Сделай Сам Свою Работу на 5

Потеря работы как кризис личности





Крылова О.Л., ЯрГУ

В настоящее время население России находится в условиях возросшей социальной напряжённости, повышенной стрессогенности, как на уровне личности, так и на уровне групп. Это связано с общим понижением качества жизни. В России безработица воспринимается особенно болезненно, например, люди старшего возраста, воспитанные в традициях гарантированной занятости, оказались психологически не подготовленными к возникшей неустойчивости рабочих мест и к трудностям поиска новой работы; молодёжь часто сталкивается с проблемой трудоустройства из-за недостатка опыта.

В такого рода обстановке различные изменения в образе жизни, поведения, психическом состоянии и переструктурирование личности в связи с потерей работы делают рассмотрение этой проблемы очень актуальным.

Человек постоянно вынужден решать внешние и внутренние проблемы, у него существуют адаптивные средства, чтобы справляться с этими трудностями, но если ситуация переживается индивидом как чрезвычайно стрессогенная, то обычных защитных механизмов становится недостаточно. Случается, человек «застревает» в кризисном состоянии и не может самостоятельно и успешно интегрировать его в свою психическую реальность как позитивный опыт. В то же время осознание проблемы приводит к переоценке прошлого опыта, событий и ценностей; личность обретает стабильность.



Однако, в любом случае стрессогенное жизненное событие, такое как потеря работы, влечёт за собой изменения в психическом состоянии человека.

 

Потеря работы чаще всего приводит к разрыву сложившейся системы, к разрушению субъективного мира, изменению психического состояния человека, другими словами, человек переживает личностный кризис. Вхождение в зону кризисных состояний происходит в том случае, когда личность встречается с переживаниями, которые по силе превосходят его психологические защитные возможности. Различные авторы определяют кризис по-разному: состояние, когда возникает дисбаланс в жизни и деятельности человека, неадекватное в социальном аспекте поведение, дезинтеграция личности (8), «состояние, характеризующееся крайним нервно-психическим напряжением, которое субъективно проявляется в тревожности, а объективно в изменении функционального уровня деятельности и ее качественных показателей». В итоге возникают и возможны два выхода: всеобщая мобилизация сил либо снижение активности вследствие перенапряжения (2). Так называемый биографический кризис включает «различные формы переживания человеком непродуктивности своего жизненного пути» (7). В ряде отечественных работ кризис также связывается не столько со стрессовыми переживаниями, сколько с обнаружением и разрешением внутриличностного противоречия. (3, 5). Кризис может быть разрешен разными путями: человек может воспользоваться конструктивными стратегиями совладания, выбрать путь ухода от проблем, следовать саморазрушающей стратегии (1).



Осницкий А.К. и Чуйкова Т.С. пишут, что, как правило, фиксируются такие фазы: «Первая фаза шока, которая сопровождается активными поисками работы. На этом этапе индивидуум сохраняет оптимум и надежду, дух его не сломлен. Вторая фаза наступает после неудачных поисков работы, человеком овладевает беспокойство и пессимизм, он переживает сильный дистресс. Это наиболее критическое состояние. На третьей стадии индивидуум полностью подчиняется судьбе и адаптируется к новому состоянию, которое отличается снижением уровня запросов и ограниченным выбором. К этому моменту его прежние жизненные позиции разрушены». (10, с.93).

Решение любой проблемы требует напряженных сил как умственных, так и физических, что в той или иной мере опять же вызывает стресс, хотя при этом люди могут обнаружить скрытые возможности. Человек может приспособиться к ситуации и, следовательно, происходит изменение личности в связи с посттравматическим стрессом, перемены иногда помогают выжить в меняющихся условиях. На практике очень важно знание отношения людей к стрессогенным событиям, ситуациям, возникающим в их деятельности, то есть определения степени значимости событий.



Психологическая способность преодолевать стресс различна. Она зависит от личных качеств человека, индивидуальной тренированности, темперамента. Уровень стресса зависит и от того, как личность оценивает среду, происходящие вокруг неё события.

Постоянное воздействие стрессовых импульсов имеет своё последствие. Как только они превращаются в постоянный фактор структуры окружающей среды, человеческий организм как бы перестаёт их воспринимать. Ослабленным оказывается стремление изменить ситуацию и уйти от неё, постепенное свыкание с импульсами, которые действуют постоянно. Речь, в сущности, идёт о процессе снижения реактивности организма, что происходит в результате воздействия регулярно повторяющихся стимулов. Это своеобразный защитный механизм в системе восприятия, который приучает организм к длительному воздействию аналогичных или даже идентичных стимулов. Таким образом, личность может спокойно и безразлично воспринимать потерю рабочего места, если предшествующий этому период был связан с постоянными неудачами.

Кризисная личность рассматривается как сложная многоуровневая система, дисбалансированная под воздействием внутренних или внешних факторов. Их воздействие нарушает баланс личности и ставит человека в уязвимое положение. Кризисная личность существует в области сильного неравновесия. В попытке вновь достичь равновесия человек проходит несколько стадий. Вначале предпринимается попытка использовать собственные привычные методы решения проблемы. Если это не помогает и беспокойство усиливается, то мобилизуются ранее не использовавшиеся резервные методы преодоления. Это состояние можно рассматривать как самое плодотворное для личностного роста.

Потеря работы, как эмоциональное явление, характеризуется тем или иным субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием. Неудовлетворённость, раздражение, подавленность, тревога, страх, дискомфорт и т.п. могут быть напрямую связаны с ситуацией безработицы. Предметное содержание эмоциональных явлений включает в себя условия, события и изменения, воспринимаемые человеком как препятствия на пути достижения целей и удовлетворения потребностей. Возникает психоэмоциональное напряжение. Но на развитие ПЭН могут влиять и условия жизни людей, личностные особенности, отношения в семье и на работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на здоровье (9, 12).

Ситуация потери работы может заранее предвидеться человеком. Петров В.П. рассматривает потерю работы в структуре профессиональной переориентации (ПП), который он определяет как «длительный, противоречивый процесс перехода личности от одной профессии к другой на основе уже приобретенных профессиональных качеств» (12, с.84). Начинается переориентация задолго до увольнения с предыдущего места работы, а успешное её завершение – полное освоение новой деятельности. В ходе переориентации для личности характерно маргинальное (переходное, промежуточное) состояние, которое характеризуется снижением адаптированности к среде, повышенной психической напряжённостью, неадекватностью оценок и самооценок и т.д. В процессе ПП выделяют 3 основных этапа: 1) завершение работы на предыдущем месте; 2) безработица и выбор нового вида деятельности; 3) освоение новой деятельности. Каждый из этих этапов характеризуется определённым своеобразием психического состояния личности, имеет свою внутреннюю стадиальность, свои противоречия, успешность разрешения которых влияет на эффективность переориентации в целом.

Первый этап начинается с момента осознания личностью предстоящей потери работы до момента фактического увольнения. Основным стрессогенным фактором оказывается приближающаяся угроза потери работы. Человек продолжает работать, проблема поиска последующего занятия становится для него всё более актуальной, снижается интерес к текущей деятельности и её эффективность. Некоторые замыкаются в себе, другие делаются суетливыми, словоохотливыми, но разговоры сводятся к надвигающейся опасности увольнения, повышается раздражительность и обидчивость. Могут обостриться хронические заболевания. (11, 12) Важнейшей особенностью этого и последующего этапов является высокая потребность личности в информации: идёт её активный, иногда суетливый поиск; повышенная восприимчивость к советам и рекомендациям, но информация представлена либо недостаточно полно, либо в обобщённом виде, без требуемой дифференциации и индивидуализации применительно к конкретной личности.

Второй этап процесса ПП начинается сразу после увольнения. Этот этап может отсутствовать, когда поиск нового вида занятий увенчивается успехом до момента увольнения. Но те, кто оказался без работы, в большинстве своём начинают испытывать некоторое субъективное облегчение и даже радость из-за наличия свободного времени, появляется удовлетворение жизнью, отмечается улучшение состояния здоровья, хотя в ряде случаев стрессовое состояние оказывается стойким, сохраняясь и до, и после увольнения (11, 12). Если безработица затягивается до 6 и более месяцев, состояние человека переходит в новую фазу. Наступает снижение активности поведения, разрушение жизненных привычек, интересов, целей. Обнаруживаются деструктивные изменения, касающиеся здоровья, психики, социального положения. Особенно неприятны в это время для человека неудавшиеся попытки трудоустройства и потерянные надежды. Последующим этапом может быть алкоголизм, наркомания, разводы, преступления, даже самоубийство (8, 12). При дальнейшем продолжении безработицы происходит примирение со сложившейся ситуацией, нарастает апатия, человек привыкает к состоянию бездеятельности (11, 12). Среди противоречий этого этапа следует выделить противоречия между социально-экономическими (заработная плата, удалённость места работы и т.п.) и психологическими (уже сложившиеся профессиональные интересы и способности) факторами выбора новой деятельности. Частным проявлением этого противоречия является нежелание устраиваться на работу, требующую низкого уровня образования. Помогают преодолеть трудности этого этапа любые увлечения (хобби), участие друзей и близких, целенаправленная социальная и психологическая подготовка.

Динамика и результативность профессиональной переориентации в немалой степени зависит от личностных особенностей её субъекта. Велика роль диапазона профессиональных и внепрофессиональных интересов, широта сфер деятельности, в которых он уже опробовал свои силы, накопил определённые знания и умения. Главное в этом – сформировавшаяся готовность индивида к смене деятельности, поэтому более успешными при переориентации будут люди мобильные, склонные к постоянному совершенствованию, переходу от одной деятельности к другой, обладающие психологической устойчивостью к критическим ситуациям. Значительна роль индивидуального качества – т.н. стиля реагирования на изменения жизненных обстоятельств и встречающиеся трудности. Это качество формируется на начальных этапах жизненного пути и зависит от количества пройденных личностью такого рода ситуаций («событийной насыщенности» жизни человека) и опыта их разрешения.

Профессиональные устремления в процессе профессиональной переориентации, не учитывающие своеобразия индивидуальных особенностей и возможностей человека, (12, 13, 14) способствуют формированию неадекватного смысла жизни, который как бы закрепляет эти стремления, что приводит к жизненным конфликтам. Исследования показывают, что у тех испытуемых, которые нашли себе занятие в часы нерегламентированной деятельности, необычные психические состояния отмечались значительно реже, чем у тех, кто в эти часы не занимался и находился в пассивном состоянии. Для многих женщин, потерявших работу, смыслом жизни становится забота о близких, общение с друзьями, хобби. Таким образом, смысл жизни как психическое образование представляет собой не просто определённую идею, жизненную цель, ставшую для человека ценностью высокого порядка. Психологическую основу смысла жизни составляет структурная иерархия, система больших и малых смыслов.

Личностные качества самого человека могут способствовать или не способствовать эффективной деятельности в экстремальной ситуации. Экстраверты, ориентированные на внешние впечатления быстрее принимают решения, более организованные на свой внутренний мир. При возникновении кризисной ситуации, характеризуемой сильными, устрашающими раздражителями внимание экстравертов обращено во вне, на проблемную ситуацию. Это позволяет получать более полную, реальную информацию, более объективную, верную о сути ситуации. К тому же экстраверты характеризуются большей, чем у интровертов инициативностью, гибкостью поведения, повышенной двигательной и речевой активностью.

У интровертов внимание направлено на своё место и роль в ситуации, а не на её объективное восприятие и оценивание, к тому же они характеризуются пассивностью, затруднённостью адаптации, пониженной двигательной и речевой активностью.

Интерналы берут на себя ответственность за происходящее, не ждут посторонней помощи, а действуют. Более активно ищут информацию и более осведомлены о ситуации, а экстерналы не уверены в своих способностях, неуравновешенны, тревожны, стремятся отложить реализацию своих планов на неопределённый срок, а это не способствует принятию решения и организации деятельности.

Эмоциональная установка (6) - постоянство настроений, уверенность в себе, высокая сопротивляемость негативным событиям, всё это улучшает реагирование в кризисной ситуации. Эмоционально неустойчивые люди характеризуются низкой уверенностью в себе, высоким уровнем тревожности, раздражительностью, низкой сопротивляемостью негативным воздействиям. Высокая личностная тревожность – не только психодинамические особенности личности, но и прошлый опыт индивида, то, насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность.

Самооценка влияет на восприятие не только себя, но и жизненного события. Испытуемые с низкой самооценкой отказываются от инициативы, не уверены в себе, безразличны к окружающему, воспринимают негативное жизненное событие ещё хуже, чем это есть в реальности. Таким испытуемым негативные жизненные события казались более значимыми лично. (4)

Отношение к жизненному событию определяется ещё и мотивацией, ценностями и т.д. Люди, ориентированные на достижение успеха, активно включены в деятельность, выбирают соответствующие средства и предпочтительные действия, направленные на достижения поставленной цели, у них имеется ожидание успеха, для них характерна полная мобилизация всех своих ресурсов, сосредоточенность внимания на достижение цели. Те индивиды, которые мотивированы на избегание неудач, не уверены в себе, бояться критики, не верят в возможность успеха, не испытывают удовлетворения от деятельности, тяготятся ею, т.к. из-за ожидания неудач появляются негативные эмоциональные переживания, это так называемые «патологические неудачники».

Человек, потерявший работу, может быть любого возраста, социального статуса, образования. Но все безработные отличаются между собой разным отношением, разными взглядами на ту ситуацию, в которой они оказались. Они имеют разные представления о своих возможностях.

Подводя итог вышесказанному, для большинства ситуация безработицы может оказать разрушающее, травмирующее воздействие на психику человека, приводя к переживанию стресса, вызывает состояния фрустрации, агрессии, ведёт к потере смыслов общественной активности, распаду привычных социальных связей. В связи с этим в ряде случаев возникает психоэмоциональное напряжение, появляется раздражительность и тревожность. Изменения в эмоциональном фоне влекут за собой повышенную конфликтность с окружающими. Однако есть возможность и благоприятного исхода трудной ситуации при потере работы. Человек может переориентироваться в своей профессиональной сфере, в своей иерархии смыслов жизни, психологически быть готовым к жизненным изменениям и понимать, что многое зависит от него самого.

 

Литература

1. Амбрумова А.Г. Роль личности в проблеме суицида // Актуальные проблемы суицидологии: Труды Моск. НИИ психиатрии, 1981, т.92, с.35-49

2. Бозрикова Л.В., Водзинская В.В. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - М., 1979.

3. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1980, № 2

4. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования. // Психологический журнал, 1996, том 17, №3.

5. Донченко Е.А. Жизненная драма как социально-психологическое явление // Жизнь как творчество: социально-психологический анализ. - Киев, 1985

6. Ежегодник российского психологического общества. Психология и практика; том 4, выпуск 1; 3, Ярославль, МАПН, 1998.

7. Ежегодник российского психологического общества. Психология и практика; том 4, выпуск 3; 4, Ярославль, МАПН, 1998.

8. Козлов В.В. Интенсивные интегративные психотехнологии. Теория. Практика. Эксперимент. - М., МАПН, 1998.

9. Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников. // Вопросы психологии, 1995, № 5.

10. Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы. // Вопросы психологии, 1999, № 1.

11. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу. // Психологический журнал, 1992, т. 13, № 1.

12. Петров В.П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых. // Психологический журнал, 1993, т. 14, № 3.

13. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии, 1999, № 2.

Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.