Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 9. Анализ и оценка композиции





Научно-техническая литература рассматривает в свете последних дости­жений науки и техники проблемные вопросы современного производства, тех­нической политики государства.

Популярно-техническая литература освещает отдельные вопросы, касаю­щиеся в связи с общими проблемами технического прогресса какой-либо спе­циальности, профессии, области трудовой деятельности людей. Это может быть книга, рассказывающая об основах фрезерного или токарного дела, об устройстве счетно-аналитических машин, об автоматических линиях.

Производственно-техническая литература адресована непосредственно лю­дям, занятым производственной деятельностью. В ней обобщается и распро­страняется трудовой опыт. В работах производственно-технического характе­ра, как правило, не отражаются техника, технология, организация труда про­шлого. Они строятся на фактах современного производства. В отличие от научно-технических изданий книги такого рода главным образом рассмат­ривают не перспективы развития, а то, что уже достигнуто, устойчиво реа­лизовано...

На первый взгляд, здесь разговор ведется по видам техни­ческой литературы, выделенным по одному основанию — по назначению книги. В самом деле, одни призваны освещать ис­торию техники (историко-техническая литература), другие — освещать научные проблемы техники (научно-техническая ли­тература), третьи — популяризировать технику (популярно-тех­ническая литература), четвертые — помогать производству (про­изводственно-техническая литература).



Но это только на первый взгляд. При более пристальном и глубоком анализе этого фрагмента текста нельзя не заме­тить, что автор делит техническую литературу на виды по раз­ным основаниям.

В первом случае во внимание берется предмет освеще­ния — история техники. Форма неизвестна — научная или популярная, хотя книги по истории техники могут быть и научными и популярными.

Во втором случае назван предмет, определяющий форму (научную), и обозначено время — современность, хотя при­знать это верным трудно, потому что научные книги по ис­тории техники вовсе не исключены и такие книги известны-

В третьем случае предмет освещения общий для всей тех­нической литературы и в конечном счете популярно-техни­ческую литературу отличает от всех остальных видов технИ-




9.3. Логичность композиции

ческой литературы только форма — популярная. Период ос-вещения во внимание не принят, хотя популярные книги по истории техники вовсе не исключены.

В четвертом — определены предмет и цель, но форма не указана.

Таким образом, единого основания у деления текста на виды литературы, по которому ведется изложение, нет. По­этому виды литературы перекрещиваются, одни не исклю­чают другие. Историко-техническая книга может быть и на­учной, и популярной. Значит, в последующих разделах нуж­но либо необоснованно не писать о ней, либо дублировать первую главу. Популярно-техническая литература может по­пуляризировать и научно-технические и производственно-технические проблемы.

Из-за неверно выбранного основания для построения тек­ста из освещения выпали учебные и нормативные издания по технике.

Как же следовало перестроить текст, не меняя принцип композиции по видам литературы, но выбрав одно основа­ние для деления? Таким основанием можно было выбрать главную функцию разных технических книг. Тогда текст был бы построен по следующим видам изданий:

1. Научная книга по технике. Выпускается для развития науки о технике.

2. Научно-популярная книга по технике. Выпускается для популяризации
техники.

3. Производственная книга по технике. Выпускается для практической помощи
производству.

4. Справочная книга по технике. Выпускается для наведения справок о тех­
нике.



5. Учебная книга по технике. Выпускается для изучения учебных дисциплин о
технике.

6. Нормативная книга по технике. Выпускается для нормативного регули­
рования применения техники.

Внутри этих групп можно при необходимости выделить книги по современным проблемам и книги исторического содержания.

Единое основание исключает перекрещивание и дублиро­вание. Помогает оно и характеристику каждого вида сделать существенной. Между тем в авторском варианте существенные


Глава 9. Анализ и оценка композиции

черты подменены внешними, поверхностными особенностя­ми вида. Так, то обстоятельство, что в историко-технических работах встречаются описание и графическое изображение средств труда, мало существенно для представления этого вида литературы. Да и в изданиях других видов литературы по тех­нике это тоже не исключено. Перечень тем популярно-техни­ческой литературы также носит случайный характер, не говоря уже о том, что популярно-технические книги вполне могут быть посвящены и технике в целом, а не только отдельным темам. И почему, собственно, исключать освещение техники прошло­го в производственно-технической литературе?

Пример показывает, что для проверки композиции с точ­ки зрения правила обоснованности деления надо: 1) найти основание деления текста на части; 2) убедиться, что оно охватывает весь текст, что основание единственное. На этом примере также хорошо видно, как неверно выбранное построение текста, с нарушением правила обоснованности деления, наносит урон и содержанию.

Правило соразмерности.При несоблюдении этого прави­ла произведение или его часть бывает уже или шире их темы. Автор либо пропускает какие-то части темы или включает в текст то, что к теме не имеет отношения. В первом случае тема оказывается раскрытой неполностью, во втором ее гра­ницы размываются (а это мешает пониманию и усвоению текста). Выход за пределы темы — ошибка более частая. Ее причины:

1) обилие собранного автором материала (его так много,
что он с трудом поддается систематизации, и автор невольно
выходит за пределы темы: жалко исключать собранное);

2) нехватка материала из-за неразработанности темы (что­
бы заполнить пробелы, автор невольно подменяет ту или
иную часть темы близким к ней материалом, хотя он отно­
сится к теме в лучшем случае лишь косвенно);

3) автор теряет ориентировку в материале из-за большого
объема произведения, которому надлежит стать книгой, осо­
бенно при работе над оригиналом урывками; он не проверя­
ет соответствие излагаемого материала теме, выраженной в
заголовке. Отсюда отклонения от темы или неполнота ее ос­
вещения. Вот почему так важно редактору, прочитав раздел>
главу, параграф, вернуться к их заголовкам, чтобы сопоста-


9.3. Логичность композиции

вить с ними содержание подразделов. В этом случае меньше вероятность, что книга выйдет с нарушенным правилом со­размерности.

Следует, правда, предостеречь против формального под­хода при проверке соответствия материала подраздела его заголовку. Л.П.Доблаев в книге «Логико-психологический анализ текста» (Саратов, 1969), анализируя параграф «Вос­стание крестьян и рабов» из учебника истории с тремя под-параграфами («Положение крестьян и рабов», «Жизнь зна­ти», «Восстание 1750 года до н.э.»), справедливо пишет о том, что непосредственно тема параграфа раскрывается только в третьем подпараграфе, однако первые два тоже свя­заны с темой — в них говорится об условиях, причинах вос­станий: это своего рода вступление к непосредственному раскрытию темы. При формальном же подходе можно по­считать, что тема в заголовке сужена или что в тексте есть отступления от темы.

Правило взаимоисключения.При нарушении этого правила неизбежны повторы из-за перекрещивания, композиционная нечеткость. Это было видно на примере фрагмента о видах тех­нической литературы. Покажем еще на одном примере.

В книге об иллюстрациях глава о научно-познавательных иллюстрациях была построена следующим образом:

Чертежи

Рисунки

Фотографии

Документальные иллюстрации

Схемы

В основу построения положен классификационный прин­цип деления иллюстраций на виды по характеру изображе­ния. Но этот принцип деления выдержан не до конца, по­скольку документальные иллюстрации выделяются в каче­стве вида не по характеру изображения, а по содержательной задаче быть изобразительным документом. Такие иллюстра­ции — документальное свидетельство исторического прошло­го- Ими могут быть и чертежи, и фотографии, и схемы, и ри-сУНки, т.е. они не исключают других видов. Так что ставить Документальные иллюстрации в один ряд с иллюстрациями По характеру изображения неверно. По-видимому, надо было


Глава 9. Анализ и оценка композиции

параграфы о видах иллюстраций по характеру изображения объединить в одну часть, а главу о документальных иллюст­рациях сделать второй частью. Тогда правило взаимоисклю­чения не было бы нарушено.

Кроме того, в первой части надо было изменить порядок параграфов, поскольку сейчас в нем нет системы. Сначала параграфы следуют в порядке по возрастающей степени схо­жести изображения с реальным изображаемым предметом. На чертеже изображение лишь отдаленно напоминает воспроиз­водимый предмет. Рисунок воспроизводит предмет близко к натуре. Фотография изображает предмет почти натурально. Но заканчивается разбор видов иллюстраций схемами, хотя на схеме изображение наиболее отдалено от натуры. Поэтому надо было установить единый системный порядок параграфов — например, по степени близости изображения к натуре, начав с наиболее близких к ней, т.е. фотографий, а затем располо­жив параграфы по ниспадающей близости к натуре (рисунки, чертежи, схемы):

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.