|
Схема женского грима-макияжа первой половины 19 века
Общая цветовая гамма имеет контрастный характер:
дань эпохе романтизма: бледный тон лица без румянца
(т.н. романтическая или аристократическая бледность,
получаемая иногда с помощью уксуса), тёмные (чёрные) брови,
желательны темные тона волос как у женщин,
так и у мужчин.
Прически буржуазно-мещанского стиля Бидермайера (30-40 гг.), пришедшие из Вены, стали декоративным убранством головы. Сложные сооружения из локонов, волосяных бантов, бутафорских украшений повторяли силуэт костюма, где обнажённые плечи и огромные по объёму рукава, создавали горизонтальную композицию причёски и костюма.
Затем опять повторяются или существуют одновременно прически романтического стиля, например «Плакучая ива», а также изящные гладкие причёски с двойным пробором и др.
Характерным в облике мужчин XIX века первой половины было наличие бакенбард разной длины, формы; тёмных волос, слегка завитых и зачесанных на лицо. Пышные усы носили военные, гусары. Романтическая бледность, утончённый облик английского Денди, Байрона были распространены среди поэтов, аристократов. Буржуазия следовала той моде, где больше подчёркивалась мужественность, простота и удобство. Мужской исторический грим должен соответствовать в первую очередь социальной группе, здоровью, характеру, национальности.
Причёски второй половины XIX века. Во времена «Второй империи» во Франции и в Европе мода испытывает влияние, быстро меняющихся стилей, но основным является т.н. «Второе рококо», «Викторианский стиль», в котором повторяются силуэты невысоких причесок Рококо. Законодательницей этого стиля стала французская императрица Евгения. Её причёски были небольшими, женственными, но тяжеловато-приземистыми с венком из волос и цветов, со спускающимися на плечи локонами.
На основе этой причёски в 70-е гг. появляется популярная прическа «Каскад», имеющая различные рисунки, но которая стала широко использоваться в театре, в оперетте. В её силуэте основным становится профильный рисунок, где поднятый затылок и большое количество локонов, спускающихся каскадами на спину, делали её громоздкой. Используется много постижа: шиньонов, локонов, прядок.
Грим-макияж. Исторический грим женщины второй половины 19 века – это облик пышной женщины, где всё должно быть женственным, округлым. Обильно используются румяна, пудра, косметика и приёмы характерного грима, где учитываются происхождение, возраст и др.
В конце века, в эпоху увлечения демократией, равноправием, появлением массовой культуры, следованию моде «богемы», актрис - женский облик становится очень разным. Он соответствовал идеалам, вкусу, финансовым возможностям определённого класса, общества.
В конце века, когда появляется стиль «Модерн», происходит ещё большее смешение стилей или одновременное их присутствие. Прически отражали социальную принадлежность, вкусы, идеологию. Жёны буржуа продолжали носить «Каскад»; аристократки - «тяжёлые» и более скромные, но изысканные прически с дорогими украшениями.
«Символом эпохи» конца XIX века стала женская прическа «бандо», имеющая большой или средней величины валик из крупно завитых или ондулированных (плоско завитых) волос вокруг головы и небольшим пучком на макушке. Она стала популярной во всех слоях общества, но её предпочитали демократические и артистические. Эта прическа, более строгая, без украшений – символ интеллигентности - используются в пьесах А.П. Чехова.
В мужском облике (вторая половина XIX века) стали популярны бороды, усы, бакенбарды самых разных модификаций. Этот «предмет гордости», который требовал тщательного ухода, показывал определённую классовую принадлежность, характер, вкус.
Длинные, полу - длинные волосы носили чаще художники, артисты, т.е. люди «богемы», а также разночинцы («нигилисты»).
В России, с ХVIII века (реформы Петра 1) начинается отличие в идеалах, где крестьянство, старообрядцы, купцы, простой люд придерживались старым, древнерусским традициям во всём внешнем облике. Аристократия, буржуазия, интеллигенция и городское население следовало европейским.
Исторический мужской грим определяется наличием определённой формы, рисунка бороды и усов, или их отсутствием, причёски и всем приёмам характерного грима.
17. XX век (Модерн, Реализм, Сюрреализм, Футуризм, Поп-арт…)
Чрезвычайно быстрая смена стилей, моды, их одновременное существование, отвечающих определенным слоям населения; демократизм моды; новые понятия красоты, формы, колорита; проблемы массовой и высокой культуры. Отличие идеалов Европы и России после революции 17 года до второй половины века. Революционно новое в облике женщины ХХ века: короткая стрижка, яркий макияж (с моделировкой скул), короткая юбка.
1900 – 1913 (Модерн): особенность эпохи – огромные шляпы, вычурные прически, бандо; одновременно реалистические (демокр.) тенденции – деловая женщина, без косметики, украшений.
1913 – 1918: Отличие идеалов красоты Европы и России. Новый тип женской красоты – женщина-мальчик, тонкая, с мальчишеской стрижкой (Поль Пуаре). Это революционные тенденции в моде, идеалах.
20-30 годы: Годы НЭПа в России. Эклектика в моде, идеалах. В моде женщина округлых и изящных форм; вычурный макияж («женщина-вамп»). Основное в облике – стрижка каре, андуляция (плоская завививка), светлый тон лица, волос, яркие губы; завивка-перманент, популярная и у мужчин (Г. Шанель, Э. Скьяпарелли). В прическе становятся ещё более модными стрижки, более короткие волосы; завивки: перманент, химическая; блондирование (высветление) волос. Во внешнем облике женщин России (СССР), в макияже стали резко видны социальные аспекты идеалов «мещанства» и комсомолок. Следование моде немого кино: «женщина вамп» с перегруженным макияжем, где чёрные, тонкие брови, чёрная обводка вокруг глаза и ярко-красный рот контрастируют с белым тоном лица.
В облике мужчины («нэпмана») появляются тонкие усики («мерзавчики»), гладкие, тёмные и набриолиненные (воск) волосы или с завивкой перманент. Почти все мужчины носят усы, более простых по рисунку или усы «щёточки» («чаплинские»), короткую стрижку.
40-50 годы: В военные и послевоенные сократилось производство тканей. Простота в одежде, гимнастерки, ватники, но идеал женской красоты остается женственным: прически с валиком, завивки, блондирование; подчеркиваются брови и губы (К. Диор – «Нью лук», Фат, Бальмен, Баленсиага).
Женский облик проявляется в минимальных приёмах макияжа: только легкое подчеркивание бровей (в виде запятой) и губ. Пудра, румяна стали использоваться в 50-е годы, но в России они были предметами роскоши, а значит и мещанства. Своеобразная прическа этого времени, где небольшие валики надо лбом, завитые концы волос, спускающихся до плеч, собранные в сеточки и шляпки с вуалями, подчёркивали женственность.
60-70 годы: Эра «прет-а-порте», индустрия моды, профессия – стилист. Идеал красоты: высокие прически с начесом («Бабетта»), черная подводка глаз «а-ля-Клеопатра», розовые, почти бесцветные губы, шиньоны, парики. Мода упрощается, но используются дорогие ткани (П. Карден, Ю. Живанши).
В 70-е гг. появляются сухие цветные тени для век: бирюзового, голубого или серого цветов, которые наносятся на всё верхнее веко. Широко используются шиньоны. Мода упрощается, но появляются дорогие и синтетические ткани. Появляется интерес к европейской моде и следование ей: журналы мод, салоны модной одежды, её импорт в СССР.
80-90 годы: Театрализация моды, подиум-театр; смелые, авангардные линии высокой моды; яркий, контрастный макияж (тени оранжевого и розового цветов вместе), акцентируются скулы четкой линией ярко-розовых румян, губы – от едко-розового до цвета баклажана. Этот стиль макияжа пришел из поклонения рок группам, авангардных стилей Высокой моды.
В 90-е годы цвет декоративной косметики «успокаивается», авангард, этника – остаются на подиуме или на молодежных дискотеках. Возрождение российской высокой моды (В.Зайцев, Н.Юдашкин), стилистов-парикмахеров, визажистов. Следование в макияже принципам соответствия «цветовым типам лица», где основным становится цвет или подсвет кожи лица, а не цвет волос или цвет глаз. Автор Йоханнес Иттен, щвейцарский художник, исследователь цвета. К 2000-м гг. стиль макияжа, мода становятся ещё демократичнее, увеличивается интерес к психологии, физиогномике лица. Огромен рынок декоративной и гигиенической косметики как зарубежной, так и отечественной.
VI. 3.Этнический макияж
Использование приёмов и технологии театрального национально-исторического грима. Стилизация рисунка грима-макияжа расы, народностей при показе национальной моды, театрализации традиционного костюма в модных линиях (на подиуме), использование фрагментов стилизованных масок восточных театров («Кабуки», «Пекинской оперы»), этнические фрагменты в макияже африканского континента и других экзотических вкраплений в макияже европейских и отечественных фирм; в театре моды, в авангардных спектаклях (Р.Виктюк: «Служанки», «Саломея»).
Л И Т Е Р А Т У Р А
ГРИМ, МАКИЯЖ, ЦВЕТОВЕДЕНИЕ, ФИЗИОГНОМИКА
Умберто Эко. История красоты. - М., Слово/Slovo, 2005
Доменик Паке. История красоты. - М.: ООО “Издательство АСТ”, 2001
Патрис Пави. Словарь театра. - М., “ПРОГРЕСС”, 1991
Современная энциклопедия моды. Мода и стиль. - Аванта + Москва, 2002
Людмила Кибалова и др. Иллюстрированная энциклопедия моды. “Артия”, Прага, 1986
Ирина Сыромятникова. Искусство грима и макияжа. - М., Изд. дом «РИПОЛ КЛАССИК», ,2004
Р.Д. Раугул. Грим. - Ленинград, «Искусство», 1947
Ирина Сыромятникова. История прически.Издательский дом «РИПОЛ КЛАССИК» М., 2004
Ирина Сыромятникова. Искусство грима и прически. “ACADEMA”, М., 2000
Ли Бейган. Грим для театра, кино и телевидения. - М., «Искусство», 1997
М.Ф. Нестурх. Человеческие расы. -М., 1954
С.Сикорская, А.Сикорская. Имиджмейкерство в салоне красоты. Изд. дом «РИПОЛ КЛАССИК», 2005
Н. Сергеенкова. Волшебный мир макияжа. -М., «Цитадель», 1998
Маргит Рюдигер. Изысканный макияж. - АОЗТ «Кристина и К », 1994
Гизела Ватерман, Франциска Цингель. Ваш неповторимый стиль. Изд. Дом «Кристина», 2000
Христель Бушер. Какой цвет вам к лицу. - АОЗТ «Кристина и К », 199
Эвалд Шлитт. Маскарадный грим для праздников.-Ростов-на-Дону, «ФЕНИКС», 2005
Кадрон Крис. Раскрашиваем лицо. Театральный грим. - М., «Росмэн», 1998
Макс Люшер. Магия цвета. Харьков: АО «СФЕРА»; «Сварог», 1996
Алла Чернова …Все цвета мира кроме желтого.- М., «Искусство», 1987
В.М. Банщиков и др. О темпераменте человека. - М., 1974
Питер Шен, ДжойсУилсон. Макияж успеха. - М., «Яуза», 1998
Тимоти Маар. Чтение лица или китайское искусство физиогномики.- С. - П., АООТ «Иван Фёдоров», 1993
Гастон, Андре Дюрвиль в сотрудничестве с художником Эмилем Байи. Чтение по лицу характера, темперамента и болезненных предрасположений. - С-П., АООТ “ Иван Фёдоров”, 1993
Генри Лиин. Чтение по лицам. - М., Изд-во “ Торговый дом “ГРАНД”, 2000
Р. Уайтсайд. О чём говорят лица. - С-П., АО “ПИТЕР”, 1996
В. Кузнецова. Кинофизиогномика. - Ленинград, “Искусство”, 1978
Илья Щеглов. Тайны лица. - М., С-П., “ПИТЕР”, 2005
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|