Мыслительные приемы, ведущие к глубокому пониманию текста
Редактору для глубокого понимания и тем более для критики текста необходимо, чтобы этот текст стал объектом его мыслительной деятельности, активно вошел в редакторское сознание. А это возможно только в том случае, когда редактор оперирует содержанием этого текста, манипулирует им так, что благодаря этому смысл, вложенный в текст автором, адекватно понимается редактором, что все стороны содержания раскрываются ему в полной мере.
Психологи экспериментально изучали ход мышления десятков людей при чтении, которое принудительно требует глубины и отчетливости понимания прочитанного, — а именно при чтении текста, который нужно запомнить (не заучить механически, а запомнить, чтобы суметь свободно воспроизвести, когда понадобится). В ходе экспериментов они открыли, что для углубленного понимания текста в целом и во всех деталях человек прибегает к определенным мыслительным приемам. Это и есть приемы манипулирования текстом.
Что же это за приемы?
А. А. Смирнов выделяет и описывает в своей книге «Психология запоминания» (М.; Л., 1948. 328 с; 2-е изд. — Проблемы психологии памяти. М., 1966) пять таких приемов:
1. Мысленное составление плана текста (структурно-ло гический его анализ).
2. Соотнесение содержания текста с теми знаниями, ко торыми уже владеет читатель, включение содержания текста в систему знаний, сложившуюся у читателя.
4.2. Мыслительные приемы для глубокого понимания
3. Соотнесение разных частей текста: той, что читается, с Теми, что уже прочитаны, но не по структуре, как при со ставлении плана, а по содержанию.
4. Использование наглядных представлений, образов опи сываемого в тексте.
5. «Перевод» содержания текста на «свой» язык. К этим пяти надо добавить еще два:
6. Антиципация — предвосхищение, угадывание последу ющего изложения.
О ней пишут Л. И. Каплан в работе «Психологический анализ понимания научного текста» (Ученые зап. Магнитогор. пед ин-та. 1957. Вып. 4. С. 35—56) и Л. П. Доблаев в книге «Вопросы понимания учебного текста» (Саратов, 1965. 92 с).
7. Постановка читателем предваряющих изложение вопросов. Этому приему посвящает ряд страниц упомяну той книги Л.П.Доблаев.
Используя указанные приемы, читатель достигает глубокого и отчетливого понимания текста и лучше, острее замечает всякого рода несообразности в нем. Тем полезнее они для редактора.
4.2.1. Мысленное составление плана текста
Это сложный прием, который, по наблюдениям А.А.Смирнова, складывается из нескольких операций — звеньев:
1) читая, человек делит текст на части по смыслу (каждая часть — группа тесно связанных мыслей, имеющих общую микротему);
2) выделяет в каждой части смысловой опорный пункт (са мое существенное, характерное в ней);
3) выявляет среди частей главные и второстепенные, ус танавливая их соподчиненность, их связь, соотношение.
Первое звено составления плана текста — разбивку его на части — А. А. Смирнов назвал смысловой группировкой материала.
По его наблюдениям, смысловая группировка материала Не обязательно протекает как отдельное мыслительное действие. Часто она неотрывна от чтения, сливается с ним. этих случаях деление на части сводится к осознанию пере-ХоДов от одной части к другой.
Глава 4. Структура ред. анализа по целям действий (при оценке)
Именно так, в ходе самого чтения, делят на части тексты, написанные, например, по какой-либо хорошо известной читателю типовой схеме или вообще по схеме настолько простой и прозрачной, что смысловая группировка как бы предвосхищена и не требует больших усилий.
В случаях же, когда смысловая группировка затруднена, она непременно должна протекать как особое действие, отдельно от чтения, в отрыве от него.
К таким трудным для смысловой группировки текстам А. А. Смирнов относит тексты с логически запутанным изложением (повторами, возвратами и т.п.); с большим количеством микрочастей, плохо поддающихся объединению; с большими по объему частями, далее не делимыми.
То, что в простых по структуре текстах можно было сделать походя, в перечисленных выше сложных текстах и им подобных требует времени на обдумывание. Иначе границы каждой части не определить.
И в тех и других случаях без выделения смысловых групп, смысловых частей добиться глубокого понимания текста очень трудно.
Руководствуясь этим экспериментально полученным выводом психолога, редактору следует всегда ставить ne-j ред собой задачу делить читаемый текст на смысловые части. В простых по структуре текстах отмечать переходы от одной части к другой в ходе самого чтения, в сложных — мысленно, а подчас и письменно выделять смысловые группы после чтения.
Такая установка, поначалу произвольная, принудительная, с течением времени превратит смысловую группировку текста в редакторский навык — будет действовать непроизвольно, т.е. редактор всегда будет не просто читать текст, а обдуГ мывать его по смысловым частям.
До тех же пор, пока смысловая группировка текста не стала еще навыком, редактору надо самому сознательно, пользуясь установкой на эту группировку, вводить ее в процесс своей работы, независимо от того, понимается ли текст легко или требует для этого больших умственных усилий.
Обобщая, можно сформулировать одно из главных тй ложений психологии редакторского труда: понимание
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|