Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Опасности «перекомпьютеризации»

Действительно, суперкомпьютеры на квантовых переходах позволяют в пределе иметь вычислительную мощность до 1047 бит/с на грамм массы (предел Бреммермана), а компьютерные сети допускают скорости переработки более 109 бит/с. Однако нужно ли стремиться к этим пределам человеческому мозгу? Нужны ли столь долгие, иногда занимающие до 90 % рабочего времени, часы компьютерной переработки информации в процессе образования? Можно в этом сомневаться, опираясь хотя бы на опыт психологии.

Десятилетия компьютерного обучения показали, что в системе образования, особенно детского, школьного и даже университетского, должны соблюдаться жесткие гигиенические нормы продолжительности общения с компьютером, так же как и с телевизором. Совершенно необходимы личностные контакты учеников с педагогами и обычными книгами. Удельный вес этих традиционных методов образования по сравнению с «электронными» не должен занимать менее 30-50 % времени. Иначе учащимся, по мнению гигиенистов, грозит не только потеря физического здоровья (зрение, мозг), но и психические нарушения, связанные с духовно-нравственным и эмоциональным дефицитом. Не надо забывать, что в киберпространстве никогда не будет Духа и Любви, но может быть сколько угодно деструктивности, связанной с погоней за «удовольствиями».

Практика показывает, что в последние годы духовный уровень общества тотально понижается, особенно среди подростков: растет насилие, происходит отрыв от классического, традиционного культурного наследия, в моду входят наркомания, сквернословие, а за ними неизбежно следуют ложь, скатывание к преступности и суициду. Все эти негативные явления могут быть существенно уменьшены разумной и гармоничной системой образования, воспитания, культуры, без фетишизации компьютера.

Перечисленные выше ключевые слова (образование, воспитание, культура), формирующие сознание социума, далее будем иногда заменять одним термином – образование, как некоторым синтетическим понятием.

Мы живем и учим студентов в эпоху нравственно-экологического кризиса, справедливо названную эпохой катастроф. Эпоха в истории человечества совершенно необычная, нетривиальная; соответственно, тривиальные подходы здесь бессмысленны. Человечество либо погибнет вместе с искалеченной им биосферой, либо найдет пути изменения парадигмы развития и отдельных научно-технических парадигм.



Мыслящая часть современного общества отчетливо понимает, что в системе воинствующего материализма, на который опирался научно-технический прогресс, не было места пониманию Живой Природы, Души, Духа. Результатом такого бездушного образования является сегодняшняя технократическая цивилизация. Будучи бездушной, она автоматически становится антиэкологичной, поскольку для нее именно косное вещество всегда являлось основой развития и науки, и технологических процессов.

Используя, к примеру, понятия древних (Аристотеля, Авиценны) о Природе, Душе и Этике, можно сейчас еще определеннее сказать: то, что экологично, то и этично. Мы начали говорить о целостности живой природы, для которой энтропийные процессы – это распад, а негэнтропия (антиэнтропия) – это упорядочение всего сущего жизнью, т.е. структурирование и осмысление информации.

Поэтому сегодня логично считать, в терминах науки, что негэнтропия и экологична, и этична. Соответственно, заботясь о целях развития естествознания и техники, вполне правильно говорить именно в комплексе об эко-этических проблемах Природы и истребляющего ее общества.

Отсюда следует вывод, что независимо от вида образования (личностного или дистанционного) первой его задачей необходимо полагать воспитание нравственных устоев и внутренней совести учащегося. Учтем, что нравственно-этические ограничения технократической деятельности в большинстве учебных планов не предусмотрены. В этом отношении дистанционная компьютерно-интернетовская система может стать как улучшающей экоэтическое сознание студента, так и резко его снижающей. Все зависит от качества воспитания и личности Воспитателя.

Воспитание

Существующая система образования ушла вперед в научно-техническом плане. Так, по крайней мере, полагают официальные круги. Но вот в нравственном плане призрак материализма по-прежнему «бродит», и не только по Европе. Поэтому воспитание современного инженера, медика, менеджера оказывается все более прагматичным. Они верят главным образом во всесилие науки-техники и, как правило, отвергают идею Бога.

Вспомним, однако, историю становления человека как личности: из нее животное начало уходило медленно и драматично. В этом отношении путь от язычества к христианству весьма показателен – две тысячи лет как появились Евангелия с проповедью любви и милосердия, а языческий эгоизм отнюдь не исчез. Зло в отношениях между людьми и по отношению к природе не только не уменьшается, но даже растет. Причем природа теперь истребляется не примитивными средствами, а всем арсеналом науки и техники.

Хищническое истребление природы и нравственный распад общества подрывают основы самой жизни как главной цели творения во Вселенной. Падение нравов наблюдалось неоднократно в разные эпохи, однако теперь любое проявление безнравственности и антикультуры через Интернет и телевидение усиливается в миллионы раз, что и создает кризис в воспитании. А вот Богу как вместилищу любви, души и милосердия в средствах информации уделяется несравненно меньше внимания. Интернет сейчас свободен для входа любой «бесовщины» и психотеррора, в том числе и в образовательных передачах. Видимо, необходима нравственная цензура!

Люди потеряли Бога – отсюда многие беды человечества. Так теперь говорят и пишут ученые, а не только священники. Благоговение перед жизнью исчезает и заменяется поклонением Молоху. Но для того чтобы вернуть обществу Божественный Дух, необходимо, чтобы наука и культура прониклись духовностью, и не просто формально, а через научные модели, в которых Бог-Творец был бы непротиворечив в рамках научного мировоззрения. А

Интернет пусть дает все лучшее, что ему присуще как одному из высших достижений научной мысли.

Культура

Культура как некоторая синтезирующая духовные достижения цивилизации сущность, к сожалению, не растет экспоненциально, как наука и техника. Культуру и оценивать ведь нельзя так, как информацию о науке-технике, – в битах или битах в секунду на человека, к примеру, или на один город, или даже на всю страну.

Есть серьезнейшие опасения, что все образование вместе с культурой окажется отнюдь не в полезной для них системе Интернета, а в его ядовитой паутине. Самый свежий пример из Японии, где после одной из «ТВ-страшилок» несколько тысяч детей и подростков оказались в состоянии психошока с неясными отдаленными последствиями.

Психологи всего мира отмечают патологические последствия массовых рок-концертов, вызывающих шквал неуправляемых эмоций. Сам факт появления целой армии агрессивных псевдозвезд, которые требуют специальной охраны от обезумевшей толпы фанатов, заставляет нас говорить о том, что это не какая-то новая культура, а уничтожение культуры и воспитание животных страстей. Необходимы срочные меры для обуздания шоу-бизнеса и ТВ-лобби, запускающих деструктивные программы по многим каналам коммуникации.

Ножницы «наука – нравы»

Можно констатировать, что чем выше достижения науки и техники, тем тяжелее с ними справляется человек в своем технизированном обществе, все шире расходятся ножницы в корреляционном поле «наука – культура – образование». Трагедии Чернобыля, «Нахимова», Чечни, Югославии и Ольстера, а также двух последних мировых войн показывают, что, получив в неразумные руки средства Науки, сам Человек не стал умнее, чем были, к примеру, Архимед, Платон и, тем более, один из древнейших философов – Гермес Трисмегист.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.