Сделай Сам Свою Работу на 5

Образование, наука, религия, Бог

Выше было показано, что концепция биоэнергоинформатики наряду с научным включает в себя элементы эзотерического и религиозного знания. Как мировоззрение эта концепция может быть весьма полезной в формировании мышления человека XXI века. Ведь представленная выше модель опирается на синергийность – взаимодействие трех основных проявлений Универсума: информации, энергии и смысла. «Стрела времени жизни» – путь к синергии человека и Творца. И не стоит бояться, если современное естествознание найдет пути приятия идеи Творца. Думаю, что эта идея ничуть не мешает модели Большого взрыва. Все равно остается неясным вопрос – что было До и что будет После? Творец же – непостижим, но постижимы его энергии и творения.

За истекшие столетия наука достигла многих высот, но в ее развитии оказалось не меньше и отрицательных последствий. А как с гипотезой Бога теперь? И можно ли найти пути к приятию наукой идеи Творца? Единого мнения нет. Известно, что в древности научное и религиозное постижение мира было единым.

Однако бурное развитие науки в XVIII-XX веках и ее воинствующий материализм привели к большему противостоянию научного знания и религии. Этим воспользовались политики, допустившие прямой вандализм в отношении не только культовых сооружений, но и Церкви как таковой. Многие священнослужители были уничтожены, в том числе и в России. Но вместе с разрушением Церкви повредился тот нравственный стержень, который служил опорой для воспитания и образования.

Пока образование как в средней, так и в высшей школе опирается на старую, чисто материалистическую парадигму. В ней разум – только продукт развития материи, а интуитивный канал мышления практически отвергается. Нравственно-экологическая "сторона обучения и воспитания почти не задействована. Нынешним инженерам практически неизвестна история естествознания и религиозной мысли в истории человечества. Там тоже были экологические ошибки, чем-то напоминающие ошибки наших дней, но гораздо меньшие по масштабам. Несомненно, незнание истории, недостатки нравственно-экологической подготовки приводят к появлению неких «инженерных монстров» – неэкологичных и нерентабельных гигантов индустрии и энергетики, попыткам поворота северных рек. Многие инженерные достижения сопровождаются превращением живой природы в неживую среду обитания...



Приоритетным путем для человечества должны стать природоадаптивные (синергийные) технологии, аналогичные тем, что использует сама природа в живых системах. Этот тезис вполне соответствует концепциям ноосферного мышления, провозглашенного еще в 1930-х годах (А. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский). Становится ясным, что, если человечество не примет новую парадигму, где приоритетны этика и духовность, а не грандиозные материальные потребности или религиозные амбиции фундаменталистов разного толка, будут множиться катастрофы, порожденные старым мышлением.

Однако новые парадигмы сами не прорастут. Каждый мыслящий человек может и должен прийти к ним через свой опыт и знания, а значит – через образование, образование на всех этапах – от семьи и до университетов. Гуманитарная составляющая образования, и в средней, и в высшей школе, должна стать определяющей в формировании сознания детей. Душа ребенка должна воспитываться на классике в литературе, искусстве и музыке. Рок-музыка, к примеру, никак не может заменить классическую музыку. Сиюминутные увлечения рок-культурой нельзя возводить в стиль жизни.

Дух, сознание в эволюции первичны, поэтому всяческие компьютерные игры, будто бы развивающие «техническое» мышление, не должны вытеснять фундаментальные ценности воспитания. Например, нельзя заменить компьютером и телевизором нормальную игру на воздухе с физической нагрузкой и общение с природой.

Сейчас подростки находятся у телеэкрана по много часов в день. Это – катастрофа. Телевидение должно помогать учить Разуму, но не калечить Душу человека отупляющими рекламами, видеоклипами и фильмами ужасов, разрушающими нравственность и психику молодежи.

Научная общественность России не может более пассивно относиться к разрушающей роли средств массовой информации и особенно телевидения. Во всех редакциях телевидения должны быть созданы консультативные попечительские советы с участием представителей научной аудитории, преподавателей и студентов университетов. Должен быть принят соответствующий закон, об общественных консультативных советах на ТВ.

Ссылки на так называемый положительный опыт Запада в стиле рекламных передач и видеоклипов беспочвенны или просто неверны. Во-первых, там царствуют законы шоу-бизнеса, а не духовного приоритета. Во-вторых, в США, к примеру, более двух тысяч симфонических оркестров, а в России – менее пятидесяти. Только в Москве сегодня рок-музыку передают больше двух десятков радиостанций, а классическую – одна радиостанция «Орфей».

Выводы по главе IV

Гармоничное сочетание, синергийность естественных и технических знаний на базе приоритета гуманитарно-экологических ценностей позволит научить новое поколение избегать ошибок потребительского технократического пути. Настоящая правильная дорога должна всегда вести к Храму в самом глубоком смысле этого слова.

 

Глава V
ЭКОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ИНТЕРНЕТЕ

Исходные определения

Договоримся, что сознание, образование, воспитание, культура – исходные задачи и ключевые слова, определяющие цели и тему данной разработки. Все более широкое использование компьютеров, сети Интернет, виртуального киберпространства, по идее разработчиков, должно было привести к повышению качества и быстроты решения перечисленных выше задач. Какого же эффекта ожидают идеологи дистанционного образования от его мультимедийного расширения? Предварительно уточним, что есть для нас информация-сознание применительно к названной проблеме.

Информация – это мера структурно-смыслового разнообразия и свободы его выбора. Здесь по сравнению с прежними определениями добавлено условие свободы выбора, что крайне важно при оценке живых систем. По характеру реализации информация, как уже говорилось, может быть непроявленной, проявленной и отображенной. Характер реализации информации нуждается в дополнительных пояснениях. Проявленной информацией будем считать все формы материального существования – актуального Бытия; эту информацию можно полагать статической.

Непроявленная информация – это информация в потенциале, в закодированном виде, скрытая от человеческого сознания «до востребования». Она присуща априори всем элементам Мира как его разворачивающийся потенциальный уровень (потенциальное Бытие).

Отображенная информация предполагает объект восприятия, т.е. наличие информационного или информационно-энергетического взаимодействия; она связана с сознанием человека. Это оперативная, динамическая информация, стимулирующая процесс творчества; ее в ряде ситуаций можно назвать также и «творящей» информацией.

Таким образом, информацию, на основе введенного определения, можно рассматривать как фундаментальное проявление свойств Мира. Эта категория должна занимать, наряду с категорией отражения, первостепенное место в теоретическом аппарате философии и психологии.

Высшую форму информации – творящую информацию, вполне логична рассматривать как сознание в его расширенном, вселенском, смысле, что раскрыто выше в концепции биоэнергоинформатики.

Кризис в экологии и этике сознания

Образование

От компьютерных систем ожидают повышения уровня образования, измеряемого, говоря технократическим языком, в битах, скорости усвоения знаний (в битах в секунду) и, наконец, увеличения некой энергетической эффективности, или, как было сказано в главе I, – витальности V ═ I ∕ E. Данная расчетная схема, конечно, весьма примитивна, но обладает известной эвристичнос-тью, обостряя сугубую технократичность «битового» подхода.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.