Понятие «редакторский анализ»
Термин «анализ» в логике и психологии означает мыслительную процедуру, цель которой вычленить в объекте («целом») его составные части ради всестороннего изучения каждой во всех ее связях и взаимозависимостях, благодаря чему становятся ясными ее свойства, и зафиксировать эти свойства в знании. Слово «анализ» употребляется в научной литературе и в более широком значении — как исследование вообще.
Изучая произведение для оценки, редактор тоже «разбирает» его на части и элементы (структурно-логические, речевые и т.д.).
К какому же из этих понятий относится редакторский анализ? Что это — только разновидность анализа как логической процедуры? Или акт мыслительной деятельности вообще, вид многостороннего изучения произведения, предназначенного к изданию, с целью его оценки?
Если считать редакторский анализ лишь разновидностью анализа как логической процедуры, то возникнет необходимость найти термин, который вобрал бы в себя все мыслительные процедуры, выполняемые редактором для того, чтобы оценить произведение и помочь автору устранить недостатки и усилить достоинства: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и т.д.
На практике весь комплекс мыслительных процедур, выполняемых в процессе редакторского чтения рукописи ради ее оценки и решения других задач, обозначили термином <федакторский анализ». Собственно анализ как логическое
Глава 2. Предмет, механизм и структура ред. анализа
действие оказывается при этом лишь частью редакторского анализа.
Мыслительными процедурами, составляющими редакторский анализ, пользуется любой читатель для того, чтобы глубоко понять текст. Это доказано многими психологическими исследованиями (сошлемся хотя бы на работы отечественных психологов*).
Однако, когда читатель раскрывает книгу (другое издание) и начинает ее читать, он, как и редактор, познает содержание и форму произведения, но делает это ради того, чтобы удовлетворить ту или иную свою потребность. Другое дело — редактор. Далеко не каждое редактируемое им произведение может представлять для него личный интерес. Это бывает лишь в тех редких случаях, когда редактор сам входит в круг будущих читателей этого произведения. В подавляющем же большинстве случаев произведение не содержит того, что нужно редактору как читателю. Редактор берет рукопись во всех случаях главным образом для того, чтобы в ходе редакторского анализа выяснить, как именно удовлетворит про-йзведенйету или иную потребность потенциального читате-ля, и, оценив, помочь автору усилить достоинства, устранить или ослабить недостатки.
Редактор в ходе редакторского анализа не только познает содержание произведения. Он старается выяснить, извлечет ли читатель из произведения то, что побудило его обратиться к этому произведению. Представив себе это, увидев расхождения между замыслом и предполагаемым результатом чтения, редактор оценивает произведение, предлагает измене- ] ния в нем, которые бы устранили или сделали минимальным ! подобное расхождение. Редактору, кроме того, надо проникнуть в замысел автора, чтобы определить, отвечает ли исполнение этому замыслу.
Конечно, мы схематически и очень упрощенно представили редакторское чтение и отличия его от обычного чита-
* Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966; Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М, 1975. 253 с; ДоблаевЛ.П. Вопро-сы психологии понимания учебного текста. Саратов, 1965. 92 с; Он же. Ло- j гико-психологический анализ текста. Саратов, 1969.171 с; КапланЛ.И. Пси- | хологический анализ понимания научного текста // Уч. зап. / Магнитогор. пед. ин-т. 1957. Вып. 4. С. 39—56.
2. 1. Понятие ^редакторский анализ»
льского, но в целом этому представлению можно найти немало подтверждений в редакционной практике.
В одном инструктивном издании автор рекомендовал:
Если кислота или щелочь попали на кожу через одежду, то сначала надо их смыть водой, а потом осторожно разрезать и снять с пострадавшего мокрую одежду.
Прочитав эту фразу, редактор не может не задать вопрос, который непременно возникнет у читателя: откуда надо сначала смыть водой кислоту или щелочь. С тела? Но ведь одежда еще не снята и будет снята лишь после ее увлажнения? Поразмыслив, редактор решил, что автор советует сначала смыть кислоту или щелочь с одежды, чтобы прекратить процесс проникания их через нее к телу, но забыл указать, откуда именно их смывают. Автор, вероятно, согласится с этим редакторским замечанием и поправит фразу хотя бы так:
Если кислота или щелочь попали на кожу через одежду, то надо сначала смыть их водой с одежды, а потом осторожно ее разрезать и снять с пострадавшего.
Представление о том, каким предположительно будет результат чтения произведения теми, кому оно адресовано, и есть цель редакторского анализа. А представление редактора о том, каким желательно быть результату чтения, сопоставляемое с этим предположением, и позволяет произведение оценить и при необходимости исправить до того, как оно попадет к читателю.
Таким образом, редакторский анализ в самом общем виде можно рассматривать как обоснованное предположение реальных результатов чтения потенциальным читателем.
В чем же конкретно процесс такого предположения состоит, как протекает, каким образом редактору удается более или менее верно решить стоящие перед ним сложные задачи?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|