Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ и оценка оформительских средств выражения соподчиненности заголовков





Различную значимость рубрик, различие их заголовков в соответствии с принадлежностью к разным ступеням рубри­кации нужно графически очень точно выразить, чтобы чита­тель сразу знал, рубрику какой ступени он начинает читать. Особенно сложна задача оформителя при многоступенной рубрикации. Читатель может спросить: при чем тут редактор и редактирование, ведь это забота художника книги и худо­жественного или технического редактора? Да, конечно, глав­ную роль тут играет оформитель, но контролировать его ре­шения лучше всего может именно редактор, которому яснее Других смысловое различие заголовков по ступеням рубри­кации.

Заголовки разных ступеней графически различают разме­ром (кеглем) шрифта (чем он больше, тем выше ступень руб­рикации) и его начертанием (чем шрифт насыщеннее, тем выше ступень рубрикации). Однако возможности этих гра­фических характеристик ограничены. Практически можно использовать не более пяти-шести кеглей (8, 9, 10, 11, 12, 14 п.). Меньшие кегли недопустимы гигиенически, большие — непропорционально велики для полосы средних книжных Форматов. Конечно, с внедрением в практику компьютер­ного набора возможности шрифтовых размерных различий




Глава 10. Анализ и оценка рубрикации

расширились. Но нужно принять во внимание и то, что раз­личить размеры заголовков, набранных шрифтами близ­ких кеглей, довольно трудно. Вот тут-то и выручает начер­тание шрифта: набрав заголовки старших рубрик еще ц шрифтом полужирного начертания, можно повысить гра­фическую различимость заголовков соседних ступеней руб­рикации.

Увеличивает число вариантов набор заголовков прописны­ми и строчными буквами. Однако заголовки, набранные про­писными и строчными буквами разных кеглей, плохо сочетаются. Прописной большего кегля оказывается слишком большим, а снизить его кегль мешает то, что начальная про­писная буква заголовка, набранного строчным, окажется боль­ше букв заголовка, набранного прописными буквами. В сле­дующем примере трех заголовков хорошо видны все эти осо­бенности

ЗАГОЛОВОК Заголовок ЗАГОЛОВОК

Первый заголовок в примере хорош, но заголовок, набран­ный строчным более высокого кегля, из-за начальной про­писной буквы оказывается графически не менее значимым, чем заголовок, набранный прописным меньшего кегля. Из-за этого порой приходится набирать заголовки всех ступеней одной книги только прописными или только строчными бук­вами, благодаря чему графическая разница между заголов­ками разных ступеней не вызывает сомнений. Правда, это возможно при ограниченном числе ступеней.



На этом разговор об анализе и оценке редактором офор­мительских средств выражения соподчиненности можно было бы завершить, поскольку разбор этих средств явно ока­зался бы вторжением в чужую область — оформление книги, область творчества художника книги. Мы не будем сопостав­лять разные оформительские средства по их художественным качествам. Мы просто отошлем редакторов к подразделу 10.6, где представлены все виды рубрик, которые могут быть ис­пользованы при большом числе ступеней рубрик. Это сред­ства и для художника, и для редактора, и для автора.

Редактору важно помнить два основных требования к оформлению рубрикации: во-первых, чтобы заголовки руб-


10.8. Оформительские средства соподчиненное™

ряк разных ступеней четко различались и читатель мог сразу определить, с рубрикой какой ступени он имеет дело; во-вто­рых, чтобы выбранные виды рубрик были функционально и экономически целесообразными.

Для лучшего различения заголовков соседних рубрик мож­но воспользоваться видами заголовков, различающихся по положению на полосе и по отношению к тексту (шмуцтитул, шапка, заголовок на спуске, заголовок в разрез текста, заго­ловок в подбор с текстом, форточка, фонарик, скрытый в тек­сте заголовок). Все они позволяют разнообразить различие рубрик разных ступеней по заголовкам.



Шмуцтитулы функционально очень хороши, поскольку резко отделяют новую рубрику от предшествующей, но они неэкономичны, причем тем больше, чем их больше, а также чем больше формат издания и его тираж. При большом чис­ле шмуцтитулов, большом формате издания и тираже сни­жаются коэффициенты использования площади бумаги и емкости печатного листа, т.е. страдает издательская эконо­мика. Замена шмуцтитулов шапкой, тоже достаточно вы­разительным заголовком, может сэкономить до одного бу­мажного листа и в любом случае увеличить оба названных выше коэффициента. Бесспусковая рубрикация (т.е. когда начальные рубрики расположены не на спусковой полосе) экономичнее спусковой, так как повышается коэффици­ент использования площади бумаги и коэффициент емко­сти печатного листа (нет спусковых пробелов). Таким об­разом, при выборе системы рубрикации надо находить ком­промисс между функциональными и экономическими тре­бованиями.

Единственное, чем стоит дополнить перечень этих видов в подразделе 10.6, так это подвидами некоторых из них, ко­торые в подразделе 10.6 не рассматривались.

Так, у заголовка в разрез текста могут быть несколько раз­новидностей. Они могут различаться:

1) по размеру отбивки от левого края набора (те, у кото­
рых отбивка больше, могут рассматриваться как подчинен­
ные другим, у которых отбивка меньше, хотя это не очень
разительное отличие);

2) по отбивкам от предшествующего и последующего тек­
ста (обычно такие заголовки отбивают и сверху и снизу, но


Глава 10. Анализ и оценка рубрикации

иногда отказываются от нижней отбивки для заголовков руб­рик следующей, низшей ступени).

Заголовок в подбор с текстом можно набрать полужирным шрифтом (заголовки старшей ступени) и курсивом (заголов­ки подчиненной ступени). Может быть такой заголовок на­бран и вразрядку, но какой из заголовков в этом случае стар­ший, а какой подчиненный, определить сложно.

Необходимо также отдельно рассмотреть внесистемные заголовки, так как на практике их часто приравнивают к одной из ступеней системных заголовков. Хорошо если не к 1-й ступени, а то нередко случается, что заголовок Предисло­вие оформляют так же, как заголовки частей основного тек­ста: он идет первым, и только по этой причине его выписы­вают в рабочем оглавлении от 1-й вертикали, хотя это не со­ответствует его значимости. В этом отношении он не равен ни частям, ни главам, ни параграфам основного текста. Он относится совсем к иной системе, аппаратной. Соответствен­но для заголовков элементов этой системы надо найти свой стиль оформления, отличный от стиля оформления заголов­ков основного текста. На практике оформители внесистем­ные заголовки набирают светлым шрифтом, если системные заголовки набраны полужирным, или строчными буквами, если системные набраны прописными буквами. Но способ оформления может быть любым, лишь бы не совпадал со спо­собом оформления системных заголовков. Тут руки оформи­теля связывать нельзя. Единственное условие, которое ему не стоит нарушать, это различие в оформлении системных и внесистемных заголовков. Для этого и рекомендовалось при составлении рабочего оглавления выписывать внесистемные заголовки от специальных вертикалей.

При использовании такого немого заголовка, как пробель­ная строка, надо иметь в виду, что он может попасть на стык полос, и тогда практически исчезнет для читателя. Поэтому надо просить оформителя найти способ дополнительного обозначения начала текста после немого заголовка. Напри­мер, начинать первое слово этого текста с инициала (бук­вицы) или набирать первое слово прописными буквами. Тогда даже на стыке полос рубрика с немым заголовком не исчезнет.


10.9. Нумерация заголовков и родовые обозначения рубрик

10.9. Нумерация заголовков и родовые обозначения рубрик

Номера, литеры, родовые обозначения рубрик перед те­матической частью заголовка ставят для того, чтобы, во-пер­вых, резко разграничить для читателя рубрики разных сту­пеней и четко выделить рубрики одной ступени (благодаря этому легче ориентироваться, к какой ступени относится рубрика и ее заголовок, особенно когда по оформлению за­головки близких ступеней недостаточно различимы); во-вторых, упростить и сделать лаконичными ссылки на руб­рики внутри текста: можно указывать только номер или ро­довое обозначение с номером, опуская тематическую часть: (см. подразд. 12; см. гл. 5).

Словесное или условное обозначение рода рубрики (часть, раздел, глава, §) необходимо при нумерации только арабски­ми цифрами нескольких ступеней подряд и при недостаточ­ной графической различимости заголовков соседних ступе­ней. Родовые обозначения перед заголовками одной из этих ступеней помогут лучше различать заголовки разных ступе­ней. Кроме того, словесное или условное графическое обо­значение рода рубрики упрощает ссылки на рубрики внутри текста, поскольку единое словесное обозначение любой руб­рики слово подраздел (сокращенно подразд.) длинное и не­удобопроизносимое .

Соподчиненность цифр, букв (литер), родовых обозначений.Арабские, римские цифры, буквы, числа прописью в сочета­нии с родовым названием рубрики соподчиняются, как пра­вило, следующим образом: I

а)

Таким образом, римские цифры старше прописных букв, Прописные буквы старше арабских цифр, арабские цифры старше строчных букв с закрывающей скобкой.

Ill- Аппарат издания

В. Выходные сведения

18. Назначение, состав выходных сведений и общие требования к ним а) Назначение и состав выходных сведений


Глава 10. Анализ и оценка рубрикации

Если необходимо пронумеровать заголовки при больше^ числе ступеней, используют дополнительно номера пропи­сью в сочетании с родовым обозначением рубрики {Часть третья; Раздел второй; Глава восьмая и т.п.).

Родовые обозначения соподчиняются так: Часть-^Раз-дел-+Глава-+§.

Системы нумераций(литераций) заголовков. Вкнигах ис­пользуются следующие системы нумерации заголовков:

1. Сквозная от первой до последней рубрики во всех ступе­нях. Например:

 

КНИГА ПЕРВАЯ §7
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ §8
Раздел А ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 1 Раздел Б
ten Глава 4
§2 §9
§3 §10
Глава 2 §11
§4 Глава 5
§5 §12
§6 §13
Глава 3 §14

Такая система удобна для книг с большим числом ссылок на рубрики внутри текста: всегда можно сослаться только на номер параграфа, в какой бы главе он ни находился.

2. Поглавная или нераздельная нумерация. Заголовки в каж­дой новой главе или другом подразделе нумеруются с перво­го номера. Таким образом, сквозной нумерация будет толь­ко в пределах главы или другого подраздела (например, глав внутри раздела, разделов внутри части и т.п.). Например:

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Раздел Б
Раздел А Глава 1
Глава 1 §1
<О» §2
§2 Глава 2
Глава 2 СО»
§1 §2

10.9. Нумерация заголовков и родовые обозначения рубрик

 

§2 ЧАСТЬ ВТОРАЯ
§3 Раздел А
Глава 3 Глава 1
§1 §1
§2 §2

Как видно из примера, при этой системе заголовки каж­дой ступени нумеруются только внутри старшей рубрики: заголовок каждого раздела внутри своей части начинается с начальной буквы алфавита (и в части первой первым идет раздел А, и в части второй раздел А), заголовок каждой главы внутри раздела начинается с первого номера (и в раз­деле А первой идет глава 1, и в разделе Б глава Г); заголо­вок каждого параграфа внутри любой главы также начина­ется с первого номера (и в главе 1 первым идет § 1, и в главе 2 - § 1 и т.д.).

Эта система не подходит для изданий с большим числом ссылок на заголовки разных ступеней, так как при ссылке, например, на § 2 главы 1 раздела А части второй сама ссылка оказалась бы сложной и многоступенной:

(см. §2 гл.1 разд. А части второй) или (см. часть вторая, разд. А, гл. 1, § 2).

3. Сквозная нумерация в сочетании с нераздельной (поглав-ной). Сгладить недостаток чисто пораздельной (поглавной) нумерации может смешанная нумерация (литерация), ког­да одни заголовки, основных рубрик, проходящих через все издание (например, глав), нумеруют насквозь, что упро­щает ссылки на них (только на них и делают ссылки). На­пример:


 

 


 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Раздел Б
Раздел А Глава 4
Глава 1 §1
§1 §2
§2 Глава 5
Глава 2 §1
§1 §2


Глава 10. Анализ и оценка рубрикации


^


       
 
 
   


§2 ЧАСТЬ ВТОРАЯ
§3 Раздел А
Глава 3 Глава 6
COJ §1
§2 §2

Эта система удобна для изданий, где нет ссылок внутри текста на несквозные заголовки. Так, если бы в этом при­мере рубрикации встречались главы, не разделенные на па­раграфы, то сквозная нумерация именно глав, а не пара­графов была бы наиболее подходящей. Но могло быть и так, что в произведении налицо разделы, не разбитые на главы, но нет ни одной главы, не разделенной на парагра­фы. Тогда предпочтительной была бы сквозная нумерация параграфов.

4. Индексационная система. При ней перед каждым заго­ловком всех ступеней, за исключением, может быть, самых старших (частей и разделов) и самых младших (подпарагра-фов), ставят индекс из номера этого заголовка старшей руб­рики (например, главы) и через точку номера заголовков рубрик, которые в эту рубрику входят (параграфа и подпа-раграфа).

Пример таких индексов — в заголовках внутри глав на­стоящей книги:

10.2. Дробность рубрикации (10- номер главы; 2 - номер параграфа в ней).

11.6.7. Приемы, предостерегающие от недостатков убыстренного чтения (11- номер главы, 6 - номер 6-го параграфа в главе 11; 7 - номер 7-го подпараграфа в параграфе 6).

Достоинства индексационной системы:

1) заголовки соседних ступеней при них не спутаешь, даже
если графически они мало различимы; более того, индексы
сами по себе могут быть различительным средством даже
при одинаковом оформлении заголовков рубрик соседних
ступеней;

2) упрощается подготовка оригинала коллективом авто-'
ров, так как каждый может нумеровать заголовки своих руб­
рик независимо от других.


10.10. Содержание и словесная форма заголовков

Такую же систему нумерации обычно используют не толь­ко для заголовков рубрик, но и для всех нумерационных ря­дов (таблиц, иллюстраций и т.п.).

Все же это система для подготовленного читателя, и она чаще находит себе применение в научной книге, в учебниках для высшего и среднего специального образования.

Проверка нумерационных рядов.Какая бы система нуме­рации ни использовалась, редактору надлежит проверить правильность самой нумерации — отсутствие пропусков и повторений номеров. Наиболее удобно это делать при состав­лении или проверке рабочего оглавления.

Содержание и словесная форма заголовков рубрик

Чтобы тематический заголовок сыграл ту главную ориен­тирующую роль, которая ему отводится, он прежде всего дол­жен быть точным. Это элементарное, казалось бы, требова­ние на практике нарушается довольно часто.

Иногда заголовок обещает не совсем то, что на самом деле содержится в тексте рубрики. Например, в книге раздел на­зывается «Взаимосвязь описания для каталогов и библиогра­фических указателей», а в тексте преимущественно говорит­ся о различиях двух этих видов описания.

Ясно, что редактор не сопоставлял содержание текста с заголовком по смыслу. А если бы он это делал, то постарался бы сам или попросил автора либо уточнить заголовок, либо дополнить текст описанием той самой взаимосвязи, о кото­рой оповещал заголовок.

Сопоставление заголовка и текста по смыслу должно стать навыком редакторской работы: читая текст, все время мыс­ленно держать в поле зрения заголовок, а закончив читать, подвести итоги — оценить соответствие заголовка и текста. Возврат к заголовку после того, как текст соответствующей рубрики прочитан, также важно сделать навыком редактор­ского анализа рубрикации.

В книге В. М. Жирмунского «Теория стиха» (Л.: Сов. пи­сатель, 1975) после шмуцтитула Примечания следуют такие разделы: Библиографический список цитируемой литерату-


Глава 10. Анализ и оценка рубрикации

ры; Библиографический список цитируемых изданий русской классики; Примечания; Библиографический список трудов В. М. Жирмунского по поэтике и теории стиха. Расхожде­ние резкое и даже странное.

Конечно, большую часть объема раздела с таким шмуцти­тулом действительно занимают примечания, но три списка литературы к примечаниям никак не отнесешь. Ошибка но­сит главным образом формальный характер, но культуру из­дания снижает. Старший заголовок должен охватывать все подчиненные ему рубрики и материалы.

Надо было либо расширить заголовок на шмуцтитуле ап­парата издания:

Библиографические списки Примечания

либо вообще не объединять различные части общим заголовком.

Еще одно требование к тематическим заголовкам — соот­ветствие их формы цели чтения.

П. И. Зинченко в книге «Непроизвольное запоминание» выделяет три основные формы заглавий (заголовков): 1) на­звания темы; 2) тезисы; 3) вопросы.

Ставя перед одной группой студентов-испытуемых за­дачу с помощью плана запомнить предложенный им текст, а перед другой — лишь разобраться в существе излагаемо­го в этом тексте материала, П. И. Зинченко сопоставлял и анализировал составленные представителями обеих групп планы.

Оказалось, что в планах, составленных для запоминания текста (мнемических), значительно больше заголовков-тези­сов, чем в планах читавших лишь с познавательной целью (познавательных).

Вот как по-разному выглядят планы описательного тек­ста «Курганская область»:


Познавательный план

1. Географическое положение
Курганской области

2. Характер поверхности области


Мнемический план

1. Расположение области
(Западно-Сибирская низменность)

2. Поверхности области (высота над
уровнем моря от 200-207 до 120-150 м)



3. Ее ископаемые богатства g. Типы почв


10.10. Содержание и словесная форма заголовков

3. Месторождения области (мергели,

глина, строительный песок, торф 18 тью. га) 8. Почва (солонцы, солончаки)


Итак, по экспериментальным данным, в тех случаях, ког­да текст читается для запоминания, в пунктах плана (заго­ловках) преобладают конкретные положения текста и фак­ты, а не только название темы. Когда же при чтении пресле­дуются чисто познавательные цели, в планах больше заго­ловков-тем (без краткого обозначения положений и фактов текста).

По-видимому, из этого надо сделать вывод, что в издани­ях, текст которых предназначен для запоминания читателем (например, в учебных изданиях), предпочтительны заголов­ки низших ступеней рубрикации в форме тезисов (с главны­ми конкретными положениями текста и главными анализи­руемыми фактами). Подобного рода заголовки помогают читателю лучше запомнить текст и дольше удержать его в памяти. Такие заголовки выполняют роль смысловых опор­ных пунктов. И эта роль тем более значительна, чем они бо­лее конкретны и выразительны.

Заголовки-вопросы подходят для тех случаев, когда тре­буется сделать их возбудителем познавательных интересов читателя, особенно читателя юного (в популярных книгах и учебных изданиях).

Е. И. Перовский в своей работе «Методическое построе­ние и язык учебника для средней школы» (Изв. АПН РСФСР. 1955. Вып. 63), сопоставляя два заголовка параграфа в учеб­нике («Как управляли народом в Древнем Египте» и «Госу­дарственный строй Египта»), справедливо отдает предпочте­ние не сухой форме назывного предложения, а заголовку-вопросу, поскольку, на его взгляд, школьник с большим ин­тересом прочтет параграф с первым, а не вторым заголовком).

Наряду с такими общими требованиями, как ясность и грамотность к тематическим заголовкам предъявляются тре­бования максимально возможной краткости и выразитель­ности. Это качества, которые способны усилить воздействие заголовка на читателя и облегчить его запоминание, а зна­чит, и понимание и запоминание содержания текста.


 

Глава 10. Анализ и оценка рубрикации

Именно в силу требования краткости в редакционной практике нашел применение прием сокращения в заголов­ках низших ступеней слов, которые дублируют слова заго­ловка старшей ступени. Например, в оригинале книги «Внеш­нее оформление советской книги»

Заголовки в авторском оригинале до обработки редактором

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.