Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика и навыки редакторского анализа композиции





Итак, необходимо, чтобы композиция:

1) соответствовала содержательной задаче произведения
и его фрагментов, способствуя лучшему ее решению;

2) подчинялась логике типа и подтипа построения текста,
обоснованно выбранных автором или редактором (если ав­
тор написал бессистемно), объективно диктуемых содержа­
нием и назначением текста;

3) была логически безупречной (отвечающей логическим
правилам деления понятий во всех случаях, когда эти прави­
ла применимы).

Эти основные требования и предопределяют методику и навыки редакторского анализа композиции текста.

Читая текст, не разделенный на словесно обозначенные части, редактор составляет его мысленный план, используя приемы, описанные в подразделе 4.2.1 (осознает переход от одной смысловой группы к другой, выделяет смысловые опорные пункты, выявляет связь и взаимозависимость смыс­ловых групп). Благодаря этому наглядный композиционный каркас текста будет постоянно в поле его зрения, облегчая анализ и оценку композиции.

При анализе и оценке произведения в целом или его руб-рицированных частей лучше всего пользоваться для той же цели так называемым рабочим оглавлением (перечень всех без исключения заголовков, выписанных так, чтобы по их расположению можно было судить об их соподчиненности,




9.4. Методика и навыки

т.е. о связи и взаимозависимости; о рабочем оглавлении см. подраздел 10.4).

Мысленный (в сложных случаях письменный) план и рабо­чее оглавление — это наглядные модели строения текста, тех­нические средства, облегчающие анализ и оценку композиции.

Сам же анализ целесообразно начинать с проверки соот­ветствия выбранной автором композиции содержательной задаче текста. Только выяснив, не препятствует ли построе­ние текста решению его содержательной задачи, не ведет ли к нерациональному использованию объема, можно перейти к анализу и оценке композиции текста с точки зрения соот­ветствия ее типу и подтипу построения, лежащим в основе плана. В нужных случаях надо проконтролировать и соблю­дение логических правил деления понятия.

Обычно (особенно в простых случаях), мысленно состав­ляя план, редактор сразу же определяет, с каким типом по­строения он имеет дело (описание, повествование, рассуж­дение), какой внутритиповой разновидности построения подчинен порядок фраз и СФЕ. Он даже подмечает непосле­довательность, отклонения от выбранной автором компози­ционной схемы, но к тщательному анализу композиции с этой точки зрения приступать еще преждевременно. Затратив вна­чале много сил и времени на такую проверку, редактор затем может прийти к выводу, что композиция текста не отвечает его содержательной задаче, что, построив текст иначе, мож­но значительно углубить его содержание. Поэтому осмысли­вать логичность композиции, последовательность частей це­лесообразно лишь после анализа и оценки построения тек­ста с важнейшей стороны. Конечно, если редактор успевает проанализировать и оценить построение текста уже в ходе мысленного составления плана, методика анализа оказыва­ется свернутой. Во многом этому способствуют навыки ком­позиционного анализа.



Можно выделить три основные группы таких навыков:

2-я группа — навыки мысленного составления плана текста:

а) навык отмечать переход от одного СФЕ к другому;

б) навык мысленно формулировать тему каждого завер­
шенного СФЕ;

в) навык определять место и роль СФЕ в СФЕ старшего
Ранга или в параграфе.


Глава 9. Анализ и оценка композиции

2-я группанавыки определения типа и подтипа постро­ения текста:

а) навык определять тип построения по ходу мысленного
составления плана текста;

б) навык видеть и формулировать разновидность типа по­
строения, последовательности фраз.

3-я группа — навыки проверки логичности композиции (соблюдения логических правил деления понятий):



а) навык определять в ходе чтения и мысленного состав­
ления плана текста основание его деления на составные ком­
позиционные единицы;

б) навык сопоставлять каждый пункт плана с этим осно­
ванием;

в) навык соотносить содержание каждого фрагмента тек­
ста с общей темой той части, в которую этот фрагмент входит.

Овладев этими навыками, редактор получает возмож­ность быстрее определять, выдерживается ли тип и подтип построения текста, отвечает ли композиция текста требова­ниям логичности, а главное, он может сосредоточиться на самом важном и существенном в анализе композиции — на соотношении композиции с содержательной задачей про­изведения или его фрагмента. Ему в меньшей степени нуж­но будет отвлекаться на техническую сторону анализа ком­позиции.

На этапе заключения договора заказа с автором по плану, плану-проспекту редактору в соответствии с изложенной методикой анализа композиции надо проверить, даст ли ком­позиционное решение тот содержательный эффект, который от произведения следует ожидать (при одной композиции — одно содержание, при другой — иное).

На этапе анализа и оценки готового произведения задача несколько иная — оценить, насколько удалось автору реали­зовать принципиально задуманное и одобренное издатель­ством при заключении договора; отыскать то в исполнении, что помешало осуществить замысел в полной мере, и найти причины этого, чтобы посоветовать автору их устранить.

На этапе подготовки оригинала к производству компози­цию совершенствуют лишь в частностях, деталях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.