Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие «редакторский анализ»





Термин «анализ» в логике и психологии означает мысли­тельную процедуру, цель которой вычленить в объекте («це­лом») его составные части ради всестороннего изучения каж­дой во всех ее связях и взаимозависимостях, благодаря чему становятся ясными ее свойства, и зафиксировать эти свойства в знании. Слово «анализ» употребляется в научной литературе и в более широком значении — как исследование вообще.

Изучая произведение для оценки, редактор тоже «разби­рает» его на части и элементы (структурно-логические, рече­вые и т.д.).

К какому же из этих понятий относится редакторский ана­лиз? Что это — только разновидность анализа как логичес­кой процедуры? Или акт мыслительной деятельности вооб­ще, вид многостороннего изучения произведения, предназ­наченного к изданию, с целью его оценки?

Если считать редакторский анализ лишь разновидностью анализа как логической процедуры, то возникнет необходи­мость найти термин, который вобрал бы в себя все мысли­тельные процедуры, выполняемые редактором для того, что­бы оценить произведение и помочь автору устранить недо­статки и усилить достоинства: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и т.д.



На практике весь комплекс мыслительных процедур, вы­полняемых в процессе редакторского чтения рукописи ради ее оценки и решения других задач, обозначили термином <федакторский анализ». Собственно анализ как логическое


Глава 2. Предмет, механизм и структура ред. анализа

действие оказывается при этом лишь частью редакторского анализа.

Мыслительными процедурами, составляющими редактор­ский анализ, пользуется любой читатель для того, чтобы глу­боко понять текст. Это доказано многими психологически­ми исследованиями (сошлемся хотя бы на работы отечествен­ных психологов*).

Однако, когда читатель раскрывает книгу (другое издание) и начинает ее читать, он, как и редактор, познает содержа­ние и форму произведения, но делает это ради того, чтобы удовлетворить ту или иную свою потребность. Другое дело — редактор. Далеко не каждое редактируемое им произведение может представлять для него личный интерес. Это бывает лишь в тех редких случаях, когда редактор сам входит в круг будущих читателей этого произведения. В подавляющем же большинстве случаев произведение не содержит того, что нужно редактору как читателю. Редактор берет рукопись во всех случаях главным образом для того, чтобы в ходе редак­торского анализа выяснить, как именно удовлетворит про-йзведенйету или иную потребность потенциального читате-ля, и, оценив, помочь автору усилить достоинства, устранить или ослабить недостатки.



Редактор в ходе редакторского анализа не только познает содержание произведения. Он старается выяснить, извлечет ли читатель из произведения то, что побудило его обратиться к этому произведению. Представив себе это, увидев расхож­дения между замыслом и предполагаемым результатом чте­ния, редактор оценивает произведение, предлагает измене- ] ния в нем, которые бы устранили или сделали минимальным ! подобное расхождение. Редактору, кроме того, надо проник­нуть в замысел автора, чтобы определить, отвечает ли испол­нение этому замыслу.

Конечно, мы схематически и очень упрощенно предста­вили редакторское чтение и отличия его от обычного чита-

* Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966; Лурия А.Р. Ос­новные проблемы нейролингвистики. М, 1975. 253 с; ДоблаевЛ.П. Вопро-сы психологии понимания учебного текста. Саратов, 1965. 92 с; Он же. Ло- j гико-психологический анализ текста. Саратов, 1969.171 с; КапланЛ.И. Пси- | хологический анализ понимания научного текста // Уч. зап. / Магнитогор. пед. ин-т. 1957. Вып. 4. С. 39—56.


2. 1. Понятие ^редакторский анализ»

льского, но в целом этому представлению можно найти немало подтверждений в редакционной практике.



В одном инструктивном издании автор рекомендовал:

Если кислота или щелочь попали на кожу через одежду, то сначала надо их смыть водой, а потом осторожно разрезать и снять с пострадавшего мокрую одежду.

Прочитав эту фразу, редактор не может не задать во­прос, который непременно возникнет у читателя: откуда надо сначала смыть водой кислоту или щелочь. С тела? Но ведь одежда еще не снята и будет снята лишь после ее ув­лажнения? Поразмыслив, редактор решил, что автор сове­тует сначала смыть кислоту или щелочь с одежды, чтобы прекратить процесс проникания их через нее к телу, но забыл указать, откуда именно их смывают. Автор, вероят­но, согласится с этим редакторским замечанием и попра­вит фразу хотя бы так:

Если кислота или щелочь попали на кожу через одежду, то надо сначала смыть их водой с одежды, а потом осторожно ее разрезать и снять с постра­давшего.

Представление о том, каким предположительно будет ре­зультат чтения произведения теми, кому оно адресовано, и есть цель редакторского анализа. А представление редактора о том, каким желательно быть результату чтения, сопостав­ляемое с этим предположением, и позволяет произведение оценить и при необходимости исправить до того, как оно попадет к читателю.

Таким образом, редакторский анализ в самом общем виде можно рассматривать как обоснованное предположение ре­альных результатов чтения потенциальным читателем.

В чем же конкретно процесс такого предположения состо­ит, как протекает, каким образом редактору удается более или менее верно решить стоящие перед ним сложные задачи?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.