Сделай Сам Свою Работу на 5

Задачи социальной работы на грани веков.





МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Ярославский государственный университет

 

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Выпуск 6.

Под редакцией Владимира Козлова

 

 

Ярославль, 2001

ББК 88.4 + 53.57

УДК 159.99

Сборник издается по решению кафедры социальных технологий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

Психотехнологии в социальной работе. Вып.5./Сб. под ред. Козлова В.В.– Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2001 – с.

Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии.

Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы.

Ó Козлов В.В., 2001

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Задачи социальной работы на грани веков………..

Козлов В.В.,

Мистерия кризиса – танец пяти форм……………...

Албегова И.Ф.

Технологии деятельности общественной организации Ярославской области "Социум" в области реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Ваганова О.



Психологические особенности социально-экономического статуса безработных по сравнению с предпринимателями.

Василевская И.В.

Влияние насилия в семье на становление

личности ребенка…………………………………….

Вихренко Н.

Установки к семье в студенческой среде…………..

Воронина Е.Н.

Манипуляция сознанием как актуальная

проблема современности………….…………….…..

Демчук И.В.

Я-концепция выпускника по специальности «социальная работа» и эффективность его адаптации в профессиональной деятельности…….

Киселев Ю.

Влияние интенсивных интегративных психотехнологий на структуру психического состояния личности………………………………….

Клименко Т.В.

Многомерность проявления феноменологии РСС….

Козлов В.В., Остриков П.В.

Психологические и мифологические аспекты брака………………………………………………....

Козлов В.В., Сукманюк А.Н.

Внутриличностный конфликт и стратегии

его разрешения………………………………………

Крылова О.Л.

Потеря работы как кризис личности………………

Мелешонкова И.Н.

Возможности профессиональной самореализации выпускников школы…………………………………



Назаров О. Ю.

Алкогольная зависимость как биопсихосоциальная проблема…………………….

Нелидова А.А.

Наркоман-вина родителей………………….………

Остриков П.В.

Духовность и брак…………………………..………

Пастухова Л.А.

Влияние фактора запланированности беременности на некоторые эмоционально-личностные особенности детей 4-6 лет…………………………………………………..

Романов А.

О результатах предварительного исследования механизмов психологической защиты у подростков……………………..

Руковишникова Е.

Сексуальное насилие над детьми…………………..

Рушас В.И.

Биоэнергетические аспекты психоэмоциональных нарушений……………………………………………

Рушас В.И.

Психодуховные практики в групповой работе с клиентами………………………………………….…

Сукманюк А.Н.

Внутриличностный конфликт и когнитивный стиль личности………………………………………

Терентьева Т.Б.

Влияние акцентуаций характера на подростковый кризис………………………………………………...

Ходжаев А.В.

Эгоцентрическая речь (трансперсональный аспект ).

Черничкина В.А.

Социально-психологические проблемы инвалидов…………………………………………….

 

Задачи социальной работы на грани веков.

 

В настоящий момент важное значение приобретают сугубо методологические вопросы социальной работы. Это проблемы объекта, предмета, основных методологических принципов, определения социальной работы как особой сферы науки и общественной активности, проблемы профессионального статуса и т.п.

Вне сомнения, в настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в универ­ситетах и специальных учебных заведениях. Они могут профессионально помогать всем нуждающимся решать проблемы, возни­кающие в их повседневной жизни. В первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям; инвали­дам; детям, лишенным нормального семейного воспитания; лицам с психическими расстройствами; алкоголикам; нарко­манам; больным СПИДом; семьям из групп «риска»; лицам с девиантным поведением и др.). Социальные работники не только снимают социаль­ную напряженность, но и участвуют в разработке законода­тельных актов, призванных полнее выразить интересы раз­личных слоев населения.



В начале третьего тысячелетия в России, после ры­ночных реформ, которые не только улучшили прежнюю «плохую» жизнь при коммунистах, но и довольно таки успешно понизили и без того невысокий уровень жизни в нашей стране, остро стоит во­прос не только о социально незащищенных слоях населе­ния, но и о жизни среднего класса. Он благодаря экономическому реформированию приблизился вплотную к черте бедности.

Долгосрочные задержки выплаты зарплат, со­кращение и отмена пособий, задержка стипендий студентам, бесконеч­ные обещания Правительства привели к социальной напря­женности. Странная ситуация – сами социальные работники по уровню доходов являются клиентами социальной работы и по уровню доходов могут быть идентифицированы с бедными или даже нищими слоями населения. Несколько лет назад мы провели исследования по уровню тревожности и депрессивным тенденциям среди социальных работников. К сожалению, это исследование показало, что психологический статус у социальных работников намного ниже, чем даже у многодетных матерей и матерей одиночек, то есть клиентов социальной работы. Трудно вообразить, но сегодняшний выпускник ЯрГУ, получивший специальность по социальной работе, имеет начальную ставку 380 рублей. Это в три раза меньше официального прожиточного минимума. Сразу понимаешь, что социальная работа – это не профессия, а особый духовный путь бескорыстного служения другим. При всех наших усилиях в подготовке высококвалифицированных специалистов – социальных работников, такое отношение к материальному стимулированию труда справедливо вызывает отторжение наших выпускников от социальной работы.

Обострение социально-психологической напряжен­ности в условиях политической нестабильности и экономического кризиса делают особенно актуальным вопрос о практической деятельности социальных работников, методо­логии и технологиях её осуществления.

В истории развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной работы и возникающими социальными проблемами. И хотя в России социальная ра­бота как профессиональная деятельность (в западном пони­мании) только начинает развиваться, отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.). Поэтому, занимаясь пробле­мами социальной работы на разных уровнях, важно активно использовать существующий опыт помощи различным груп­пам населения.

Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной работы и в использо­вании отдельных её методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же соци­альным проблемам.

Особого внимания требуют, с одной стороны, технология воздействия, оказание социальной помощи на индивидуально-личностном уровне взаимодействия с клиентом, и с другой - глобальные социальные программы социальной помощи нуж­дающимся в ней гражданам.

Профессиональная подготовка социальных работников в России делает первые шаги. Социальная работа как деятель­ность (особенно как непрофессиональная, добровольческая) уже длительное время существует в России. К непрофессио­нальной деятельности относятся различные виды добровольческой помощи и взаимоподдержки, которые явля­ются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности от­дельных субъектов и социальной практики в целом в любом обществе.

Основой профессиональной работы выступают отношения «социальный работник – клиент» (клиентом может выступать и общество, и социальная группа, и индивид). Мы можем выделить следующие уровни объек­тов социальной работы:

конкретный человек

различные социальные группы (по профессиональному признаку, по возрасту, по половому признаку и др.)

конкретное общество

всё человечество

Реализация этих отношений может идти по двум направлениям: социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с индивидом или группой (психосоциальная работа).

Для российского общества в настоящее время жизненно важно развивать и структурную социальную работу, и деятельность социальных работников с применением психологических техник и технологий. Важно, чтобы оба эти направления взаимодополняли друг друга.

Социальный работник как субъект специфической деятельности должен владеть немалым арсеналом умений и навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педаго­гики, права. Знания и умения в сочетании с соответствующими личностными качествами и способностью к творчеству могут рассматриваться как готовность к профессиональной деятельности.

В самом общем виде суть социальной работы заключается в регуляции правовых и экономических отношений человека с обществом, оказание помощи в решении личностных проблем.

Цель социальной работы: сохранять комфортное, дос­тойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме.

Объектом социальной работы является, как мы указывали выше, человек и различные общности микро м макроуровней. В сло­жившейся экономической и социальной ситуации в нашей стране помощь в основном направлена на тех, кто находится в самой тяжелой и безвыходной ситуации: многодетные семьи, беженцы, безработные, пенсионеры, инвалиды. В настоящее время забота государства о слабо защищенных слоях населе­ния почти совсем исчезла. Пособия приходят с большим опо­зданием, а их размер просто смехотворен.

Использование психотехнологий в социальной работе на уровне объектов касается индивида и групп. Что касается уровней общества и всего человечества, автор данной статьи достаточно скептически относится к организации социальной работы на данных уровнях. Особенно в современном обществе. Иногда мне кажется, что наше государство еще не созрело для серьезного, прагматического, целенаправленного, подкрепленного финансово, экономически, законодательно, социального проекта. Распространение индивидуалистических, эгоцентрических установок в обществе не дает возможности оптимистически относиться к данной ситуации.

Вопрос методологии социальной работы чрезвычайно важен, т.к. он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности.

Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усилива­ется гуманистическая направленность социальной деятельно­сти в целом, которая ориентируется не только на защиту от­дельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное призна­ние социальной работы как профессии. Социальная работа многогранна и уникальна. Она связана с человеком в целом - в его материальном, социальном и ду­ховном параметрах. Она обусловлена совокупностью взаимосвя­занных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.

Объектом социальной работы является человек. Субъек­том социальной работы выступает тоже человек. Поэтому доминирующими были и остаются отношения «специалист – клиент». Для эффективной профессиональной деятельности социальному работнику необходимы знания психологии, чтобы грамотно наладить контакт с клиентом.

Но успешный социальный работник должен быть не только в какой-то степени профессиональным психологом, но и пси­хотерапевтом. Социальная работа является макси­мально интегративной дисциплиной. Если посмотреть на социаль­ную работу как на вид деятельности, то можно заметить, что эта профессия соединяет в себе множество знаний и навыков из других областей. Действительно, есть специалисты, спе­циализирующиеся строго в своей области. Но социальная ра­бота пытается уйти от этого узкого подхода. Она видит человека и понимает его как целостное существо, которое в конкретной ситуации испытывает трудности определенного ха­рактера. Когда мы говорим о том, что социальный работник должен быть психологом и психотерапевтом, то не имеем в виду профессиональную деятельность в качестве психолога или психотерапевта, а о профессиональных функциях, компонентах профессиональной деятельности социального работника. Это чрезвычайно важно, т.к. любая профессия, в том числе и социальная работа, имеет сферу компетентности.

Одновременно с этим нам хочется отметить, что для эффективной социальной работы в диадах «профессионал- личность» и «профессионал-группа» психологическая и психотерапевтическая компоненты являются исключительно важными, если не сказать основными.

Таким образом, мы можем сделать первый и основной вывод – развитие социальной работы как вида деятельности и ее реализация в настоящий момент возможна в психосоциальной сфере. Хотя и сегодняшнее правительство достаточно оптимистично в социальном проектировании и прогнозировании, обыденная реальность не дает нам повода поддерживать такую установку.

Как показывает анализ выступлений на конференциях по социальной работе и опыт ознакомления в этом направлении на местах, в настоящий момент наблюдается разрыв науки и практики на образовательном, методологическом, технологическом уровнях. Это чрезвычайно важная проблема и, на наш взгляд, она вызвана общей тенденцией к автономизации в системе социальной работы.

При первом приближении мы видим обособленность между практиками, специалистами, центрами социальной работы. Даже между специалистами и центрами, которые занимаются одинаковыми проблемами и контингентом клиентов, нет налаженной связи и понимания. Более того, некоторые управляющие структуры социальной работы слабо представляют опыт работы и даже само существование центров на местах.

Во-вторых, существует разрыв между образовательными структурами разных уровней и реальной практикой социальной работы. На наш взгляд, он отражается как в противоречии содержания образования и требованиями к ней со стороны практики, так и профилизацией, специализацией образования и потребностями этих специализацией на практике. Особенно велик разрыв на уровне навыков и умений (коммуникативных, организаторских, специальных для разных направлений социальной работы), которые, к сожалению, совершенно не формируются в образовательных системах и настоятельная потребность таковых в практической социальной работе.

В-третьих, существует неоднозначность и противоречивые толкования между научными сообществами по поводу предмета, объекта, методологии и содержания социальной работы, понимания смысла социальной работы на категориальном уровне.

Таким образом, мы можем зафиксировать тот факт, что социальная работа как наука и практика находится только на уровне своего формирования.

Успешность этого процесса зависит от той стадии, в преддверии которого мы находимся и которую мы можем реализовать нашими общими усилиями – это интеграция.

1. Реализация государственных программ социальной работы в практику деятельности структур социальной работы на местах.

2. Ранняя специализация образовательной системы в соответствии с потребностями в кадрах соответствующей квалификации на местах.

3. Создание единого информационного поля социальной работы в регионе, которое могло бы интегрировать не только содержание практики социальной работы специалистов, центров, образовательных систем, но и сформировать банк теоретической, методологической, психотехнологической информации с той цель, чтобы каждый человек, привлеченный к той или иной форме социальной работы, имел к нему доступ.

4. Привлечение научных кадров к социальным программам.

5. Подготовка личности социального работника с учетом не только когнитивных компонентов, но и навыков и умений для реальной деятельности на рабочих местах.

6. Интеграция усилий практиков и теоретиков социальной работы в создании научно-методологической парадигмы социальной работы, в крайнем случае, на уровне Ярославского региона.

7. Разработка научно-обоснованных психотехнологий для работы с личностью клиента социальной работы.

Таким образом, мы поставили семь целей интеграции социальной работы.

Для нас важна реализация этих целей. На наш взгляд, именно интеграция усилий приведет к тому качеству социальной работы, когда она будет научно обоснованной, точной, эффективной и полезной для общества.

Данный сборник является еще одним усилием слияния многообразия форм, методов, стилей социальной работы в единое профессиональное поле.

 

Владимир Козлов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.