Сделай Сам Свою Работу на 5

Остриков П.В. (Новосибирск)





 

Одна из проблем, на которую хотелось бы обратить внимание ведущих тренинги личностного роста, это проблема распада семейных пар после различных тренингов. Практически по проводимым нами опросам после тренингов погружения распадается от 10 до 40 процентов браков. Какими же могут быть причины этого явления?

Вопросы, поднимаемые нами следующие:

1. Какими могут быть причины распада семейных пар после тренингов?

2. Каким должно быть отношение к этому явлению со стороны практикующего психолога?

3. Какие шаги можно предпринять ведущему тренинги для профилактики этого явления, если это имеет смысл?

Итак, бесспорным фактом является то, что после прохождения тренингов личностного роста личность, её взгляды на жизнь, цели и ценности, круг общения и интересы порой категорически меняются. Так, бизнесмен становится на путь целителя, посредственный учёный блестяще защищает диссертацию, женщина, страдающая от мужа—тирана, находит силы противостоять ему и открыть своё дело в бизнесе. Т.е., можно сказать, что сила личности при интеграции различных, ранее отрицаемых или скрытых аспектов, возрастает. И это, безусловно, является положительно оцениваемым фактом.



В чём же причина распада брака? Оценивая происходящие изменения с точки взгляда на личность по К. Уилберу и нашей концепции, как на двойственную структуру Я и НЕ-Я, на ЭГО и ТЕНЬ, можно отметить, что при развитии личности развивается Я или ЭГО за счёт интеграции ТЕНИ, за счёт присоединения того, что ранее отрицалось или подавлялось. Таким образом, ЭГО становится сильнее и более жизнеспособным, проходя этап положительной дезинтеграции. Однако, по всей видимости, способности к интегративным изменениям проявляются далеко не до конца. И в этом смысле личность, претерпев некоторые, возможно, достаточно радикальные изменения, просто выстраивает новые границы и укрепляет их. С одной стороны, это совершенно нормально, т. к. без способности удержать вновь приобретённые территории развитие бессмысленно. С другой стороны, установив новые, пусть расширенные границы, мы вновь оказываемся в клетке, даже если успели покрыть её прутья золотой пыльцой.



С нашей точки зрения, вопрос распада семей после тренингов не может рассматриваться без прикосновения к коллективно-бессознательным энергиям архетипов. Архетиповая символика брака интересна и многообразна. Это не только Святое семейство, состоящее из Марии, Иосифа и младенца Иисуса и пронизанное радостью и счастьем, известное нам из Нового Завета, или Филемон и Бавкида, прошедшие всю жизнь в любви и согласии. Это и другие примеры, такие, как Зевс и Гера, отношения которых имели совсем иную окраску. Громовержец был весьма любвеобилен и похождениями «на стороне» часто навлекал на себя гнев своей божественной супруги. Однажды Гера с помощью Афины и Посейдона приковала Зевса к скале, и он был вынужден просить обитателей Тартара о помощи. В свою очередь Зевс подвесил Геру за запястья к небесному своду и привязал к её ногам наковальню, чтобы усугубить страдания своей жены. Известны и другие злоключения божественной пары, в которых измены супругов перемежались с яростью мщения.

Геракл и Деянира – пример другой супружеской пары из мифологии древних греков. Возвращаясь после победы над Эвритом домой, Геракл вознамерился взять в жёны его дочь – прекрасную Иолу, будучи уже женатым на Деянире. Супруга героя, стремясь вернуть утраченную любовь к себе своего мужа, послала ему в подарок плащ, пропитанный приворотным зельем, которым её снабдил когда-то кентавр Несс, убитый Гераклом за попытку украсть его жену. Но зелье оказалось смертельным ядом лернейской гидры и Геракл умер в муках, а Дионира, узнав об этом, покончила с собой.

Ещё более драматическая история – брак царя Фракии Терея и Прокны – дочери царя Афин Пандиона, которая родила Терею сына и впереди, казалось бы, супругов ожидало счастье. Но Тесей воспылал страстью к сестре Прокны - Филомеле и обманом заманил её в ловушку, а, когда девушка, отказав ему в любви, пригрозила гневом богов – разъяренный царь вырезал ей язык. Только через год неволи Филомеле удалось сообщить своей сестре о злодеянии её мужа. И Прокна страшно отомстила своему супругу за издевательства над сестрой, убив своего сына и приготовив из него трапезу Терею.



И в русских сказках редко удаётся встретить примеры счастливых семейных пар, доживших до глубокой старости. Чаще это образ Всем-Недовольной-Ворчливой-Старухи и её Забитого-Покорного-Старика. Таковы персонажи «Сказки о Рыбаке и Рыбке», сказка «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка» и др.

И современное общество имеет массу примеров, которые будучи схожими с вышеописанными, воспеты в частушках и анекдотах. Как правило, в них присутствуют алкоголик-муж и сварливая тёща, мегера-жена и бестолковый любовник. Или, когда мы слышим «муж возвращается из командировки…», то сразу ясно, в каком ключе последует продолжение и что это не рассказ об идеальных супружеских отношениях. Поэтому возникает закономерный вопрос – ради чего заключается брак? Если в нём присутствует не только любовь, но и ненависть, зло, коварство, предательство, измена, то не лучше ли избежать прибавления этих страданий к другим, которых и так хватает в избытке?

В настоящее время у современного человека сформирован совершенно своеобразный взгляд на супружество — идеальный брак должен быть непременно счастливым. Молодожёнам традиционно желают прожить в любви, согласии и счастье всю жизнь, жить-поживать, добра наживать. Но счастье в браке — это лишь один из его многообразных аспектов. И, если мы ставим целью брака — создание тихого счастливого семейного гнёздышка, то многие другие его аспекты безнадёжно отрицаются.

Почему же это происходит? Весьма вероятно, что причиной существующей «установки» на счастье в браке является христианство, проникающее своими корнями достаточно глубоко в структуру ценностей каждой личности. Ведь даже человек, далеко не считающий себя христианином, имеет привычку делить вещи на хорошие и плохие, негативные и позитивные, добро и зло, стремиться к жизни и бояться смерти.

В дохристианский период смерть и страдания считались столь же равноправными явлениями, как жизнь и радость. И в древней Греции, и в шаманской культуре были кровавые обряды и жертвоприношения богам, бои гладиаторов и путешествия в нижние миры, где духи разрывали на части шамана и выпивали его кровь.

В период установления христианства произошло категорическое деление мира на светлые силы добра и темные зла. Тёмная сторона стала запретной, гонимой, табуированной и уничтожаемой. В соответствии с этим образ Бога-Отца был приравнен к идеалу добра и любви, а из его разрушительного аспекта смерти и ненависти был создан Сатана. Таким образом, Универсум был поделен надвое, и в соответствии с этой двойственностью стали разворачиваться события. Охота на ведьм, крестовые походы за веру Господню озаряли кострами инквизиции мрачное время средневековья. Категорически отрицая существование в себе полярной противоположности и болезненно переживая этот раскол, служители церкви с завидным рвением использовали власть и насилие в самых изощрённых и дьявольских манерах. Все принципы существования, данные в заветах и проповедуемые церковниками ими же самими, грубо и категорически нарушались. «Не убий»- и тысячи голов, снесенные мечами крестоносцев за веру Господню, котились на землю. «Возлюби врага своего, как самого себя»- и кости иноверцев и отступников, а то и просто оклеветанных, трещали, а жилы лопались под ломом палача на колесе пытки. «Не прелюбодействуй»- и только диву даешься, сколь изобретательны были светила духовенства в распутстве и пороке.

Уничтожение ведьм, борьба со злом в этом смысле могут пониматься с позиции расщеплённости соответствующих пар архетипов и попытки интегрировать их применением власти, тиранией. А владение жизнью и смертью человека, женщины, ведьмы — как не высшее проявление власти? Поэтому основным мифом того времени была борьба с дьяволом, ведьмами, Тенью, борьба смертельная и беспощадная.

И нельзя не отметить, что в определённой степени это было закономерностью. Развитие происходит при дроблении целого на части и последующей специализации. Если бы не было этого процесса, современный человек, не утратив единства с природой и считая себя её единицей, продолжал бы жить в пещерах, и развития бы не было. Трудности в другом. Выбрав путь специализации и разделения, мы сожгли мосты, связывающие нас с первоосновой, с корнями так, как было бы. Если бы ветка дерева, вообразив себя отдельно живущей единицей, отпилила бы сама себя.

Отношение к браку тоже было особое: «…брак позволяется во избежание блудодеяния, соединённые браком уже не должны совокупляться между собой без всякой неумеренности, но целомудренно!» (Протоирей Михаил Труханов. 1997 г.). В основе идеального брака находилось то же стремление к добру и отрицание тёмной стороны. Но, как говорится, слова из песни не выкинешь. И Тень нет-нет да и заявляет о себе разрушительным гневом, злостью, чувством безнадёжного непонимания и обиды. И, чем глубже партнёры познают друг друга, сближаясь, тем чётче вырисовывается аспект Тени каждого из них. Что же происходит, когда Эго сталкивается с Тенью партнёра? Страх, подозрение, чувство обманутости. Юноша и девушка, выбирая друг друга в порыве чистом и трепетном, в спутники жизни и сознательно, желая пройти рука об руку этот путь, редко догадываются о том, что на самом деле им уготовила судьба. А ведь Тенями этих нежных архетипов любви и преданности являются неряшливый Бродяга-развратник и циничная Проститутка. И, вне сомнения, когда-то произойдёт встреча фасада каждого из пары с тенью партнёра. Женщина, берущая в мужья доброго, отзывчивого и ласкового мужчину, умелого хозяина, вдруг обнаруживает стоящую за этой маской добропорядочности Тень разрушителя, пьяницы-Людоеда. Мужчина, берущий в жёны самостоятельную и ответственную женщину, через некоторое время обнаруживает себя под каблуком властной Амазонки. Рыцарь оказывается Убийцей, а очаровательная и таинственная незнакомка—Ведьмой. И дело не в том, что нас обманули, поманив светом, просто мы не думали о том, что чем ярче свет, тем резче тень. И всё, что мы имеем сейчас, уже было в человеке. Более того, всё это есть в нас самих. И в этом смысле применение власти, насилия, желание поставить человека «на место», заменить его другим, добиться определённости разводом ни к чему не приводят, вернее, не приводят к изменению нас самих, к внутреннему росту и мы опять с обидным постоянством снова наступаем на те же самые грабли просто потому, что одно из зеркал, отражающих нашу перекошенную маску, мы пытаемся разбить и забываем о глубокомысленной пословице: «неча на зеркало пенять, коли рожа крива». И затем мы заходим на второй или третий круг в поиске благополучия в очередной попытке заключения брака.

Если рассматривать брак, как возможность тихого счастья, где царит мир, покой и взаимопонимание, то следует признать, что эта идеальная модель может возникнуть только тогда, когда оба партнёра, пройдя каждый свой и общий пути развития, сумела интегрировать все теневые стороны НЕ-Я не только свои, но и партнёра. Поэтому правильнее было бы рассматривать брак так, как предлагает немецкий психолог—юнгенианец Адольф Гуггенбюль—Крейг: «брак – это отнюдь не гармонический союз, но является вместе с тем плацдармом индивидуации, поскольку супруги помогают друг другу познать мир, добро и зло, высокое и низкое, одним словом – бытиё». Таким образом, разрывая брачный союз по причинам недовольства друг другом, взаимонепониманию и т.д., супруги лишают каждый себя этой помощи и возможности познать это бытиё и мир, продолжая жить и действовать по самому глубокому шаблону его познавания — разделения и отделения.

Поэтому причина распадения семейного союза может быть именно в этом. Тем более что пока в семье царит мир и покой, семейные пары к психологу не обращаются. Если же при недовольстве семейными отношениями один из членов пары проходит тренинг, усиливая таким образом ЭГО, то и решимости сделать шаг и разорвать отношения прибавляется. Конечно, это тоже может быть выходом, если пути развития партнёров противоположны, но, однако, стоит вспомнить то, что, в конце концов, все пути ведут к Единому.

Поэтому ответ на второй вопрос—какими должны быть отношения у практикующего психолога к распаду семейных пар после того, как один из супругов прошёл тренинг — по-нашему мнению однозначен. В этом случае необходимо признать, что в работе психолога, при условии повторяемости вышеуказанной ситуации, имеются явные недоработки и необходимо обратить самое серьёзное внимание на то, какими становятся способности к развитию и интеграции у участников тренингов. В этом есть совершенно определённый смысл, т. к. без этого полноценное развития семьи и каждого из её членов невозможно.

Какие же конкретно шаги можно предпринять ведущему тренинги для профилактики этого явления?

Во-первых, необходимо заметить, что одна из рекомендаций — ничего не предпринимать в течение месяца, а то и трёх после семинаров, должна объясняться, на наш взгляд, более подробно и, в первую очередь, с позиции сохранения семьи и важности этого шага для дальнейшего развития.

Во-вторых, главной целью тренингов, на наш взгляд, должен быть не сам личностный рост, как явление, происходящее на тренингах, что иногда служит причиной того, что некоторые клиенты становятся завсегдатаями этих тренингов. Главной целью должно быть развитие СПОСОБНОСТЕЙ к интегративным изменениям и личностному росту.

В связи с этим при ответе на вопрос — что же именно должно быть интегрировано? В структуре личностных уровней, описанных К. Уилбером, на наш взгляд, можно было бы в уровне единства с Вселенной обозначить место семье и браку, как одному из её слоёв, обойти который невозможно.

В-третьих, одним из шагов может быть проведение контекстуальных тренингов, на которых участники могли бы получить определённые навыки для интегрирования негативных сторон своей личности и личности партнёра.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.