Сделай Сам Свою Работу на 5

РОЛЬ САМОСОЗНАНИЯ В САМОПОЗНАНИИ ЛИЧНОСТИ.

Саункин В.А., ЯрГУ

 

... «Как я умен» или «я один умен»...

это тайный смысл каждого слова,

произносимого человеком».

В. Одоевский.

 

Что может быть интереснее, чем познание самого себя! «Кого мы в первую очередь ищем на групповой фотографии?» - спрашивает Дейл Карнеги и отвечает «Себя!». Только убедившись, что с любимым предметом все в порядке, мы начинаем замечать окружающих, детали интерьера или пейзажа. Каждый мог бы в чем-то достигнуть больших высот, если бы знал свои преимущества. Большинство людей насилуют свою натуру и потому нив чем не достигают превосходства. Легкий успех льстит страстям, но время приносит запоздалое разочарование.

Невостребованность обществом интеллектуального и духовного потенциала личности привела к разрыву того самого тоннеля, по которому мы шли все эти годы. Совершенно очевидно, что произошел необратимый переворот в общественном сознании, главным результатом которого является возрождение веры людей в правоту собственного ощущения реальности и истинность жизнеутверждающего нравственного критерия. Возможно, в этом и состоит одна из задач социального работника как социального психолога.

Наблюдение за своим поведением или чувствами разрушает нормальное течение психической жизни: целесообразные автоматические и естественные эмоциональные процессы прерываются и начинают регулироваться сознанием, которое не только не приспособлено для этого, но, как правило, и не может более или менее удовлетворительно отразить всю глубину и сложность происходящих в подсознательной сфере процессов. А если не просто наблюдать, а попытаться найти причину психических явлений, то эффект усиливается. Поэтому полезно иметь в виду, что когда мы сказали «почему», то уже изменили что-то в себе, совершили поступок, который отразился на нас и даже, возможно, на нашей судьбе. А вот как именно отразился на нас – это уже зависит от содержания того процесса, к которому прикоснулись.

Драматизм процесса самопознания именно в том и состоит, что познавательный интерес рано или поздно наталкивается на реальную живую ткань психики и разрушает то, что дорого для личности. «Сознание – яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего его на себе. Сознание – свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтобы не споткнуться. Сознание – это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите их светом внутрь и случится катастрофа».



Но человека, вкусившего плоды с древа познания, не останавливает ни риск жизненных неудач и потерь, ни ад переживаний, когда неумолимый ход логических рассуждений падает уродливой тенью на самые светлые воспоминания и чувства, а спасительные волны внутреннего протеста разбиваются о навязчивые фразы и сомнения, слабеют, становятся призрачными и уступают место страху и отчаянию – чувствам, в соприкосновении с которыми ничто живое не растет. Их переливы опасны, как потоки ртути. Здесь нельзя обманывать себя, допуская «выгодные» для самооправдания ошибки. Вот когда можно по-настоящему научиться ценить истину, отличать ее от правдоподобных рассуждений и наукообразных теорий, не имеющих никакого отношения к практике.

Не стоит смешивать трудности стихийного самопознания с самокопанием или стремлением насладиться собственной болью. Самопознание просто невозможно без умения возвращаться к целостному «Я». Проявляемое таким образом полное безразличие является более сильной защитой, чем агрессия или покаяние.

Предрассудок, который, по-видимому, берет начало от идеи французских просветителей, бурно отстаивающих необходимость «царства разума» и возвеличивание рассуждений и логических построений, стал на самом деле отрицанием иррационального в человеке, ограничением его прав на индивидуальность только таким поведением, которое укладывается в рамки «разумных» стереотипов. Так «царство разума» превращается в полное отрицание права человека самому определять направление своего развития. Нужны некоторые волевые качества, чтобы противостоять манипулированию, управлению своим поведением со стороны «заинтересованных» лиц. И если мыслительный процесс направлен не на поиск истины, а на победу во внутреннем соперничестве «обвиняемого» и «обвинителя», то его результаты мало способствуют достижению цели самопознания. Надо уметь выходить из манипулятивных игр или, как советует Э. Берн, уметь их разрушать.

В отличие от «чистого» рассудка «здравый смысл» содержит прочно сложившиеся интересы, мотивы, потребности. Он способен поэтому направлять деятельность людей. Иногда истинное осознание ситуации сложного морального выбора выражается в намеренном желании формулировать и обосновывать программу собственных поступков. Такие защитные реакции тоже имеют право на существование. Они нисколько не ниже рациональных доводов, просто более соответствуют деятельной природе сознания.

Длительное время быть сознательным значило, и в определенном отношении значит до сих пор, быть послушным исполнителем, а понимание «законов природы и общества» – умение выразить в словах, почему именно надо выполнять поручения с энтузиазмом и терпеть притеснение и нищету...

С таким интеллектуальным багажом лучше не браться за самопознание. Потому что оно не имеет ничего общего с бессильной констатацией законов природы и тем более внешних предписаний, которыми якобы должен подчиняться каждый человек. Истинное самопознание завершается всегда выходом за границы установленной необходимости.

 

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ КАК МЕТОД РАБОТЫ С КРИЗИСНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.

Ступикова Н.Ю., ЯрГУ.

Еще в древних цивилизациях, а возможно, и гораздо раньше, практиковались измененные состояния сознания. Они достигались различными священными психоделическими веществами и поддерживались различными традиционными ритуалами: танцами, барабанным боем и т.д.

Но время целенаправленно бежит вперед, а вместе с ним продвигается и наша жизнь, все более усложняясь, развиваясь и совершенствуясь. Человек – злой гений, пытается внести свой вклад в историческую «копилку». Его изобретения должны нести в себе смысл разрешения человеческих проблем. Но чем более совершенствуется общество, тем большая тяжесть ложится на плечи самого человека. Если же мы рассмотрим наше время, то увидим неприглядную картину: людей, совершенно выбитых из колеи социальными, политическими и экономическими кризисами. Все чаще встречаются отрешенные взгляды, страх, ужас, уныние и отчаяние. Постоянные нагрузки, напряжения, боязнь завтрашнего дня – все это и многое другое способствует развитию кризисных состояний. Мир все больше погружается в наркотики, алкоголь, все чаще наблюдаются суициды; не это ли свидетельствует о нездоровой атмосфере нашей жизни? Развиваясь, общество все больше затягивает «корсет» на каждом своем члене, загоняя его в определенные рамки поведения, решая за него, что и как делать. И человек настолько привык быть стянутым этим корсетом, что разучился дышать полной грудью. То есть я хотела сказать, что люди в большинстве своем настолько автоматически выполняют все условия, диктуемые обществом, что если «перекрыть» этот «краник», то человек потеряет великий смысл жизни. Это состояние, характеризующееся как кризисное, окажется решающим, так как наиболее сильные вырвутся вперед и приобретут совершенно новое состояние, а другие, соответственно, не смогут преодолеть этот барьер.

Состояние кризиса несет в себе отрицательное содержание лишь тогда, когда человек в нем «застревает». В этом случае необходима помощь специалиста, человеку нужна либо энергетическая, либо материальная подпитка.

Сам же кризис можно определить как переломную точку. Это очень важный момент в жизни каждого человека, так как при удачном его преодолении приобретаются совершенно новые качества и свойства. Это состояние является самым плодотворным для личностного роста. «Кризисы – это не временное состояние, а путь внутренней жизни» (Л.С. Выготский).

По мнению В. В. Козлова, кризисные ситуации, которые приводят клиента или группу клиентов к специалисту, могут быть следующие:

острые ситуационные кризисы

кризисы переходного возраста

кризисы, вызванные катастрофами, несчастными случаями или болезнями.

Существует много различных классификаций кризисных состояний, но их перечисление не столь важно. Важно то, что человек оценивает состояние кризиса как отрицательное, находящееся в зоне «Не Так».

Согласно В. В. Козлову, существует три психических состояния: зона «Так», «Не Так», «И Так Тоже». Отсюда следует, что цель работы с клиентами, находящимися в зоне «Не Так» – перевести его в состояние «И Так Тоже». В этом состоянии выбор человека не фиксирован в строго определенной зоне (либо «Так», либо «Не Так»), а может гибко изменяться. Приобретается состояние равностности, будучи в котором человек может отыскать равновесие и целостность, которые ему подходят.

Цель интеграции – это осознание конфликтов между зонами «Так» и «Не Так», «Я» и «Не Я». Вообще термин «интеграция» происходит от латинского integratio, от integer – целый, что означает объединение в целое каких – либо частей или элементов. Таким образом, мы можем рассматривать интеграцию как раскрытие не только на физическом , но и на психическом уровне проблемных зон, которые создают препятствия для нормального существования личности, выведение их в сознание и последующая работа с ними. На физическом уровне В. Райх говорит о «мышечных зажимах», «мышечной броне» – это неотреагированные эмоции и ситуации. «Мышечная броня» создает дискомфорт в управлении телом, и движения такого человека выглядят неестественно. А на психическом уровне проблемы коренятся в области бессознательного, таким образом, человек не понимает, чем вызвано его отрицательное состояние, не может его проанализировать, вследствие чего он может подвергаться дополнительным стрессам. Поэтому интеграция крайне важна для личности, для большей ее целостности, раскрытия внутренних энергетических ресурсов и выздоровления.

Для этой цели совсем недавно были разработаны интегративные психотехнологии. ИИПТ – система концепций, моделей, методов и навыков, которые ведут человека к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения. (В.В. Козлов)

ИИПТ в работе с клиентами используют измененные состояния сознания, с помощью которых человек проникает в область бессознательного и осознает свои проблемные зоны.

Таким образом, мы как бы возвращаемся к тому методу, который широко применялся еще в древних цивилизациях. Поэтому мы можем сделать вывод, что ИИПТ прошли проверку веками, следовательно, это мощная и приносящая хорошие результаты психотехнология.

В России ИИПТ появились в начале 90-х годов . В настоящий момент они пользуются большой популярностью. Это происходит в результате:

высокой эффективности и скорости воздействия на клиентов

надежности, безопасности, экологичности

способности не «привязывать» клиента к профессионалу, обеспечивающей клиенту свободу и автономность.

Использования уникальных возможностей самой психики к исцелению, развитию, совершенствованию, приобретению целостности и гармоничности

Удовлетворения таких потребностей человеческой психики, как потребность в трансцендировании, в духовности, нахождении глубинных экзистенциальных смыслов жизни.

Также ИИПТ популярны и потому, что это метод работы с группой, что снимает напряжение с клиента, дает возможность чувствовать себя наиболее свободно и раскованно. Интегративные психотехнологии довольно просты и доступны: познакомившись и овладев ими, человек может заниматься на индивидуальном уровне.

Таким образом, недавно появившиеся ИИПТ пользуются сейчас огромной популярностью. Они позволяют ему не только исцелиться, но и получить огромное удовольствие в результате общения с ними.

 

 

ВНУТРЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

Владимир Козлов, ЯрГУ

Эта неделя была действительно тяжела. Особенно среда. Во время пятой пары со студентами я решил продемонстрировать им базовое упражнение осознания Фрица Перлза. К моему великому удивлению, студенты или совсем не смогли выполнить это упражнение, или быстро потеряли к нему интерес, или очень быстро устали. В конце концов – мне пришлось завершить упражнение на втором этапе.

Жизнь современная для многих трудна, для некоторых – невыносима.

Этот сборник посвящен психотехнологиям в социальной работе. Мне захотелось внести маленькую лепту в эти технологии. Попробуйте одну технику, которая родилась на Новосибирском тренинге “Архетипические путешествия”. Она предназначена для быстрого отдыха. Эта релаксационная техника еще дает возможность очень тонко проживать внутреннюю зону – свою телесность емко и полно.

Сперва прочитайте текст релаксации. Затем запишите на магнитофон. Можете присоединить к тексту природную фоновую музыку – и техника быстрого отдыха готова. Стоит только включить магнитофон.

Каждый раз вы все лучше и полноценнее будете совершать свое внутреннее путешествие. Отдохнуть за пять минут как за час – разве это не чудесно !

« И мы сейчас попробуем почувствовать действительно удобное тело. Вы можете слегка шевелиться, менять положение, и это удивительное открытие, которое делается из раза в раз, как в одной и той же позе можно найти маленькие перемещения рук и ног и даже от движения пальца иногда зависит действительный комфорт... и часто хочется найти особенно удобное положение для шеи... Слегка ей подвигать... Только в такие моменты действительного расслабления становится отчетливо ясно, как много возможностей содержат в себе тонкие движения тела и маленькие перемещения.

И каждое маленькое удобство, удобство плеча. удобство бедер, удобство расслабленных пальцев, удобство век… каждое маленькое удобство, как небольшая взлетная площадка, как будто набрал достаточно покоя как какого-то особенно важного горючего…

Можно куда-то переместиться, что-то вспомнить и когда вы глотаете, когда вы дышите... так плавно-плавно… воздух... Входит и выходит! Входит... И вы можете почувствовать свежесть дыхания… Как иногда в помещении можно почувствовать ветерок, который раздувает занавески, который прилетает откуда-то из леса, который прилетает из открытых пространств, если прислушаться... если вчувствоваться, можно почувствовать это дыхание... слегка раскачивается голова, слегка дрожат веки и равномерно и спокойно дышит грудь…

Может быть особенно приятно следить за своим телом… как мягко лежат на бедрах руки и пальцы слегка касаются друг друга и ноги упираются в пол разными точками… упираются в пол... спокойно и легко… время от времени в паузах между моими словами вы очень медленно и спокойно обращаете внимание на свое тело. На то, где сейчас вы находитесь… Все время происходят, как в оркестре, какие-то перемены в теле… по-разному подрагивают веки… как будто бы раздувается… какие-то ветра парус надувают - и веки подрагивают, и может быть расслабляют... и, может быть, ваши мысли текут немного медленнее.. вы ощущаете их пульс и вам нравится, что происходит с вами… вы чувствуете обволакивающее прикосвновение к креслу и то, как ваше тело растекается в этом кресле… иногда вы можете услышать свое дыхание иногда вокруг раздается равномерный гул... какие-то далекие шумы позволяют вам лучше вспомнить тишину в паузах…

Может быть, вы вспомните звуки леса, синее небо, птички поют, как будто вокруг вас образуется особое пространство, особая прозрачная оболочка, которая вас от всего отделяет. Вы глотаете время от времени, как будто пробуете свое состояние, когда погорлу проходит маленький комочек и вы расслабляетесь еще глубже и может быть вам понравится почувствовать, как одна губа касается другой губы, расслабляется рот как у маленького ребенка, который спит и видит сказочные сны в теплой и мягкой своей постельке, расслабляется и вы чувствуете покой, покой и тепло, покой и тепло, покой и тепло и расслабление и расслабление…

Может быть, когда вы захотите, вы чуть-чуть опустите голову и поищите удобное положение для своей шеи, чтобы еще немножко… без всяких усилий попутешествовать по своему телу и слегка меняется напряжение век и, может быть, вам захочется представить себе лес и медленную прогулку в лесу и особые звуки тишины, ветра… Не знаю, раскачивает ли ветер деревья - с каждым порывом ветра вы можете ощутить слегка меняющееся состояние то грусти - лего переносимой грусти, прозрачной, текучей, как вода в маленьком ручейке. Время от времени вы можете действительно позволить своим чувствам течь через вас, иногда вам может захотеться заплакать или улыбнуться… и очень плавный будто ветерок приносит с собой какие-то чувства и эти чувства так легко сменяют друг друга и вы двигаетесь, ощущаете как все ваше тело дышит…

Освобождаются руки, ноги, и кажется, что в вас появляется гибкость и бодрость, как у молодого животного, как у оленя, который может выйдти из леса может быть, вам захочется почувствовать особую ребячливость и покой… Почувстовать, как будто у вас образуются новые суставы и вы можете играть со своим телом, кувыркаться и слегка подпрыгивать, а иногда, наоборот, застывать и чувствовать себя цельным и могучим и опять распадаться на какие-то части, и чувствовать ветерок и, может быть, вам покажется, что этот ветер обдает вас волнами тепла или холода приносит разные чувства так легко омывает вас…

Вы куда-то двигаетесь в лесу и смотрите то вверх, то вниз, и, может быть, вы ощутите дорогу, которую вы сами ищите. Не обычную дорогу - ту, которую видите вы и положившись на себя, на свою интуицию, вы будете двигаться, ощущая особое удовольствие от того, что вы двигаетесь куда хотите, чувствуя спиной происходящее, чувствуя всем телом что в вас поселяется особый компас который ведет вас, куда надо и ваши ноздри открываются, вы чувствуете запахи - особые запахи и, может быть, видите паутинки в этом лесу и какие-то особенные, яркие воспоминания приходят к вам и вы чувствуете себя охотником, которому нужно точно прицелиться,- не обязательно выстрелить.

Просто прицелиться, что-то поймать взглядом а, может быть, пустить стрелу и ощущение собирания и выброса из себя чего-то точно в цель…

Может быть, вам захочется в какой-то момент порубить дрова, почувствовать ощущение силы и упругости и точности удара, ощущение, что с каждым ударом вы выбрасываете что-то важное, что-то лишнее очень точно прицеливаясь.

Вы чувстуете, как ваша рука и ваша спина и все ваше тело, и дыхание собирается в единый узел. Собранный и одновременно расслабленный… Эта точность ударов… эта точность прицеливания. Легко и спокойно, легко и спокойно, когда вы захотите, вы чувствуете себя в лесу слегка парящим - будто вы поднимаетесь - над землей и видите все со стороны, сбоку, сверху. Растворяетесь, будто ваше тело увеличивается, становится - хорошо наполненным воздухом и чувствует себя, как упругий шар из детства… подпрыгивает… очень легко в этом состоянии…

Что бы не происходило вокруг, чувствует себя как парящий шар, который подпрыгивает – легко…

В этом состоянии, что бы не происходило вокруг, вам нравится, потому что все ваши реакции очень легки и происходят в тот же момент и само - собой как шар вы упруго отскакиваете от всего происходящего, когда касаетесь чего-то. Ощущение тугой накачанности и вы двигаетесь по лесу, смотрите по сторонам и вам нравится ощущать, как ваше тело тоже совершает какое-то путешествие и все время меняется - то становится плотным, упругим подпрыгивает легким и накачанным, а иногда, если вам захочется, с порывом ветерка, вы можете ощутить, как вам хочется покапризничать.

Может быть, поваляться, почесаться, сделать каки-нибудь необычные движения и вам очень важно расслабиться, как будто вы сходите с какой-то тропы со своего обычного поведения и даете полную свободу своему телу, своему дыханию…

Что-то происходит с вами, что-то происходит. Ощущение того, как тело куда-то перетекает, меняется - спокойно и легко. Как будто у вас развязываются пуговички и тесемочки и тело ищет новых движений и новых положений, когда вы захотите, вы меняете дыхание, перемещаетесь в другое состояние…

Вы спокойно парите и так легко вспоминаете то, что было раньше само собой, само собой…

И так приятно переживать то, что уже прошло и так живо ощущается…

Очень спокойно и легко, когда вы захотите, вы чувствуете себя опять в теле молодого животного, подпрыгивающего, имеющего много суставов, доверяющего своему телу…

Спокойно и легко, спокойно и легко вы двигаетесь по лесу, и так приятно, что в любой момент вы можете где-то присесть - или прилечь и ощущение свободы в своем теле когда ваше тело растеклось в кресле здесь где-то сидите в своей привычной жизни или вы сидите в лесу - что-то важное происходит с вами. Вы ощущаете свое тело, его плавность, движение, стоит вам сосредоточиться на своих плечах, расслабить их, как будто у вас вырастают крылышки… Слегка пошевелить лопатками, пошевелить бедрами, почувствовать, как расслабляются Ваши губы легко легко…

Начать куда-то путешествие, как будто вы плывете, то пробуждаетесь, начиная слегка дремать и ваши веки - слегка шевелятся и ваши губы распускаются, становятся плавными и спокойными, плавными, спокойными… Расслабление и покой, расслабление и покой, расслабление и покой..

Это путешествие - путешествие в своем теле, когда вы запоминаете разные состояния своего тела, вы можете легко перемещаться. Но если вы хотите где-то задержаться - вы задерживаетесь, очень важно, самые важные состояния открыты для вас и когда вы двигаетесь по лесной тропинке, когда вы сидите на месте, вам так приятно расслабиться и почувствовать свои разные состояния - это ощущение когда вы рубите дрова - или прицеливаетесь, охотитесь, постепенно овладевает вами и если вы представите себе, что вы смотрите на огонь, на дрова - что-то лишнее сгорает в огне, и он притягивает вас, и стоит вам закрыть глаза, - слегка прижать к себе свои веки и почувствовать разные сверкающие точечки вы почувствуете себя легко и свободно.

Можно вдохнуть и выдохнуть, еще немножко подвигаться и побыть в лесу, погулять, самому что-то прошептать себе на ухо, что-то услышать, почувствовать себя легко и свободно несколько минут в тишине…

Затем мягко и нежно, нежно и легко проплывайте из внутреннего во внешнее. Почувствуйте, как облегает ваше тело кресло, почувствуйте сопроикосновение одежды с вашей кожей, услышьте какие-то звуки…

Затем медленно и постепенно откройте глаза… Потянитесь, если это вам подсказывает ваше отдохнувшее тело.

Приходите в “здесь и сейчас”.

 

 

«ИНЫЕ» В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

В.А.Урываев , Ярославль

Диалог личности и социума происходит при наличии двух ипостасей (человека и общества), заинтересованных друг в друге и, одновременно, настороженно относящихся друг к другу (страх поглощения обществом со стороны индивидуума и страх потери контроля над поведением отдельных членов сообщества со стороны социума). Вот как комментирует посвященные этому противоречию слова Э.Пейджлиса Дж.Хиллман: «Идея того, что каждому человеку присуща внутренняя, Богом данная ценность, и оправдано само его существование, независимо от его вклада в общество была бы отвергнута язычниками как полный абсурд.» Каждого, кто замыкается в стенах терапевтической консультации, в медитативном пространстве, или уединяется в пустыню в поисках смысла, с точки зрения язычника нельзя назвать никак, только идиотом. Этот греческий термин буквально относится «к человеку, который сосредоточен только на своем частном и личном (idios - свое собственное), а не на публичной социальной жизни большого сообщества.» Idios также означает «отдельно» от, а не какую-то часть. Idios часто противопоставляется demosios - народу, демосу, демократии.» («Эволюция психотерапии» Т.4 «Иные голоса» - М., 1998, С.290)

В латинском языке для обозначения людей, со странностями, связанными с психической патологией, принят термин - «alienus» - другой, чужой, чуждый. Смысл понятия совпадает с социально-психологическим толкованием инакости, приведенным выше.

Проект «ИНЫЕ» (собрание работ художников, «имевших психиатрический опыт», так принято за рубежом называть людей, уже лечившихся или проходящих лечение в настоящее время) одной из целей имеет интеграцию как самих художников, так и их творчества в культуру социума, в котором они живут. Долгое время интеграция представлялась только как аспект призрения, благотворительности, бескорыстной помощи. Вопрос о равноправном СОТРУДНИЧЕСТВЕ (в тех сферах, где это возможно) никак не артикулировался обществом. Хотелось бы подчеркнуть факт (из сообщения на научной конференции «ИНЫЕ-2» В.Абакумова, директора музея Аутсайдеров - Москва), что в мире к настоящему моменту работает около 400 подобного рода экспозиций (в России - только 2, упомянутых).

Авторы проекта (прежде всего это врач-психиатр и психотерапевт В.В.Гаврилов, искусствовед И.И.Реховских, компания «Акцент», выступающая в роли менеджера, и автор публикации) при поддержке общественности провели уже две выставки («ИНЫЕ», 1997 и «ИНЫЕ-2», 1998) в городе Ярославле (в октябре-ноябре 1998 года экспозицию в городском выставочном зале посетили более 3000 человек), Иванове, Касселе (Германия). Фрагменты коллекции демонстрировались в Москве, Санкт-Петербурге, на II съезде Российского Психологического Общества (Ярославль). Интерес к такого рода искусству начал расти с начала века (по времени это совпало с выходом книги Ганса Принсхорна «Искусство душевнобольных, в 1924 году). Подчеркнем, что в экспозицию отбираются не медицинские документы, иллюстрирующие распад психики, а результаты подлинного творчества, «несущего на себе печать таланта». На уже упоминавшейся конференции говорилось, что авторы экспозиции «дважды иные»: как художники и как люди, борющиеся с недугом (творящие не «благодаря», а «вопреки» болезни).

Что же привлекает посетителей в залы музеев и галерей, экспонирующих «иное» творчество? Попытаемся сформулировать несколько вариантов ответа на этот чрезвычайно важный для конца XX века вопрос.

Во-первых, как указывалось в начале публикации, это острота, со стороны художников, переживания неповторимости и непохожести на других, протест против социальной стандартизации и одновременно отстаивание своего «бытия-в-мире».

Во-вторых, отстаивание своего пути в творчестве, поиск нешаблонных способов выражения переживаний бытия. Одна из больших групп посетителей этих выставок - художники, готовые перенять своеобычные пути решения творческих задач.

В-третьих, теперь уже со стороны зрителей, переживание открытия в себе способностей понимать иное, кажущееся в начале чуждым, творчество, и значит становиться богаче. По отзывам посетителей, труд души, вложенный в понимание картин, окупается сторицей открытий неизведанного в своей душе, «в своем собственном доме» (это напоминает «Синюю птицу» М.Метерлинка)

Летом 1997 г. "Ярославская коллекция» - «ИНЫЕ" была представлена в рамках неофициальной программы крупнейшей всемирной выставки современного искусства "Документа-X". Из выступления пастора М.Химмельмана: "Сегодня в Касселе много выставок, питающихся в тени наполненных парусов выставки "Документа-X". Эта выставка другая. По моей оценке она соответствует требованиям "Документы" максимально полно ..., интегрируя в этот процесс психически больных. Представляется, что эти произведения нашли себя ... В "Ярославской коллекции" произведения художников говорят сами за себя. Это образы людей, рисующих нечто о Душе. И рассказывая (рисуя) о Своей Душе, они рисуют и НАШУ ДУШУ. Сделать это открытие я пожелаю всем, посмотревшим эту выставку."

В-четвертых, это налаживание социальной, по своей сущности, коммуникации между очень разными людьми, входящих в социум. Характерно, что выставка в настоящее время пополняется в значительной мере за счет художников-авангардистов, постмодернистов, неформалов, аутсайдеров, брютов, примитивов и т.д., чувствующих себя комфортно в залах, где царит атмосфера доброжелательности, готовности принять их непохожее ни на что, кроме самих себя, творчество. Характерной особенностью выставок является и линия на сотрудничество с музыкантами (и в Ярославле, и в Иваново на открытии выставок звучали джазовые импровизации, музыканты охотно импровизировали и в другое время, когда им хотелось прийти и побыть рядом с картинами), с танцами-модерн.

Проект развивается как «вширь» (если на первой выставке были залы, посвященные образам «иных» в иконописи и фоторепортаж о жизни художника В.Яковлева в стенах психиатрической больницы, то на выставке «ИНЫЕ-2» были открыты залы, посвященные детскому творчеству и юмору - «ИЗОФРЕНИЯ»), так и «в глубь» (появилось более 10 публикаций в научной литературе, в том числе и серия в журнале «Исцеляющее искусство»; готовятся к изданию материалы научно-практической конференции, проходившей четыре дня; готовится к изданию альбом, посвященный 75-летию одного из талантливейших художников А.П.Лобанова ...)

Организаторы Проекта часто цитируют два высказывания Генри Давида Торо, которыми хотелось бы закончить публикацию: «Человек, который шагает не в ногу, возможно, слышит музыку другого оркестра» и «Человек, который понял какую-либо истину, составляет большинство в один голос».

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.