|
Изобразительные термины, используемые в гриме-макияже
Прежде чем начинать обучение искусству гриму, макияжа необходимо знать, что цвета из палитры гримировальных красок обладают свойством хорошо смешиваться, создавая при этом, множество оттенков; научиться не бояться гримировальных красок, даже черной, которая «успокаивает» все цвета, именно жировых красок. Этими свойствами не обладают акварель, масло, которыми пользуются художники. Цвета, получаемые из гримировальной коробки, могут быть «теплыми» или «холодными», насыщенными («тяжелыми») или разбавленными («легкими») Выполняя тренинг по смешиванию, разбавлению и затемнению цветов, необходимо держать во внимании «холодную» или «теплую» тональность цвета. Таким же образом создаётся индивидуальный общий тон или грунтовка, тон-база, оттеночные краски, оттенки корректоров и др.
Всё многообразие цветов разделяют на две группы – хроматические ахроматические. В гриме, макияже, в изобразительном искусстве чаще используется цветовая гамма спектра, которая называется хроматической(«хромос» – в переводе с греческого – цвет).
Хроматическая цветовая гамма – это спектральные цвета и пурпурные, которых в спектре нет. В спектральном круге - это основные семь цветов, которые в радуге имеют растяжку приблизительно до 160 оттенков.
Ахроматическая гамма – бесцветная, растяжка от черного до белого – большая палитра серых (цветов) без примеси их из хроматической гаммы. Ахроматические цвета отличаются только степенью светлоты. В изобразительном искусстве – это графический жанр искусства (рисунки, гравюры и т.д.). В гриме – это цирковые маски Белого клоуна, чаще всего злого и красивого образа, или печальная маска Пьеро («маска жертвы»), что подтверждает, сказанное выше.
Понятие «цвет» содержит три основные характеристики: цветовой тон, светлота, насыщенность.
1. Цветовой тон – обозначение, название цвета.
2. Светлота цвета означает различие внутри одного и того же монохромного цвета. Этот термин обозначает степень добавления к данному монохромному цвету, цвета белой или чёрной краски. Розовый – это разбавленный красный цвет.
3. Насыщенность – показатель силы цвета, интенсивность цвета, степень отличия хроматического цвета от равносветлого ахроматического. Ахроматические цвета не имеют насыщенности. Изменение интенсивности цвета происходит в результате добавления ахроматических или дополнительных цветов. Для получения окраски более тёмного тона добавляют чёрный или тёмно-серые цвета, а для получения окраски более светлого тона – белый или светло-серые цвета.Самые насыщенные цвета – это спектральные, чистые, открытые, интенсивные цвета. Цветовые типы, имеющие насыщенные цвета: глаз, волос – это «зимний» и «осенний» цветовые типы лица, о которых материал будет представлен ниже.
Для цветов мягких, лёгких, разбавленных тонов характерна пониженная яркость.
Пастельные (светлые) цвета характеризуются также пониженной насыщенностью. Их получают не только дополнительного цвета к основному, но и их осветлением.
Чистый цвет – спектральный, это цвет наибольшей яркости, какая может быть у данного цвета. Пример совершенного чистого цвета можно найти лишь в насыщенных цветах солнечного спектра.
Два цвета могут быть одинаковыми по названию (например, оба красные) и по светлоте (ни один из них не темнее и не светлее другого) и в то же время различаться по силе цвета: один может быть ярко-красным, а другой бледным, серовато-красным. Разница между ними – в насыщенности, т.е. в степени интенсивности (силе) цвета.
На светлом фоне все цвета темнеют, на тёмном – светлеют. Это явление называют одновременным светлотным контрастом. Истинная светлота цвета может наблюдаться на фоне средней светлоты. В явлениях одновременного контраста цвета, действуя друг на друга, не только светлеют или темнеют, ахроматические цвета приобретают кажущуюся цветность. Так, серая бумага на зеленом фоне выглядит розовой.
Хроматические цвета в окружении цветов высокой насыщенности несколько меняют цветовой тон или изменяются по насыщенности. Так, жёлтый цвет на зелёном фоне становится слегка оранжевым, а красный в окружении зелёного – более насыщенным. Такое кажущееся изменение цветового тона или насыщенности цвета под влиянием другого цвета носит название хроматического контраста. Цветовая контрастность – явление неустойчивое. При длительном наблюдении контраст некоторое время удерживается, а затем идёт на убыль.
Основные цвета - это жёлтый (жёлтый кадмий), красный (киноварь), синий (берлинская лазурь), называют чистыми, т.е. не содержащими оттенков цветов, соседних с ними в спектре. Цвета, расположенные между чистыми цветами, будут как бы смешанными из чистых цветов, их называют промежуточными. Смешение любых из этих цветов даст дополнительный к третьему. Жёлтый и синий дадут зелёный (дополнительный к красному); синий и красный – фиолетовый (дополнительный к жёлтому), красный и жёлтый – оранжевый (дополнительный к синему).
При делении цветового круга на две части через чистый красный и зелёный получается – в одной части круга будут тёплые цвета (желтовато-красные, оранжевые, жёлтые, жёлто-зелёные и желтовато-зелёные), в другой - холодные (пурпурные, фиолетовые, синие, голубые).
Восприятие тёплых и холодных цветов – это эмоциональное, психологическое явление.
Цвета холодные, светлые, слабо насыщенные (особенно синие и голубые, светло-серые) – лёгкие, воздушные. Холодные цвета - это когда в них присутствуют голубоватые нюансы.
Цвета тёплые, тёмные, слабо насыщенные, оливковые, коричневые, чёрные и тёмно-серые – тяжёлые. Тёплые цвета обязательно имеют оттенки желтого цвета.
Иногда, названия красок в гриме и макияже отличаются от названий красок в изобразительном искусстве, т.е. имеют свои специфические профессиональные названия.
Например, красный цвет и его оттенки: сурик (красный), венецианский красный (ярко-красный), бакан (тёмно-бордовый), алый или кармин (красный с оранжевым оттенком), кармин (яркий светло-красный), малиновый (разбавленный красный с оттенком фиолетового), цикламен (яркий холодно-красный), терракот (разбавленный красно-коричневый), цвет ржавчины (красновато-оранжевый с коричневым оттенком), медный (красно-коричневый), лососёвый (красный, разбавленный с тёплыми оттенками) и др.
Жёлтый цвет - песочный (тёплый жёлтый), лимонный (яркий, холодный жёлтый), фисташковый (светло-лимонный), оливковый (разбавленный жёлтый+зелёный), это различные оттенки охры (сложный жёлтый цвет с примесью красных, коричневых или оранжевых оттенков) и др.
Зелёный цвет – изумрудный (яркий холодный зелёный с оттенками синих цветов), хаки (тёплый зелёный), болотный (тёмно-зелёный), землистый (коричневато-зелёный с серым оттенком), табачный (жёлто-зелёный с коричневыми оттенками) и др.
Голубой и синий цвет – небесная лазурь (чистый голубой), дымчатый (сложный серо-голубой), сливовый или цвет «декаданса» (синий с фиолетовым отливом), черничный (синий с чёрным отливом) и др.
Антрацит – тёмно-серый с блестящим отливом, цвет асфальта – тёмно-серый, цвет слоновой кости - белый цвет с зеленовато-жёлтыми оттенками, чайной розы – белый цвет с тёпло-розовыми оттенками, чернильный – тёмно-фиолетовый, пурпурный – красно-фиолетовый цвет и др.
Иногда, названия красок в гриме и макияже отличаются от названий красок в изобразительном искусстве, т.е. имеют свои специфические профессиональные названия.
Например, красный цвет и его оттенки: сурик (красный), венецианский красный (ярко-красный), бакан (тёмно-бордовый), алый или кармин (красный с оранжевым оттенком), кармин (яркий светло-красный), малиновый (разбавленный красный с оттенком фиолетового), цикламен (яркий холодно-красный), терракот (разбавленный красно-коричневый), цвет ржавчины (красновато-оранжевый с коричневым оттенком), медный (красно-коричневый), лососёвый (красный, разбавленный с тёплыми оттенками) и др.
Жёлтый цвет - песочный (тёплый жёлтый), лимонный (яркий, холодный жёлтый), фисташковый (светло-лимонный), оливковый (разбавленный жёлтый+зелёный), это различные оттенки охры (сложный жёлтый цвет с примесью красных, коричневых или оранжевых оттенков) и др.
Зелёный цвет – изумрудный (яркий холодный зелёный с оттенками синих цветов), хаки (тёплый зелёный), болотный (тёмно-зелёный), землистый (коричневато-зелёный с серым оттенком), табачный (жёлто-зелёный с коричневыми оттенками) и др.
Голубой и синий цвет – небесная лазурь (чистый голубой), дымчатый (сложный серо-голубой), сливовый или цвет «декаданса» (синий с фиолетовым отливом), черничный (синий с чёрным отливом) и др.
Антрацит – тёмно-серый с блестящим отливом, цвет асфальта – тёмно-серый, цвет слоновой кости - белый цвет с зеленовато-жёлтыми оттенками, чайной розы – белый цвет с тёпло-розовыми оттенками, чернильный – тёмно-фиолетовый, пурпурный – красно-фиолетовый цвет и др.
Основные законы цвета при его разбавлении или смешении в жировом гриме
Следовательно: все цвета, которые имеют жёлтые нюансы, будут иметь тёплый оттенок определённого цвета. Например, зелёный цвет с примесью жёлтого - станет тёплым с жёлтым оттенком.
Цвета, имеющие голубоватые нюансы - холодноватый оттенок цвета. Например, зелёный цвет с примесью голубого оттенка будет иметь холодный зелёный колорит.
Необходимо иметь в виду, что если в любой цвет добавить чисто белый (ахроматический) цвет, то этот исходный цвет станет светлым, холодным и мало насыщенным. Чтобы получить осветлённый цвет теплее, необходимо ещё добавить жёлтого цвета из оттеночного ряда гримировальной коробки.
Необходимо иметь в виду, что если в любой цвет добавить чёрный цвет для затенения этого цвета (при моделировании формы и деталей лица), то исходный цвет станет холоднее или приобретёт сероватые оттенки.
При использовании коричневого цвета для затенения (затемнения, утяжеления) цвета исходный цвет получится темнее и теплее. Если исходный цвет получился слишком тёплым, можно добавить немного чёрного или зелёного цвета.
Интересным, сложным по цвету получается зелёный цвет в небольшом соединении с зелёным оттенком. Это смешение (коричневый + зелёный) особенно необходимо при получении цветовой композиции для рисунка брови. В гриме такие цветовые композиции называются теневыми или моделирующими.
При получении более светлых теневых (полутень) или моделирующих тонов в них необходимо добавить определённое количество общего тона (из тонового ряда) коробки.
Необходимо иметь в виду, что нельзя на лице, на общем тоне использовать чисто чёрный цвет жирового грима, например, для изображения усов, бровей, подводки глаз. Необходимо в чёрный цвет добавить немного коричневого. Тогда чёрный цвет будет действительно чёрным. Без коричневого, чёрный цвет будет иметь зеленоватые или синеватые оттенки, особенно при холодном освещении сцены.
Пространственность цвета
Выступающие цвета: тёплые, светлые, насыщенные. Они увеличивают любую форму, следовательно, увеличивают и пластику лица. Тёплые и светлые цвета (жёлтый, оранжевый, красный) – выступающие.
Отступающие цвета: холодные, тёмные, ненасыщенные.Холодные цвета (синий, фиолетовый, пурпурный, сине-зелёный), будучи взяты тёмными, с примесью черной краски будут отступающими.
Колорит–система цветовых сочетаний. Например, серебристый колорит зимнего пейзажа; идентичен термину: цветовая гамма, но более широкого значения.
Цветовая гамма – внешние основные особенности колорита, единство основных цветовых свойств (например, «теплая» или «холодная» гамма цветов).
Рефлекс в гриме – это отражение на лице актёра окружающей среды: цвета костюма, декораций, света; отражение цвета и света от соседнего цвета. Например, рефлекс от красного платья, шарфа, зонта на лице человека. Это важно учитывать режиссерам и актерам при создании всей цветовой гаммы спектакля, т.к. лицо будет иметь определенный оттенок (рефлекс) от окружающей его среды
В гримировальной коробке находится набор общих тонов и отдельный ряд оттеночных красок. В гриме-макияже есть термины, определяющие общий цвет (тон) лица, шеи, рук – это общий тон в гриме, в макияже – грунтовка.
Общий тон – определённый цвет и насыщенность тона лица, шеи, рук, тела (тёмно-коричневый тон в негроидном гриме; общий тон аристократического образа отличается от тона крестьянина, простолюдина и т.д.).
Тонирование лица – использование тонирующих средств: прозрачного крема или эмульсии в натуральном макияже, плотного жирового театрального грима в театре.
Тон в изобразительном искусстве: 1) - исходный, простейший элемент светотени; 2) – степень светлоты какой-либо детали, цветового оттенка.3) - Свойства цветового оттенка.
Полутон – это «разбавленный» или высветленный общий тон; переход от освещенной части предмета (лица) к теневым его частям объемной формы. Используется при моделировании лица, т. е. при выявлении объемов лица и его деталей.
Теневые (моделирующие) краски – добавление к общему тону более тёмных красок оттеночного ряда: коричневой, чёрной, синей, зелёной либо соединённые вместе, используемые в композиции корректирующих (маскирующих), моделирующих цветов.
Полутеневые краски – это более «разбавленные», осветленные цвета теневых красок.
Блик – это светлое пятно, выявляющее выступающие части лица (скул, подбровного пространства и др.), а так же усиливающий теневые краски. Использование бликов, теней, полутеней делают острохарактерный, возрастной и другие сложные гримы-образы живописными, рельефными, профессиональными.
Линия– основной изобразительный элемент живописи, а также и в гриме. От правильности расположения и чёткости линии на лице зависит изобразительность и лаконизм в гриме-образе.
Блик – выявление выступающих частей лица, подчёркивание объёма носогубных складок, морщин. Правильное соединение теневых красок и бликов создают живописный, интересный, профессиональный грим, - это живопись портрета.
Грим, макияж и свет
Актёр, выполняющий грим в условиях конкретного спектакля, должен учитывать величину сцены, размеры зрительного зала, характер освещения сценической площадки. При малых размерах сцены и зрительного зала, когда зритель видит актёра на близком расстоянии, резкий, грубо сделанный грим будет раздражать зрителя, мешать восприятию спектакля. То же произойдёт, если расстояние со сцены до зрителя несколько больше, но освещена сцена очень сильно.
При больших размерах зрительного зала и сцены, когда зритель рассматривает актёра с далёкого расстояния, или при близком расстоянии, но при слабой освещённости сцены, - грим, сделанный мягко, с мелкими деталями, не будет производить должного впечатления, т.к. просто не будет видим.
При электрическом освещении (от ламп накаливания), вследствие его желтоватости, красные, оранжевые и жёлтые цвета светлеют. Голубовато-зелёные, синие, фиолетовые темнеют; светлота жёлто-зелёного цвета не меняется. Насыщенность красных цветов повышается, светло-жёлтые цвета сближаются с белыми; голубоватые зеленеют, синие теряют насыщенность, а тёмно-синие чернеют.
В условиях интенсивного освещения цвета теряют свою насыщенность, выбеливаются. При большой удалённости сцены от зрительного зала рисунок грима требует более сильной прорисовки и более насыщенной цветовой гаммы грима.
Помимо силы резкости теневых пятен в гриме имеют большое значение и цвета красок. При слабом освещении нельзя использовать тусклые оттенки цвета и полутона красок, - в таких случаях краски должны быть яркие и чистые.
При большой освещённости сцены, а также при близком расположении зрителя, грим следует делать мягче, переходы от тона к тону – более плавно, цвета красок могут быть тусклые.
При слабой освещённости сцены, а также при большой отдалённости зрителя, грим должен быть сделан резче, переходы от тона к тону – контрастно, цвета красок – более яркие и чистые.
При больших размерах зрительного зала грим рассчитывается на его середину.
При освещении грима концентрированным пучком света грим выглядит более объёмным, т.к. естественное расположение теней, образующихся на лице актёра, выявляет его объёмную форму. В этом случае больше работает скульптурно-объёмный приём грима, а не живописный, если необходимо актёру подчеркнуть резкую пластику лица образа.
Ровное освещение сцены без резких теней типично для старой сценографии, в условиях которой и развивалась так называемая «светотеневая» - живописная – техника грима. Рассеянный свет делает лицо актёра как бы лишённым объёма – плоским, и для подчёркивания его объёмности необходима хорошая тушовка (живопись), с чётко наложенными тенями, моделирующими формы и детали лица. Т.к. естеств. тени, подчёркивающие формы лица при этом свете выявлены слабо, то в данных условиях освещения возможно более широкое применение живописных приёмов грима.
В различные периоды техника грима изменялась в зависимости от характера освещения. Переходы от освещения масляного и свечами к газовому (20-30-е гг.19в.) и от газа – к электрическому свету (80-е гг. 19 в.) потребовали не только менее резкой техники гримирования (благодаря большей освещённости сцены), но и изменения всей палитры и характера гримировальных красок.
Но особенно сильные изменения грима происходят при современном освещении сцены (1947 г.) в случае использования различных цветных светофильтров.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|