Глава 10. Анализ и оценка рубрикации
тор благодаря необходимости составить рабочее оглавление может по нему увидеть свои композиционные и рубрикаци-онные промахи и устранить их еще до представления оригинала в издательство.
Если же авторское рабочее оглавление отсутствует, его составляет редактор, причем именно с этого ему лучше всего начинать работу над оригиналом, поскольку первым, как уже указывалось выше, целесообразно анализировать композицию произведения, а делать это лучше с помощью рабочего оглавления.
Следует предупредить о довольно распространенной ошибке, допускаемой при составлении рабочего оглавления. Переходя к выписыванию заголовков следующей ступени, нередко механически относят их к следующей по номеру, хотя они могут на самом деле относиться к ступени через номер или два номера. Если взглянуть на рабочее оглавление главы 13 настоящей книги (см. выше), так могло бы случиться, если бы, выписывая заголовки подраздела 13.1 {Первое требование; Второе требование), отнесли бы их не к 6-й ступени, а механически к 4-й ступени, следующей после заголовка 13.1, относящегося к 3-й ступени. На самом же деле эти заголовки по значимости относятся к 6-й ступени, последней в рубрикации книги.
Исправленное, уточненное редактором рабочее оглавление, которое вместе с оригиналом передается художественному и техническому редакторам для разметки оформления заголовков в соответствии с их значимостью, ступенью рубрикации. Его можно назвать исполнительным, или оформительским рабочим оглавлением.
Редакционное — это первоначальное рабочее оглавление, оформительское (исполнительное) — окончательное, исправленное после редакторского анализа и оценки композиции и рубрикации.
Число ступеней рубрик
Точно определить, каким должно быть число ступеней рубрик в рубрикации каждого произведения, конечно, невозможно. Однако уметь установить, в каких случаях число ступеней находится в соответствии с характером произведе-
70.5. Число ступеней рубрик
ния (издания) и с подготовкой читателя, а в каких это соот ветствие нарушено, редактор обязан.___________
Г Одно из основных положений, которым можно руководствоваться:
Чем больше ступеней в рубрикации, тем сложнее разбиратьсяв связях и взаимозависимости рубрик.
С другой стороны, при одной ступени в большом по объему тексте может быть слишком много заголовков, и охватить их все и тем более запомнить (вспомним волшебное число СЕМЬ) будет сложно.
Чтобы облегчить в таких случаях восприятие, понимание и запоминание сложного большого по объему текста, группы заголовков низшей ступени объединяют старшими заголовками, т.е. несколько параграфов объединяют в главу, затем следующие несколько параграфов в другую главу и т.д. При большом числе глав их объединяют по группам в разделы.
Стоит запомнить разделы, а затем в первом разделе его главы, во втором — его главы и т.д., и структурная картина текста будет складываться в более или менее цельную картину в голове читателя именно благодаря двуступенной рубрикации.
То же самое по отношению к главам и параграфам.
Общий вывод может быть таким:
Чем слабее подготовка читателя, тем желательнее менее развитая рубрикация, из одной-двух ступеней.
И наоборот: чем более подготовлен читатель, тем более возможно увеличение числа ступеней рубрик, если это требуется для лучшей передачи взаимосвязей и взаимозависимости рубрик текста.
Автор, который хочет сделать свое даже сложное произведение доступным не только специалистам, но и широкому кругу читателей, старается применять не более двух ступеней Рубрикации.
Читатель, еще не обладающий большим опытом работы Над книгой, нуждается, естественно, в рубрикации из малого Числа ступеней, простой и легко понятной. Именно поэтому в Школьных учебниках для первых — третьих классов рубрикация главным образом двуступенная (главы и параграфы). Немного ступеней рубрикации и в изданиях научно-попу-
Глава 10. Анализ и оценка рубрикации
лярной литературы, в большинстве случаев рассчитанных на широкий круг читателей, в том числе и малоподготовленных
Если читатель хорошо подготовлен, решает дело содержание произведения. Чем более широкий и многообразный круг вопросов охватывает автор, чем сложнее отношения между ними, тем больше оснований для многоступенной рубрикации, дающей возможность соблюсти правило непрерывности деления и передать взаимосвязи смысловых частей произведения.
В связи с тем, что число ступеней рубрик может оказаться не соответствующим характеру произведения и подготовке читателя, редактору надо владеть приемами уменьшения числа ступеней рубрик или его увеличения, чтобы при необходимости предложить их автору.
Приемы сокращения числа ступеней рубрик.В книжной практике известны два таких приема.
Первый прием. Снять объединяющую рубрику, поставив ее у каждой подрубрики. Вот элементарный пример из учебника арифметики для 2-го класса:
Сложение и вычитание в пределах 100 (без перехода через десяток) Сложение и вычитание в пределах 100 (с переходом через десяток)
Двуступенная рубрикация выглядела бы так:
Сложение и вычитание в пределах 100 Без перехода через десяток С переходом через десяток
Но поскольку ученики 2-го класса вряд ли различат значимость заголовков разных ступеней, авторы справедливо отказались от второй ступени, но сохранили дробность членения. Для этого они поставили объединяющий заголовок у каждого подчиненного.
То же самое сделал Ф.Энгельс в «Анти-Дюринге». Вместо двух ступеней рубрик такого вида:
IX. МОРАЛЬ И ПРАВО
а. Вечные истины
б. Равенство
в. Свобода и необходимость
X. ДИАЛЕКТИКА
а. Количество и качество
б. Отрицание отрицания и т.д.
Число ступеней рубрик
Энгельс предпочел одноступенную рубрикацию:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|