Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 10. Анализ и оценка рубрикации

тор благодаря необходимости составить рабочее оглавление может по нему увидеть свои композиционные и рубрикаци-онные промахи и устранить их еще до представления ориги­нала в издательство.

Если же авторское рабочее оглавление отсутствует, его составляет редактор, причем именно с этого ему лучше всего начинать работу над оригиналом, поскольку первым, как уже указывалось выше, целесообразно анализировать компози­цию произведения, а делать это лучше с помощью рабочего оглавления.

Следует предупредить о довольно распространенной ошиб­ке, допускаемой при составлении рабочего оглавления. Пере­ходя к выписыванию заголовков следующей ступени, неред­ко механически относят их к следующей по номеру, хотя они могут на самом деле относиться к ступени через номер или два номера. Если взглянуть на рабочее оглавление главы 13 настоящей книги (см. выше), так могло бы случиться, если бы, выписывая заголовки подраздела 13.1 {Первое требование; Второе требование), отнесли бы их не к 6-й ступени, а меха­нически к 4-й ступени, следующей после заголовка 13.1, от­носящегося к 3-й ступени. На самом же деле эти заголовки по значимости относятся к 6-й ступени, последней в рубрикации книги.

Исправленное, уточненное редактором рабочее оглавление, которое вместе с оригиналом передается художественному и техническому редакторам для разметки оформления заголов­ков в соответствии с их значимостью, ступенью рубрикации. Его можно назвать исполнительным, или оформительским ра­бочим оглавлением.

Редакционное — это первоначальное рабочее оглавление, оформительское (исполнительное) — окончательное, исправ­ленное после редакторского анализа и оценки композиции и рубрикации.

Число ступеней рубрик

Точно определить, каким должно быть число ступеней рубрик в рубрикации каждого произведения, конечно, не­возможно. Однако уметь установить, в каких случаях число ступеней находится в соответствии с характером произведе-


70.5. Число ступеней рубрик

ния (издания) и с подготовкой читателя, а в каких это соот­
ветствие нарушено, редактор обязан.___________



Г Одно из основных положений, которым можно руковод­ствоваться:

Чем больше ступеней в рубрикации, тем сложнее разбиратьсяв связях и взаимозависимости рубрик.

С другой стороны, при одной ступени в большом по объему тексте может быть слишком много заголовков, и охватить их все и тем более запомнить (вспомним волшебное число СЕМЬ) будет сложно.

Чтобы облегчить в таких случаях восприятие, понимание и запоминание сложного большого по объему текста, груп­пы заголовков низшей ступени объединяют старшими заго­ловками, т.е. несколько параграфов объединяют в главу, затем следующие несколько параграфов в другую главу и т.д. При большом числе глав их объединяют по группам в разделы.

Стоит запомнить разделы, а затем в первом разделе его гла­вы, во втором — его главы и т.д., и структурная картина текста будет складываться в более или менее цельную картину в го­лове читателя именно благодаря двуступенной рубрикации.

То же самое по отношению к главам и параграфам.

Общий вывод может быть таким:

Чем слабее подготовка читателя, тем желательнее менее развитая рубрикация, из одной-двух ступеней.

И наоборот: чем более подготовлен читатель, тем более воз­можно увеличение числа ступеней рубрик, если это требуется для лучшей передачи взаимосвязей и взаимозависимости руб­рик текста.

Автор, который хочет сделать свое даже сложное произве­дение доступным не только специалистам, но и широкому кругу читателей, старается применять не более двух ступеней Рубрикации.

Читатель, еще не обладающий большим опытом работы Над книгой, нуждается, естественно, в рубрикации из малого Числа ступеней, простой и легко понятной. Именно поэтому в Школьных учебниках для первых — третьих классов рубри­кация главным образом двуступенная (главы и параграфы). Немного ступеней рубрикации и в изданиях научно-попу-


Глава 10. Анализ и оценка рубрикации

лярной литературы, в большинстве случаев рассчитанных на широкий круг читателей, в том числе и малоподготовленных

Если читатель хорошо подготовлен, решает дело содержание произведения. Чем более широкий и многообразный круг воп­росов охватывает автор, чем сложнее отношения между ними, тем больше оснований для многоступенной рубрикации, даю­щей возможность соблюсти правило непрерывности деления и передать взаимосвязи смысловых частей произведения.

В связи с тем, что число ступеней рубрик может оказаться не соответствующим характеру произведения и подготовке читателя, редактору надо владеть приемами уменьшения чис­ла ступеней рубрик или его увеличения, чтобы при необхо­димости предложить их автору.

Приемы сокращения числа ступеней рубрик.В книжной практике известны два таких приема.

Первый прием. Снять объединяющую рубрику, поставив ее у каждой подрубрики. Вот элементарный пример из учебни­ка арифметики для 2-го класса:

Сложение и вычитание в пределах 100 (без перехода через десяток) Сложение и вычитание в пределах 100 (с переходом через десяток)

Двуступенная рубрикация выглядела бы так:

Сложение и вычитание в пределах 100 Без перехода через десяток С переходом через десяток

Но поскольку ученики 2-го класса вряд ли различат зна­чимость заголовков разных ступеней, авторы справедливо отказались от второй ступени, но сохранили дробность чле­нения. Для этого они поставили объединяющий заголовок у каждого подчиненного.

То же самое сделал Ф.Энгельс в «Анти-Дюринге». Вместо двух ступеней рубрик такого вида:

IX. МОРАЛЬ И ПРАВО

а. Вечные истины

б. Равенство

в. Свобода и необходимость

X. ДИАЛЕКТИКА

а. Количество и качество

б. Отрицание отрицания и т.д.


Число ступеней рубрик

Энгельс предпочел одноступенную рубрикацию:



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.