Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЛИЯНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ НА ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.

Шишлова Е.А., г. Казань

Творческий процесс нельзя рассматривать вне личности творца и специфических психических состояний, присущих творческому процессу.

Творчество, иными словами созидательная деятельность, является прерогативой определенного типа людей – творцов, конкретных личностей, через активно преобразующую деятельность которых реализуется общественное развитие. Но и сами творцы в процессе этой деятельности имеют возможность развивать свой врожденный творческий потенциал, реализуя глубинную потребность в непосредственной созидательной деятельности, которая является следствием потребности в самореализации, в духовном развитии личности. Именно творчество один из наиболее непростых, но быстрых путей достижения этой цели.

То, что творческая деятельность связана с психическими состояниями человека не вызывает сомнения. Уже сама потребность в творчестве является состоянием личности, связанным с наличием у творца чувства неудовлетворенности в связи с дефицитом того, что требуется личности.

Успех человеческой деятельности в любом виде труда зависит на только от устойчивых качеств личности, но и от способности психики приходить в определенные, адекватные и необходимые для данного вида деятельности психические состояния, от умения понимать их и владеть ими.

Психической состояние может выступать как период, момент деятельности, как ее часть. Психические состояния, возникшие в деятельности, сами потом влияют потом на деятельность. Например, состояние вдохновения, возникшее в деятельности, несомненно, изменит характер этой деятельности.

Иными словами психическое состояние отражает своеобразие объективных и субъективных условий, создавшихся для человека в данный период времени. Это реакция на ситуацию. (6)

Итак, психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека как обладателя этой психики, с внешней средой, представленной в данный момент в конкретной ситуации.(2)



Предположим, что интенсивность потребности в самореализации, т.е. использование творческого потенциала личности, варьируется в зависимости от жизненной ситуации, т.е. внешних условий, в которых протекает жизнь и деятельность творца, а также от состояния, в котором пребывает личность в конкретный момент времени.

Состояния, влияющие на творческий процесс могут быть различными, сугубо индивидуальными, но их объединяет присущая им направленность. Это направленность на удовлетворение потребности. В противном случае напряжение от неудовлетворения потребностей достигает критической точки и характеризуется состояниями дискомфорта, уныние, отчаяние, безразличие, бессмысленности существования и, как следствие, влекут за собой не только эмоциональные, но и физиологические и психологические сдвиги в системе человеческого организма, как совокупности психических и физиологических процессов, уравновешенность которых является необходимым условием человеческого существования.

С позиции системного подхода и концепции самоорганизации подобные состояния относятся к категории неравновесных и представляют собой функциональную структуру, образующуюся при нарушении симметрии между организмом и средой. Нарушение симметрий возникает вследствие процессов, обусловленных внесением потока информации и энергии в открытую систему, которой является человек. В результате, как следствие самоорганизации складывается новое функциональное образование - неравновесное, неустойчивое состояние.(4)

Поскольку система не может долго находиться в неравновесном состоянии, она быстро продвигается к истощению, поэтому после фазы неустойчивости следует фаза оптимизации и относительно устойчивое состояние.(4)

Таким образом, актуализировавшаяся потребность через определенные (т.н. неравновесные) состояния влияет на творческую личность. И именно они создают тот внутренний фон, который необходим художнику для дальнейшего развития его творческого потенциала, для самореализации. Т.е. неравновесное состояние является необходимым компонентом творческого процесса, стимулирующим его, и как бы условием актуализации и роста интенсивности внутренней потребности (потребности в созидательной деятельности).

Стремление выйти из неравновесного состояния через посредство созидательной деятельности является естественным для творческого типа личности. Именно таким образом происходит гармонизация внутренней сферы, т.е. достигается т.н. равновесное состояние.

Творческий процесс проходит главным образом в таинственной области подсознания. Сознание, логическое мышление играет второстепенную, подчиненную роль. В момент творческой работы художник находится в состоянии загипнотизированного: сознание воспринимает и разрабатывает лишь те впечатления, материалы для которых дает гипнотизер. Вся трудность творческой работы в том, что творцу приходится совмещать в себе и гипнотизера, и гипнотизируемого - «Приходится гипнотизировать самого себя, самому усыплять свое сознание, а для этого нужны очень сильная воля и живая фантазия. Моменты творческой работы очень похожи на сновидения, тогда сознание тоже наполовину дремлет, а подсознание и фантазия работают с необычайной яркостью. Когда я сплю рукоятка сознания повернута влево, когда я пишу рукоятка поставлена посередине, сознание горит синей лампой. Я вижу сон на бумаге, фантазия работает также, как во сне, движется путем ассоциаций, но этим сном осторожно (синий свет) руководит сознание» - так пишет о процессе творчества мастер художественной прозы, глубокий теоретик литературы, оригинальный исследователь психологии творчества Е.И. Замятин.(7)

Известно, что многие великие произведения создавались по заказу, с достаточно четким указанием, что именно, а подчас и как именно должно быть изображено. Это как бы точка отправления. Ею же может быть любое событие, случай из своей или чужой жизни, как говорил по поводу своей лирики Гете, жизненные реалии, которой может быть и прочитанная книга, и внезапно всплывшее воспоминание. Но заказ, целиком принадлежащий сфере сознания художника, еще не есть сверхзадача, сообщение, которое будет нести современникам будущее произведение. Заказ, поступивший из вне, или замысел, принадлежащий самому автору, лишь очерчивает зону поиска нужного решения. Это процесс, многократно описанный как муки творчества. Верное решение возникает, как правило, интуитивно. Здесь действует объективная закономерность, суть которой состоит в том, что интуиция всегда «работает» на удовлетворение потребности, устойчиво доминирующей в иерархии мотивов данной личности. Вот почему художественное или научное открытие может сделать только тот, у кого мотивационной доминантой является потребность познать мир и сообщить о результатах своего познания людям.

«Великий художник (или ученый) может быть достаточно честолюбив, скуп, играет на бегах или в карты. Он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Важно лишь, чтобы в определенные моменты бескорыстная потребность познания истины и сложности бытия безраздельно овладевало всем его существом, оттеснив все другие побуждения и мотивы. Именно в эти моменты доминирующая потребность включит механизмы сверхсознания и приведет к результатам, недостижимым никаким иным рациональным способом». (5)

Понимание специфики интуиции, способов ее познания чрезвычайно трудны, т.к. познать этот высший акт творческого процесса современными методами наблюдения, даже когда наблюдения осуществляются самим пережившим процесс художником в настоящее время еще не возможно. Самыми сложными и важными моментами творческого процесса являются моменты вдохновения и озарения.

Это состояние подготавливается систематическим трудом, обширными знаниями и длительными раздумьями над конкретным делом. Вдохновение профессионала - это всегда единство его таланта, знаний и кропотливого каждодневного труда.

Состояния, «включающие» интуицию индивидуальны для каждого творца. Находим у Замятина: «Иногда это состояние приходит само собой, без усилий воли - это и есть то, что именуется вдохновением. Химики знают, что такое «насыщенный раствор». Должно быть, иногда бываешь в состоянии насыщенного раствора - и тогда случайного зрительного впечатления, обрывка вагонной фразы, двух строчек в газете довольно, чтобы кристаллизовать несколько печатных листов. Но это случается редко.

Другой путь возникновения вещи труднее и медленнее. Сначала является отвлеченный тезис, идея вещи, она долго живет в сознании, в верхних этажах и никак не хочет спуститься вниз. Беременность длится, ей не видно конца. Приходится держать строгую диету - читать только книги, невыходящие из круга определенных идей. Но и этого мало для того, чтобы написать большую вещь, приходится каким-то усилием воли достигать состояния крайнего сгущения мысли. Вот это самое «крайнее сгущение мысли», или то, что я называю самогипнозом, - является необходимым и самым трудным условием творческой работы. Научить этому нельзя : это какая-то органичная способность, ее можно развить в себе еще больше, если она имеется налицо». (7)

Таким образом, важное значение для эффективности творческой деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным ее элементам в частности. Высокая активность, доминирование мотивов и целей, по-видимому, создают психические состояния готовности к действию или деятельности, оптимальной работоспособности, творческого вдохновения.

Кант: «Вдохновение - инстанция, по каналам которой природа диктует законы искусству». Гегель: «Вдохновение не повод к продуктивной, «порождающей» деятельности, а момент тотальной вовлеченности художника в бытие предмета, - он сам, демиург, становится динамической формой овладевшего им содержания».

Первичный художественный стимул - картина, образ и т.д. , - как правило, является мгновенно, и это не фрагмент, не деталь, а все произведение - произведения накануне текста. Момент интуитивного схватывания, усмотрения «целого раньше частей». Речь идет об особом типе познания: целое, опередившее свои части, не совпадает с целым, возникшем в результате сложения частей. Невыразимость симультанного образа становится источником порою неслыханных страданий и мук. Из этой мучительной коллизии произрастают капитулянтские мотивы- не только выход из творческой ситуации, но и поиск совсем других путей духовного самораскрытия. Коротко говоря, путь к сущности, согласно Плотину, пролегает не через детали , а через целое, и художник - человек, специальный приуготовленный природой к восприятию и творческой реконструкции «целого раньше частей».

Людям творческих профессий из собственного опыта известно, что определенные состояния имеют способность приводить к интенсификации творческого процесса, его активизации и непосредственно созданию творческого продукта. Поскольку активность бессознательного в творческой процессе сопряжена с особым состоянием сознания, творческий акт часто совершается во сне, в состоянии опьянения и под наркозом. Для того, чтобы внешними средствами воспроизвести это состояние, многие творцы прибегают к искусственной стимуляции. Ромен Ролан пил вино, Шиллер держал ноги в холодной воде, Пруст нюхал крепкие духи, Руссо стоял с непокрытой головой, Пушкин любил писать лежа, Андреев пил крепкий чай, Замятин много курил. Кофеманами были Бальзак, Бах, Шиллер. Многие писатели, как известно, прибегают во время работы к наркотикам. История мировой культуры тесно связана с психотропными средствами. (1)

Иногда даже отрицательно окрашенные состояния могут выполнять положительную роль в осуществлении деятельности в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмоциональная активация, порождаемая общей ситуацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.

Как правило, стрессорами выступают эмоционально - отрицательные раздражители: неудачи в деятельности и общении, боязнь критики, принятие ответственного решения, цейтнот, перегрузка информацией. (3)

Воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервно - психологической напряженности, называемое «стрессом». Иногда незначительный стресс вызывает прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил человека. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряженностью.

Решение сложных мыслительных задач вообще невозможно без определенного эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т.к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. Эмоциональное решение (всегда опережает) значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного принципа решения задач. Выступая против ошибочных вербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию «коррекции» поисковой деятельности, приводящий к объективно верным результатам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что влияние психических состояний на творческий процесс - огромно. Именно психическое состояние - потребность в творческой деятельности - является импульсом к процессу творчества, вызывая к жизни состояния неудовлетворенности, беспокойства, поиска цели.

Психические состояния, возникающие в деятельности, очень разнообразны. Они могут быть началом деятельности, сопровождать ее на разных этапах, венчать уже достигнутый результат. Они связаны с моментами зарождения идеи, гипотез, накоплением, отбором и творческой переработкой информации. Состояния могут влиять и на саму деятельность непосредственно. Например, состояние вдохновения, коренным образом изменяющее ход творческого процесса.

Неравновесные состояния, которые переживает творец на первом этапе, т.н. кратковременные неравновесные состояния, связаны с быстрым разрешением ситуации и скорейшим достижением цели, через организацию соответствующего поведения и именно они, мобилизуя личность на решение задачи, готовят почву для включения в процесс творчества интуиции.

Для всех видов творческой деятельности необходима способность психики приходить в определенные, адекватные и необходимые для данного вида деятельности психические состояния.

Основной же функцией состояний, сопровождающих творческий процесс от начала до конца является обусловливание ими процесса возникновения новообразований в структуре личности, иными словами - изменение уровня духовного развития личности, ее эволюция.

Процесс собственно творческого мышления не может осуществляться без его самоорганизации, источником которой является познавательная активность личности как целостного развивающегося «я». Процессы самоорганизации возникают в системах (к каковым относятся и психика человека), главное место в которых отводится параметрам перехода одного состояния в другое (фазовые процессы, появление точек бифуркации, приводящих к «новому» поведению.

Возникшее новообразование в виде нового обобщения, более четкого понимания, смысла, изменившегося значения и пр., приводит к сглаживанию неравновесности и переходу системы (субъекта) в относительно устойчивое состояние.

Таким образом, порождение в мыслительной деятельности интеллектуальных новообразований (выступающих в виде открытия новых свойств предметного мира и соответствующего конструирования средств его преобразования) в творческом процессе всегда опосредовано порождением соответствующих личностных новообразований, выражающихся в изменении человеком представлений о своем месте в социокультурном контексте, а следовательно в преобразовании себя как целостной личности.

Равновесными, на наш взгляд, можно считать только достигаемые на самом последнем этапе творческой деятельности - удовлетворение потребности через достижение результата - состояния удовлетворения, «тихой радости», покоя.

«...То мгновение, когда душа радуется при виде сотворенного чуда, чего-то, что только ты принес в этот мир».

 

Литература.

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-П.: Питер, 1999. – 368с.

2. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. – 343с.

3. Пономарев Я.А., Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Психологические исследования творчества. – Психологический журнал, 1982, т.3, №3, с.153-160.

4. Прохоров А.О. Психологии неравновесных состояний. – М.: И-т психологии РАН, 1998. – 152с.

5. Симонов П.В. Сверхзадача художника в свете психологии и нейрофизиологии. – Л.: Наука, 1980.

6. Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. – Горький, 1975.

7. Художественное творчество и психология. – М.: Наука, 1991, - 188с.

 

 



©2015- 2021 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.