Задачи социальной работы на грани веков.
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
Ярославский государственный университет
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Выпуск 6.
Под редакцией Владимира Козлова
Ярославль, 2001
ББК 88.4 + 53.57
УДК 159.99
Сборник издается по решению кафедры социальных технологий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.
Психотехнологии в социальной работе. Вып.5./Сб. под ред. Козлова В.В.– Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2001 – с.
Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии.
Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы.
Ó Козлов В.В., 2001
СОДЕРЖАНИЕ
Задачи социальной работы на грани веков………..
Козлов В.В.,
Мистерия кризиса – танец пяти форм……………...
Албегова И.Ф.
Технологии деятельности общественной организации Ярославской области "Социум" в области реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Ваганова О.
Психологические особенности социально-экономического статуса безработных по сравнению с предпринимателями.
Василевская И.В.
Влияние насилия в семье на становление
личности ребенка…………………………………….
Вихренко Н.
Установки к семье в студенческой среде…………..
Воронина Е.Н.
Манипуляция сознанием как актуальная
проблема современности………….…………….…..
Демчук И.В.
Я-концепция выпускника по специальности «социальная работа» и эффективность его адаптации в профессиональной деятельности…….
Киселев Ю.
Влияние интенсивных интегративных психотехнологий на структуру психического состояния личности………………………………….
Клименко Т.В.
Многомерность проявления феноменологии РСС….
Козлов В.В., Остриков П.В.
Психологические и мифологические аспекты брака………………………………………………....
Козлов В.В., Сукманюк А.Н.
Внутриличностный конфликт и стратегии
его разрешения………………………………………
Крылова О.Л.
Потеря работы как кризис личности………………
Мелешонкова И.Н.
Возможности профессиональной самореализации выпускников школы…………………………………
Назаров О. Ю.
Алкогольная зависимость как биопсихосоциальная проблема…………………….
Нелидова А.А.
Наркоман-вина родителей………………….………
Остриков П.В.
Духовность и брак…………………………..………
Пастухова Л.А.
Влияние фактора запланированности беременности на некоторые эмоционально-личностные особенности детей 4-6 лет…………………………………………………..
Романов А.
О результатах предварительного исследования механизмов психологической защиты у подростков……………………..
Руковишникова Е.
Сексуальное насилие над детьми…………………..
Рушас В.И.
Биоэнергетические аспекты психоэмоциональных нарушений……………………………………………
Рушас В.И.
Психодуховные практики в групповой работе с клиентами………………………………………….…
Сукманюк А.Н.
Внутриличностный конфликт и когнитивный стиль личности………………………………………
Терентьева Т.Б.
Влияние акцентуаций характера на подростковый кризис………………………………………………...
Ходжаев А.В.
Эгоцентрическая речь (трансперсональный аспект ).
Черничкина В.А.
Социально-психологические проблемы инвалидов…………………………………………….
Задачи социальной работы на грани веков.
В настоящий момент важное значение приобретают сугубо методологические вопросы социальной работы. Это проблемы объекта, предмета, основных методологических принципов, определения социальной работы как особой сферы науки и общественной активности, проблемы профессионального статуса и т.п.
Вне сомнения, в настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Они могут профессионально помогать всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни. В первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям; инвалидам; детям, лишенным нормального семейного воспитания; лицам с психическими расстройствами; алкоголикам; наркоманам; больным СПИДом; семьям из групп «риска»; лицам с девиантным поведением и др.). Социальные работники не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных полнее выразить интересы различных слоев населения.
В начале третьего тысячелетия в России, после рыночных реформ, которые не только улучшили прежнюю «плохую» жизнь при коммунистах, но и довольно таки успешно понизили и без того невысокий уровень жизни в нашей стране, остро стоит вопрос не только о социально незащищенных слоях населения, но и о жизни среднего класса. Он благодаря экономическому реформированию приблизился вплотную к черте бедности.
Долгосрочные задержки выплаты зарплат, сокращение и отмена пособий, задержка стипендий студентам, бесконечные обещания Правительства привели к социальной напряженности. Странная ситуация – сами социальные работники по уровню доходов являются клиентами социальной работы и по уровню доходов могут быть идентифицированы с бедными или даже нищими слоями населения. Несколько лет назад мы провели исследования по уровню тревожности и депрессивным тенденциям среди социальных работников. К сожалению, это исследование показало, что психологический статус у социальных работников намного ниже, чем даже у многодетных матерей и матерей одиночек, то есть клиентов социальной работы. Трудно вообразить, но сегодняшний выпускник ЯрГУ, получивший специальность по социальной работе, имеет начальную ставку 380 рублей. Это в три раза меньше официального прожиточного минимума. Сразу понимаешь, что социальная работа – это не профессия, а особый духовный путь бескорыстного служения другим. При всех наших усилиях в подготовке высококвалифицированных специалистов – социальных работников, такое отношение к материальному стимулированию труда справедливо вызывает отторжение наших выпускников от социальной работы.
Обострение социально-психологической напряженности в условиях политической нестабильности и экономического кризиса делают особенно актуальным вопрос о практической деятельности социальных работников, методологии и технологиях её осуществления.
В истории развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной работы и возникающими социальными проблемами. И хотя в России социальная работа как профессиональная деятельность (в западном понимании) только начинает развиваться, отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.). Поэтому, занимаясь проблемами социальной работы на разных уровнях, важно активно использовать существующий опыт помощи различным группам населения.
Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной работы и в использовании отдельных её методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным проблемам.
Особого внимания требуют, с одной стороны, технология воздействия, оказание социальной помощи на индивидуально-личностном уровне взаимодействия с клиентом, и с другой - глобальные социальные программы социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.
Профессиональная подготовка социальных работников в России делает первые шаги. Социальная работа как деятельность (особенно как непрофессиональная, добровольческая) уже длительное время существует в России. К непрофессиональной деятельности относятся различные виды добровольческой помощи и взаимоподдержки, которые являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности отдельных субъектов и социальной практики в целом в любом обществе.
Основой профессиональной работы выступают отношения «социальный работник – клиент» (клиентом может выступать и общество, и социальная группа, и индивид). Мы можем выделить следующие уровни объектов социальной работы:
конкретный человек
различные социальные группы (по профессиональному признаку, по возрасту, по половому признаку и др.)
конкретное общество
всё человечество
Реализация этих отношений может идти по двум направлениям: социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с индивидом или группой (психосоциальная работа).
Для российского общества в настоящее время жизненно важно развивать и структурную социальную работу, и деятельность социальных работников с применением психологических техник и технологий. Важно, чтобы оба эти направления взаимодополняли друг друга.
Социальный работник как субъект специфической деятельности должен владеть немалым арсеналом умений и навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права. Знания и умения в сочетании с соответствующими личностными качествами и способностью к творчеству могут рассматриваться как готовность к профессиональной деятельности.
В самом общем виде суть социальной работы заключается в регуляции правовых и экономических отношений человека с обществом, оказание помощи в решении личностных проблем.
Цель социальной работы: сохранять комфортное, достойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме.
Объектом социальной работы является, как мы указывали выше, человек и различные общности микро м макроуровней. В сложившейся экономической и социальной ситуации в нашей стране помощь в основном направлена на тех, кто находится в самой тяжелой и безвыходной ситуации: многодетные семьи, беженцы, безработные, пенсионеры, инвалиды. В настоящее время забота государства о слабо защищенных слоях населения почти совсем исчезла. Пособия приходят с большим опозданием, а их размер просто смехотворен.
Использование психотехнологий в социальной работе на уровне объектов касается индивида и групп. Что касается уровней общества и всего человечества, автор данной статьи достаточно скептически относится к организации социальной работы на данных уровнях. Особенно в современном обществе. Иногда мне кажется, что наше государство еще не созрело для серьезного, прагматического, целенаправленного, подкрепленного финансово, экономически, законодательно, социального проекта. Распространение индивидуалистических, эгоцентрических установок в обществе не дает возможности оптимистически относиться к данной ситуации.
Вопрос методологии социальной работы чрезвычайно важен, т.к. он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности.
Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усиливается гуманистическая направленность социальной деятельности в целом, которая ориентируется не только на защиту отдельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное признание социальной работы как профессии. Социальная работа многогранна и уникальна. Она связана с человеком в целом - в его материальном, социальном и духовном параметрах. Она обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.
Объектом социальной работы является человек. Субъектом социальной работы выступает тоже человек. Поэтому доминирующими были и остаются отношения «специалист – клиент». Для эффективной профессиональной деятельности социальному работнику необходимы знания психологии, чтобы грамотно наладить контакт с клиентом.
Но успешный социальный работник должен быть не только в какой-то степени профессиональным психологом, но и психотерапевтом. Социальная работа является максимально интегративной дисциплиной. Если посмотреть на социальную работу как на вид деятельности, то можно заметить, что эта профессия соединяет в себе множество знаний и навыков из других областей. Действительно, есть специалисты, специализирующиеся строго в своей области. Но социальная работа пытается уйти от этого узкого подхода. Она видит человека и понимает его как целостное существо, которое в конкретной ситуации испытывает трудности определенного характера. Когда мы говорим о том, что социальный работник должен быть психологом и психотерапевтом, то не имеем в виду профессиональную деятельность в качестве психолога или психотерапевта, а о профессиональных функциях, компонентах профессиональной деятельности социального работника. Это чрезвычайно важно, т.к. любая профессия, в том числе и социальная работа, имеет сферу компетентности.
Одновременно с этим нам хочется отметить, что для эффективной социальной работы в диадах «профессионал- личность» и «профессионал-группа» психологическая и психотерапевтическая компоненты являются исключительно важными, если не сказать основными.
Таким образом, мы можем сделать первый и основной вывод – развитие социальной работы как вида деятельности и ее реализация в настоящий момент возможна в психосоциальной сфере. Хотя и сегодняшнее правительство достаточно оптимистично в социальном проектировании и прогнозировании, обыденная реальность не дает нам повода поддерживать такую установку.
Как показывает анализ выступлений на конференциях по социальной работе и опыт ознакомления в этом направлении на местах, в настоящий момент наблюдается разрыв науки и практики на образовательном, методологическом, технологическом уровнях. Это чрезвычайно важная проблема и, на наш взгляд, она вызвана общей тенденцией к автономизации в системе социальной работы.
При первом приближении мы видим обособленность между практиками, специалистами, центрами социальной работы. Даже между специалистами и центрами, которые занимаются одинаковыми проблемами и контингентом клиентов, нет налаженной связи и понимания. Более того, некоторые управляющие структуры социальной работы слабо представляют опыт работы и даже само существование центров на местах.
Во-вторых, существует разрыв между образовательными структурами разных уровней и реальной практикой социальной работы. На наш взгляд, он отражается как в противоречии содержания образования и требованиями к ней со стороны практики, так и профилизацией, специализацией образования и потребностями этих специализацией на практике. Особенно велик разрыв на уровне навыков и умений (коммуникативных, организаторских, специальных для разных направлений социальной работы), которые, к сожалению, совершенно не формируются в образовательных системах и настоятельная потребность таковых в практической социальной работе.
В-третьих, существует неоднозначность и противоречивые толкования между научными сообществами по поводу предмета, объекта, методологии и содержания социальной работы, понимания смысла социальной работы на категориальном уровне.
Таким образом, мы можем зафиксировать тот факт, что социальная работа как наука и практика находится только на уровне своего формирования.
Успешность этого процесса зависит от той стадии, в преддверии которого мы находимся и которую мы можем реализовать нашими общими усилиями – это интеграция.
1. Реализация государственных программ социальной работы в практику деятельности структур социальной работы на местах.
2. Ранняя специализация образовательной системы в соответствии с потребностями в кадрах соответствующей квалификации на местах.
3. Создание единого информационного поля социальной работы в регионе, которое могло бы интегрировать не только содержание практики социальной работы специалистов, центров, образовательных систем, но и сформировать банк теоретической, методологической, психотехнологической информации с той цель, чтобы каждый человек, привлеченный к той или иной форме социальной работы, имел к нему доступ.
4. Привлечение научных кадров к социальным программам.
5. Подготовка личности социального работника с учетом не только когнитивных компонентов, но и навыков и умений для реальной деятельности на рабочих местах.
6. Интеграция усилий практиков и теоретиков социальной работы в создании научно-методологической парадигмы социальной работы, в крайнем случае, на уровне Ярославского региона.
7. Разработка научно-обоснованных психотехнологий для работы с личностью клиента социальной работы.
Таким образом, мы поставили семь целей интеграции социальной работы.
Для нас важна реализация этих целей. На наш взгляд, именно интеграция усилий приведет к тому качеству социальной работы, когда она будет научно обоснованной, точной, эффективной и полезной для общества.
Данный сборник является еще одним усилием слияния многообразия форм, методов, стилей социальной работы в единое профессиональное поле.
Владимир Козлов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|