Глава 9. Анализ и оценка композиции
Научно-техническая литература рассматривает в свете последних достижений науки и техники проблемные вопросы современного производства, технической политики государства.
Популярно-техническая литература освещает отдельные вопросы, касающиеся в связи с общими проблемами технического прогресса какой-либо специальности, профессии, области трудовой деятельности людей. Это может быть книга, рассказывающая об основах фрезерного или токарного дела, об устройстве счетно-аналитических машин, об автоматических линиях.
Производственно-техническая литература адресована непосредственно людям, занятым производственной деятельностью. В ней обобщается и распространяется трудовой опыт. В работах производственно-технического характера, как правило, не отражаются техника, технология, организация труда прошлого. Они строятся на фактах современного производства. В отличие от научно-технических изданий книги такого рода главным образом рассматривают не перспективы развития, а то, что уже достигнуто, устойчиво реализовано...
На первый взгляд, здесь разговор ведется по видам технической литературы, выделенным по одному основанию — по назначению книги. В самом деле, одни призваны освещать историю техники (историко-техническая литература), другие — освещать научные проблемы техники (научно-техническая литература), третьи — популяризировать технику (популярно-техническая литература), четвертые — помогать производству (производственно-техническая литература).
Но это только на первый взгляд. При более пристальном и глубоком анализе этого фрагмента текста нельзя не заметить, что автор делит техническую литературу на виды по разным основаниям.
В первом случае во внимание берется предмет освещения — история техники. Форма неизвестна — научная или популярная, хотя книги по истории техники могут быть и научными и популярными.
Во втором случае назван предмет, определяющий форму (научную), и обозначено время — современность, хотя признать это верным трудно, потому что научные книги по истории техники вовсе не исключены и такие книги известны-
В третьем случае предмет освещения общий для всей технической литературы и в конечном счете популярно-техническую литературу отличает от всех остальных видов технИ-
9.3. Логичность композиции
ческой литературы только форма — популярная. Период ос-вещения во внимание не принят, хотя популярные книги по истории техники вовсе не исключены.
В четвертом — определены предмет и цель, но форма не указана.
Таким образом, единого основания у деления текста на виды литературы, по которому ведется изложение, нет. Поэтому виды литературы перекрещиваются, одни не исключают другие. Историко-техническая книга может быть и научной, и популярной. Значит, в последующих разделах нужно либо необоснованно не писать о ней, либо дублировать первую главу. Популярно-техническая литература может популяризировать и научно-технические и производственно-технические проблемы.
Из-за неверно выбранного основания для построения текста из освещения выпали учебные и нормативные издания по технике.
Как же следовало перестроить текст, не меняя принцип композиции по видам литературы, но выбрав одно основание для деления? Таким основанием можно было выбрать главную функцию разных технических книг. Тогда текст был бы построен по следующим видам изданий:
1. Научная книга по технике. Выпускается для развития науки о технике.
2. Научно-популярная книга по технике. Выпускается для популяризации техники.
3. Производственная книга по технике. Выпускается для практической помощи производству.
4. Справочная книга по технике. Выпускается для наведения справок о тех нике.
5. Учебная книга по технике. Выпускается для изучения учебных дисциплин о технике.
6. Нормативная книга по технике. Выпускается для нормативного регули рования применения техники.
Внутри этих групп можно при необходимости выделить книги по современным проблемам и книги исторического содержания.
Единое основание исключает перекрещивание и дублирование. Помогает оно и характеристику каждого вида сделать существенной. Между тем в авторском варианте существенные
Глава 9. Анализ и оценка композиции
черты подменены внешними, поверхностными особенностями вида. Так, то обстоятельство, что в историко-технических работах встречаются описание и графическое изображение средств труда, мало существенно для представления этого вида литературы. Да и в изданиях других видов литературы по технике это тоже не исключено. Перечень тем популярно-технической литературы также носит случайный характер, не говоря уже о том, что популярно-технические книги вполне могут быть посвящены и технике в целом, а не только отдельным темам. И почему, собственно, исключать освещение техники прошлого в производственно-технической литературе?
Пример показывает, что для проверки композиции с точки зрения правила обоснованности деления надо: 1) найти основание деления текста на части; 2) убедиться, что оно охватывает весь текст, что основание единственное. На этом примере также хорошо видно, как неверно выбранное построение текста, с нарушением правила обоснованности деления, наносит урон и содержанию.
Правило соразмерности.При несоблюдении этого правила произведение или его часть бывает уже или шире их темы. Автор либо пропускает какие-то части темы или включает в текст то, что к теме не имеет отношения. В первом случае тема оказывается раскрытой неполностью, во втором ее границы размываются (а это мешает пониманию и усвоению текста). Выход за пределы темы — ошибка более частая. Ее причины:
1) обилие собранного автором материала (его так много, что он с трудом поддается систематизации, и автор невольно выходит за пределы темы: жалко исключать собранное);
2) нехватка материала из-за неразработанности темы (что бы заполнить пробелы, автор невольно подменяет ту или иную часть темы близким к ней материалом, хотя он отно сится к теме в лучшем случае лишь косвенно);
3) автор теряет ориентировку в материале из-за большого объема произведения, которому надлежит стать книгой, осо бенно при работе над оригиналом урывками; он не проверя ет соответствие излагаемого материала теме, выраженной в заголовке. Отсюда отклонения от темы или неполнота ее ос вещения. Вот почему так важно редактору, прочитав раздел> главу, параграф, вернуться к их заголовкам, чтобы сопоста-
9.3. Логичность композиции
вить с ними содержание подразделов. В этом случае меньше вероятность, что книга выйдет с нарушенным правилом соразмерности.
Следует, правда, предостеречь против формального подхода при проверке соответствия материала подраздела его заголовку. Л.П.Доблаев в книге «Логико-психологический анализ текста» (Саратов, 1969), анализируя параграф «Восстание крестьян и рабов» из учебника истории с тремя под-параграфами («Положение крестьян и рабов», «Жизнь знати», «Восстание 1750 года до н.э.»), справедливо пишет о том, что непосредственно тема параграфа раскрывается только в третьем подпараграфе, однако первые два тоже связаны с темой — в них говорится об условиях, причинах восстаний: это своего рода вступление к непосредственному раскрытию темы. При формальном же подходе можно посчитать, что тема в заголовке сужена или что в тексте есть отступления от темы.
Правило взаимоисключения.При нарушении этого правила неизбежны повторы из-за перекрещивания, композиционная нечеткость. Это было видно на примере фрагмента о видах технической литературы. Покажем еще на одном примере.
В книге об иллюстрациях глава о научно-познавательных иллюстрациях была построена следующим образом:
Чертежи
Рисунки
Фотографии
Документальные иллюстрации
Схемы
В основу построения положен классификационный принцип деления иллюстраций на виды по характеру изображения. Но этот принцип деления выдержан не до конца, поскольку документальные иллюстрации выделяются в качестве вида не по характеру изображения, а по содержательной задаче быть изобразительным документом. Такие иллюстрации — документальное свидетельство исторического прошлого- Ими могут быть и чертежи, и фотографии, и схемы, и ри-сУНки, т.е. они не исключают других видов. Так что ставить Документальные иллюстрации в один ряд с иллюстрациями По характеру изображения неверно. По-видимому, надо было
Глава 9. Анализ и оценка композиции
параграфы о видах иллюстраций по характеру изображения объединить в одну часть, а главу о документальных иллюстрациях сделать второй частью. Тогда правило взаимоисключения не было бы нарушено.
Кроме того, в первой части надо было изменить порядок параграфов, поскольку сейчас в нем нет системы. Сначала параграфы следуют в порядке по возрастающей степени схожести изображения с реальным изображаемым предметом. На чертеже изображение лишь отдаленно напоминает воспроизводимый предмет. Рисунок воспроизводит предмет близко к натуре. Фотография изображает предмет почти натурально. Но заканчивается разбор видов иллюстраций схемами, хотя на схеме изображение наиболее отдалено от натуры. Поэтому надо было установить единый системный порядок параграфов — например, по степени близости изображения к натуре, начав с наиболее близких к ней, т.е. фотографий, а затем расположив параграфы по ниспадающей близости к натуре (рисунки, чертежи, схемы):
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|