Неизбежность тонкого мира
Миропонимание
И экоэтика
XXI века
НАУКА – ФИЛОСОФИЯ – РЕЛИГИЯ
Москва Издательство МГТУ имени Н.Э.Баумана 2001
УДК 17:5:2:1Ф
ББК 28.081+87.7+86.3+87 В67
В67
Волченко В.Н.
Миропонимание и экоэтика XXI века. Наука –
Философия – Религия. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана,
2001. – 432 с, ил.
ISBN 5-7038-1825-7
В книге использованы современные научные знания и богатый эзотерический и религиозный опыт человечества. На этой основе предложена информационно-энергетическая модель витальности (IEV) Универсума. Эта модель позволяет облегчить разработку новой научной парадигмы, которая рассматривает сознание как физическую реальность. В рамках модели объяснимо большинство феноменов сознания (Дух, Душа, духовность, нравственность и т.п.). Предлагаемый подход дает возможность наглядно представить эволюцию не как случайное стечение невероятных ситуаций, а как номогенез – развитие по четкому закону Творца-Природы. В результате появляется возможность целостного миропонимания, предполагающего в первую очередь непротиворечивость и взаимодополнительность тонкого, непроявленного (информационного) мира наряду с миром вещественным, проявленным.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, в том числе студентов и аспирантов вузов.
УДК 17:5:2:1Ф ББК 28.081+87.7+86.3+87
Тиражирование книги осуществлено на средства автора
ISBN 5-7038-1825-7
© Волченко В.Н., 2001
Оглавление
Оглавление............................................................................................................................................ 5
Краткий словарь используемых терминов........................................................................................................................ 9
Реплики первых читателей................................................................................................................... 14
От автора............................................................................................................................................ 15
Введение............................................................................................................................................. 19
Глава I НЕИЗБЕЖНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ ТОНКОГО МИРА?!......................................................................... 21
1. Неизбежность тонкого мира......................................................................................................... 21
2. Реальность тонкого мира ............................................................................................................ 23
2.1. «Необъяснимые» феномены сознания.................................................................................... 23
2.2. Классификация и особенности феноменов сознания............................................................. 24
3. Постижимость тонкого мира?....................................................................................................... 26
4. Потенциальный барьер тонкого мира. Абсолют и Творец............................................................ 33
5. Биоэнергоинформатика и ноосфера............................................................................................ 35
6. Выводы по главе I......................................................................................................................... 36
Глава II ПУТИ ПРИЯТИЯ ИДЕИ ТВОРЦА СОВРЕМЕННОЙ НАУКОЙ............................................................................................................................................... 37
1. Исторический аспект..................................................................................................................... 38
2. Физика и этика бессмертия........................................................................................................... 39
3.Выводы по главе II......................................................................................................................... 43
Глава III ЭКОЭТИКА В МИРЕ СОЗНАНИЯ, ИНТЕРНЕТЕ И ВИРТУАЛЬНОМ КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ....................................................................................................................... 44
1. Плюсы и минусы информационного шквала................................................................................. 44
2. Современное миропонимание и экоэтика информационного общества............................................................................................................ 46
2.1. Миропонимание или мировоззрение?..................................................................................... 46
2.2. Современное миропонимание и компьютер............................................................................ 47
2.3. Телекоммуникационные компьютерные сети и экоэтика......................................................... 48
3. Экоэтические аспекты социальной информатики.......................................................................... 48
3.1. Экоэтика и школа................................................................................................................... 48
3.2. Модель воспитания личности в информационной среде........................................................ 49
3.3. Примеры экоэтических проблем в школе............................................................................... 51
4. Проблемы сознания в современном мире катастроф................................................................... 54
4.1. Опасность информационной засоренности............................................................................ 54
4.2. Сознательное и бессознательное в восприятии информации................................................. 56
4.3. Рефлексивное управление – путь к гражданскому обществу................................................. 57
5. Наука, Интернет и планетарная экоэтика ..................................................................................... 59
5.1. Поиски новой научной парадигмы развития............................................................................ 59
5.2. Немного об Интернете............................................................................................................ 60
5.3. Компьютерное виртуальное пространство............................................................................. 60
5.4. Духовность в компьютере...................................................................................................... 61
5.5. О Культуре, Церкви, Интернете.............................................................................................. 62
5.6. Экология сознания, или Вперед к холизму Платона............................................................... 63
6. Информационно-энергетическая модель мира сознания.............................................................. 64
6.1. Диаграмма витальности Вселенной........................................................................................ 64
6.2. Эволюция в мире сознания-информации................................................................................ 66
6.3. Экоэтическая парадигма защиты психосферы........................................................................ 68
7. Мир сознания и политика.............................................................................................................. 70
8. Библиотеки – экоэтический шлюз для Интернета......................................................................... 71
9. Выводы по главе III....................................................................................................................... 73
Глава IV КОНЦЕПЦИЯ СИНЕРГИЙНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА................................................................................................................... 75
1. Экологическое невежество как причина отсутствия синергии (коэволюции) человека и природы......................................................................................................................... 75
2. Эзотерические корни синергизма и духовный смысл в современной синергетике................................................................................ 75
3. Информационно-энергетическая модель развития Вселенной как живой системы.......................................................................................................... 77
4. Образование, наука, религия, Бог................................................................................................ 79
5. Выводы по главе IV...................................................................................................................... 80
Глава V ЭКОЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ...................................................................................................................................... 81
1.Исходные определения................................................................................................................. 81
2. Кризис в экологии и этике сознания.............................................................................................. 81
2.1. Образование.......................................................................................................................... 81
2.2. Опасности «перекомпьютеризации»....................................................................................... 81
2.3. Воспитание............................................................................................................................. 82
2.4. Культура................................................................................................................................ 83
2.5. Ножницы «наука – нравы»....................................................................................................... 83
2.6. Сознание как физическая реальность..................................................................................... 83
3. Выводы по главе V....................................................................................................................... 84
Глава VI ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ НОМОГЕНЕЗА..................................................................................................................................... 85
1. Актуальность защиты психосферы .............................................................................................. 85
1.1. Исходные положения............................................................................................................. 85
1.2. Предварительные представления о номогенезе..................................................................... 86
1.3. Так в чем же актуальность защиты психосферы?................................................................... 90
1.4. Сравнительная оценка энергетических возможностей и потребностей цивилизации.............. 91
2. Предпосылки информационной концепции сознания.................................................................... 92
2.1. Философско-религиозные истоки........................................................................................... 92
2.2. Естественно-научный взгляд.................................................................................................. 93
2.3. Социально-психологические следствия.................................................................................. 95
3. Уточнение понятия информации .................................................................................................. 96
3.1. История развития понятия информации................................................................................. 96
3.2. Определение понятия информации........................................................................................ 98
3.3. Измерение и ценность информации........................................................................................ 99
3.4. Информация и энтропия....................................................................................................... 101
4. Выводы по главе VI..................................................................................................................... 102
Глава VII ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ АСПЕКТ НОМОГЕНЕЗА............................................................................ 103
1. Фундаментальность понятия информации-сознания................................................................... 103
2. IEV-модель номогенеза .............................................................................................................. 105
2.1. Еще раз о фундаментальной физике в IEV-модели.............................................................. 105
2.2. Алгоритм IEV-модели номогенеза........................................................................................ 106
3. Развитие концепции витальности................................................................................................ 108
3.1. Вселенная как живая суперсистема...................................................................................... 108
3.2. Уточнение понятия Универсума............................................................................................ 108
3.3. Примеры оценки информативности в IEV-модели................................................................. 109
3.4. Информация виртуального киберпространства.................................................................... 110
4. Формирование потока сознания и подсознания.......................................................................... 111
4.1. Первичный поток сознания................................................................................................... 111
4.2. Структура бета-барьера....................................................................................................... 112
4.3. Структура гамма-барьера..................................................................................................... 113
4.4. Поток сознания в гирлянде Универсумов............................................................................. 114
5. Выводы по главе VII.................................................................................................................... 115
Глава VIII СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ НОМОГЕНЕЗА И ЭКОЭТИКА...................................................................................................................................... 116
1. Нравственно-экологический императив современности.............................................................. 116
1.1. Экоэтика психосферы в модели витальности....................................................................... 116
1.2. Роль Римского клуба........................................................................................................... 121
1.3. Культура и психосфера........................................................................................................ 124
2. Религиозная нравственность и христианский кодекс.................................................................. 128
2.1. История религий и нравственность....................................................................................... 128
2.2. Этика, мораль и нравственность.......................................................................................... 131
2.3. Необходимость духовно-интеллектуального союза науки и религии.................................... 135
2.4. В незнании иногда тоже сила?!............................................................................................. 137
3. Выводы по главе VIII................................................................................................................... 140
1. Образование и национальная безопасность .............................................................................. 141
1.1. Угрозы психофизической безопасности................................................................................ 141
1.2. Образование и общество..................................................................................................... 141
1.3. Гуманитаризация образования и профессиональная этика................................................... 142
2. Психосфера в IEV-модели номогенеза ...................................................................................... 144
2.1. Психофизическая модель сознания...................................................................................... 144
2.2. Дух человека и миросозидание............................................................................................ 146
2.3. Информация как фундаментальное свойство Универсума................................................... 147
2.4. Измененное сознание............................................................................................................ 147
2.5. Молитва и медитация............................................................................................................ 149
2.6. Музыка, искусство и сознание.............................................................................................. 152
3. Культура и национальная безопасность..................................................................................... 156
3.1. Понятия материальной и духовной культуры: плюсы и минусы............................................ 156
3.2. Массовая культура и психофизическая безопасность.......................................................... 156
4. Политико-психологические аспекты в модели номогенеза.......................................................... 157
4.1. Особенности политико-психологического аспекта................................................................ 157
4.2. Необходимость изменения парадигмы политического управления....................................... 158
5. Беречь и обустраивать Россию.................................................................................................. 160
5.1. Немного о российской истории............................................................................................ 160
5.2. России нужна аристократическая демократия?!................................................................... 161
6. Выводы по главе IX..................................................................................................................... 163
Глава X ИНФОРМАЦИОННО-ДУХОВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ АПОКАЛИПСИСА....................................................................... 164
I. Апокалипсис или новое небо?!.................................................................................................... 164
2. Элементы космобиоритмики и эпоха катастроф......................................................................... 166
2.1. Кто управляет нами по «космическим часам»?..................................................................... 166
2.2. Неприкосновенный запас духовных энергий......................................................................... 168
3. Взаимосвязь физической и религиозной картин мира ................................................................ 169
3.1. Физическое знание как религиозная метафизика................................................................... 169
3.2. Нужны ли библейские знания на рубеже 2-го – начала 3-го тысячелетия?............................ 172
3.3. Наука, мифология, мистика и лженаука................................................................................ 177
3.4. Иисус Христос – историческая и научная реальность?!....................................................... 178
3.5. Вера и разум........................................................................................................................ 179
4. Спасет ли мир красота? Красота Христа – спасет!..................................................................... 183
4.1. Благость красоты человека.................................................................................................. 183
4.2. XX век – конец редукционизма и движение к целостности.................................................... 184
5. Выводы по главе X..................................................................................................................... 188
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................... 189
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................................................... 191
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИНЖЕНЕРНО-ФИЛОСОФСКОМ СЕМИНАРЕ «HOMO»............................................................... 191
ПРОГРАММА И АННОТАЦИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И АСПИРАНТОВ «СОВРЕМЕННОЕ МИРОПОНИМАНИЕ И ЭКОЭТИКА ИНЖЕНЕРА XXI ВЕКА»............................................................................................. 191
Современное миропонимание: духовное развитие, научный, религиозный и эзотерический пути познания истины, интеллектуальный союз науки и религии........................................................................................ 193
Г.Н. Дульнев, В.Н. Волченко........................................................................................................... 194
РЕГИСТРАЦИЯ ЯВЛЕНИЙ ТЕЛЕКИНЕЗА: ОПТИЧЕСКИЕ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И АКУСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ........................................................................................................... 194
A.M. Степанов, В.Н. Волченко........................................................................................................ 199
БИОФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НОМОГЕНЕЗА.................................................................................... 199
В.Н. Волченко, СВ. Степанов.......................................................................................................... 204
КОНЦЕПЦИЯ IEV-МОДЕЛИ И КВАНТОВАЯ СИНЕРГЕТИКА............................................................ 204
В.И. Волченко, СВ. Галкин.............................................................................................................. 207
ИНФОРМАЦИОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НОМОГЕНЕЗА В КОМПЛЕКСНОЙ ФОРМЕ...................................................................... 207
А.Е. Акимов.................................................................................................................................... 208
ТОРСИОННЫЕ ПОЛЯ И ТОРСИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ................................................................... 208
Л. Шефер........................................................................................................................................ 212
Из книги «В ПОИСКАХ БОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ»............................................................... 212
Игумен Иоанн (Экономцев).............................................................................................................. 215
ЗА СОЮЗ ЦЕРКВИ И КУЛЬТУРЫ.................................................................................................... 215
А. Мень ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ................................................................................................................. 216
Гермес Трисмегист ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ Из книги «Кибалион»....................................................................................................................... 220
Л.Н. Толстой Из книги «ПУТЬ ЖИЗНИ»................................................................................................................. 221
ПРЕДСМЕРТНАЯ МОЛИТВА СОЛДАТА........................................................................................... 223
МАНИФЕСТ ТРЕВОГИ..................................................................................................................... 223
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................... 226
Краткий словарь используемых терминов
Абсолют –нечто, ни от чего не зависящее и ни к чему не сводимое. Первопричина всего сущего, всемирный банк данных, космический Разум, Вечность (метафор.). В христианской Троице ее первая ипостась – Бог Отец.
Акупунктура(от лат. acus – игла и punctura – укол; иглоукалывание) – метод лечения многих неврологических, аллергических и других заболеваний уколами (специальными иглами) в определенные точки тела (их около 600).
Аттрактор –предельные процессы (устойчивые состояния) в пространстве и во времени, на которые выходит открытая нелинейная система.
Биота –совокупность определенных организмов в биосфере.
Биоэнергоинформатика – область знаний, рассматривающая энергоинформационные взаимодействия в природе и обществе с приоритетом информационного обмена над энергетическим. В биоэнергоинформатике Вселенная рассматривается как живая система, развивающаяся согласно модели номогенеза.
Бифуркация –переход системы из одного устойчивого состояния (аттрактора) в другое.
Вакуум квантовый (физический) –в квантовой теории поля низшее энергетическое состояние всех полей. Известны модели квантового вакуума: семантическая, спин-торсионная, электромагнитная и т.д. В данной работе предполагается свойство квантового вакуума содержать в себе всю информацию и большую часть энергии Универсума.
Виртуал, виртуальность, виртуальные явления(физические, информационные и т.п.) – условно (имитационно) реальные, но не сводимые к конкретности (небытие).
Витальность –жизнеспособность системы, условно измеряемая как отношение ее информативности к энергетичности (V = I / Е).
Генезис –развитие. В эволюции Земли рассматривают этапы гео-, био-, психо- и ноогенеза. Соответственно выделяют лито-, био-, психо- и ноосферу.
Геометрофизика –стандартная физика, предполагающая описание всех явлений в геометрическом пространстве-времени.
Гомеостаз –состояние квазиравновесного вещественного и энергоинформационного обмена организма и окружающей среды.
Движение –основное свойство и состояние вечно изменяющейся материи, причина ее разнообразия и развития.
Дух –вселенская информационная среда, содержащая программу развития материи. В христианстве – Святой Дух, третья ипостась Святой Троицы.
Душа –информационно-психическая сущность любой живой системы (биопсихизм). Для человека душа – проводник Духа в его тело.
Инвайроментальные проблемы –принятое на международном уровне наименование экологической проблематики (от англ. environment – среда обитания).
Интернет –глобальная информационно-транспортная компьютерная сеть.
Информационно-энергетическое пространство витальности (IEV-пространство) –условное параметрическое пространство, образованное параметрами: информация I, энергия Е и витальность V.
Информация –структурно-смысловое разнообразие (и степень свободы его выбора).
Исихазм(от греч. hesychia – покой, безмолвие, отрешенность) – мистическое течение в Византии. В широком смысле – этико-аскетическое учение о пути к единению человека с Богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания; включало систему психофизического контроля, имеющую некоторое внешнее сходство с методами йоги. Возникло в IV—VTI веках, возродилось в XIV веке. В более узком смысле – религиозно-философское учение Григория Паламы.
КВЧ –крайне высокие частоты электромагнитных волн миллиметрового диапазона.
Континуум(физ.) – непрерывная среда.
Космогенез –эволюция вещественного мира в соответствии с общими законами мироздания.
Косная система –система, состоящая из неживого вещества.
Мантры –распространенные в восточной религиозной традиции ритмические песнопения, обычно сопровождающие медитацию.
Материя –одно из основных проявлений Универсума наряду с энергией и информацией-сознанием; объективная реальность, данная в ощущении и опыте, вечно движущаяся и изменяющаяся.
Медитация –сосредоточение, обычно с целью молитвы, безмолвное или с пением мантр.
Менталитет –стиль мышления группы людей, их совокупный интеллект и духовность.
Миропонимание целостное –целостное представление о единстве проявленного (физического) и непроявленного (информационного) миров.
Мысль –элемент (квант) процесса мышления. Наряду с законченной мыслью или мыслеобразом существует хаотичный поток мыслей.
Мышление –способность высших форм материи к отражению реальности на основе использования знаково-символических систем (языков).
Номогенез –развитие по закону, заданному Творцом-Природой.
Онтологический, онтология(от греч. on, род. п. ontos – сущее и logos – зд. учение) – раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии – учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
Ортодоксы –исследователи, механически применяющие стандартную парадигму.
Парадигма(от греч. paradeigma – пример, образец) – 1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; 2) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного времени в определенном сообществе; 3) «правила игры» – в метафорическом смысле.
Парапсихологические явления, парапсихология –область знаний, рассматривающая сверхчувственные (по «интуитивному» каналу) формы восприятия, а также воздействие живого на внешние объекты без посредства мышечных усилий (мыслью и т.п.). Не все парапсихологические явления получили научное обоснование.
Психосфера –область функционирования человеческого сознания (в том или ином регионе или сообществе).
Разум –способность к мудрому, сверхрациональному мышлению. Разум присущ только человеку, а ум также высшим животным.
Рассудок –формально-непротиворечивое, рационально-доказуемое мышление.
Сингулярность –особые точки или области, в которых невозможно определение основных параметров и теоретических моделей.
Синергетика –научное направление, изучающее открытые, нелинейные, самоорганизующиеся системы (в том числе живые).
Синергийность –сотрудничество, сотворчество.
Теодицея(богосл.) – оправдание всеблагого Бога (Абсолюта) перед фактом наличия мирового зла.
Теология, или богословие –часть религиозного миропонимания, связанная с рационалистическим представлением (учением) о Боге (помимо мистического переживания).
Теософия –учение о Божественной мудрости.
Тонкий мир –в целостном миропонимании существует наряду с вещественным (проявленным) как некий непроявленный информационный мир.
Трансфизический переход –условное обозначение квантового канала взаимосвязи информации-сознания вещественного и тонкого миров.
Ум –способность к мышлению, т.е. способность сознания реагировать на воздействия окружающей среды для принятия адекватных решений.
Универсум(лат. universum) – философский термин, обозначающий «мир как целое».
Феноменысознания (телепатия, телекинез, ясновидение, телепортация, контактерство, ребефинг, экстрасенсорное взаимодействие) – аномальные, необъяснимые в рамках стандартной науки явления, связанные с человеческой психикой.
Физикализм –сведение (редукция) интеллектуально-духовных процессов к упрощенным физическим моделям.
Фрактальность –способность к масштабному (в пространственном смысле) воспроизведению.
Хост-компьютер –находящийся в режиме непрерывного подключения к Интернету компьютер конечного пользователя.
Эзотерика –знание для узкого круга посвященных (в отличие от экзотерики).
Экоэтика –область науки, рассматривающая взаимодействие человека с окружающей средой не только с экологических, но и с этических позиций.
Экуменизм –религиозно-философское течение, выступающее за сотрудничество между различными религиозными конфессиями. Появившиеся на Западе примеры экуменического экстремизма подорвали его авторитет в нашей стране.
Энергоинформация –обобщенный параметр физических и метафизических взаимодействий, включающий целостное для проявленного и непроявленного миров представление об энергии как источнике движения и информации как «энергии в потенциале». Преобразование информации в энергию и обратно относится к метафизическим взаимодействиям в сингулярных областях Универсума.
Энтропия живых систем –отличается от термодинамического представления тем, что для живого в его развитии характерен рост негэнтропии (отрицательной энтропии). Поскольку все живые системы смертны, рост энтропии как вторичный процесс обеспечивает жизненный цикл системы.
Эсхатология –религиозное учение о «конце света» (завершении земного существования человечества).
Предисловие
В наше время все отчетливее проявляются нравственные и экологические проблемы, которые пока не имеют решения. Огромные достижения науки, техники, технологии не только продвигают человечество на новые рубежи, но и ставят перед нами новые задачи, заставляют многое переосмысливать. Представляется, что весьма актуален поиск основной исходной концепции мироздания (или как ее называет автор – парадигмы), которая отражала бы новейшие физические, информационные и духовные представления. Сегодня уже многим понятно, что духовность и различные формы сознания наряду с физическими факторами оказывают определяющее воздействие на бытие.
В исходной концепции мироздания – парадигме – должны найти отражение не только вещественный и телесный мир, но и мир информационно-психологический, в котором неизбежно проявляются такие понятия, как душа, сознание, память, идеология, религия. При обосновании новой парадигмы автор опирается как на весьма обширные, чисто естественно-научные факты, так и на метафизические, эзотерические и даже религиозные идеи. Это не кажется странным и воспринимается с пониманием. На рубеже XXI века человечество особенно остро начинает осознавать бесперспективность развития технократической цивилизации, основанной на парадигме примата материального над духовным. Издержки такой идеологии очевидны: размытость нравственных критериев порождает кризисы взаимоотношений людей на всех уровнях – межличностном, семейном, национальном, межгосударственном. Велики в мире противостояние и неприязнь.
Замечательные технологические проекты осуществляются без учета интересов живой природы, во многих случаях приводят к катастрофам, губительным для всего живого. В представляемой читателю книге профессора МГТУ им. Н.Э. Баумана Владимира Никитовича Волченко четко обозначены эти проблемы и размышления автора о судьбах человечества, тревога за его будущее.
Автор, инженер по образованию и мыслитель по призванию, прошел сложный и насыщенный событиями жизненный путь: инженер и главный инженер в атомной промышленности, известный альпинист, ученый-технолог, заинтересовавшийся гуманитарными и философскими проблемами. Будучи одним из основателей междисциплинарного Инженерно-философского семинара «HOMO» (Человек) при МГТУ им. Н.Э. Баумана, он выверял и оттачивал свои мысли в докладах и дискуссиях с участниками этого семинара. Из-за полученной во время работы на атомной станции дозы радиоактивного облучения он почти ослеп, и текст книги продиктован им от начала до конца.
Книга отражает глубоко осознанную автором необходимость донести до читателя свою озабоченность настоящим и желание изменить общественное сознание людей на благо всего человечества. Самое важное заключается в том, что ему удалось разработать такую информационно-энергетическую (IEV) модель возникновения и эволюции вещественного мира, в которой четко показано развитие по замыслу, наперед заданной программе, исходящей из созидающего и животворящего тонкого мира.
В рамках IEV-модели тесно соприкасаются две, на первый взгляд исключающие друг друга, концепции – научная и духовно-религиозная. Физической базой IEV-пространства служит квантовый вакуум, а в религиозно-философской терминологии – всепроникающая Божественная среда. Две эти концепции позволяют представить мир не только чисто материальным, а включающим две составляющие – вещественную и духовную. Целостное миропонимание фактически является признанием определенной справедливости древних эзотерических и религиозных учений. В то же время следствием принятия новой парадигмы могут стать более высокие нравственные критерии технического прогресса: наука и техника должны быть не только производительной силой, но и силой сохранения природы и человека.
Информативность, энергетичность и витальность объектов косного и живого вещества, рассчитанные строго на научной основе, показали наличие «стрелы времени и смысла», приводящей к возникновению мыслящих существ, человека и сознания, которые по законам обратной связи оказывают влияние на тонкий мир. Сознание человека не только продукт развития материи, – оно находится в постоянном энергоинформационном взаимодействии с тонким миром, является высшей формой информации – творящей информацией. Модель витальности Универсума убеждает в необходимости содружества в XXI веке непримиримых антагонистов XIX—XX веков: науки, эзотерики и религии.
Человечество неизбежно должно выработать и принять новую парадигму своего развития или погибнуть вместе с искалеченной им биосферой. Автор предлагает читателю путь выхода из кризиса. Он формулирует основные положения этой парадигмы: признание равноправными физическими реальностями сознания и материи; приоритет духовного в развитии человечества и его технологических проектов; признание единым живым организмом природы и человека; признание человека как части природы, ответственным за ее благоприятное развитие, за собственное духовное состояние.
Книга предназначена широкому кругу читателей, проявляющих интерес к путям развития человечества, возможностям преодоления кризисных явлений современной жизни и перспективам будущего. Некоторая сложность прочтения отдельных разделов может быть успешно преодолена с помощью разработанного автором подробного словаря терминов и определений. Представляется, что книга проф. В.Н. Волченко будет встречена с большим интересом.
Поскольку работа содержит ряд неортодоксальных положений, рекомендуем ее публиковать в дискуссионном порядке.
Научные редакторы:
проф., д-р техн. наук A.M. Архаров,
проф., д-р техн. наук Ю.А. Бочаров,
доц., канд. философ, наук Ю.П. Полуэктов
Реплики первых читателей
Содержание обоснованно подтверждает единство разумного и материального начал при рассмотрении живой и неживой природы...
Книга свидетельствует об эрудиции и познаниях автора в различных философских, мировоззренческих, информационных и других областях. Благодаря этому ему удалось наметить контуры достаточно цельного миропонимания...
Автор – Педагог, а книга – учебник, в котором методически и в доступном для понимания изложении представлены возникающие перед человечеством сложные проблемы, анализ которых заканчивается призывом: «Наш долг изменить ситуацию, сохранив Человека и Природу на Земле...»
Книга будет полезной и привлекательной для всех интересующихся будущим развитием человечества и может стать настольной для каждого уважающего себя человека.
Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана,
д-р техн. наук А. Г. Овчинников
Работа важна в научном плане по следующим причинам:
1.Граждане РФ в своей основе экологически преступно безграмотны.
2.Нравственное воспитание людей жизненно необходимо.
3.Религиозно-философское восприятие единства мира полезно прививать молодежи.
Подвижничество проф. В.Н. Волченко можно только приветствовать.
В книге проанализирован огромный пласт малоизвестной, а для многих – совсем неизвестной литературы.
Доцент МГТУим. Н.Э. Баумана, канд. техн. наук В.Л. Калинчев
Книга, составленная по материалам авторских выступлений на заседаниях междисциплинарного Инженерно-философского семинара «HOMO», освещает нетривиальные аспекты естествознания. Актуальность работы для воспитания этических качеств инженеров – выпускников технического университета не вызывает сомнений.
Особую значимость представляет синтетическое рассмотрение научных и эзотерических источников в целях формирования мировоззрения информационной цивилизации...
Интересен также информационно-энергетический подход к рассмотрению феноменов Вселенной. В основу классификации феноменов сознания автором положены системно-масштабные принципы: «Человек – Земля – Вселенная». Такой подход показывает взаимосвязь процессов, протекающих на микро- и макроуровнях. И человек рассматривается как элемент космоса, что продолжает традиции философского направления «русский космизм»...
Авторское отношение к глобальной информационной сети Интернет совпадает с мнением многих специалистов, озабоченных появлением информационных материалов деструктивного характера (порнографии, назойливой рекламы)...
Доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана, канд. техн. наук В.И. Солнцев
Посвящаю светлой памяти моей жены и друга Людмилы Ильиной
От автора
И Свет возник во Тьме, и Тьма не смогла его объять...
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|