|
О результатах предварительного исследования
Механизмов психологической защиты
У подростков
Романов А. (Иркутск)
В настоящее время остро стоит вопрос о коррекции девиантных проявлений в поведении подростков. Данная проблема является наиболее выраженной в условиях пенитенциарных учреждений, где отбывают наказание в виде лишения свободы подростки, совершившие различные правонарушения. В условиях воспитательных колоний становится наиболее выраженными некоторые поведенческие проявления, существование которых можно объяснить формированием некоторых патологических защитных механизмов, что объясняется спецификой среды. Выявление и объяснение обусловленности этих механизмов позволит выбрать нужное направление для коррекции некоторых негативных проявлений поведенческой сферы подростков-правонарушителей.
Научная новизна проблемы заключается в том, что выявление и описание в сравнительном плане структуры и механизмов психологической защиты у подростков-правонарушителей, воспитывающихся в условиях семьи и в условиях пенитенциарных учреждений до настоящего времени, насколько нам известно, не проводилось.
Гипотеза исследования. В формировании специфических механизмов психологической защиты у подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях, значительное влияние на характер, интенсивность и шаблоны поведенческих проявлений оказывают социальная среда и условия воспитания в пенитенциарных учреждениях.
Объект исследования. Механизмы психологической защиты.
Предмет исследования. Влияние условий содержания в пенитенциарных учреждениях на особенности формирования этих механизмов.
Цель. Изучение влияния особенностей социальной среды и условий воспитания в пенитенциарных учреждениях на формирование личностных и поведенческих механизмов психологической защиты у подростков, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Задачи исследования.
Выявление механизмов психологической защиты у лиц подросткового возраста.
Изучение механизмов психологической защиты у заключенных подростков.
Динамика формирования механизмов психологической защиты.
Изучение условий, определяющих формирование тех или иных механизмов психологической защиты, проявляющихся на личностном и поведенческом уровнях.
В этой статье я кратко расскажу о проведенном мной пилотажном исследовании механизмов психологической защиты среди подростков-правонарушителей, отбывающих наказание в виде лишения свободы (исследуемая группа) и среди школьников одной из общеобразовательных школ г. Иркутска, и о влиянии этих механизмов на процессы социализации.
Исследование проводилось на базе детской (воспитательной) колонии, находящейся в г. Ангарске, и на базе средней школы № 27 г. Иркутска. Объемы выборки составили: 12 человек исследуемая группа и 12 – контрольная. Средний возраст испытуемых – 16 лет. Данное количество испытуемых может быть недостаточно репрезентативным, чтобы делать глубокие выводы и статистические вычисления, но приблизительное представление о специфике защит и дальнейшем направлении работы получить можно.
Исследование проводилось с помощью психометрических и проективных тестов, объединенных в общий пакет эмпирически по принципу их «взаимодополняемости» и возможно более широкого охвата различных сторон и проявлений личностных свойств, могущих оказывать влияние, либо зависящих от особенностей функционирования психологических защитных механизмов. Использовались как компьютерные, так и «бумажные» тесты. Использовались следующие тесты: УНП, тест Томаса, шкала социального одобрения Марлоу-Крауна, цветовой тест Люшера, тест Розенцвейга, Hand-test, РАТ, рисунок человека, человека под дождем, несуществующего животного, а также специфический тест на исследование механизмов психологической защиты – LSI (Life Style Index). Выбор такого достаточно большого количества методик был обусловлен прежде всего тем, что это позволяет получить более объективные диагностические данные, и, кроме того, определить, какие результаты коррелируют между собой, чтобы сделать соответствующие выводы при «комплектовании» пакета психодиагностических методик для проведения дальнейшего исследования.
Полученные результаты сводились в общую таблицу по каждой группе испытуемых. Затем полученные данные статистически обрабатывались для последующего отбора из всех используемых методик наиболее диагностически значимых и ценных, а также для получения предварительных данных, которые могут быть использованы для дальнейшей работы, и которые я приведу ниже.
Здесь я остановлюсь на результатах, полученных при проведении обследования в обеих группах с помощью теста LSI, которые могут быть сведены в следующую таблицу:
Таблица 1.
Механизмы защиты
| Учащиеся средней школы n=12
| Воспитанники детской колонии n=12
| | x
| С. от.
| P
| x
| С. от.
| P
| t
| Подавление
| 3,25
| 1,66
| 32,5
| 6,00
| 1,35
| 55,0
| 4,46
| Регрессия
| 8,00
| 2,17
| 47,1
| 9,75
| 3,11
| 59,8
| 1,60
| Замещение
| 3,00
| 1,28
| 30,0
| 4,83
| 2,47
| 42,5
| 2,27
| Отрицание
| 8,08
| 2,27
| 73,5
| 7,17
| 1,75
| 64,9
| 1,10
| Проекция
| 7,92
| 2,54
| 66,0
| 8,33
| 3,42
| 69,2
| 0,33
| Компенсация
| 6,33
| 1,55
| 63,3
| 5,75
| 1,66
| 68,3
| 0,88
| Р. образов.
| 3,92
| 2,07
| 40,8
| 6,25
| 1,91
| 62,5
| 2,87
| Интеллект.
| 7,83
| 1,12
| 65,3
| 6,00
| 2,41
| 60,0
| 2,39
|
Рис. 1, рис. 2.
В таблице 1 приведены средние баллы по каждому защитному механизму в каждой группе испытуемых, стандартные отклонения, а также значения t-критерия Стьюдента для независимых выборок при p < 0,05.
Из данных, приведенных в таблице 1 и рис. 1, 2, видно, что показатели группы осужденных подростков значимо выше показателей их сверстников, обучающихся в массовой школе по 3-м защитам из 8 рассматриваемых, а именно, по подавлению, замещению и реактивному образованию, и лишь по интеллектуализации, которая является одним из наиболее зрелых и сложных защитных механизмов, показатели у учащихся значимо выше, чем у осужденных подростков. Думаю, данный факт можно объяснить большей степенью использования вербально-логического интеллекта, а также более выраженным стремлением сохранения собственной «Я-концепции» и необходимостью разрешения внутренних конфликтов.
Как мы можем увидеть, у подростков-правонарушителей преобладает использование более примитивных видов защит, характерных для относительно ранних этапов онтогенеза. Так, например, у человека с развитым и часто используемым замещением могут сформироваться реакции-заметители физических насильственных действий, которые являются прямой агрессией. Заместителем физической агрессии, в свою очередь, может быть ругань, иногда с использованием ненормативной лексики. Ведущей функцией подавления, как одной из самых неблагоприятных для полноценного развития человека психологических защит, является регуляция остро возникающего чувства страха, которое при неэффективном действии защиты легко преобразуется в сильно отрицательно заряженный аффект, формируя панические реакции. Обычно интенсивное использование подавления для блокирования чувства страха в более старшем возрасте проводит к гипертрофированному чувству опасности с проявлением инстинкта самосохранения. Увеличение показателей по реактивному образованию, которое затрагивает мотивационную систему человека, определяя прежде всего изменение потребностей, можно объяснить невозможностью удовлетворения тех или иных из них. В нашем конкретном случае мы можем наблюдать определенную выраженность тех или иных защитных механизмов (в исследуемой и контрольной группах) в зависимости от окружающих подростка социальных условий, что может рассматриваться как фактор адаптации.
Очевидно, что менее адаптированные индивиды, к которым можно причислить подростков-правонарушителей, используют некоторые защиты в большей степени, чем более адаптированные. «Это подтверждается результатами исследования групп шизофреников (США), средних подростков и правонарушителей (Россия) поскольку механизмы защиты есть способы искажения когнитивной и эмоциональной составляющих образа реальности, это отражается в поведении таких индивидов, сообщая ему защитный (девиантный, зависимый, патологический и т.п.) характер. Это приводит к конфликту с реальностью, к общественному неодобрению и разным формам взаимодействия со стороны общества. В результате реальность может стать для индивида еще более неприемлемой, что грозит внутренним конфликтом и ведет к дальнейшей патологии защитного функционирования… Показателен тот факт, что правонарушители используют выше нормы наиболее примитивные защиты, согласно рейтингам Вайллента и Плутчика. Это означает очень малую степень осознания и большую степень искажения определенных аспектов объективной реальности». (1).
Следует отметить, что полученные данные могут быть использованы для подготовки к более глубокому исследованию; оперирование ими для формулирования далеко идущих выводов с той или иной степенью вероятности не представляется возможным из-за их недостаточной репрезентативности.
Литература
1. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. – М.: АСТ, 1996.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|