Сделай Сам Свою Работу на 5

Козлов В., Корнилов П., Тарасенко П.

Понятие модели мира широко используется в рамках такого направления, как нейро-лингвистичекое программирование (NLP), где оно было введено и разработано основателями этого направления Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Они дают определение модели мира человека как уникального представления о мире и о самом себе каждого человека, построенного на основе индивидуальных восприятий и опыта. Сущностное целое личностных принципов индивида, обеспечивающее определенный стиль реагирования индивида на окружающую его реальность.

Однако похожие определения легко найти у ряда как зарубежных, так и отечественных авторов, которые говорят о “стиле жизни” (А.Адлер, Я.Бундулус), о “стиле восприятия реальности” (Е.Г.Ананьев), «карте психической реальности» (Козлов В.В., 1994), субъектной реальности (Козлов, 2000) “модели восприятия окружающего мира и самом себя в нем” (Е.Д.Соколова) и т.д. Таким образом, при несовпадении у исследователей понятийного аппарата для описания одного и того же явления мы видим, что внутренняя основа, структура, становление и развитие “модели мира” разрабатыватывались достаточно широко различными авторами. В подтверждении этого и для более полного представления о понятии “модель мира” рассмотрим поподробнее определения и их составляющие у различных исследователей.

По Адлеру “стиль”- это уникальный взгляд на мир и способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей цели. Это модель приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Он носит бессознательный характер, но человек все же не является беспомощной пешкой во власти внешних сил. Человек сам формирует неповторимую жизненную линию. Что касается Альфреда Адлера, то его идея о стремлении человека к превосходству как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности, включает в себя поиски смысла жизни, побуждение улучшать себя, развивать свои способности, свою потенциальность, стремление к совершенству и законченности.

Как видно, здесь звучит мысль о том, что “жить - значит развиваться”, а это уже, на наш взгляд, имеет отношение к своего рода самореализации. Цель превосходства, по мнению Адлера, может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные заботы, то развитие идет в здоровом направлении. Но если цель превосходства - господство над другими, то это, по мнению Адлера, является “невротическим извращением”, результатом сильного чувства неполноценности.



Стремление к превосходству коренится в эволюционном процессе приспособления к среде. Каждый индивидуум вынужден стремиться к более совершенным отношениям с окружающими, т. к. все виды должны развиваться в направлении более эффективной адаптации.

Это стремление к совершенствованию, по Адлеру, является врожденным. Согласно данному автору, социальность чувств является важным критерием психического здоровья: здоровый образ жизни направлен на достижение компетентности и успеха в обществе через общественно полезную деятельность.

Таким образом, развитие своих способностей, своей потенциальности для Адлера немыслимо вне общества, а достижение социальной адаптации - основной критерий внутреннего просветления. Альфред Адлер, основатель индивидуальной психологии, вслед за Фрейдом исходил из определяющей роли влечений и бессознательного в деятельности психического. Адлер полагал, что человек от природы рождается слабым, беспомощным существом, имеющим органические недостатки. Конфликтные ситуации, приводящие к нервным заболеваниям, возникают в том случае, когда человек, сталкивающийся с культурным и социальным окружением, наиболее остро испытывает чувство своей "неполноценности". Под влиянием этого чувства, считал Адлер, в психике каждого человека формируются специальные механизмы для возведения "компенсирующей душевной надстройки", благодаря которой происходит развертывание (бессознательное) жизнедеятельности индивида в направлении преодоления своей "неполноценности".

Адлер заменяет фрейдовский объективный биологизм субъективными отношениями, возникающими в процессе психических реакций индивида на "чувство неполноценности", а вместо представлений о "либидо" выдвигает такую концепцию, согласно которой "компенсация" и "сверхкомпенсация" развиваются в определенном направлении, подчиняясь бессознательному "стремлению к власти". Таким образом, в основе всей человеческой деятельности Адлер усматривал стремление к личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного Адлер решает следующим образом: сознательные и бессознательные процессы образуют единство и переплетение связей в психической структуре и, следовательно, методы, используемые при познании сознательных процессов, могут быть использованы и при интерпретации бессознательных процессов. И здесь мы согласны с мнением Ролло Мэя, считающего, что в таком понимании проблемы Адлером таится опасность простого поверхностного приспособленчества с помощью хитростей и лицемерия.

А.Адлером подчеркивается принцип активности личности, способности влиять на ход своей жизни (по нашему мнению, этот принцип является одной из основ для успешной психотерапии, о чем речь пойдет позднее).

Влияние адлеровской концепции прослеживается у ряда современных исследователей. Так, Г.Шихи характеризует стиль жизни как способ решения жизненных проблем вследствие определенного, уникального представления о мире. На наш взгляд, в концепции Г.Шихи представляет интерес постановка проблемы связи модели воспитания и способа преодоления возрастных кризисов.

По мнению Б.Ф.Зейгарник у каждого человека существуют определенное представление об окружающей его реальности и, следовательно, определенный стиль реагирования на эту реальность, который выступает как “закон движения” человека, определяющий как его поведение, так и внутреннее развитие. Он может различаться по успешности адаптации человека в обществе, степени комфорта человека в этом обществе. Также автор отмечает, что самостоятельно изменить данную структуру человеку достаточно трудно, так как она обладает инертностью, и это приводит к тому, что выполняя положительную функцию адаптации в одних условиях, она может оказаться непригодной в других.

В отечественной психологии одной из первых попыток изучения восприятия человеком окружающей реальности и соответственно стратегий поведения является сформулированная Б.Г.Ананьевым программа исследования жизненного пути личности. В плане формирования активной жизненной позиции важно подчеркивание роли личности в определении способа реагирования и восприятия себя в мире.

Обратимся еще к одному определению, введенному в психологическую литературу Ф.Е.Василюком. Это определение “жизненного мира”. Окружающий человека мир, как справедливо заключает Ф.Е.Василюк, “оставаясь объективным и материальным, не есть однако физический мир, то есть мир как он предстает перед наукой физикой, изучающей взаимодействие вещей – это жизненный мир”. Выделяя внешний и внутренний аспекты жизненного мира, исследователь последовательно проводит мысль о “единстве и нерасторжимой связи человека с его внутренней организацией и его личного уникального внешнего мира, видимого сквозь призму его жизни и деятельности”.

Итак, понятие “модели мира” как уникального представления человека о мире и о самом себе, построенного на основе индивидуальных восприятий и опыта и обеспечивающего определенный стиль реагирования индивида на окружающую его реальность рассматривается у многих авторов. Некоторые анализируют его как самостоятельную категорию, другие – как составляющее более широкой категории, например “образа жизни” (Б.Ф.Ломов), которая включает еще условия жизни индивида. Однако, такое многообразие исследований на данную тему говорит как о практической, так и о теоретической важности данной проблемы: проблемы структуры, формирования, развития модели мира у человека.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.