Сделай Сам Свою Работу на 5

Примеры экоэтических проблем в школе

Известно такое парадоксальное свойство, что чем кардинальней какое-то научно-техническое новшество, тем непредсказуемее и опаснее его возможный отрицательный результат. В жизнь нашей школы все стремительнее входит компьютер, а компьютерные сети и Интернет в школах развитых стран стали обычным явлением. Какие же трудности ожидают учеников и учителя при освоении курса информатики? В первую очередь, это этические трудности, а также возможное отрицательное воздействие компьютера на здоровье учащихся.

Вот перечень главных этических проблем в системе компьютер – школьник.

· Неосознаваемый учеником переход компьютера из состояния инструмента обучения в состояние «хозяина», как бы поглощающего не созревший интеллект школьника (в том числе увлечение ребенка различными компьютерными играми).

· Увлечение детей безнравственной и асоциальной электронной информацией.

· Использование компьютера для распространения сообщений непристойного, угрожающего, клеветнического характера.

· Создание вредоносных программ, в том числе компьютерных вирусов.

· Компьютерное хулиганство, в том числе взлом программ и коммуникаций (хакерство).

· Использование ЭВМ для присвоения ценностей, прав, привилегий.

Школьные компьютеры могут быть более или менее мощными, могут быть объединены в локальную вычислительную сеть, что повышает производительность информационных технологий в образовании. Кроме этого может присутствовать выход в Интернет, что, в свою очередь, неизмеримо расширяет возможности доступа к информации и повышает эффективность вычислительной техники. В силу технократической направленности использования ЭВМ в этой сфере существует та же проблема «ножниц» между вредом и пользой, что и в технике. То есть чем больше производительность информационной системы, тем с большим количеством этических проблем нам приходится сталкиваться.

Нарушение работоспособности вычислительной техники, создание вирусных программ и другие действия подобного типа – все это можно считать проявлением деструктивного поведения школьника, требующего анализа и ответных действий учителя. Ключевым моментом при анализе является определение скрытой цели действий учащегося.



По нашему мнению, здесь вполне применима классификация мотивов деструктивного поведения, данная американским педагогом и психологом Рудольфом Дрейкурсом. Он пишет, что в 90 % случаев присутствует один из четырех мотивов: привлечение внимания, власть, месть, избежание неудачи.

Написать вирусную, резидентную программу, в принципе, не очень сложно. Увлеченным информатикой учащимся это вполне по силам. Приведем несколько примеров.

Учащийся девятого класса написал серию резидентных программ, выводящих бранные выражения и затрудняющих обмен информацией с ЭВМ. Скопировав программы на большинство компьютеров в классе, он организовал автоматический их запуск при включении компьютера. Урок был сорван. Несмотря на то, что впоследствии работоспособность компьютеров была восстановлена, это действие ученика еще долго приносило вред: периодически другие учащиеся, из любопытства или по другим причинам, запускали эти программы. Анализ его поведения показал, что за поступком, вероятно, стоял мотив привлечения внимания.

Другой учащийся постоянно ограничивал доступ к ресурсам компьютера в операционной системе Windows NT, что периодически приводило к необходимости вводить пароль. Он ставил защиту с намерением уберечь компьютер от заражения вирусами, однако эта защита была, по сути, почти так же вредна, как сам вирус. В результате ребятам, да и учителю довольно часто приходилось просить одиннадцатиклассника, чтобы он ввел необходимый пароль и помог справиться с компьютером. Этот пример может иллюстрировать действия ученика, реализующие такой скрытый мотив, как желание власти.

У Андрея и Александра взаимоотношения не ладились. Андрей написал программу, портящую WIN.COM – стартовый файл Windows 95. В отсутствие Александра Андрей записал программу на компьютер, на котором первый занимался, заменив этой программой файл NC.EXE – стартовый файл популярной оболочки Norton Commander. Теперь после запуска NC переставал загружаться Windows. После выполнения любого варианта переустановки Windows 95 система работала только до момента запуска NC. Действия Андрея, скрытой целью которых являлась месть, привели к тому, что Александру пришлось потратить несколько недель на выявление неисправности.

Учащийся девятого класса отлично разбирается в программировании, а оценки по физике, биологии, русскому языку у него крайне плохие. Казалось бы, ему необходимо уделять больше времени предметам, по которым он отстает, но вместо этого он пишет сложные программы, изучает языки программирования и особенности функционирования ЭВМ. При этом самооценка знаний по тем предметам довольно высока. Он говорит, что в любой момент может сесть, поучить и сдать на хорошую оценку любой из этих предметов. Подобное поведение можно классифицировать как направленное на избежание неудачи.

На собственном опыте мы убедились, что вывод учениками из строя вычислительных систем на сегодняшний момент доставляет наибольшие трудности учителю информатики. Напомним, здесь мы не рассматриваем постепенный естественный выход из строя информационной системы, а также случайные ошибки учеников.

Андрей и Павел сформировали загрузочную дискету, заражающую компьютер несколькими вирусами, в том числе One Half, Defo. Затем специально заразили все компьютеры в классе. Подобных примеров достаточно в практике любого учителя информатики. Восстановление работоспособности в этих случаях часто требует больших затрат времени.

Осознанные действия учащихся по заражению ЭВМ компьютерными вирусами, несанкционированная установка паролей, удаление необходимых программ направлены на достижение тех же скрытых целей, что и обычное деструктивное поведение в классе. Однако последствия такого поведения могут быть более значительными.

Компьютерные вирусы – сегодня настоящий бич. Интересно, что часто вирусы создают студенты или учащиеся старших классов образовательных школ. Если мы посмотрим на лозунги, стихи и другую информацию, которую выводят на экран вирусы, то встретим там названия практически всех российских вузов. Кстати, появились специальные программы, облегчающие создание собственных вирусов, например VIRUSLAB, в которых написать вирусную программу может человек, не имеющий практически никаких знаний в области программирования. Продаются специальные лазерные диски, содержащие набор программ для «вирусописания», взлома защит.

Учащиеся школ также часто пишут вредоносные программы, не являющиеся вирусными. Это могут быть резидентные и не резидентные программы, которые выводят ложную информацию на экран, мешают работе других систем и т.п. По словам учащихся, почти каждый увлекающийся программированием школьник писал вредоносные программы. Например, в одиннадцатом классе лицея научно-инженерного профиля, по оценкам самих учащихся, около 20 % обучаемых разрабатывали вредоносные программы (все, кто активно интересуется информатикой). Кстати, часто мотивом написания таких программ и других видов компьютерного хулиганства становится соревнование в «профессионализме» и «остроумии» между школьниками.

Например, Андрей написал программу, которая имитировала на экране запуск популярной игры. Пользователь отвечал на запросы программы стандартными ответами Y или N, думая, что запускает игру, но вместо этого начинался процесс форматирования жесткого диска компьютера. Несмотря на запрет игры на уроках информатики, другой учащийся, Максим, попытался запустить эту «игру» и оказался как бы виновен в выводе ЭВМ из строя. Не разобравшись, учитель мог бы наказать Максима и за игру на уроке, и за вывод из строя компьютера, хотя в последнем виноват Андрей.

Написание вредоносных программ – интересная задача в плане программирования, подчас требующая хороших знаний архитектуры компьютера и принципов работы операционных систем. Само по себе написание таких программ не приносит вреда, вред может принести намеренное их использование для достижения упомянутых целей деструктивного поведения. Кстати, некоторые преподаватели специально дают задания создать вирус, т.е. используют стратегию разрешающего поведения, или «разрешенной квоты». Этот подход может оказаться эффективным, особенно если целью деструктивного поведения является привлечение внимания.

Открытый доступ к любым данным через сеть Интернет создает этическую проблему бесконтрольного получения ребенком информации, которая может нанести ему вред.

Широко рассматривается проблема доступа детей к безнравственной информации. Очевидно ее негативное влияние на воспитание учащегося. Интернет можно сравнить с улицей, на которой школьник может научиться и хорошему, и плохому. Для снижения подобного негативного влияния необходимо не только обучить школьника владению Интернетом в техническом плане, но и сформировать понимание существа этой этической проблемы.

Критическое отношение к информации в Интернете не только полезно, но и может предотвратить возможный прямой вред здоровью. Известен случай массового отравления людей, которые попытались применить рецепт похудения, размещенный на страницах Интернета.

В нашей практике имел место следующий случай. Павел в Интернете натолкнулся на «Пособие для террориста». Сам Павел увлекается химией, поэтому его очень заинтересовала технология создания взрывчатого устройства на основе нитрата аммония, алюминия и угля. В детонаторе бомбы использовалось взрывчатое вещество – перекись ацетона.

Павел достал реактивы и уже собирался из любопытства выполнить указания, почерпнутые из анонимного пособия, но на свое счастье проконсультировался с опытным химиком. Оказалось, что по предложенной технологии получения перекиси ацетона практически невозможно избежать взрыва, который мог нанести Павлу увечья. О моральном аспекте распространения подобной информации говорить не будем, но ясно, что вряд ли «Пособие для террориста» вообще могло принести школьнику что-либо полезное.

Общение с компьютером для многих школьников довольно интересно не только в плане компьютерных игр, но и как бы само по себе. Переустановить Windows, изучить новые программы, заняться другой деятельностью по изучению и совершенствованию ЭВМ – все это, казалось бы, носит позитивный характер и не игра. Однако в конечном счете этот интерес не всегда оказывается положительным. Кстати, школьники, студенты, страдающие гипертрофированным интересом к изучению ЭВМ, часто являются заядлыми компьютерными игроками.

Из опыта преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана известно, что наиболее, казалось бы, знающие и способные в области программирования студенты-первокурсники часто не могут сдать первые экзамены и «вылетают» из университета. Так, на кафедре «Техника и технологии пластичности» сами студенты определили такой нездоровый интерес как болезнь и даже дали ей название по фамилии отчисленного первокурсника – «синдром Дежнева».

«Синдром Дежнева» может иметь место у тех студентов, которых компьютер интересует до такой степени, что они не могут заставить себя сделать домашние задания и выучить предметы, не требующиеся для изучения ЭВМ. То есть можно сказать, что они стали фанатиками компьютера. Или, другими словами, что компьютер подчинил их сознание, превратился из состояния инструмента в состояние «хозяина». К подобным результатам может привести мотив избежания неудачи, тот же, что и при увлечении компьютерными играми.

Эта форма деструктивного поведения, имеющая под собой скрытый мотив избежания неудачи, сегодня довольно широко распространена. Это естественно, так как виртуальный мир можно ощущать почти как настоящий, управлять им, но при этом не приходится решать сложных нравственных, социальных и других проблем и парадоксов жизни.

Сергей, когда играет за неодушевленным компьютером, кажется более живым и интересным, чем когда общается с другими людьми. Это и понятно: в компьютерной игре все правила ясны и логичны, совсем не так, как в жизни. Создается ощущение, что не компьютер – инструмент, повышающий производительность труда Сергея, а сам Сергей является инструментом, который нужен компьютеру для собственного «одушевления».

Знает ли Сергей о своих проблемах в общении со сверстниками? Решает ли их? Да, знает, да, решает. Но пока не понимает, что путь решения он выбрал неверный. Не понимает, что вместо того, чтобы найти в себе качества, нужные для нормального общения с миром, он нашел мир, который из-за своей простоты не требует этих качеств.

В той или иной степени этот этап проходят все дети и подростки. Глубина интеграции сознания ребенка в виртуальную реальность игры более какого-то предела – вот что может являться сигналом деструктивного поведения. Последствия такого поведения по сравнению с описанными выше проблемами «вирусописания» и компьютерного хулиганства могут быть еще более опасными. Известны случаи, когда подростки убивали школьных товарищей, как бы продолжая в реальном мире игру, начатую в виртуальном пространстве.

Кстати, по нашему мнению, шансы стать компьютерным преступником в основном имеют «люди-компьютеры», скрывающиеся в виртуальном мире от решения своих реальных проблем.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.