Исторические этапы развития русской культуры
«Русская культура формировалась иначе, чем западноевропейская, ее развитие было связано с событиями другого исторического ряда: с отражением набегов азиатских кочевников, принятием восточного, византийского православного христианства, освобождением от монгольских завоевателей, объединением разрозненных русских княжеств в единое самодержавно-деспотическое государство и распространением его власти все дальше к Востоку.
Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь. Принятие христианства было великим историческим выбором, определившим судьбу русского государства. Этот выбор, во-первых, был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа. Во-вторых, выбор христианства в его православной, греко-византийской форме позволил Руси остаться независимой от духовно-религиозной власти римского папства. Православие явилось духовной силой, которая скрепляла русские княжества и побуждала русский народ к объединению.
Особенно важно было воздействие христианства на народную нравственность. Церковь вела борьбу с пережитками языческого быта, выступала против грубости и жестокости, проповедовала благочестие, гуманность, милосердие.
Монгольское нашествие прервало культурный подъем России. Следы его глубоко врезались в память русского народа. Нашествие было суровым историческим уроком, показавшим народу опасность внутренних раздоров и необходимость единой, сильной государственной власти. Этот урок возбудил и развил чувства патриотизма, недоверчивого отношения к чужеземным государствам, любовь к «царю-батюшке». «Восточный» деспотизм царского самодержавия — в определенной мере наследие монгольского ига.
Политический подъем Руси, прерванный монгольским нашествием, возобновился с возвышением и развитием Московского княжества. Падение Византии в XV в. сделало его единственным независимым православным государством в мире. В основу национально-государственной идеологии легло представление о том, что Москва — это «третий Рим» (после Рима и Константинополя) и ей суждено стать силой, объединяющей вокруг себя православный мир» [21].
«Православие определило многие черты русского культурного архетипа, в частности:
- пренебрежение к земным благам;
- мессианизм – восприятие собственной культуры как некоего идеального образования;
- изоляционизм — стремление оградить себя от иноземных влияний;
- соборность – коллективность (в том числе на пути поиска спасения, вечный поиск идеала);
- терпимость (в том числе к иноверцам) и терпеливость.
Соборность как особое качество русской православной культуры, проявляющаяся в господстве всеобщего и растворении личности в социуме, как нельзя лучше соответствовала установке самодержавия на стабильность, устойчивость, воспроизводство определенных социокультурных образцов и была залогом цельности государства.
Внутренняя взаимозависимость православия и самодержавия, характерная для раннего периода развития Руси, по мере укрепления самодержавия сходила на нет. Конфликт между церковью и государством стал неизбежным и самым непосредственным образом проявился в борьбе между «иосифлянами» и «нестяжателями», которую Г. Федоров назвал «трагедией древнерусской святости». Преподобный Нил Сорский и преподобный Иосиф Волоцкийпредставляли два разных типа святости. Если первый исходил из раннего христианства итрадиций исихазма иносил самоуглубленный и исключительно духовный характер, то второй был направлен на связь с государственной властью.
«Нестяжатели» (последователи Нила Сорского) призывали к духовному подвижничеству, монашеству, уединению от суетной жизни, «иосифляне» же (последователи Иосифа Волоцкого) стремились к активному взаимодействию с властью – к ее всяческой поддержке, с одной стороны, и желанию получить привилегии (в частности, в виде вкладов государства в монастыри) – с другой. Победа «иосифлян» была предопределена в первую очередь не торжеством религиозных устремлений, а исторической перспективой и необходимостью развития русской государственности, которой соответствовала идеология Иосифа Волоцкого. Этот кризис православия привел в XVII в. к религиозному расколуи предопределил секуляризацию культурыи Петровские реформы в XVIII в.» [23].
«Православная церковь сыграла важную роль в образовании и росте российского государства, оказавшегося после крушения Византийской империи со всех сторон окруженным странами с иной верой. Но вместе с тем, православие становится изолирующим фактором, обособляющим русский народ от других народов Европы и Азии. Его противостояние католицизму препятствовало культурным контактам с Западной Европой и ycвоению её достижений. Следствием этого стала растущая культурная отсталость России. К концу XVII в. низкий уровень народного просвещения, науки, техники, экономики, организации государственного управления привел страну в состояние застоя. Россия оказалась на развилке двух исторических путей – восточного и западного. Идя по первому, она, подобно Китаю или Индии, погрузилась бы в многовековую спячку на обочине мировой цивилизации, второй же путь вел ее к выходу из культурной изоляции и движению совместно с Западной Европой по магистрали научно-технического и социального прогресса. Петр I сделал выбор и «повернул» Россию на второй путь.
Открытость, готовность к диалогу, способность впитывать в себя и развивать достижения других культур – это с петровских времен стало характерной чертой русской культуры.
«Прорубив окно в Европу», Петр I положил начало приобщению России к мировой культуре. Россия пришла в движение. «Искры», родившиеся от столкновения русской культуры с культурой Западной Европы, пробудили ее богатые потенции. Мощным рывком она всего за одно столетие вышла на передовые позиции в мире.
Однако низам населения страны новая культура оставалась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции.
Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, «почвенное» бытие, отторгнул чуждые иноземные новшества и застыл в почти не меняющихся формах русской этническойкультуры. А русская национальная культура, освоив плоды европейской пауки, искусства, философии, в течение XVIII-XIX вв. приняла форму господской, городской, светской, «просвещенной» культуры.
В XIX и начале XX в. Россия дала миру творческие шедевры в самых различных областях – живописи, литературе, музыке, архитектуре, науке, общественной мысли, философии. Но трагический разрыв между неграмотными народными массами и культурной элитой оставался незаживающей раной российского общества. Октябрьская революция 1917 года была подготовлена не только экономическим, но и культурным расколом между его «верхами» и «низами»» [21].
Таким образом, выявляя особенности развития Российского государства, следует отметить наиболее значимые из них:
- «обширность территории с вытекающим из нее многообразием форм жизни во всех ее проявлениях, (многонациональность, разобщенность, редкость населения, многоукладность быта и т.п.), сложность экономических связей, тенденции к экономической самостоятельности регионов, городов, селений, огромные материальные затраты на защиту границ, требующие централизации экономических усилий;
- расширение территорий не только за счет завоевания новых земель, но и присоединения (добровольного) свободных территорий путем хозяйственного освоения, их экономическая включенность в целое; вместе с тем за столетия движения на Восток Россия почти не приобрела хороших пахотных земель. Следует отметить, что это движение во многом было вызвано заботой о безопасности, а не экономическими причинами.
- в условиях нахождения между Западом и Востоком, постоянных войн за независимость, у русского народа выработалось особое мировоззрение, свой взгляд на место человека в обществе. Русский человек не считал народом лично себя; он рассматривал себя как частицу народа, а не личность, служил не себе, а всему народу. Отсюда искренняя потребность в службе народу, государству; в работе не только на себя лично, но и на народ, общество и государство;
- идея служения легла в основу сословного строя России, основанного на разделении общих обязанностей. Здесь берет начало весь уклад русской жизни, а также бюрократизм. Управление огромной территорией требовало сильной централизованной власти.
Наряду с религиозными огромное значение имеют и особенности духовной жизни России в целом:
- большая роль нравственных факторов, оценок; нравственный максимализм, стремление связать каждое дело с высшими ценностями, проявлениями ума и сердца;
- единение истины, добра и красоты; правдоискательство как высшая форма познания;
- ориентация на сердце и правду (Ср.: Запад – на разум и волю), перевес этических и религиозных начал над общественными и правовыми (П. Флоренский);
- сочувствие слабым, высокая роль идей равенства, справедливости;
- слабое развитие личностного духовного начала, чуждость индивидуализму как образу жизни и стилю мышления;
- духовный мессианизм, интровертность, интуитивизм, рефлексивность духовной жизни; поиск смысла жизни, идеала (а не интереса, выгоды, прибыли);
- - приоритет мудрости (софии) над рациональностью (эпистемой), причем разуму противостоит не воля (как на Западе), а любовь, открывающая путь к истине;
- особенности интеллектуального менталитета: если на Западе (в конечном счете из-за ограниченности земли) сформировался так называемый «экономический» (рациональный) образ мысли, то просторы, социальные и религиозно-нравственные условия в России формировали особый тип мышления. Если западный человек рационально ориентирован на получение личной выгоды, выражаемой количеством потребительских благ, то русский человек думает об общественном признании, служении обществу, подвиге. Можно даже говорить о противоположности западного рационального мышления русскому (как в большей степени иррационального или нерационального)» [16].
В заключении следует подчеркнуть, что Россия - евразийская страна, где сформировался российский суперэтнос и его неповторимая самобытная культура. Страна обладает только ей присущими цивилизационными особенностями, которые наиболее полно представлены ее разнообразными территориями. Россия - страна с большим потенциалом и богатым культурным наследием, сохранность которого зависит от исторической памяти народа, проживающего на ее просторах.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие влияния испытывала русская культура в начальный период своего становления?
2. Дайте определение понятию «бинарность русской культуры».
3. Определите геополитическое положение России.
4. Каковы, на ваш взгляд, исторические особенности формирования русской культуры?
5. В чем заключается кризис православия XVII века?
6. Какую роль сыграло православие в развитии русской культуры?
7. В чем причины застоя, наступившего в Российском государстве в конце XVII века?
8. Последствия реформаторской деятельности Петра I. Отметьте «плюсы» и «минусы» этой деятельности.
9. Назовите наиболее значительные черты характерные для развития Российского государства.
10. В чем заключаются различия западного и русского национального менталитета?
Словарь к главе:
Амбивалентность – двойственность, проявляющаяся в чувствах и действиях, находящихся в противоречащих друг другу устремлениях.
Бинарный – двойной, двойственный, состоящий из двух частей.
Интровертность– в аналитической психологии Юнга свойство и особенность личности, характеризующиеся доминирующей ориентацией на собственный внутренний мир (противоположность экстравертам).
Иосиф Волоцкий (1439-1515) – русский церковный деятель. Происходил из служивых людей. В 1459 г. Принял монашество. В 1479 г. основал в Волоцком княжестве «Иосифов Волоколамский монастырь». Активно боролся с еретиками и возглавил иосифлян. На собор 1503 г. И.Волоцкий и его сторонники выступали активными поборниками союза церкви и сильной великокняжеской власти, распространяли идею о ее «божественном происхождении».
Иосифлянство – религиозно-политическое течение в Московском государстве конца XV – начала XVI вв. Лидер – Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями иосифляне выступали за сохранение церковно-монастырского землевладения, поддерживали централизацию государства, обосновывали право московских князей на самодержавную власть.
Нестяжательство – религиозно-политическое течение в русском государстве в конце XV – начала XVI вв.. Идеолог – Нил Сорский. Нестяжатели выступали за отказ от земельной собственности, проповедовали аскетизм, обязательный труд. Осуждены на церковных соборах 1503, 1531 гг. Против нестяжателей выступали иосифляне.
Нил Сорский (1433-1508) – русский церковный деятель, писатель. С 1473 по 1480 гг. много путешествовал, был в Константинополе и Афоне. Основал первый на Руси скит на р. Соре, близ Кирилло-Белозерского монастыря. В своих сочинениях («Устав о жительстве скитском» и др.) призывал духовенство к отказу от роскоши, стяжательства, от владения землей и крестьянами, за что его сторонники были прозваны «нестяжателями». В 1503 г. выступали на церковном соборе за отобрание у монастырей земель.
Раскол (старообрядчество) – религиозно-общественное движение в России против официальной православной церкви. Возникло в XVII в. в связи с реформой церковной обрядности (замена земных поклонов поясными, двоеперстия – троеперстием и пр.) и исправлением ошибок в богослужебных текстах.
Рефлексия – мысль, направленная на саму себя.
Семиотика– дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки.
Эпистемология – раздел философии, изучающий проблемы познания, отношение знаний к действительности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|