Сделай Сам Свою Работу на 5

Значение рубрикации и задачи ее редакторского анализа и оценки





Слово рубрикация образовано от слова рубрика. Это после­днее обозначает так или иначе озаглавленный или обозна­ченный подраздел текста — часть, раздел, главу, параграф — и одновременно заголовок подраздела (рубрики). Поскольку термин должен быть однозначным, в дальнейшем под сло­вом рубрика будет иметься в виду только подраздел текста, а не заголовок рубрики (подраздела).

Рубрикация — система взаимосвязи и соподчинения рубрик издания, внешне выражающаяся во взаимосвязи и соподчине­нии заголовков этих рубрик.

Одни рубрики (старшие, например разделы) состоят из других (подчиненных, младших, например глав). Эти млад­шие, в свою очередь, складываются из еще менее значимых (например, параграфов). Одни по значимости равны, дру­гие — меньше или больше их. Главы состоят из параграфов, части — из глав. Главы равнозначны. Части старше глав, гла­вы старше параграфов.

Все это известно любому редактору по его книжному опы­ту, но далеко не всегда осмыслено как специалистом.

Графически рубрикацию представляет рабочее оглавление, в котором заголовки рубрик выписаны в соответствии со сво­ей значимостью (подробнее см. подраздел 10.4).



В издании же взаимосвязь и соподчинение рубрик, т.е. Рубрикация, выражается оформлением заголовков, а также их расположением на полосе и по отношению к тексту. Одни заголовки набраны крупнее, насыщеннее, другие — мельче и светлее. Одни расположены на отдельной полосе без текста, Другие — вверху полосы и отделены от текста большим про-


Глава 10. Анализ и оценка рубрикации

белом, третьи — разрезают текст, расположены между частя­ми текста, четвертые — на поле или в окошке, образованном укороченными строками текста (в так называемой оборке). И всё для того, чтобы показать читателю соотносительную значимость рубрик. Читатель, который видит это, лучше по­нимает связь и взаимозависимость рубрик, т.е. частей про­изведения и издания, а это основа для лучшего понимания и текста как целого, его строения.

Значение рубрикации можно пояснить через значение за­головков рубрик. Через эти заголовки рубрикация и прояв­ляется.

Значение заголовков рубрик в издании многообразно.



Во-первых, заголовки организуют, направляют чтение. Те из них, что имеют словесную форму, предупреждают, о чем пойдет разговор в тексте, подчиненном заголовку, и тем са­мым подготовляют читателя к восприятию текста. Все заго­ловки, прерывая текст или обозначая конец одной рубрики и начало следующей, заставляют читателя сделать паузу и задуматься над тем, что прочитано, прежде чем перейти к новому тексту.

Во-вторых, заголовки углубляют понимание произведе­ния. Вместе они раскрывают его строение. Различаясь по рисунку, размеру и начертанию шрифта, местоположению, они показывают связь и взаимозависимость рубрик (разде­лов и подразделов) произведения (входит ли рубрика в со­став другой или равноправна ей).

В-третьих, благодаря заголовкам читателю проще найти в книге нужный материал, использовать книгу выборочно.

Таким образом, рубрикация для книги весьма значима как система, определяемая композицией произведения (издания) и ее выражающая. Выявляя композицию произведения, обо­значая так или иначе его составные части, а также связи и от­ношения между ними, рубрикация помогает читателю лучше ориентироваться в содержании текста, глубже понимать его.

В редакторском анализе и оценке рубрикации можно вы­делить две стороны, определяющие задачи редактора.

Одна сторона касается собственно членения текста на руб­рики и соответствия этого членения и сложности соподчи­нения рубрик подготовке читателя. Редактору надлежит от­ветить на вопросы:


10.2. Дробность рубрикации

1) насколько удобно для читателя выбранное автором чле­
нение текста на рубрики, т.е. хороши ли порции чтения (а
рубрики можно рассматривать как порции чтения), исходя
из содержания текста, его сложности и функционально-це­
левого назначения;



2) соответствует ли сложность рубрикации (в частности,
число рубрик разной значимости) подготовке читателя.

Другая сторона касается собственно правильности рубри­кации:

1) выдержана ли соподчиненность заголовков, а значит,
и рубрик;

2) хорошо ли показана эта соподчиненность, чтобы чита­
тель мог ее увидеть как средство для точного восприятия и
углубленного понимания связей и взаимозависимости час­
тей текста, хорошо ли выбраны средства выражения рубри­
кации из тех, что накоплены издателями за многие века;

3) соответствует ли заголовок содержанию своего текста
и, наоборот, содержание текста — своему заголовку.

Дробность рубрикации

Нужно ли каждое произведение делить на структурные единицы (разделы, подразделы) с заголовками? И чем опре­деляется дробность рубрикации? В каких случаях автору надо вводить рубрики на каждой странице, а в каких — с гораздо большим интервалом? Существуют ли закономерности, ис­ходя из которых следует считать наиболее подходящим для данного произведения данного автора частое, а для друго­го редкое членение текста на рубрики? Или это дело ав­торского вкуса, а редактору следует безоговорочно прини­мать рубрикацию такой дробности, какой она получилась У автора?

Сложные вопросы, но найти ответ на них необходимо, поскольку это первая задача редакторского анализа и оцен­ки рубрикации.

Как ни индивидуально авторское творчество, как ни раз­личны авторские вкусы и пристрастия, некоторые особен­ности восприятия и понимания текста, а также степень Подготовки читателя, функционально-целевое назначение Издания и условия пользования им объективно требуют


Глава 10. Анализ и оценка рубрикации

большей или меньшей дробности членения текста на рики.

Прежде всего, нельзя не считаться с объемом и структурой текста. Если он невелик, т.е. в нем не больше семи сверх­фразовых единств (СФЕ), членить его на рубрики, как пра­вило, нет необходимости.

Почему семи? Таков объективный порог объема кратков­ременной памяти, установленный еще в конце XIX в. Р. Эб-бингаузом. Он открыл, что если ряд единиц не слишком ве­лик — содержит их семь или меньше, то его удается запом­нить, прочитав один раз. Уже 8 единиц запомнить сразу не удается (требуется повторное чтение). Впоследствии Д. Мил­лер свел эту закономерность к ставшей широко известной формуле: «Магическое Число Семь плюс или минус два».Эта формула означает, что число структурных единиц, которое человек может удержать в памяти и припомнить, не делая ошибок, равно примерно семи. Именно поэтому текст, в ко­тором число СФЕ больше семи, лучше разделить на рубри­ки. При этом несколько СФЕ низшего ранга, составляющих СФЕ 2-го ранга, можно объединить в одну рубрику, другие несколько СФЕ низшего ранга, составляющих другое СФЕ, — в другую рубрику и т.д. Если СФЕ низшего ранга просты и легко объединяются читателем в СФЕ следующего ранга, он запоминает последнее в целом, при необходимости быстро восстанавливая его состав.

Не может не влиять на дробность членения текста и вид издания, его функционально-целевое назначение.

Например, справочные издания или издания, которыми будут пользоваться для справок (инструктивно-производ­ственные), требуют частых рубрик — так легче навести справ­ку. Поэтому такие издания, даже небольшого объема, лучше расчленить на частые рубрики.

В качестве отрицательного примера можно привести бро­шюру В. Н. Баскакова «Справочно-библиографические ис­точники в собраниях Пушкинского дома» (Л.: Наука, 1987. 48 с). Автор не разбил текст на рубрики потому, видимо, что и объем брошюры невелик, и основная цель ее чисто просве­тительская, а не справочная. Однако если бы автор и редак­тор не забыли при этом о вероятности поиска читателем све­дений об одном из справочно-библиографических источни-


10.2. Дробность рубрикации

jcob Пушкинского дома, они хотя бы выделили графически /курсивом или полужирным) названия рассматриваемых ис­точников в том месте текста, где приводится их характери­стика. Это позволило бы поместить в брошюре небольшой указатель содержания и тем упростить читателю выборочное чтение (даже при таком небольшом объеме оно вполне воз­можно, а значит, следовало позаботиться об экономии вре­мени читателя). Членение текста этой брошюры предложен­ным выше способом не увеличило бы ее объем, но сделало издание более удобным для читателя.

Другой отрицательный пример — издание Л. М. Добро­вольского «Запрещенная книга в России, 1825—1904. Архи­вно-библиографические разыскания» (М.: Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1962. 253 с). Ее основной текст — описания уничтоженных книг и краткая история их запрета и уничто­жения. Эти описания занимают свыше 200 с. Ни один заго­ловок их не разделяет. Есть, правда, алфавитный указатель книг. Но читатель, который захотел бы узнать, какие книги были, например, запрещены в 1861 г. или в 1860-е гг., вы­нужден был бы долго листать книгу, чтобы по выходным дан­ным в библиографических описаниях найти искомую книгу или книги. Думающий о читателе издатель-редактор разбил бы основной текст заголовками-датами, которые позволили бы поместить в книге оглавление такого примерно вида:

1820-е годы.............................. 30-31 (№ 1-3)

1830-е годы................... 31-34 (№ 4-7)

1840-е годы...................... 35-45 (№ 8-20)

и т.д.

Тогда поиск записей за год или одно из десятилетий был бы мгновенным.

Еще один пример — фрагмент текста из технической кни­ги «Ремонт электроподвижного состава железных дорог. По­собие мастеру депо» (М. : Транспорт, 1988):

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.