Анализ и оценка оформительских средств выражения соподчиненности заголовков
Различную значимость рубрик, различие их заголовков в соответствии с принадлежностью к разным ступеням рубрикации нужно графически очень точно выразить, чтобы читатель сразу знал, рубрику какой ступени он начинает читать. Особенно сложна задача оформителя при многоступенной рубрикации. Читатель может спросить: при чем тут редактор и редактирование, ведь это забота художника книги и художественного или технического редактора? Да, конечно, главную роль тут играет оформитель, но контролировать его решения лучше всего может именно редактор, которому яснее Других смысловое различие заголовков по ступеням рубрикации.
Заголовки разных ступеней графически различают размером (кеглем) шрифта (чем он больше, тем выше ступень рубрикации) и его начертанием (чем шрифт насыщеннее, тем выше ступень рубрикации). Однако возможности этих графических характеристик ограничены. Практически можно использовать не более пяти-шести кеглей (8, 9, 10, 11, 12, 14 п.). Меньшие кегли недопустимы гигиенически, большие — непропорционально велики для полосы средних книжных Форматов. Конечно, с внедрением в практику компьютерного набора возможности шрифтовых размерных различий
Глава 10. Анализ и оценка рубрикации
расширились. Но нужно принять во внимание и то, что различить размеры заголовков, набранных шрифтами близких кеглей, довольно трудно. Вот тут-то и выручает начертание шрифта: набрав заголовки старших рубрик еще ц шрифтом полужирного начертания, можно повысить графическую различимость заголовков соседних ступеней рубрикации.
Увеличивает число вариантов набор заголовков прописными и строчными буквами. Однако заголовки, набранные прописными и строчными буквами разных кеглей, плохо сочетаются. Прописной большего кегля оказывается слишком большим, а снизить его кегль мешает то, что начальная прописная буква заголовка, набранного строчным, окажется больше букв заголовка, набранного прописными буквами. В следующем примере трех заголовков хорошо видны все эти особенности
ЗАГОЛОВОК Заголовок ЗАГОЛОВОК
Первый заголовок в примере хорош, но заголовок, набранный строчным более высокого кегля, из-за начальной прописной буквы оказывается графически не менее значимым, чем заголовок, набранный прописным меньшего кегля. Из-за этого порой приходится набирать заголовки всех ступеней одной книги только прописными или только строчными буквами, благодаря чему графическая разница между заголовками разных ступеней не вызывает сомнений. Правда, это возможно при ограниченном числе ступеней.
На этом разговор об анализе и оценке редактором оформительских средств выражения соподчиненности можно было бы завершить, поскольку разбор этих средств явно оказался бы вторжением в чужую область — оформление книги, область творчества художника книги. Мы не будем сопоставлять разные оформительские средства по их художественным качествам. Мы просто отошлем редакторов к подразделу 10.6, где представлены все виды рубрик, которые могут быть использованы при большом числе ступеней рубрик. Это средства и для художника, и для редактора, и для автора.
Редактору важно помнить два основных требования к оформлению рубрикации: во-первых, чтобы заголовки руб-
10.8. Оформительские средства соподчиненное™
ряк разных ступеней четко различались и читатель мог сразу определить, с рубрикой какой ступени он имеет дело; во-вторых, чтобы выбранные виды рубрик были функционально и экономически целесообразными.
Для лучшего различения заголовков соседних рубрик можно воспользоваться видами заголовков, различающихся по положению на полосе и по отношению к тексту (шмуцтитул, шапка, заголовок на спуске, заголовок в разрез текста, заголовок в подбор с текстом, форточка, фонарик, скрытый в тексте заголовок). Все они позволяют разнообразить различие рубрик разных ступеней по заголовкам.
Шмуцтитулы функционально очень хороши, поскольку резко отделяют новую рубрику от предшествующей, но они неэкономичны, причем тем больше, чем их больше, а также чем больше формат издания и его тираж. При большом числе шмуцтитулов, большом формате издания и тираже снижаются коэффициенты использования площади бумаги и емкости печатного листа, т.е. страдает издательская экономика. Замена шмуцтитулов шапкой, тоже достаточно выразительным заголовком, может сэкономить до одного бумажного листа и в любом случае увеличить оба названных выше коэффициента. Бесспусковая рубрикация (т.е. когда начальные рубрики расположены не на спусковой полосе) экономичнее спусковой, так как повышается коэффициент использования площади бумаги и коэффициент емкости печатного листа (нет спусковых пробелов). Таким образом, при выборе системы рубрикации надо находить компромисс между функциональными и экономическими требованиями.
Единственное, чем стоит дополнить перечень этих видов в подразделе 10.6, так это подвидами некоторых из них, которые в подразделе 10.6 не рассматривались.
Так, у заголовка в разрез текста могут быть несколько разновидностей. Они могут различаться:
1) по размеру отбивки от левого края набора (те, у кото рых отбивка больше, могут рассматриваться как подчинен ные другим, у которых отбивка меньше, хотя это не очень разительное отличие);
2) по отбивкам от предшествующего и последующего тек ста (обычно такие заголовки отбивают и сверху и снизу, но
Глава 10. Анализ и оценка рубрикации
иногда отказываются от нижней отбивки для заголовков рубрик следующей, низшей ступени).
Заголовок в подбор с текстом можно набрать полужирным шрифтом (заголовки старшей ступени) и курсивом (заголовки подчиненной ступени). Может быть такой заголовок набран и вразрядку, но какой из заголовков в этом случае старший, а какой подчиненный, определить сложно.
Необходимо также отдельно рассмотреть внесистемные заголовки, так как на практике их часто приравнивают к одной из ступеней системных заголовков. Хорошо если не к 1-й ступени, а то нередко случается, что заголовок Предисловие оформляют так же, как заголовки частей основного текста: он идет первым, и только по этой причине его выписывают в рабочем оглавлении от 1-й вертикали, хотя это не соответствует его значимости. В этом отношении он не равен ни частям, ни главам, ни параграфам основного текста. Он относится совсем к иной системе, аппаратной. Соответственно для заголовков элементов этой системы надо найти свой стиль оформления, отличный от стиля оформления заголовков основного текста. На практике оформители внесистемные заголовки набирают светлым шрифтом, если системные заголовки набраны полужирным, или строчными буквами, если системные набраны прописными буквами. Но способ оформления может быть любым, лишь бы не совпадал со способом оформления системных заголовков. Тут руки оформителя связывать нельзя. Единственное условие, которое ему не стоит нарушать, это различие в оформлении системных и внесистемных заголовков. Для этого и рекомендовалось при составлении рабочего оглавления выписывать внесистемные заголовки от специальных вертикалей.
При использовании такого немого заголовка, как пробельная строка, надо иметь в виду, что он может попасть на стык полос, и тогда практически исчезнет для читателя. Поэтому надо просить оформителя найти способ дополнительного обозначения начала текста после немого заголовка. Например, начинать первое слово этого текста с инициала (буквицы) или набирать первое слово прописными буквами. Тогда даже на стыке полос рубрика с немым заголовком не исчезнет.
10.9. Нумерация заголовков и родовые обозначения рубрик
10.9. Нумерация заголовков и родовые обозначения рубрик
Номера, литеры, родовые обозначения рубрик перед тематической частью заголовка ставят для того, чтобы, во-первых, резко разграничить для читателя рубрики разных ступеней и четко выделить рубрики одной ступени (благодаря этому легче ориентироваться, к какой ступени относится рубрика и ее заголовок, особенно когда по оформлению заголовки близких ступеней недостаточно различимы); во-вторых, упростить и сделать лаконичными ссылки на рубрики внутри текста: можно указывать только номер или родовое обозначение с номером, опуская тематическую часть: (см. подразд. 12; см. гл. 5).
Словесное или условное обозначение рода рубрики (часть, раздел, глава, §) необходимо при нумерации только арабскими цифрами нескольких ступеней подряд и при недостаточной графической различимости заголовков соседних ступеней. Родовые обозначения перед заголовками одной из этих ступеней помогут лучше различать заголовки разных ступеней. Кроме того, словесное или условное графическое обозначение рода рубрики упрощает ссылки на рубрики внутри текста, поскольку единое словесное обозначение любой рубрики слово подраздел (сокращенно подразд.) длинное и неудобопроизносимое .
Соподчиненность цифр, букв (литер), родовых обозначений.Арабские, римские цифры, буквы, числа прописью в сочетании с родовым названием рубрики соподчиняются, как правило, следующим образом: I
а)
Таким образом, римские цифры старше прописных букв, Прописные буквы старше арабских цифр, арабские цифры старше строчных букв с закрывающей скобкой.
Ill- Аппарат издания
В. Выходные сведения
18. Назначение, состав выходных сведений и общие требования к ним а) Назначение и состав выходных сведений
Глава 10. Анализ и оценка рубрикации
Если необходимо пронумеровать заголовки при больше^ числе ступеней, используют дополнительно номера прописью в сочетании с родовым обозначением рубрики {Часть третья; Раздел второй; Глава восьмая и т.п.).
Родовые обозначения соподчиняются так: Часть-^Раз-дел-+Глава-+§.
Системы нумераций(литераций) заголовков. Вкнигах используются следующие системы нумерации заголовков:
1. Сквозная от первой до последней рубрики во всех ступенях. Например:
КНИГА ПЕРВАЯ
| §7
| ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
| §8
| Раздел А
| ЧАСТЬ ВТОРАЯ
| Глава 1
| Раздел Б
| ten
| Глава 4
| §2
| §9
| §3
| §10
| Глава 2
| §11
| §4
| Глава 5
| §5
| §12
| §6
| §13
| Глава 3
| §14
| Такая система удобна для книг с большим числом ссылок на рубрики внутри текста: всегда можно сослаться только на номер параграфа, в какой бы главе он ни находился.
2. Поглавная или нераздельная нумерация. Заголовки в каждой новой главе или другом подразделе нумеруются с первого номера. Таким образом, сквозной нумерация будет только в пределах главы или другого подраздела (например, глав внутри раздела, разделов внутри части и т.п.). Например:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
| Раздел Б
| Раздел А
| Глава 1
| Глава 1
| §1
| <О»
| §2
| §2
| Глава 2
| Глава 2
| СО»
| §1
| §2
|
10.9. Нумерация заголовков и родовые обозначения рубрик
§2
| ЧАСТЬ ВТОРАЯ
| §3
| Раздел А
| Глава 3
| Глава 1
| §1
| §1
| §2
| §2
| Как видно из примера, при этой системе заголовки каждой ступени нумеруются только внутри старшей рубрики: заголовок каждого раздела внутри своей части начинается с начальной буквы алфавита (и в части первой первым идет раздел А, и в части второй — раздел А), заголовок каждой главы внутри раздела начинается с первого номера (и в разделе А первой идет глава 1, и в разделе Б — глава Г); заголовок каждого параграфа внутри любой главы также начинается с первого номера (и в главе 1 первым идет § 1, и в главе 2 - § 1 и т.д.).
Эта система не подходит для изданий с большим числом ссылок на заголовки разных ступеней, так как при ссылке, например, на § 2 главы 1 раздела А части второй сама ссылка оказалась бы сложной и многоступенной:
(см. §2 гл.1 разд. А части второй) или (см. часть вторая, разд. А, гл. 1, § 2).
3. Сквозная нумерация в сочетании с нераздельной (поглав-ной). Сгладить недостаток чисто пораздельной (поглавной) нумерации может смешанная нумерация (литерация), когда одни заголовки, основных рубрик, проходящих через все издание (например, глав), нумеруют насквозь, что упрощает ссылки на них (только на них и делают ссылки). Например:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
| Раздел Б
| Раздел А
| Глава 4
| Глава 1
| §1
| §1
| §2
| §2
| Глава 5
| Глава 2
| §1
| §1
| §2
|
Глава 10. Анализ и оценка рубрикации
^
§2
| ЧАСТЬ ВТОРАЯ
| §3
| Раздел А
| Глава 3
| Глава 6
| COJ
| §1
| §2
| §2
| Эта система удобна для изданий, где нет ссылок внутри текста на несквозные заголовки. Так, если бы в этом примере рубрикации встречались главы, не разделенные на параграфы, то сквозная нумерация именно глав, а не параграфов была бы наиболее подходящей. Но могло быть и так, что в произведении налицо разделы, не разбитые на главы, но нет ни одной главы, не разделенной на параграфы. Тогда предпочтительной была бы сквозная нумерация параграфов.
4. Индексационная система. При ней перед каждым заголовком всех ступеней, за исключением, может быть, самых старших (частей и разделов) и самых младших (подпарагра-фов), ставят индекс из номера этого заголовка старшей рубрики (например, главы) и через точку номера заголовков рубрик, которые в эту рубрику входят (параграфа и подпа-раграфа).
Пример таких индексов — в заголовках внутри глав настоящей книги:
10.2. Дробность рубрикации (10- номер главы; 2 - номер параграфа в ней).
11.6.7. Приемы, предостерегающие от недостатков убыстренного чтения (11- номер главы, 6 - номер 6-го параграфа в главе 11; 7 - номер 7-го подпараграфа в параграфе 6).
Достоинства индексационной системы:
1) заголовки соседних ступеней при них не спутаешь, даже если графически они мало различимы; более того, индексы сами по себе могут быть различительным средством даже при одинаковом оформлении заголовков рубрик соседних ступеней;
2) упрощается подготовка оригинала коллективом авто-' ров, так как каждый может нумеровать заголовки своих руб рик независимо от других.
10.10. Содержание и словесная форма заголовков
Такую же систему нумерации обычно используют не только для заголовков рубрик, но и для всех нумерационных рядов (таблиц, иллюстраций и т.п.).
Все же это система для подготовленного читателя, и она чаще находит себе применение в научной книге, в учебниках для высшего и среднего специального образования.
Проверка нумерационных рядов.Какая бы система нумерации ни использовалась, редактору надлежит проверить правильность самой нумерации — отсутствие пропусков и повторений номеров. Наиболее удобно это делать при составлении или проверке рабочего оглавления.
Содержание и словесная форма заголовков рубрик
Чтобы тематический заголовок сыграл ту главную ориентирующую роль, которая ему отводится, он прежде всего должен быть точным. Это элементарное, казалось бы, требование на практике нарушается довольно часто.
Иногда заголовок обещает не совсем то, что на самом деле содержится в тексте рубрики. Например, в книге раздел называется «Взаимосвязь описания для каталогов и библиографических указателей», а в тексте преимущественно говорится о различиях двух этих видов описания.
Ясно, что редактор не сопоставлял содержание текста с заголовком по смыслу. А если бы он это делал, то постарался бы сам или попросил автора либо уточнить заголовок, либо дополнить текст описанием той самой взаимосвязи, о которой оповещал заголовок.
Сопоставление заголовка и текста по смыслу должно стать навыком редакторской работы: читая текст, все время мысленно держать в поле зрения заголовок, а закончив читать, подвести итоги — оценить соответствие заголовка и текста. Возврат к заголовку после того, как текст соответствующей рубрики прочитан, также важно сделать навыком редакторского анализа рубрикации.
В книге В. М. Жирмунского «Теория стиха» (Л.: Сов. писатель, 1975) после шмуцтитула Примечания следуют такие разделы: Библиографический список цитируемой литерату-
Глава 10. Анализ и оценка рубрикации
ры; Библиографический список цитируемых изданий русской классики; Примечания; Библиографический список трудов В. М. Жирмунского по поэтике и теории стиха. Расхождение резкое и даже странное.
Конечно, большую часть объема раздела с таким шмуцтитулом действительно занимают примечания, но три списка литературы к примечаниям никак не отнесешь. Ошибка носит главным образом формальный характер, но культуру издания снижает. Старший заголовок должен охватывать все подчиненные ему рубрики и материалы.
Надо было либо расширить заголовок на шмуцтитуле аппарата издания:
Библиографические списки Примечания
либо вообще не объединять различные части общим заголовком.
Еще одно требование к тематическим заголовкам — соответствие их формы цели чтения.
П. И. Зинченко в книге «Непроизвольное запоминание» выделяет три основные формы заглавий (заголовков): 1) названия темы; 2) тезисы; 3) вопросы.
Ставя перед одной группой студентов-испытуемых задачу с помощью плана запомнить предложенный им текст, а перед другой — лишь разобраться в существе излагаемого в этом тексте материала, П. И. Зинченко сопоставлял и анализировал составленные представителями обеих групп планы.
Оказалось, что в планах, составленных для запоминания текста (мнемических), значительно больше заголовков-тезисов, чем в планах читавших лишь с познавательной целью (познавательных).
Вот как по-разному выглядят планы описательного текста «Курганская область»:
Познавательный план
1. Географическое положение Курганской области
2. Характер поверхности области
Мнемический план
1. Расположение области (Западно-Сибирская низменность)
2. Поверхности области (высота над уровнем моря от 200-207 до 120-150 м)
3. Ее ископаемые богатства g. Типы почв
10.10. Содержание и словесная форма заголовков
3. Месторождения области (мергели,
глина, строительный песок, торф 18 тью. га) 8. Почва (солонцы, солончаки)
Итак, по экспериментальным данным, в тех случаях, когда текст читается для запоминания, в пунктах плана (заголовках) преобладают конкретные положения текста и факты, а не только название темы. Когда же при чтении преследуются чисто познавательные цели, в планах больше заголовков-тем (без краткого обозначения положений и фактов текста).
По-видимому, из этого надо сделать вывод, что в изданиях, текст которых предназначен для запоминания читателем (например, в учебных изданиях), предпочтительны заголовки низших ступеней рубрикации в форме тезисов (с главными конкретными положениями текста и главными анализируемыми фактами). Подобного рода заголовки помогают читателю лучше запомнить текст и дольше удержать его в памяти. Такие заголовки выполняют роль смысловых опорных пунктов. И эта роль тем более значительна, чем они более конкретны и выразительны.
Заголовки-вопросы подходят для тех случаев, когда требуется сделать их возбудителем познавательных интересов читателя, особенно читателя юного (в популярных книгах и учебных изданиях).
Е. И. Перовский в своей работе «Методическое построение и язык учебника для средней школы» (Изв. АПН РСФСР. 1955. Вып. 63), сопоставляя два заголовка параграфа в учебнике («Как управляли народом в Древнем Египте» и «Государственный строй Египта»), справедливо отдает предпочтение не сухой форме назывного предложения, а заголовку-вопросу, поскольку, на его взгляд, школьник с большим интересом прочтет параграф с первым, а не вторым заголовком).
Наряду с такими общими требованиями, как ясность и грамотность к тематическим заголовкам предъявляются требования максимально возможной краткости и выразительности. Это качества, которые способны усилить воздействие заголовка на читателя и облегчить его запоминание, а значит, и понимание и запоминание содержания текста.
Глава 10. Анализ и оценка рубрикации
Именно в силу требования краткости в редакционной практике нашел применение прием сокращения в заголовках низших ступеней слов, которые дублируют слова заголовка старшей ступени. Например, в оригинале книги «Внешнее оформление советской книги»
Заголовки в авторском оригинале до обработки редактором
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|