Методика и навыки редакторского анализа композиции
Итак, необходимо, чтобы композиция:
1) соответствовала содержательной задаче произведения и его фрагментов, способствуя лучшему ее решению;
2) подчинялась логике типа и подтипа построения текста, обоснованно выбранных автором или редактором (если ав тор написал бессистемно), объективно диктуемых содержа нием и назначением текста;
3) была логически безупречной (отвечающей логическим правилам деления понятий во всех случаях, когда эти прави ла применимы).
Эти основные требования и предопределяют методику и навыки редакторского анализа композиции текста.
Читая текст, не разделенный на словесно обозначенные части, редактор составляет его мысленный план, используя приемы, описанные в подразделе 4.2.1 (осознает переход от одной смысловой группы к другой, выделяет смысловые опорные пункты, выявляет связь и взаимозависимость смысловых групп). Благодаря этому наглядный композиционный каркас текста будет постоянно в поле его зрения, облегчая анализ и оценку композиции.
При анализе и оценке произведения в целом или его руб-рицированных частей лучше всего пользоваться для той же цели так называемым рабочим оглавлением (перечень всех без исключения заголовков, выписанных так, чтобы по их расположению можно было судить об их соподчиненности,
9.4. Методика и навыки
т.е. о связи и взаимозависимости; о рабочем оглавлении см. подраздел 10.4).
Мысленный (в сложных случаях письменный) план и рабочее оглавление — это наглядные модели строения текста, технические средства, облегчающие анализ и оценку композиции.
Сам же анализ целесообразно начинать с проверки соответствия выбранной автором композиции содержательной задаче текста. Только выяснив, не препятствует ли построение текста решению его содержательной задачи, не ведет ли к нерациональному использованию объема, можно перейти к анализу и оценке композиции текста с точки зрения соответствия ее типу и подтипу построения, лежащим в основе плана. В нужных случаях надо проконтролировать и соблюдение логических правил деления понятия.
Обычно (особенно в простых случаях), мысленно составляя план, редактор сразу же определяет, с каким типом построения он имеет дело (описание, повествование, рассуждение), какой внутритиповой разновидности построения подчинен порядок фраз и СФЕ. Он даже подмечает непоследовательность, отклонения от выбранной автором композиционной схемы, но к тщательному анализу композиции с этой точки зрения приступать еще преждевременно. Затратив вначале много сил и времени на такую проверку, редактор затем может прийти к выводу, что композиция текста не отвечает его содержательной задаче, что, построив текст иначе, можно значительно углубить его содержание. Поэтому осмысливать логичность композиции, последовательность частей целесообразно лишь после анализа и оценки построения текста с важнейшей стороны. Конечно, если редактор успевает проанализировать и оценить построение текста уже в ходе мысленного составления плана, методика анализа оказывается свернутой. Во многом этому способствуют навыки композиционного анализа.
Можно выделить три основные группы таких навыков:
2-я группа — навыки мысленного составления плана текста:
а) навык отмечать переход от одного СФЕ к другому;
б) навык мысленно формулировать тему каждого завер шенного СФЕ;
в) навык определять место и роль СФЕ в СФЕ старшего Ранга или в параграфе.
Глава 9. Анализ и оценка композиции
2-я группа — навыки определения типа и подтипа построения текста:
а) навык определять тип построения по ходу мысленного составления плана текста;
б) навык видеть и формулировать разновидность типа по строения, последовательности фраз.
3-я группа — навыки проверки логичности композиции (соблюдения логических правил деления понятий):
а) навык определять в ходе чтения и мысленного состав ления плана текста основание его деления на составные ком позиционные единицы;
б) навык сопоставлять каждый пункт плана с этим осно ванием;
в) навык соотносить содержание каждого фрагмента тек ста с общей темой той части, в которую этот фрагмент входит.
Овладев этими навыками, редактор получает возможность быстрее определять, выдерживается ли тип и подтип построения текста, отвечает ли композиция текста требованиям логичности, а главное, он может сосредоточиться на самом важном и существенном в анализе композиции — на соотношении композиции с содержательной задачей произведения или его фрагмента. Ему в меньшей степени нужно будет отвлекаться на техническую сторону анализа композиции.
На этапе заключения договора заказа с автором по плану, плану-проспекту редактору в соответствии с изложенной методикой анализа композиции надо проверить, даст ли композиционное решение тот содержательный эффект, который от произведения следует ожидать (при одной композиции — одно содержание, при другой — иное).
На этапе анализа и оценки готового произведения задача несколько иная — оценить, насколько удалось автору реализовать принципиально задуманное и одобренное издательством при заключении договора; отыскать то в исполнении, что помешало осуществить замысел в полной мере, и найти причины этого, чтобы посоветовать автору их устранить.
На этапе подготовки оригинала к производству композицию совершенствуют лишь в частностях, деталях.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|