В групповой работе с клиентами.
Рушас В.И. (Вильнюс)
В психосоциальной работе с населением в современных условиях мы наблюдаем интересный факт – с одной стороны, существуют множество тренингов, которые по своему содержанию и принадлежностью как бы не являются психологическим (суфийские, тантрические, ошовские, хилерские, рейки), с другой стороны их высокой психологической эффективностью для участников групп и групповой динамики.
Особое место среди этих тренингов занимают с использованием медитативных практик Бхагвана Шри Раджниша – Ошо.
Каждый из нас в течение дня много раз сталкивается с необходимостью подавления своих эмоций. Этика социального поведения требует выполнения некоторой, принятой обществом, программы взаимодействия с окружающими. Людей не желающих (или не могущих) соответствовать предлагаемой обществом схеме эмоционального реагирования называют эксцентричными. Это либо люди с ослабленным интеллектуальным контролем, либо наоборот, выражающие своим поведением протест обществу, которое укладывает их в «прокрустово ложе» своих норм. И те, и другие типы поведения отвергаются обществом. Первый – по причине примитивности, второй – по причине излишней экстремальности, конфликтности. Большинство из нас так привыкли к подавлению своей эмоциональности, что альтернативные типы поведения рассматриваются как покушение на собственность – на целостность той части личности, которая состоит из привычек, особенно из тех, которые мешают личностному развитию - так спокойней. Проблема противоречия между контролем и выражением эмоций решается на кухне, в транспорте, на подчиненных и зависимых людях или в аутоагрессии. В любом случае нереализованная эмоциональная энергия приводит к соматическим нарушениям. Существуют химические способы решения этой проблемы. Самый распространенный из них это алкоголь.
Традиционные культуры хранят рецепты решения обозначенной проблемы. Языческие празднества, карнавалы, многие религиозные ритуалы и мистерии помогали катарсировать людям. Высокий темп жизни и психические нагрузки требуют даже более частого и мощного катарсиса, чем раньше, но современные городские условия и этические нормы не позволяют его осуществить.
Выход мы видим в разработке специальных катарсических методик в групповой психологической работе. Методики направлены на различные способы реализации накопившегося психического заряда с целью приведения человека в состояние глубокой релаксации. Впервые подобные психотехники в начале 60-х годов стал использовать Ш. Раджниш. Он экспериментировал с множеством религиозных традиционных техник из различных культур, с целью адаптировать их для современного цивилизованного человека. Он действительно добился потрясающих результатов в освобождении от накопившегося напряжения и использовании его в творчестве. На его «терапии» стекались десятки тысяч людей из разных стран, и многие из них получали реальную помощь. Несмотря на достижения в области групповой работы, перспективе их более широкого использования в психологической практике, возможно, мешала слава Раджниша, как религиозного лидера. Метод, который может быть использован людьми с различными мировоззрениями в любой стране, который воспроизводим, является научным.
В своей групповой тренинговой работе мы использовали катарсические техники, адаптированные и разработанные Ш. Раджнишем. Эти техники применялись для снятия психического напряжения и приведения группы в состояние релаксации. Разработанная нами технология проведения тренингового процесса включает фазовые составляющие: активация, амплификация, ассимиляция и релаксация [1]. В фазе амплификации многие участники сталкиваются с трудностью эмоционального самовыражения. Привычная скованность не дает выйти эмоциональной энергии, причем каждый участник испытывает свой, только для него актуальный, запрет. В обычной жизни человек с этой задачей не справлялся. Либо происходил неадекватный эмоциональный выплеск, после которого он испытывает чувство вины, либо происходило подавление и последующее ухудшение самочувствия. Тренинговая ситуация позволяет смоделировать постепенный подход к проблеме и достаточный уровень активности для ее разрешения и трансформации ее энергии в позитивную. Техники, взятые из работ Раджниша [2] помогали нам справиться с этой задачей. Одни из них действуют универсально, прорабатывая многие аспекты личности («Динамическая медитация»), другие отрабатывают тот или иной фактор, блокирующий энергию («Тарабарщина»). Техники, использующие мягкие танцевальные движения, хорошо применять в начале тренинга для разогрева и обозначения двигательных нарушений и напряженных мест в теле – активация (например «Натарадж», «Гуришанкар»). Активные техники, включающие телесный и эмоциональный компоненты, уместны в кульминационный момент занятия или тренинга – амплификация («Кундалини», «Динамическая», «Мандала»). С их помощью происходит отреагирование рестимулированных проблем. Спокойные медитативные техники приводят в состояние релаксации в конце занятия («Девавани», «Надабрама»).
Исследования влияния тренингов, построенных по приведенной схеме с использованием техник Ш. Раджниша, показали значительный рост качеств самоактуализации участников и улучшение их самочувствия. Зарегистрировано также достоверное снижение уровня тревожности и страхов в группах.
Мы считаем возможным более широкое использование духовных психотехник в практике групповой психологической работы при условии целевого профессионального подхода к ним.
Литература
1. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Ярославль, МАПН, 1999.
2. Раджниш Ш. Оранжевая книга. Измерение неведомого. М., 1991. -288 с.
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ЗАГОРОДНОГО ОТДЫХА.
Самылов В.Н., г. Кострома
Интегративные психотехнологии - это технологии интеграции психики. Под интеграцией здесь понимается приведение к целостности, гармонизации, повышение уровня системности психики.
Интегративные псхотехнологии начали активно развиваться в нашей стране в конце 80-х начале 90-х гг. Свои методы и методики они черпали из психотерапии западных школ, практической психологии и новейших интенсивных психотехнологий (3,8).
Интегративные психотехнологии - это способы психического оздоровления и развития, основанные на усилении собственных интегративных механизмов психики (6).
В данный момент одной из задач активно развивающейся психологической теории и практики, является поиск и внедрение новейших интенсивных и эффективных технологий психологической коррекции отклонений в развитии человека.
Современное состояние общего образования в г. Костроме и области показывает рост количества учащихся в школьных учреждениях имеющих диагноз задержка психического развития (ЗПР). За последние 25 лет в три раза увеличилось число учащихся, не справляющихся со стандартными требованиями учебной программы, достигнув 30-ти и более процентов в младших классах, заметно возрастая в последующих.. Кроме того, школьным трудностям детей и подростков сопутствуют психосоматические заболевания ( свыше 40%), неврозы (свыше 30%), патологические формирования личности и асоциальные формы поведения, возникающие как правило, по мере нарастания школьной дезадаптации ( 1 ).
Феномен "ЗПР" включает в себя широкий спектр различных симптомов, затрудняющих поиск единого подхода к его коррекции. Актуальность практических разработок в данной области заключена в отсутствии интенсивных, эффективных методов воздействия, дающих существенные сдвиги в коррекции общепсихологических проблем.
Опыт 4-х летней работы автора с детьми с ЗПР (5) позволил ему выдвинуть новый подход к проблеме психокоррекции: применение интенсивных интегративных психотехнологий. Интегративные психотехнологии дают интенсивные результаты за короткий срок, поэтому они успешно внедряются в уже существующие организационные формы. Одной из форм является загородный оздоровительный центр (интеграционный лагерь) для детей, подростков и молодежи. Период нахождения детей в данном центре составляет 2 - 3 недели.
В июле 1998 г. автором было проведено исследование влияния интегративных психотехнологий на детей из неблагополучных и малообеспеченных семей из г. Костромы и области, в условиях загородного отдыха. Интеграционный лагерь представлял собой отлаженную систему интенсификации отдыха с психологической коррекцией детей с ЗПР. Научно-методической основой лагеря являлась авторская концепция И.С. Шемет "Интенсивный отдых" (7).
Место проведения: ТЦ "Волгарь".
Количество участников 123 человека.
Возраст участников: от 7 до 12 лет.
Цель лагеря: интенсивная психологическая коррекция и социальная адаптация проблемных детей.
Задачи лагеря:
1. Психологическая диагностика.
2. Психологическая помощь, личностная и социальная коррекция и интеграция.
3. Психологическая реабилитация (уменьшение психической напряженности, невротизации, агрессивности, депрессии).
Методическое обеспечение смены: комплексные методики психологической коррекции и развития, в т. ч. оригинальные авторские разработки(2).
Психокоррекционный блок (комплексная программа занятий на основе интегративных психотехнологий) включал следующие программы: "Дыхательная релаксация" ( 6 занятий), "Водная релаксация" (2 занятия), "Медитативная живопись" (6 занятий), "Пластическая импровизация" (4 занятия), "Общение" (4 занятия), "Медитативная скульптура" ( 2 занятия), "Волшебное путешествие" (2занятия), "Медитативный театр" (2 занятия), "Календарь радости" (в течение смены) .
Всего 47 занятий интегративных психотехнологий на каждого участника смены.
Проведено 12 досуговых мероприятий (в жанре медитативного театра), которые являлись результатом совместной жизни, и потребности в структурировании времени.
В первый и последний день лагерной смены проводилась срезовая психологическая диагностика последующим методикам: Шкала САН (самочувствие, активность, настроение) В.А. Доскина; Шкала тревожности Кондаша; опросник Русалова; цветовой тест Люшера; методика измерения самооценки Дембо - Рубинштейн; проективные методики "Несуществующее животное", "Дом", "Дерево", "Человек".
В результате прохождения программы лагеря у детей отмечены: значительное улучшение (оздоровление) физического и психического состояния (улучшение самочувствия, активности, настроения; снижение показателей психической напряженности, тревожности, агрессивности. невротизации), адекватность самооценки. Произошло повышение уровня социальной адаптации, выразившаяся в росте показателей доверия к себе и окружающим людям, повышении коммуникативной компетенции, большей осознанности в поведении, своих выборах снятие антисоциальных установок. Также отмечен выход из кризисного состояния в нормальное. Все дети приобрели навыки саморегуляции, творческой самореализации.
Проведенное исследование подтверждает эффективность социальной технологии интегративного лагеря и адекватность применения интегративных психотехнологий для достижения цели интенсивной психологической коррекции детей с ЗПР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Винокуров Л.Н. Педагогическая диагностика и профилактика нервно-психических нарушений у школьников. - Кострома, 1996, 67 с.
2. Жизнетворчество (Сборник программ для детей и подростков). - Кострома, 1996, 24 с.
3. Козлов В.В. Истоки осознания: Теория и практика интегративных психотехнологий. - Минск: ПолiБiг, 1995, 304 с.
4. Кузнецова Ю., Гарафеева А. Волшебное путешествие (программа интенсивного тренинга для детей). - Кострома, "Инкад", 1996, 20 с.
5. Самылов В.Н. Пситехнологии развития личности учащихся коррекционных классов // Феномены личности и группы в изменяющемся мире. Материалы научно-практической конференции. / Под ред. Фетискина Н.П., Чекмарева В.В. Часть 2, Кострома, КГПУ, 1998, с. 32 - 36 .
6. Шемет И.С. Концепция интеграции психики. - Кострома, "Инкад", 1996, 32 с.
7. Шемет И.с. Интенсивный отдых. - Кострома, 1998, 44 с.
8. Шемет И.С., Козлов В. В. Применение интегративных психотехнологий в социальной работе. - ЯрГУ - Ярославль, 1996, 208 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|