Сделай Сам Свою Работу на 5

Как вы думаете - какой смысл у этой реплики жены?

И сам же отвечает, как должен понять это сообщение муж:

[Он] не должен ограничиваться их буквальным истолкованием; он должен по­нять, что ему надо пойти на кухню и заменить перегоревшие лампочки. Такая ин­формация лежит вне грамматики или лексики (с. 249).

Перечисляя компоненты специальной работы над текстом, которая требуется для его понимания, А. Р. Лурия называет наряду с «выделением существенных смысловых компонен­тов, их сопоставлением друг с другом, использованием вспо­могательных трансформаций» также «создание гипотезы о смысле высказывания и, наконец, принятие окончательного решения об этом смысле» (Там же. С. 183).

Редактору постичь замысел автора, мотив, породивший высказывание, важно, однако, не только для полного и глу­бокого понимания текста, но и для того, чтобы оценить в последующем, насколько плодотворен и правилен этот за­мысел, насколько исполнение отвечает замыслу. Расхожде­ния между исполнением и замыслом снижают ценность са­мого прекрасного замысла, а иногда и вовсе обесценивают его. Естественно, что вскрыть эти расхождения можно лишь в том случае, если известен сам замысел и если его можно сопоставить с реальным результатом чтения текста.

Именно поэтому так уместно сравнивать редактора с ак-

который одновременно исполняет две роли: — читателя, чтобы, перевоплотившись в него, наиболее етко осознать, оценить, чем удовлетворит и чем огорчит того Редактируемое произведение и при каких условиях оно при­мет максимальное удовлетворение;

автора, чтобы, перевоплотившись в него, вникнуть в его до мельчайших тонкостей и при положительной


Глава 4. Структура ред. анализа по целям действий (при оценке)

оценке этого замысла со всей остротой почувствовать, где автор не сумел сделать того, что задумал.

Покажем на небольшом примере, как редактор постигает замысел автора даже в том случае, когда текст объективно сформулирован так, что несет читателю вовсе не тот смысл который намерен был передать автор.

Редактор читает в авторском оригинале статьи о подготовке библиографических кадров Болгарии фразу:



Такая систематическая подготовка кадров обеспечила не только непре­рывный приток квалифицированных библиотечно-библиографических работ­ников, но и способствовала развитию теории библиографии, обобщению и распространению важнейших достижений библиографического дела за гра­ницей и прежде всего в СССР.

Анализируя смысл этой фразы, редактор констатирует, что смысл второй ее части (после но и) может быть для читателя объективно таким: за границей и в СССР развилась теория библиографии, были обобщены и распространены достиже­ния библиографического дела по той причине, что в Болга­рии систематически готовили квалифицированных библио­графов.

Вопрос: «Это ли хотел, задумывал сказать автор?» — воз­никает у редактора с неизбежностью. Прежде всего, потому, что противоречит здравому смыслу (маловероятно, чтобы на­званная автором причина могла вести к такому следствию, какое получилось в тексте).

Но не только поэтому, но и потому, что, зная, догадыва­ясь по всему предшествующему тексту о том, какой вывод мог и хотел сделать автор в анализируемой фразе, редактор читает не только то, что текст передает, но и то, что он пере­дать должен, а именно:

Систематическая подготовка болгарских библиографов помогла развить в Бон-гарии теорию библиографии, обобщить и распространить в Болгарии [а не за гра­ницей и в СССР] достижения зарубежного, и прежде всего советского, библиогра­фического дела.

В последующем именно понимание истинного замысла автора и понимание того, что текст передает на самом деле> позволит сопоставить исполнение и замысел, оценить каче ство исполнения и поможет, если нужно, привести содерж*"


Выяснение функционально-целевого назначения текста

ие и форму текста в соответствие с замыслом. Предпосыл-уи такого совершенствования текста заложены в самой фор­мулировке замысла, приведенной выше.

Верный авторский замысел в целом и деталях — это, по сути дела, часть общественного назначения текста. Ошибоч­ный или порочный замысел ведет к ущербу для дела, для из­дательских задач.

Знать, чту задумал автор, редактору насущно необходимо. И окончательно познаёт он этот замысел обычно в ходе и в результате глубокого понимания текста, хотя в сложных слу­чаях этой цели приходится добиваться специально.

Выяснение функционально-целевого

Назначения текста,



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.