Сделай Сам Свою Работу на 5

Модель воспитания личности в информационной среде

Внаше время на библиотекаря и преподавателя возлагается обязанность формирования безопасного информационного пространства библиотеки и школы, обучения этике и навыкам владения информационными технологиями.

Этому служит социальная информатика, которая опирается на взаимодействие трех объектов: общества, информационных ресурсов и личности.

В нашей практике преподавания социальной информатики школьникам наряду с IEV-моделью используется модель взаимодействия информационной среды и личности (рис. 3.2).

Рис.3.2. Модель «Личность и информационная среда» (Разработана Ю.А. Гладковым)

Информационная среда в этой модели фактически объединяет общество и информационные ресурсы, т.е. рассматриваются все три объекта, названные выше.

Информационная среда, в свою очередь, состоит из четырех объектов – образовательно-воспитательной среды семьи, школы, библиотеки, средств массовой информации, виртуального пространства игр и Интернета («виртуал»), среды субкультуры сверстников, уличных знакомых («улица»).

Видимо, наибольшее влияние на воспитание личности оказывает именно среда семьи – школы – библиотеки. Методики воспитания и образования в семье и в образовательных учреждениях разработаны и апробированы в течение тысячелетий. Решение вопросов воспитания в большей степени берет на себя семья, образовательную функцию – школа, и вместе они формируют в личности позитивное стремление к обучению и культуре.

Роль библиотеки возрастает вследствие предоставления доступа к информационным ресурсам Интернета. Для библиотек актуально выработать этические правила работы с электронной информацией.

Обилие насилия, кодирующей сознание рекламы, «грязной» политики формирует тягу к жестокости, мещанские устремления в жизни, а порой политический и религиозный экстремизм. Поэтому нужен этический кодекс СМИ, в котором были бы оговорены правила предоставления и структура информации. Такой кодекс обязательно должен иметь предписывающую (возможно, даже запрещающую) и рекомендующую части. Предписывающая часть не должна ограничивать свободу слова, но должна защищать аудиторию от деструктивной информации. Фактически предписывающая часть должна защищать права потребителей информации, подобно Закону о правах потребителя.



Под виртуалом мы понимаем электронную информацию, входящую в общий информационный ресурс. Эта информация может быть интерактивной и пассивной. С нашей точки зрения, наибольшую озабоченность вызывает интерактивная информация, в частности компьютерные игры.

Виртуальным миром игры можно назвать динамическую интерактивную мультимедийную модель реальности. В ней должна присутствовать структурно-смысловая организация взаимодействия объектов. Виртуальные модели строятся согласно концепции, сюжету и классифицируются по жанрам. Существуют различные виртуальные игровые миры жанров.

Разрабатываются многопользовательские игры и виртуальные миры для участников, подключенных к Интернету. Примеры можно найти на страничке

http://members.xoom.com/001281/games6.htm.

Наибольшее распространение получили виртуальные объекты, созданные в виде чата на основе Java-технологии.

Ведутся исследования по созданию многопользовательских трехмерных миров в Интернете. Примеры VRML-миров можно найти на следующих сайтах:

http://cosmosoftware.com/galleries/,

http://www.intervista.com/VRML/gallery/,

http://www.qin.com/virtual.gallery/VRML/.

Возможность реализовывать фантазии в виртуальном мире и «жить» в них очень привлекательна. Эта виртуальная «жизнь» может входить в привычку. Вот вам и компьютерная наркомания!..

Сами по себе эти псевдомиры не опасны. Но если в них вкладывается негативный подтекст или игра «засасывает», то это должно беспокоить. Интересно, что чем совершеннее технологии виртуала, тем он опасней как псевдожизнь. Трехмерная игра «красивей» двумерной, а многопользовательская игра в сети Интернет еще красивее и привлекательнее – как более сильный наркотик!

Повторим возникший парадокс: чем больше потенциальная польза виртуала для решения реальных задач, тем осторожней с ним надо «играть».

Улица – всегда головная боль для родителей, а значит, и для учителей. Здесь нет необходимой защиты от негативной информации и корыстного умысла. Социологи говорят – наркомания и преступность среди молодежи приобрела катастрофические размеры. К сожалению, это процесс глобальный.

Известно появление различных молодежных течений. Они образуют некие субкультуры: панки, хиппи, рэперы, спортивные и политические фанаты... Их нравы отнюдь не способствуют созданию привлекательного образа интеллигента и гражданина, но зато привлекателен для многих образ «героя». И вот в этот уличный калейдоскоп добавляются тиражированные миллионами экземпляров уличные «образцы» героев телевидения и компьютерных сетей.

Итак, мы имеем еще одно информационное поле – взрывчатую смесь «улицы» с Интернетом. «Улица», как вся жизнь, – это экзамен для личности на твердость морально-нравственных понятий и характера.

Воспитание личности определяется вектором внутреннего духовного потенциала, накопленным опытом, выраженным в модели в виде стремлений, и воздействием информационной образовательной среды. Информация, поступающая из различных источников этой среды, имеет различную ценность, направлена на формирование тех или иных стремлений. По нашему мнению, для личности важно дифференцированное отношение к этим информационным потокам.

Знания, которые дают семья – школа – библиотека, должны восприниматься учащимися с уважением и доверием. Тогда коэффициент полезного действия при обучении будет высок. Очевидно, что достоверность и ценность такой информации высока.

Информацию, которую предоставляют средства массовой информации и которую можно получить в Интернете, необходимо оценивать по критериям ценности, достоверности, нравственности. Следует учитывать степень доверия к источнику информации.

К информации, получаемой на «улице», часто нужно относиться с сомнением. Точность и правильность информации существенно зависит от ее источника. Общение с «улицей» часто противоположно общению с «семьей – школой». На «улице» могут даже принуждать, к безнравственным и опасным для личности и ее будущего действиям. Порядочность и искренность на «улице» приходится искать.

Однако важно не только дифференцированное отношение к описанным информационным потокам, необходимо, чтобы внимание не концентрировалось на одном из них. По нашему мнению, развитие личности будет тогда гармоничным, когда учащийся воспримет лучшее согласно собственному нравственному и духовному потенциалу.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.