Глава 1. Особенности формирования русской культуры
С.В. Нестерова, Л.Г. Апёнышева,
Н.С. Логинова, О.П. Пономаренко
КУЛЬТУРА РОССИИ
Учебное пособие
Барнаул – 2015
УДК 008 : 93/99 (470+571+571.15)
Рецензенты:
зав. кафедрой философии и культурологии АлтГПУ, доктор философских наук, профессор С.А. Ан;
зав. кафедрой истории и социально-политических дисциплин, кандидат исторических наук, доцент Алтайского ГАУ А.В. Артюх
Культура России:учебное пособие для студентов очного/заочного отделений Алтайского ГАУ / С.В. Нестерова, Л.Г. Апёнышева, Н.С. Логинова, О.П. Пономаренко – Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2015. - 182 с.
В учебном пособии по культурологии многоаспектно представлена история отечественной культуры: Центральной России и одного из сибирских регионов – Алтая с древнейших времен до первых десятилетий XX в..
Культура России показана как сложная многоуровневая система, образованная различными ее составляющими: просвещением, наукой, искусством и т.д.
Региональная культура отражает важнейшие этапы и события историко-культурного прошлого Алтая.
Учебное пособие предназначено для студентов аграрного вуза очной и заочной форм обучения, а также для всех, кто интересуется культурой России и ее регионов.
Рекомендовано к изданию методической комиссией Центра гуманитарного образования ФГБОУ Алтайского ГАУ (Протокол № 3 от 10 ноября 2015 г.).
© ФГБОУ ВО Алтайский ГАУ, 2015
© Нестерова С.В., Апёнышева Л.Г., Логинова Н.С., Пономаренко О.П., 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
|
| Раздел I.Русская культура
|
| Глава 1. Особенности формирования русской культуры
|
| Глава 2. Культура дохристианской Руси
|
| Глава 3. Культура Киевской Руси
|
| Глава 4.Культура Русских земель XII – XIII вв.
|
| Глава 5.. Культура Московской Руси (XIV—XVI вв.)
|
| Глава 6. Русская культура XVII века
|
| Глава 7. Культура России XVIII века
|
| Глава 8. Культура России первой половины XIX века.
«Золотой век»
|
| Глава 9. Культура России второй половины XIX века.
Пореформенный период (после 1861 года)
|
| Глава 10. «Серебряный век» русской культуры
|
| Список литературы к первому разделу
|
| Раздел II. Культура Алтая.
|
| Глава 1. .Культура Древнего Алтая
|
| Глава 2. Алтай в I – начале II тысячелетия н.э.
|
| Глава 3. Присоединение Сибири. Освоение Алтая
|
| Глава 4.Развитие земледелия на Алтае
|
| Глава 5. Культура городов Алтая:
Бийск, Барнаул, Змеиногорск
|
| Список литературы ко второму разделу
|
|
Предисловие
Данное учебное пособие – одно из немногих, посвященное истории русской культуры с древнейших времен до первых десятилетий XX в..
Издание компенсирует в определенной степени, недостаточное количество учебных пособий, в которых наиболее полно была бы представлена данная тема.
Авторами-составителями представлен и систематизирован массив информации по истории культуры не только Центральной России, но и по одному из значимых регионов Юго-Западной Сибири – Алтаю, с древнейших времен до начало XX в., что отличает данное издание от других учебных пособий по истории отечественной культуры, где сибирская проблематика никогда не рассматривалась.
Для издания характерно наличие обобщающих разделов к каждой теме, структурированно представленный учебно-методический материал, а также проблемные вопросы к каждому разделу и понятийно-категориальный аппарат (словарь), что даст возможность студентам, изучающим данный курс, самостоятельно и успешно готовиться к лекциям, семинарским занятиям, научной работе (доклады), качественно и полноценно закрепить полученные знания.
В представленном пособии использованы издания, соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов высшего образования (монографии, учебные издания, словари и т.д.).
Учебное пособие состоит из двух частей: первая посвящена истории культуры Центральной России, вторая – освещает вопросы региональной культуры Алтая, потенциал которой еще недостаточно выявлен и оценен, хотя имеет большое воспитательное значение и может помочь в будущем молодым специалистам лучше понять край, в котором им придется работать.
Цель курса – поэтапно отразить многоаспектное изложение историко-культурной проблематики, а также заострить внимание на ключевых вопросах национальной культуры.
Задачи курса – предоставить студентам, изучающим данный курс, возможность освоить его с применением обширного спектра гуманитарных научных знаний для понимания и осмысления проблем отечественной культуры, ее места в системе мировой цивилизации, а также оценки ее достижений.
При подготовке разделов данного учебного пособия были использованы отдельные материалы следующих изданий: Багновская Н.М. Культурология. М., 2004; Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб.: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2005; Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учебное пособие. – М.: 1999; Грушевицкая Т.Г. Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. М., 2008; Драч Г.В., Ерыгин., Заковоротная М.В., Королев В.К., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Культурология. Конспект лекций.– Ростов н/Д: Феникс, 2004; История мировой культуры / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 2010; Кармин А.С., Гусева Е.А. Культурология: экзаменационные ответы для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2006; Кравченко А.И. Культурология: словарь. – М.: Академический проект, 2000; Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М. : Академический проект, Трикста, 2003; Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008; Культурология: учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. – М.: Альфа М, 2003; Культурология. История мировой культуры: учебник/ ред. А. Н. Маркова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010; Культурология: Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А.А.Радугин. – М.: Центр, 1999; Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – М.: КНОРУС, 2010; Петухов В.Б., Петухова Т.В. Культурология: учебное пособие. – Ульяновск: Ул ГТУ, 2013; Шишова Н.В., Грожан Д.В., Новиков А.Ю., Топчий И.В. Культурология. Серия «Высший балл». – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Раздел I. Русская культура
Глава 1. Особенности формирования русской культуры
Русская культура - важная и значимая часть общеевропейской, внесла значительный вклад в сокровищницу мировой культуры. На культуру России значительное воздействие оказали географическое положение и история страны. Отечественная культура, сформировавшись на основе трех этносов: славянского, угро-финского и тюркского, вобрала в себя множество других национальных культур, представители которых издавна проживают на территории России.
Исторические особенности русской культуры складывались на всём протяжении ее истории.
В истории русской культуры можно выделить следующие этапы [39]:
1.
| X–XIII вв.
| Древнерусская культура периода раннего средневековья.
| 2.
| XIV–XVI вв.
| Культура Московского царства.
| 3.
| XVII–XVIII вв.
| Формирование и развитие российского варианта культуры Нового времени. Эпоха Просвещения.
| 4.
| XIX в. до 1917 г.
| Эпоха русской классической культуры.
| 5.
| 1917 – 1991 гг.
| Культура советского общества.
| 6.
| 1991 г. начало ХХ в.
| Культура постсоветской России.
| «Культура России в ее становлении и развитии охватывает период примерно с. VIII в. по настоящее время. Складывалась русская культура (до XI-XII вв.) в условиях государственной консолидации, объединения восточнославянских племен (Киевская Русь) перед лицом внешней опасности (Хазарский каганат, норманны-викинги) и из-за внутренних распрей-беспорядков. Имело место также духовно-культурное воздействие на язычников-славян со стороны христианского мира, прежде всего Византии – самого развитого в культурном отношении государства той эпохи. Христианизация Руси в конце X в. (при Владимире I Святом) стала решающим рубежом в оформлении древнерусской культуры – с ее письменностью, книжностью, образованностью, с выдающимися памятниками архитектуры и живописи, богословской, исторической и художественной литературой.
После XIII в. единая древнерусская культура развивается по трем основным руслам (Украина, Белоруссия, Великороссия), сохранив первоначальный «византийский след», но одновременно оказавшись в постоянном и долгом контакте-взаимодействии со степным Востоком (Золотая Орда) и католическим Западом (Ливонский орден, Польша, позднее Литва). Расцвет российской культуры XIV-XVI вв. (эпоха Московского царства) прерывается Смутой, знаменовавшей, однако, резкий подъем духовно-религиозного, национально-государственного и общекультурного самосознания. С XVII в. и до наших дней продолжается «новый период» в развитии русской культуры - период «европеизации»» [16].
Русская культура - одна из национальных европейских культур, имеющая свое особенное лицо. Ее специфика – это огромная территория и единое государство русского народа, а отсюда – совпадение нации и цивилизации. От восточных цивилизаций русскую отличает ее христианство и связь через греческую Византию с эллинской общеевропейской основой. От цивилизации западноевропейских народов – православный характер русской культуры и указанные выше геополитические черты. Наконец, в самом широком культурологическом контексте Россия вместе с Западной Европой – это Запад в противоположность Востоку. Этим и определяется место России в диалоге культур. Как геополитическая сила она уже дважды спасала европейскую цивилизацию: oт монгольского погрома культуры в средние века и в ХХ веке от «европейской чумы» - фашизма.
Географическое положение России – страны, одновременно и Западной и Восточной, наложило особый отпечаток на ее культуру. Характерной чертой российской культуры является двойственность, бинарность.
Двойственное положение России, расположенной на стыке цивилизаций и постоянно испытывающей сильное влияние соседних наций, породило споры: является ли Россия восточной периферией Европы или Западной «белой» Азией?
«Вопрос о России и ее месте в истории решается следующим образом: во-первых, указанием на христианский характер ее духовно-культурной традиции и европейскую принадлежность этноса, общества и государственности (этим она отличается от цивилизаций Востока); во-вторых, указанием на православие и совпадение государственности и цивилизации в силу геополитической специфики, что отличает Россию от стран Западной Европы. Чисто исторически Россия (вместе с Византией и Западной Европой) – это вторичная и наиболее молодая христианская цивилизация западного мира» [16].
«Внутри же русской культуры, возможно, заложены мощные потенции к сочетанию духовности Востока с творческой активностью Запада. Своеобразное географическое положение между Западом и Востоком придало русской культуре зыбкость, неустойчивость, о чем, в частности, говорил В.Л. Соловьев («Три силы»), отмечавший, что Русь примиряет Запад и Восток, стремясь отринуть «бесчеловечного бога» Востока и «безбожного человека» Запада. Аналогичным образом воспринимал историческую миссию России Н. Бердяев («Русская идея»), определявший ее как «огромным Востоко-Запад».
Отсюда — бинарное строение русской культуры (понятие бинарностиразвито в работах представителей русской семиотической школы Ю. Лотмана, Б. Успенского, В. Топорова), отразившееся даже в амбивалентных названиях эпохальных произведений русской культуры, таких как «Преступление и наказание» Достоевского, «Мертвые души» Гоголя, «Война и мир» Толстого, «Отцы идети» Тургенева, «Христос иАнтихрист» Мережковского.
Особенности русского характера иуникальность мироощущения русского человека определились также своеобразием природных и географических особенностей русской земли: необъятностью ее земель, суровым климатом, незначительной плотностью населения. Тяжелый физический труд, необходимый для возделывания неплодородных земель, жизнь в относительной изоляции от центра укрепляли тело и душу русского человека.
Истоками русской культурыбыло славянское язычество. Культура Византии (ачерез нее и Античности) и культура Западной Европы, всемногообразие их влияния во многом определило многосоставностьрусской культуры, а также ее противоречивость и неоднородность» [23].
Христианство, заимствованное из Византии, было своеобразно осмыслено славянами исходя из народных традиций. Оно впитало в себя элементы языческих культов и в народном сознании стало восприниматься как национальная религия страны.
Национальное самосознание, сложившееся кэтому времени, включало в себя незыблемые установления, такие как доминирование государственного начала и интересов державы, приоритет христианских православных ценностей, коллективизм, общинные формы социального устройства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|