Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Культура дохристианской Руси





 

На развитие культуры древних славян, формирование ее своеобразия большое влияние оказали следующие факторы: географический, языковой, религиозный, этнический. Доминирующее значение для русской культуры, особенно на ранних стадиях ее формирования имел географический фактор. В своем историческом развитии русская культура вырабатывала специфические механизмы отражения влияния окружающего мира[62]. Особенности окружающей среды выразились в образах богов, в особом восприятии пространства и времени (сформировали особый цикл календарных обрядов), в культе предков и в культе природы.

Природный ландшафт обусловил специфику хозяйственной деятельности этносов, проживающих на территории Руси [61, 62]. Кочевой (пастушеский) образ жизни был запечатлен в солнечных культах, в сакральных солярных знаках, в изображениях коней и пр. Доминирование земледелия отразилось в космографичности мировосприятия, в направленности на цикличность, традиционность, стабильность, а также в приверженности к обрядам, в доминировании «женского начала» при патриархальном укладе, зафиксировано в таких символах как корова, птица (лебедь, утка).



 

Происхождение славян

Культура древних славян малоизучена, имеет разнонаправленную интерпретацию. Археологические находки (Аркаим, Костенки, Мамонтовая Курья, Змиевы/Крымские/Траяновы валы и пр.) – это собрание артефактов, не имеющих однозначной современной трактовки. Письменные источники, например, отрывочные сведения из царских анналов или описаний восточных и европейских историков, русский фольклор были частично искажены при их обработке. Исследования А.Н.Афанасьева, П.И.Кириевского, А.С.Хомякова, В.Я.Проппа, Д.К.Зеленина, Б.А.Рыбакова, несмотря на спорность некоторых открытий, послужили основой для создания разнообразных школ русской фольклористики и мифологии.

Происхождение славян достаточно подробно описано в Велесовой книге[47]. В ней рассказывается про исход индоевропейских племен из Семиречья, недалеко от озера Балхаш. В настоящее время подтверждено, что славянский язык относится к индоевропейским языкам (находится в одной группе с балтами). Миграция индоевропейских племен из Средней Азии во II тыс. до н.э. затронула территорию от Балкан (эллины-дорийцы) до Енисея и Северного Китая (сагеты и саки). Кроме того, согласно археологическим памятникам палеолита, предки славян проживали на территории России (в т.ч. под Воронежем) сорок пять тысяч лет назад. В некоторых былинах, в т.ч. об Орее Божиче указывается на более древний возраст наших предков – период последнего Валдайского (Вюрмского) оледенения (от 70 тыс. до 11 тыс. лет до н.э.) [7]. Во многих мифологических источниках Родиной славян назван Север[17].



Изначальное индоарийское происхождение славян подтверждается не только общностью языка, обрядов, традиций, имен и функций богов, но и специфичностью этнических и психических характеристик, особенно на первоначальной стадии их развития [8,33,34]. Е.Е.Кузьмина считает, что вероятными предками ариев были народы синташтинской культуры [26]. К их преемникам российские антропологи, археологи относят представителей срубной (от Дуная до Урала) и андроновской (от Урала до Енисея) культур. Оставшиеся в степях племена стали родоначальниками скифов-земледельцев и саков. Сравнительный анализ культур славян и арьев Н.Р.Гусевой, А.Н.Марковой выявляют много общего в мифологии, в языке, в культах и в обрядах, а также в художественной культуре. Общей родиной индоевропейцев считается район Заполярья [15].

В русских обрядах, традициях, легендах сохранились следы влияния предков, а также этносов, с которыми славяне вели длительные диалоги, в первую очередь - это индоарии. При этом славяне сохранили уникальность своей культуры, архаичность богов, духов.



Антропологом, археологом М.М.Герасимовым отмечено сходство внешнего облика населения скифского времени (I тысячелетия до н. э.) ичерняховской культуры (II-IV века) с жителями союза восточных славян на юго-западе нашей страны в VI веке исредневековой Руси с IX по XVII в.в..Намивыявлена некоторая преемственность легенд, литературных мотивов и пр. с культурой от скифов-земледельцев (борисфенов), проживающих на территории «Великая Скуфь» [14]. Также Любора Hидерле было исследовано взаимовлияние культуры наших предков и культуры парлатов (ираноязычных скифов), а также культуры эллинов Причерноморья.

Северная часть Скифии, по мнению древнегреческого историка Геродота, совпадает с восточными областями славянской прародины [5,48]. Согласно археологическим, лингвистическим данным эта часть соответствует ареалу архаичных славянских гидронимов, совпадает с территорией Чернолесской археологической культуры X—VIII вв. до н.э. Летописец Нестор, описывая славянские племена между Днепром и Дунаем, также отмечал, что они проживали на земле, называемой Великой Скифией.

Основная территория расселения скифов — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью [31]. Скифы делились на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были царские (восточные) скифы, граничащие по Дону с савроматами. Они занимали также территорию степного Крыма. Западнее их жили скифы-кочевники, которые не возделывали землю, не сеяли и не пахали. На левобережье Днепра проживали скифы-земледельцы. На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их — алазоны, далее на север — скифы-пахари [5]. Все племена скифов назывались сколотами, то есть царскими.

Скифские племена, пришедшие из Азии, относятся к индоевропейской, ираноязычной группе народов. Скифо-сарматский язык входил в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка [31]. Существует предположение, что сколоты (самоназвание скифов) выделились из среды преемников срубной культуры (III-II тыс. лет до н.э.). Основоположница курганной теории Мария Гимбутас отнесла появление предков лесостепных скифов (культуры одомашнивания лошадей, изобретателей колеса) к V — IV тыс. лет до н.э. [7,8,14].

Дословно слово скиф обозначает скотовод. В I-II тыс. лет до н.э. основным занятием степных скифов–кочевников с родоплеменным укладом, действительно было скотоводство, но с конца V в до н.э. на территории Причерноморья появляются оседлые племена скифов-земледельцев. Данные племена селились в городищах, изготавливали кожаную, глиняную и костяную посуду, обрабатывали металлы (оружие, серебряные и золотые украшения), знали хлебопечение [45,48].

После военных походов в Среднюю Азию, в скифской культуре начинает развиваться изобразительное искусство с восточными сюжетами и техникой изготовления. Скифы торговали с греческими городами, вступали с ними в военные союзы и иногда совершали грабительские набеги без захвата территорий и разрушения городов. Под влиянием греческой культуры эллинистического периода, начинает активно развиваться прикладное искусство (изготавливались сосуды, украшения). Несмотря на влияние греческой и азиатской культур, в художественной культуре скифов вырабатывается собственный, так называемый звериный стиль с магическим изображением парнокопытных и кошачьих животных (прослеживается влияние тотемизма), а также птиц, в т.ч. лебедей из войлока (5-ый Пазырыкский курган в Горном Алтае). Лебедь – символическое воплощение богини-матери (Лады) у славянских племен [33,34,40]. Кроме того, скифы изготавливали одежду из конопли, напоминающей по внешнему виду льняную. Данные племена также использовали зерна конопли для совершения обряда очищения (души и тела) в парильнях.

Военная магия, культ умерших царей, социальная дифференциация (в т.ч. разделение на воинов, жрецов, земледельцев) были тесно связаны. Параллели прослеживаются в легенде об основании Киева (о трех предметах, сброшенных с неба богами. Кроме того, подчеркивается превосходство воинов над земледельцами и даже над жрецами древних культов. В этой же легенде закреплен культ солнца, свойственный патриархальному обществу с доминантой скотоводства (кочевым образом жизни). Снижение статуса земледельцев перешел в устойчивый мотив змееборчества (позднее был дополнен образом борьбы с кочевниками, борьбы со злом в любых его проявлениях).

Сакральные символы воплощены в строительстве дома (в основании был четырехугольник), из материала используется дерево, которое впитывает в себя энергию солнца. Кроме того, сакральное значение закрепляется за чашей, топором или секирой, а также за плугом. У скифов и у славян прослеживается преемственность культа отца, правителя, а также особое отношение к женщине. Свобода, воинственность, обладание определенными знаниями, исполнение некоторых жреческих функций сохранились в функциях героинь русских сказок, в былинах о богатырках и пр. [33,34].

Специфика скифов (слава великих лучников) отражена в легенде о луке их прародителя [5]. Царство было отдано тому из сыновей, кто смог натянуть тетиву лука. В русских сказках с помощью стрелы царевичи выбирали себе жен, соревновались за наследство. Кроме того, прослеживается преемственность в особом отношении к статусу свободы, в почтении к могилам предков, в слабой привязанности к земным богатствам. Следует отметить сохранение, а также значимость для русских воинов ритуала побратимства, использование так называемой партизанской тактики, описанной в царских анналах Дария II, а также преемственность легенды, призывающей к единению братьев в борьбе с окружающими врагами [6,43, 51].

В IV веке до н.э. царь-воин Атей сосредоточил власть в одних руках, закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная, что привело к расцвету скифской культуры. В девяносто лет Атей победил Филиппа Македонского, был смертельно ранен в бою. После его смерти наступил период раздробленности. К концу III века до н.э. царство скифов сократилась под натиском родственных им савроматов. По версии Геродота, они происходили от союза скифских юношей и амазонок. Некоторые женщины скифов также были воинами. Геродот писал, что савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом [5].

Столица скифов была перенесена в Крым. На реке Салгир (в черте современного Симферополя) возник Неаполь Скифский. Кроме того, скифам принадлежали земли в низовьях Днепра и Буга. Нового расцвета Скифское царство в Крыму достигло во II в. н.э [51]. После великого переселения народов (нашествия готов в III в. н.э.), остатки скифских народов (скифов-земледельцев) смешались со славянскими и иными близкородственными племенами. Часть скифов переселилась на территорию Сибири.

Археологами, антропологами, филологами выявлено, что славяне (среди кривичей, вятичей, родимичей и пр. при создании Киевского государства доминировалиполяне), проживали в основном вдоль рек, на берегу озер, т.к. для подсечного земледелия, огородничества, а также рыболовства, бобровничества и пр. был необходим естественный источник с чистой водой. Путешествия, торговля, военные походы также требовали наличия речных артерий. У славян было особое отношение к окружающей природе, в т.ч. к воде. Реки в их представлении - это кровь живой матери земли (Мать Сыра Земля). Особо почитаемой была священная Ра-река (река Волга).

С VI по VIII вв. н.э. произошло разделение славян на восточных, западных и южных. Сведения о славянах до и после их разделения (они часто названы иначе, напр., энеты, венеды, сколоты и пр.) разрознено встречаются в текстах готского историка Иордана середины VI века, в арабских источниках, а также у римских и александрийских авторов.

По описаниям древних историков славяне были суровы, высоконравственны. Женщины отличались целомудренностью, не ездили на лошадях и не плавали. Они не злы и не лукавы, тихи, скромны, миролюбивы, ласковы и гостеприимны и одновременно - храбры, воинственны. Славяне хорошо обращались с рабами (пленными), часто их принимали в свое племя (усыновляли). Русичи – единственные представители древних цивилизаций, где не было принято рабство. Сами славяне, попадая в плен, неоднократно (даже под страхом смерти) пытались бежать, отказывались от пищи, не желая жить вне свободы.

Славяне носили бороды, имели русые волосы и светлые глаза, отличались сильным, выносливым, стройным телосложением. Славяне строили дома, имели постоянные жилища, для приготовления пищи (из проса, молока, гречихи, меда) использовали огонь. Они были искусны в боях и использовали щиты, обоюдоострые мечи, стрелы с ядом. Несмотря на кочевой образ жизни (вынужденные переселения, а также поиск потерянной родины), были пеши, ходили быстро, не имели копий, боевых лошадей. Русичи не боялись воров. Обычаями допускалось тайное заимствование у богатого соседа угощений для гостей. Древляне (в «Повести временных лет» описывают и дурные обычаи радимичей, северян, вятичей), жившие в лесах, отличались от полян более дикими нравами - были злы, нечистоплотны, срамословили, умыкали невест, имели много браков и жен.

Самоназвание славянских племен связано с почитанием богини-прародительницы – птицы Славы, или Сва. Позже архаичная богиня священного жертвенного огня, солнца была воплощена в образах сказочных птиц, в т.ч. Жар-птицы. По киевской легенде, род славян связан с пришествием братьев Кия, Щека или Пащека и Хорива или Горовато (три из семи холмов в Киеве) и сестры их Лыбеди (речка в Киеве). Три брата стали основателями западной (чехи от Щек), восточной (хорваты от Хорив) и восточных славян [34]. По христианской легенде Нестора, славяне произошли от доброго, почтительного, младшего сына Ноя – Иафета или Яфета.

После смешения славянских, частично – финно-угорских и иных племен, объединения их в единый военный союз при доминировании полян, в VIII веке н.э. было образовано Киевское государство – Гардарика – страна городов, точнее укрепленных населенных пунктов с высокоразвитой культурой. Через территорию Киевского государства проходило множество торговых путей, самые крупные – это «из варяг в греки» и «великий шелковый путь». За прохождение по своей территории, вероятнее всего, славянские князья взимали плату. При этом купцам было гарантирована сохранность товара. Для этого вдоль рек, лесов были выстроены крепости, засыпанные сверху землей, так называемые валы. Многие из этих укреплений были построены еще до образования Киевского государства.

В III-II тыс. лет до н.э. на территории Южного Урала существовала другая страна городов круглой, овальной или прямоугольной формы, в центре которых обязательно находилась площадь. Наиболее известным из них в настоящее время является Аркаим. Городища обеспечивали защиту от внешних врагов, были достаточно комфортны для проживания (существовала ливневая канализация, выводящая воду за пределы города, водопровод). Были выделены помещения для личного и общественного пользования – мастерские (шорников, гончаров, металлургов, кузнецов и пр.). Рядом с городами были найдены могильники, остатки загонов для животных, одомашненных лошадей. Жители городов использовали стрелы с металлическими наконечниками, изготавливали сбруи для лошадей, колесницы. Была развита астрономия, доминировали солнечные культы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.