Значение рубрикации и задачи ее редакторского анализа и оценки
Слово рубрикация образовано от слова рубрика. Это последнее обозначает так или иначе озаглавленный или обозначенный подраздел текста — часть, раздел, главу, параграф — и одновременно заголовок подраздела (рубрики). Поскольку термин должен быть однозначным, в дальнейшем под словом рубрика будет иметься в виду только подраздел текста, а не заголовок рубрики (подраздела).
Рубрикация — система взаимосвязи и соподчинения рубрик издания, внешне выражающаяся во взаимосвязи и соподчинении заголовков этих рубрик.
Одни рубрики (старшие, например разделы) состоят из других (подчиненных, младших, например глав). Эти младшие, в свою очередь, складываются из еще менее значимых (например, параграфов). Одни по значимости равны, другие — меньше или больше их. Главы состоят из параграфов, части — из глав. Главы равнозначны. Части старше глав, главы старше параграфов.
Все это известно любому редактору по его книжному опыту, но далеко не всегда осмыслено как специалистом.
Графически рубрикацию представляет рабочее оглавление, в котором заголовки рубрик выписаны в соответствии со своей значимостью (подробнее см. подраздел 10.4).
В издании же взаимосвязь и соподчинение рубрик, т.е. Рубрикация, выражается оформлением заголовков, а также их расположением на полосе и по отношению к тексту. Одни заголовки набраны крупнее, насыщеннее, другие — мельче и светлее. Одни расположены на отдельной полосе без текста, Другие — вверху полосы и отделены от текста большим про-
Глава 10. Анализ и оценка рубрикации
белом, третьи — разрезают текст, расположены между частями текста, четвертые — на поле или в окошке, образованном укороченными строками текста (в так называемой оборке). И всё для того, чтобы показать читателю соотносительную значимость рубрик. Читатель, который видит это, лучше понимает связь и взаимозависимость рубрик, т.е. частей произведения и издания, а это основа для лучшего понимания и текста как целого, его строения.
Значение рубрикации можно пояснить через значение заголовков рубрик. Через эти заголовки рубрикация и проявляется.
Значение заголовков рубрик в издании многообразно.
Во-первых, заголовки организуют, направляют чтение. Те из них, что имеют словесную форму, предупреждают, о чем пойдет разговор в тексте, подчиненном заголовку, и тем самым подготовляют читателя к восприятию текста. Все заголовки, прерывая текст или обозначая конец одной рубрики и начало следующей, заставляют читателя сделать паузу и задуматься над тем, что прочитано, прежде чем перейти к новому тексту.
Во-вторых, заголовки углубляют понимание произведения. Вместе они раскрывают его строение. Различаясь по рисунку, размеру и начертанию шрифта, местоположению, они показывают связь и взаимозависимость рубрик (разделов и подразделов) произведения (входит ли рубрика в состав другой или равноправна ей).
В-третьих, благодаря заголовкам читателю проще найти в книге нужный материал, использовать книгу выборочно.
Таким образом, рубрикация для книги весьма значима как система, определяемая композицией произведения (издания) и ее выражающая. Выявляя композицию произведения, обозначая так или иначе его составные части, а также связи и отношения между ними, рубрикация помогает читателю лучше ориентироваться в содержании текста, глубже понимать его.
В редакторском анализе и оценке рубрикации можно выделить две стороны, определяющие задачи редактора.
Одна сторона касается собственно членения текста на рубрики и соответствия этого членения и сложности соподчинения рубрик подготовке читателя. Редактору надлежит ответить на вопросы:
10.2. Дробность рубрикации
1) насколько удобно для читателя выбранное автором чле нение текста на рубрики, т.е. хороши ли порции чтения (а рубрики можно рассматривать как порции чтения), исходя из содержания текста, его сложности и функционально-це левого назначения;
2) соответствует ли сложность рубрикации (в частности, число рубрик разной значимости) подготовке читателя.
Другая сторона касается собственно правильности рубрикации:
1) выдержана ли соподчиненность заголовков, а значит, и рубрик;
2) хорошо ли показана эта соподчиненность, чтобы чита тель мог ее увидеть как средство для точного восприятия и углубленного понимания связей и взаимозависимости час тей текста, хорошо ли выбраны средства выражения рубри кации из тех, что накоплены издателями за многие века;
3) соответствует ли заголовок содержанию своего текста и, наоборот, содержание текста — своему заголовку.
Дробность рубрикации
Нужно ли каждое произведение делить на структурные единицы (разделы, подразделы) с заголовками? И чем определяется дробность рубрикации? В каких случаях автору надо вводить рубрики на каждой странице, а в каких — с гораздо большим интервалом? Существуют ли закономерности, исходя из которых следует считать наиболее подходящим для данного произведения данного автора частое, а для другого редкое членение текста на рубрики? Или это дело авторского вкуса, а редактору следует безоговорочно принимать рубрикацию такой дробности, какой она получилась У автора?
Сложные вопросы, но найти ответ на них необходимо, поскольку это первая задача редакторского анализа и оценки рубрикации.
Как ни индивидуально авторское творчество, как ни различны авторские вкусы и пристрастия, некоторые особенности восприятия и понимания текста, а также степень Подготовки читателя, функционально-целевое назначение Издания и условия пользования им объективно требуют
Глава 10. Анализ и оценка рубрикации
большей или меньшей дробности членения текста на рики.
Прежде всего, нельзя не считаться с объемом и структурой текста. Если он невелик, т.е. в нем не больше семи сверхфразовых единств (СФЕ), членить его на рубрики, как правило, нет необходимости.
Почему семи? Таков объективный порог объема кратковременной памяти, установленный еще в конце XIX в. Р. Эб-бингаузом. Он открыл, что если ряд единиц не слишком велик — содержит их семь или меньше, то его удается запомнить, прочитав один раз. Уже 8 единиц запомнить сразу не удается (требуется повторное чтение). Впоследствии Д. Миллер свел эту закономерность к ставшей широко известной формуле: «Магическое Число Семь плюс или минус два».Эта формула означает, что число структурных единиц, которое человек может удержать в памяти и припомнить, не делая ошибок, равно примерно семи. Именно поэтому текст, в котором число СФЕ больше семи, лучше разделить на рубрики. При этом несколько СФЕ низшего ранга, составляющих СФЕ 2-го ранга, можно объединить в одну рубрику, другие несколько СФЕ низшего ранга, составляющих другое СФЕ, — в другую рубрику и т.д. Если СФЕ низшего ранга просты и легко объединяются читателем в СФЕ следующего ранга, он запоминает последнее в целом, при необходимости быстро восстанавливая его состав.
Не может не влиять на дробность членения текста и вид издания, его функционально-целевое назначение.
Например, справочные издания или издания, которыми будут пользоваться для справок (инструктивно-производственные), требуют частых рубрик — так легче навести справку. Поэтому такие издания, даже небольшого объема, лучше расчленить на частые рубрики.
В качестве отрицательного примера можно привести брошюру В. Н. Баскакова «Справочно-библиографические источники в собраниях Пушкинского дома» (Л.: Наука, 1987. 48 с). Автор не разбил текст на рубрики потому, видимо, что и объем брошюры невелик, и основная цель ее чисто просветительская, а не справочная. Однако если бы автор и редактор не забыли при этом о вероятности поиска читателем сведений об одном из справочно-библиографических источни-
10.2. Дробность рубрикации
jcob Пушкинского дома, они хотя бы выделили графически /курсивом или полужирным) названия рассматриваемых источников в том месте текста, где приводится их характеристика. Это позволило бы поместить в брошюре небольшой указатель содержания и тем упростить читателю выборочное чтение (даже при таком небольшом объеме оно вполне возможно, а значит, следовало позаботиться об экономии времени читателя). Членение текста этой брошюры предложенным выше способом не увеличило бы ее объем, но сделало издание более удобным для читателя.
Другой отрицательный пример — издание Л. М. Добровольского «Запрещенная книга в России, 1825—1904. Архивно-библиографические разыскания» (М.: Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1962. 253 с). Ее основной текст — описания уничтоженных книг и краткая история их запрета и уничтожения. Эти описания занимают свыше 200 с. Ни один заголовок их не разделяет. Есть, правда, алфавитный указатель книг. Но читатель, который захотел бы узнать, какие книги были, например, запрещены в 1861 г. или в 1860-е гг., вынужден был бы долго листать книгу, чтобы по выходным данным в библиографических описаниях найти искомую книгу или книги. Думающий о читателе издатель-редактор разбил бы основной текст заголовками-датами, которые позволили бы поместить в книге оглавление такого примерно вида:
1820-е годы.............................. 30-31 (№ 1-3)
1830-е годы................... 31-34 (№ 4-7)
1840-е годы...................... 35-45 (№ 8-20)
и т.д.
Тогда поиск записей за год или одно из десятилетий был бы мгновенным.
Еще один пример — фрагмент текста из технической книги «Ремонт электроподвижного состава железных дорог. Пособие мастеру депо» (М. : Транспорт, 1988):
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|