки, в плане синергийности Человека с другими людьми, Природой и Богом. Так же была определена синергийность в писаниях Иоанна Касьяна Римлянина (III век н.э.).

Интересно отметить, что и в древней эзотерике потенциальной непроявленной информации в восточных традициях соответствует Абсолютное Ничто, или Шуньята, что мы сейчас можем трактовать как отсутствие энергии. В традициях герметической философии потенциальная информация есть Абсолютное Все – банк данных обо всем сущем всегда и везде...

Автор отнюдь не богослов, но, чтобы не было разночтений, заметим, что синергийное «соработничество» человека с Богом совсем не исключает самодостаточный характер Абсолюта, поскольку следование воле Божией и есть именно сотрудничество, а не рабски слепое исполнение велений. Но, выбирая стиль своей жизни, человек также не должен забывать такую мудрость: «недеяние благо» (Конфуций), особенно во взаимоотношениях с природой.

В современных терминах понятие синергийности расширилось. Как пишет в своей статье «Синергетика», опубликованной в журнале «Дельфис» за 1996 год, член-корреспондент РАН С.П. Курдюмов, синергетика – это наука о законах эволюции и самоорганизации сложных систем). Как правило, это открытые и нелинейные системы, в которых есть доступ извне информации, энергии, массы, и есть выход этих сущностей из системы. Строго говоря, закрытых систем в Природе не существует. То же самое и нелинейность: она проявляется везде, в том числе и в процессах, которые принято, для простоты расчетов, считать линейными. Нелинейность в моделях связана и с тем, что малая причина может вызывать существенный отклик вплоть до взрывной реакции. Это так называемый триггерный, или спусковой, эффект.

Природа нашей планеты настолько загрязнена отходами цивилизации, что равновесие среды обитания человека весьма неустойчиво. Природа, не имея заботливого «хозяина», становится все более разбалансированной. Она не может, как это заложено в принципе синергийности ее собственных систем, восстанавливать нарушенное техногенными вмешательствами равновесие.

Таким образом, современная синергетика как наука с учетом глубоких эзотерических и религиозных истоков понятия синергийности, несомненно, может стать некой дополнительной духовной и нравственной силой. Отметим, что до последнего времени науку «властные» политики и экономисты предпочитали рассматривать только как производительную силу, превознося получаемые с ее помощью высокие технологии, высокоэнергетичные и сверхскоростные процессы. Однако оказалось, что для биосферы губительны атомные и термоядерные реакторы при колоссальных градиентах используемых температур, ракеты, пробивающие тысячи дырок в ионосфере и озоновом слое Земли, химические, целлюлозные и другие загрязняющие среду комбинаты.

Читатель, может быть, утомлен обилием синергетинеских слов в главе, но это оправдывается ее названием. В то же время автор согласен с мнением акад. Н.Н. Моисеева, который считает, что термины «коэволюция» или «универсальный эволюционизм» часто могут быть более уместны, чем «синергетика» (см.: Моисеев Н.Н. Современный рационализм, 1996; Он же. Восхождение к разуму, 1993). В любом случае каждому мыслящему человеку ясно, что необходимы нравственно-экологический императив и си-нергийность в действиях человека на ниве природы. Инженеры, в широком понимании этого слова, создавая, казалось бы, блага для человека, всячески разрушали Природу, не имея понятия о том, что такое инженерная этика. Наверное еще не поздно систематически учить будущих инженеров (начиная с яслей!) нравственному высокоэтичному отношению к Природе как к живой системе. Но ведь высокоэтичные отношения – это и есть си-нергийность.

3. Информационно-энергетическая модель развития
Вселенной как живой системы

Почему же разум людей, обладающих всей суммой знаний и суммой технологий, даваемых системой образования – школой и университетами, привел все-таки цивилизацию в тупик?

Видимо, общество опиралось и опирается пока на недостаточно адекватную современности, старую социально-научную парадигму, а без ее смены неизбежен катастрофический вариант кризиса в ближайшие десятилетия XXI века. В принятой в последние столетия общенаучной парадигме основной вопрос философии решался в пользу первичности материи и вторичности сознания. Как следствие, жизнь воспринималась как случайное событие, воля Творца отрицалась, а смысл жизни виделся в удовлетворении постоянно растущих материальных потребностей трудящихся.

На этом философском фундаменте бурно развилась технократическая цивилизация – в итоге общество оказалось на грани катастрофы. Духовный смысл жизни, развитие Души в материалистической парадигме не принимались во внимание. Кризисный финал технократии приводит к новым взглядам, исключающим противостояние и требующим синергийности материи и сознания. С разработкой новых взглядов на развитие цивилизации связано появление как синергетики, так и нового научного направления и мировоззрения – биоэнергоинформатики (см.: Волненко В.Н. //Сознание и физическая реальность. 1996. № 1/2).

Биоэнергоинформатика – область знаний и научное направление, изучающее мир сознания как физическую реальность на основе исследования информационно-энергетических взаимодействий в природе (и в том числе взаимодействия человека с природой и обществом).

К информационно-энергетическим взаимодействиям относят бесконтактные (полевые) взаимодействия, в которых, независимо от природы поля, имеется приоритет в обмене информацией. При этом обмен энергией, и в частности тепловые эффекты, находятся на пороге чувствительности измерений. В биоэнергоинформатике развиваются идеи физики, термодинамики, синергетики с учетом последних достижений естествознания и наряду с научными используются эзотерические знания.

Главная цель биоэнергоинформатики – создание единой научной картины мира, органично включающей в себя как физику косной природы, так и феномены жизни вплоть до ее высшей формы – сознания. Основными постулатами биоэнергоинформатики являются следующие.

· Первой нашей исходной аксиомой служит положение о том, что основные проявления Вселенной – это информация-сознание и энергия-материя. Причем сознание рассматривается как высшая форма информации и «оператор смыслов». Соответственно смысл здесь есть характеристика ценности информации.

· Выделив Смысл как третье проявление Вселенной наряду с информацией и энергией, мы получим возможность представить наравне с IEV-пространством смысловое, семантическое (по В.В. Налимову) пространство.

· Совокупность всех возможных систем Вселенной с их характеристиками информативности I и энергетичности Е образует некоторое IEV-пространство, в котором системы можно ранжировать по соотношениям I / Е. Априори предполагаем, что эволюция Вселенной происходит в сторону развития высокоинформативных, но ма-лоэнергетичных, «экономных» систем.

· Развитие любых систем Вселенной от косного к живому, от простого к сложному может быть отражено на оси витальности.

· Располагая на диаграмме вдоль оси витальности V все мыслимые системы вещественного мира от неживых (плазма, магма, литосфера) к живым (растения, животные, человек) и откладывая вверх по вертикали I(V) и E(V), получаем диаграмму IEV-пространства Универсума. При этом представляется возможным выделить наряду с миром вещественным область тонкого мира, где информация стремится к бесконечности, а энергетичность – к нулю (Е → 0; I → ∞).

· Безэнергетичный тонкий мир является и безэнтропийным, причем процессы жизни в мире вещественном связаны с негэнтропийным (антиэнтропийным) направ
лением «стрелы времени жизни». Эта «стрела жизни» как бы компенсирует во вселенском масштабе влияние энтропийной «стрелы времени», ведущей мир к тепловой смерти, согласно второму началу термодинамики.

· Исходя из современных теорий физического вакуума, наличие информационных структур безэнергетического и безэнтропийного типа вполне возможно, например, на базе реализации спинторсионного взаимодействия и так называемых торсионных полей (см.: Акимов А.Е. и Шипов Г.И. //Сознание и физическая реальность. 1996. № 1-3). В статьях указанного журнала представлены и другие теоретические модели чисто информационных взаимодействий, в частности, с помощью так называемых бюонов (см.: Бауров Ю.А. //Там же. 1996. № 4).

· В модели витальности все системы как в вещественном, так и в тонком мире – информационно-энергетические и могут рассматриваться как живые, обладающие в той или иной мере эквивалентом сознания. IEV-пространство Вселенной является как бы миром сознания, единым для вещественных и чисто информационных систем. Между сознанием, сконцентрированным в системах вещественного мира, и сознанием тонкого мира предполагается наличие потенциального информационно-энергетического барьера.

· Потенциальный информационно-энергетический барьер между вещественным и тонким мирами для сознания человека можно представить полупроницаемым. Высота преодоления барьера отражает для каждой личности ее собственные возможности общения со светлыми, высокими слоями сознания тонких миров. Люди могут преодолевать высокий барьер только благодаря своей высокой духовности, наработанной в земной жизни. Возможны проникновения сознания низкодуховных личностей сквозь барьер за счет некоторого «тоннельного» эффекта, но на таком же низком уровне, как и сам их духовный потенциал. В подобных случаях человек получает из тонкого мира ту грубую, низменную (бесовскую – на религиозном языке) информацию, которую он заслужил своими делами в мире телесном.

· Согласно модели витальности, сознание человека целесообразно рассматривать как состоящее из трех взаимосвязанных элементов: Интеллект + Душа + Дух. Душа сконцентрирована, по эзотерическим представлениям, в области сердца. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий в книге «Дух, Душа, Тело» (1990) замечает, что в сердце заключена «высшая способность ощущать Бога». Как профессор-хирург, архиепископ пишет, что сердце даже по анатомо-физиологическим представлениям не только «мотор», но и уникальный орган чувств. В то же время Душа «растворена» в каждой клеточке тела и является проводником Духа к Разуму человека.

· Процесс творения Вселенной в вещественной области начинается от информационной идеи Абсолюта, пришедшей из точки омега в точку сингулярности альфа. Здесь информация, согласно теории Н.А. Козырева, может переходить в энергию. Затем включается эволюционный цикл движения от косного вещества к живому. Далее развитие приводит мир к высшей форме творения – сознанию человека, которое, в свою очередь, призвано, по религиозным представлениям, как бы «структурировать» тонкий мир Вселенной, подпитывая его духовно. В этом заряде духовности, наверное, и заложен смысл жизни человечества по замыслу Творца. Затем, как было указано выше, Мир вновь «сходится» к Абсолюту, к точке омега. Таким образом, получаем петлю вечного процесса творения: от Абсолюта к началу цикла вещественного мира – и затем опять к Абсолюту, в точку омега, через сознание человека, его Душу и Дух.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.