Сделай Сам Свою Работу на 5

Мистерия кризиса – танец пяти форм.





Козлов В.В., ЯрГУ

 

Если ты дашь проявиться тому, что есть в тебе,

То, чему ты дашь проявиться, спасет тебя.

Если ты не даешь проявиться тому, что есть в тебе,

То, чему ты не даешь проявиться, разрушит тебя.

Евангелие от Фомы

 

После того, как мы написали огромное количество научных текстов по психологии кризиса, я подумал о том, что было бы неплохо забыть путаную научную терминологию, проблемы методологии, подходов, классификации и дать метафорическую картину развития кризиса.

В начале этой статьи у меня возникло желание нарисовать некий философско-экзистенциальный комикс о том, как происходит кризис. В конце концов – у любого значимого человеческого переживания одна и та же судьба – рождение, жизнь, смерть и возрождение. И каждый человек без всякого научного осмысления знает содержание личностного кризиса, на своей шкуре испытав глубину его трагизма и безумную силу.

Думаем ли мы о науке, когда вовлекаемся в круговерть возрастного или психодуховного кризиса.

Думаем ли мы о науке, когда теряем близких и вместе с ними свою целостность.

Думаем ли мы о науке, когда теряем смысл жизни или возможность любить.



Насколько показывает опыт – не думаем.

Именно поэтому мне хочется написать текст, больше похожий на миф о кризисе, но тот миф, который можно вспомнить, когда тебе тяжело. Я бы с большим удовольствием написал поэму или сказку о кризисе, которые были бы доступны каждому, кого захватывает его бушующий водоворот, но мне господь не дал дара описания на этих языках и потому – мистерия кризиса.

Путешествие в лоно кризиса можно разделить на пять основных этапов, неких форм существования, отличающиеся по смыслу и силе переживания: обыденная жизнь человека с его привычными заботами и функциями, зов, смерть-возрождение, урок, завершение кризиса и возвращение к обычной жизни с новыми качествами.

 

Обыденное существование

Первая форма является обжитым способом жизни для каждого из нас. Мы существуем в соответствии условностями общества, без сильных напряжений – «как все». Общественные убеждения, мораль и ограничения нами или принимаются безоговорочно, как вполне естественные или мы их нарушаем настолько, насколько их нарушают все. Каждый человек в России знает, что добропорядочный гражданин не должен нарушать законы и правила (налоговые законы, правила дорожного движения и др.). Мы их нарушаем настолько, насколько это нарушение является мерилом здравомыслия и настолько, насколько это делают все.



В науке эта стадия развития человека называется линейной. В силу простоты и понятности это обозначение является правильным. На этой стадии мы далеки от необычных вопросов и глобальных проблем, если, конечно, они не являются привычным способом структурирования пространства и времени. Обыденность, понятность, серость, наполненная иллюзиями – вот характеристики этой формы жизни. Из этой стадии перспективы жизни встроены в привычное мировосприятие, поняты, мы обладаем предельным знанием, что хорошо, что плохо, как надо поступать, как не надо, куда надо стремиться, куда не надо… Все знания, умения, навыки, которые мы приобретаем на этой стадии, являются выражением наших привычных тенденций, мотивов, целей, интересов.

На Востоке это состояние, эту обусловленность обозначают ослабленным, затуманенным состоянием сознания, санскарой или майей. Азиатское продвинутое мышление обозначает как захваченность иллюзиями, в европейской философии и психологии это описывается как всеобщий гипноз, транс консенсуса или стадный менталитет, который не замечается, поскольку разделяется всеми.

Не знаем мы тревог, ни радости, ни боли… а если они и присутствуют в нашей жизни, то не имеют шокирующей интенсивности: «Бог страдал и нам велел». Все хорошо настолько, насколько это социально допустимо. Все плохо настолько, насколько бывает у всех…



Я бы сказал, что на этой стадии ничего не происходит, даже если кто-то умирает или рождается – это происходит со всеми и не нарушает ритма жизни.

Для основной массы жизнь является нормальной в той степени, насколько она привычна и обыденна. Более того, человек предпринимает все возможные усилия для того, чтобы сохранить эту «нормальность». В некотором смысле мы спим и видим сон, который жизнью зовется, и тихо ненавидим тех, кто хочет разбудить нас.

Во многих культурах существовали в переломные моменты жизни, которые являлись для членов сообществ критическими, кризисными, определенные ритуалы перехода из одного статусного состояния в другое.

Например, существовали ритуалы инициации подростков во взрослое состояние. Перед ним молодых людей специально готовили к этому важному моменту в их жизни. Они овладевали основными производственными навыками, усваивали основные традиции и нормы поведения в обществе, знали наизусть необходимые заклинания, молитвы, ритуальные церемонии. После прохождения этого ритуала молодой человек, до сих пор неполноценный член общества, становился его полноценным членом.

Во многом кризисное состояние напоминает обряд инициации, т.е. посвящения личности в новые тайны жизни. Именно кризисы приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни, духовные пространства культуры. Кризис это не просто способ переведения личности в новое качество и более полноценного социального индивида, но и нечто большее.

Кризисное состояние является посвящением в ядерную смысловую структуру, приводящее к включению в сознание личности новых жизненных ценностей и таким образом становится действительным преображением индивида.

Кризисное состояние является испытанием на соответствие новой ситуации в материальном, социальном, духовном Я., новым социальным требованиям. Психологически кризисное состояние требует концентрации воедино всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Позитивная дезинтеграция происходят тогда, когда у личности имеются силы и навыки организации активности по преодолению испытания, а также когда она может и умеет собрать их в одно целое в данный момент. Для позитивной дезинтеграции необходимы навыки осознания, самоконтроля, саморегуляции.

Кризисное состояние всегда является лишением, фрустрацией. Кризис в некотором смысле является хирургическим вмешательством в структуру личности. Человек привыкает к определенной структуре своей жизни и идентификаций, которые в основном являются внешними по отношению к психической реальности – образ и состояние тела, пища, одежда, более или менее комфортные условия существования, счет в банке, автомобиль, жена, дети, социальный статус, смыслы и духовные ценности. Кризисное состояние лишает некоторых элементов внешней опоры и именно при этом вычленяет, что человеческого останется от человека, что у него останется внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только убрать внешнюю поддержку.

В психологии существует красивая метафора формирования «внутренней матери». При полноценном развитии ребенка у него формируется образ внутренней матери. Сначала есть реальная, “внешняя” мать, она любит ребенка, поддерживает, помогает, и ребенок знает, что всегда может к ней обратиться в трудную минуту, и она придет и поможет. И вот при правильном развитии у ребенка постепенно формируется образ внутренней матери. Он как бы вбирает в себя свою реальную мать и сам себе оказывает поддержку. Сначала мать оставляет после себя различные заместители (игрушки, например, которые напоминают ребенку о присутствии матери), затем постепенно формируется и внутренний образ матери. Мать свою любовь, свои навыки оказания помощи и правила принятия решения в трудную минуту оставляет ребенку. Так ребенок остается с матерью на всю жизнь.

А если такого образа у человека внутри нет, он будет все время цепляться за внешнее, искать поддержки и утешения вне себя.

Кризис всегда является вызовом для личности. Он является испытанием на укорененность, интроецированность каких-то важных установок личности.

Кризисное состояние это также и разрушение всего внешнего, неукорененного, всего, что сидит в человеке неглубоко. И одновременно - это проявление внутреннего, укорененного, действительно личного. Это разрушение внешнего и проявление внутреннего важно, прежде всего, для истинного созревания личности, становления Человеком. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, соприкосновение с истинной экзистенциальной глубиной человеческого существования.

Любой значимый шаг в развитии личности предполагает понимание своей ограниченности и выхода за свои пределы. Это не война всех против всех или бунт, предполагающий конфронтацию с социальными законами сосуществования и этическими нормами.

Это изменение места восприятия себя в жизни, смотрения на себя из-за пределов себя и честное признание своей ограниченности, иллюзий.

В конце концов, законом развития является то, что появляются какие предвестники изменений. Сперва незаметно, но затем все интенсивнее жизнь начинает указывать тебе, что то лоно, которое ты обжил, уже устарело или тесно ли от нее пахнет затхлостью. Слышишь ты, или не слышишь – зов к изменениям начинает заполнять пространство твоей жизни. И этот зов мы называем кризисом.

 

Зов.

Зов кризиса многолик.

Это может быть ломка устоявшихся представлений о своем теле и других частей материального Эго: болезнь, угроза смерти, потеря дома или денег. Это может быть шокирующее столкновение с болезнью, старостью или смертью, как это было с Буддой. Иногда не само лишение значимой части своего материального существования, а даже угроза этого лишения становится причиной кризиса, его зовом.

Часто зов может реализоваться через ломку привычных социальных отношений и отождествлений с ролями и статусами: потеря работы, измена жены, невозможность заработать деньги, лишение перспектив профессионального роста, развод, потеря детей, друзей, близких родственников… Зов тем сильнее, чем более значимых частей социального тела касается его сметающая сила.

Еще интенсивнее зов кризиса проявляется в духовных измерениях личности. Это может быть экзистенциальный кризис, ломающий все его привычные представления и убеждения. Иногда зов может прийти и как толчок изнутри: впечатляющее сновидение или видение, случайно кем-то оброненная фраза, отрывок из книги, либо как глубокий и искренний отклик на учение или учителя.

Зов может воплотиться в зловещие фигуры экзистенциальной тоски, чувства одиночества и отчужденности, абсурда человеческого существования, мучительного вопроса о смысле жизни. Духовный кризис может принять форму щемящей, как бы беспричинной божественной неудовлетворенности, лишающей смысла привычные интересы, малые и большие удовольствия жизни от секса, славы, власти, телесного наслаждения.

Не так важно, какую форму принимает зов кризиса. Важно, что он задевает самые важные струны личности, извлекая душераздирающий крик отчаяния, и показывает ограниченность возможностей Эго, привычного восприятия жизни и зовет человека к новым просторам развития.

Этот вызов ставит человека перед выбором:

идти вслед за зовом в непонятные и неизведанные области реальности, к новым территориям личности, сознания, деятельности, к новому качеству жизни;

не принимать вызова, как бы не замечать надвигающегося кризиса и глубже закрыться в привычном.

И в том, и в другом случае человек находится в ситуации кардинального выбора, который только при первом приближении кажется выражением свободы человека. Выбор не только высший дар. Часто он становится проклятием для рефлексирующего и сомневающегося человека. Именно в момент зова нужно вспомнить слова Ницше: «Созидающие – будьте тверды».

Зов – это послание судьбы о демиурговом предназначении человеческого духа.

Глухота к зову может обернуться для человека сожалением об упущенных возможностях, что все могло быть по-другому – лучше, сильнее, глубже, ярче…

И тот покой, выбранный в какой-то момент ради привычного дивана и лежания в сытой лености перед телевизором, может оказаться отравленным чувством нереализованности, никчемности, блеклости привычного существования.

Если вызов услышан, то, по большому счету, человека может ждать более незавидная судьба, чем привычная обыденность. Но таков путь мистерии кризиса – все пять форм осваиваются только воинами по духу или неистовыми в своей решимости пережить и стать другими.

 

Смерть и возрождение

Эта фаза является кульминационной в переживании кризиса. Опыт этой фазы заключается в безжалостном уничтожении важных прежних опор и основ в жизни человека. Эту форму мы можем обозначить как смерть прежней структуры, содержания Эго, его оценок, отношений. Смерть прежней структуры может являться следствием интенсивного физического переживания (сексуального, болевого, изменения образа я), эмоциональной катастрофы, интеллектуального поражения, морального крушения.

Но смерть Эго воспринимается не как исчезновение с его метафизическим страхом небытия, а качественное преобразование, уход от привычного восприятия мира, чувства общей неадекватности, необходимости сверхконтроля и доминирования. Смерть Эго - это процесс самоотречения. Эта форма нам раскрывается через переоценку всех ценностей, изменение целей жизни. На этой стадии многое из того, что казалось ценным, таковым больше не является. Многие важные смыслы «сдувает ветром перемен» и человек может с ними расстаться. Символизм смерти и возрождения на уровне индивидуального осознания вызывает к жизни манифестации мифологических аспектов разрушения и жертвенных персонажей.

Кризис это смерть прежней идентичности, уже не соответствующей задачам текущего этапа личностного развития. И в смерти возрождается новая ткань жизненности. Старый образ себя должен умереть, а из его пепла должна прорасти и раскрыться новая индивидуальность, более соответствующая эволюционной, материальной, социальной и духовной цели.

В новом, принятом качестве возникает чувство духовного освобождения, спасения и искупленности. Человек воспринимает глубинный смысл свободы, как состояния. Содержание этого этапа связано с непосредственным рождением новой личности. На этой стадии процесс борьбы за новые качества подходит к своему концу. Движение по передрягам кризиса достигает кульминации и за пиком боли, страдания и агрессивного напряжения следует катарсис, облегчение и наполнение жизни новыми смыслами.

Одновременно с этим, нужно учесть, эта фаза является не только стадией психобиологической или социально-психологической эволюции человека, но также реальным переживанием психодуховной эволюции. Этот этап кроме включенных в них индивидуальных личностных переживаний имеет выраженное архетипическое, мифологические, психодуховное, мистическое содержание, имеет отчетливо нуминозный характер и связан с глубокими экзистенциальными инсайтами, которые открывают всеобъемлющее единство за миром разделенности.

 

Урок.

Фаза урока требует от личности дисциплины и умения быть «учеником кризиса». Для нее очень существенен конструктивный опыт. За смертью и возрождением важен поиск новых целей, стратегий жизни, новых ценностей. Нахождение их может стать прорывом, который круто меняет восприятие мира. Это могут быть новые социальные проекты, прозрения, касающиеся экзистенциальных смыслов существования, понимание своего места в обществе и своей миссии. В духовном пространстве это может выражаться в просветлении, саттори, освобождении, единении с Богом, или в чувстве необычной легкости и простоты жизни.

В период осознания и прояснения перспектив в новом качестве люди особенно чувствительны к помощи. Привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, и человек становится более открытым для внешних влияний. Минимальное усилие в этот период часто может дать максимальный эффект, и соответствующим образом направленная небольшая помощь может улучшить ситуацию эффективнее, чем более интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости.

За счет опыта кризиса в этой фазе у личности появляются новые механизмы разрешения конфликта и развиваются новые адаптивные способы, которые помогут человеку в будущем более эффективно справиться с такой же или подобной ситуацией.

 

Завершение.

Когда кризис завершен, человек становится «умудренным опытом». Я предельно уверен, что личность не может пробрести качество мудрости в обыденности. Учитель рождается в горниле кризиса. Более того – любая стоящая личность формируется только через опыт кризиса.

Собственно – кризис закончился. Во внутреннем пространстве уже есть ясность понимания и «соль жизни на твоих ладонях».

Но внутренняя ясность недостаточна для полного завершения. Кризис имеет завершенность только в том случае, когда его опыт проявляется в возвращении в привычный социум и служении другим людям.

Ценность людей, которые прожили глубокий кризис, чрезвычайно велика не только для духовной, но и социальной, материальной жизни общества. Есть мудрая поговорка «За одного битого двух небитых дает». Часто опыт переживания личностного кризиса имеет такое качество, что является бесценным даром прозрения для сотен тысяч людей. Для многих людей моего поколения опыт Павки Корчагина был образцом преодоления трудностей. И сейчас, когда многие акценты оценок сместились, я чувствую его героический дух воина еще и потому, что он смог преодолеть эгоцентрические мотивы и для него потребность служить обществу была основной и непреодолимой.

Прохождение кризиса может быть и менее драматичным. Многие переживают кризис, но немногие достигают мудрости. Не всегда кризис вплетает в себя все пять форм в пиковой интенсивности. Мы переживаем в своей жизни много кризисов. Они похожи на серии кругов, подобно спирали, в которой личность возвращается снова и снова к своей обыденности, но каждый раз достигая более высокой перспективы, если конечно, какой-то из кризисов не приведет полному уничтожению личности и невозможности возврата в привычное лоно жизни.

 

Какое же значение имеет для нас этот время от времени повторяющийся опыт агонии эго, который мы обозначаем как личностный кризис?

Для меня ясно, что кризисы являются эволюционным вызовом. Это последний механизм селекции наиболее мощных и сильных личностей в борьбе социального выживания. Это мощное, извечное переживание, испытание которого приводит к предельной эффективности человека как носителя человеческого. Мы можем вспомнить в связи с этим Лао-Цзы, Будду, Махавиру, Бодхдхарму, Христа и тысячи других имен, для которых кризис стал горнилом нового понимания жизни.

Ко многим кризис приходит непрошеным гостем. Но это ситуация является именно тем зовом, который ты можешь услышать и следовать за ним.

Кризис представляет собой сакральный процесс, скрытый в человеческой психике и таящий в себе эволюционный потенциал.

Именно он может привести к реконструкции психики, личности и сознания того порядка, который эволюционно необходим для человека и человечества.

И потому – да здравствует кризис и возможность пережить его мистерию во всех пяти формах.

Именно он рождает личность менее конфликтную, свободную от прошлого, менее привязанную к своим обусловленностям и к стадной ментальности, более здоровую и целостную.

 

Технологии деятельности

общественной организации Ярославской области "Социум" в области реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Албегова И.Ф.

 

В нынешнем веке ни одна страна в мире не отправила в тюрьму такую огромную часть населения, как Россия. Каждый четвертый взрослый мужчина в нашей стране - бывший заключенный.

Российская Федерация занимает первое место в мире по относительному количеству лиц, находящихся в следственных изоляторах и местах лишения свободы.

По словам министра юстиции в настоящее время численность заключенных составляет 1,1 млн. человек, еще 700 тысяч отбывают наказание в иной форме. Можно ли "обустроить" Россию при таком количестве мужчин, приученных к лагерному образу жизни? Они, уже не способные принимать самостоятельные решения, заботиться о себе, становятся инвалидами, выходят на волю с покалеченной психикой, утраченным здоровьем. Миллионы российских семей на время или навсегда теряют кормильца.

В российских тюрьмах и колониях возникает, распространяется и выплескивается на волю новая страшная болезнь - множественно лекартсвенно-устойчивая форма туберкулеза (МЛУ ТБ). Это практически неизлечимая болезнь, которая страшнее СПИДа и рака. Всемирная организация здравоохранения ООН объявила МЛУ главным инфекционным заболеванием XXI века, а Россию - основным источником возникновения и распространения этой смертельной болезни.

Численность тюремного населения, то есть лиц, находящихся в ИВС, СИЗО, колониях, собственно тюрьмах, имеет важное, как ни странно, политическое, экономическое и криминогенное значение.

Политическое - потому что выражает отношение власти к гражданам; вследствие изоляции людей от общества оно определенным образом стратифицируются; численность тюремного населения влияет и на распределение власти среди ведомств, поставляющих заключенных и располагающих ими.

Экономическое - так как с изменением численности тюремного населения уменьшается или увеличивается нагрузка на федеральный и отчасти местный бюджеты, изменяется уровень тайных доходов лиц, проносящих в места заключения наркотики, спиртные напитки, записки с воли, расцветают либо хиреют окружающие "зону" поселки.

Криминологическое - поскольку люди, подвергающиеся предварительному заключению или лишению свободы, приобретают и обогащают криминальный опыт, а по освобождении с трудом поддаются ресоциализации, в результате чего по склонности или, чаще, вынужденно применяют полученные навыки и совершают новые преступления.

В связи с этим объективно встала проблема реформирования уголовно-исправительной системы России. Была разработана Концепция реформирования УИС Министерства юстиции Российской Федерации (на период до 2005 года).[1] В ней говорится, что "уголовно-исправительная система (далее УИС) МЮ РФ является составной частью системы правоохранительных органов России и представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, обеспечивающих содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, и включает комплекс государственно-правовых, социально-экономических и психолого-педагогических институтов".[2] В состав УИС входят 985 учреждений, в составе которых 731 исправительная колония, 191 следственных изоляторов и тюрем, и 63 воспитательные колонии.[3]

Состав осужденных отличается повышенной криминогенностью. Практически каждый четвертый осужден за умышленное убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый - за разбойное нападение, грабеж, изнасилование. Из числа отбывающих наказание более 30 тысяч находятся на принудительном лечении от наркомании и алкоголизма, почти треть имеет различные отклонения в психике. Около 60% осужденных судимы неоднократно. Увеличивается число лиц, осужденных за бандитизм и участие в других организованных формированиях преступного мира, нарастает агрессивность со стороны осужденных и других криминогенных элементов в отношении персонала уголовно-исполнительной системы.[4]

Существующие проблемы в деятельности УИС, неблагоприятный прогноз преступности в стране и необходимость усиления гарантий обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, заключенных под стражу, определяют основные направления реформирования УИС России.

Основные направления реформирования УИС включают совершенствование организации управления организациями и органами, исполняющими наказания; совершенствование законодательной базы деятельности УИС, социальную защиту персонала; более четкую организацию исполнения наказания в виде лишения свободы (совершенствование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, воспитательная работа с осужденными, формы и методы привлечения осужденных к труду, производственно-хозяйственной деятельности, учет особенностей исполнения наказания в отношении женщин и несовершеннолетних, развитие исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, не связанных с изоляцией осужденного от общества); более четкую организацию содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Реформа УИС предполагает так же развитие науки, взаимодействие с органами внутренних дел и другими правоохранительными органами в борьбе с преступностью, международное сотрудничество.

Особое место в реформе УИС уделяется работе с общественными объединениями, организациями, религиозными конфессиями и средствами массовой информации.

В частности в Концепции реформы УИС говорится, что необходимо "обеспечить развитие взаимодействия с общественными формированиями (в том числе с правозащитными организациями и благотворительными фондами) по направлениям деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания. Поддерживать общественные объединения, оказывающие помощь УИС в решении ее задач. Активно участвовать в создании нормативной базы, определяющей взаимодействие учреждений УИС и общественных организаций, в том числе в части контроля общественности за деятельностью УИС".[5]

Надо отметить, что общественным организациям, как институтам гражданского общества, в реализации реформы УИС принадлежит особая роль.

Так, в Ярославской области первой и единственной правозащитной общественной организацией, по собственной инициативе идущей на сотрудничество с пенитенциарной системой и желающей внести свой вклад в ее реформирование, является ООЯО "Социум".

Определяя основные направления своей деятельности в области реформирования уголовно-исправительной системы, члены организации понимают ее сложность, многоаспектность и специфику, что определяется следующими объективными и субъективными причинами, условиями и факторами:

· определенной новизной этой деятельности для НКО;

· сама деятельность должна осуществляться как в закрытых и изолированных социальных учреждениях (ИВС, СИЗО, ИУ), так и вне них:

· ее объектами являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью, отличающиеся друг от друга их уровнем, полом, возрастом, социальным происхождением, сроками заключения и, как следствие, особенностями состояния психики, поведения, потребностями, способностями и т.д.;

· она всегда проводится в обстановке антагонизма противостоящих этико-правовых концепций, обусловленных менталитетом "тюремного персонала" и менталитетом "тюремного мира (населения)";

· она проходит в условиях исполнения уголовного наказания;

· она не прекращается с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру, интеграции в новый для него социум;

· она не может проводиться автономно, без активного участия администраций учреждений, их попечительских Советов, государственных органов социальной защиты, образования, здравоохранения, занятости, а также других общественных организаций;

· она имеет свои особенности в отдельных регионах России, что связано с их географическим и экономико-политическим положением, исторически сложившимися традициями, что определяет количество учреждений уголовно-исправительной системы, их плотность, число тюремного населения, его характер и т.д. и т.п.;

· эта деятельность характеризуется и определенной спецификой ее проведения в отдельных ИВС, СИЗО и ИУ, что также связано с рядом объективных и субъективных причин, факторов и условий.

К ним можно отнести степень отдаленности закрытых учреждений от населенных пунктов, количество и состав тюремного населения в них, открытость и готовность администраций учреждений к социальным изменениям, их демократичность, методы и способы воздействий на своих подопечных, наличие или отсутствие попечительских Советов, степень их активности и осуществляемые направления деятельности, понимание как заключенными, так и персоналом учреждений необходимости реформы уголовно-исправительной системы, места и роли в этом процессе общественных организаций и т.д.

Все перечисленное объективно заставляет членов любой общественной организации или инициативной группы, прежде чем начать заниматься данным видом деятельности, реально и объективно оценить свои потенциальные возможности. Ясно, что данное обстоятельство отнюдь не способствует росту числа организаций на местах, участвующих в реформировании уголовно-исправительной системы. Хотя, в каждом регионе есть одна (реже две) организация, созданная либо по инициативе самих бывших уголовно наказуемых и отстаивающих их права, либо созданная по указанию местного УИН.

Так, в Ярославской области к организациям первого типа относится созданный еще в 1992 году Фонд социальной защиты и поддержки прав граждан, отбывших уголовное наказание и находящихся в ИТК "Тюрьма и жизнь" (руководитель Сибрин В.В.). Эта организация в основном занимается гуманитарной помощью, для чего осуществляет торгово-закупочную деятельность, т.е. по сути она есть коммерческая организация, целью которой является извлечение прибыли.

Примером организации второго типа является зарегистрированная 1 марта 2000 года Ярославская региональная общественная организация по содействию в социальной адаптации и реабилитации граждан, освободившихся из пенитенциарной системы "Рубеж".

Общественная организация Ярославской области "Социум", естественно, не относится ни к первому, ни ко второму типу. К участию в реформировании уголовно-исправительной системы она подошла логично, расширяя сферу своих интересов и клиентов. Члены организации уже имели достаточный опыт работы с различными категориями слабозащищенных граждан (подростки, дети, беженцы, пожилые, безработные, бомжи). Они прекрасно понимали всю сложность новых задач и объективно оценивали свои ресурсы.

Деятельность ООЯО "Социум" по реформированию уголовно-исправительной системы распространяется только на Ярославскую область, где существуют 2 СИЗО (г.Ярославль, г.Рыбинск), изолятор временного содержания УВД Ярославской области ( г.Ярославль), шесть ИУ (по два в г.Ярославле, г.Рыбинске, г.Угличе). В них содержится 12 тысяч человек, 30% которых из-за отсутствия заказов не имеют работы. Систематическая нехватка денежных средств, привела практически во всех СИЗО и ИУ к стойкому дефициту питания, вещевого довольствия, моющих и дезинфицирующих средств. На фоне сложившейся ситуации серьезной проблемой стало и оказание социально-психологической, духовно-культурной и правовой помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы.

"Существующие проблемы в деятельности УИС, неблагоприятный прогноз преступности в стране и необходимость усиления гарантий обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, заключенных под стражу, определяют основные направления реформирования УИС".[6]

Предвосхищая решение ряда задач реформирования УИС в Ярославской области, члены ООЯО "Социум", начиная с 1999 года разрабатывают и реализуют ряд социально значимых программ и проектов. Среди них :

проект "Доброта спасет мир", 1999 г., прошел слушания в Калифорнийской тюрьме г.Сан-Диего, получил высокую оценку, отзыв на проект имеется в библиотеке Конгресса США, участвовал в конкурсе проектов ИОО. Суть проекта - создание комплексной, постоянно действующей системы оказания социально-психологической, духовно-культурной и правовой помощи лицам, находящимся в исправительных учреждениях Ярославской области и не имеющим социальной поддержки со стороны родных и близких;

проект "Взаимодействие и сотрудничество", 2000 год, участвовал в конкурсе проектов ИОО. Сутью проекта является разработка, апробация и внедрение модели комплексной психо-социальной и юридической помощи освобождающимся гражданам, оказание содействия в их реабилитации и ресоциализации;

проект "Возвращение", 2000 год, участвовал в конкурсе проектов фонда "Международная тюремная реформа". Цель проекта - создание в учреждении ЮН - 83/2 при активном содействии попечительского Совета и общественных организаций эффективной, постоянно действующей системы социально-психологической ресоциализации осужденных и реадаптации освобождающихся, а также системы психологической поддержки персонала учреждения.

По сути, члены ООЯО "Социум" решают одну из задач запланированного реформирования УИС в Ярославской области, содержание которой "способствовать поддержанию и укреплению связей между осужденными и их родственниками, общественными, религиозными и иными организациями в духовно-нравственном воспитании осужденных и включении их в правозащитную жизнь общества после освобождения".[7]

Технологии их деятельности отличаются комплексностью, многоаспектностью, целеустремленностью и адресностью.

В частности, проект "Возвращение" является попыткой создания определенной модели социально-психологической ресоциализации осужденных и реадаптации освобождающихся, а также системы психологической поддержки персонала в конкретном ИУ.

Инициатива его создания была выдвинута еще в 1998 году. Выбор учреждения был осуществлен при непосредственном участии бывшего начальника учреждения ЮН -83/2, директора Рыбинского центра занятости и нынешнего председателя попечительского Совета учреждения ЮН - 83/2 Сафонова В.А. Он же стал активным участником проекта, одним из его основных исполнителей.

В основу концепции проекта была положена идея о необходимости проведения социальной работы непосредственно в учреждении. При этом ее объектами должны стать все его обитатели: как заключенные, так и персонал. Инициатором и основным исполнителем проекта планировалась общественная организация Ярославской области "Социум". Уже в марте 2000 г. основные идеи проекта были представлены на региональной научно-практической конференции "Влияние общественных организаций на развитие взаимодействия личности и общества".[8]

В апреле 2000 г. президент ООЯО "Социум" Албегова И.Ф. встретилась с заместителем начальника учреждения ЮН - 83/2 по воспитательной работе Скобцевым С.И. и обсудила с ним основные направления совместной деятельности.

В этом же месяце члены организации (Албегова И.Ф., Комаров П.В.) посетили учреждение ЮН - 83/2, где приняли участие в презентации Рыбинского филиала Современного Московского Гуманитарного Университета, начавшего подготовку по специальности "менеджмент" из числа осужденных. Албегова И.Ф. выступила перед заключенными с приветственным словом, рассказала о возможности реализации проекта "Возвращение" в учреждении и его сути. Затем совместно с ректором учебного заведения Шабатиным И.И. был намечен план совместной работы в учреждении ЮН - 83/2. В частности предполагалось, что некоторые члены ООЯО "Социум", являясь преподавателями высших учебных заведений г.Ярославля, будут проводить учебные занятия по дисциплинам специальности "менеджмент".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.